Что понимается под рекреационными ресурсами

Рекреационные ресурсы

Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть фото Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть картинку Что понимается под рекреационными ресурсами. Картинка про Что понимается под рекреационными ресурсами. Фото Что понимается под рекреационными ресурсами

Рекреационные ресурсы — это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

К рекреационным ресурсам относятся:

Рекреационные ресурсы — это совокупность элементов природных, природно-технических и социально-экономических геосистем, которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Рекреационные ресурсы кроме природных объектов включают любые виды вещества, энергии, информации, являющиеся основой функционирования, развития, стабильного существования рекреационной системы. Рекреационные ресурсы являются одной из предпосылок формирования отдельной отрасли хозяйства — рекреационного хозяйства.

В современном мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы, т. е. ресурсы природных территорий, как зон отдыха, лечения и туризма. Конечно, эти ресурсы нельзя назвать чисто природными, так как к ним относятся и объекты антропогенного происхождения, в первую очередь историко-архитектурные памятники (например, дворцово-парковые ансамбли Петродворца под Санкт-Петербургом и Версаля под Парижем, римский Колизей, афинский акрополь, египетские пирамиды, Великая Китайская стена и др.). Но основу рекреационных ресурсов составляют все же природные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы и т. д.

Классификация рекреационных ресурсов в курортологии

Сферы обслуживания

Представить себе современную жизнь без школ, больниц, магазинов, предприятий питания, музеев и т. д. просто невозможно. Все эти виды предприятий входят в состав сферы обслуживания (сферы услуг)(рис.48). Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но и в пределах каждого из них — между сельской местностью и городом, даже в пределах крупного города — между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными») районами. Размещение предприятий сферы обслуживания определяется и различной частотой спроса на разные виды услуг. Играет роль и объем спроса на услуги. В селе или поселке не может существовать театр. Пожалуй, единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство.

Источник

Понятие о рекреационных ресурсах

Туризм как отрасль хозяйства имеет выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он:

Ø вызывает миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;

Ø вовлекает в хозяйственный оборот ранее не используемые природные комплексы и их элементы;

Ø комплексно использует природные ресурсы;

Ø ввиду многоцелевого природопользования предъявляет весьма разнообразные требования к природным комплексам;

Ø удачно сочетается с другими видами природопользования – сельским и лесным хозяйством, рыболовством, охраной природы, горнодобывающей промышленностью, предъявляя при этом требования к природным комплексам с точки зрения привлекательности, комфортности, разнообразия и доступности;

Ø существуя в разных формах и видах, обусловливает неодинаковый объем и содержание понятий: «природный комплекс», «природные туристские условия», «туристский ресурс»;

Ø осуществляет воздействие на природу через потребителя – туриста;

Ø как ни одна другая отрасль характеризуется заинтересованностью в регулировании антропогенных воздействий на природные комплексы;

Ø является эффективной в экономическом плане отраслью хозяйства ввиду того, труд работников туризма направлен не на природу, а прямо на человека, на восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил[45].

Важнейшей составной частью туристского и рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные и аквальные комплексы разных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю. К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В. Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы.

Три года спустя Б. Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Известный ученый А. А. Минц отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.

Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия».

В связи с этим для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.

Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы.

Так, исходя из определения «природные ресурсы», говорить о климатических ресурсах в частности можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае мы можем считать, что перешли от понятия «климатические условия» рекреационной деятельности к понятию «рекреационно-климатические ресурсы». Например, морской пляж, не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Но как только специалисты определили количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды +17 о С и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.

Таким образом, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма. Данное определение справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

По мнению П. В. Большаника, при организации отдыха природные факторы выступают и как условия, и как ресурсы отдыха. Каждое рекреационное занятие, каждый цикл рекреационных занятий требуют для своего осуществления соответствующих комфортных условий природной среды (природных факторов). Наличие их в пределах какой-то территории в определенное время достаточно для оценки возможностей ее использования в интересах одного отдыхающего.

Если же возникает задача организации отдыха для некоторого множества отдыхающих, то, прежде всего, необходимо найти достаточно просторную территорию, обладающую комфортными условиями. При этом она должна отвечать требованиям стационарных учреждений отдыха, а именно обладать комфортными свойствами в течение максимально большого (или, по меньшей мере, в течение заданного) периода времени. Только в этом случае мы вправе считать, что перешли от анализа условий рекреационной деятельности к анализу рекреационных ресурсов (запасов). Поэтому характеристика рекреационных ресурсов должна включать данные о качестве природных условий, о площади (или об объеме), которую эти качества характеризуют, и о длительности периода, в течение которого эти качества проявляются.

Существует группа естественных ресурсов, которые непосредственного участия в рекреационном процессе не принимают, а обеспечивают нормальное функционирование учреждений отдыха (площади для строительства). Таким образом, под природными рекреационными ресурсамиследует понимать природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления некоторого контингента людей в течение некоторого времени.

Для экономической оценки важно определить возможность использования природных рекреационных ресурсов. Под прямыми рекреационными ресурсами понимаются те тела и силы природы, которые непосредственно способствуют восстановлению и развитию физических и духовных сил человека. К ним относятся геоморфологические, климатические, гидрологические и энергоинформационные, флористические, фаунистические и комплексные.

Опосредованные рекреационные ресурсы оказывают влияние на формирование прямых ресурсов. К ним относятся ресурсы: геологические, почвенные, частично геоморфологические, энергоинформационные, флористические и фаунистические. Комплексные природные рекреационные ресурсы – это сочетание всех природных рекреационных ресурсов, неразрывно связанных между собой потоками вещества и энергии, имеющих медико-биологическую, психоэстетическую и научную ценность для восстановления духовных и физических сил человека[46].

Природные рекреационные ресурсы достаточно разнообразны. Это требует их детальной классификации. Один из многочисленных вариантов классификации природных рекреационных ресурсов приводится на рисунке 3.2.

Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть фото Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть картинку Что понимается под рекреационными ресурсами. Картинка про Что понимается под рекреационными ресурсами. Фото Что понимается под рекреационными ресурсами

Рис. 3.2. Классификация природных рекреационных ресурсов

При анализе понятия социально-исторические рекреационные ресурсы дело обстоит, пожалуй, сложнее, чем в случае с природными ресурсами. Прежде всего, необходимо выделить группу культурно-исторических ресурсов – культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха,- это уже трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А – интенсивно используемые, Б – экстенсивно используемые и В – неиспользуемые.

Подводя итог всему сказанному выше, П. В. Большаник предлагает понимать под рекреационными ресурсами природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. По определению, данному рекреационным ресурсам Т. В. Николаенко к ним относятся компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

По мнению В. А. Квартальноварекреационные ресурсы – часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей (В. А. Квартальнов, 2003).

Можно встретить и такое определение, где под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое или опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека (Л. Б. Башалханова, И. А. Башалханов, 2000).

Согласно Н. С. Мироненко, рекреационные ресурсы – это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Они обладают рядом свойств. Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов.

Соответственно, выделяют 2 основных типа рекреационных ресурсов – природные и культурно-исторические. Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

§ материальные – все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

§ духовные – достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

Памятники истории. К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

Памятники археологии. Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники градостроительства и архитектуры. Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

Памятники искусства. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники. Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является чуть ли не любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) место является сочетанием двух и более различных в природном отношении сред.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны, стык различных сред (вода – суша, лес – поляна, холм – равнина и т. п.). В идеале, наиболее привлекательны стыки предельного количества контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда. Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы[47].

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, детерминированы задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. После прохождения пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней высокой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребности социокультурного освоения территорий – это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. Таким образом, рекреационные ресурсы – это своего рода «плавающая точка», отражающая процесс целостного освоения пространства социокультурных систем (Т. В. Николаенко, 1998).

Рекреационные ресурсы обладают емкостью – то есть способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Емкость рекреационных ресурсов определяется исходя из двух нормативов:

§ нагрузка антропогенная, нормы которой определяются применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах доля прогулочного, пешеходного туризма и экскурсионной деятельности в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды;

§ нагрузки предельно допустимые – антропоэкологические нормативы, нарушение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

В настоящее время имеется необходимость составления территориальных балансов отдыха – современного и перспективного, с помощью матрицы, где по одной из осей расположены районы «потребления отдыха» с разбивкой внутри каждого района на возрастные и социальные группы населения, а по другой – районы «производства отдыха» с разбивкой на формы рекреации. Данная методика была разработана более 20 лет назад и на настоящий момент является актуальной и необходимой процедурой.

Необходим и рекреационный кадастр – систематический свод данных, включающих количественную опись природных объектов и явлений рекреационного назначения. Он должен содержать географическую характеристику, данные о динамике, степени исследованности объекта или явления, рекомендации по использованию, необходимые меры по охране. Первые попытки составить кадастр туристских объектов России были предприняты А. И. Зориным – представителем научной школы РМАТ.

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 1329 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Рекреационные районы мира

Рекреационные ресурсы

Сейчас в мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы. Это объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, лечения, туризма. Эти ресурсы сочетают в себе как природные объекты, так и объекты антропогенного происхождения, к которым относятся историко-архитектурные памятники (Петро-дворец, французский Версаль, римский Колизей, афинский Акрополь, египетские пирамиды, Великая Китайская стена). Но все же основу рекреационных ресурсов составляют природные элементы: морские побережья, берега рек, озер, горы, лесные массивы, лечебные источники и грязи.

В последние годы на Земле наблюдается «рекреационный взрыв», который проявляется в нарастании воздействия потока людей на природу. Это результат научно-технической революции, оторванности человека от природы.

Каждая страна мира располагает теми или иными рекреационными ресурсами, но в наибольшей мере отдыхающих привлекают такие страны, как Италия, Франция, Испания, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика, Египет. В этих странах богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями. Развитие международного туризма приносит многим странам немалый доход.

Мировые рекреационные ресурсы

На современном этапе в мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы. Это объекты и явления природы, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. В последние годы на Земле наблюдается «рекреационный взрыв», который проявляется в нарастании воздействия потока людей на природу.

Это результат научно-технической революции и оторванности человека от природы. Оценить использование рекреационных ресурсов можно по числу туристов, посещающих страну. Все страны мира располагает теми или иными рекреационными ресурсами, но в наибольшей мере отдыхающих привлекают такие страны, как Италия, Франция, Испания, Швейцария, Египет, Турция, Индия, Мексика. Наибольшей популярностью пользуются страны и районы, где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.

Развитие рекреационного природопользования и международного туризма может приносить этим странам большой доход (рис. ). Среди природно-рекреационных объектов наиболее известны: побережья Средиземного, Чёрного, Карибского, Красного морей; Гавайские, Мальдивские, Канарские, Багамские и другие острова; лечебные грязи Крыма; минеральные воды Кавказа.

Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть фото Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть картинку Что понимается под рекреационными ресурсами. Картинка про Что понимается под рекреационными ресурсами. Фото Что понимается под рекреационными ресурсами

Рис. Международный туризм

Использование современных мировых рекреационных ресурсов отличается значительной территориальной неравномерностью.

Всемирная туристская организация, выделяющая шесть основных регионов:

1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль).
2. Американский (все страны Северной и Южной Америки).
3. Азиатско-Тихоокеанский (АТР, все страны Восточной и Юго- 4. Восточной Азии, Австралия и Океания).
5. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).
Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).
6. Южноазиатский (страны Южной Азии).

По количеству объектов всемирного наследия лидируют европейские страны.

Около 1/5 объектов всемирного наследия это памятники природы. Не спокойная социально-экономическая и политическая обстановка в некоторых странах Азии, а также удаленность некоторых частей от Европы снижает её привлекательность как центра мирового туризма и отдыха. По причине продолжающихся гражданских и политических волнений туристические фирмы не рекомендуют посещать отдельные регионы и страны: Колумбию; Гаити; Южный Ливан; Афганистан; Конго; Руанду; Алжир; Сомали.

Для подавляющего большинства этих стран и регионов характерна политическая нестабильность, военные и национальные конфликты.

Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть фото Что понимается под рекреационными ресурсами. Смотреть картинку Что понимается под рекреационными ресурсами. Картинка про Что понимается под рекреационными ресурсами. Фото Что понимается под рекреационными ресурсами

Рис. Валютные поступления от международного туризма

Рекреационное природопользование это путешествия и экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, посещение культурных и спортивных мероприятий, отдых на туристских базах, рыбалка и охота.

Одним из видов рекреационного природопользования является экологический туризм.

Экологический туризм подразделяется на: приморский, горный, речной, морской, городской, научный и познавательный. Объектами служат национальные и природные парки, отдельные ландшафты, природные и природно-культурные достопримечательности.

Экотуристы путешествуют по своим и соседним странам, но основной их поток направляется из Европы и Северной Америки в тропические страны (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор). По современным оценкам, экологический туризм является наиболее быстро развивающийся частью мирового рекреационного природопользования. Большее распространение получает экстремальный туризм –путешествия в Арктику, Антарктику.

Наибольшей туристско-рекреационной активностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Не менее 25 % всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить своеобразные интересы в познании природы. В самой богатой стране капитала в США свыше 70% семей с годовым доходом менее 2 тыс. долл. не выезжают за пределы страны, на 20% туристов приходится 80% всех путешествий. В ФРГ, более 60% населения вообще не включено в миграционную рекреацию. В Великобритании не путешествуют 40% взрослого населения 78,8%. В развивающихся странах иностранный туризм развит довольно слабо, фактом остается то, что подавляющее большинство более чем четырехмиллиардного населения мира еще не переступило границ своей страны.

По данным статистических исследований установлено, что в середине XX столетия более 2 млрд.человек никогда не выходили за пределы своей деревни или города. Наибольший интерес больший к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, предприниматели.

По данным многочисленных опросов и анкетирования на выбор турфимы влияют следующие факторы:

Советы друзей и знакомых: 31,6 %;
Цены: 26,7%;
Наличие лицензии: 18,1%;
Набор услуг: 15,6%;
Сроки и опыт работы на рынке: 14,8%;
Личный опыт общения с этой фирмой: 13,0%;
Советы специалистов: 11,3%;
Доброжелательность сотрудников: 8,8%;
Рейтинги туристских фирм: 4,7%;
Реклама: 3,7%;
Упоминание туристской фирмы в справочниках: 3,4%;
Хороший офис: 2,5%;
Удобное месторасположение: 2,5%;
Другие показатели: 5,9%.

Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия.

Главные рекреационные районы мира

В самой богатой стране капитала в США свыше 70% семей с годовым доходом менее 2 тыс. долл. не выезжают за пределы страны, на 20% туристов приходится 80% всех путешествий. В ФРГ, более 60% населения вообще не включено в миграционную рекреацию. В Великобритании не путешествуют 40% взрослого населения 78,8%. В развивающихся странах иностранный туризм развит довольно слабо, фактом остается то, что подавляющее большинство более чем четырехмиллиардного населения мира еще не переступило границ своей страны.

По данным статистических исследований установлено, что в середине XX столетия более 2 млрд. человек никогда не выходили за пределы своей деревни или города.

Наибольший интерес больший к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, предприниматели.
По данным многочисленных опросов и анкетирования на выбор турфимы влияют следующие факторы:

Советы друзей и знакомых: 31,6 %;
Цены: 26,7%;
Наличие лицензии: 18,1%;
Набор услуг: 15,6%;
Сроки и опыт работы на рынке: 14,8%;
Личный опыт общения с этой фирмой: 13,0%;
Советы специалистов: 11,3%;
Доброжелательность сотрудников: 8,8%;
Рейтинги туристских фирм: 4,7%;
Реклама: 3,7%;
Упоминание туристской фирмы в справочниках: 3,4%;
Хороший офис: 2,5%;
Удобное месторасположение: 2,5%;
Другие показатели: 5,9%.

Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия.

Понятие туристско-рекреационного районирования

Подходы к туристско-рекреационному районированию мира. Границы макрорегионов и туристско-рекреационных зон мира.

Подходы к туристско-рекреационному районированию: по степени благоприятности для конкретного вида деятельности, по степени освоенности ресурсов, по степени развитости туристской инфраструктуры. Территориальный подход к туристско-рекреационному районированию. Макрорегионы мира: Европейский, Азиатский, Американский, Африканский, Австралия и Океания. Границы макрорегионов и туристско-рекреационных зон.

Туристско-рекреационное районирование– это разделение территории на определенные зоны (участки) по принципу однородности признаков и характеру туристско-рекреационного использования.

В туристской литературе существую разные подходы к туристско-рекреационному районированию.

Например, по степени освоенности территории (развитые, среднеразвитые, слаборазвитые), в зависимости от сосредоточения на определенной территории того или иного вида туризма (районы приморского туризма, озерного, речного, спортивного и т.д.)

В мировой статистике туризма чаще всего используют территориальный подход на основании, которого принято выделять пятькрупных туристских макрорегионов: 1) Европа; 2)Азия; 3) Африка; 4) Америка; 5) Австралия и Океания.

К Европейскому макрорегиону относятся страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая Восточное Средиземноморье (Израиль, Кипр, Турцию).

К Азиатскому макрорегиону относятся страны Западной и Юго-Западной Азии (включая Египет и Ливию), Восточной, Южной (Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка) и Юго-Восточной Азии.

В Африканский макрорегион входят государства африканского континента, за исключением Египта и Ливии.

Американский макрорегион – это страны Северной, Южной и Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.

К Австралии и Океании относится страна Австралия и все группы островов Тихого океана (Микронезия, Меланезия, Полинезия).

Наиболее детальным считается территориальный подход к туристско-рекреационному районированию предложенный Дмитриевским Ю.Д.

Иерархия туристских районов, по его мнению, должна включать помимо макрорегионов, зон и районов (как в общепринятом районировании) еще и более мелкие элементы такие как: макрорайон, мезорайон, микрорайон. В связи с этим он выделяет десять туристских макрорегионов мира (Зарубежная Европа, Россия, Западная и Средняя Азия, Южная и Восточная Азия, Австралия и Океания, Мусульманская Северная Африка, Центральная и Южная Африка, Северная Америка, Мезоамерика (Мексика, Центральная Америка, Карибская Америка (Вест-Индия)), Южная Америка), которые делятся еще на зоны, районы, макрорайоны, мезорайоны и микрорайоны.

Туристско-рекреационный потенциал и география туристских центров Североевропейской туристско-рекреационной зоны.

Географическое положение: месторасположение на материке и в макрорегионе, страны, входящие в состав, выход к океанам и морям.

Климатические особенности, типы климатов. Благоприятное время для посещения.

Понятие туристско-рекреационного потенциала. Туристско-рекреационный потенциал Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии. География центров познавательного, экологического, этнографического, экстремального, спортивного, озерного, детского, развлекательного туризма.

Туристско-рекреационный потенциал территории – это все возможности, необходимые для формирования и развития туристско-рекреационной деятельности в пределах определенной местности.

В качестве возможностей в данном случае понимаются природные условия и объекты, историко-культурные достопримечательности и этнокультурные особенности.

Северная Европа

Северная Европа отличается природной аттрактивностью, причем особого рода: естественная среда северо-европейских стран очень своеобразна, хотя, по обычным меркам, весьма сурова; она (среда) по сравнению с другими районами Европы в большей мере сохранила свой девственный, первозданный характер (хотя, конечно, и не везде).

Всевозрастающий туристский спрос на посещение северных стран привел к тому, что они «стали строить для туристов современные средства размещения – гостиницы, пансионаты, мотели, кемпинги, бунгало, домики рыболова, спортсмена и т.

д., модернизируются средства транспорта и дороги. Организуются морские круизы в районы полярного круга с катанием на собачьих упряжках, с охотой на птиц и зверей. В Гренландии устраиваются и арктические сафари с охотой на полярных животных, в том числе на белых медведей».

Страны Северной Европы в целом больше являются поставщиком туристов, но все же постоянно стремятся увеличить приток туристов в свою туристскую зону.

При этом следует учесть, что многие приезжающие в Северную Европу туристы посещают сразу несколько стран, отчасти и потому, что число объектов историко-культурного познавательного туризма в большинстве из них довольно ограничено.

В основном эти страны специализируются на «ЗЕЛЕНОМ ТУРИЗМЕ» (путешествия в чистые не тронутые уголки природы без нанесения вреда ей). К зеленому туризму относятся такие направления как сельский туризм, экологический туризм, агротуризм.

Туры в Норвегию — отличный выбор для ценителей очарования северной природы.

Мягкий климат Норвегии обеспечивает Гольфстрим.

Ехать в Норвегию с детьми можно в любое время года, но особенно приятной такая поездка будет в июле или августе.

Бюджетным отдых в Норвегии назвать сложно, но сделка всегда стоит своих денег — в этой стране качество товаров и услуг на все сто процентов оправдывает их стоимость.

Главный туристский аттракцион Норвегии — знаменитые фьорды— это узкие морские заливы, сформировавшиеся во время ледниковых периодов.

Фьорды являются ресурсами для активного, экстремального, экологического видов туризма.

Респектабельные туристы любуются ими с борта корабля, авантюристы покоряют пешком и на велосипеде неприступные на первый взгляд скалы, а бесстрашные бэйсджамперы сигают вниз с крутых обрывов.

Лучшие фьорды — живописный Гейрангер-фьорд, протяженный Согне-фьорд и самый зрелищный Люсе-фьорд.

Для полноты впечатлений рекомендуется исследовать главное чудо Норвегии с трех точек: с земли, воды и воздуха.

Истрико-культурный и историко-архитектурный туризм развит в таких городах как ОСЛО, БЕРГЕН, ТРОНХЕЙМ.

ОСЛО («после бога») одна из самых маленьких и чистых столиц Европы (500 тыс.

чел.). Центр города представляет собой переплетение старой и новой архитектуры с изобилием музеев и памятников.

Достопримечательности: старые кварталы города, здание национального театра, Норвежский морской музей, Норвежский народный музей.

БЕРГЕН – очень живописное место в Норвегии, причем достопримечательностей здесь намного больше, чем в столице.

Оказавшись в Бергене, вы не пропустите главную его достопримечательность никаким образом. Брюгген, старинная Ганзейская набережная, объявленная ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, красуется в гавани на самом виду.

Здесь строились самые первые дома в городе.

ТРОНДХЕЙМ — оживленный университетский город и технологическая столица Норвегии. Благодаря Норвежскому университету естественных и технических наук (NTNU), а также многочисленным научно-исследовательским центрам, Трондхейм по праву считается городом инноваций, науки и бизнеса.

Центрами горнолыжного и лыжного туризма считаются те, которые находятся вокруг Лиллехаммера.

Это Гаусдал, Скей-Гесдаль.

Известной достопримечательностью Норвегии также считается арх. Шпицбергена. Половину арх. Составляют природные заповедники с уникальными видами полярных животных. Этот регион славится самыми большими ПРИЧЬИМИ БАЗАРАМИ.

На территории Швеции проживает более 8,5 млн. чел. В столице страны Стокгольме более 1,5 млн чел.

Швеция пивлекает туристов строгой природой: морскими пляжами, многочисленными озерами (Венерн, Веттерн).

Естественные водные объекты дополнены искусственными каналами, среди которых Гете-канал (500 км), соединяющий Стокгольм и второй по величине город Гетеборг.

Как и положено в Скандинавии, туристская Швеция не выставляет свои достоинства напоказ. А ведь их немало: например, горы там выше, чем в соседней Финляндии, и предлагают более разнообразное катание. Кроме того, Швеция гарантирует снежный покров на склонах горнолыжных курортов с ноября по апрель, а также прекрасное оснащение трасс, продуманную систему подъемников, множество услуг и развлечений для самых маленьких туристов — недаром Швеция за глаза именуется «королевством детей». Впрочем если вы хотите остаться довольны отдыхом в Швеции, убедитесь, что готовы к тратам — страну нельзя отнести к разряду дешёвых.

Умеренный, переходный от морского к континентальному.

Зимой температура воздуха на большей части страны не опускается ниже −16 °C, лишь на севере нередки морозы ниже −22 °C, летом же редко бывает теплее +22 °C (а в горных районах +17 °C). Влажные морские воздушные массы с северной Атлантики и Балтийского моря нередко приносят достаточно переменчивую погоду с осадками и ветрами, особенно в межсезонье.

Главный город Швеции СТОКГОЛЬМ («хорошо сохранился»): в этой столице на 14 островах действительно есть, на что посмотреть в плане музеев, архитектуры и прочей «экскурсионки».

Кроме прочего, Швеция — это «Карлсон, который живёт на крыше» и церемонии присуждения Нобелевских премий. Главный принцип жителей Швеции: добротность во всём и максимальные удобства для человека — и на работе, и на отдыхе. И не в последнюю очередь Швеция славится своей кухней — простой, сытной и столь похожей на русскую.

Крупные города — Гетеборг, Мальме.

Горнолыжные курорты Швеции:

Главные красоты Швеции имеют естественное происхождение: суровая тундра Лапландии, острова Ботнического залива, зеленые холмы запада, скалы Норботтена, красивейшие озера.

Культурные достопримечательности по большей части находятся в крупных городах: Мальме, Гетеборге и Стокгольме.

Кроме прочего, самого пристального внимания заслуживают великолепные замки Швеции.

Обзорные экскурсии по городу (автобусная и пешеходная), как правило, включены в большинство групповых туров. Королевский Дворец, Музей древнего корабля Vasa, Музей сказок Астрид Линдгрен Junibacken. Музей под открытым небом Scansen.

Швеция занимает одно из первых мест в мире по качеству очистки воды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *