Что понимается в социологии под термином личность
Понятие личности в социологии
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.
Таким образом, суть социологического подхода состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.
В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность» (1969). В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. (Рис. 1).
Рис. 1. Процесс формирования личности
Возникают и развиваются социологические теории, исследующие понятие «современной личности». Классическое исследование в этой области проведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития.
Ей присущи следующие черты:
1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи.
2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху.
3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.
4. Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.
5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.
6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.
7. Чувство справедливости распределения, т. е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу.
8. Высокая ценность формального образования и обучения.
9. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.
Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода»). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Что понимается под личностью в социологии?
Обсуждение вопроса:
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных тем, поскольку для понимания сущности социальных процессов, системы взаимосвязи людей в обществе социолог должен понять, какое место в этом процессе занимает человек, являющийся носителем общественных отношений.
Прежде всего, необходимо выяснить соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Говоря о человеке, мы рассматриваем его как сложную систему, соединяющую биологическое и социальное, физическое и духовное. Следует различать три смысла этого понятия:
Человек как представитель человечества, род Homo Sapiens.
Определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, современный человек).
Конкретный и единичный человеческий индивид («прекрасный, замечательный человек!»).
Каждый конкретный человек – это индивид. Он отличается от других своей индивидуальностью, то есть только ему присущими чертами разума, воли, характера, потребностей и др.
Человеческий индивид – отправное понятие для формирования личности. Личность есть итог развития индивида. В момент рождения ребенок еще только индивид. Чтобы стать личностью, он должен пройти определенный и долгий путь развития. Непременными условиями этой эволюции являются: 1) биологические, генетически заданные характеристики; 2) наличие социальной и культурной среды, в которой ребенок живет.
Личность формируется только при включении в систему социальных связей и отношений, когда индивид начинает выполнять определенные социальные роли или социальные функции. На это указывает этимология слова «личность», восходящее к древнерусскому слову «личина» (маска). Говоря о личности, мы тем самым характеризуем человека со стороны связей с другими людьми и социальной общностью, к которой он принадлежит. И в этом смысле личность есть совокупность интегрированных в ней социально-значимых характеристик, возникших в процессе взаимодействия. Образно говоря, она есть микрокосм социально-культурной системы своего времени. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Нужно отметить также, что личность является продуктом не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Поэтому, понятие «личность» с одной стороны обозначает конкретного индивида в единстве его индивидуальных свойств и качеств, выступающего в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой стороны, личность выступает как объект, носитель устойчивой системы социально-значимых черт и общественных отношений.
Таким образом, личность – это динамическая, относительно устойчивая система социокультурных, интеллектуальных и морально-волевых качеств индивида, выраженные в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Феномен личности является объектом изучения ряда наук, прежде всего, философии, социальной психологии, этики и др. Философия занимается исследованиями биосоциокультурной сущности человека, смысла жизни, вопросами бытия, цели, идеалов и т.п. Психология рассматривает личность с позиции проявления психологических механизмов ее поведения, характеристик активности, эмоционального состояния, проявления чувств и т.п. Социальная психология исследует личность как субъекта сознательной деятельности через проблему мотивации и обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, способности, особенности поведения, то есть всего того, чем люди отличаются друг от друга. Этика изучает нравственные и моральные качества человека, его отношение к социальным нормам.
Социология при изучении личности выделяет социально-типическое, то есть те качества, которые делают людей похожими друг на друга. В центре ее внимания – социальные типы, когда человек выступает представителем той или иной социальной общности – демографической, классовой, этнической, территориальной, профессиональной и др. (к примеру, личность студента). По образному определению российского ученого В.Ядова, для социологии личность важна «не как индивидуальность, а как обезличенная деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность, как социальный тип». Социологию интересуют процессы формирования личности в неразрывной связи с развитием социальных отношений, ее связи с обществом, социальной группой и социальными институтами. Она занимается исследованием социальных мотивов, социального поведения, ценностных ориентаций человека и его самореализации. Некоторые проблемы являются общими для социологии, философии и социальной психологии, поэтому границы между ними бывают часто условными.
Вопрос 37: Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.
В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых, формируется поведение личности.
Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. Сам же индивид- это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Сущность личности проявляется через ряд общепризнанных исходных положений:
1)личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных;
3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
2) Структура личности по Рубинштейну С. Л. (выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии). Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.
3) Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.
1)Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангеромв 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.
а)теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;
б) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
в) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
г) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
д) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
е) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.
2)Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип– это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.
3)Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
4)Американский социолог Д. Рисмэнпредложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Социологическое понятие личности
Понятие личности и её комплексное изучение в отечественной науке. Исследование процессов взаимодействия индивида и общества. Виды диспозиции согласно концепции российского социолога Ядова. Агенты и этапы социализации. Соотношение свободы и необходимости.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.02.2014 |
Размер файла | 24,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Социологическое понятие личности
Социализация личности в современном российском обществе
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Введение
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Главными среди них являются: умение делать осознанный выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за свои действия, независимость убеждений, активная жизненная позиция, владение ценностями гражданского общества, умение адаптироваться в условиях социальных изменений и т.д.
Социологические исследования последних лет показывают, что в настоящее время все более заметным становится отчуждение личности от государства (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических чувств, агрессивность и экстремистские тенденции), от образовательного учреждения (потеря интереса к образованию), от коллектива (ослабление гражданской активности молодежи и подростков), от семьи (сложные взаимоотношения с родителями).
Социологическое понятие личности
Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
? личность присуща каждому человеку;
? личность есть то, что отличает человека от животных;
? личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
? личность есть индивидуальная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.
В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.
При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.
Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
Социализация личности в современном российском обществе
Рассмотрим более подробно общую характеристику социализации по теории П. Бергера и Т. Лукмана.
Известный российский социолог А.И. Кравченко предлагает следующее правило для определения конца первичной социализации и начала вторичной социализации. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации.
Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.
Как указывает А.И. Кравченко, агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники. личность диспозиция социализация
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направления.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы
Безусловно, рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.
К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами человека. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Полный произвол по отношению к другим?
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Мы не говорим “личность новорожденного”, понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.
презентация [680,6 K], добавлен 18.03.2014
Содержание, этапы и агенты социализации. Личность как активный субъект. Социальное поведение и его факторы. Девиантное поведение. Социологические концепции личности. Формирование личности человека, ее социальный статус. Основные виды статуса индивида.
презентация [680,6 K], добавлен 11.04.2013
Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.
контрольная работа [37,0 K], добавлен 03.12.2010
Понятие, структура и типы личности. Основные подходы в изучении личности. Социализация личности: сущность, содержание, основные этапы, агенты социализации. Девиантное поведение и социальный контроль: внутренний-самоконтроль; внешний контроль.
лекция [60,7 K], добавлен 03.12.2007
презентация [1,6 M], добавлен 26.02.2015