Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Социальная ситуация развития — характеристика, периодизация и специфика

Социальная ситуация развития (ССР) — своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение ребёнка к окружающему миру, которое детерминирует формирование психических и личностных новообразований, преодоление возрастных кризисов. Это основной фактор, определяющий состояние психики. Кроме того, он выступает сущностной характеристикой степени психосоциального развития детей.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Социальная среда и психическое развитие

Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.

ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.

Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.

Периодизация детства

Отношения с окружающим миром складываются по-особенному в разные года жизни ребёнка. Для более структурного понимания и выделения главных признаков социального взаимодействия Л. С. Выготским была создана возрастная периодизация, согласно которой детство делится на пять больших этапов.

Младенчество (от рождения до года)

Младенец кажется совершенно асоциальным существом, но это ошибочное мнение. В этом возрасте возникает совершенно специфическая, глубокая и своеобразная социальность ребёнка, которая определяется двумя моментами:

Эти два противоречия выступают двигателем психического развития в этом возрастном периоде.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Ребёнок остаётся биологически зависим от матери до конца младенчества, пока не научится ходить. Исходным пунктом развития сознания выступает психическая общность матери и младенца, что являет собой новообразование «пра-мы», которое Выготский назвал социальной ситуацией развития в младенческом возрасте.

Показателем состоявшейся ситуации развития «мы» является специфическая реакция на лицо матери — улыбка. Неразрывное единство проявляется в том, что ребёнок ничего не может без взрослого. Его социальное взаимодействие опосредовано ухаживающим за ним человеком: «Мы поели», «Мы погуляли». Такая неразрывность содержит в себе противоречие: ребёнку жизненно необходим взрослый, но в то же время он не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается при разрушении старой ССР.

Общение в раннем возрасте

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Первый год жизни подходит к концу, и ребёнок приобретает больше самостоятельности благодаря обучению ходьбе. Ситуация слитности со значимым взрослым под названием «мы» начинает распадаться на «ребенок — взрослый».

По мере развития способности ходить увеличивается автономность ребёнка в плане общения с внешним миром. Основной потребностью на этом возрастном этапе становятся действия с предметами, что развивает пространственное ориентирование.

Стоит отметить, что все способы действия с предметами и орудиями становятся доступны ребёнку благодаря взрослому, который обучает его и поддерживает. Предметная и социальная среда перестает быть одним целым, а специфику новой ССР можно описать формулой: «ребенок — предмет — взрослый».

В процессе обучения предметным действиям ребёнок постоянно обращается к взрослому за помощью, вниманием или требованием поиграть с ним. Складывается ситуативно-деловое общение, сущностный аспект которого — деловое сотрудничество на основе предметных взаимодействий в деятельности или игре. Основными характеристиками социального общения в раннем детстве выступают:

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Второй и третий годы жизни характеризуются изучением выработанных человечеством способов манипуляций с предметами. Особенность ССР в этом возрасте заключается в том, что взрослый становится образцом специфично-человеческих предметных действий. Важным становится соучастие, то есть совместная практическая деятельность, а не просто манипуляции с предметами. Взрослый выступает как образец, как основное условие предметных действий для ребёнка раннего возраста.

Дошкольники: выход за пределы семьи

Ситуация совместной деятельности со взрослым распадается до начала дошкольного периода (в 3—7 лет), обогащается новыми формами и содержанием. «Система Я», которая становится центральным новообразованием, совместно с развитием речи способствует расширению круга общения.

Стремление быть как взрослый и несоответствие реальных возможностей вытекает в психическое противоречие. Общение со сверстниками приобретает более значимую роль, нежели на предыдущем возрастном этапе.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Психологический выход за пределы семьи формирует новую ССР, которую можно описать схемой «ребенок — взрослый (общественный)». Дошкольник начинает интересоваться взрослыми как носителями общественных функций: продавец, полицейский, воспитатель.

Подражание и желание быть «как взрослый» при объективной невозможности реализации этого желания порождает противоречие, которое решается в виде сюжетно-ролевой игры. Возможность примерять на себя разные образы, повторять действия, проигрывать воображаемую ситуацию позволяет малышу познавать мир взрослых.

Благодаря наступлению этапа сюжетно-ролевой игры появляется внеситуативно-познавательная форма общения. На первый план выступают не совместные предметные действия со взрослым, а теоретический аспект общения, информационное содержание разговора. Ребёнок видит в значимом человеке источник новых знаний, который может ответить на все вопросы и утолить познавательный интерес. Внеситуативный характер общения проявляется в том, что обсуждаются темы, не связанные напрямую с окружающим миром.

Под конец дошкольного возраста появляется внеситуативно-личностная форма общения, содержание которой сводится к миру людей, а не предметов. Ребёнка интересуют разные аспекты жизни взрослого, которые не видны ему непосредственно в этот момент.

Младший школьник и социум

Особенности школьного обучения в возрасте от 7 до 12 лет способствуют возникновению новой ССР, которая характеризуется возникновением произвольного поведения, формированием внутреннего плана действий и саморефлексии. Обучение становится ведущей деятельностью, в которой развиваются самооценка, дисциплина и контроль своих действий. Однако все эти новообразования формируются не сразу.

В первые дни школьного обучения ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая разрешается в период адаптации. В младшей школе многие межличностные контакты осуществляются через учителя.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Именно он помогает сформировать у ребёнка навыки самостоятельного обучения, контролирует процесс приобретения знаний, умений и навыков, помогает в формировании социальной позиции школьника, организовывает сотрудничество.

Выход ребёнка за рамки семьи, расширение круга значимых взрослых — это всё формирует новую ССР, которую кратко можно описать формулой «ребенок — взрослый — задача». Социальная роль учителя обязует его предъявлять детям важные требования, контролировать их выполнение и оценивать его качество. У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника — социально важная роль. Успехи и неудачи в учебной деятельности влияют на систему отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.

Статус ученика и ответственного человека требует от ребёнка активизации всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие воли, целеустремлённости и саморегуляции сказывается на качестве социального взаимодействия в коллективе сверстников.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Подросток: стремление к взрослости

Особенность ССР в возрасте 12—17 лет заключается в личности подростка. Внешний мир остаётся неизменным: круг общения, семья, посещение школы. Изменения происходят во внутренней структуре личности и приводят к трансформации ССР.

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике

Ведущей деятельностью у подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, которое является основой психосоциальной ситуации. Сильное влияние на межличностные взаимодействия оказывает самооценка подростка, которая в большей степени опирается не на своё «Я», а на мнение окружающих.

Отношения со взрослыми имеют двойственную природу. С одной стороны, подросток хочет быть независимым, с другой — не может полноценно обеспечить свою жизнь и нуждается в личностной и материальной поддержке. Этот внутриличностный конфликт разрешается в подростковом кризисе и переходе на этап юношества.

Таким образом, ССР — уникальный феномен, специфический для любого возраста. Это основной фактор и показатель психического и личностного роста ребёнка на каждом этапе развития.

Источник

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Смотреть картинку Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Картинка про Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике. Фото Что понимается под социальной ситуацией развития ребенка в педагогике Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.

Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.

В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.

В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.

Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах

нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.

Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.

Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.

В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.

У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.

Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.

Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.

Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.

Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:

• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;

• Благодарит за услугу, подарок, угощения;

• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;

• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями

• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;

• Уважает труд взрослых и его результаты;

• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;

• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;

• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;

• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.

Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.

Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.

К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.

Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила: учитель-логопед Анашкина Т. Г. На сегодняшний день образная,.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для.

Консультация для педагогов и родителей «Социальное развитие — что это такое? Что нужно знать родителям и педагогам?» I. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Cоциальное развитие – что это.

Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Конспект на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) Введение Проблема владения языком издавна привлекала внимание.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное образование – главный этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо.

Социальное партнёрство в работе дошкольного учреждения На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников эмоционального интеллекта».

Источник

Основы социального образования

Социальное воспитание

1. Лекция 8

Не вызывает сомнения наличие у социального воспитания достаточно глубоких исторических и социокультурных истоков.

Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявился уже в том, что,

— во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения;

— во-вторых, вся община чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ребенка;

— в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Очевидно, что цели, содержание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носили ярко выраженный стихийно-общественный характер, что определялось условиями жизни древнего человека.

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства.

Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций.

Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, «вольные школы», «Вальдорфская педагогика»).

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке (педагогические системы И.Г. Песталоцци, социалисты-утописты, С.Т. Шацкий, немецки пеедагоги начала XX века).

Развитие этих тенденций, их взаимоотношение в реальном педагогическом процессе зависело от характера социально-политических проблем, которые вынуждено решать государство, в том числе и средствами педагогики; традиций общественных отношений, норм, ценностей, присущих обществу и культуре; особенностей образа жизни, способов жизнедеятельности; религиозных представлений. Стандарт личности, основные его потребности, качества, которые она должна демонстрировать в конкретно-историческую эпоху определяли социальный заказ педагогике в целом, и формировало ее либо «индивидуалистическую», либо «социальную направленность».

Социальное воспитание получило в России свое развитие в связи с коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания, который был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. В период 1917-1930 гг. термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». Он употреблялся в двух основных значениях:

— первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями;

— второе – передача общественного опыта от одного поколения к другому.

Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на

— учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки);

— школы первой и второй ступеней;

— учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых);

— «институты социального воспитания» – учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 1920-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный участок в системе народного образования. Единого толкования его понятия среди педагогов того времени не было. Сущность социального воспитания рассматривалась, как:

— вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за здоровьем, личность учителя и др.);

— общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни;

— воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приобретает идеологическое содержание, классовый характер, начинает подразумевать различные виды педагогического воздействия на ребенка в целях выработки из него физически здорового, вооруженного необходимыми знаниями, умениям навыками борца за строительство социалистического общества. Классовый принцип социального воспитания получил наиболее широкое распространение в 1920-е годы. Именно тогда широко внедряются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролетарий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождением человека.

Таким образом, в России начала двадцатого века происходит переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. На смену социальному воспитанию приходит термин «коммунистическое воспитание». В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова.

В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания.

Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

Следует отметить, что в советское время в России была теоретически разработана и практически реализована система коммунистического воспитания. Идеология воспитания разрабатывалась и осуществлялась коммунистической партией. Причем она старалась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса:

— определяла стратегию воспитания,

— уточняла цели воспитания на каждом этапе развития советского государства,

— руководила подготовкой кадров воспитателей,

— координировала деятельность всех социальных институтов, участвующих в воспитании,

— направляла развитие всей системы образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспитательных функций.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были реорганизованы общественные – комсомольская и пионерская – организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями, в основном, образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.

С одной стороны, социальное воспитание – категория социальной педагогики. Возникновение социальной педагогики как области научной фактической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена и определения содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Как социально-педагогическая категория, социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием, это единый комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Различие между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитанием».

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания.

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивида сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой».

3. Социальное воспитание характеризует:

— направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности;

— опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы;

— опора на социальное творчество;

— социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества;

— система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является.

4. Социальное воспитание ориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

С другой стороны, в психологическом плане, социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности.

Главным признаком социального воспитания является создание благоприятных условий для социального становления личности. Его востребованность обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации (невниманием к проблемам молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, – пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество можно решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Назначение социального воспитания – в оказании грамотной адресной помощи подрастающему поколению в решении его проблем, в обогащении или восстановлении отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

— включение человека в систему быта, жизнедеятельности и отношений воспитательных организаций,

— приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

— их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей,

— и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).

Социальное воспитание процесс двухплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Таким образом, социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

В мировой системе образования не существует как такового понятия «воспитание» или «социальное воспитание», хотя широко известен термин «гайденс». В широком смысле, «гайденс» – помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов. В США в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

Таким образом, употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» – опекунство. В настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. «school counselling and guidance» и «carer counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Итак, социальное воспитание направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание – конфессия и т.д.

Объект социального воспитания – человек, ребенок (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Цель социального воспитания – содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности. Социальный опыт – единство различного рода знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Содержание социального воспитания – это обеспечение процессов социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности:

— усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем;

— гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения;

— развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских, молодежных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе детского самоуправления;

— сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, выполняющих социальный заказ по реализации программ разного уровня, предназначенных для различных групп детей и молодежи.

Процесс социального воспитания личности имеет свои

а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой;

б) свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

в) свои этапы – ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

— ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры;

— ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания.

7.Принцип коллективности социального воспитания. Суть: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

Можно выделить следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет индивид, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности индивида с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Воспитание жизненной активности – воли, оптимизма, уравновешенности – являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Среди методов социального воспитания выделяют:

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самыми распространенными методами в социальном воспитании являются:

— метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы;

— метод беседы, дающий возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника;

— метод анкетирования позволяет собрать материал, характеризующий воспитанника: его интересы и особенности, психологические проблемы;

— методы поддержки личности применяются, когда индивид находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни;

— методы коррекции развития – педагогическое воздействие ребенка (подростка) с отклонениями в поведении и др.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Основные цели системы социального воспитания:

1) формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;

2) обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности;

3) формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя;

4) формирование личности, готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Она включает в себя различные воспитательные организации:

— учебно-воспитательные учреждения различного типа;

— учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;

— учреждения для одаренных детей;

— учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;

— организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Таким образом, в качестве воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание, выступают: семья, клубы, детские и юношеские объединения, интернаты, загородные детские центры, школы, высшие учебные заведения.

Воспитательные организации могут быть классифицированы по нескольким признакам:

— по принципу вхождения человека в воспитательную организацию – обязательные (школа); добровольные (общественные организации); принудительные (специальные закрытые учреждения);

— по юридическому статусу воспитательные организации могут быть – государственные, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными;

— по ведомственной принадлежности – министерств, ведомств, профсоюзов;

— по уровню подчиненности – федеральные, региональные, муниципальные;

— по степени открытости-закрытости – открытые, закрытые, интернальные;

— по ведущей функции – образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные;

— по длительности функционирования – постоянные и временные;

— по половозрастному составу.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

— средства, выделяемые государством для функционирования системы воспитания – материальные, финансовые, духовные;

— кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания – организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели-волонтеры;

— ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *