Что понимается под развитием двигательных способностей пловца
«Развитие физических качеств пловца» реферат
В помощь тренеру по плаванию.
Просмотр содержимого документа
«»Развитие физических качеств пловца» реферат»
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Реферат по дисциплине:
«Развитие физических качеств в процессе обучения плаванию»
Галактионова Татьяна Станиславовна
Общая физическая подготовка ……………………… 4 стр.
Развитие силы пловца………………………………… 5 стр.
Развитие гибкости…………………………………….. 6 стр.
Развитие скоростных качеств пловца……………….. 7 стр.
Развитие выносливости пловца……………………… 9 стр.
Список литературы………………………………………. 11стр.
Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У школьников основной вид деятельности – это умственный, требующий постоянной концентрации внимания и удержания тела в сидячем положении.
Занятия плаванием способствуют более успешному прохождению процесса развития двигательных качеств у занимающихся, что в свою очередь, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения технике плавания физические качества играют специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения техники плавания связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше.
Поэтому одна из главных задач нашего исследования- экспериментально обосновать возможность развивать физические качества в условиях водной среды и с их помощью формировать необходимые двигательные навыки и умения в процессе освоения техники плавания.
Существующие в практике методики развития физических качеств содержат различные упражнения, выполняемые на суше и в воде, с использованием технических средств и приспособлений и без них. В воде хорошо развиваются такие физические качества, как выносливость и быстрота (скоростные качества). Методика развития этих качеств у спортсмена достаточно широко освещена. В то же время эти и другие качества тренеры развивают главным образом на суше (имитационные и общеразвивающие упражнения) и только отчасти в воде.
Водная среда – идеальное условие для развития силы (сопротивление воды), быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, выполнение которых в воде облегчается).
Плавание является одним из наиболее массовым видом спорта, поскольку это уникальный вид физических упражнений, связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной средой. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Поэтому изучение методики развития физических качеств в условиях водной среды с определением характера и дозировки нагрузок очень актуально.
Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном в спортивной подготовке пловца. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки. Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водой среды.
ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняется на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.0, закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.
Сила как физическое качество представляет собой возможность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или групп мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым качествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.
Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). К второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т.е. развивают, как силу, так и быстроту (например, толкание ядра) Собственно силовые упражнения вызывают значительное напряжение мышц, в то время, как скоростно-силовые – быстроту их сокращения.
На суше для развития специальной силы пловца применяют упражнения с отягощениями, с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах с грузами. При выполнении упражнений траектория движения конечностей, распределение усилий во времени и темп должны быть по возможности сходными с движениями пловца. В процессе развития абсолютной силы упражнения с большим сопротивлением: подъем штанги, подтягивания на перекладине, отжимания на брусьях с дополнительным отягощением, изометрические упражнения с предельным усилием и т.п. следует выполнять с отдыхом между подходами не менее двух минут. Для развития абсолютной силы детей 7-10 лет используют упражнения только с преодолением собственного веса: подтягивания, лазания. Висы, упоры, прыжки и т.п.
Для развития специальной силовой выносливости пловца применяют упражнения на суше на тренажерах, позволяющих имитировать усилия при выполнении гребковых движений (блочные устройства, скользящие наклонные скамейки, передвигающиеся тележки, амортизаторы и др.).
В воде для развития специальной силы применяют плавание с лопаточками, надетыми на руки, и плавание с различными тормозными устройствами (резиновый круг, или тренировочная доска между ног, пояс с тормозной пластинкой, тормозной парашют и др.).
Гибкость – это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в с свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечивали пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.
Для этого, чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение движений большей амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.
Гибкость пловца в зависимости от специализации в способах плавания несколько специфична. Так, для плавания кролем на груди и кролем на спине особенно необходима хорошая подвижность в плечевых и голеностопных суставах, а для плавания брассом – хорошая подвижность в коленных, тазобедренных и голеностопных.
На суше основными средствами повышения специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения. Упражнения для развития специальной гибкости включают в разминку и комплекс специальной гимнастики пловца, составленный с учетом избранного способа плавания.
В воде гибкость пловца развивается и поддерживается плаванием различными способами с акцентом на выполнении определенных элементов движений с максимальной амплитудой. Соотношение средств ОФП и СФП (спец. физич. подготовка) зависит от подготовленности пловца, периода тренировки, решаемых на тренировке задач.
Скорость характеризуется способностью человека выполнять то или иное движение с наименьшей затратой времени, которая зависит от величины сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме того, скорость зависит от быстроты нервно-мышечной реакции, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами её развития являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных способностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития скорости, необходимо овладеть всеми её проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель ( стартовый сигнал, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.
Для развития скоростных качеств необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие скорости у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.
Воспитание скоростных способностей юных пловцов, и прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше, быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения ( выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лёжа и т.п.) Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.
Развитие скоростных способностей начинается в процессе овладения рациональной спортивной техникой. Прежде всего добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и отрезках. При развитии скоростных способностей применяют плавание поперек бассейна, эстафеты, плавание в спарринге, с лидирование, плавание с различными вариантами дыхания и др.. Используют упражнения с нарастанием и уменьшением усилий.
Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном цикле – после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой.
Выносливость – это способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижений и времени, в течении которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и функциональной подготовленности человека.
В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная выносливость – длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специальных физических упражнений).
В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость – способность пловца проплывать основную дистанцию с максимально равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат.
Базовая выносливость развивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки и др.), выполняемых в 1 и 2 пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений, при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений.
Развитие специальной выносливости может развиваться в процессе силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30-40 с до 3-4 минут. Однако основная форма развития СВ – это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций – плавание баттерфляем.
В условиях, когда двигательная активность любого человека (ребенка, подростка, взрослого) ограничена особенностями его темпа жизни, его режимом учебы или работы, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта, в том числе и плаванием, помогают раскрыться природным задаткам и способностям организма человека.
Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей человека:
— укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения;
— повышение функциональных возможностей организма;
— психофизическая подготовка к будущей спортивной или профессиональной деятельности;
— достижение наивысших спортивных результатов.
Плавание является важным, жизненно- необходимым двигательным навыком, а также эффективным средством развития двигательных качеств и укрепления здоровья.
В основе физического воспитания, спортивной тренировки, развития физических качеств лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным глубокое и основательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма человека, занимающегося плаванием, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства и методы физического воспитания.
Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследовании / Т.М.Абсалямов. Т.С.Тимакова. – М.: Физкульткра и спорт. 1983. – 191с.
ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Под Координационными способНостями Следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно и экономно, т. е. наиболее совершенно решать двигательные задачи. Существует много видов координационных способностей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мастерства пловцов.
Первый из них — Способность к Оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параМетров движений — Отражает совершенство таких специализированных восприятий как чувство развиваемых усилий, времени, темпа, ритма, воды.
Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных параметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной скоростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при работе на тренажерах или при плавании на привязи с ошибкой не превышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при различном темпе движений и шаге гребков.
Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных характеристик движений особенно важна в плавании, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности использования в процессе технико-тактической и физической подготовки зрительного и слухового анализаторов.
Второй вид координационных способностей, существенно влияющий на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловцов, — Способность К произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений.
Уровень развития координационных способностей пловцов зависит от многих компонентов, совершенствованию которых должно быть уделено необходимое внимание в процессе спортивной подготовки.
Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи. При наличии этих
Умений спортсмен может обеспечить эффективную импульса-цию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.
Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память — свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их при необходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков различной сложности, с помощью которых могут быть решены разнообразные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.
Большая роль отводится и мы-шечно-тактильной чувствительности, которая отличается избирательностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, вовлекающих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.
Высокий уровень координаци
онных способностей позволяет
спортсмену быстро овладевать
новыми двигательными навыками;
рационально использовать имею
щийся запас навыков и двигатель
ных качеств — силовых, скорос
тных возможностей, выносливости,
гибкости, обеспечивать необходи
мую вариативность движений в со
ответствии с требованиями, возни
кающими в конкретных ситуациях
тренировочной и соревновательной
деятельности (Лях, 1989; Hirtz, 1994;
Платонов, 1997).
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из объема освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эф-
Фективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.
Виды координационных способностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования данного качества.
Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, является их сложность, нетрадиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении средств повышения координационных способностей следует помнить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.
Все это обусловливает необходимость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообразных упражнений и методических приемов.
Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для плавания, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке пловцов широко используются сложные в координационном отношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительного характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и водно-
Лыжного спорта). Применяются
также различные гимнастические
упражнения, элементы акробати
ки. Однако эти упражнения созда
ют лишь основу для проявления
координационных способностей
при выполнении специально-
подготовительных упражнений. Их
реализация в специфических усло
виях плавания и дальнейшее со
вершенствование применительно к
кругу задач, характерных для со
ревновательной деятельности
пловцов, требует целенаправлен
ной работы с использованием спе
циальных методов и средств. В свя
зи с тем, что круг специальных
средств развития координацион
ных способностей весьма ограни
чен, основной направленностью
методики их совершенствования
по мере углубления спортивной
специализации становится введе
ние разнообразия при выполнении
привычных действий, обеспечива
ющего возрастающие требования
к координации движений. Это дос
тигается различными методически
ми приемами, в основе которых
может быть введение необычных
исходных положений; вариатив
ность динамических, временных и
пространственных характеристик
движений; создание неожиданных
ситуаций за счет изменения места
занятий и условий их проведения;
использование тренажерных ус
тройств и специального оборудо
вания для расширения диапазона
вариативности двигательных навы
ков. Следует учитывать, что при
совершенствовании координаци
онных способностей заученные
движения практически перестают
оказывать тренирующее воздей
ствие и в лучшем случае позволя
ют удерживать координационные
способности на достигнутом
уровне.
В тренировке квалифицированных пловцов не планируется отдельных занятий, способствующих развитию координационных способностей. Комплексы упражнений, направленных на их совер-
Шенствование, должны ежедневно и органически вписываться в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.
Известно, что для пловцов высокого класса характерна большая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.
Способность к выбору оптимального варианта двигательных действий в зависимости от ситуации, сложившейся в соревнованиях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномерной скорости.
Способность пловца к эффективному варьированию основными характеристиками движений в значительной мере обусловливается как уровнем совершенства координационных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это определяет одно из существенных требований к методике: выполнять работу, направленную на совершенствование координационных способностей, не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого или явного утомления.
Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий — чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представлены упражнения для совершенствования специализированных восприятий.
При развитии координационных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограничение зрительного и слухового контроля за двигательными действиями предъявляет повышенные
Требования к мышечному чувству, активизирует функцию проприо-цептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений. Целесообразно и акцентированное воздействие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо — и ритмолидеры, способствующие выработке оптимального темпа и ритма движений и способности к его регулированию.
При совершенствовании способности пловца к произвольному расслаблению мышц следует использовать следующие методические приемы:
• формировать у спортсменов установку на необходимость расслабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;
• максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьировать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня интенсивности к другому, использовать упражнения различной продолжительности ;
ГЛАВА 24
Развитие Координационных Способностей
• выполнять упражнения с акцентом на максимальное расслабление мышц при различном функциональном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;
• акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.
При планировании работы, направленной на совершенствование координационных возможностей, надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, интенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражнений, продолжительность пауз между упражнениями.
При совершенствовании координационных возможностей планируются задания разной сложности: от простых, стимулирующих деятельность нервно-мышечного аппарата и готовящих организм пловца к более сложным заданиям, — до сложнейших упражнений, требующих полной мобилизации координационных возможностей спортсменов в диапазоне 75 — 90% максимального уровня сложности. Работа в указанном диапазоне Сложности, с одной стороны, предъявляет организму спортсмена достаточно высокие требования, стимулирующие реакции адаптации, лежащие в основе прироста координационных способностей, а с другой стороны, не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способностей к эффективной работе, что обеспечивает выполнение большого суммарного объема работы.
Задания относительно невысокой (40 — 60% максимального уровня) и умеренной (60 — 75%) сложности применяются при подготовке юных пловцов. Пловцы высокого класса в небольшом объеме (10—15% общего объема) могут использовать упражнения околопредельной и предельной сложности.
Интенсивность работы при выполнении отдельных упражнений и их продолжительность могут колебаться в широком диапазоне. В отношении интенсивности применительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, существует общая тенденция: планирование невысокой интенсивности на начальных этапах совершенствования координационных способностей применительно к конкретным двигательным действиям до использования околопредельной и предельной интенсивности, когда речь идет о совершенствовании координационных способностей4 в непосредственной взаимосвязи с достижением высоких показателей при выполнении стартов, поворотов, проплывании отрезков дистанции в условиях соревнований.
Продолжительность отдельных упражнений невелика, когда ставится задача решения сложных в координационном отношении задач, например, освоения новых элементов техники скоростного поворота, совершенствования способности к расслаблению мышц в условиях плавания с максимально доступной скоростью и т. п.
Когда же ставится задача формирования оптимального ритма движений при плавании с умеренной скоростью или совершенствования способностей к эффективной регуляции важнейшими параметрами движений в условиях утомления, то продолжительность отдельных упражнений может достичь 10—15 мин и более.
Следует всегда помнить, что у пловцов высокой квалификации процесс совершенствования координационных способностей органически увязан с решением задач технико-тактического совершенствования, развитием скоростно-силовых качеств и выносливости. Поэтому интенсивность работы и ее длительность определяется необходимостью комплексного решения задач специальной подготовки.
Развитие Двигательных Качеств У Пловцов
Продолжительность пауз между упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координационных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособности пловцов, а также их психологическую настройку на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, например, когда ставится задача выполнения работы в условиях утомления, паузы могут быть очень короткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.
Для совершенствования координационных способностей эффективно использование идеомо-торной и аутогенной тренировки.
Идеомоторная тренировка позволяет пловцу многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу движений, времени проплывания отрезков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движений на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигательной информации является эффективным средством совершенствования координационных способностей пловца.
Из методов аутогенной тренировки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального состояния. Формулы, ориентированные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весьма эффективны для совершенствования координационных способностей квалифицированных пловцов.