Что понимается под товаром
Товар в экономике
Чтобы лучше понимать механизмы экономической науки, нужно начинать с основ. Одним из основополагающих понятий в экономике является «товар». Это предмет или услуга, сделанная не для личного пользования, а на продажу. Или по-другому: товар – это объект сделки в экономике. Мы расскажем о функциях товара и услуги в экономике, о свойствах товара и его видах.
Подчеркнем, что не каждый результат труда может стать товаром. Товаром становится то, что можно продать (и то, что захочет приобрести покупатель). Например, сделанный для своих нужд стол в гостиную, товаром не будет считаться. А вот партия столов на продажу – будет.
У товара есть два свойства:
Первое свойство – меновая стоимость – как можно догадаться по названию, это способность товара участвовать в обменных операциях. А второе свойство – потребительская стоимость – это возможность товара удовлетворять различные нужды потребителя. В чем главное отличие этих свойств? Потребительская стоимость создается конкретным трудом, а меновая – абстрактным. Получается двойственная природа труда.
Также труд в процессе производства товара можно разделить на частный и общественный. Частный – это работа, которая была проделана для получения личной выгоды. Но получается, что это и общественный труд, ведь товар или услуга создается для удовлетворения спроса рынка.
Чтобы получить одно или второе свойство, товар должен обладать целым набором характеристик:
Хотя иногда случаются исключения по последнему пункту. То есть товар в редких случаях появляется на рынке и пользуется повышенных интересом покупателя не из-за своего первичного назначения.
Спрос и предложение
Тесно связанное понятие с товаром – это спрос. Это тоже одно из главных, ключевых понятий рыночной экономики. Это желание, а также реальная возможность потребителей стать хозяевами товара.
В рыночной экономике действует закон спроса. То есть спрос обратно пропорционален цене товара или услуги. Цена в рыночной экономике – это выражение стоимости труда в денежном эквиваленте. Получается, что если продавец повышает цену, то это снижает спрос потенциальных покупателей.
В итоге выходит, что рыночные цены на товары в экономике устанавливает не только себестоимость материалов и труд (конкретный и абстрактный). В рыночной экономике цену на товары устанавливает соотношение спроса и предложения. Если товар становится дефицитом (спрос больше предложения), то цена, соответственно, повышается. Если рынок переполнен определенным товаром, а покупателей на него не так уж и много, то цене придется упасть.
Цена также может иногда регулировать рынок, влиять на спрос и предложение.
Функции товара в рыночной экономике
Товары обеспечивают три функции:
Первая – потребительская функция – свидетельствует о какой-либо пользе для потребителя. Эта функция – показатель удовлетворения товаром. Полезность товара может быть основной и дополнительной. Самым ярким примером для объяснения различия между этими видами является мобильный телефон. Главная цель при покупке сотового – звонки. Это основная полезность. Однако сейчас это далеко не единственный параметр при покупке телефона. Люди хотят хорошую камеру, большую встроенную память и так далее. Все это дополнительная полезность.
Символическая функции, как понятно из названия, говорит о том, что товар – это символ. Символ общения между людьми, обмен опытом.
Последняя функция – эмоциональная – говорит о том, что в процессе покупки товара включаются и обоняние, и осязание, зрение, и все остальные органы чувств.
Можно выделить и дополнительные функции, но эти три являются основными. Они объединяются и обозначают для покупателя ценность.
Классификацию товаров можно сделать по разным параметрам.
Например, по сути, бывают следующие виды товаров:
К первой группе можно отнести деньги, а ко второй – информацию.
От того, сколько товаром будут пользоваться, можно выделить следующие виды:
В зависимости от того, из чего товар сделан, можно выделить категории по сырьевому параметру:
Также можно поделить товары по частоте спроса; по взаимозаменяемости; по характеру использования; по виду взаимодействия между собой и т.д.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 14 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ пункт 17 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ в пункт 19 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 20 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 22, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 23, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О возврате товара, приобретенного дистанционным способом
О возврате товара, приобретенного дистанционным способом
Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоевывает все большую популярность.
Все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая, что его несомненными достоинствами являются быстрый поиск нужного товара, возможность выбора из широкого ассортимента, более низкая цена, доставка на дом в удобное время.
Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Правоотношения при осуществлении дистанционной торговли регулируют«Правила продажи дистанционным способом», статья 26.1 Закона о Защите прав потребителя «Дистанционный способ продажи товара», статья 497 Гражданского кодекса РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» и другие статьи ГК РФ
Согласно п 21 Правилпродажи дистанционным способом»,утвержденных Постановлением Правительства № 612 от 27 сентября 2007г.: «Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара».
Основное здесь – сохранение товарного вида и потребительских свойств. Здесь в отличии от статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» «Право потребителя на обмен товаров надлежащего качества» нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении. Но его товарный вид должен быть сохранен полностью. Если, к примеру, товар был упакован в фабричную одноразовую «блистерную» упаковку, то вскрытие такой упаковки автоматически приводит к потере товарного вида. Отказ продавца в этом случае будет правомерен. Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно не является обязательным.
Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Такими доказательствами могут послужить свидетельские показания, наличие на упаковке товара фирменной маркировки продавца, гарантийный талон с датой и серийным номером и иные доказательства, которые сможет предоставить покупатель для подтверждения покупки данного товара у конкретного продавца.
Есть определенные небольшие ограничения по товару, который не может быть возвращен продавцу, будучи надлежащего качества по причине охлаждения к покупке.
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Иных ограничений по товару не существует. Вот здесь мы подошли к очень спорному вопросу о правоприменении «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» к продажам, осуществленным дистанционным способом. Данный перечень содержит достаточно обширные ограничения по возможности обмена и возврата товара и был издан во исполнение статьи 25 Закона «О защите прав потребителей», регулирующей право покупателя на обмен товаров надлежащего качества. К примеру, это технически сложные товары, товары личной гигиены и контактирующие с пищевыми продуктами, животные и растения и многие другие товары. Очень многие продавцы пытаются его применить и к требованию покупателя о возврате товара, проданного дистанционным способом. Насколько это правомерно? Начнем с того, что ни статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей», ни «Правила продажи товаров дистанционным способом» не содержат ссылки на перечень, ограничивающий круг возвращаемых товаров, кроме упоминания о товарах с индивидуально-определенными свойствами. К тому же применение данного перечня противоречит самому принципу возможности возврата товара по причине охлаждения к покупке. Информация о товарах, представленная, принятыми при дистанционной продаже способами, зачастую не дает возможности полного представления о товаре, и отсутствие возможности вернуть такой товар ущемляет права потребителя.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Товарная политика в маркетинге: что, для кого и как производить
Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
Товарная политика связана с реализацией на практике первого элемента комплекса маркетинга — продукта (товара). Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей.
Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
При этом на первом месте в товарной политике располагается понятие «качество товара». Следует различать два вида качества — «реальное» и «воспринимаемое».
Обычно речь идет не о том, что товар совсем без качества (например, кроссовки, которые развалятся через неделю). Чаще всего товар не того качества, на которое рассчитывает потребитель. Это означает, что известный только производителю процесс изготовления товара позволяет получить конкурентные преимущества за счет использования более дешевых материалов, упрощения технологий изготовления и т. п.
Например, продающееся под одним названием порошковое и обычное молоко или соевые продукты. Такой процесс может иметь позитивный (когда речь идет о научно-техническом прогрессе) или негативный (когда речь идет о контрафактной продукции) характер по отношению к потребителям.
Одна из основных функций товарной политики заключается в том, чтобы выявить (или сформировать) дисбаланс между реальным и воспринимаемым качеством товара, обратив его в источник получения прибыли. Поэтому товарная политика имеет существенные различия в потребительском и промышленном маркетинге.
В потребительском маркетинге покупатель чаще всего не располагает должной информацией о реальном качестве товара. Он ориентируется на его образ, который естественно или искусственно сложился в массовом сознании. Например, в начале 1990-х гг. многие россияне всерьез верили, что китайские пуховики шили с использованием лебяжьего пуха, а рыжиковое масло делалось из грибов рыжиков.
В промышленном маркетинге покупатель досконально разбирается в особенностях если не производства, то как минимум использования товара. Он очень четко знает, что хочет получить от товара (например, станка), и может быстро составить адекватное представление о нем. Здесь конкурентное преимущество является следствием технологического преимущества производителя.
1. Товарная конкуренция
Под конкурентоспособностью товара понимается конкурентоспособность не собственно товара, а его потребительских свойств. Поэтому причинно-следственная цепочка продвижения товара в маркетинге выглядит следующим образом.
В современном маркетинге различают три формы товарной конкуренции:
Если причину обнаружить не удалось, то можно проверить, как продаются различные модификации предлагаемого товара (видовая конкуренция). Если и здесь причины не найдены, можно проверить, как продаются другие товары, удовлетворяющие ту же потребность покупателей (функциональная конкуренция).
2. Товар и товарные стратегии
Стратегия 1. Новый товар на новом рынке
Стратегия 2. Новый товар на старом рынке
Стратегия 3. Старый товар на новом рынке
Стратегия 4. Старый товар на старом рынке
3. Структура товарной политики
3.1. Продуктовая политика
Для действующего бизнеса внедрение на рынок новой продукции — мера, всегда вынужденная. Никто добровольно новую продукцию не осваивает, поскольку речь тут идет о дополнительном риске и издержках. Внедрение новой продукции обусловливают три основных фактора.
3.2. Ассортиментная политика
Следует учитывать, что никакая фирма не может бесконечно долго поставлять на рынок один и тот же товар. Все составляющие планирования ассортимента взаимосвязаны и служат для потребителя «образом» товара или услуги. При этом ассортиментная политика неразрывно связана с двумя базовыми понятиями:
Номенклатура продукции характеризуется четырьмя признаками:
Классик маркетинга Ф. Котлер сформулировал универсальное правило, которое звучит так: ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд изделий. Немного перефразируя это высказывание, можно сказать, что:
Обычно выделяются четыре основных способа формирования товарного ассортимента:
Планирование товарной политики в современных условиях подразумевает координацию всего комплекса элементов маркетинговой деятельности предприятия: отбора и оценки технологий выпуска продукции, ее технических испытаний, изучения рынка, проведения пробных продаж, рекламного сопровождения продаж и т. д. Никакие, даже самые продуманные, маркетинговые мероприятия не смогут компенсировать впоследствии ошибки, допущенные при разработке товарной политики фирмы.
Выпуск товаров осуществляется при соблюдении двух условий:
Выпуск товаров оформляется электронно, либо с помощью проставления специальных отметок на бумажных формах деклараций. В настоящее время применяется выпуск деклараций с применением информационных систем таможни без непосредственного участия сотрудников (автоматизированный).
Срок выпуска продукции составляет четыре часа. Если после подачи декларации на товары (ДТ) до окончания рабочего дня таможни остаётся менее четырёх часов, то продукция выпускается в течение четырёх часов на следующий день.
Если в ДТ необходимо внести изменения (в случае предварительного декларирования или по инициативе декларанта товарной партии), либо в ходе проверки были запрошены дополнительная документация, то ДТ выпускается сотрудниками таможни в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днём её регистрации.
Этот срок может быть продлён до десяти рабочих дней с разрешения начальника таможни или его заместителя, если это необходимо для:
Также срок может быть приостановлен в случае обнаружения нарушений законных прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности.
Сотрудник таможни может аннулировать выпуск товаров в некоторых случаях (отзыв ДТ произошёл после того, как товарная партия была выпущена), а также по мотивированному обращению декларанта.
Когда товарная партия выпущена, сотрудник таможни уведомляет об этом декларанта и лицо, ответственное за временное хранение.