Что понимается под технической подготовкой

Техническая подготовка спортсмена

Психологические основы технической подготовки. Общие положения и основные понятия [ править | править код ]

Техническое совершенствование является одним из важнейших видов подготовки спортсмена, ведь с помощью хорошей техники движений в соревновании можно компенсировать не только показатели антропометрических данных (рост, вес, длина конечностей), но часто и снижение уровня физических возможностей: силы, быстроты, гибкости, выносливости, связанное, например, с возрастом, утомлением или травмой. Техническая подготовленность в различных видах спорта помогает решить разные задачи: в скоростно-силовых видах позволяет достичь максимума в главной фазе упражнения, в циклических видах экономит силы для решающего рывка, в единоборствах и спортивных играх дает возможность реализовать тактические замыслы, а в сложнокоординационных видах является одним из основных критериев оценки выступления! Поэтому интерес к освоению и совершенствованию техники оправдан со стороны всех участников учебно-тренировочного процесса.

В теории и методике спортивной тренировки технической подготовке спортсменов уделяется много внимания. Разработаны общие принципы обучения технике движений, выявлены биомеханические особенности различных упражнений и физиологические механизмы их реализации. На основании общих закономерностей в каждом виде спорта конкретизированы цели и задачи технической подготовки, формы, средства и методы совершенствования мастерства. В спортивной психологии тоже есть немало теоретических положений и практических рекомендаций для повышения эффективности технической подготовки спортсменов, которым и посвящен материал данного раздела.

Как и все другие виды, техническую подготовку спортсмена можно условно разделить на две части — общую и специальную. Критерием разделения целесообразно использовать степень соответствия исполняемого упражнения соревновательному. Но при этом анализировать следует не только метрические показатели движения (расстояния, углы, амплитуды), но также динамические (соотношение силовых усилий) и энергетические (биохимические и физиологические механизмы обеспечения мышечной работы). Поэтому в каждом виде спорта техническая подготовка приобретает свою специфику, на которую, в свою очередь, оказывают влияние психологические особенности спортсмена, тренера, условий тренировки, соревновательных задач и т.д.

Неоценимый вклад в изучение биомеханических и психофизиологических механизмов управления движением внес Н. А. Бернштейн (1896—1966). И хотя результаты многих его исследований были полноценно изданы лишь в 1990-х гг., выявленные им закономерности лежат в основе практически всех существующих методик обучения и совершенствования движения (М. М. Боген, А. А. Тер-Ованесян и др.).

Техника движения — это система двигательных актов, способствующих наиболее рациональному его исполнению.

Схема управления произвольными движениями человека в целом выглядит так:

Цель → Двигательная задача → Программа движения → Движение

Из этих четырех обязательных фаз любого движения три первых являются полностью психическими актами, т.е. не имеют внешних проявлений, но именно они фактически определяют результат. Поэтому при любой технической ошибке не нога или рука спортсмена действуют неправильно, а именно его мозг подает ошибочные сигналы мышцам.

Спортивная техника — это способ решения двигательных задач спортивного соревнования, который может рассматриваться как:

Для каждого вида спорта обычно существует базовая техника, которую спортсмен осваивает в начале занятий, и которая описывается в учебниках. У различных тренеров базовая техника, которой они обучают своих учеников, может иметь принципиальные биомеханические особенности, что с дальнейшей индивидуализацией техники дает возможность говорить о различных «школах». Любые международные соревнования наглядно демонстрируют разнообразие технического мастерства спортсменов, а наиболее эффективные приемы становятся очередным образцом для подражания. Абстрагируясь от индивидуальности спортсмена, для техники конкретного вида спорта можно выделить следующие характеристики:

Техническая подготовка — процесс освоения и совершенствования спортивной техники.

Как следует из определения, техническая подготовка разделяется на процесс обучения приемам и процесс совершенствования технического мастерства.

Техническая подготовленность — степень владения спортивной техникой, т.е. системой движений, соответствующих особенностям конкретного вида спорта и направленных на достижение высоких спортивных результатов.

Техническая подготовленность является как показателем мастерства спортсмена, что выражается его квалификацией (например, мастер спорта знает больше приемов, чем перворазрядник, и выполняет их эффективнее), так и компонентом его общей готовности к соревнованию, например, текущая быстрота и точность выполнения «коронных» приемов. К характеристикам технической подготовленности можно отнести:

Освоенность техники — оценка результата обучения. Для хорошо освоенных движений типичны:

1) стабильность при выполнении его в стандартных условиях;

2) устойчивость (как сравнительно малая изменчивость) результатов при выполнении в изменившихся условиях, в эмоциональном возбуждении;

3) автоматизированность выполнения;

4) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке.

Психологические особенности совершенствования техники [ править | править код ]

Что понимается под технической подготовкой. Смотреть фото Что понимается под технической подготовкой. Смотреть картинку Что понимается под технической подготовкой. Картинка про Что понимается под технической подготовкой. Фото Что понимается под технической подготовкой

Время, затраченное на изучение технического приема, определяется сложностью его биомеханической и ритмической структуры. Если в спортивных играх, единоборствах и сложнокоординационных видах совершенствование технического мастерства ориентировано на расширение соревновательного арсенала приемов, то в циклических и скоростно-силовых видах преимущественно корректируются отдельные особенности технического выполнения соревновательных упражнений.

В работе по исправлению ошибок в технике рекомендуется ориентироваться на следующие приемы:

1) акцентировать внимание спортсмена на неправильной фазе движения с установкой выполнить ее без ошибки в рамках целостно выполняемого упражнения («частичная деавтоматизация»);

2) использовать подводящие упражнения, с помощью которых ошибочная фаза движения корректируется отдельно от других. Затем заново сформировать двигательную программу целостно-конструктивным методом;

3) использовать эффект «забывания» ошибок при преднамеренных перерывах в работе над данным двигательным действием. Это приводит к сравнительно более быстрому угасанию появившихся ошибочных компонентов двигательной программы по сравнению с более прочной правильной основой техники.

На качество технического исполнения соревновательных упражнений, т.е. на техническое мастерство спортсмена, влияет большое количество факторов. На рис. приведена классификация помех деятельности, которые должны моделироваться в тренировочном процессе для формирования помехоустойчивости техники спортсмена.

Источник

Техническая подготовка

Под технической подготовкойследует понимать процесс освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

1. Результативность техники обусловливается ее эффективно­стью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, мини­мальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответ­ствием уровню физической, технической, психической подготов­ленности.

3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперни­ков, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжела­тельное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных усло­виях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4. Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цик­лических видах спорта стремление сохранить стабильные характе­ристики движений до конца дистанции приводит к значительно­му снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным про­тиводействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При про­чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготрата­ми, наименьшим напряжением психических возможностей спорт­смена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень техни­ческой подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной сто­роны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирую­щих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов, 1987).

Условно различают общую техническую и специальную спортив­но-техническую подготовку. Задачи общей технической подготов­ки заключаются в расширении фонда двигательных умений и на­выков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническо­му совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической под­готовке является формирование таких умений и навыков выпол­нения соревновательных действий, которые позволяют спортсме­ну с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мас­терства в процессе занятий спортом.

Средствами технической подготовки являются общеподго­товительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:

1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2) когда необходимо добиться простого освоения техники соот­ветствующих двигательных действий, формирование умений яв­ляется предпосылкой для последующего формирования двигатель­ных навыков.

Основные положения стабилиза­ции спортивных навыков следующие.

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандарт­нее в процессе повторного выполнения действия воспроизводят­ся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале зак­репления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклоне­ния от оптимальных параметров техники движения (затрудняю­щие условия внешней среды, утомление, психическая напряжен­ность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких от­клонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределе­ния упражнений в структуре занятий, способствующих закрепле­нию навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации ус­ловий внешней среды.

2. Повторять упражнения сле­дует без ошибок и с точностью закрепляемых параметров движе­ния. На этапе стабилизации и на всех других этапах техническую подготовку необходимо сочетать с развитием способности точ­но регулировать и определять пространственные, временные и динамические параметры движения, рационально чередовать мы­шечные напряжения и расслабления, управлять переменными моментами действия в целом.

3. В процессе закрепления сформированных навыков соревно­вательных действий все параметры упражнений, обеспечивающие стабилизацию, рекомендуется постепенно приближать к целевым, к достижению, намеченному в данном цикле тренировки.

Целесообразная вариативность техники соревновательных дей­ствий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая одинакова в условиях соревнований и способствует сохранению результативности действий. Она допускает отклонения от закреп­ленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели. Степень вариативности в раз­личных видах спорта неодинакова. Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закреплен­ных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, со­ответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения.

Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходи­ма также их надежность. Она определяется психической устойчиво­стью, специальной выносливостью, высокой степенью координа­ции и других способностей спортсмена. Надежность действий спорт­смена в соревнованиях есть комплексный результат совершенство­вания его навыков и способностей, гарантирующий высокую эф­фективность действий вопреки возникающим внешним и внут­ренним сбивающим факторам (помехоустойчивость).

Основными путями и условиями повышения сформированных навыков помехоустойчивости являются следующие.

1. Адаптация навыков к условиям предельных проявлений двигательных способностей в тренировке.

Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органи­чески сливается с его специальной физической подготовкой. Глав­ными адаптирующими факторами при этом являются объем и ин­тенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближен­ных к соревновательным и превышающих их. Соотношение числа упражнений, выполняемых с околопредельной и предельной ин­тенсивностью, следует изменять в сторону постепенного уве­личения (особенно в скоростно-силовых видах спорта).

Надежность спортивной техники в видах спорта, требующих пре­дельных проявлений выносливости, зависит от степени устойчиво­сти навыков в условиях утомления. Поэтому задача упрочения на­выков выполнения соревновательных действий решается в един­стве с задачами воспитания специальной выносливости. Одним из основных методических направлений при этом является расшире­ние объема упражнений, выполняемых с целевой интенсивностью и сопряженных с нарастанием утомления по ходу работы. В видах спорта ациклического характера увеличиваются число повторений соревновательного упражнения, моторная плотность занятий. Сте­пень утомления следует лимитировать так, чтобы оно не допускало существенных отклонений от заданных оптимальных параметров движений. Утомление, если оно не чрезмерно, не только не разру­шает прочно закрепленные навыки, но и может способствовать совершенствованию координации движений.

2. Моделирование соревновательных напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей.

Устойчивость навыков обеспечивается путем взаимодействия технической и специально психической подготовки. С началом стабилизации навыка необходимо исключать приемы, облегчаю­щие выполнение упражнений, и вводить отдельные трудности, усложняющие задачи управления движениями (усложнять про­странственные и временные условия, ограничивать зрительный самоконтроль, использовать отягощения). С приближением сорев­нований нужно моделировать в тренировке соревновательные ситу­ации, отличающиеся высокой психической напряженностью, что способствует повышению степени надежности навыков, исполь­зуя при этом методы контроля и коррекции возникающих оши­бок, а также методы специальной психической подготовки, мо­билизующие спортсмена на преодоление трудностей.

В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:

1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного пе­риода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спорт­смена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных дви­жений (ее улучшения, практического освоения, разучивания от­дельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы;

2-й этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков сорев­новательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовитель­ного периода больших тренировочных циклов (специально подго­товительный, предсоревновательный этапы);

3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосред­ственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование со­ревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к усло­виям основных соревнований. Этот этап начинается с завершаю­щей части подготовительного периода и распространяется на со­ревновательный период.

Одним из важнейших методических условий совершенствова­ния технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозави­симость структуры движений и уровня развития двигательных способностей. Соответствие уровня физической подготовленности спорт­смена уровню владения его спортивной техникой — важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

На эффективность спортивно-технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные осо­бенности, особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла и другие факторы.

Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором техничес­кие решения тесно взаимосвязаны с физическими, психически­ми, тактическими возможностями спортсмена, а также конкрет­ными условиями внешней среды, в которой выполняется спортив­ное действие.

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 3338 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Техническая подготовка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Техническая подготовка – это специальный процесс обучения спортсменов технике движений, свойственных конкретному виду спорта и постепенное доведение их выполнения до совершенства.

Понятие и значение технической подготовки

Достижение наилучшего результата в спортивной подготовке, требует от спортсмена владеть техникой выбранного вида спорта в совершенстве, то есть выполнять определенные спортивные двигательные действия максимально эффективным и рациональным способом. Это объясняется тем, что именно спортивные двигательные действия непосредственно реализуют и опосредованно осуществляют подготовку к выполнению спортивного достижения.

Теория физической культуры определяет движение как моторную функцию организма, выполнение которой осуществляет изменение положения тела и его отдельных частей. Принято различать врожденные (непроизвольные) и приобретенные (произвольные) движения. Произвольные движения подчиняются разуму и воле человека, а именно, они управляются корой полушарий головного мозга. Поэтому, рассматривая движения в рамках обучения двигательным действиям, они всегда рассматриваются как собственные произвольные движения, являющиеся сознательными и по мере обучения все более подчиняющиеся воле занимающегося.

Важно учитывать и то, что любое двигательное действие – это комплекс отдельных движений, которые находятся во взаимосвязи друг другом и имеют общую цель.

Применительно к практике спортивного обучения, процесс формирования двигательного навыка принято называть обучение спортивной технике или технической подготовкой.

Техническая подготовка – это одна из частей процесса подготовки спортсмена, преимущественно направленная на овладение техникой выбранного спорта и ее совершенствование.

Готовые работы на аналогичную тему

Так же под технической подготовкой понимают процесс овладения техникой специальных и общеразвивающих упражнений, используемых во время тренировки.

Овладение техникой – это одно из обязательных условий на пути к достижению определенных спортивных результатов.

Результативность технической подготовки зависит от уровня профессионализма тренера, используемых методов и средств работы со спортсменами, умения воздействовать на конкретные элементы процесса обучения. Немаловажным является и умение точно определять целевые установки на каждом этапе технической подготовки.

Тренер должен не только владеть определенными методами и средствами обучения определенным упражнениям, но и подбирать их в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными анатомо-физиологическими и психическими особенностями спортсменами.

Структура технической подготовки

Современные тенденции подготовки спортсменов, определяют и направленность технической подготовки. Высоких спортивных результатов можно достичь только в том случае, если тренером организуется всесторонняя техническая подготовка, включающая в себя:

Таким образом, тренировка должна быть организована так, чтобы требования к уровню развития способностей постоянно повышались, что положительно будет сказываться на развитии и совершенствовании спортивных умений и навыков.

Этапы технической подготовки

Эффективной является та тренировка, которая позволяет в короткие сроки овладеть необходимыми приемами и двигательными навыками. Именно на основании таких успешных тренировок должен быть построен весь тренировочный процесс технической подготовки.

Каждый этап тренировки ставит перед спортсменом определенные задачи. Исходя из поставленной задачи, осуществляется выбор средств и методов технической подготовки. Необходимо отметить, что задачи меняются в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки принято условно делить на несколько последовательных этапов:

Фундаментальным является этап, на котором осуществляется постановка техники и всесторонняя физическая подготовка. Данный этап технической подготовки оказывает решающее значение для всей дальнейшей работы, темпа последующих тренировок и общей подготовленности спортсмена.

Основной задачей этого этапа является становление техники, формирование системы движений в выбранном виде спорта.

Для того, чтобы первый этап был успешным и результативным необходимо:

Например, при обучении игры в баскетбол, вначале обучают владению мячом, тренируют выносливость в беге и т.д. Затем учат владеть мячом в движении и после соединяют полученные сочетания в игру. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.

Источник

Техническая подготовка — Тактическая подготовка

Для достижения наилучшего результата в спортивной тренировке необходимо в совершенстве овладеть техникой избранного вида спорта, то есть наиболее рациональным и эффективным способом выполнения спортивных двигательных действий.

Согласно определению Д. Харре, это те, которые непосредственно осуществляют или косвенно подготавливают спортивные результаты.
В теории физического воспитания принято считать, что движение — это двигательная функция организма, благодаря которой происходит изменение положений тела и его частей. Движения могут быть врожденными (непроизвольными) и приобретенными (добровольными), подчиненными воле и разуму человека, как утверждал И.П. Павлов — от коры головного мозга. Таким образом, когда мы говорим о движениях с точки зрения обучения двигательным действиям, мы имеем в виду правильные волевые движения, которые всегда осознанны и в процессе обучения все больше и больше подчиняются воле ученика.

Спортивная техника — это специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (действующих на тело спортсмена) с целью наиболее полного и эффективного их использования для достижения высоких спортивных результатов (В.М.Дьячков, 1967).

С точки зрения спортивной практики, тренировка движений обычно называется процессом обучения спортивной технике или технической подготовкой.

Техническая подготовка — это часть тренировочного процесса спортсмена, которая в основном направлена на овладение техникой избранного вида спорта и ее совершенствование на различных этапах тренировки. Это также означает овладение техникой всех тех общих и специфических упражнений, которые используются на тренировках.

Овладение техникой является необходимым условием на пути к улучшению спортивных результатов. Чем больше тренер-преподаватель знает о процессе тренировки и о том, как воздействовать на его основные элементы, тем более эффективной будет техническая подготовка или обучение спортивной технике. Это касается определения целей на каждом этапе спортивной подготовки, выбора соответствующих методов обучения, направляющих и подготовительных упражнений с учетом возраста, пола и индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся, использования соответствующих информационных носителей одновременно или последовательно.

Что понимается под технической подготовкой. Смотреть фото Что понимается под технической подготовкой. Смотреть картинку Что понимается под технической подготовкой. Картинка про Что понимается под технической подготовкой. Фото Что понимается под технической подготовкой

Что понимается под технической подготовкой. Смотреть фото Что понимается под технической подготовкой. Смотреть картинку Что понимается под технической подготовкой. Картинка про Что понимается под технической подготовкой. Фото Что понимается под технической подготовкой

Тактическая подготовка

В современной теории и практике спортивной тренировки тактическая подготовка рассматривается как процесс формирования у спортсмена умения строить соревновательную борьбу с учетом специфики вида спорта, подготовки и мастерства спортсмена, его индивидуальных особенностей и текущего уровня готовности к участию в соревновании при определенных внешних условиях; а сама тактика как искусство ведения соревнования, игры, индивидуальной борьбы в рамках установленных правил соревнований (A. А.А. Васильков, Ю.Д. Железняк, В.С. Келлер, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ю.М. Портнов и др.)

В.Н. Платонов отмечает, что тактика может зависеть от специфики вида спорта, квалификации спортсмена и соревновательной ситуации:

Сложность овладения искусством тактических действий заключается в дефиците времени на принятие решений, в постоянно меняющейся ситуации соревнований, в объективно существующих ограничениях, таких как правила и специфика конкретного вида спорта. В научной литературе тактические действия (по А.А. Василькову) понимаются как способность:

Итак, в обобщенном виде спортивную тактику можно рассматривать как поведение (способ действия) спортсмена во время соревнований. Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно осуществляться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и других компонентов (Ю.Д. Шелезняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин).

Содержание процесса тактической подготовки определяется наличием различных фаз в структуре тактических действий. Психомоторные процессы тактического действия протекают в три основные фазы, которые тесно связаны между собой (по Ю.Д. Железняку):

Виды спортивной подготовки

В результате изучения главы студент должен: знать: основы технической, тактической и психологической подготовки; этапы обучения техническому действию; виды спортивной подготовки и их компоненты; средства и методы СТТД, общей и специальной психологической подготовки в процессе предсоревновательной, соревновательной и послесоревновательной деятельности;
уметь применять средства и методы тактической и СТТД, общей и специальной психологической подготовки в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

Обладать способностью применять современные методические приемы для совершенствования технической, специальной технической, тактической и психологической подготовки.

Техническая подготовка включает в себя не только двигательную сторону действия как физического явления, но и все основные элементы и процессы, участвующие в регуляции и контроле движений и обеспечивающие их высокую эффективность (В. Дьячков). С этой точки зрения спортивная техника определялась как «специализированная система, состоящая из одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (действующих на спортсмена) с учетом их максимально полного использования для достижения высоких спортивных результатов» (Д.Донской, В.Дьячков).

В самом общем смысле техника — это система движений, действий и приемов спортсмена, которая наилучшим образом подходит для решения основной спортивной задачи с наименьшими затратами сил и энергии в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Спортивная техника в различных видах спорта обычно оценивается по ряду показателей (стабильность, прочность, надежность, эффективность и т.д.). Количественные оценки этих показателей и могут лечь в основу модели характеристик технической подготовленности спортсменов.

Что касается контроля технической подготовленности или технического мастерства, то он заключается в оценке того, что спортсмен умеет делать и как он выполняет освоенные движения.

Из приведенного выше определения видно, что основным моментом, характеризующим спортивную технику, является то, что она представляет собой единую систему рациональных, целенаправленных движений. Следовательно, процесс технического совершенствования неотделим от выяснения структуры, развития и функционирования системы и ее особенностей в различных видах спорта. Это возможно только с точки зрения системного анализа как универсального метода изучения сложных многофакторных явлений и процессов.

Структура спортивной технологии раскрывает закономерные связи и отношения между ее подсистемами и их элементами. Эти закономерности определяют форму и систему движений, ход внутренних процессов и возникновение новых свойств в системе, что имеет решающее значение для ее поведения и развития. Единая структура спортивной техники как системы движений может быть рассмотрена в двух аспектах: двигательном и информационном.
В первом случае это две подструктуры: кинематика, которая отражает законы взаимодействия между отдельными частями тела, а также между ними и снарядом, противником и т.д.

Интегральная подготовка

Все рассмотренные выше виды подготовки реализуются в тренировочном процессе и воплощаются в тренировочной и соревновательной деятельности во всем избранном виде спорта. Н.Г. Озолин в своей работе «Молодому коллеге» (1988) называет это «многократной тренировкой в избранном виде спорта в целом с сохранением всех его особенностей» или интегральной тренировкой. Это то, что на практике известно как игровая тренировка, беговая тренировка, лыжная тренировка и т.д.

Интегральная тренировка — это координация и реализация теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовки к соревновательной деятельности. Его цель — обеспечить согласованность и эффективность комплексного проявления всех разнообразных компонентов, которые в гармоничном единстве определяют успех соревновательной деятельности.

Специалисты утверждают, что основными средствами интегральной подготовки являются соревновательные упражнения определенного вида спорта, выполняемые на соревнованиях различного уровня, а также специальные подготовительные упражнения, максимально сходные с соревновательными упражнениями по структуре и деятельности функциональных систем (Матвеев Л.П., Озолин Н.Г., Платонов В.Н. и др.).

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться по мере приближения к важным соревнованиям годового цикла, а в многолетнем плане они должны применяться в максимальном объеме — на этапе реализации индивидуальных возможностей. Однако средства интегральной подготовки должны иметь свое место и в другие периоды круглогодичной подготовки и на других этапах длительной подготовки. Таким образом, можно систематически связывать возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями, продиктованными необходимостью успешной соревновательной деятельности.

Для повышения эффективности интегрального обучения широко используются следующие методические приемы:

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях.

Это состояние называется спортивной формой и определяется как готовность, которая включает высокий уровень физической подготовленности и другие компоненты спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, готовность к мобилизации на спортивное соревнование, способность преодолевать внешние препятствия и т.д. Одним из показателей состояния спортивной формы и является уровень интегральной подготовки спортсмена.

А.А. Васильков выделяет среди основных критериев интегральной готовности спортсмена:

Важно, что контроль интегральной физической подготовленности позволяет не только оценить уровень соревновательной готовности спортсмена, но и соответствие тренировочных программ его адаптационным возможностям.

Методика обучения одному двигательному действию

Без рассмотрения общих принципов и закономерностей формирования двигательных навыков представляется невозможным детально рассмотреть особенности методики формирования технических навыков в спорте.

В процессе познания спорта и движения, согласно этой методологической концепции, выделяют следующие этапы (по М. М. Богену): формирование знаний; формирование представлений; формирование умений; формирование навыков.

Некоторые авторы (Л. П. Матвеев, Г. С. Туманян и др.) выделяют и другие этапы, но в целом придерживаются схожей схемы.

Нам кажется, что формирование навыка не является основной целью обучения двигательным действиям. Конечной целью тренировки движений является двигательное творчество спортсмена. Другими словами, обучая двигательному действию, необходимо научить навыкам выбора двигательной стратегии, законам движений и способам их применения в жизни и в спортивной деятельности.
При совершенствовании техники на основе имеющихся двигательных навыков у спортсмена формируется представление об объективных законах движения.

Таким образом, сознание спортсмена отражает мир движения. Однако отображение реальности не происходит пассивно. Связь носит практический характер. Практика в данном случае — это деятельность, направленная на преобразование движений по узнаваемым объективным законам. Практическое преобразование в спортивную деятельность возможно только в том случае, если познание спортсмена адекватно отражает реальность. В процессе практического освоения содержания движений в избранном виде спорта спортсмен формирует ощущения, восприятия и представления.

Только формирование понимания является первым шагом к постижению сути боевых искусств. Под представлением мы понимаем сенсорный образ решения двигательных задач, возникающих в процессе движения или взаимного движения двух или более противников или партнеров.

При формировании представления важно выяснить, соответствуют ли они сущности и характеристикам движения. И здесь важную роль играет не только выполнение двигательных действий, но и наблюдение, экспериментирование на учебном занятии.

Распознавание движений не сводится только к восприятию действий, оно означает выделение общих черт явлений, формирование навыков.

Основным средством формирования нового знания является предположение о свойствах и законах движения, определяемое как гипотеза. Гипотеза — это система знаний, истинность которой еще не доказана практически. Если существует объективная необходимость в решении двигательной задачи, может возникнуть несколько гипотез. Важность гипотезы заключается в том, что она является переходной формой от известного ответа к неизвестному. Если гипотеза не дает возможности решения конкретной или общей двигательной задачи, она заменяется другой.

Возникновение нескольких гипотез для решения одной и той же двигательной задачи требует проверки гипотез. Более того, проверка может быть проведена в условиях конкретной игры и с помощью системы логических рассуждений. Цель проверки гипотез — доказать правильность одной из гипотез. Процесс подтверждения гипотезы приводит к формированию двигательного навыка. Доказательство гипотезы делает ее теорией.

Теория — это совокупность выводов о закономерностях движений, которые подтверждаются практически. И особенность его в том, что это объективное знание. Теория не только подтверждает практику, но и дает ей возможность дальнейшего познания. Доказательством теории движения является его выполнение в изменяющихся условиях, то есть формирование навыка высшей степени.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что понимается под технической подготовкой. Смотреть фото Что понимается под технической подготовкой. Смотреть картинку Что понимается под технической подготовкой. Картинка про Что понимается под технической подготовкой. Фото Что понимается под технической подготовкой

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *