Что понимается под психологической совместимостью локомотивной бригады
В целях совершенствования психофизиологического сопровождения в части касающейся психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»: |
фрагмент
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД» |
Оценка психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» является частью психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Глава 51 статья 328);
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Глава 5 статья 25);
Указание МПС России от 1 декабря 1999 г. №310у «О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 февраля 2006 г. № 318р «О передаче функций психофизиологического обеспечения и реабилитации работников локомотивных бригад в ведение Департамента здравоохранения»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 апреля 2009 г. №712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 сентября 2011г. № 2050р «Методические рекомендации по проведению восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20 ноября 2007 г. № 2193р «Положение о машинисте инструкторе локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
«Положение о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29 декабря 2005 г. № ЦТ-40;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 сентября 2010 г. № 2005р «О введении порядка организации работы командированных локомотивных бригад».
К работникам локомотивной бригады относятся машинист локомотива (МВПС) и помощник машиниста локомотива (МВПС). Состав локомотивной бригады должен быть постоянным. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год к летнему и зимнему графику движения поездов. Все остальные виды формирования локомотивной бригады считаются временными (при увольнении, переводе на другую работу, болезни, командировке одного из членов бригады, а также по направлению работодателя или по личной инициативе работника). Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе работы должен формироваться с учетом психологической совместимости.
Психологическая совместимость работников состоит из:
1. Профессиональной психофизиологической совместимости (учет критериев профессионально важных качеств);
2. Социально-психологической совместимости (учет личностных особенностей, социальных ролей, интересов и потребностей).
Указанные составляющие психологической совместимости дополняют друг друга и определяют психологическую совместимость работников в целом.
2. Профессиональная психофизиологическая совместимость работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
Комплектование локомотивных бригад осуществляется с учетом психофизиологических особенностей работников. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:
Если у машиниста отсутствуют уязвимые ПВК, то не имеет значения, какие уязвимые ПВК у его помощника.
Если машинист имеет уязвимое ПВК, то оно должно компенсироваться тем же, но высокоразвитым ПВК у помощника, например:
Если у машиниста готовность к экстренному действию или бдительность является уязвимым качеством, ему нужен помощник, у которого высокая готовность к экстренному действию или бдительность (при любом уровне устойчивости внимания, скорости его переключения, эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости)).
Если у машиниста устойчивость внимания и скорость его переключения является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем устойчивости внимания и скорости его переключения (при любом уровне готовности к экстренному действию или бдительности эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости)).
Если у машиниста эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость) является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости) (при любом уровне готовности к экстренному действию или бдительности, устойчивости внимания и скорости его переключения).
Если машинист имеет два уязвимых ПВК, то его помощник не должен иметь уязвимых ПВК.
В случае совпадения хотя бы одного уязвимого ПВК у обоих членов локомотивной бригады, такая бригада оценивается как профессионально непригодная и несовместимая.
Работники высокоскоростного движения не должны иметь уязвимых
3. Социально-психологическая совместимость работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
Опросник «ДМД» входит в состав методик профессионального психофизиологического отбора, а также периодического психофизиологического обследования и, таким образом, проводится регулярно в течение всего времени профессиональной деятельности работника.
Методика «Социометрия» проводится в период формирования персонального состава локомотивных бригад два раза в год к летнему (зимнему) графику движения поездов. Вновь поступившим работникам данная методика проводится не ранее чем через 3 месяца работы.
Инструкции по применению методики «Социометрия» и опросника «ДМД» представлены в Приложениях № 1, № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Порядок вынесения заключения по психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
1. Результаты группы профессиональной пригодности работника, которые содержатся в протоколе психофизиологического обследования.
2. Результаты по методике «Социометрия» из социоматрицы (Приложение№ 1).
3. Результаты опросника «ДМД» (Приложение № 2).
По результатам полученных данных выносится одно из следующих заключений на основе критериев психологической совместимости работников:
рекомендованы для совместной работы;
не рекомендованы для совместной работы.
Опросник «Диагностика межличностных диспозиций»
Опросник «Диагностика межличностных диспозиций» (опросник «ДМД») предназначен для прогноза социально-психологической совместимости работников, оценки свойств личности, изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий стиль отношения субъекта к окружающим людям.
Содержание обследования. Опросник «ДМД» позволяет оценить выраженность трех диспозиций. Опросник состоит из 53 пунктов с дихотомическим форматом ответов и содержит 4 шкалы: три содержательных и одну контрольную.
Содержательные шкалы оценивают личностные диспозиции, оказывающие наиболее заметное влияние на характер межличностного взаимодействия: доминантность (До), аффилиация (Аф) и враждебность (Вр).
Обследование может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы в бланковом формате. Форма регистрационного бланка представлена на рис. 1.
В верхней части бланка содержится очерченная рамкой область для регистрации идентификационных данных испытуемого и краткая инструкция по заполнению бланка.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен ряд утверждений, характеризующих особенности Ваших взаимоотношений с окружающими.
Следите за тем, чтобы номера утверждений и номера на бланке совпадали. Не пропускайте ни одного утверждения, для каждого выбирайте только один вариант оценки. Постарайтесь проявить при этом максимальную внимательность и откровенность.
Перед началом выполнения методики впишите необходимые данные о себе в верхней части бланка, не выходя за пределы рамки. Обратите также внимание на приведенные в этой же части бланка правила нанесения меток.
Если Вы хорошо поняли инструкцию, приступайте к заполнению бланка».
Что понимается под психологической совместимостью локомотивной бригады
В целях совершенствования психофизиологического сопровождения в части касающейся психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»: |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ОАО «РЖД» |
Оценка психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» является частью психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности работников.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Глава 51 статья 328);
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Глава 5 статья 25);
Указание МПС России от 1 декабря 1999 г. №310у «О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 февраля 2006 г. № 318р «О передаче функций психофизиологического обеспечения и реабилитации работников локомотивных бригад в ведение Департамента здравоохранения»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 апреля 2009 г. №712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 сентября 2011г. № 2050р «Методические рекомендации по проведению восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20 ноября 2007 г. № 2193р «Положение о машинисте инструкторе локомотивных бригад ОАО «РЖД»;
«Положение о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29 декабря 2005 г. № ЦТ-40;
Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 сентября 2010 г. № 2005р «О введении порядка организации работы командированных локомотивных бригад».
К работникам локомотивной бригады относятся машинист локомотива (МВПС) и помощник машиниста локомотива (МВПС). Состав локомотивной бригады должен быть постоянным. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год к летнему и зимнему графику движения поездов. Все остальные виды формирования локомотивной бригады считаются временными (при увольнении, переводе на другую работу, болезни, командировке одного из членов бригады, а также по направлению работодателя или по личной инициативе работника). Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе работы должен формироваться с учетом психологической совместимости.
Психологическая совместимость работников состоит из:
1. Профессиональной психофизиологической совместимости (учет критериев профессионально важных качеств);
2. Социально-психологической совместимости (учет личностных особенностей, социальных ролей, интересов и потребностей).
Указанные составляющие психологической совместимости дополняют друг друга и определяют психологическую совместимость работников в целом.
2. Профессиональная психофизиологическая совместимость работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
Комплектование локомотивных бригад осуществляется с учетом психофизиологических особенностей работников. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:
Если у машиниста отсутствуют уязвимые ПВК, то не имеет значения, какие уязвимые ПВК у его помощника.
Если машинист имеет уязвимое ПВК, то оно должно компенсироваться тем же, но высокоразвитым ПВК у помощника, например:
Если у машиниста готовность к экстренному действию или бдительность является уязвимым качеством, ему нужен помощник, у которого высокая готовность к экстренному действию или бдительность (при любом уровне устойчивости внимания, скорости его переключения, эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости)).
Если у машиниста устойчивость внимания и скорость его переключения является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем устойчивости внимания и скорости его переключения (при любом уровне готовности к экстренному действию или бдительности эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости)).
Если у машиниста эмоциональная устойчивость (помехоустойчивость) является уязвимым качеством, ему нужен помощник с высоким уровнем эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости) (при любом уровне готовности к экстренному действию или бдительности, устойчивости внимания и скорости его переключения).
Если машинист имеет два уязвимых ПВК, то его помощник не должен иметь уязвимых ПВК.
В случае совпадения хотя бы одного уязвимого ПВК у обоих членов локомотивной бригады, такая бригада оценивается как профессионально непригодная и несовместимая.
Работники высокоскоростного движения не должны иметь уязвимых
3. Социально-психологическая совместимость работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
Опросник «ДМД» входит в состав методик профессионального психофизиологического отбора, а также периодического психофизиологического обследования и, таким образом, проводится регулярно в течение всего времени профессиональной деятельности работника.
Методика «Социометрия» проводится в период формирования персонального состава локомотивных бригад два раза в год к летнему (зимнему) графику движения поездов. Вновь поступившим работникам данная методика проводится не ранее чем через 3 месяца работы.
Инструкции по применению методики «Социометрия» и опросника «ДМД» представлены в Приложениях № 1, № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Порядок вынесения заключения по психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»
1. Результаты группы профессиональной пригодности работника, которые содержатся в протоколе психофизиологического обследования.
2. Результаты по методике «Социометрия» из социоматрицы (Приложение№ 1).
3. Результаты опросника «ДМД» (Приложение № 2).
По результатам полученных данных выносится одно из следующих заключений на основе критериев психологической совместимости работников:
рекомендованы для совместной работы;
не рекомендованы для совместной работы.
Опросник «Диагностика межличностных диспозиций»
Опросник «Диагностика межличностных диспозиций» (опросник «ДМД») предназначен для прогноза социально-психологической совместимости работников, оценки свойств личности, изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий стиль отношения субъекта к окружающим людям.
Содержание обследования. Опросник «ДМД» позволяет оценить выраженность трех диспозиций. Опросник состоит из 53 пунктов с дихотомическим форматом ответов и содержит 4 шкалы: три содержательных и одну контрольную.
Содержательные шкалы оценивают личностные диспозиции, оказывающие наиболее заметное влияние на характер межличностного взаимодействия: доминантность (До), аффилиация (Аф) и враждебность (Вр).
Обследование может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы в бланковом формате. Форма регистрационного бланка представлена на рис. 1.
В верхней части бланка содержится очерченная рамкой область для регистрации идентификационных данных испытуемого и краткая инструкция по заполнению бланка.
Инструкция испытуемому: «Вам будет предложен ряд утверждений, характеризующих особенности Ваших взаимоотношений с окружающими.
Следите за тем, чтобы номера утверждений и номера на бланке совпадали. Не пропускайте ни одного утверждения, для каждого выбирайте только один вариант оценки. Постарайтесь проявить при этом максимальную внимательность и откровенность.
Перед началом выполнения методики впишите необходимые данные о себе в верхней части бланка, не выходя за пределы рамки. Обратите также внимание на приведенные в этой же части бланка правила нанесения меток.
Если Вы хорошо поняли инструкцию, приступайте к заполнению бланка».
Об особенностях психофизиологического обеспечения деятельности работников локомотивных бригад
АННОТАЦИЯ
Актуальность статьи обусловлена все более возрастающими требованиями к системе «человек – оператор», продиктованными стремительным прогрессом технических наук. В ситуации повышенного риска и особых условий профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, связанных с выраженным психоэмоциональным напряжением, одной из ключевых задач является изучение психологической надежности.
ABSTRACT
The relevance of the article is due to the ever-increasing requirements for the “man-operator” system dictated by the rapid progress of technical sciences. In a situation of higher risk and special conditions of professional activity of locomotive crew employees connected with significant psycho-emotional stress, one of the key tasks is the study of psychological reliability.
Ключевые слова: надежность, работники локомотивных бригад, психофизиологическое обеспечение, профессионально-важные качества.
Keywords: reliability; locomotive crew employees; psychophysiological maintenance; professionally important qualities.
Одним из наиболее актуальных вопросов на железнодорожном транспорте остается вопрос надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, составляющий одно из центральных звеньев безопасности движения. Сама профессия налагает на машиниста и помощника машиниста локомотива груз огромной ответственности, требуя постоянной готовности к принятию решений, выполнению квалифицированных и быстрых действий в нестандартных ситуациях, вызывая достаточно выраженное напряжение всех функциональных систем организма [4]. Под психологической надежностью понимается особое объединение качеств (профессиональных, психологических, физиологических) и функций трудовой активности субъекта, обеспечивающее устойчивую стабильность деятельности с возможностью определенных ошибочных действий [1].
Локомотивные бригады в процессе свой деятельности подвергаются не только психологическим перегрузкам, влиянию монотонности, стрессам, перегрузкам сенсорных систем, но и множественным вредным воздействиям рабочей среды, таким как вибрация, шум, электромагнитное излучение, статическое электричество и т.д. Поэтому далеко не каждый практически здоровый человек после теоретического обучения навыкам профессии способен управлять данным видом техники.
Значимая часть (до 80%, согласно данных исследований) крушений и аварий на железнодорожном транспорте связано со спецификой человеческого фактора, которая заключается в том, что отсутствие или недостаточная выраженность у человека определенных психологических свойств и качеств обуславливает потенциальную опасность его для собственной жизни и жизни окружающих людей при управлении локомотивом [1].
В связи с данной ситуацией на сети железных дорог Российской Федерации с 1985 года было внедрено психофизиологическое сопровождение деятельности работников локомотивных бригад, что позволило существенно повысить уровень безопасности движения поездов [5]. С 2010 года и по настоящее время ведутся работы по совершенствованию методов психофизиологического обеспечения, разрабатываются и включаются в план обследований работников различные методики и комплексы.
Критерием профессиональной пригодности служит прохождение модификаций тестов, различающихся в зависимости от условий работы (работа без помощника машиниста, высокоскоростное движение, работа в условиях монотонии и другое)[5]. Психологическое обследование поступающих на работу на должности машиниста и помощника машиниста проводится специалистом психофизиологического обеспечения Негосударственного учреждения здравоохранения ОАО «РЖД» (психологом), перед прохождением медицинской комиссии. Данное тестирование включает в себя изучение выраженности профессионально-важных качеств и особенностей личности.
Впоследствии, при осуществлении работником профессиональной деятельности, в его обязательства входит прохождение определенных видов тестирования [5]:
Психофизиологическое сопровождение также включает в себя проведение профилактических, восстановительных и оздоровительных мероприятий, направленных на снижение психоэмоционального напряжения, утомления и других отклонений функционального состояния работников локомотивных бригад в их профессиональной деятельности.
Таким образом, проблема надежности человеческого фактора на железнодорожном транспорте России решается довольно эффективно. Постоянное развитие системы психофизиологического обеспечения способствует повышению безопасности движения поездов, снижению профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, а также рациональному использованию трудовых ресурсов.
Как работают локомотивные бригады РЖД
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Здравствуйте Уважаемые любители железных дорог и Все кого интересует эта тема!
Каждый из нас хоть раз в жизни ездил куда-нибудь на поезде, вот мы сидим в купе, наслаждаемся дорогой, пейзажами или видим сны глубокой ночью, лежа на своих полках, короче наслаждаемся жизнью и вдруг среди ночного стука колес, убаюкивающего покачивания вагона промелькнет мысль: а кто же там впереди на электровозе или тепловозе не спит такой сладкой ночью и ведет наш поезд? Да, наш поезд ведет локомотивная бригада соблюдая все меры безопасности, скорость, внимательно следя за сигналами и все такое. Локомотивная бригада это машинист и помощник машиниста. Их работа строго регламентируется инструкциями, всякими приказами, регламентами, правилами и разными нормативными актами и еще она требует больших знаний локомотива, вагонов, пути, контактной сети и еще много, много разного. Ведь в конечном счете, несмотря на работу всех других служб локомотивная бригада остается одна на перегонах, станциях, ведя пассажирский или грузовой поезд и неся полную ответственность за жизнь людей, сохранность грузов и безопасность движения поезда. Вот так. Теперь посмотрим как организована работа этих людей.
Дом отдыха локомотивных бригад
По всей огромной сети железных дорог нашей России раскидана такая же огромная сеть локомотивных депо. Сейчас они разделены на эксплуатационные и ремонтные, хотя раньше были одним целым. Но не будем вдаваться в историю. Нас интересуют эксплуатационные локомотивные депо, в них и работают машинисты локомотивов и их помощники, обеспечивая бесперебойное движение поездов на своих участках круглосуточно. Каждое эксплуатационное локомотивное депо, называются они на профессиональном языке – ТЧЭ – тяговая часть эксплуатация, как мы и будем называть их дальше, имеет свои участки обслуживания, называемые тяговыми плечами. Их может быть много, длина их может быть разной, все зависит от местных условий, но тяговое плечо, это участок, вождение поездов на котором обеспечивают локомотивные бригады данного ТЧЭ. Конечно от Владивостока до Москвы одна локомотивная бригада поезд не ведет, так он и следует по всей нашей огромной стране по участкам которые обслуживают локомотивные бригады многих и многих ТЧЭ, которые меняют друг друга на определенных станциях. На этих станциях может производиться и смена локомотива /локомотивы тоже имеют свои участки обслуживания, только они намного длиннее/ и только смена локомотивных бригад без отцепки локомотива, так называемая «на проход».
Итак мы знаем, что поезда следуют круглосуточно и в любое время суток машинист и его помощник обязаны явиться на работу в определенное, так называемой явкой время, быть полностью готовым к работе и в надлежащем состоянии. Это очень и очень строго! Далее идет так называемое подготовительно-заключительное время: время от явки на работу и до начала движения поезда. В локомотивной среде работа называется «поездкой». Придя на работу машинист и помощник знакомятся с вновь поступившими приказами, инструктажами и прочими документами поступившими в депо за время их домашнего отдыха под роспись! Затем они получают у дежурного по депо маршрутный лист и направляются на ПРМО – предрейсовый медицинский осмотр. Осмотр проводится очень серьезно, измеряется артериальное давление, пульс ну и конечно проводится алкотест. Если что-то не так, врач может и не допустить к поездке кого-нибудь, тогда дежурный по депо и нарядчик локомотивных бригад будут срочно искать замену а отстраненный от поездки человек будет отправлен в поликлинику на осмотр специалиста и лечение.
кабина электровоза эп1
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/12-300×225.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/12.jpg» width=»600″ height=»450″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/12.jpg» alt=»кабина электровоза эп1 машинист | кабина электровоза эп1 | Движение24″class=»wp-image-579″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/12-300×225.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2019/07/12.jpg 600w» data-sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» /title=»кабина электровоза эп1 машинист | Движение24″ /> Машинист в кабине локомотива
Ну а если опьянение или даже остаточное явление от веселого времяпрепровождения перед поездкой, тогда скорее всего виновник лишится своей работы, за это разговор короткий! Пройдя медосмотр дежурный по депо подписывает маршрутный лист и в зависимости от местных условий локомотивная бригада следует для приемки локомотива на пути отстоя готовых к поездке локомотивов или на станцию для приема локомотива под поездом «на проход». Время явки разное, при смене локомотива больше, при следовании на проход конечно меньше. После приемки локомотива в депо локомотив следует на контрольный пост, где машинист по радиосвязи докладывает дежурному по станции номер локомотива, свою фамилию и под какой поезд следует. На этом подготовительное время заканчивается и начинается время фактической работы. При смене локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда принимающая локомотивная бригада принимает локомотив у прибывшей локомотивной бригады под роспись в маршрутном листе и журнале технического состояния локомотива, куда заносятся все замечания по локомотиву и отметки о произведенном ремонте. Ну а при смене локомотива локомотив прицепляется к составу а дальше все по определенным технологиям. При всех вариантах производится проба автоматических тормозов и другие необходимые технологические операции. Но мы их не будем касаться. Ну а дальше, вперед и в путь по своему тяговому плечу.
Вот проехав свой участок поезд прибывает на станцию смены локомотивных бригад, где локомотив может отцепляться от поезда или сдается на проход следующей локомотивной бригаде. Прибыв в так называемое оборотное депо, локомотивная бригада является к дежурному по депо, сдает маршрутный лист и следует в дом отдыха локомотивных бригад для отдыха, чтобы отдохнув вести другой поезд обратно домой. Время отдыха всегда должно быть не менее половины рабочего времени, которое затратила локомотивная бригада, оно фиксируется машинистом в маршрутном листе, который сдается дежурному по оборотному депо и тот строго этим руководствуется. В любом случае величина рабочего времени не должна превышать 12 часов. После отдыха локомотивная бригада прибывает к дежурному по депо по его вызову под определенный поезд и ведет его обратно. В оборотном депо все происходит также как дома в основном депо. Но как правило пассажирские локомотивные бригады следуют обратно ведя пассажирский поезд а грузовые, грузовой. Но бывает часто и смешанная езда.
Пассажирские тяговые плечи в большинстве случаев подлиннее, чем грузовые, это обусловлено и скоростными параметрами движения пассажирских и грузовых поездов и многими другими факторами, режимы ведения, технологии обработки пассажирских и грузовых поездов сильно отличаются. Прибыв обратно в основное депо локомотивная бригада сдает локомотив в депо, если была отцепка от поезда, либо сдает его на проход другой локомотивной бригаде. Далее машинистом заполняются маршрутный лист, расписываются скоростемерные ленты или модули регистрации системы КЛУБ-У /это как черные ящики на самолете/ и другие документы, все это сдается дежурному по депо. Все, можно домой отдыхать, до следующей явки. Могут завернуть и на прохождение послерейсового медосмотра, такая мера контроля активно работает на ОАО РЖД.
А ведь есть у нас и те, кто работает на маневрах, на маневровых локомотивах на станциях. В настоящее время работа на маневрах осуществляется, как правило, одним машинистом – в «одно лицо» по профессиональной терминологии. Могут работать и с помощниками машиниста. Там все практически также, только работа идет по графику: день, ночь, 48. Расшифрую: работа в день с 8.00 утра до 20.00 вечера, на маневрах работают строго по 12 часов, потом в 20.00 идем домой спать, следующим днем отдыхаем, а потом с 20.00 вечера до 8.00 утра, т.е., всю ночь. И после этого 48 часов отдыха.
Сейчас также апробируется работа в одно лицо в пассажирском движении в некоторых депо. Это сложная технология и требует серьезной работы а также повышенных требований к здоровью машинистов.
При этом машинисты и помощники обязаны в свободное время в определенные дни посещать технические занятия, сдавать зачеты, экзамены по профессиональной деятельности, а также посещать планерные совещания, проходить инструктажи по охране труда, электробезопасности и много, много еще всякого. Вообщем профессия не дает расслабляться и это правильно! Вот в целом на сегодня все.