Что понимается под риском в таможенном контроле
Статья 376. Определения
Для целей настоящей главы используются понятия, которые означают следующее:
«анализ риска» – использование имеющейся у таможенных органов информации для определения области и индикаторов риска;
«идентификация риска» – действия, направленные на обнаружение, распознавание и описание риска;
«индикатор риска» – признак или совокупность признаков, позволяющих выбрать объект таможенного контроля;
«меры по минимизации рисков» – предусмотренные настоящим Кодексом формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные настоящим Кодексом и законодательством государств-членов о таможенном регулировании, применяемые на основании оценки рисков;
«область риска» – описание риска и условий, при которых он возникает;
«оценка риска» – действия по идентификации, анализу риска и определению уровня риска;
«профиль риска» – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков;
«таможенный риск (риск)» – вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
«управление рисками» – систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления;
«уровень риска» – величина, характеризующая соотношение частоты наступления события, связанного с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможных последствий (ущерба) от наступления указанного события.
Что понимается под риском в таможенном контроле
от 26 сентября 2003 года N 1069
В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля на основании положений статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066)
2. Начальникам структурных подразделений ГТК России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ГТК России, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить ознакомление личного состава подчиненных таможенных органов с положениями Концепции.
4. Заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 26 сентября 2003 года N 1069
КОНЦЕПЦИЯ
системы управления рисками в таможенной службе
Российской Федерации *О)
1. Общие положения
Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.
Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР)*.
Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.
— имеющих устойчивый характер;
— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.
Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 года):*
* Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.
— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
— при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;
— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
— таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:
— сокращение времени таможенного оформления;
— прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
— партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
2. Основные понятия, применяемые в системе
управления рисками
— товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:
— транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;
— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;
— деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
— деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
— результаты применения форм таможенного контроля;
3. Основные задачи системы управления рисками
Основные задачи СУР:
— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
— разработка методик (программ) по выявлению рисков;
— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
4. Принципы построения системы управления рисками
СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
— принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
— принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
— принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);
— принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.
Это позволит таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.
Таможенный риск
Таможенный риск — вероятность того, что участники ВЭД заплатят меньшую сумму пошлин
Таможенный риск
Таможенный риск зависит от того, правильно ли уплачены таможенные сборы в бюджет.
Согласно законодательству РФ, каждый участник ВЭД, который ввозит товары из-за рубежа, платит таможенные сборы в бюджет.
Величина сборов зависит от того, какая стоимость товара указана в таможенной декларации.
Таможенные риски зависят от того, соблюдают ли таможенное законодательство все стороны, участвующие в процессе внешне-экономической деятельности.
Бывает так, что компания-импортер указывает в таможенной декларации меньшую стоимость, следовательно, уплатит меньшую сумму таможенных сборов и пошлин.
Индикаторы риска
Федеральная Таможенная Служба РФ старается гарантировать, чтобы это не произошло. Для этого придумали индикаторы риска. Де-факто, индикатор риска — признак несоответствия.
Это понятие влияет на то, что товары (как и цены на них) выводят в группы, которые не отвечают любым показателям с точки зрения нормы.
Профили риска
Перечень товаров, соответствующих индикаторам риска, включает:
Именно это и есть — профили риска.
Профиль риска ФТС спускает сверху во все свои подразделения. Профили риска обязательны для минимизирования риска.
ФТС разработал (и регулярно обновляет) профили риска на основе статистики и биржевых цен.
Профили риска содержат рекомендованные цены на товары. Это методические указания для сотрудников таможенных постов.
Разумеется, цены регулярно меняются. Следовательно — и профили риска.
Как снизить расходы
Можно задекларировать товары по цене, указанной в профиле. Это актуально, если цена контракта выше, чем в профиле риска. Чаще всего бывает совсем наоборот. А это значит, что импортер (вероятнее всего) неправильно посчитал себестоимость товара, не учел растаможку. Обычно, цены, указанные в профиле риска, таможенная тайна, но иногда их можно скачать.
Как применяют профиль риска
Когда профили риска создавали, предполагалось, что можно будет отслеживать нарушения Таможенного Кодекса. На деле, все совсем не так: для таможенника это Отче Наш. Любая цена выше или ниже указанной в профиле неприемлема.
Как бы странно это ни было, но тем самым таможня нарушает законодательство РФ. Профиль риска (либо любой документ) НЕ ДОЛЖЕН влиять на таможенную стоимость.
Ввозить товары дешевле, чем указано в профилях риска не только можно, но и нужно.
Как бороться с таможней
Для того, чтобы оспорить применение профиля риска вам понадобятся:
Что понимается под риском в таможенном контроле
ТК ЕАЭС Статья 377. Организация таможенными органами процесса управления рисками
1. Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:
1) сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
3) описание индикатора риска;
4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
5) разработку и утверждение профилей рисков;
6) выбор объектов таможенного контроля;
7) применение мер по минимизации рисков;
8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.
2. В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.
3. При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии.
4. Реализация таможенными органами процесса управления рисками осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
5. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.
6. Комиссия вправе определять области рисков, в отношении которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и применить меры по минимизации рисков.
Что понимается под риском в таможенном контроле
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Минфина России от 21 февраля 2020 г. № 29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска» (документ не вступил в силу)
В соответствии со статьей 316 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082; 2019, N 52, ст. 7805) и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2018, N 30, ст. 4748), приказываю:
порядок проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, условия дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска;
порядок проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска;
перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа таможенными органами возложить на руководителя Федеральной таможенной службы Булавина В.И.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Министр | А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2020 г.
Регистрационный № 58381
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21.02.2020 г. N 29н
Порядок
проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичность и формы его проведения, условия дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условия отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска
I. Общие положения
II. Проведение категорирования лиц и периодичность его проведения
4. Категорирование проводится ежеквартально не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.
5. В ходе проведения категорирования по всем лицам автоматически производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности лица.
III. Условия отнесения лиц к категории низкого, среднего или высокого уровня риска и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков
1) неисполнение лицом обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843), при проведении таможенной проверки;
2) нахождение лица в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
3) наличие у лица неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока уплаты административного штрафа согласно вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;
4) лицо является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу приговором суда по части первой или второй статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2016, N 27, ст. 4258);
5) отнесение лица к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, полученным в рамках межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.
7. Категория низкого уровня риска присваивается лицу при одновременном выполнении следующих условий:
2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в отчетном периоде составляет не менее 100 единиц;
3) лицо является юридическим лицом;
4) значение итоговой оценки деятельности лица соответствует контрольному значению, определенному для категории низкого уровня риска методикой оценки критериев, установленной нормативным правовым актом, изданным в соответствии со статьей 316 Федерального закона;
5) отсутствие на день проведения категорирования не исполненной лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока, указанного в уведомлении (уточнении к уведомлению) об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени;
6) не выявлены условия, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 6 Правил.
8. Категория среднего уровня риска присваивается лицу в случае, если лицо в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил не отнесено к категории высокого или низкого уровня риска.
9. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории низкого уровня риска:
1) меры по минимизации рисков применяются в случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска, обязательного к применению, и (или) целевого профиля риска либо целевого правоохранительного профиля риска;
2) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, применяются на основании генератора случайных чисел со значением, установленным для лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска, в диапазоне от 1:100 до 1:50;
3) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.
10. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории среднего уровня риска:
1) меры по минимизации рисков применяются в случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска, обязательного к применению, и (или) целевого профиля риска либо целевого правоохранительного профиля риска;
2) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, применяются с учетом того, что в отношении лиц, отнесенных к категории низкого налогового риска по результатам категорирования Федеральной налоговой службы, меры по минимизации рисков, предусматривающие проведение таможенного досмотра товаров, применяются не чаще чем к 1 из 10, а меры по минимизации рисков, предусматривающие принятие вышестоящим таможенным органом решения при проверке таможенной декларации до выпуска товаров, применяются не чаще чем к 1 из 20 деклараций на товары;
3) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.
11. В отношении товаров, декларантом которых являются лица, отнесенные в соответствии с Правилами к категории высокого уровня риска:
1) меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков, применяются во всех случаях, когда необходимость их применения определена в соответствии с указаниями выявленного профиля риска;
2) применяются иные меры по минимизации рисков на основании оценки рисков, предусмотренные частью 2 статьи 313 Федерального закона.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21.02.2020 г. N 29н
Порядок
проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска
Контроль за соблюдением критериев осуществляется путем автоматизированного анализа информации с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях проверки соответствия указанных лиц условиям, предусмотренным пунктом 7 Правил.
2. Контроль за соблюдением критериев, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 7 Правил, проводится ежемесячно не позднее 25-го числа каждого месяца с учетом положений, установленных пунктом 3 Порядка.
3. Контроль за соблюдением критериев, предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 7 Правил, проводится ежедневно.
4. Если в ходе контроля за соблюдением критериев, проводимого в соответствии с пунктом 2 Порядка, выявлено несоответствие условиям, предусмотренным подпунктами 1-4 пункта 7 Правил, лицу до окончания квартала, в котором выявлено несоответствие указанным условиям, присваивается категория уровня риска в соответствии с пунктами 6, 8 Правил.
5. Если в ходе контроля за соблюдением критериев, проводимого в соответствии с пунктом 3 Порядка, выявлены условия, указанные в подпунктах 5 и 6 пункта 7 Правил, лицу до устранения причин, послуживших основанием выявления указанных условий, присваивается категория среднего уровня риска.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 21.02.2020 г. N 29н
Перечень
критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции
Обзор документа
Минфин урегулировал вопросы категорирования лиц, совершающих таможенные операции. Процедура совершается ежеквартально не позднее 25 числа последнего месяца квартала на основе анализа информации о деятельности лиц за предшествующих 2 календарных года. По итогам лица относятся к различным группам риска (от низкой до высокой). Указаны критерии. Прописаны меры по минимизации рисков. Установлен перечень критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после опубликования.