Что понимается под социальной коммуникацией
Коммуникация (социальные науки)
Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [1] — научная дисциплина (известная также как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев), коммуникативистика или коммуникатика [2] а в западно-европейском и американском наименованиях — communication studies, или просто — communications), а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодествия/интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты. [3]
Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др. [4]
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. [5]
Согласно М. С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия. [6]
Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой. [7]
Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация — это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения. [8] [9]
Коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе. [10]
Содержание
История развития коммуникации как науки
Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX века, а также позднее с развитием техники в целом, в частности, телевидения, компьютеров, а кроме того — с развитием большого бизнеса и процессами глобализации. Развитие теории коммуникации связано со становлением кибернетики, информатики, семиотики, с усложнением математики и инженерных наук. [11]
Первая кафедра коммуникации была открыта примерно в 50-х гг. в США [12]
Как отмечает А. В. Назарчук, осмысление коммуникации развивалось как минимум тремя направлениями:
— англо-американским, как направленным на лингвистический анализ и на «прояснение языкового опыта» (Л. Витгенштейн)
— французским, не ограничивающимся языковой коммуникацией, но включающей различные социальные проблемы коммуникации современного общества, такие как осмысление идеологии и власти, критика капитализма, и осмысление дискурса. [13]
— «философией диалога» (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер и др.). [14]
Соотношение коммуникации с другими науками
Теория коммуникации развивается целым рядом наук, в частности: [15]
Теории и модели коммуникации
В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации: [16]
Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.
Социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация. Данная модель старается учитывать как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношения к объекту разговора, и постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у общающихся, они будут стремиться к совпадению их отношения к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении отношения друг к другу, будет не совпадать и отношение к объекту речи. Совпадение отношений к объекту разговора при несовпадении отношений друг к другу будет восприниматься как ненормальное.
Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантически шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.
Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.
В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.
Текстовая модель коммуникации А. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через (письменный) текст. Согласно данной модели коммуникация всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами
Согласно Д. П. Гавра, в теории коммуникации можно выделить 2 основных подхода к её пониманию: [17]
И.П Яковлев предлагает также говорить о: [18]
Схему (модель) коммуникации, понимаемой как речевое событие предложил Р. Якобсон, предвосхитив ею модель Шеннона, однако в отличие от последнего, ключевую роль в коммуникации отвёл не информации, а языку: от адресанта к адресату направляется сообщение, созданное и интерпретируемое с помощью кода, общего для всех участников коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый как система, приводящая в соответствие чувственно данному предмету, знаку, некоторое подразумеваемое значение. Каждый человек — член различных коммуникационных сообществ, а значит и носитель различных кодов. Коммуникация, как передача сообщений всегда происходит в контексте других сообщений (принадлежащим к тому же акту коммуникации или связывающих вспоминаемое прошлое с предполагаемым будущим, задавая тем самым основополагающий вопрос об отношении данного сообщения к универсуму дискурса), влияющем на кодирование и интерпретации сообщений участниками коммуникации. [19]
Ю. М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может быть абсолютно одинаковых кодов, а язык следует рассматривать как код вместе с его историей. При полном подобии/соответствии/эквивалентности того, что говорится, и того, как это воспринимается, согласно Ю. М. Лотману потребность в коммуникации вообще исчезает, так как становится не о чём говорить, а остаётся лишь передача команд. Код, как языковая игра у Л. Витгенштейна, индивидуализирует коммуникацию, а последняя, таким образом, предстаёт как перевод с языка моего «я» на язык твоего «ты». В качестве субтрата коммуникации, в котором происходит встреча множества кодов и многих коммуникантов Ю. М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации, и одновременно, как её границы. Ю. М. Лотман различает «обычную» коммуникацию, которая происходит в системе «я — он», и аутокоммуникацию, происходящую в системе «я — я»; в рамках аутокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку меняются условия, время и контекст сообщения, то есть сообщение перекодируется. Передача сообщения самому себе вызывает перестройку структур собственной личности (например, нельзя прочитать дневник также, как он был написан). Аутокоммуникация связана с любым актом авторства, так как каждый текст несёт сообщение и самому себе. Понятие аутокоммуникации расширяется у М. Ю. Лотмана до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи. [20]
В русле рассмотрения социальной проблематики, в прочтении структурализма, возможность коммуникации основана на какой-либо системе знаков, то есть на определённом языке, в качестве которого, согласно К. Леви-Строссу, может рассматриваться любая система социальных отношений любой их вид, то есть множество операций, обеспечивающих возможность общения между индивидами или группами. Видение в каждом виде социальных отношений язык, приводит к рассмотрению любого социального взаимодействия как той или иной формы коммуникации. Согласно К. Леви-Строссу, каждая система коммуникация и все они в совокупности имеют своей задачей конструирование той или иной социальности (социальной реальности); этот процесс осуществляется ценностями, скрепляющими общества воедино, посредством символов, способности донести и соблюсти смысл, заложенный в социальные ритуалы. [21]
Коммуникация рассматривается в русле семиологии Р. Барта, через концепт мифа, понимаемого как коммуникативная система, в которой важен не сам объект сообщения, но форма сообщения, то есть то как об этом объекте сообщается в целях определённой коммуникации. Мифы, как и метафоры служат расширению функций регулярной коммуникации, позволяя надстраивать коммуникативные миры иных порядков над семиотической системой первого порядка, тем самым создавая богатство коммуникации, изобилие смыслов. [22]
Коммуникативные действия (акты) и их типология
Теория коммуникативных актов Т. М. Ньюкомба (от лат.cоmmunicatiо — общаться) — социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни и неприязни. В целом концепции структурного баланса и коммуникативных актов позволяют лишь зафиксировать некоторое расхождение (диссонанс) во взаимном восприятии людьми друг друга (или в их отношении к третьему лицу), но не позволяют определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов.
Согласно Маршаллу Маклюэну само средство коммуникации, является сообщением. Иными словами любое сообщение даёт место следующему средству коммуникации, например, содержанием кино является роман, содержанием романа — речь и т. д. Согласно М. Маклюэну, коммуникационные действия человека являются его попыткой расширить своё сознание и телесность, чувства и чувственность человека в целом. Например, можно рассмотреть линию постепенного расширения границ телесности человека — одежда — жилище — город: одежда как система коммуникационных действий (средство коммуникации) расширяет тело человека, его кожные покровы, и является средством социального определения и ограничения человеком самого себя, а также языком и системой знакового общения с другими людьми; жилище — средство коммуникации, с помощью которого происходит расширения коллективного тела семьи/группы, их продолжения в языке архитектуры; одежда и жилище как средства коммуникации упорядочивают человеческую совместность и общность; город — такое средство коммуникации, расширяющее коллективное сознание и тело, в частности в отношениях людей с окружающей средой — это уже своеобразное жилище без стен — более обширное жилище человека. Другими средствами коммуникации являются колесо, деньги, часы. [24] Согласно М. Маклюэну, все средства коммуникации являются своеобразными «переводчиками» одних видов опыта и энергии в другие. Например деньги, как средство коммуникации переводят умения и опыт одного рабочего в умения и опыт другого рабочего. [25] Важным наблюдением над средствами коммуникации М. Маклюэна является то, что они являются ресурсом, создающим социальность [26]
Коммуникативная личность
В теории коммуникации различные авторы по-разному определяют понятие коммуникативной личности. При формулировании определения коммуникативной личности следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избежать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне многословных конструкций.
Онтология коммуникативной личности. На философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают. Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах, общения, он не смог превратиться в социального субъекта, то есть в личность.
Таким образом, на социально-философском уровне категории «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком понимании категории «коммуникативная личность». В широком понимании термин «коммуникативная личность» эквивалентен термину «личность». ТК как частная научная дисциплина, в отличие от философии, пользуется узким пониманием категории «коммуникативная личность». Здесь этим понятием обозначается одна из форм проявления личности, связанная с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия.
Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).
С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детерминирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость.
Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность — форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма её реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений. В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной личности — в каждый конкретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через различные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реализует сложную социальную практику, содержащую как коммуникативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы абстрагируемся от всех его социальных ролей, не связанных с коммуникацией.
Коммуникативная личность — одновременно «человек, общавшийся в прошлом, — субъект и продукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально — в настоящем» и «человек, общающийся потенциально, — готовый к общению в будущем», В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза — прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.
Разновидности коммуникации
В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды:
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды: [28]
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Выделение наук о коммуникации в самостоятельное направление принято относить к 1950-м, хотя первые публикации его основоположников Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Н. Винера и др. появились еще в 1940-х и даже 1930-х. Принято считать, что концепция коммуникации возникла в результате разочарования в идеалах демократии, оказавшихся неспособными предотвратить возникновение тоталитарных режимов, беспрецедентных по своей жестокости войн, массовых преступлений против человечности.
С конца 1960-х науки о К.С., сложившиеся первоначально из трех «фундаментальных» направлений, стали предметом интереса со стороны академических профессиональных сообществ и были обогащены многочисленными идеями. Среди них, в частности, следует отметить социологию массовой культуры, социологию массовой коммуникации, психосоциологию, политэкономию (критическую) коммуникации, прагматику, этнографию коммуникации, этнометодологию и социологию социальных взаимодействий, социологию техники и медиатизации, исследования социального потребления медиа и новых технологий информации и коммуникации, наконец, различные философские рефлексии. Информация и «продолжающая» ее коммуникация приобретают все большую стратегическую значимость, особенно в сфере управления, политического и экономического соперничества. Коммуникационные техники обновляют и порождают новые социальные технологии, а биржевая стоимость сектора коммуникации, равно как и сектора информационных товаров, организуемого все более и более на промышленной основе, постоянно возрастает на протяжении вот уже, по крайней мере, десятилетия. В течение полувека коммуникационная теория обогащается многочисленными разработками, однако ее конфигурация еще не сложилась окончательно и продолжает динамично развиваться. Можно ожидать, что происходящие изменения повлекут за собой новые теоретические результаты.
Социология: конспект лекций.
4. Социальная коммуникация.
Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.
В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:
1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.
Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:
1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:
1) поведенческий эффект;
2) оценочные (аксиологические) эффекты;
3) эмоциональный эффект – влияние на страсти человека;
4) познавательный (когнитивный) эффект.
Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.
По характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
По источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
По каналу передачи:
Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.
Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.
Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.
Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.
Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом.
Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры».
Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:
2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;
3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;
4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.
Самым ярким и распространенным примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.
Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств, которые можно охарактеризовать как факторы распространения слухов. К ним можно отнести:
1) проблемную ситуацию, создающую информационную потребность;
2) неудовлетворительность или отсутствие информации; информационную неопределенность;
3) уровень тревожности индивидов.
В зависимости от сложившихся условий слухи оказывают на сознание людей большее или меньшее влияние, однако отрицать его вообще нельзя, потому что оно всегда существует. Оказываемое влияние может проявляться в различных видах и на различных уровнях:
1) индивидуальный уровень:
А) адаптация к среде;
Б) дезинтеграция индивида;
2) групповой уровень:
3) массовый уровень:
А) изменения общественного мнения и коллективного поведения.
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.
Социальная коммуникация: понятие, сущность, виды и уровни
Понятия «коммуникация» и «социальная коммуникация». Отличие социальной коммуникации от биологической. Функции социальной коммуникации. Типы, уровни и виды коммуникации (линейная, интерактивная, трансакционная коммуникация; интраперсональная, межличностная, групповая, массовая; восходящая и нисходящая, горизонтальная, монокультурная и межкультурная, вербальная и невербальная коммуникация).
Коммуникация – в широком смысле процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологическое направление изучает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений.
В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основных интерпретации. Во-первых, представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Во-вторых – это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.
Отличие соц. коммуникации – большая часть коммуникационной компетентности достигается благодаря социализации.
Социальная коммуникация – осознанный/ неосознанный, с намерением/ без намерения процесс, в котором происходит передача вербальных/невербальных сообщений на межличностном/социальном уровне (Берко Вульвин)
Это социо-культурное взаимодействие между людьми с помощью знаков, размещенных в презентационных, репрезентационных и электронно-механических носителях. (Яковлев)
Контекст – определенные условия, в которых происходит коммуникация:
+Установки, убеждения, намерения человека в процессе коммуникации
Барьеры, шумы – это определенные факторы, которые усложняют процесс коммуникации и искажают, делают полностью недоступным сообщение.
-технические (акустика помещения и т.п.)
-человеческие (биологические – человек говорит тихо; семантические; организационные – плохо организованная речь; психологические; социальные)
1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц:
• массовая (на уровне социетальной системы);
• среднего уровня (ограниченная в масштабах социальных групп и организаций – внутриорганизационные коммуникации);
• локальная (внутрисемейная, триадная и др.);
• внутригрупповая (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы);
• межгрупповая (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер — внешние коммуни-кации, межличностную (между отдельными людьми — диадные), внутриличностные (общение с самим собой).
• а также региональная, национальная, международная, глобальная.
2. По способу установления и поддержания контакта:
3. По инициативности коммуникаторов:
активные – все коммуниканты, участвующие в коммуникационном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями;
пассивные – коммуникатор воздействует на рецепиента, который не реагирует на послания.
4. По степени организованности:
случайные – стихийные, происходит незапланированный обмен информацией;
5. По направлению потока информации:
горизонтальные – осуществляются между членами группы, имеющими равный ранг или между равнозначными группами
диагональные (начальники и подчиненные из разных отделов)
• нисходящие – коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому;
• восходящие – от более высокого к более низкому уровню.
6. По используемым знаковым системам:
По уровню различают виды коммуникации:
Интраперсональная коммуникация изучает «разговоры с самим собой», процессы обработки информации индивидом. Интраперсональная коммуникация исследует межличностное взаимодействие, включая параязыки, такие, например, как взаимное расположение в пространстве или «язык тела» (см.).
Групповая коммуникация занимается исследованиями групповой динамики; к ним относятся и исследования институциональной (организационной) коммуникации.
Массовая коммуникация имеет дело с сообщениями, направляемыми массовой аудитории через средства массовой информации, часто с политическими или коммерческими целями.
Пятый, в последние годы особенно быстро развивающийся, вид коммуникации изучает обмен сообщениями с объектами, не являющимися людьми, в первую очередь, с машинами, компьютерами, высокими технологиями, например, компьютерными играми или банкоматами.
Стадии коммуникационного процесса: 1. намерение 2. формирование сообщения 3. выбор канала передачи 4. отправка сообщения 5. получение и расшифровка 6. ответная реакция
Типы коммуникационных моделей, которыми определяется обратная связь:
1. линейная (предполагает односторонний процесс без планирования обратной связи)
2. интерактивная (установление одноразовой обратной связи)
3. трансакционная (устойчивая обратная связь)
Определение функции социальной коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи информации и воздействия посредством этой информации на индивида или общество).
Функции коммуникации: (надо соотнести с фразой выше)
Эмотивная (экспрессивная) функция
связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит.
отражает ориентацию на адресата. Сюда подпадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.
сориентирована на контакт, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время празднования дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Мы часто проверяем контакт словами «Ты слушаешь?»
связана с кодом: не знал слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.
направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание.
Референтивная (денотативная, когнитивная) функция
сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 4003 ; Мы поможем в написании вашей работы!