Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью

Что такое социальная мобильность: понятие, примеры, виды

Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью. Смотреть фото Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью. Смотреть картинку Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью. Картинка про Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью. Фото Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью

Социальная мобильность является неотъемлемым элементом любого общества, выступая в качестве важнейшего фактора его развития и процветания. В наше время тенденция к социальной мобильности стабильно растет, а в дальнейшем эти процессы будут лишь ускоряться. В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальная мобильность, в чём её значение, определим разновидности социальной мобильности и ее роль в жизни общества.

Что такое социальная мобильность?

Социальная мобильность — это индивидуальное либо групповое перемещение людей внутри того или иного общества, приводящее к изменению их статуса. Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной. Под горизонтальной мобильностью понимается смена конкретным индивидуумом одной определенной социальной группы на другую, однако, обе эти группы должны находиться на одном уровне. Вертикальная мобильность связана с перемещениями индивидуума по карьерной лестнице, эта разновидность мобильности может приводить как к улучшению, так и к ухудшению его социального статуса.

Понятие социальная мобильность было введено в научный обиход в 1927 году американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным, описавшим данное явление в своей работе о социальной стратификации и мобильности. Изначально этот термин был признан американскими социологами, а затем приобрел уже мировое распространение.

Именно социальной мобильности принадлежит основополагающая роль по предотвращению стагнации общественных процессов. Разнообразие ее механизмов помогает людям из низших слоев общества повысить уровень собственного благополучия, параллельно предотвращая излишнюю консервацию общественных элит, тем самым обеспечивая смену власти и слаженное функционирование всех общественных институтов.

Разновидности социальной мобильности

Как отмечалось выше, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной.

Под горизонтальной мобильностью подразумевается изменение внутри определенной группы с сохранением ее прежнего статуса, к примеру, изменения внутри религиозной общины, трудового или учебного коллектива и т.д. Горизонтальная мобильность бывает:

Вертикальная мобильность представляется более широким и объемным понятием, но на практике она может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Это связано с тем, что в отличие от горизонтальной мобильности, не влекущей за собой изменения социального статуса конкретного человека, вертикальная мобильность всегда связана с изменением социального статуса индивидуума, как в плане его повышения, так и касательно понижения.

По этой причине социологи различают восходящую и нисходящую социальную мобильность.

Восходящая мобильность влечет за собой повышение уже имеющегося у человека социального статуса.

В противовес ей нисходящая мобильность приводит к понижению, нередко весьма чувствительному и значительному, либо к полной потере человеком его прежнего социального статуса.

Механизм изменения статуса человека в обществе называют социальным лифтом, о данном понятии мы поговорим ниже.

Социальные лифты: понятие и примеры

Социальный лифт — это механизм по повышению или понижению социального статуса, т.е. то, благодаря чему индивидуумы могут изменить свой статус, переместившись в какую-либо иную общественную прослойку. Таким образом, социальный лифт выступает способом изменения социального статуса, как в пользу его повышения, (например, получения престижной и хорошо оплачиваемой работы), так и в сторону его понижения (к примеру, перевод на менее престижную должность с более скромной зарплатой). Согласно П.Сорокину, основными социальными лифтами являются:

Социальная мобильность в современном мире

Социальную мобильность относят к одному из главнейших и важнейших факторов, характеризующих любое общество и раскрывающих степень его открытости. В обществе с открытыми отношениями высоко ценится достигнутый индивидом социальный статус, помимо этого, в таком обществе имеется ряд возможностей для перехода людей из одной социальной группы в другую. В закрытом обществе, наоборот, подобные переходы крайне затруднительны, а иногда и вовсе не возможны.

Современные общественные отношения предполагают подвижность имеющейся системы стратификации, для которой характерен довольно высокий уровень социальной мобильности. Данный аспект тесно связан с потребностями в социально-экономическом развитии современного общества и научно-техническом прогрессе, а также с потребностью обеспечивать постоянный приток хорошо подготовленных и образованных специалистов в различные сферы человеческой деятельности.

Социальная мобильность, а также ее характеристики и возможности, тесно связаны и прямо зависимы от экономики определенного общества и его социально-политического уклада, при этом важную роль играют личные качества и способности того или иного человека. Способы, позволяющие преодолевать барьеры в ходе социальных перемещений, называются каналами социальной мобильности. К таковым относят возможности получить образование, повысить квалификацию, сделать политическую карьеру, поступить на армейскую службу и др.

Факторы социальной мобильности классифицируют по двум уровня: микроуровень и макроуровень.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы – социальная мобильность не только предотвращает общественную стагнацию, помогая как различным слоям населения, так и отдельным индивидуумам повысить свой статус в обществе, но и помогает преодолеть чрезмерную консервацию общественных элит. Таким образом, она выступает в качестве инструмента по обеспечению нормального функционирования общественных институтов и сменяемости элит.

Источник

Что понимается учеными обществоведами под социальной мобильностью

Что понимается учеными-обществоведами под «социальной мобильностью»?

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками

Социальная мобильность — изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком — престиж.

Ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением — социальная роль.

Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками — социальный статус.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

− ожидания формально выражены;

− они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указано связующее звено между статусом и ролью:

2) раскрыт характер связи статуса и роли, например:

— занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) три функции одежды как социального символа:

(Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) два примера, допустим:

— переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала;

— сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

— одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

— демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста:

— чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается;

(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

— человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

— на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная норма».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

— ожидания формально выражены;

— они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах.

2) механизм поддержания ролевого поведения, например:

— за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— социальная норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее отношения между социальными субъектами, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения

в качестве социальной нормы:

− ожидания формально выражены;

− они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Одно из широко используемых в обществознании понятий – понятие «социальная роль». Какой смысл ученые обществоведы вкладывают в это понятие?

1) Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) Модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.

3) Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных ( общественных и личных) отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Правильный ответ указан под номером 2.

Что автор называет социальной ролью? Как автор объяснил связь социального статуса и социальных ролей человека?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого — определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются B процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека B обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее … так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику.

Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом.

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек…

С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

Что автор назвал диапазоном ролевой свободы? Опираясь на знания обществоведческого курса, покажите диапазон ролевой свободы на примере роли ученика.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— поведенческие пределы дозволенности;

2) комментарий к примеру роли ученика, например:

— ученик может получать знания, пользуясь образовательной инфраструктурой, но он не должен нарушать дисциплину, неуважительно относиться к учителям и одноклассникам, отлынивать от занятий и т.п.

Может быть дан иной комментарий к примеру роли ученика

Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Используя текст и обществоведческие знания, объясните мнение автора. Конкретизируйте его на примерах ролей покупателя и пешехода.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, например:

2) конкретизация, допустим:

— покупатель предъявляет определённые требования к качеству и ассортименту товаров, работе предприятий торговли и конкретных продавцов, но обязан при этом оплачивать выбранный товар, соблюдать нормы приличий и вежливости;

— пешеход обязан соблюдать правила дорожного движения, но при этом его защищают правила, обязательные для выполнения водителями транспортных средств; несоблюдение правил может повлечь административную ответственность или травму.

Мнение автора может быть конкретизировано иначе

Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида указал автор? Используя текст и обществоведческие знания, поясните каждый аспект.

В правильном ответе должны быть названы аспекты и даны пояснения, например:

1) интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида (каждый человек, исходя из своих индивидуальных качеств, формирует свою траекторию выполнения роли в рамках ролевой свободы или выходит за эти рамки);

2) иногда важные роли преобразуют личность (под воздействием ролевых требований человек может стать, например, более вежливым, аккуратным, трудолюбивым, научиться одеваться и презентовать себя сообразно положению в обществе и т.п.).

Могут быть даны иные пояснения

Что автор назвал диапазоном ролевой свободы? Опираясь на знания обществоведческого курса, покажите диапазон ролевой свободы на примере роли ученика.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— поведенческие пределы дозволенности;

2) комментарий к примеру роли ученика, например:

— ученик может получать знания, пользуясь образовательной инфраструктурой, но он не должен нарушать дисциплину, неуважительно относиться к учителям и одноклассникам, отлынивать от занятий и т.п.

Может быть дан иной комментарий к примеру роли ученика

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции ИЛИ совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции;

2) объяснение связи:

— «В сети социальных отношений у каждого — определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль».

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Предположите, от чего зависит выбор человеком своего главного статуса. Используя текст и факты общественной жизни, выскажите два предположения и кратко поясните каждое из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Что автор называет социальным статусом? Какие три вида социальных статусов он выделил?

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос:

— социальная позиция, связанная с определёнными правами и обязанностями;

2) ответ на второй вопрос:

— предписанный, достигнутый и статусы, сочетающие предписанные и достигнутые элементы.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— каждый статус включает в себя ряд ролей;

2) ответ на второй вопрос:

— роли усваиваются в процессе социализации;

3) ответ на третий вопрос:

— он является индикатором того, насколько выполнение роли соответствует социальным ожиданиям.

4) дано объяснение понятию, например:

— социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

На примере роли ученика школы проиллюстрируйте два ролевых ожидания (формальное и неформальное) и две санкции (формальную и неформальную).

В правильном ответе должны быть приведены примеры:

1) формальных ролевых ожиданий от ученика: администрация школы и учителя ожидают, что ученик не будет опаздывать на занятия, будет носить школьную форму, соблюдать дисциплину на уроках, выполнять домашние задания;

2) неформальных ролевых ожиданий от ученика: одноклассники рассчитывают, что ученик будет надёжным другом или просто приятным собеседником, партнёром по играм;

3) формальных санкций по отношению к ученику: учащийся получил пятерку за хороший ответ по истории;

4) неформальных санкций по отношению к ученику: ученик получил замечание от учителя, после того как начал переговариваться с соседом по парте во время урока.

По каждой позиции могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.

В правильном ответе должны быть высказаны предположения и даны пояснения, например:

1) выбор главного статуса может зависеть от жизненных обстоятельств непреодолимой силы (например, женщина стала матерью, и этот статус стал для неё главным, так как она жизненно необходима своему ребёнку);

2) выбор главного статуса может быть обусловлен жизненными целями человека (например, человек стремится найти престижную работу и сделать карьеру, & потому сначала статус студента, а потом сотрудника организации является для него главным).

Могут быть высказаны другие предположения, даны другие пояснения

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

«Социальная роль — это _________(А), ожидаемое от того, кто имеет определённый социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду _________(Б), а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

У человека может быть множество ролей. Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, пожилого человека, мужчины, женщины автоматически определяются _________(В) и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий, например: роль студента, научного сотрудника, профессора. Это практически все роли, связанные с _________(Г) и любыми достижениями человека.

Влияние социальной роли на развитие _________(Д) достаточно велико. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс _________(Е) личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) поведение2) норма3) страта
4) народ5) общество6) социализация
7) возраст8) личность9) профессия

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Исходя из вышеизложенного возможен только такой ответ: 157986.

Какое определение социального статуса дано автором? Какую роль, по мнению автора, играет семья в формировании социального статуса человека?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию — в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса — семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Семья — как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья — власть принадлежит жене, эгалитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.

Назовите три функции семьи, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну функцию семьи, не указанную в тексте.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) функции семьи указанные автором:

— воспитательная, экономическая, присвоение социального статуса;

2) функции семьи не по тексту:

Какие три типа построения властных отношений в семье названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как принимаются решения по важным вопросам семейной жизни в семьях каждого из указанных типов.

В правильном ответе должны быть названы три типа властных отношений в семье и приведены соответствующие примеры принятия решений по важным вопросам семейной жизни:

1) патриархальная семья (например, главой семьи считается старший мужчина, все решения по важным вопросам принимаются им единолично);

2) матриархальная семья (например, главой семьи считается старшая женщина, она принимает все решения по важным вопросам, касающимся семьи).

3) эгалитарная (партнёрская) семья (например, статус главы семьи отсутствует, в принятии важных решений по вопросам, касающимся семьи, участвуют все взрослые члены семьи независимо от пола).

Могут быть приведены другие примеры роли различных компонентов правовой культуры в обеспечении правопорядка

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три проявления кризиса семьи в современном обществе, о котором пишет автор.

Могут быть приведены следующие проявления:

1) рост числа разводов и доли распавшихся браков;

2) увеличение доли неполных семей (только с одним родителем);

3) увеличение доли семей без детей;

4) увеличение доли домохозяйств, состоящих из одного человека.

Могут быть приведены другие факты

Назовите три функции семьи, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну функцию семьи, не указанную в тексте.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) функции семьи указанные автором:

— воспитательная, экономическая, присвоение социального статуса;

2) функции семьи не по тексту:

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— Под социальным статусом автор понимает позицию человека в обществе с определёнными правами и обязанностями.

2) Ответ на второй вопрос:

— По мнению автора, семья играет решающую роль в формировании социального статуса человека, т. к именно в семье прежде всего происходит социализация ребёнка, т. е присвоение социальных норм и ценностей являющихся атрибутами социального статуса.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Выберите верные суждения о социальной роли индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная роль — модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус.

2) Социальные роли обусловлены социальным неравенством.

3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.

4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску.

5) Все социальные роли людей строго формализованы.

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Все это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т. д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т. д. Тем не менее, выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

1) Социальная роль — модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус — да, верно.

2) Социальные роли обусловлены социальным неравенством — нет, неверно.

3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности — да, верно.

4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску — да, верно.

5) Все социальные роли людей строго формализованы — нет, неверно.

Социальная позиция, которая заранее определена обществом индивиду независимо от заслуг личности, называется

1) предписанный статус

Предписанный статус − социальная позиция, которая заранее определена обществом индивиду независимо от заслуг личности.

Основной статус − определяет главное в жизни человека;

Социальная роль − модель поведения, ориентированная на данный статус и ожидаемая обществом.

Авторитет − степень признания обществом личных и деловых качеств человека.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальные роли? Как происходит усвоение социальных ролей? Каково место социального контроля в этом процессе? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определёнными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение.

Некоторые статусы даны от рождения. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа — после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Никто не родится автором или мужем. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остаётся навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Каким образом мы усваиваем роли? Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями‚ мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Можно провести различие между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. Наиболее ярким примером первых являются законы. Когда мы подписываем договор о покупке дома, ожидается, что мы его купим; если мы не делаем этого, нам может быть предъявлен иск за нарушение договора. Брак является другим видом договора, который может быть расторгнут посредством развода. Законы об уголовной ответственности запрещают убийство, изнасилование и другие поступки, причиняющие ущерб другим людям. Другие ожидания могут быть менее формальными — например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — но они тоже оказывают большое влияние на наше поведение.

Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *