Что понимается под развитием двигательных способностей пловца

«Развитие физических качеств пловца» реферат

В помощь тренеру по плаванию.

Просмотр содержимого документа
«»Развитие физических качеств пловца» реферат»

С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Реферат по дисциплине:

«Развитие физических качеств в процессе обучения плаванию»

Галактионова Татьяна Станиславовна

Общая физическая подготовка ……………………… 4 стр.

Развитие силы пловца………………………………… 5 стр.

Развитие гибкости…………………………………….. 6 стр.

Развитие скоростных качеств пловца……………….. 7 стр.

Развитие выносливости пловца……………………… 9 стр.

Список литературы………………………………………. 11стр.

Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У школьников основной вид деятельности – это умственный, требующий постоянной концентрации внимания и удержания тела в сидячем положении.

Занятия плаванием способствуют более успешному прохождению процесса развития двигательных качеств у занимающихся, что в свою очередь, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения технике плавания физические качества играют специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения техники плавания связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше.

Поэтому одна из главных задач нашего исследования- экспериментально обосновать возможность развивать физические качества в условиях водной среды и с их помощью формировать необходимые двигательные навыки и умения в процессе освоения техники плавания.

Существующие в практике методики развития физических качеств содержат различные упражнения, выполняемые на суше и в воде, с использованием технических средств и приспособлений и без них. В воде хорошо развиваются такие физические качества, как выносливость и быстрота (скоростные качества). Методика развития этих качеств у спортсмена достаточно широко освещена. В то же время эти и другие качества тренеры развивают главным образом на суше (имитационные и общеразвивающие упражнения) и только отчасти в воде.

Водная среда – идеальное условие для развития силы (сопротивление воды), быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, выполнение которых в воде облегчается).

Плавание является одним из наиболее массовым видом спорта, поскольку это уникальный вид физических упражнений, связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной средой. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Поэтому изучение методики развития физических качеств в условиях водной среды с определением характера и дозировки нагрузок очень актуально.

Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном в спортивной подготовке пловца. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки. Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водой среды.

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняется на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.0, закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Сила как физическое качество представляет собой возможность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или групп мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым качествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.

Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). К второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т.е. развивают, как силу, так и быстроту (например, толкание ядра) Собственно силовые упражнения вызывают значительное напряжение мышц, в то время, как скоростно-силовые – быстроту их сокращения.

На суше для развития специальной силы пловца применяют упражнения с отягощениями, с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах с грузами. При выполнении упражнений траектория движения конечностей, распределение усилий во времени и темп должны быть по возможности сходными с движениями пловца. В процессе развития абсолютной силы упражнения с большим сопротивлением: подъем штанги, подтягивания на перекладине, отжимания на брусьях с дополнительным отягощением, изометрические упражнения с предельным усилием и т.п. следует выполнять с отдыхом между подходами не менее двух минут. Для развития абсолютной силы детей 7-10 лет используют упражнения только с преодолением собственного веса: подтягивания, лазания. Висы, упоры, прыжки и т.п.

Для развития специальной силовой выносливости пловца применяют упражнения на суше на тренажерах, позволяющих имитировать усилия при выполнении гребковых движений (блочные устройства, скользящие наклонные скамейки, передвигающиеся тележки, амортизаторы и др.).

В воде для развития специальной силы применяют плавание с лопаточками, надетыми на руки, и плавание с различными тормозными устройствами (резиновый круг, или тренировочная доска между ног, пояс с тормозной пластинкой, тормозной парашют и др.).

Гибкость – это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в с свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечивали пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.

Для этого, чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение движений большей амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Гибкость пловца в зависимости от специализации в способах плавания несколько специфична. Так, для плавания кролем на груди и кролем на спине особенно необходима хорошая подвижность в плечевых и голеностопных суставах, а для плавания брассом – хорошая подвижность в коленных, тазобедренных и голеностопных.

На суше основными средствами повышения специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения. Упражнения для развития специальной гибкости включают в разминку и комплекс специальной гимнастики пловца, составленный с учетом избранного способа плавания.

В воде гибкость пловца развивается и поддерживается плаванием различными способами с акцентом на выполнении определенных элементов движений с максимальной амплитудой. Соотношение средств ОФП и СФП (спец. физич. подготовка) зависит от подготовленности пловца, периода тренировки, решаемых на тренировке задач.

Скорость характеризуется способностью человека выполнять то или иное движение с наименьшей затратой времени, которая зависит от величины сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме того, скорость зависит от быстроты нервно-мышечной реакции, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами её развития являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных способностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития скорости, необходимо овладеть всеми её проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель ( стартовый сигнал, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.

Для развития скоростных качеств необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие скорости у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

Воспитание скоростных способностей юных пловцов, и прежде всего на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше, быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения ( выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лёжа и т.п.) Разносторонняя физическая подготовка пловцов-подростков на суше создает хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.

Развитие скоростных способностей начинается в процессе овладения рациональной спортивной техникой. Прежде всего добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и отрезках. При развитии скоростных способностей применяют плавание поперек бассейна, эстафеты, плавание в спарринге, с лидирование, плавание с различными вариантами дыхания и др.. Используют упражнения с нарастанием и уменьшением усилий.

Упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном цикле – после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой.

Выносливость – это способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижений и времени, в течении которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и функциональной подготовленности человека.

В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная выносливость – длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специальных физических упражнений).

В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость – способность пловца проплывать основную дистанцию с максимально равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат.

Базовая выносливость развивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки и др.), выполняемых в 1 и 2 пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений, при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений.

Развитие специальной выносливости может развиваться в процессе силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30-40 с до 3-4 минут. Однако основная форма развития СВ – это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций – плавание баттерфляем.

В условиях, когда двигательная активность любого человека (ребенка, подростка, взрослого) ограничена особенностями его темпа жизни, его режимом учебы или работы, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта, в том числе и плаванием, помогают раскрыться природным задаткам и способностям организма человека.

Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей человека:

— укрепление здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения;

— повышение функциональных возможностей организма;

— психофизическая подготовка к будущей спортивной или профессиональной деятельности;

— достижение наивысших спортивных результатов.

Плавание является важным, жизненно- необходимым двигательным навыком, а также эффективным средством развития двигательных качеств и укрепления здоровья.

В основе физического воспитания, спортивной тренировки, развития физических качеств лежат глубокие биологические закономерности. Именно поэтому становится важным глубокое и основательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма человека, занимающегося плаванием, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства и методы физического воспитания.

Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследовании / Т.М.Абсалямов. Т.С.Тимакова. – М.: Физкульткра и спорт. 1983. – 191с.

Источник

ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Под Координационными способ­Ностями Следует понимать способ­ность человека быстро, точно, целе­сообразно и экономно, т. е. наибо­лее совершенно решать двигатель­ные задачи. Существует много ви­дов координационных способнос­тей. Применительно к спортивному плаванию следует выделить два, во многом определяющих уровень мас­терства пловцов.

Первый из них — Способность к Оценке и регуляции динамических и пространственно-временных пара­Метров движений — Отражает со­вершенство таких специализиро­ванных восприятий как чувство развиваемых усилий, времени, тем­па, ритма, воды.

Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных па­раметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной ско­ростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при ра­боте на тренажерах или при плава­нии на привязи с ошибкой не пре­вышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при раз­личном темпе движений и шаге гребков.

Способность к оценке и регуля­ции динамических и простран­ственно-временных характеристик движений особенно важна в плава­нии, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности ис­пользования в процессе технико-тактической и физической подго­товки зрительного и слухового ана­лизаторов.

Второй вид координационных способностей, существенно влияю­щий на эффективность трениро­вочной и соревновательной дея­тельности пловцов, — Способность К произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой спо­собности создает хорошие предпо­сылки для синхронизации деятель­ности мышц (синергистов и антаго­нистов) при выполнении разнооб­разных тренировочных и соревно­вательных упражнений.

Уровень развития координаци­онных способностей пловцов зави­сит от многих компонентов, совер­шенствованию которых должно быть уделено необходимое внима­ние в процессе спортивной подго­товки.

Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные дви­жения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характерис­тик движений всего тела и его от­дельных частей, планировать кон­кретные способы выполнения дви­жений в строгом соответствии с характером поставленной двига­тельной задачи. При наличии этих

Умений спортсмен может обес­печить эффективную импульса-цию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.

Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память — свойство центральной нервной системы запоминать дви­жения и воспроизводить их при не­обходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков раз­личной сложности, с помощью которых могут быть решены разно­образные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.

Большая роль отводится и мы-шечно-тактильной чувствительнос­ти, которая отличается избиратель­ностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подго­товительных упражнений, вовлека­ющих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.

Высокий уровень координаци­
онных способностей позволяет
спортсмену быстро овладевать
новыми двигательными навыками;
рационально использовать имею­
щийся запас навыков и двигатель­
ных качеств — силовых, скорос­
тных возможностей, выносливости,
гибкости, обеспечивать необходи­
мую вариативность движений в со­
ответствии с требованиями, возни­
кающими в конкретных ситуациях
тренировочной и соревновательной
деятельности (Лях, 1989; Hirtz, 1994;
Платонов, 1997).

Координационные способности проявляются в целесообразном вы­боре двигательных действий из объема освоенных навыков, их оп­тимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эф-

Фективнее он решает задачи, воз­никающие в тренировочной и со­ревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возника­ющие ситуации. Быстрота и эффек­тивность решения двигательных за­дач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.

Виды координационных способ­ностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования дан­ного качества.

Основной особенностью уп­ражнений, направленных на со­вершенствование координацион­ных способностей, является их сложность, нетрадиционность, но­визна, возможность многообраз­ных и неожиданных решений дви­гательных задач. При определении средств повышения координацион­ных способностей следует пом­нить, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двига­тельных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные дейст­вия.

Все это обусловливает необхо­димость применения при развитии координационных способностей большого количества разнообраз­ных упражнений и методических приемов.

Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для пла­вания, создает трудности для пол­ноценного развития координацион­ных способностей преимуществен­но за счет выполнения специально-подготовительных и соревнователь­ных упражнений. Поэтому в подго­товке пловцов широко используют­ся сложные в координационном от­ношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительно­го характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и водно-

Лыжного спорта). Применяются
также различные гимнастические
упражнения, элементы акробати­
ки. Однако эти упражнения созда­
ют лишь основу для проявления
координационных способностей
при выполнении специально-
подготовительных упражнений. Их
реализация в специфических усло­
виях плавания и дальнейшее со­
вершенствование применительно к
кругу задач, характерных для со­
ревновательной деятельности
пловцов, требует целенаправлен­
ной работы с использованием спе­
циальных методов и средств. В свя­
зи с тем, что круг специальных
средств развития координацион­
ных способностей весьма ограни­
чен, основной направленностью
методики их совершенствования
по мере углубления спортивной
специализации становится введе­
ние разнообразия при выполнении
привычных действий, обеспечива­
ющего возрастающие требования
к координации движений. Это дос­
тигается различными методически­
ми приемами, в основе которых
может быть введение необычных
исходных положений; вариатив­
ность динамических, временных и
пространственных характеристик
движений; создание неожиданных
ситуаций за счет изменения места
занятий и условий их проведения;
использование тренажерных ус­
тройств и специального оборудо­
вания для расширения диапазона
вариативности двигательных навы­
ков. Следует учитывать, что при
совершенствовании координаци­
онных способностей заученные
движения практически перестают
оказывать тренирующее воздей­
ствие и в лучшем случае позволя­
ют удерживать координационные
способности на достигнутом
уровне.

В тренировке квалифицирован­ных пловцов не планируется от­дельных занятий, способствующих развитию координационных спо­собностей. Комплексы упражне­ний, направленных на их совер-

Шенствование, должны ежедневно и органически вписываться в прог­раммы тренировочных занятий, ут­реннюю зарядку.

Известно, что для пловцов высо­кого класса характерна большая ва­риативность динамических, прос­транственных и временных харак­теристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.

Способность к выбору опти­мального варианта двигательных действий в зависимости от ситуа­ции, сложившейся в соревновани­ях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномер­ной скорости.

Способность пловца к эффек­тивному варьированию основными характеристиками движений в зна­чительной мере обусловливается как уровнем совершенства коорди­национных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это опре­деляет одно из существенных тре­бований к методике: выполнять ра­боту, направленную на совершен­ствование координационных спо­собностей, не только в условиях ус­тойчивого состояния, но и в состо­янии скрытого или явного утом­ления.

Развитие координационных способностей тесно связано с со­вершенствованием специализиро­ванных восприятий — чувства во­ды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представ­лены упражнения для совершен­ствования специализированных восприятий.

При развитии координацион­ных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограни­чение зрительного и слухового кон­троля за двигательными действия­ми предъявляет повышенные

Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть картинку Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Картинка про Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловца

Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть картинку Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Картинка про Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловцаТребования к мышечному чувству, активизирует функцию проприо-цептивной чувствительности и спо­собствует повышению эффектив­ности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений. Целесооб­разно и акцентированное воздей­ствие на один из анализаторов для принудительного формирования чувства темпа и ритма. Например, в последние годы в плавании широко используются звуковые и световые темпо — и ритмолидеры, способству­ющие выработке оптимального темпа и ритма движений и способ­ности к его регулированию.

При совершенствовании спо­собности пловца к произвольному расслаблению мышц следует ис­пользовать следующие методичес­кие приемы:

• формировать у спортсменов установку на необходимость рас­слабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;

• максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьиро­вать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня ин­тенсивности к другому, использо­вать упражнения различной про­должительности ;

Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть картинку Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Картинка про Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловцаГЛАВА 24

Развитие Координационных Способностей

• выполнять упражнения с ак­центом на максимальное расслабле­ние мышц при различном функцио­нальном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;

• акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.

При планировании работы, нап­равленной на совершенствование координационных возможностей, надо учитывать разные компоненты нагрузки: сложность заданий, ин­тенсивность и продолжительность выполнения отдельных упражне­ний, продолжительность пауз меж­ду упражнениями.

При совершенствовании коор­динационных возможностей пла­нируются задания разной слож­ности: от простых, стимулирую­щих деятельность нервно-мышеч­ного аппарата и готовящих орга­низм пловца к более сложным заданиям, — до сложнейших уп­ражнений, требующих полной мобилизации координационных возможностей спортсменов в диа­пазоне 75 — 90% максимального уровня сложности. Работа в ука­занном диапазоне Сложности, с од­ной стороны, предъявляет организ­му спортсмена достаточно высокие требования, стимулирующие реак­ции адаптации, лежащие в основе прироста координационных спо­собностей, а с другой стороны, не приводит к быстрому утомлению анализаторов и снижению способ­ностей к эффективной работе, что обеспечивает выполнение большо­го суммарного объема работы.

Задания относительно невысо­кой (40 — 60% максимального уровня) и умеренной (60 — 75%) сложности применяются при под­готовке юных пловцов. Пловцы высокого класса в небольшом объ­еме (10—15% общего объема) могут использовать упражнения околопредельной и предельной сложности.

Интенсивность работы при вы­полнении отдельных упражнений и их продолжительность могут ко­лебаться в широком диапазоне. В отношении интенсивности приме­нительно к самым разнообразным упражнениям и заданиям, сущес­твует общая тенденция: планиро­вание невысокой интенсивности на начальных этапах совершен­ствования координационных спо­собностей применительно к кон­кретным двигательным действиям до использования околопре­дельной и предельной интенсив­ности, когда речь идет о совершен­ствовании координационных спо­собностей4 в непосредственной взаимосвязи с достижением высо­ких показателей при выполнении стартов, поворотов, проплывании отрезков дистанции в условиях со­ревнований.

Продолжительность отдельных упражнений невелика, когда ста­вится задача решения сложных в координационном отношении за­дач, например, освоения новых элементов техники скоростного по­ворота, совершенствования способ­ности к расслаблению мышц в ус­ловиях плавания с максимально доступной скоростью и т. п.

Когда же ставится задача фор­мирования оптимального ритма движений при плавании с уме­ренной скоростью или совершен­ствования способностей к эффек­тивной регуляции важнейшими па­раметрами движений в условиях утомления, то продолжительность отдельных упражнений может дос­тичь 10—15 мин и более.

Следует всегда помнить, что у пловцов высокой квалификации процесс совершенствования коор­динационных способностей органи­чески увязан с решением задач технико-тактического совершен­ствования, развитием скоростно-силовых качеств и выносливости. Поэтому интенсивность работы и ее длительность определяется необ­ходимостью комплексного решения задач специальной подготовки.

Развитие Двигательных Качеств У Пловцов

Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Смотреть картинку Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Картинка про Что понимается под развитием двигательных способностей пловца. Фото Что понимается под развитием двигательных способностей пловцаПродолжительность пауз меж­ду упражнениями также зависит от конкретных задач, стоящих при совершенствовании координаци­онных способностей. Например, при выполнении новых сложных заданий паузы достаточно велики (1 — 3 мин) и должны обеспечивать восстановление работоспособнос­ти пловцов, а также их психологи­ческую настройку на эффектив­ное выполнение очередного зада­ния. В отдельных случаях, напри­мер, когда ставится задача выпол­нения работы в условиях утом­ления, паузы могут быть очень ко­роткими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.

Для совершенствования коор­динационных способностей эф­фективно использование идеомо-торной и аутогенной тренировки.

Идеомоторная тренировка поз­воляет пловцу многократно мыс­ленно воспроизводить мышеч­ные ощущения соответствующие разной степени напряжения и расслабления, разным темпу дви­жений, времени проплывания от­резков, развивающим усилиям и т. д. Мысленное восприятие движе­ний на основе кинестетических, слуховых ощущений и двигатель­ной информации является эффек­тивным средством совершенство­вания координационных способ­ностей пловца.

Из методов аутогенной трени­ровки в практике подготовки пловцов используются формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции и эмоционального сос­тояния. Формулы, ориентиро­ванные на расслабление всей мышечной системы, выборочное расслабление отдельных мышц и мышечных групп, регуляцию психической напряженности, весь­ма эффективны для совершенство­вания координационных способ­ностей квалифицированных плов­цов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *