Что понимается под железнодорожным туризмом
Железнодорожное обслуживание в туризме
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 05:31, реферат
Краткое описание
Под железнодорожным туризмом понимается путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от 24 часов до одного года, либо менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.
Прикрепленные файлы: 1 файл
транспортное обслуживание.doc
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная, утомительна и не приятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Однако эту истину уже давно осознали зарубежные, а с недавних пор и отечественные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры.
Действительно, большинство стран мира охвачены сетью железных дорог, обеспечивающих доступность практически всех географически и исторически интересных для туристского освоения районов. Благодаря этому имеется значительный потенциал в развитии и роста популярности железнодорожного туризма. Под железнодорожным туризмом понимается путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от 24 часов до одного года, либо менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.
В связи с тем, что железнодорожный туризм в нашей стране сравнительно новый вид отдыха, и не пользуется высоким спросом среди населения, возникает необходимость более детального рассмотрения и анализа роли и форм использования железнодорожного транспорта в туристском бизнесе.
В развитии техники оказалось, что рельсовый транспорт стал развиваться существенно раньше безрельсового, и железные дороги были созданы и построены почти на пятьдесят лет раньше автомобиля. Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.
В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:
До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX века и в первой половине XX века железная дорога была одним из основных способов перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну. Со времени интенсификации технического прогресса автомобильный транспорт и воздушные перевозчики приняли значительную долю перевозок на себя. Однако создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность.
В пределах основных европейских стран – Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании – путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете. Поездка из Милана в Рим занимает всего не более двух часов при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.
При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения на железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500-600км. В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2-3 часа, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно пребывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что минимизирует трансфер и создает существенное преимущество по сравнению с авиацией. Если к этому прибавить в несколько раз более низкую ( по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно не большие расстояния) очевидны. При расстоянии перевозок меньше 500 км более эффективно использовать автомобильный транспорт, а при больших 1000 км – воздушные перевозки.
Кроме собственно исходного назначения – перевозки – железная дорога активно используется в развлекательных целях. Неспешные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальными локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскоростными магистралями. Во всем мире организовались клубы любителей железных дорог, нашлись рьяные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомплектованных подвижным составом прошлого века. Предметом туристского интереса являются фото- и видео- съемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из картинной трубы на фоне красивых ландшафтов, и даже фонограмм оригинальных и характерных звуков механизмов при движении.
Роль железнодорожного транспорта в Российской Федерации и на территории постсоветского пространства остается традиционно большой. Данный вид транспорта неизменно пользуется большой популярностью у подавляющего большинства населения стран и используется в качестве основного вида транспорта при реализации как внутренних ( в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится 47% пассажирских и 85% грузовых перевозок.
Железные дороги являются достаточно востребованным видом транспорта в зарубежных странах и особенно в европейских. Это связано с наличием густой и разветвленной сети железнодорожных линий, развитием высокоскоростного движения, высоким уровнем обслуживания в пути следования, применением большого числа льгот, скидок и льготных тарифов. Кроме того, в большинстве стран Европы действует единая согласованная система обслуживания. В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта.
Большой популярностью в странах Европы пользуются туристские, экскурсионные и чартерные поезда. Самым известным туристским поездом в Европе является «Восточный экспресс».
В Европе принята следующая классификация поездов:
Высокоскоростные магистрали завоевали популярность как наиболее удобный, быстрый и относительно не дорогой вид транспорта. Развитие высокоскоростного движения в мире идет в основном в трех направлениях:
В соответствии с планами, разработанными Сообществом европейских железных дорог и Международным Союзом железных дорог, предусматривается создание общеевропейской сети протяженностью более 30 тыс. км в ближайшие 3-4 года, в частности, прокладка 10 тыс. новых дорог, 10 тыс. усовершенствованных и 11 тыс. связующих дорог. В последнее время деловые путешественники все чаще используют простые поезда между деловыми центрами Европы, которые заметно улучшили обслуживания пассажиров (например, пользуется популярностью маршрут Париж – Амстердам). Количество пассажиров заметно увеличилось и в направлении Восточной Европы, например, между Веной и Будапештом, Веной и Прагой.
Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в бывшие республики СССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. По сравнению с водным транспортом, железная дорога имеет более разветвленную транспортную сеть с гораздо большим количеством остановочных пунктов. Практически все города СНГ и туристские объекты досягаемы железнодорожным транспортом, а при кооперации с автобусным транспортом имеет неограниченные туристские возможности. Это еще раз подчеркивает значительную роль железнодорожного транспорта в туристском бизнесе. Становится очевидным, что необходима грамотная организация железнодорожных перевозок туристов, ведь быстрота и удобство передвижения, возможность за короткое время увидеть много интересных мест, познакомится с историей, культурой, современными достижениями – все это привлекает к путешествиям на поездах.
Большинство зарубежных стран с развитой сетью железнодорожных магистралей имеют высокий уровень сервиса пассажиров. Это касается, прежде всего, частоты курсирования поездов и организации продажи билетов.
Особенность организации железнодорожного движения в Европе состоит в том, что большинство пассажирских поездов являются дневными. Поэтому во всех поездах имеются вагоны с сидячими местами. Спальные и скоростные поезда ходят обычно ночью. В них имеются купейные и плацкартные вагоны.
Практически все железные дороги развитых государств охвачены электронными системами бронирования. Билеты можно купить у кассира или в автомате. Железнодорожные билеты зарубежных стран отличаются своими особенностями оформления.
В частности на европейских железнодорожных билетах отсутствуют 2 детали: дата поездки и номер места. В Европе продажа проездного документа, бронирование места на конкретную дату или предоставление спального места считаются отдельными услугами железной дороги. Поезда редко бывают заполнены даже наполовину, поэтому бронировать заранее билет на определенную дату и место в Европе не принято. Дата на билете в большинстве стран все же ставится, но это дата его приобретения. Пустить билет в ход вы можете в любой день, пока не истек срок действия (обычно 2 месяца).
Развитие транспорта всегда играло для российского Дальнего Востока исключительную роль. Достаточно вспомнить открытие регулярного пароходного сообщения с Европейской Россией, пуск Транссиба, начало регулярной эксплуатации Северного морского пути, послевоенное строительство портов, строительство БАМа. Сегодня усилия по развитию транспортной системы Дальнего Востока должны быть направлены на решение следующих задач.
Вследствие особенностей экономико-географического положения Дальнего Востока, прежде всего таких, как удаленность от центральных районов страны, окраинность территории, выход к Тихому океану, развитие транспорта здесь играет исключительно важную роль и имеет ряд особенностей. Во-первых, современная транспортная система Дальнего Востока представлена всеми видами транспорта, но в целом по сравнению с другими районами России уровень обеспеченности наземными путями сообщения невысок (табл. 1). Во-вторых, суровые климатические условия региона обусловили сезонный характер работы дальневосточного транспорта. В-третьих, основные пассажиропотоки осуществляются в северо-восточном и западном направлениях. Пик перевозок пассажиров в западном направлении приходится на май-июнь, в обратном — на август-сентябрь.
Особенности развития железнодорожного туризма в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Состояние железнодорожного туризма в России
Говоря о железнодорожном туризме, необходимо обратиться к его историческим истокам, и указать, что железнодорожный туризм начал развиваться вместе с железной дорогой. В частности, ещё в 1841-м году английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для первых семидесяти человек по железной дороге. Эта поездка включала в себя не только услугу передвижения, но и питание, для развлечения путешественников использовался духовой оркестр. Смело можно сказать, что данный вид туризма является одним из первых видов туризма на транспорте.
В нашей стране железнодорожный туризм активно развивался в период существования Советского Союза. На сегодняшний день он стал не так популярен в связи с развитием иных видов транспорта, доступностью автомобильных и авиаперевозок, которые значительно сокращают время в пути. Однако многие туристы предпочитают именно железнодорожный вид транспорта, связывая путешествие по железной дороге – размеренное, неторопливое – с романтической обстановкой. Многие сегодня используют железнодорожный транспорт только для передвижения между объектами. Однако и в современный период имеется любители железнодорожного туризма, которые предпочитают совершать путешествия на данном виде транспорта.
Самым популярным маршрутом в Советском Союзе считались всесоюзные железнодорожные путешествия. Они начинались во Владивостоке, маршрут проходил через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев и Крым. Кроме того, организовывались и поездки в зарубежные страны. Однако после распада Советского Союза железнодорожный туризм утратил свой массовый характер, так как начали развиваться новые технологии и виды транспорта. Тем не менее, богатый опыт, который был накоплен в советский период, а также другими странами, может популяризировать данный вид туризма.
Сегодня существуют два способа отправиться в путешествие по железной дороге:
Готовые работы на аналогичную тему
Востребованность железнодорожного туризма
В России на долю железнодорожного транспорта приходится свыше 40% пассажирских перевозок. Именно по данной причине развитие железнодорожного туризма представляет особый интерес для российских предпринимателей. Однако развитие данного вида туризма не должно сопровождаться серьезно повышением цен, быть доступным для потенциальной целевой аудитории, в противном случае данная услуга не будут пользоваться спросом. Как правило, данный вид транспорта выбирают люди, которые располагают небольшим бюджетом и привыкли путешествовать традиционными способами, боятся высоты или передвижения на другом виде транспорта. Необходимо учитывать «боли» и потребности целевой аудитории, чтобы ориентироваться ценовой сегмент именно на них.
Помимо услуги передвижения железнодорожный транспорт должен предлагать и другие услуги, которые сделают передвижение на железнодорожном транспорте максимально комфортным. Это должны быть не только услуги питания, возможность осуществления гигиенических процедур, например, принятия душа, но услуги по развлечению.
Рисунок 1. Вагон-ресторан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие железнодорожного туризма в России
На сегодняшний день потенциал развития железнодорожного туризма в России экономически низкоэффективен, что является сдерживающим фактором его развития. Для того чтобы развивать железнодорожный туризм, прежде всего, необходимо преобразовать систему железнодорожного транспорта. Если бы все поезда могли двигаться с такой скоростью, как «Сапсан», а дороги были бы высоко модернизированными, то поездка между территориями не занимала бы большое количество времени, и приверженцев данного вида туризма стало бы, несомненно, больше.
В перспективе ОАО «РЖД» планирует заняться развитием железнодорожного туризма и создать в данной сфере целый комплекс туристических услуг, которые были бы направлены на обслуживание своей целевой аудитории. Планируется заключать с туристами напрямую договора, предоставлять услуги размещения и питания, сопровождать по месту следования. Таким образом, компания планирует соединить функции перевозчика и туроператора, позволяя туристам посетить за один раз несколько городов и даже стран. Кроме того, планируется создание собственного парка экскурсионных поездов, реализация международных проектов в данной области.
Поспособствует развитию железнодорожного туризма и создание единого органа управления туристическими железнодорожными перевозками. Данный орган должен разрешать не только вопрос организации, но и направить железные дороги на качественное их видоизменение. Кроме того, необходимо сделать услуги железнодорожного туризма более доступными для обычных жителей. Стоит отметить, что в арсенале подвижного состава существует больше ресурсов, чем их можно использовать на водном или воздушном транспорте. Например, в арсенале ОАО «РЖД» имеются виды вагонов, о существовании которых многие даже не подозревают. Так, в некоторых поездах имеются вагоны-театры, вагоны-переговорные и т.д.
Что понимается под железнодорожным туризмом
Введение
До начала активного развития воздушного и автомобильного транспорта в середине 20 в. железная дорога оставалась главным способом перемещения путешествующих людей. Постепенно, по мере усиления технического прогресса автомобильный и воздушный виды транспорта приняли значительную долю перевозок на себя. Но создание и введение в эксплуатацию скоростных железнодорожных магистралей как в Европе, так и в Восточной Азии возвратило железной дороге былую значимость и конкурентоспособность. В настоящее время в пределах главных европейских стран – Великобритании, Франции, Испании, Италии, Германии путешествия между столицами и основными туристскими центрами удобнее совершать на поезде, нежели на самолете или автобусе. Поезд передвигается всегда по более короткому расстоянию, в отличие от автомобильного транспорта, и кроме того, а на железной дороге не бывает пробок. Современные конструктивные решения в устройстве колесных подвесок скоростных поездов обеспечивают достаточно мягкое и бесшумное движение. Вагоны обладают повышенной комфортностью, оборудованы кондиционерами, мягкими сидениями, панорамными окнами, душевыми кабинами. Вследствие этого, информативность путешествия гораздо больше, чем на автобусе, поскольку автомагистрали часто отгорожены щитами и заборами, которые служат для защиты местных жителей от шума автотрассы, но перекрывают обзор.
Сегодня услугами туристских поездов пользуются самые разнообразные группы туристов. Это и индивидуальные туристы, и организованные тур группы [1]. Возможны различные варианты транспортировки туристов – от поездок на рейсовых регулярных поездах, до организации железнодорожных чартеров и специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.
Путешествие по железной дороге имеет для туристов ряд преимуществ. Это и относительно комфортабельное размещение, и всепогодность путешествия, и независимость от трансферов. Кроме того, при пересечении туристами границы, таможенный досмотр происходит в собственном купе.
Особо популярен железнодорожный туризм сегодня во Франции, Германии, Швейцарии, США и Китае.
Изюминкой железнодорожного туризма становится путешествие на ретро-поезде. Самый известный поезд «Восточный Экспресс» («Orient Express»), оформлен под известный состав начала 20 века [2].
В Америке железнодорожный туризм так же активно развивается. Среди наиболее известных маршрутов стоит отметить: «Транс-Америка» (продолжительностью двенадцать суток из Вашингтона в Лос-Анджелес с остановками в Чарльстоне, Новом Орлеане, Сан-Антонио и Эль-Пасо); «Транс-Канада» (десятидневная поездка из Ванкувера в Монреаль с остановками в Виннипеге и Оттаве); «Транс-Атлантика» (поездка из Манагуа в Пуэрто-Монт до южной оконечности Южной Америки с остановками в Гуаякиль, Лиму и Сантьяго).
Железнодорожные туристические маршруты есть и в Азии – Индонезии и Индии и Китае.
Практически все страны мира пронизаны сетью железных дорог, которые обеспечивают доступ к большинству географически и исторически интересных с туристской точки зрения районов. Вместе с этим в мире ощущается недостаток подвижного железнодорожного состава, предназначенного для длительных комфортабельных туристских поездок. Поэтому железнодорожный туризм является экономически малоэффективным, что в свой черед удерживает его развитие и рост. Наиболее остро данная ситуация ощущается в России и странах СНГ.
Материалы и методы исследования
Россия – государство с одной из самых разветвленных железнодорожных сетей в мире. Это позволяет формировать различные по форме, содержанию и географическому расположению маршруты железнодорожных путешествий от несколько-часовых, до одно, двух, трехдневных и многодневных. Особенно популярными направлениями являются Санкт-Петербург, Москва, Московская, Нижегородская, Ростовская, Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Краснодарский и Ставропольский края, республики Башкортостан и Татарстан. Для иностранных туристов, путешествующих по России, неизменным спросом пользуется поезд «Золотой орел» (Транссибирский экспресс), пересекающий всю страну от Москвы до Владивостока за период около двух недель. Так же известен и ретро-поезд «Кругобайкальский экспресс», совершающий 2-х дневное путешествие по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Хорошо известен туристский маршрут на экспрессе «Ясная Поляна», который идет из Москвы до станции-музея «Козлова Засека», реконструированной в точности, какой она была при жизни Л.Н. Толстого [3].
Железнодорожный туризм активно стал развиваться во времена СССР. Центральным советом по туризму и экскурсиям вместе с Министерством путей сообщения (МПС) в 1960-х гг. 20 в. было сформировано пять турпоездов, которые обслуживали более 2000 человек. Содержание, виды и формы поездок были различны. К 1983 г. имелось уже порядка1600 туристских рейсов, услугами которых пользовалось более 650 тысяч человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от 1 до 30 дней. К 1985 году было освоено более 400 тыс. км дорог, по которым ходило 80 туристских поездов. В исторических малых городах были обустроены специальные стоянки. Поезда делились на два основных вида: сформированные из вагонов поездов пригородного сообщения, не предусматривающие ночевки и экспрессы, рассчитанные на дальние поездки длительностью от нескольких суток. Туристы проживали в 4-местных спальных купейных вагонах. Огромной популярностью пользовались так называемые «поезда здоровья»: «Лыжник», «Снежинка», «Турист», «Грибник». В данных поездах располагались точки проката туристского и спортивного инвентаря, концертные бригады и буфеты. Ходили такие поезда из больших индустриальных городов, жители которых нуждались в отдыхе на природе после трудовой недели. К 1983 г. поезда здоровья доставляли в пригороды на отдых порядка 2,5 млн. чел. Поезда прибывали и убывали строго по расписанию, а непосредственно во время активного отдыха они становились гостиницей.
Самым популярным и знаменитым считался маршрут «Транссоюзное железнодорожное путешествие», бравший свое начало во Владивостоке и проходивший через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев и Крым. Имели спрос и маршруты по древнерусским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге.
После распада СССР железнодорожный туризм утратил свою популярность. Понятие «железнодорожный туризм» употребляется только в узких кругах и не берется в расчет даже многими специалистами. Однако, опыт, накопленный во времена СССР, становится базой для восстановления данного вида отдыха и его развития на новом высококачественном уровне.
Сегодня традиции железнодорожных путешествий начали возрождаться, и в стране снова загудели турпоезда. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») предлагает разнообразные путешествия, такие как:
• «Москва – Пекин» с остановками в городах Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Батор, с осмотром достопримечательностей оз. Байкал и поездкой к Великой Китайской стене. Данная поездка проходит на туристическом поезде «Золотой Орел», который входит в топ 25 лучших турпоездов мира;
• «Москва – Владивосток» с посещением Кругобайкальской железной дороги. Поездка проходит на туристическом поезде «Золотой Орел»;
• «Шелковый путь» с отправлением из Москвы и с посещением городов Бухара, Самарканд, Ташкент, Алма-Ата, ст. Дружба, затем автобусом по Китаю;
• «Золотое кольцо» с посещением таких городов, как: Вологда, Ярославль, Ростов Великий, Кострома, Владимир, Великий Устюг;
• «Русский Север» с отправлением из Москвы и с посещением Вологды, Архангельска, Кандалакши, Петрозаводска, Мурманска, Новгорода, Санкт-Петербурга, Ярославля;
• «Крымский экспресс», включающий посещение Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Львова, Кишинева, Одессы, Феодосии, Ялты, Севастополя, Киева;
• «Москва – Великий Новгород – Тверь – Торжок» с посещением и осмотром основных достопримечательностей городов;
• Тур на экспрессе «Ясная Поляна» с отправлением из Москвы до станции «Козлова Засека» [4].
Путешествовать по России с комфортом сегодня становится все проще. На железнодорожном транспорте реализуется реформа, предусматривающая введение дополнительных услуг, связанных с новыми предложениями в обслуживании пассажиров [3, 5].
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на положительный прогресс, произошедший за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте, остаются нерешенными проблемы, которые сдерживают дальнейшее развитие: дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, завышенные цены, сложность покупки железнодорожных билетов. В рамках общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных путешествий и большей экологичностью железнодорожного транспорта, решение перечисленных проблем имеет важное значение для развития туристских поездок внутри страны.
В настоящее время зарубежные туроператоры часто заказывают путешествие по «Транссибирской магистрали», завершающиеся во Владивостоке, или через Монголию в Пекине, и включающие поездку по Кругобайкальской железной дороге. Иностранцев удивляют и восхищают огромные просторы России. По этому маршруту перемещаются не только на экспрессе «Золотой Орел», но и на обычных регулярных или специальных чартерных поездах. В случае разработки и внедрения новых подобных маршрутов, их эффективному позиционированию и продвижению, интерес к российскому железнодорожному туризму со стороны иностранцев будет расти. Связано это с высоким уровнем безопасности железнодорожных туров и с комфортностью перемещения (например, пассажир в своем купе может любоваться видами из окон поезда, в любое время прилечь отдохнуть, походить по вагону и т.д.) [6].
В последние годы проведение реформы на железнодорожном транспорте предусмотрело внедрение новых видов деятельности, направленных на обслуживание пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма. При этом, в первую очередь, должны разрабатываться перспективные и доступные туристские продукты [3].
Так, в 2012 году по инициативе Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие ОАО «РЖД») стартовал проект «Пять пятниц», направленный на возрождение железнодорожных туров выходного дня. Поездки в этом формате предполагают передвижение на небольшие расстояния. Туристы могут отправиться в поездку в ближайшие регионы с развлекательной и экскурсионной программой на комфортабельных поездах по невысоким ценам. Средняя стоимость тура выходного дня составляет от 4500 до 7500 тыс. рублей. В рамках проекта «Пяти пятниц» было перевезено порядка двух тысяч туристов.
Наряду с этим, имеется ряд объективных причин, вызывающих снижение туристического спроса на железнодорожные путешествия:
• низкое качество сервиса и обслуживания;
• значительное уменьшение числа предоставляемых туристических проездов со стороны Министерства транспорта и «РЖД»;
На сегодняшний момент в России появились компании, специализирующиеся исключительно на железнодорожном туризме и разрабатывающие уникальные по своей сути предложения. Фирма «Дельта Копия» создала и осуществляет проект «Ретропоезд». Это уникальные туры на старинных поездах на паровой тяге, обслуживающие как простых туристов, та и сегмент люкс, а также корпоративных и событийных туристов [4, 8].
Железнодорожный туризм невозможно развивать без объединения усилий перевозчиков, туроператоров и региональных властей. Взаимное сотрудничество предоставит возможность оптимизировать цены специально под турпоезда и сделать регулярными туристические обмены между регионами. К сожалению, пока к такому сотрудничеству готовы не все субъекты РФ. Кроме того, необходимо продвижение и популяризация данного направления среди потенциальных туристов. На сегодняшний момент наши соотечественники имеют смутные представления о железнодорожном туризме и не знают о том, что именно предлагается в этом сегменте [11, 12].
Огромное значение железнодорожный туризм может иметь для стабильного развития регионов. Помимо создания самого туристского маршрута будет развиваться дорожная инфраструктура, представляющая собой основу для развития экономики регионов. Немаловажное значение для обеспечения рабочих мест имеет и создание инфраструктуры обслуживания туристов на маршруте (средств размещения, точек питания, развлекательных заведений). Создание логистически правильного, продуманного по сезонам года событийного календаря даст толчок развитию регионов и обеспечит круглогодичный приток железнодорожных туристов. Позиционирование железнодорожного туризма как всесезонного и всепогодного дает ему огромное преимущество перед другими видами туристского транспорта в восточной части России, где по климатическим особенностям затруднено эксплуатирование автомобильного и водного транспорта.
Выводы
Итак, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент железнодорожный туризм в России переживает свое второе рождение. Связано это в первую очередь с расширением географии туров и поиском туроператорами новых дестинаций. Если изначально железнодорожный туризм был ориентирован на иностранных туристов, путешествующих по Транссибирской магистрали, то сейчас появляются новые туры с разной тематикой и продолжительностью. Это и туры выходного дня из Москвы и Санкт-Петербурга, и более продолжительные железнодорожные туры по Центральной России, Северо-Западу и Европейскому Северу. Популярны так же туры по знаменитой Кругобайкальской железной дороге.
К сожалению, в период пандемии и падения платежеспособности российских граждан внутренний и, в частности, железнодорожный туризм, переживают тяжелые времена. Но при этом, железнодорожный туризм имеет очень высокие шансы найти свою экономическую нишу и своего потребителя как на внутреннем, так и на международном туристском рынках.
В создавшихся тяжелых экономических условиях необходимо полностью переделать работу пассажирского комплекса:
• Учитывать потребности различных групп туристов не только в количестве предоставляемых мест, но и в предоставлении услуг, обеспечивающих комфорт. В зависимости от спроса комплектовать специальные вагоны, поезда здоровья, туристские поезда;
• Обеспечить обучение и переподготовку персонала, работающего непосредственно с туристами на железнодорожных турах;
• Разработать логистику железнодорожных туров, связать посещение достопримечательных с точки зрения экологического и культурно-познавательного туризма мест с маршрутом следования туристов;
• Организовать современную и актуальную информационную службу на маршруте, обеспечить развитие мобильных интерактивных средств информирования туристов (мобильных приложений, путеводителей, экскурсий);
• Организовать службу питания и досуга на длительных маршрутах;
• Создать все условия для работы деловых туристов: возможность беспрепятственного подключения к высокоскоростной сети Интернет;
• Обеспечить безопасность туристов, как на самом маршруте следования, так и во время посещения достопримечательных мест во время остановок состава.
Путешествие по железной дороге положительно отличается от других путешествий следующими аспектами:
• Возможностью путешествовать при любых погодных и климатических особенностях;
• Использование вагона в качестве средства проживания и питания;
• Путешествие по железной дороге содержит в себе все нужные составляющие для жизнеобеспечения туристов во время их поездки (транспорт, питание, проживание, развлечение), не прибегая к дополнительным элементам инфраструктуры.
Для дальнейшего успешного развития железнодорожного туризма в России проводить маркетинговую компанию по информированию населения об имеющемся турпродукте и его преимуществах. Важное значение имеет контролирование ценовой политики и внедрение системы скидок и привилегий.
И, конечно же, дальнейшее развитие железнодорожного туризма невозможно без участия заинтересованных регионов. При этом появление нового турпродукта, рассчитанного на широкий круг потребителей поможет регионам привлечь новые инвестиции в лице туристов и новой инфраструктуры.