Что понимается под специальными техническими средствами
Раскрыто понятие термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»
Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополнена примечанием, которым определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
Предусматривается, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Статья 26.8. Показания специальных технических средств
1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Комментарий к ст. 26.8 КоАП
В соответствии со ст. 14 этого же Закона решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.
Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.
В соответствии со ст. 15 Закона средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений.
2. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.
По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
3. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.
Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.
Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.
Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.
Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке.
Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России.
4. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 2 статьи 26.8 настоящего Кодекса были внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2008 г.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. Согласно изменениям в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении составляться не будет, а показания технических средств будут фиксироваться непосредственно в постановлении по делу об административном правонарушении.
Судебная практика по статье 26.8 КоАП
Акт от 13 февраля 2016 г. N 290 отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам статьями 26.2, 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания его недопустимым доказательством не имеется.
Отсутствие подписей инженера весового контроля и должностного лица ГИБДД в акте, составленном по результатам взвешивания в динамическом режиме, в данном случае правового значения не имеет, так как превышение осевой нагрузки установлено по результатам взвешивания в статическом режиме.
Установление в примечании к статье 12.8 КоАП Российской Федерации конкретного показателя, превышение которого означает, что лицо находится в состоянии алкогольного опьянения, обусловлено технически допустимой погрешностью измерительных приборов. Оспариваемые положения статьи 26.8 КоАП Российской Федерации определяют понятие «специальные технические средства» и требования к ним, а также обязанность фиксации результатов измерения в протоколе об административном правонарушении. При этом любые погрешности приборов, применяемых при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, устраняются по итогам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которое может быть проведено в случае несогласия водителя с первоначально полученными результатами.
Согласующаяся с данным положением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оспариваемая норма пункта 33 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» наделяет сотрудников полиции правом для выполнения возложенных на них обязанностей использовать технические средства для осуществления видеозаписи. При этом такие технические средства в силу части 1 статьи 26.8 КоАП Российской Федерации не относятся к измерительным приборам (специальным техническим средствам), подлежащим утверждению в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшим метрологическую поверку.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. При этом ни названным Кодексом, ни Областным законом Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях» не предусмотрены требования к проведению процедуры фотосъемки места совершения административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы фотоаппарат не является специальным техническим средством, требования к которому установлены статьей 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, оснований сомневаться в достоверности фотоматериалов, а также их относимости к событию правонарушения, не имеется.
Приняты законы, уточняющие значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»
Сегодня Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроекты, которыми уточняется определение «шпионских средств»:
— № 641656-7 «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
— № 641166-7«О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятыми законами уточняется значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность.
Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике.
С целью разграничения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от других технических средств, разрешенных к широкому применению, вносятся соответствующие изменения в УК РФ и КоАП.
1. Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополняется примечанием, уточняющим, что именно понимается под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Под это определение подпадают «приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя».
За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств действует уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Кроме того, принятыми законами уточняется, что не относится к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации. К ним не относятся «находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя».
2. Кроме того, дополняется примечанием статья 20.23 КоАП «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Примечание предусматривает отсылку на определение «специальных технических средств» в Уголовном кодексе, которое будет использоваться и для целей КоАП.
Стоит отметить, что положениями КоАП предусмотрена действующая административная ответственность за нарушение Правил производства, хранения, продажи и приобретения спецсредств при наличии специального разрешения (лицензии); за нарушение Правил разработки, ввоза в РФ и вывоза из России спецсредств, а также порядка их сертификации, регистрации и учета; за использование в частной детективной или охранной деятельности спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, не предусмотренных установленными Перечнями. Соответствующие Правила и Перечни утверждаются Правительством РФ.
Павел Крашенинников отметил, что принятые изменения позволят исключить случаи привлечения к уголовной ответственности граждан, которые добросовестно заблуждались по поводу фактического предназначения приобретенного средства.
Прокурор разъясняет
Федеральным законом от 02.08.2019 №308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» определен термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».
В частности, статья 138.1 УК РФ дополнена следующим примечанием:
1.Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Прокуратура
Рязанской области
Прокуратура Рязанской области
11 декабря 2019, 03:22
Изменениями в УК РФ даны разъяснения термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»
Федеральным законом от 02.08.2019 №308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» определен термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».
В частности, статья 138.1 УК РФ дополнена следующим примечанием:
1.Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.
Раскрыто понятие термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»
Федеральный закон от 02.08.2019 N 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополнена примечанием, которым определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
Предусматривается, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.