Что понимается под рациональным использованием земель

Что понимается под рациональным использованием земель

Согласно действующему законодательству земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Земля имеет особую социальную ценность как недвижимость. С целью справедливого распределения и целевого использования земель ведется государственный земельный контроль (надзор).

Муниципальный земельный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, связанных с объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. За нарушение данных требований предусмотрена административная и иная ответственность. Так, пункт 3 статьи 72 ЗК РФ указывает на требования, предъявляемые к собственникам земельных участков в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Земельный кодекс РФ выделяет несколько видов такого контроля. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль за расположенными в границах городского округа объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют данный контроль в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют соответствующий контроль в отношении расположенных на межселенной территории района объектов недвижимости, по поводу которых возникают земельные правоотношения, а также в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав данного района, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Земельный контроль проводится органами местного самоуправления с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

– соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;

– исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;

– сбор достоверной информации о состоянии участков;

– предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;

– совершение действий, направленных на улучшение угодий;

– контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;

– приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Следует отметить, что могут возникнуть и внеплановые проверки. Основанием для их проведения служат:

– обнаружение данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;

– получение от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в 2 года. Проверки юридических лиц осуществляются согласно установленному плану работ или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на предстоящий год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют органы местного самоуправления.

Следует отметить, что если конкретный земельный участок подвергся плановой проверке, а соседний участок – нет, то это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Таким образом, проверка исполнения земельных норм в тот или иной момент может затронуть любого гражданина, проживающего на данной территории.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В качестве дополнений к акту необходимо прилагать фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю (только при проведении плановой проверки в отношении юридических лиц). В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

В течение 5 рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 статьи 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

Главная цель инспектирования муниципалитетом земельных правоотношений состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также должностных и физических лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране эксплуатации земель.

Источник

Землепользование

10 июля 2015 года, 13:03 просмотров: 3636

1. Территория, сформированная по однородному типу использования (извлечения потребительских свойств).

2. Процесс извлечения из земли, как пространственного операционного базиса, и из плодородного поверхностного слоя (почвы), как средства производства, их потребительских свойств.

3. Принятое наименование земельного участка в документах ГЗК (стр.6 формы Ф.1.1).

Землепользование – это свод законов и правил, которые направлены на правомерное использование земли, в качестве средства производства или рекреационного, Землепользованиеприродного и другого ресурса.

Понятие Землепользование — форма юридического пользования, не связанного, в основном, с сельскохозяйственным производством. Землепользователь, в сравнении с собственником и землевладельцем земельного участка, имеет более узкий круг прав.

Землепользование включает условия и правила, законы, которые установлены Федеральным законодательством. Что такое землепользование. Землепо́льзование — распоряжение земельной собственностью различными методами; эксплуатация земельных участков чужим или личным трудом. Способ использования земли имеет крупное значение не только в отношении развития в стране сельскохозяйственной экономики, но и в социальном смысле.

Порядок землепользования строго оговорен в соответствующем законодательстве. Категория земель — это часть единого земельного госфонда, которая выделяется по основному целевому назначению и имеет определенный правовой режим.

По своему функциональному назначению все земли имеют следующую классификацию:

Оптимальное землепользование — это использование максимально воз­можного в определенных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных затратах и без негативных последствий, включая смежные участки. На практике осуществление оптимального землепользования маловероятно, потому что при отсутствии видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. А значит реально можно говорить только о рациональном землепользовании.

В соответствии с некоторыми определениями рациональное использование земель — это обеспечение всеми землепользователями в процессе производства наибольшего эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами. Признаками нерационального использования земель служат: нецелевое использование; использование, ведущее к ощутимому снижению плодородия сельскохозяйственных земель; использование земель, приводящее к существенному ухудшению экологической ситуации.

Рациональное землепользование – это использование максимально возможного в конкретных природных условиях функционального потенциала земель при минимальных расходах на их эксплуатацию и при наименьших издержках на поддержку естественного потенциала. Помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, нужно учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель принято относить их экономное использование и экономное размещение объектов недвижимости.

К ка­чественным критериям можно отнести следующие:

Источник

Что понимается под рациональным использованием земель

от 20 ноября 2020 года N 783

Об утверждении Правил рационального использования земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения их плодородия

1. Утвердить прилагаемые Правила рационального использования земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения их плодородия.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области Нестеренко А.В.

Утверждены
постановлением
Правительства
Амурской области
от 20 ноября 2020 г. N 783

ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПЛОДОРОДИЯ

1. Настоящие Правила разработаны в целях охраны земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения, включающей в себя предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения по рациональному использованию земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения в Амурской области.

3. Настоящие Правила регламентируют деятельность собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения, направленную на сохранение и восстановление плодородия почв, увеличение урожайности сельскохозяйственных культур и, как следствие, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

4. Требования настоящих Правил обязательны для собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области.

5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

6. В целях обеспечения рационального использования земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения, обязаны:

1) не допускать деградацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их владении или пользовании;

3) не допускать снижения плодородия почв ниже уровня, зафиксированного результатами последнего тура агрохимического обследования, проведенного специализированными организациями, имеющими в соответствии с федеральным законодательством право на проведение такого обследования, по следующим агрохимическим показателям:

а) снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;

б) снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;

в) снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

г) снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;

4) осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими сохранение и воспроизводство плодородия почв земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения на основе научно обоснованного чередования культур в севообороте;

5) не допускать выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и побочной продукции сельскохозяйственных культур на землях (земельных участках) сельскохозяйственного назначения;

6) не допускать зарастание земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения сорной и древесно-кустарниковой растительностью, захламление бытовыми и производственными отходами путем:

а) проведения культуртехнической мелиорации земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения;

б) проведения опашки полей, очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от земель населенных пунктов, земель лесного фонда, дорог, опор линий электропередач;

в) исключения размещения на землях (земельных участках) сельскохозяйственного назначения предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов;

7) соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты в области обеспечения плодородия почв земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения, установленные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области;

8) содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения;

9) проводить не реже одного раза в пять лет агрохимическое обследование земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения с привлечением специализированных организаций, имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на проведение такого обследования, с целью формирования полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия указанных земель (земельных участков);

10) обеспечивать внесение удобрений в дозах и нормах, определяемых уполномоченным органом на соответствующий год;

11) представлять в уполномоченный орган сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов в порядке, определенном уполномоченным органом;

12) осуществлять мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных земель, по охране почв от ветровой и водной эрозии:

а) проводить противоэрозионную контурную обработку почвы (по горизонталям);

б) осуществлять залужение эрозионно опасных склонов;

в) создавать защитные лесные насаждения, предотвращающие ветровую и водную эрозию почв;

г) осуществлять строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений;

13) с целью недопущения возделывания и чередования культур в севообороте, способствующих распространению вредителей и возбудителей болезней растений:

а) использовать в структуре посевных площадей один из следующих компонентов: многолетние травы, зернобобовые культуры, чистые и сидеральные пары;

б) не допускать бессменного возделывания сои на одном поле более 2 лет подряд;

в) выращивать сою на площади, не превышающей величину от общей площади пашни, установленную уполномоченным органом на соответствующий год;

14) обеспечить проведение мероприятий по семеноводству и выполнение фитосанитарных требований по выращиванию сельскохозяйственных культур:

а) применение высокорепродукционных семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Дальневосточному региону;

б) соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных культур;

в) использование для посева семян зерновых культур и сои не ниже репродукций, определенных уполномоченным органом на соответствующий год;

г) проведение фитосанитарных мероприятий по обеззараживанию семян, борьбе с сорной и карантинной растительностью, болезнями и вредителями;

15) вести учет истории полей севооборотов в сроки, по форме и в порядке, установленные уполномоченным органом.

Источник

Что понимается под рациональным использованием земель

ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Источник

Понятие и содержание рационального использования и правовой охраны земель

Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель

Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель

Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель

Рациональное использование земли предполагает наличие количественного и качественного критериев.

Количественный критерий рационального использования земель выражается в двух параметрах:

1) экономное использование земли, которое достигается разумным размещением производственных мощностей и иных объектов на земле без превышения установленных нормативными актами пределов отвода;

2) рациональное совмещение размещаемых объектов.

Качественный критерий рационального использования земель выражается в сохранении производительной силы земли как основного средства производства: бережном отношении к почвенному покрову, как наиболее плодородной части земли; повышении уровня плодородия земель; отводе для несельскохозяйственных целей непригодных для сельского хозяйства или малопродуктивных земель; осуществлении мер по охране почв от водной и ветровой эрозии, загрязнения, заражения и других негативных последствий.

Правовое обеспечение рационального использования земель выражается в совокупности правовых форм и методов, в том числе и принудительного характера, направленных на создание условий для наиболее эффективного использования земель.

Содержание рационального использования земель включает основные требования, предъявляемые к землевладельцам, землепользователям, собственникам земельных участков, в том числе арендаторам, в данной сфере. Эти требования следует рассматривать в неразрывной связи с требованиями по охране земель, поскольку они находятся в диалектической связи и органическом единстве.

Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются на:

Так, в статье 89 Кодекса о земле содержатся предупредительные меры: необходимость благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки; сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками и др.

Статья 13 Кодекса о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на передачу в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельных участков, относящихся к землям, например, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Нормы земельного законодательства о возмещении убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, (статья 75 Кодекса о земле), а также о возврате самовольно занятых земельных участков и приведении их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки лиц (статья 72 Кодекса о земле) относятся к восстановительным мерам. Сюда же относятся нормы статьи 103 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой юридические лица, граждане, должностные лица, причинившие вред окружающей среде вследствие нарушения ими природоохранного законодательства, обязаны возместить его в соответствии с законодательством.

К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если они:

• самовольно заняли земельные участки;

• подвергли порче сельскохозяйственные и другие земли, загрязнили их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;

• засорили земли строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;

Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть фото Что понимается под рациональным использованием земель. Смотреть картинку Что понимается под рациональным использованием земель. Картинка про Что понимается под рациональным использованием земель. Фото Что понимается под рациональным использованием земель

• разместили, запроектировали, построили, ввели в эксплуатацию объекты, отрицательно влияющие на состояние земель; не использовали земельные участки или использовали их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;

• не выполнили требования природоохранного режима использования земель;

• не выполнили условия снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;

• несвоевременно возвратили временно занимаемые земли или не выполнили обязанности по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

• уничтожили, самовольно перенесли межевые знаки границ землепользовании и землевладений;

• исказили сведения, содержащиеся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

В юридической литературе достаточно глубоко разработано понятие «правовая охрана земель». Так, Ф. X. Адиханов считает, что сущность правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, в конечном счете, сводится к обеспечению правовыми средствами принципов приоритета права сельскохозяйственного землепользования и рационального использования земель этой категории. По мнению О. И. Крассова, между охраной права землепользования и землей как природным объектом существует прямая связь. Исходя из анализа понятий правовой охраны конкретных природных объектов и природных ресурсов, можно сделать вывод, что правовая охрана земель — это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния.

В силу статьи 89 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:

— предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

— улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

— создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;

— обеспечение землепользователей экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

Для реализации указанных целей землепользователи должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.

Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 89 Кодекса о земле. Так, землепользователи обязаны:

— благоустраивать и эффективно использовать земельные участки;

— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;

— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;

— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью и сорняками;

— сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;

— проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;

— восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать, нарушенные земли;

— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Правовые меры, связанные с охраной земель, содержатся в нормах и других отраслей законодательства. Так, статья 52 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает меры ответственности за неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования. Например, неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение требований природоохранного режима их использования, а также невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и иных процессов, ухудшающих состояние почв, либо использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех базовых величин и на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.

В силу статьи 53 Кодекса об административных правонарушениях порча земель, загрязнение их химическими и искусственными радиоактивными веществами, производственными и иными отходами и сточными водами при отклонении от норм действующего законодательства влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до десяти минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от пяти до двадцати пяти минимальных заработных плат; засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех минимальных заработных плат, а на должностных лиц — от трех до десяти базовых величин.

В Кодексе о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При производстве указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, В противном случае, как определено в статье 91 Кодекса о земле, должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право «вносить в установленном порядке предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки».

Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами конституционного, административного и земельного законодательства. Среди них: Конституция Республики Беларусь (статьи 13, 46, 55); Кодекс Республики Беларусь о земле; КоАП; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства; приказы и инструктивные материалы Минприроды, Госкомимущества и других органов государственного управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *