Что понимается под термином стратегиальное чтение

Стратегиальный подход к обучению осмысленному чтению

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Самое главное, что изменился подход к обучению чтению.

Сегодня мы учим чтению на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. Стратегия не равна алгоритму. Алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия – это процесс, а умения – результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной. Стратегиальный подход формирует читательскую компетентность, то есть когда ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации, связанной чтением и умеет ориентироваться в различных видах информации.

На уроках иностранного языка наши учащиеся учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста, использовать чтение для решения своих проблем.

Традиционная методика обучения чтению содержала установку чтения, сформулированную в задании «Прочитайте текст. Ответьте на вопросы». После него имелось большое количество упражнений на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря и, иногда, обсуждение прочитанного.

Современная методика, обучающая интерактивному чтению учебных текстов на уроке, предполагает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

На схеме, представленной в виде треугольников, указывающих на степень активности читающего, видно, что современный подход к обучению чтению и письму напоминает перевернутый треугольник, где большее время уделяется предтекстовой деятельности под руководством учителя, в отличие от традиционной методики, что обусловлено интерактивным и коммуникативным характером работы над текстом.

Послетекстовая деятельность при такой организации часто выполняется в парах.

Обучение чтению и письму

Что понимается под термином стратегиальное чтение. Смотреть фото Что понимается под термином стратегиальное чтение. Смотреть картинку Что понимается под термином стратегиальное чтение. Картинка про Что понимается под термином стратегиальное чтение. Фото Что понимается под термином стратегиальное чтение

Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Сегодня в арсенале у наших учителей иностранного языка широкий репертуар стратегий на каждом этапе чтения, что позволяет эффективно организовать разнообразную текстовую деятельность на уроке и активно вовлекать всех учащихся в процесс чтения.

На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся знаний и опыта ребенка, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т.д., Учителя используют такие предтекстовые стратегии как, прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, антиципация, Знаю – хочу узнать – узнал (З – Х – У), и др.

На этапе собственно чтения учителя организуют текстовую деятельность с использованием стратегий в зависимости от типа учебного текста. С информационными текстами особенно эффективны такие стратегии как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов, кольца Венна и т.д. Работая с информационной карточкой, например, ученик не просто заполняет её ключевыми словами, он сверяет информацию с карточкой партнера, дописывает недостающую информацию в своей карточке другим цветом, потом ученики задают вопросы в парах и пересказывают своими словами, что узнали.

В работе с художественными текстами хорошо помогают организовать деятельность следующие стратегии: карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация – краткий пересказ – пересказ и другие.

На этапе послечтения проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, учащиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия.

Результатом разнообразной текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкий репертуар стратегий, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение вызывает «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие» и оно ведет к познавательной и творческой самостоятельности. Таким образом, обучение становится не заучиванием, не зазубриванием, оно идёт через понимание того, что дается.

Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если бы ты был на месте…? На что это похоже? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня?

Организация текстовой деятельности способствует развитию читательской и информационной компетентности учащихся, метапредметной компетенции,что предполагает «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий».

Обучаясь чтению по-новому, учащиеся проходят путь от чтения в кружок в начальной школе до литературной конференции, дебатов в старших классах. Умение работать с информацией помогает и в проектно-исследовательской деятельности. Стратегиальный подход позволяет добиться роста учебной самостоятельности учащихся, повышения уровня понимания, запоминания прочитанного, развития читательской компетентности, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся.

Список используемой литературы :

1. Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.
2. Сметанниеова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005г

Источник

Стратегии смыслового чтения. Аналитическое чтение

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Стратегии смыслового чтения

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:

• осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• определением основной и второстепенной информации;

• формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задаче. Всем известны такие приемы как стратегии как:

1. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

2. Прием «Ответы на вопросы».

3. Прием «Составь задание».

4. Прием «тонких» и «толстых» вопросов.

6. Прием «Задай вопрос».

8. Прием «Верные и неверные утверждения».

9. Прием «Восстанови текст».

10. Прием «Найди сходства и различия».

12. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» (Ромашка Блума).

13. Прием «Рыбная кость» (Fishbone Diagram).

14. Прием «Ментальная карта» (Mind Map) и другие.

При обучении иноязычному чтению авторы современных учебников предлагают следующие стратегии смыслового чтения и работы с текстом: дотекстовый этап, текстовй и послетекстовый этап.

1) антиципационные (высказывание предположений о содержании текста на основе заголовка, картинок, схем, диаграмм);

2) мотивирующие (наталкивающие на тему текста вопросы);

3) упражнение на заполнение пропусков.

Предваряющие вопросы строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде; ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста.

Например, проверка понимания текста :

выяснение мнения читателя относительно текста :

критическое осмысление прочитанного текста:

Послетекстовые упражнения обеспечивают контроль понимания прочитанного, успешность выполнения смысловой обработки информации в соответствии с вопросами и заданиями, сформулированными в текстовых упражнениях.

Виды заданий на послетектовом этапе :

1. Составление развернутого плана.

2. Составление графических опор для пересказа или дальнейшей работы с текстом.

5. Написание письма, эссе, сочинения.

6. Творческие задания (разыграть по ролям, придумать продолжение, написать отзыв и т.д.).

Таким образом, обучающиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях, и чтение для детей становится коммуникативно- направленным и личностно-значимым. Формирование УУД смыслового чтения происходит на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с текстом. Такая работа с текстом позволит сформировать у обучающихся читательскую компетенцию и информационную грамотность , что является очень важным умением в современном мире.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИван Струняшев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Стратегиальный подход в чтении учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую.» — Транскрипт:

1 Стратегиальный подход в чтении учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, т.е. ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации МОУ «Бабкинская СОШ» 1

3 Обучение чтению Традиционная методика: чтение текста; ответы на вопросы; упражнение на проверку понимания прочитанного; запоминание словаря; обсуждение прочитанного (не всегда) Стратегия чтения включает 3 этапа: 1.Предтекстовой. 2.Текстовой (собственно чтения). 3.Послетекстовой (часто в парах). МОУ «Бабкинская СОШ» 3

4 Стратегии читательской деятельности Предтекстовые стратегии: создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; зрительная представленность прогнозируемого содержания текста; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков; предположение о цели его написания (о замысле автора). МОУ «Бабкинская СОШ» 4

5 Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС в 5-9 классах Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС в 5-9 классах Мало научить ребенка «читать» в значении «декодировать текст», необходимо, чтобы он ХОТЕЛ читать, чтобы постепенно читал ВСЕ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, чтобы он СТАНОВИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЧИТАЮЩИМ, ЧИТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ МОУ «Бабкинская СОШ» 5

6 Предтекстовые стратегии прогнозирование содержания по заголовку; рассечение вопроса; мозговой штурм; антиципация; прием «Инсерт». МОУ «Бабкинская СОШ» 6

7 Текстовая деятельность: выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальная и смысловая догадка; мониторинг чтения, т.е. постановка и ответы на вопросы. МОУ «Бабкинская СОШ» 7

8 Стратегии текстовой деятельности: остановка деятельности; размышление вслух; прогноз; ведение записей в самой различной форме; руководство по чтению; различные варианты работы со словом; рубрикация; кластеризация; догадка на основе контекста. МОУ «Бабкинская СОШ» 8

10 Текстовые стратегии в работе с информационными текстами: информационная карточка; чтение с пометками; море вопросов; карта определения; пирамида фактов; кольца Венна. МОУ «Бабкинская СОШ» 10

11 Текстовые стратегии в работе с художественными текстами: карта рассказа; пирамида рассказа; чтение с остановками; чтение в кружок; дерево вопросов; море вопросов; сжатие текста; аннотация; краткий пересказ; пересказ. МОУ «Бабкинская СОШ» 11

12 Послетекстовая деятельность: обдумывание текста и выполнение задания (репродуктивного, продуктивного, коммуникативного или творческого); задание может носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер. МОУ «Бабкинская СОШ» 12

13 Стратегии постчтения: стратегия воспроизведения текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его; аннотация; реферат; резюме; выделение важного, обобщение, констатация значимости; трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.); ведение журнала чтения и читательских реакций; написание собственных текстов. МОУ «Бабкинская СОШ» 13

16 Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк: в 1-ой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во 2- ой дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в 3-ей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в 4-ой строке приводится фраза из 4-х значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в 5-ой строке- синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. МОУ «Бабкинская СОШ» 16

17 Ученики. Любимые и разные. Дерзают, думают, шалят. Без них не хватает чего-то. Судьба. Учительница. Добрая, усталая. Встречает, ведет, выпускает. Морщинки в уголках глаз. Друг. МОУ «Бабкинская СОШ» 17

20 «V» поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете «-» поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете «+» поставьте на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым «?» поставьте на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу Инсерт (таблица) МОУ «Бабкинская СОШ» 20

21 Правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно,количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. МОУ «Бабкинская СОШ» 21

22 Стратегии чтения «Чтение в кружок (попеременное чтение)». «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)». «Чтение про себя с пометками». К стратегиям текстовой деятельност относятся стратегии «Чтение вслух» и «Чтение про себя». Их целью является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов. Существует ряд классификаций вопросов. Например, информационные закрытые вопросы начинаются с вопросительных слов: когда? кто? что? где? каким образом? сколько? как?-и требуют точного ответа из текста. МОУ «Бабкинская СОШ» 22

Источник

Статья «Использование приемов стратегического чтения при обучении английскому языку в школе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Маринина Ирина Геннадьевна

При обучении иностранным языкам чтение выступает одним из ведущих видов деятельности. Читая, дети знакомятся с реальными грамматическими структурами, обогащают свой лексический запас, узнают новую информацию. Однако, трудности, которые возникают при обучении школьников чтению, заставляют задуматься о правильности применяемых методов и технологий. Часто, после работы с большим информативным текстом остается ощущение неопределенности, незавершенности. Сегодня аутентичные учебники уже используют приемы иметоды, направленные на оптимизацию процесса чтения для школьников.

Мы знаем, что заголовок несет в себе основную идею текста. Наверно, многие замечали, что ученики вообще не привыкли читать заголовки. Они сразу начинают читать текст, пропуская заголовок как ненужный элемент. Тем не менее, работа с заголовком до чтения текста является тоже одной из методик прогнозирования содержания текста. Тексты в учебниках Solutions подобраны очень удачно и работа с заголовками является очень плодотворной. Давайте рассмотрим несколько из них. Недавно, работая над заголовком текста про виртуальные игры, старшеклассникам был предложен вопрос догадаться, о чем будет текст по его заголовку « The man who is paid to be an alien ». Ребята выдвигали множество версий, начиная от суперагентов и заканчивая космическими пришельцами, а затем с удовольствием читали текст, чтобы найти там не столько правильный ответ, сколько подтверждение своей правоты.

Учебно-информационная образовательная среда является открытой системой, где происходит постоянное обогащение за счет внешних источников информации, активизация информационных технологий. «Центр тяжести» в обучении сдвигается от преподавания учению как самостоятельной деятельности учащихся в образовательной среде (ФГОС ). Таким образом, сегодня актуально обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт.

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),

-умение ориентироваться в содержании текста,

-умение понимать целостный смысл текста,

-умение структурировать текст,

-умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,

-умение интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction),

-умение критически оценивать содержание и форму текста.

Для обучения функциональному и стратегиальному чтению учитель должен обладать следующими компетенциями в области обучения:

Научиться разбираться в типологии заданий на разные уровни понимания текста.

Научиться отбирать и адаптировать тексты разных видов и жанров для работы с использованием той или иной стратегии чтения.

Одна из известных визуализаций для классификации мыслительных умений получила название «Пирамида Блума».

Что понимается под термином стратегиальное чтение. Смотреть фото Что понимается под термином стратегиальное чтение. Смотреть картинку Что понимается под термином стратегиальное чтение. Картинка про Что понимается под термином стратегиальное чтение. Фото Что понимается под термином стратегиальное чтение

Необходимо помнить, что

о полном постижении/освоении текста свидетельствует то, что читатель может ответить на все вопросы, выстроенные по таксономии Блума.

Умения «нижнего уровня» необходимы для овладения «высокими» умениями.

какова цель моего чтения?

какой текст я собираюсь читать?

как я буду его читать?

как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения (уровень понимания текста)?

Существуют стратегии и приемы, развивающие умения задавать вопросы, например «толстый» и «тонкий» вопросы или прием «6 W».

Прием «6 W» предполагает вопросы, начинающиеся со слова «Why?», которое обозначает не только «Почему?», но и «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.

Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Задания к работе с таблицей:

заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

описание логики построения таблицы;

построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Вот лишь несколько видов таблиц, которые можно использовать при работе с текстом на уроках английского языка.

Источник

СОБСТВЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ »

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СОБСТВЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ »

1.Актуальность и перспективность опыта.

Анализируя результаты различных проверок навыка чтения у учащихся, выявила ряд дефицитов в учебных умениях наших школьников: не сформированы различные типы чтения: просмотровой (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации; нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять; нет привычки видеть детали, не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос. Одним словом, школьники не умеют работать с текстовой информацией.

Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения.

Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Работа с текстом предполагает поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию информации, ее оценку. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. Главным условием для организации эффективного обучения чтению является осмысление, которое включает мотивацию, освоение приемов осмысления текста, организацию проблемных и поисковых ситуаций, современные образовательные технологии и выполнение типовых заданий.

2. Условия формирования опыта.

Опыт формировался в течение 3-х лет на базе МОБУ СОШ № 16 учителями русского языка и литературы. Были изучены междисциплинарные программы Федерального государственного образовательного стандарта, а именно «Основы (стратегии) смыслового чтения и работа с текстом». Также изучен стратегиальный подход обучения чтению Н.Н.Сметанниковой, кандидата психологических наук, профессора, директора учебно-методического центра БЕСТТ, инициатора создания Русской ассоциации чтения и президента РАЧ. Освоены классифицированные ею приемы формирования навыков смыслового чтения. В работе используются варианты работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.

3. Теоретическая база опыта.

Читать можно по-разному. Можно остановиться на первой фазе чтения – репродуктивной – механическом воспроизведении содержания, пересказа фактов, фабулы (воспроизвести фактуальную информацию). Выделение фактуальной информации используется при просмотровом чтении, но оно не отвечает требованиям к метапредметным результатам, заложенным в новом стандарте.

Вторая и третья фаза чтения – это и есть смысловое чтение, где извлекается из текста подтекстовая и концептуальная информация. Подтекст предполагает вчитывание в детали (что по сути уже является анализом текста). В каждом тексте присутствуют свои вопросы, есть ключевые детали, “особые” слова (художественные средства), определённый порядок слов (стилистические фигуры), интонация. Нужно научиться их “видеть”, устанавливать между ними связь и понимать смысл этой связи. В результате, выявив факты и скрытые смыслы, мы выйдем на концепт — то главное, о чём сказал нам автор.

Если посмотреть на чтение как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы:

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности.

В Концепции филологического образования при оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать 3 уровня сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно- художественного произведения как истории из реальной жизни – 5-6 классы

II уровень характеризуется пониманием того, что особенности художественного произведения обусловлены авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции в произведении пока отсутствует. У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении определенные элементы художественного текста и художественного мира, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними – 7-8 классы

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель этого уровня культуры способен интерпретировать художественный смысл произведения – 9 класс.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

Во время чтения текста,

После чтения текста.

Для работы с текстом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса (70-е гг.). Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж.Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам» (1977). Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Число стратегий и частота их использования индивидуальны. Индивидуальная ценность стратегии осознается личностью. Таким образом, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий. Выбор в первую очередь определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями, опытом использования различных стратегий. Иногда читатель использует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа.

4. Технология опыта

Существуют 3 вида стратегий: предтекстовая, текстовая и послетекстовая.

Первая остановка направлена на проверку понимания (как жил хромой человек, как реагировал он на насмешки ребят, каково было хромому слышать насмешки детей т.д.), вторая – на прогноз содержания последующего отрывка (какое впечатление произвела история хромого на детей, что вы почувствовали, прочитав рассказ, какие ваши ожидания подтвердились, что было неожиданным?).

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Следующей стратегией текстовой деятельности является чтение про себя с вопросами. Цель стратегии – научить читать вдумчиво текст, задавая самому себе все

Примеры глубинных вопросов учащихся по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул:

«Ничего, дескать, терпи и не робей!», да еще и по голове меня погладил. Я заширкал носом и так долго копившиеся слезы ягодой, крупной земляникой, пятнай ее, сыпанули из моих глаз, и не было им никакого удержу.

— Ну, што ты, што ты? — успокаивал меня дед, обирая большой рукой слезы с моего лица. — Чего голоднай-то лежишь? Попроси прошшенья… Ступай, ступай, — легонько подтолкнул меня дед в спину.

Придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам, я ступил в избу и завел:

— Легко ли было это сделать мальчику? А тебе?

— Если бы ты был на месте этого мальчика, как бы ты поступил, чтобы попросить прощения?

— Почему мальчик так безудержно заплакал?

— Стало ли тебе жалко мальчика? Почему?

Целью стратегий послетекстовой деятельности является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Одним из приемов работы с текстом являются интеллект-карты, или ментальные карты, которые являются удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для

создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.

В старших классах нашей школы используется следующая «формула»: объект в центре темы и идеи – ключевые образы – слова или цитаты – всё логически связываем, чтобы увидеть вывод (результат).

Пример составления интеллект-карты по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.

2. Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги.

5. Намечаем структуру карты – подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям: 1. Родион Раскольников; 2.Петербург; 3.Старуха-процентщица; 4.Соня Мармеладова; 5.Свидригайлов; 6.Следователь; 7.Теория.

6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

8. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой, всем, что со словами ассоциируется.

9. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками.

10. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами.

Организация работы по реализации данного метода заключается в мотивировании учащихся на деятельность.

Также в послетекстовой деятельности можно применить стратегию «Развитие словаря», целью которой является целенаправленная работа со словом, способствующей расширению словарного запаса, особенно за счет трудных для запоминания и необходимых для характеристики героев прилагательных, причастий, существительных.

Системный подход в формировании метапредметного результата «смысловое чтение» является основным ресурсом повышения результатов обучения.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующую памятку « Как подготовить тексты для работы на уроках при стратегиальном подходе обучения чтению».

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)

2.Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

— фактуальную (то, что говорится напрямую)

— подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Данный уровень может быть не во всех текстах.

— концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)

3. Определите роль данного текста на уроке:

— используется на этапе введения нового задания или отработки изученного?

— в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке?

-ставится ли специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)?

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения читателями будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом:

— из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, схемы, иллюстрации и т.п.

5.Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения:

— короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов

— вопросы к автору текста, которые могут возникать по ходу чтения и места, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы

— реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста)

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:

— вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы) или проверка выполнения продуктивного задания к тексту.

5. Анализ результативности опыта.

В результате использования стратегий смыслового чтения идет стабильный рост качества ЗУН обучающихся по литературе. Учащиеся выбирают для сдачи ОГЭ и ЕГЭ учебный предмет «литература».

У учащихся повысилась познавательная активность, повысился интерес чтению. Опыт работы по использованию стратегий смыслового чтения был представлен на городском семинаре учителей русского языка и литературы 17 марта 2015г. на базе нашей школы, а также на заочном муниципальном фестивале научно-методических разработок «Образовательная среда» в 2015. (отмечен сертификатом УО ОА г.Якутска).

С использованием одной из стратегий смыслового чтения, а именно «Алфавита за круглым столом» участвовала во Всероссийском проекте «Читаем с детьми о войне», проводимом Краснодарским региональным отделением Русской ассоциации чтения, АШ ЮНЕСКО ЧОУ СОШ «Альтернатива». Отмечены благодарностью и грамотой «Русской ассоциации чтения».

Моя ученица 9 класса Матвеева Юлия с данной работой выступила в ноябре 2015г. на городской научно-практической конференции «Листая страницы книг о Великой Отечественной войне» в секции «Литература о подвиге советского народа. Работа отмечена дипломом 1 степени.

Также с опытом работы по формированию навыков смыслового чтения поделилась на фундаментальных курсах учителей русского языка и литературы в ноябре-декабре 2016г. Выдан сертификат о распространении опыта АОУ РС(Я) ДПО «ИРОиПК им. Донского- II »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *