Что понимается под восприятием человека человеком
Восприятие человека человеком
Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, — экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза. При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности, который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда других, т.е. подчеркивает его индивидуальность.
В процессе В. ч. ч. формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика. Связь внешности и личностных характеристик является одной из главных проблем в изучении В. ч. ч. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности. Экспериментально обнаружены четыре основных способа интерпретации:
Практическое значение В. ч. ч. определяется регуляторной ролью психического образа-представления, которую он играет в процессе труда и общения.
Восприятие человека человеком
Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.
При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешности, которые дают информацию о егопсихических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно (рис. 71, 72).
Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами.
1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)
2. Аналитический способ.Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови – злой человек и т. д.).
3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе – интеллигент; в шинели – военный.)
Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.
Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности («эффект ореола»). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («эффект первичности»).
Рис. 71. Вероятность различения элементов лица при малых экспозициях.
Рис. 72. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании.
Значительные различия в социальном положении общающихся порождают «эффект социальной дистанции». Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.
Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются наконъюнктивные – объединяющие и надизъюнктивные – разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.
А. А. Бодалев осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен на снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а других предупредили, что им покажут изображение преступника.
Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились во власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма».
Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал такое словесное описание. «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».*
* Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М., 1965.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего облика личности, они по-разному относятся друг к другу.
Восприятие речи. С физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.
Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.
Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.
Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту.
Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.
Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие поуз, затрудняют восприятие речи. (Психология общения будет рассмотрена ниже.)
Восприятие и понимание человека человеком в процессе общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Восприятие человека человеком — это процесс, который отличает людей от животных. Оно предполагает появление потребности в общении и контакте, являясь вполне самостоятельным внутренним стимулом, который не зависит от прочих потребностей.
Процесс общения как элемент восприятия и понимания
Общение представляет собой процесс непосредственных взаимоотношений, когда люди обращаются друг к другу. В его основе лежит разумное понимание и намеренная передача знаний, мыслей и переживаний в зависимости от социальных норм и условий осуществляемой деятельности. Вне соответствующей деятельности общение не представляется возможным.
Общение способно связывать людей не только с помощью передачи информации, но и через практические действия. Оно становится в этом случае элементом взаимопонимания.
Структура общения характеризуется благодаря выделению в нем трех взаимосвязанных сторон:
Здесь необходимо помнить, что в реальности человек имеет дело с процессом общения в качестве единого целого. Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком понимании) заключается во взаимном обмене информацией между участниками общения. Они передают и принимают знания, идеи, мнения, чувства. Универсальное средство коммуникации и общения в восприятии и понимании людьми друг друга — это речь. С ее помощью происходит не только передача информации, но и осуществление воздействия друг на друга участников совместной деятельности. Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Интерактивная сторона общения состоит в обмене действиями. Здесь организуется межличностное взаимодействие, которое позволяет общающимся людям реализовать некоторую общую деятельность. Перцептивный аспект общения представляет собой процесс воспитания, познания и понимания. В последующем на этой основе устанавливаются определенные межличностные отношения.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности восприятия человека человеком
Восприятие представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, которая поступает в мозг через органы чувств. В ходе общения необходимо взаимопонимание между участниками. По этой причине большую роль играет то, каким образом воспринимается партнер по коммуникации. Другими словами, процесс восприятия одним человеком другого представляет собой обязательную составную часть общения. Условно это называется перцептивная сторона общения.
В общем виде восприятие одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) состоит в том, что людям доступны только внешние признаки. Среди них наиболее информативны следующие:
Воспринимая перечисленные качества, наблюдатель соответствующим образом оценивает их, делая некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах другого. Иногда это происходит даже бессознательно. Сумма свойств, которая приписывается наблюдаемому, в свою очередь, может дать человеку возможность формирования определенного отношения к нему. Данное отношение, как правило, обладает эмоциональным характером и расположено в рамках связи «нравится-не нравится.
Рассматриваемые феномены относятся к социальной перцепции. Она состоит в процессе восприятия так называемых социальных объектов. Они включают других людей, социальные группы, большие социальные общности. Таким образом, восприятие человеком человека в процессе общения можно отнести к сфере социальной перцепции. Тем не менее, оно не исчерпывается ею.
Аспекты представлений о другом человеке
Представления о другом человеке напрямую связаны с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания самого себя через другого человека производят с помощью двух категорий. Первая из них состоит в идентификации, представляющей собой механизм познания и понимания человека. Он заключается в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Последний выступает как человек, который является авторитетом для субъекта коммуникации и деятельности. Чаще это происходит, когда в реальной ситуации взаимодействия человек осуществляет попытки поставить себя на место другого. В случае с идентификацией устанавливается соответствующая эмоциональная связь с объектом.
В общении необходимо разграничить категории «идентификация» и «референтность». Если для идентификации в качестве основы выступает процесс уподобления субъекта партнеру по общению (уподобление значимому другому), то для референтности главной становится зависимость субъекта от других людей. Она выступает в виде избирательного отношения к ним.
Объект референтных отношений представлен группой, членом которой является субъект, или другой группой, с которой он себя относит, не являясь ее реальным участником. Функция референтного объекта может выполняться и отдельным человеком, в том числе тем, кто не существует в реальности (например, литературные герои, вымышленный идеал для подражания).
В понимании людьми друг друга большое значение имеют такие показатели, как эмпатия и рефлексия. Эмпатия представляет собой постижение эмоциональных состояний человека в форме сопереживания. Механизм этого феномена аналогичен механизму идентификации. Эта схожесть заключается в умении ставить себя на место другого, взглянув на вещи с его позиции. Тем не менее, это не обязательно означает отождествление с другими, как это характерно для идентификации. В случае с эмпатией во внимание принимается линия поведения партнера. Здесь субъект относится с сочувствием, но межличностные отношения выстраиваются на основе собственной линии поведения.
Рефлексия представляет собой осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Ее можно представить в виде понимания того, как будет партнер по общению воспринимать и понимать. При взаимодействии производится взаимная оценка и изменение определенных характеристик друг друга.
Восприятие человека человеком
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс восприятия человека человеком
Восприятия человека человеком – это психологическое познание людьми сущности других людей в условиях непосредственного общения.
Процесс восприятия человека человеком включает в себя различные уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. Этот процесс подчиняется общим закономерностям психологического отражения с учетом специфики восприятия человеческой значимости как предмета окружающего мира. Человек воспринимается нами не только как социальная сущность, но и как часть окружающего нас природного мира, разновидность животного.
При восприятии нового человека другой человек учитывает ряд весьма разносторонних факторов:
Процессы познания друг друга людьми определяют черты характера, способности и интересы, уровень профессиональной подготовки, а также иные важные факторы. Осознание характеристики личности ведет к социализации в обществе, сравнении себя с другой личностью. Однако в силу познавательных способностей возникает проблема восприятия человека по внешним факторам. Так, согласно известной пословице «Встречают по одежке». То есть первое мнение складывается именно на основе физических признаков. Осознание данных характеристик формирует более устойчивое мнение по отношению к личности, однако минусом является то обстоятельство, что человек не учитывает внутренние характеристики, то есть характер, темперамент, интеллектуальные способности, что в дальнейшем может вызвать некоторые проблемы.
Способы интерпретации личности по внешности
Готовые работы на аналогичную тему
Человек интерпретирует другого человека, в первую очередь, по признакам внешности. Экспериментально удалось установить четыре основных способа интерпретации человека по внешности:
Анализ перечисленных качеств происходит при непосредственном общении людей друг с другом. Первоначально внимание уделяется именно внешности, особенно чертам лица. Далее в ходе общения формируется общее представление о характере, интеллектуальных и эмоциональных способностях, темпераменте, которые очень часто связывают с профессиональными качествами человека, его родом деятельности. Особенности восприятия могут различаться не только исходя из характера темперамента людей, но исходя из возраста.
Рисунок 1. Восприятие человеком окружения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности восприятия человека человеком
Восприятие определяет не только общую характеристику человека, но и место человека в жизни анализируемого. В голове у человека при анализе складывается определенный образ, на который он опирается. Молодым людям, например, характерно излишне идеализировать объект, особенно если они в него влюблены. Подростки в большей степени используют зрительный образ, то есть они запоминают общие пропорции объекта и расположение основных частей тела. Только со временем наблюдается формирование глобального и адекватного восприятия, когда образ становится более четким и дифференцированным.
Важное значение играет ракурс, при котором люди общаются друг с другом. Например, разница в росте между людьми может восприниматься как фактор, влияющий на восприятия людей друг другом. Важным также является установление зрительного контакта. Если он непрерывен, то позволяет установить более качественные связи людей друг с другом. С помощью зрительного контакта люди производит активные «нащупывающие движения» глазами, то есть разглядывает своего оппонента, отражают его зрительный образ на сетчатке. Возрастом восприятие человека человеком с возрастом меняется.
Так, в ходе развития ребенка имеет место восприятие других людей, а также формирование его как члена семьи. Ребенок анализирует психические качества людей, с которыми общается, особый интерес у него вызывает психика взрослых. Именно поэтому у ребенка наблюдается потребность в общении, познании и труде. Он специфически реагирует на ухаживающих за ними взрослых, что свидетельствует о том, что он выделяет их из общего круга людей, окружающих его.
М. Ю. Кистяковская указывает, что ребенок уже в возрасте от 3 до 6 месяцев способен избирательно относиться как взрослым. Он начинает отделять свою мать от окружающих уже в 3 месяца, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Когда ребенок оказывается в яслях, в детском саду, то резко увеличивается круг лиц, с которыми он связан, поэтому возникает необходимость дифференцировать их, отличать своих от чужих. В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные связи с теми, с кем возникает речевой контакт. При этом он анализирует не только слова, но и позу, жесты, выражение лица, иные проявления.
Общаясь со взрослыми людьми, дети учатся читать их эмоциональные состояния, способны копировать его, переживать похожие эмоции. Например, дети очень хорошо чувствуют эмоции страха, радости или переживания взрослых.
Пожилые люди несколько иначе воспринимают людей, так как у них снижаются различные виды чувствительности. Так примерно от 32 до 50 % людей в возрасте 80 лет имеет проблемы со слухом, что вызывает необходимость применять иные органы чувств при общении с людьми, воспринимать высокочастотные звуки. Около 16 % людей старше 75 лет практически полностью теряют зрительные функции, в результате чего не способны зрительно воспринимать других людей, наблюдается проблема в восприятии.
Рисунок 2. Восприятие другого человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восприятие человека человеком
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
1.3 Факторы восприятия
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
2.2 Эффекты межличностного восприятия
2.3 Эффект обратной связи
Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.
По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс отражения действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления.
С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? — относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.
1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
1.3 Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова [4]. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
· одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
· манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного “прочтения” его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста. Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие “условия чтения” на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия. Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникают два вопроса: каким способом формируется этот образ и каков этот образ, т. е. каково представление субъекта об объекте. Именно для ответа на эти вопросы необходимо включение в исследование межличностного восприятия описания не только субъекта и объекта, но и всего процесса.
Проблема получила развитие в трудах крупного отечественного психолога А.А. Бодалева. Им было показано, что первое впечатление в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно (на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление):
· характеристика внешнего облика человека;
· оформление внешности, в том числе стиль одежды, прическа;
· экспрессия, переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния;
· выполняемые действия (поведение);
· предлагаемые качества личности, угадываемые на основе интегрирования этой информации и прошлого опыта.
В зарубежных исследованиях были получены сходные результаты, правда, имеющие некоторое отличие:
· наружность и одежда;
· предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе.
Практически те же самые показатели, за исключением общения. Однако в трудах А.А. Бодалева отмечалось, что общение включено в структуру эмоционального реагирования и поведения (ведь речь идет не о глухонемых), поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделять как самостоятельное звено. Такая точка зрения имеет право на существование. Мы считаем, что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установления контактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление. Кроме того, в общении и контактном поведении люди нередко играют разнообразные социальные роли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами, как отмечалось, существуют разнообразные связи, прямые и обратные, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы.
Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на первое впечатление, на основании которого и происходит угадывание качеств личности и прогнозирование поведения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируем образ, обращаясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к общению.
Отмеченная структура первого впечатления носит общий характер, однако ее архитектоника зависит от влияния ряда важных условий.
2.2 Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выво
в, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции, разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение. Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:
1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем он больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;
2. соответствие действия культурным нормам.
Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация. Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека. Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви. Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности.
2.3 Эффект обратной связи
Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики, а не как к одноактному процессу, то важным звеном всей этой системы оказывается механизм так называемой обратной связи. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента (или реципиентов), своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи, а воспринимаемый — как ее реципиент.
Известно, что обратная связь является важнейшим механизмом всякого бучения. Получаемые посредством неё сведения позволяют, в частности, производить коррекцию, когда это оказывается необходимым в процессе обучения. Функция коррекции, выполняемая обратной связью, весьма существенна и в контексте восприятия человека человеком. Однако здесь данные обратной связи используются в более широком спектре назначений. Это можно видеть на примере развития адекватного представления человека о самом себе. Известно, что «познание себя осуществляется не прямо, а опосредствованно, через отношение к данному индивиду отдельных членов группы, к которой он принадлежит, или через генерализованное отношение всей группы».
Следовательно, восприятие видения себя другими, отношения к себе других— необходимая компонента формирования и развития образа себя. Обратная связь выступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного «я». В свою очередь самооценка как одна из форм кристаллизации самовосприятия, как установлено, влияет на восприятие другого человека. Таким образом, обратная связь оказывается важным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей.
Реализация обратной связи в ситуациях восприятия человека человеком связана с решением, прежде всего, следующих проблем. Во-первых, предполагается, что человеку поступают от партнера по общению сведения о том, как партнер представляет его себе, а во-вторых, предполагается, что человек воспринимает эту информацию, Опыт показывает, что повседневное общение часто протекает таким образом, что передача и получение возвращенной информации в процессе межличностного восприятия сталкивается с целым рядом трудностей. Эти трудности, делающие обратную связь неэффективной, могут приводить к сбоям в достижении взаимопонимания, и, следовательно, общение становится поверхностным, неудовлетворяющим, а порой и фрустрирующим его участников.
межличностный восприятие люди общение
Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины.
Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
6. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.
7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
8. «Социальная психология. Краткий очерк» Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., Политиздат, 1975 г.