Что понимал э дюркгейм под термином аномия

Понятие аномии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Есть разные ситуации, когда нарушается равновесие в нормативной системе культуры. Одна из таких форм называется аномией (в переводе с французского ‘беззаконие’). Есть несколько определений этого понятия. Наиболее полно суть этого явления отражено в следующем определении.

Под аномией понимается такое состояние общества, которое отличается разрушением системы культурных ценностей, что обусловлено общественным кризисом, распадом его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В такое время в обществе большая часть его членов намеренно не исполняет принятые нормы, хотя и прекрасно знает их.

Аномией, ее причинами и последствиями занимались многие ученые, наиболее интересные теории высказаны Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном.

Теория аномии Эмиля Дюркгейма

В своем труде «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие аномии. В этой работе под «аномией» ученый понимал, прежде всего, противоречие, возникающее между солидарностью органической и механической. Нормы, одной личности или сообщества, которые созданы под влиянием естественного развития социума как структуры и /или становления личности, ученый считает органической солидарностью. Механическая солидарность формируется инерционными нормами, порожденными индустриализованным обществом.

По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.

Готовые работы на аналогичную тему

В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.

Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, потому что оно выполняет две функции: а) адаптивную функцию: через ввод в общество новых идей и проблем девиантность служит причиной обновления и реализацию изменений; б) девиантность помогает сохранить границы между «хорошими» и «плохими» моделями поведения в обществе: реакция на отклоняющееся поведение может укрепить групповую солидарность и прояснить социальные нормы.

Теория аномии Роберта Мертон

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия аномии Дюркгейма, предложил стройное учение, по которому она являлась итогом конфликта культурных норм, т.е. конфликтом между официально провозглашенными целями и доступными законными средствами их достижения.

Ученый обращает внимание на то, что аномия возникает тогда, когда члены общества не могут достичь законным путем целей, которые были провозглашены социумом в качестве нравственного закона.

Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха. А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные.

Выводы, к которым пришел ученый следующие:

Источник

Теория аномии Э. Дюркгейма

Всё чаще говорят о том, насколько жестокими стали подростки, что участились нападения и хулиганство, а окружающие никак не реагируют на это. Пожилые люди неоднократно повторяют то, что молодежь очень сильно испортилась и не имеет никаких ценностей. Феномен аномии, который предполагает разрушение не только нравственных, но и моральных ценностей человека, появился в 1893 году. Касается он всего общества, но в первую очередь в группу риска входят именно подростки.

Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть фото Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть картинку Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Картинка про Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Фото Что понимал э дюркгейм под термином аномия

Что такое аномия?

Аномия подразумевает беззаконие. Понятие было введено французским ученым Э. Дюркгеймом. Спустя некоторое время его развил и дополнил социолог Мертон. Социальная аномия представляет собой определенное состояние общества, во время которого происходит разрушение социальных норм, наблюдается неопределенность, а также нестабильность поступков людей, противоречие тем целям, которые устанавливает общество.

С точки зрения психологии, аномия — это психологическое состояние человека, при котором присутствует полная или частичная деморализация ценностей. Индивид начинает терять установленную с обществом связь, ощущает себя отчужденным и ненужным, не видит в жизни совершенно никакого смысла. Мир не может понять этого человека, а он не понимает окружающих. Аномия достаточно часто провоцирует развитие депрессивного состояния, становится причиной суицида или девиантного поведения.

Социальные нормы и аномия

Социальные нормы — это именно то, что может в некоторой степени контролировать поведение людей. К их числу можно отнести официальное законодательство, а также негласные правила, определенное поведение, которое будет одобряться обществом. Нормы представляют собой четкие шаблоны, которые являются подсказкой, что необходимо говорить, как себя вести в той или иной ситуации. Каждый индивид должен выполнять установленные социальные нормы, чтобы сделать свое существование в социуме максимально комфортным.

Аномия в обществе представлена отрицанием, полным или частичным игнорированием установленных норм поведения. Это становится причиной того, что постепенно общество начинает разрушаться. Чем дольше будет сохраняться аномия, тем больше усилий придется приложить, чтобы восстановить потерянную структуру. Старые связи и традиции начинают разрушаться, но при этом не появляются новые. Люди в результате становятся полностью асоциальными и начинают страдать от десоциализации. Они обращают внимание исключительно на свою личную жизнь и на первое место в любой ситуации ставят собственные интересы.

Причины аномии

Аномия начинает развиваться в результате очень резкого изменения идеалов, морали и ценностей, этических норм, присутствующих в обществе. Источником подобных изменений может стать не только социальная, но еще и политическая деятельность государства. Часть людей не успевает принять новые ценности, поэтому им кажется, что общество их отвергает. Стоит отметить, что новые ценности при этом воспринимаются в качестве угрозы. Многие люди считают, что они способны принести пользу только отдельным членам общества.

Также причиной развития аномии может выступать критика тех ценностей, которые присутствовали ранее. Могут измениться установленные границы между понятиями зла и добра. Это приведет к тому, что человек не сможет самостоятельно отделять плохое от хорошего.

В обществе очень важно понимать поведение людей, вычислять их замыслы. Курс Викиум «Профайлинг» научит распознавать невербальные признаки, выявлять скрытые намерения и прогнозировать действия людей в разных ситуациях.

Источник

Аномия

Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть фото Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть картинку Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Картинка про Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Фото Что понимал э дюркгейм под термином аномияАномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может. В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Разница между Аномией Дюркгейма и Мертона

Основное различие между Аномией Дюркгейма и Аномией Мертона состоит в том, что теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонению от норм и возникновению преступности в обществе.

Аномия является социальным состоянием, приводящим к распаду или исчезновению социально-этических норм и ценностей. Этот термин иногда понимается как ненормальность. Эмиль Дюркгейм первым ввел термин «Аномия». Позже американский социолог Роберт К. Мертон развил и расширил эту теорию.

Содержание

Что такое Аномия Дюркгейма?

Первым термин «аномия» ввел французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм впервые упомянул понятие аномии в своей работе 1893 года «Разделение труда в обществе». Он также описал эту концепцию в своей работе 1987 года «Самоубийство». Если проанализировать понятие аномии во всех его работах, это понятие будет несколько двусмысленным и противоречивым.

Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть фото Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть картинку Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Картинка про Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Фото Что понимал э дюркгейм под термином аномияФранцузский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм

В «Разделении труда в обществе» он исследовал тему аномического разделения труда, феномена, который включает в себя неупорядоченное разделение труда, при котором некоторые группы больше не вписываются в него, как это было в прошлом. Дюркгейм объяснил это результатом индустриализации европейских стран и изменения характера труда наряду с развитием более сложного разделения труда. Он также использовал концепции механической солидарности и органической солидарности для объяснения аномии. Он также объяснил, что аномия не возникает в органической солидарности, поскольку это гетерогенная форма солидарности, которая позволяет разделению труда развиваться по мере необходимости, так что никто не остается в стороне и все люди играли значимую роль.

В своей работе 1938 года «Самоубийство» Дюркгейм также исследовал концепцию аномии. Он утверждал, что аномическое самоубийство является результатом того, что люди лишают себя жизни из-за нарушения социальных стандартов, необходимых для регулирования поведения. Кроме того, он пояснил, что всякий раз, когда социальная система находится в состоянии аномалии, общие ценности, этика или значения больше не являются действительными или приемлемыми, и новые стандарты или ценности ещё не были разработаны. В таком обществе многие чувствуют бесперспективность, отсутствие цели, отчаяние и эмоциональную пустоту. Это также может повлиять на разрыв социальных или общинных связей.

Что такое Аномия Мертона?

В 1938 году американский социолог Роберт Мертон связал понятие аномии с отклонением от норм и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к отклонению и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, чтобы вырваться из норм и достичь своих целей. Например, если общество не предоставит достаточно рабочих мест, которые позволят людям нормально жить, многие из них превратятся в преступников или будут использовать незаконные методы заработка. Таким образом, согласно Мертону, отклонением от норм и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.

Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть фото Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Смотреть картинку Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Картинка про Что понимал э дюркгейм под термином аномия. Фото Что понимал э дюркгейм под термином аномияАмериканский социолог Роберт Кинг Мертон

В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?

Теория аномии Дюркгейма относится к ней как к ненормальности, так и к отсутствию социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения. С другой стороны, теория аномии Мертона является продолжением теории аномии Дюркгейма и описывает, как аномия приводит к отклонениям от норм и преступности.

Согласно Дюркгейму, аномия — это ненормальность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, которая обычно сопровождает быстрые социальные изменения. Однако, согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно значимых целей. Когда общество не предоставляет людям законные средства для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, тем самым отходят от норм для достижения своих целей, что приводит к преступности и отклонению.

Заключение

Теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонениям и преступности в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *