Что понимается под транспортированием отходов

Что понимается под транспортированием отходов

Статья 16. Требования к транспортированию отходов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

2. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:

наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;

Абз. 5 п. 2 ст. 16 вступает в силу с 01.03.2022.

наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

3. Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Источник

Что понимается под транспортированием отходов

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

Источник

Прокурор разъясняет

Так, с учетом изменений под транспортированием отходов теперь понимается перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:

— наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества отходов, цели и места назначения их транспортирования;

— соблюдение требований безопасности.

Для транспортировки отходов после 01.03.2022 также потребуется наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Помимо это, установлено, что строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности (то есть чрезвычайно опасных отходов и высокоопасных отходов) могут осуществляться федеральным оператором только в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Сама инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 02.07.2021.

Подготовлено прокуратурой области

Прокуратура
Орловской области

Прокуратура Орловской области

3 августа 2021, 10:07

О поправках в законодательство об обращении с отходами

Так, с учетом изменений под транспортированием отходов теперь понимается перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:

— наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества отходов, цели и места назначения их транспортирования;

— соблюдение требований безопасности.

Для транспортировки отходов после 01.03.2022 также потребуется наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Помимо это, установлено, что строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности (то есть чрезвычайно опасных отходов и высокоопасных отходов) могут осуществляться федеральным оператором только в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Сама инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 02.07.2021.

Источник

Что понимается под транспортированием отходов

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Термины и определения

Resources saving. Waste treatment. Terms and definitions

Дата введения 2002-07-01

Всероссийским научно-исследовательским Центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) Госстандарта России;

Техническим комитетом по стандартизации N 349 «Вторичные материальные ресурсы»;

Межгосударственным Техническим комитетом по стандартизации N 349 «Вторичные материальные ресурсы»;

Федеральным научным центром гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана Минздрава России;

Федеральным государственным учреждением «Центр экологического контроля и анализа» при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации;

Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов;

ВНИИ охраны природы Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

НИИ экологии человека и окружающей среды им.А.Н.Сысина Российской академии медицинских наук;

НИА-Природы Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

Советом по изучению производительных сил Украины Национальной Академии наук Украины;

Государственным научно-производственным объединением «Экологические технологии и нормативы», Украина;

Черновицким государственным научно-техническим центром по межотраслевым и региональным проблемам экологической безопасности и ресурсосбережению (ГНТЦ «Экоресурс»), Украина

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3 Стандарт соответствует Резолюции Организации Экономического Сотрудничества и Развития о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С (92) 39 (окончательная, принята Советом 30 марта 1992 г.), Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (22 марта 1989 г.).

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 г. N 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знаний.

Настоящий стандарт разработан с целью нормативно-методического обеспечения ряда законодательных решений, появившихся в 90-е годы, и реализации современных федеральных и региональных программ по утилизации отходов.

Основными принципами формирования терминологической системы настоящего стандарта с учетом требований Р 50-603-1-89 являются следующие:

— расширение перечня стандартизованных терминов с учетом всех возможных работ по обращению с отходами;

— систематизация всего множества терминов по четырем аспектным группам, включая ресурсные, производственные (технологические), экологические и социальные;

— гармонизация терминов с международной, региональной и отечественной правовой и нормативной документацией по профилю.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно, с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого термина.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.

Термины систематизированы по четырем аспектам деятельности:

Стандарт не распространяется на обращение с радиоактивными и военными отходами.

Требования следует учитывать при разработке документации по ликвидации любых отходов и объектов.

Термины, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения в научно-технической, учебной и справочной литературе, в стандартах и других нормативно-методических документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16482-70 Металлы черные вторичные. Термины и определения

ГОСТ 17606-81* Переработка и захоронение радиоактивных отходов. Термины и определения

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50996-96.

ГОСТ 18978-73 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения

СанПиН 2.1.7.722-98 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов

3 Общие понятия

3.1 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

3.2 вторичные ресурсы: Материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.

3.3 вторичные материальные ресурсы (BMP): Отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

3.4 вторичные энергетические ресурсы (ВЭР): Отходы производства и потребления, используемые повторно, с выделением тепловой и/или электрической энергии.

3.5 вторичное сырье: Вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.

3.6 вторичная продукция: Вещества, материалы, комплектующие изделия, детали, функциональные узлы, блоки, агрегаты от различных объектов, утратившие свои потребительские свойства и не пригодные для дальнейшей эксплуатации в соответствии с директивными требованиями и/или нормативной документацией, но представляющие собой товарную продукцию.

3.7 вторичный функциональный блок: Функционально завершенная и автономно дееспособная часть утилизируемого объекта, пригодная для дальнейшего использования.

3.8 вторичный комплектующий элемент: Автономный элемент, получаемый в результате демонтажа недееспособного узла, блока, прибора, агрегата, пригодный для дальнейшего использования.

3.9 изделие вторичного изготовления: Изделие, получаемое в результате демонтажа и технологических переделов функционального блока, узла, агрегата, комплектующего элемента.

3.10 специальные возвратные ресурсы: Все виды агрегатно-сырьевых материалов, получаемые в результате комплексной утилизации или демонтажа объектов военной техники, возвращаемые для использования в народном хозяйстве непосредственно или после проведения ремонтных работ.

3.11 отходы производства: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства

3.12 отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

1 К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.

Источник

Что понимается под транспортированием отходов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение. Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

Resources saving. Waste treatment. Principles for transfrontier movements of hazardous waste

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 790-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа C(83)180(Final):1984* «Решение-рекомендация Совета ОЭСР о трансграничном перемещении опасных отходов» (C(83)180(Final):1984 «Decision-Recommendation of the OECD Council on Transfrontier Movements of Hazardous Waste», NEQ)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Введение

Эффективное и обоснованное с экологической точки зрения обращение с отходами отражает стремление Российской Федерации и других стран к охране и прогрессивному улучшению качества окружающей среды на национальном и глобальном уровне [1]-[4].

Однако потребление человечеством различных ресурсов неизбежно приводит к увеличению количества отходов, в том числе опасных, что требует в некоторых случаях необходимости их трансграничного перемещения, чтобы использовать соответствующие предприятия по утилизации отходов в других странах.

Осуществление трансграничного перемещения отходов основывается на нормах международного права с учетом соответствующих нормативных документов, и прежде всего Базельской конвенции «О контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления» [2].

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры для осуществления гармонизированной политики в области трансграничного перемещения опасных отходов. Эти меры не должны препятствовать выполнению любых международных соглашений, имеющих отношение к свободной торговле товарами или услугами или транспортировке опасных грузов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

отходы (waste): Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по

завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

опасные отходы (hazardous waste): Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

3.3 трансграничное перемещение опасных отходов (transfrontier movement of hazardous waste): Деятельность, связанная с перемещением отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одной страны, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другой страны, или в регион, не находящийся под юрисдикцией какой-либо страны, если отходы считаются опасными, по меньшей мере, одной из заинтересованных сторон, а данная деятельность затрагивает интересы как минимум двух стран. Опасные отходы, возникающие в результате эксплуатации судов в обычном режиме, включая нечистоты и эксплуатационные отходы, не подпадают под трансграничное перемещение, регулируемое настоящим стандартом.

3.4 страна экспорта отходов (exporting country): Любая страна, с территории которой начинается трансграничное перемещение опасных отходов или предполагается проводить это перемещение.

3.5 страна импорта отходов (importing country): Любая страна, в которую планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов для утилизации (переработки, захоронения в земле, хранения, затопления или сжигания в морской акватории).

3.6 заинтересованные страны (countries concerned): Страны экспорта, импорта или транзита.

3.7 предприятие (entity): Любое юридическое или физическое лицо, к которому относятся как производитель отходов, так и лицо, действующее от своего имени или в качестве подрядчика или субподрядчика (экспорт, импорт, транспортирование, сбор, утилизация и т.п.).

4 Принципы трансграничного перемещения опасных отходов

4.1 Соблюдение принципа охраны здоровья человека и окружающей среды

Уполномоченные органы Российской Федерации в области обращения с отходами должны обеспечить, чтобы с опасными отходами, находящимися в пределах их юрисдикции, обращались с учетом охраны здоровья человека и окружающей среды.

Для этого уполномоченные органы Российской Федерации должны:

4.1.1 Способствовать созданию соответствующих предприятий по утилизации отходов.

4.1.2 Принять необходимые меры, позволяющие контролировать деятельность, связанную с производством, транспортированием и утилизацией опасных отходов.

4.1.3 Обеспечивать соблюдение действующих законов и норм Российской Федерации в области экологически безопасного обращения с отходами.

4.2 Обращение с опасными отходами, подлежащими трансграничному перемещению

В отношении обращения с опасными отходами, подлежащими трансграничному перемещению, уполномоченные органы Российской Федерации должны требовать, чтобы:

4.2.1 Предприятия по утилизации опасных отходов, находящиеся на территории Российской Федерации, воздерживались от участия в трансграничном перемещении опасных отходов, которое не соответствует законодательным актам и правилам, применяемым в Российской Федерации.

4.2.2 Предприятия, участвующие в транспортировании или утилизации опасных отходов, имели соответствующую лицензию.

4.3 Ответственность производителя отходов

4.3.1 Производитель опасных отходов обязан обеспечить утилизацию своих отходов в соответствии с требованиями к охране окружающей среды и здоровью человека, независимо от места их размещения.

4.3.2 В отношении любого специального трансграничного перемещения опасных отходов уполномоченные органы Российской Федерации должны требовать, чтобы производитель отходов:

4.3.2.1 предпринял все осуществимые на практике меры для того, чтобы обеспечить транспортирование и утилизацию своих отходов в соответствии с законодательными актами и правилами, применяемыми в Российской Федерации;

4.3.2.2 убедился, что все предприятия, задействованные в трансграничном перемещении или утилизации их отходов, имеют необходимую лицензию для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательными актами и правилами, применяемыми в Российской Федерации;

4.3.2.3 взял на себя ответственность за надлежащее управление своими отходами, в случае необходимости реимпорта отходов, если договоренности о безопасной утилизации не могут быть полностью выполнены.

4.4 Контроль перемещения опасных отходов

Уполномоченные органы Российской Федерации должны применять законодательные акты и нормативные требования Российской Федерации в отношении контроля перемещения опасных отходов как в случае отходов, предназначенных для экспорта, так и в случае контроля опасных отходов, размещаемых на территории Российской Федерации.

5 Международные предварительные уведомления и сотрудничество

5.1 Сотрудничество с заинтересованными странами

5.1.1 Российская Федерация должна сотрудничать с заинтересованными странами в области контроля всех опасных отходов, подвергаемых трансграничному перемещению, начиная от места их производства и до их утилизации.

5.1.2 Российская Федерация должна осуществлять согласованные с заинтересованными странами действия по охране здоровья человека и окружающей среды от загрязнения, которое может возникнуть в процессе обращения с опасными отходами.

5.2 Предоставление необходимой информации

Уполномоченные органы Российской Федерации должны предпринимать меры, необходимые для того, чтобы предприятия, находящиеся под их юрисдикцией, предоставляли, непосредственно или косвенно, соответствующим органам экспортирующих, импортирующих и транзитных стран соответствующую и своевременную информацию.

5.3 Основные составляющие предоставляемой информации

Информация, предоставляемая Российской Федерацией заинтересованным странам, должна содержать следующие сведения:

— количество отходов, которые предполагается экспортировать;

— условия транспортировки, включая характер экологического риска;

— данные обо всех предприятиях, участвующих в трансграничном перемещении или утилизации отходов.

5.4 Ответы на запросы заинтересованных стран

Российская Федерация, как страна экспорта, должна предпринимать меры, необходимые для того, чтобы на запрос страны импорта или транзита о направлении соответствующей информации был отправлен соответствующий ответ.

5.5 Суверенное право Российской Федерации в области управления опасными отходами

5.5.1 Российская Федерация обладает суверенным правом управлять опасными отходами в рамках своей юрисдикции согласно национальной экологической политике и законодательству, с учетом норм международного права в этой сфере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *