Что понимается под сопровождением программного обеспечения

Сопровождение программного обеспечения

Сопровожде́ние программного обеспечения — процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ПО — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ПО в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования (юзабилити) и применимость ПО.

В модели водопада, сопровождение ПО выделяется в отдельную фазу цикла разработки. В спиральной модели, возникшей в ходе развития объектно-ориентированного программирования, сопровождение не выделяется как отдельный этап. Тем не менее, эта деятельность занимает значительное место, учитывая тот факт, что обычно около 2/3 жизненного цикла программных систем занимает сопровождение.

Сопровождаемость программного обеспечения — характеристики программного продукта, позволяющие минимизировать усилия по внесению в него изменений:

Ссылки

Кент Бек • Гради Буч • Фред Брукс • Barry Boehm • Уорд Каннингем • Оле-Йохан Даль • Том Демарко • Эдсгер Вибе Дейкстра • Дональд Кнут • Мартин Фаулер • Чарльз Энтони Ричард Хоар • Watts Humphrey • Майкл Джексон • Ивар Якобсон • Craig Larman • James Martin • Мейер Бертран • Дэвид Парнас • Winston W. Royce • James Rumbaugh • Никлаус Вирт • Эдвард Йордан • Стив Макконнелл

Моделирование данных • Архитектура ПО • Функциональная спецификация • Язык моделирования • Парадигма • Методология • Процесс разработки • Качество • Обеспечение качества • Структурный анализ)

CMM • CMMI • Данных • Function model • IDEF • Информационная • Metamodeling • Object model • View model • UML

Полезное

Смотреть что такое «Сопровождение программного обеспечения» в других словарях:

контракт на сопровождение программного обеспечения — контракт на сопровождение ПО [Интент] Тематики ЦОДы (центры обработки данных) Синонимы контракт на сопровождение ПО EN software support contract … Справочник технического переводчика

Сопровождение программного изделия — процесс модификации существующей программы для ЭВМ, обусловленный необходимостью устранения выявленных в ней ошибок и/или изменения ее функциональных возможностей. По английски: Program product maintenance См. также: Жизненный цикл программного… … Финансовый словарь

Инженерия программного обеспечения — Новый Airbus A 380 использует довольно много ПО, чтобы создать современную кабину в самолете. Метод инженерии программного обеспечения позволил создать программное обеспечение самолёта, описываемое миллионами строк … Википедия

Производитель программного обеспечения — Разработка программного обеспечения (англ. software engineering, software development) это род деятельности (профессия) и процесс, направленный на создание и поддержание работоспособности, качества и надежности программного обеспечения, используя … Википедия

Качество программного обеспечения — Разработка программного обеспечения Процесс разработки ПО Шаги процесса Анализ • Проектирование • Программирование • Докумен … Википедия

Разработка программного обеспечения — Когда Грейс Хоппер работала с компьютером Гарвард Марк II в Гарвардском университете, её коллеги обнаружили эту моль, застрявшую в реле и таким образом помешавшую работе устройства, после чего она отметила, что они «отлаживали»(debug) систему.… … Википедия

Архитектура программного обеспечения — (англ. software architecture) это структура программы или вычислительной системы, которая включает программные компоненты, видимые снаружи свойства этих компонентов, а также отношения между ними. Этот термин также относится к… … Википедия

Тестирование программного обеспечения — Разработка программного обеспечения Процесс разработки ПО Шаги процесса Анализ • Проектирование • Программирование • Докумен … Википедия

Проектирование программного обеспечения — Разработка программного обеспечения Процесс разработки ПО Шаги процесса Анализ • Проектирование • Программирование • … Википедия

Внедрение программного обеспечения — Эта статья слишком короткая. Пожалуйста … Википедия

Источник

Чтобы ИТ-компании получили налоговые льготы, Минцифры объяснило им, что такое «разработка», «установка» и «сопровождение» ПО

Минцифры пояснило ИТ-компаниям значения слов, в которых они запутались. В подготовленном документе определены значения знакомых и понятных слов «разработка», «установка» и «сопровождение» ПО. Бизнес нуждался в них, так как меры «налогового маневра» определяются в довольно специфических для государства терминах, непонимание которых грозит налоговыми претензиями к ИТ-компаниям.

Минцифры разъясняет термины

Как стало известно CNews, Минцифры опубликовало разъяснения по использованию льгот «налогового маневра» ИТ-компаниями в связи с тем, что у бизнеса возникают вопросы, касающиеся профессиональных терминов Налогового кодекса. Они раскрывают содержание терминов, которые используются в законодательстве для описания деятельности ИТ-компаний (копия есть у CNews). Речь идет о понятиях разработки, адаптации, внедрении, а также сопровождении ПО и связанных с этим услугах. На сегодняшний день льготами «налогового маневра» воспользовалось уже около 6000 ИТ-компаний, отметил замминистра Минцифры Максим Паршин. Разъяснения направлены на то, чтобы ИТ-компании смогли уменьшить риски налоговых претензий, а число организаций, уже имеющих льготы, не сократилось по причине формальной трактовки терминологии.

«Значительная часть поступающих в Министерство обращений связана с тем, что организации часто используют в договорах, первичных учетных и иных документах термины и выражения, которые не упоминаются в действующих нормативных правовых актах или нормативно-технической документации, но аналогичны им по своему смыслу и содержанию», — говорят авторы документа.

Ранее для их подготовки при ведомстве была создана рабочая группа, в которую вошли представители отраслевых компаний и профильных ассоциаций. Среди них — замминистра Минцифры Максим Паршин, директор по связям с госорганами Mail.ru Group Константин Голуб, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин и замдиректора департамента по нормативному регулированию цифровой среды «Фонда Сколково» Алексей Соколов. Всего на заседании присутствовало 29 человек.

При применении перечисленных понятий следует руководствоваться действующими законами, подзаконными актами, техническими регламентами, а также международными стандартами, сообщили CNews представители Минцифры. Однако, если их применить в конкретном случае нельзя, допустимо руководствоваться смыслом, который придают определениям в сфере ИТ, а также закрепленным в словарях и справочниках.

Разработка ПО

Рабочая группа разъяснила термины «разработка», «установка» и «сопровождение» применительно к программам для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и базам данных (программным средствам и информационным продуктам вычислительной техники). Согласно документу, под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для ее функционирования и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки.

В соответствии с ГОСТ Р 51904-2002, под разработкой ПО понимается набор действий, результатом которых являются программные средства. При этом разработка включает в себя — определение требований к ПО, его проектирование, кодирование, а также интеграция. В процесс определения требований входит анализ функциональных системных требований и требований к интерфейсам на отсутствие противоречий и неопределенностей. Среди данного процесса также — регистрация некорректных данных, определение всех требований верхнего уровня, которые связаны с предотвращением риска и оценка производных требований верхнего уровня с точки зрения безопасности системы.

В рамках проектирования разработчик определяет проектные решения уровня элементов конфигурации ПО. Он также разрабатывает проекты архитектуры софта и проверяет соответствие между модулями ПО и требованиями к элементам его конфигурации. Под кодированием понимается разработка исходного кода ПО. При этом данный процесс считается завершенным, если исходный код соответствует архитектуре и стандартам кодирования ПО, а также при выявлении некорректных данных обеспечена обратная связь для их исправления.

Установка и сопровождение

Так как в действующем законодательстве отсутствует термин «установка», в помощь министерство берет словарь, согласно которому, установка — это смонтированный или установленный механизм или приспособление, а также само действие по установке, то есть налаживание, подключение, подготовление к использованию. При этом аналогом слова установка выступает «инсталляция». Согласно ГОСТ Р, ее задача — гарантия готовности программного продукта к применению в предназначенной для него среде. Согласно системе сертификации, под программным продуктом понимается совокупность компьютерных программ, процедур и связанных с ними документации и данных. Работы по установке (инсталляции) могут включать в себя — интеграцию программного продукта с программно-аппаратной средой, подготовка, развертывание, настройка и конфигурирование программно-аппаратной среды и самого продукта. В том числе, в понятие установки входит тестирование продукта, а также разработка алгоритмов и миграция данных из системы заказчика в устанавливаемый продукт.

Сопровождение — это действия (процессы) программного средства на всем его жизненном цикле с целью поддержания эффективности его эксплуатации. Они включают в себя обеспечение работоспособности и функционирования программ для ЭВМ, баз данных, в том числе, при первичной интеграции, тестировании, настройках и изменений в программно-аппаратной среде пользователя или исполнителя. Также сопровождение включает в себя настройку программ для ЭВМ, баз данных через удаленный доступ. Под сопровождением, в том числе, понимается мониторинг функционирования и устранение ошибок, несоответствий, сбоев, дефектов и пр., а также адаптация, сборка и установка обновленных версий, настройка и техподдержка программ для ЭВМ и баз данных. Также в документе к сопровождению относится аудит, обеспечение автоматического обновления, прием обращения пользователей, информационно-справочная поддержка, консультирование, обучение и пр.

Налоговый маневр

Налоговый маневр — это поправки во вторую часть Налогового кодекса, утвержденные 31 июля 2020 г. федеральным законом № 265-ФЗ. За счет них Правительство планировало поддержать и простимулировать отрасль на фоне пандемии коронавируса.

Так, документ с 1 января 2021 г. предусматривает уменьшение налога на прибыль для ИТ-компаний с 20% до 3% и снижение тарифов страховых взносов для них с 14% до 7,6%. Также российские разработчики программных продуктов были освобождены от уплаты НДС при реализации собственных решений и приобретении маркетинговых услуг по продвижению продуктов за рубежом.

Источник

Сопровождение программных систем

Сопровождение программных систем

Определение процесса сопровождения

Под сопровождением программного обеспечения понимают процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. К счастью, этот процесс достаточно хорошо стандартизован, и открывать Америку для того, чтобы его разработать и внедрить не придется. Упомянем только некоторые основные стандарты:

Процесс сопровождения является одной из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующей за передачей ПО в эксплуатацию, и завершается выводом его из эксплуатации. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, для добавления новой функциональности, повышения удобства использования (юзабилити) и роста уровня использования ПО. По стандарту ISO/IEC 12207, этот процесс входит в 5 основных процессов жизненного цикла (ЖЦ) ПО: приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение.

В общем случае процесс сопровождения состоит из следующих задач:

Сопровождение и удовлетворенность пользователей

Именно процесс сопровождения позволяет улучшить удовлетворенность пользователей внедренным ПО. Действительно, общеизвестно, что удовлетворенность пользователей зависит от того, насколько полученный результат соответствует их ожиданиям (т.е. от площади области пересечения ожиданий и результата см. рисунок 1).

Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть картинку Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Картинка про Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения

Рис. 1. Область удовлетворенности пользователей.

По неоднократным опросам пользователей, они ждут от нового ПО, разработанного и внедренного, в частности, на платформе «1С:Предприятие» следующего:

Все эти задачи можно и нужно выполнять на этапе сопровождения. Кроме того, присущий человечеству консерватизм определяет негативное отношение большинства пользователей к новому ПО. Именно и только стадия сопровождения позволяет примирить с ним пользователей и приучить их с удовольствием и с пользой применять его в своей деятельности. По статистике, удовлетворенность пользователей через год использования ПО в несколько раз выше, чем сразу после внедрения.

Но, чтобы достичь таких результатов, сопровождение должно осуществляться на должном уровне. Ведь в противном случае эту удовлетворенность можно даже уменьшить.

Типы заявок предложений о модификации

Процесс сопровождения состоит из обработки заявок пользователей. Эти заявки целесообразно классифицировать по типам (см. рис. 2).

Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть картинку Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Картинка про Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения

Рис. 2. Иерархия типов предложения по модификации ПО (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Так, тип сопровождения корректирующее это реактивное изменение программного продукта для коррекции обнаруженных проблем (после обнаружения). Проблемы могут относиться к функциональности системы, ее интерфейсам, надежности и производительности работы.

Адаптивное сопровождение изменение программного продукта после поставки для обеспечения его использования в условиях изменения его (программного продукта) или окружающей среды.

Полное (совершенствующее) сопровождение изменение программного продукта после поставки для улучшения производительности или удобства эксплуатации.

Профилактическое сопровождение это изменение программного продукта после поставки для выявления и исправления скрытых дефектов в ПО до того, как они станут явными ошибками.

Следует также отметить, что профилактическое и полное (совершенствующее) сопровождение относятся к проактивному подходу к сопровождению, при котором инициатива исходит от обслуживающего персонала, а корректирующее и адаптивное к реактивному подходу, инициатива которого находится у пользователей.

Проактивному сопровождению необходимо уделять достаточно внимания, поскольку именно оно в наибольшей степени способствует повышению удовлетворенности пользователей и эффективному развитию программной системы.

Этапы процесса сопровождения

Этапы процесса сопровождения основаны на цикле Деминга PDCA (Plan Do Check Analyze) или «планируй делай проверяй анализируй» (см. рис. 3).

Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть картинку Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Картинка про Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения

Рис. 3. Общая структура процесса сопровождения (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Формирование процесса сопровождения начинается с разработки концепции сопровождения. Такой документ, например, по стандарту ISO/IEC 14764 (Standard for Software Engineering Software Maintenance), должен содержать следующие разделы:

1. Область сопровождения программного средства.

1.1. Типы выполняемого сопровождения.
1.2. Сопровождаемый уровень документов.
1.3. Реакция (чувствительность) на сопровождение
(определение ожиданий к сопровождению заказчика).
1.4. Обеспечиваемый уровень обучения персонала.
1.5. Обеспечение поставки продукта.
1.6. Организация справочной службы («горячей линии»).

2. Практическое применение (адаптация) данного процесса.

3. Определение организаций (лиц), ответственных за сопровождение.

4. Оценка стоимости сопровождения:

4.1. Проезд до места расположения пользователя.
4.2. Обучение как сопроводителей, так и пользователей.
4.3. СПИ (среда программной инженерии) и СТПС (среда тестирования программного средства) и их ежегодное сопровождение.
4.4. Персонал (зарплата и премии).

Должен быть сформирован соответствующий план сопровождения. Этот план должен подготавливаться одновременно с разработкой программной системы. План должен определять, как пользователи будут размещать свои запросы на модификацию (изменения) или сообщать об ошибках, сбоях и проблемах.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 предлагает следующий состав такого плана:

a). Введение:

b). Концепция сопровождения (уже кратко описанная выше):

c). Организационные работы и работы по сопровождению:

1. роли и обязанности сопроводителя до поставки программного продукта:

2. роли и обязанности сопроводителя после поставки программного продукта:

3. роль пользователя:

d). Ресурсы:

2. программные средства:

3. технические средства:

4. оборудование (аппаратура):

6. данные;
7. другие требования к ресурсам (при необходимости);

e). Процесс (как должна быть выполнена конкретная деятельность):

1. процесс, выполняемый сопроводителем (приводят общее описание процесса без детализации в плане сопровождения всего процесса);

2. процесс адаптации (практического применения сопровождения к условиям проекта);

f). Обучение:

1. определение уровня обучения, необходимого для сопроводителя и пользователей;

g). Протоколы и отчеты по сопровождению:

1. перечень запросов пользователя на оказание услуг по сопровождению, предложение о модификациях или отчеты о проблемах;
2. состояния запросов (предложений, отчетов) по категориям;
3. приоритеты запросов (предложений, отчетов);
4. контрольные данные, собранные при работах по сопровождению.

Связь сопровождения с эволюцией ПО

Отдельно хочется коснуться связи сопровождения с эволюцией программных систем. В 1969 году Мэнни М. Леман впервые связал деятельность по сопровождению и вопросы эволюции программного обеспечения. Результаты более чем 20-ти летних исследований группы, которой он руководил, привели к формулированию ряда важных положений.
Ключевой результат: деятельность по сопровождению, по сути, представляет собой эволюционную разработку программных систем. Принятию тех или иных решений в процессе сопровождения, помогает понимание того, что происходит с программной системой в процессе ее эксплуатации.

Существующее (особенно корпоративное) программное обеспечение никогда не бывает полностью завершенным и продолжает эволюционировать в течение всего срока эксплуатации. В процессе эволюционирования программная система становится все более сложной до тех пор, пока не прикладываются специальные усилия (в том числе, в рамках специального проекта по модификации) по уменьшению ее сложности.

Леман вместе с Белади (Lehman and Belady) выделили 3 типа программ.

На основании этой классификации для программных систем Е-типа постепенно Леманом были сформулированы законы эволюции:

Сопровождение выгодно всем

В заключение необходимо отметить, что процесс сопровождения ПО важен для всех заинтересованных сторон. Он предоставляет:

Заказчику

Внедренцу — возможность:

Вендору

Тем, кто этого еще не сделал, необходимо обратить свое внимание на процесс сопровождения программного обеспечения.

Источник

Что понимается под сопровождением программного обеспечения

ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Information technology. Software maintenance

Дата введения 2003-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Минсвязи России и Институтом радиотехники и электроники Российской академии наук (ИРЭ РАН)

ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 июня 2002 г. N 248-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 14764-99 «Информационная технология. Сопровождение программных средств»

Введение

Настоящий стандарт уточняет требования к процессу сопровождения программных средств. Сопровождение программных средств является одним из основных процессов их жизненного цикла, что описано в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процесс сопровождения состоит из работ и задач, реализуемых персоналом сопровождения (сопроводителем). Настоящий стандарт является составной частью документов, в том числе рекомендаций (руководств), семейства ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Настоящий стандарт детализирует процесс сопровождения, установленный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В настоящий стандарт включены только пункты ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, содержащие обязательные требования. Данные пункты в тексте настоящего стандарта заключены в прямоугольные рамки. Номер соответствующего пункта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 указан в этих рамках.

В большинстве проектов, особенно имеющих продолжительный жизненный цикл, сопровождение программных средств наверняка будет одним из основных рассматриваемых вопросов.

Из-за ограничений в стоимости и сроках разработки, а также отсутствия опыта в применении ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 программные средства нередко поставляют в «сыром» виде. Поэтому возникает необходимость в последующей корректировке ошибок, обнаруженных при их эксплуатации. Часто необходимо модернизировать программное средство, чтобы удовлетворить изменившимся требованиям пользователя. Сопровождение программного средства может в стоимостном выражении составлять наибольшую часть жизненного цикла.

Настоящий стандарт предназначен для пользователей, знакомых с сопровождением программных средств. Рекомендуется, чтобы пользователь, незнакомый с сопровождением программных средств, до практического применения настоящего стандарта изучил соответствующие учебники или прошел практическое обучение.

Сопровождение программных средств может быть проведено с использованием соответствующего конгломерата инструментальных (вспомогательных) программных средств, методов и технологий программной инженерии. Настоящий стандарт не определяет, как следует применять или выполнять работы и задачи в процессе сопровождения программного средства, поскольку это должно быть определено договорными или организационными условиями. Требования к сопровождению программных средств остаются постоянными безотносительно к инструментальным средствам реализации данного процесса.

В настоящем стандарте учтены обобщенные предложения по практическому применению концептуальных положений и понятий ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, представленные Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационные технологии».

1 Область применения

В настоящем стандарте более подробно описано управление процессом сопровождения программных средств, установленным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В стандарте также установлены определения различных типов сопровождения. В стандарте приведены рекомендации по планированию и выполнению процесса сопровождения, контролю и надзору за ним, оценке и завершению (прекращению) указанного процесса. Область применения настоящего стандарта охватывает сопровождение различных программных средств при использовании одинаковых ресурсов сопровождения. Термин «сопровождение (maintenance)» в настоящем стандарте означает сопровождение программного средства, если не указан иной его смысл.

Настоящий стандарт устанавливает основную структуру, в пределах которой могут быть выполнены, оценены и практически реализованы общие и конкретные планы сопровождения применительно к области действия и объему заданных программных средств (продуктов).

Настоящий стандарт определяет основные положения, точную терминологию и процессы, позволяющие последовательно применять соответствующие технологии (инструментальные средства, методологии и методы) при сопровождении программных средств.

В настоящем стандарте даны рекомендации по сопровождению программных средств. Основой для описания в настоящем стандарте процесса сопровождения и его работ являются определения, установленные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Данный процесс определяет работы (виды деятельности) и задачи (задания) по сопровождению программного средства и устанавливает требования к планированию сопровождения. Он не описывает эксплуатацию программного средства и эксплуатационные функции, например резервирования, восстановления, системного администрирования, которые обычно выполняет персонал, эксплуатирующий программное средство.

Настоящий стандарт, в основном, предназначен для организаций, сопровождающих программные средства (персонала сопровождения, сопроводителей), а также может быть использован субъектами, отвечающими за разработку и обеспечение качества этих средств. Стандарт может быть применен заказчиками и пользователями систем, содержащих программные средства, которые могут представлять исходные данные для плана сопровождения.

Настоящий стандарт содержит рекомендации по управлению (или выполнению) процессом сопровождения. Стандарт определяет использование (привлечение) процесса сопровождения в процессах заказа и эксплуатации.

Настоящий стандарт содержит рекомендации по планированию сопровождения и сопровождению программных продуктов (средств) и услуг, выполняемому как внутри организации, так и вне ее. Стандарт не распространяется на эксплуатацию программных средств.

Стандарт позволяет обеспечить двусторонние отношения между организациями и может быть использован, когда обе стороны принадлежат к одной организации. Настоящий стандарт также может быть использован одной из сторон для решения задач самоконтроля (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).

Настоящий стандарт не предназначен для применения пользователями готовых программных продуктов, не входящих в состав поставляемого продукта (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207). Например, организации могут захотеть применить настоящий стандарт при сопровождении шаблонов или макросов обрабатываемого текста, проходящего через данную организацию.

Настоящий стандарт не предназначен для временно или эпизодически используемых программных средств (продуктов).

Стандарт может быть использован разработчиками готовых программных продуктов для самоконтроля при сопровождении данных продуктов. Стандарт не предназначен для программных продуктов, заказанных пользователями, и продуктов, сопровождаемых конечными пользователями. Объектами сопровождения являются компьютерные программы, программы в машинных кодах, данные и соответствующие документы. Стандарт применяют к программным продуктам, создаваемым при разработке конкретного программного средства. В состав таких продуктов могут входить тестовые программные средства, тестовые базы данных, среда тестирования программного средства (СТПС, STE) или среда программной инженерии (СПИ, SEE).

Настоящий стандарт используют во всей деятельности по сопровождению независимо от модели жизненного цикла программного средства (каскадной, инкрементной, эволюционной) или применительно к методу разработки (например, ускоренная разработка приложений, прототипирование, макетирование).

Настоящий стандарт устанавливает основную структуру процесса сопровождения программных средств, но не определяет подробности реализации или выполнения работ и задач, входящих в данный процесс.

В стандарте приведен ряд перечислений (списков). Однако ни одно из них не является исчерпывающим. Эти перечисления приведены в качестве примеров.

Этапы применения настоящего стандарта указаны в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271.

2 Соответствие

Соответствие настоящему стандарту обеспечивают при выполнении требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.

3 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК 2382-1-93* Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основополагающие термины

ИСО/МЭК 2382-20-90* Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка систем

ИСО 8402-94* Управление качеством и обеспечение качества. Словарь

4 Определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ИСО/МЭК 2382-1, ИСО/МЭК 2382-20, ИСО 8402 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, а также приведенные ниже:

4.1 адаптивное сопровождение (adaptive maintenance): Изменение (модификация) программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде).

4.2 базовая линия (baseline): Официально принятая версия элемента конфигурации, независимая от среды, формально обозначенная и зафиксированная в конкретный момент времени жизненного цикла элемента конфигурации (3.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).

4.3 корректирующее сопровождение (corrective maintenance): Реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок).

4.4 план сопровождаемости (maintainability plan): Документ, излагающий соответствующие методы обеспечения сопровождаемости, описывающий необходимые для этого ресурсы и работы применительно к программным средствам.

4.5 сопровождаемая модернизация (maintenance enhancement): Сопровождаемая модернизация является изменением программного средства, не связанным с корректировкой самого программного средства.

4.6 план сопровождения (maintenance plan): Документ, излагающий соответствующие методы сопровождения, описывающий необходимые ресурсы и работы применительно к сопровождению программного продукта.

4.7 процесс сопровождения (maintenance process): Работы (виды деятельности) и задачи (задания), выполняемые организацией, осуществляющей сопровождение (персоналом сопровождения, сопроводителем).

4.8 программа сопровождения (maintenance program): Организационная структура, обязанности, процедуры, процессы и ресурсы, используемые при выполнении плана сопровождения.

4.9 предложение о модификации (ПР) (modification request [MR]): Общий термин, используемый для определения предполагаемых изменений в сопровождаемом программном продукте.

Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Смотреть картинку Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Картинка про Что понимается под сопровождением программного обеспечения. Фото Что понимается под сопровождением программного обеспечения

4.10 полное сопровождение (perfective maintenance): Модификация программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик или улучшения сопровождаемости.

4.11 профилактическое сопровождение (preventive maintenance): Модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта.

4.12 отчет о проблеме (ОП) (problem report [PR]): Термин, используемый для определения и описания проблем, обнаруженных в программном продукте.

4.13 среда программной инженерии (СПИ) (software engineering environment [SEE]): Набор автоматических инструментальных средств, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для выполнения объема работ по программной инженерии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *