Что понимали древние греки под словом экономика
Экономическая мысль Древней Греции
Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель. Все они были сторонникам натурального хозяйства и рабовладельческого общества, которое называли классическим, или античным.
Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, он – сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме» или «искусство управления домом»). Однако это греческое слово переводится и как «экономика» или «экономия».
В работе Ксенофонта содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов (включая элементы социальной демагогии и применения материальных стимулов).
Большой заслугой Ксенофонта явилось то, что он обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон (полезных свойств): удовлетворять определенную потребность человека, (т. е. быть потребительной стоимостью) и способности к обмену (делающей товар меновой стоимостью).
Ксенофонт, как отмечалось выше, был сторонником натурального хозяйства, а также противником ростовщичества. Но при этом он признавал полезность денег, указывал на наличие у них функций средств обращения и средств платежа.
Рабов он не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Платон проповедовал уничтожение частной собственности.
Все граждане, согласно Платону, в идеальном государстве могут получить дом и земельный надел без права распоряжения им, т. е. его нельзя было продавать или покупать. Представляет интерес и такое правило, характеризующее идеальное общество Платона, – не должно быть слишком большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не должно отличаться по объему более чем в четыре раза. Граждане не должны иметь золота и серебра, не должны заниматься ростовщичеством.
Что такое экономика?
Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство.
Несравненно более сложными стали процессы произвол ства, усовершенствовались системы посредничества и торговли. Не изменилось одно в центре всего, что происходит, находятся конкретные люди с их потребностями, которые и являются двигателями развития цивилизаций. Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни.
Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Одна ко сделать это не так уж пегко. Издавна эту проблему люди решали по-разному. Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у своих ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы.
Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества. Поэтому такое большое значение приобретает изучение современной экономики, знания которой помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы и стремимся.
Экономика или Хрематистика
Экономика или Хрематистика
разберёмся в терминологии
«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.» — Рене Декарт
Происхождение слова «экономика»
Определение точного значения основных понятий является важнейшим в стратегическом планировании и развитии любой деятельности, поскольку неверное трактование можно сравнить с неверно выбранными целями и ориентирами навигации любого объекта. Поэтому если хотим говорить о природе экономики, то важно узнать этимологию, или происхождение, самого слова «Экономика».
Термин «Экономика» ввёл в научный оборот Ксенофонт (430-354 гг. До н.э.) — древнегреческий писатель, историк афинского происхождения, полководец и политический деятель — написавший произведение «Ойкономика» (др.греч. Οἰκονομικός — Домострой, или Экономика). Это произведение пользовалося большой популярностью в Древней Греции и было переведено Цицероном на латынь, лат. Oeconomicus.
В этом произведении слово «Экономика» происходит от двух греческих слов:
Это объединение двух слов означало в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством.
В настоящее время экономику определяют как отрасль науки, изучающая экономические отношения. Например, толковый словарь Ожегова даёт следующее определение понятия «Экономика»: совокупность производственных отношений, соответствующих текущему уровню развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.
Важно заметить, что в данном определении не указаны следующие важные параметры:
Таким образом, под термином «Экономика» в современном мире может пониматься любой вид организации, структуры и состояние хозяйственной жизни или сама хозяйственная деятельность. Но такое современное определение «экономики» противоречит изначальной идее Ксенофонта, который ввёл впервые этот термин. Именно об этом и говорил Аристотель (384-322 гг. До н.э.) ещё в свои времена.
Происхождение слова «хрематистика»
Напомню, что Аристотель жил и работал в то время, когда культура свободных греческих городов-государств достигла наивысшего расцвета и начала распространяться вместе с завоевательными войнами Александра Македонского далеко за пределы Балканского полуострова. Промышленного капитала в античном мире ещё не было, но всё большую роль уже начал набирать торговый и денежный (ростовщический) капитал.
Так вот, Аристотель, анализируя особенности своего времени, вводит разделение того, что мы сейчас называем экономической деятельностью на два класса, отделив второй вид деятельности, не относящийся к экономике, новым термином «хрематистика». Таким образом, Аристотель говорит про два совсем разных явления, которые в современном мире умышленно объединены в одно понятие «экономика»:
Итак, что же Аристотель понимал под термином «Хрематистика»? По сути, хрематистика, это когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена и превращаются в самоцель. Ярким примером такой деятельности является ростовщичество и спекулятивная торговля, результатами которых является создание новых денег без создания общественных благ, что в итоге приводит к обогащению некоторых членов общества за счёт обеднения всех других. К обеим сферам деятельности Аристотель относился негативно, поскольку они не являются естественными и направлены не на созидание, а на эксплуатацию других людей в личных целях.
«Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.» Аристотель, «Политика»
Проще говоря, хрематистика — деятельность для получения прибыли и накопления денег без создания общественного продукта: например, ростовщичество, спекулятивная торговля, некоторые виды аренды. Т.е. тогда, когда деньги выступают в качестве самоцели, или обогащения, теряя своё предназначение средства обмена.
Экономика, хрематистика и человечность
Особенностью греческой философии была её близость к гармонии с окружающей средой, человек был естественной подсистемой, взаимосвязанной частью Природы. Поэтому именно уровень гармоничности с законами Природы был признанием достоверности знаний, то есть был принцип: «Умным есть всё естественное; это — метод поиска знаний ».
Т.е. проще говоря, греки не исследовали, а убеждали. Убеждение — это действительность, а следовательно, Природа является верховным судьёй истинности знаний. Поэтому логика Аристотеля занимает особое место в методе античной и средневековой западной философии с их Естественным порядком.
Учитывая упомянутые особенности греческого мировоззрения, Аристотель подчёркивал, что хрематистика — накопление богатства любыми способами, с проведением в жизнь законов, оправдывающие эти способы — это противоестественное учение, которое работает фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей людей (общества).
«В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку целью здесь оказывается безпредельное богатство и обладание деньгами. Все, кто занимаются денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. » Аристотель. Политика. СПб, 1911, стр. 25
Если наложить всё выше сказанное на условиях, с которыми столкнулось современное человечество — ограниченные ресурсы Земли, то понятие «безконечности» в материальном разрезе бытия человека — есть такое, которое ведёт к дисгармонии с окружающей средой, то есть системой, в которой живёт человек.
Аналогичное понимание этого взгляда было так же озвучено великим русским поэтом А.С. Пушкиным в произведении «Евгений Онегин»:
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
Подмена понятия «экономика»
Таким образом, приходим к выводу, что в настоящее время под одним и тем же термином «экономика» скрываются по своей сути две прямо противоположных системы знаний, которые предоставляют по каждой из конкретно поставленных заданий к взаимоисключающим друг друга выводам и рекомендациям.
Первая система знаний (экономика) ориентирована на общественно-полезные решения, на удовлетворение естественных потребностей большинства населения путем созидания необходимых реальных ценностей. Вторая система знаний (хрематистика) не имеет отношения к интересам большинства, поскольку в её задачи входит разработка методов корпоративно-личностного обогащения, которые в большинстве случаев имеют прямо противоположное целеполагание и сводятся в конечном итоге к умению изымать для личных интересов часть благ, созданных большинством, подведя под это юридическо-экономическое обоснование.
Именно эта вторая система знаний ещё в глубокой древности была отделена Аристотелем от термина «экономика» и названа «хрематистика», поскольку её цели и методы ведения хозяйственной деятельности не совместимы с принципами и методами ведения домохозяйства, которое для жителей страны является вся страна. И именно из-за хрематистики у людей появилось ошибочное представление о безграничном имуществе и богатстве. И Аристотель ещё в свои времена предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.
Ещё по теме «Экономика»:
«Экономика» — раздел посвящённый экономике в современном мире и какой она должна быть
«Капитализм и социализм» — концептуальное сравнение двух видов экономик
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
И.А. Лаврухина
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Экономическая мысль Древней Греции
Cам термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древне-греческого (оikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
Лучшими достижениями экономической мысли Античности (конец V–IV в. до н. э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (хотя А. В. Аникин в своей книге «Юность нау-ки» говорит еще об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера как подлинной эн-циклопедии жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей) [2; 18].
Ксенофонт (430–354 до н. э.). Экономические воззрения этого фи-лософа отражены в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимуществен-ное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; произ-водительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень раз-деления труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; вся-кому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось то-варное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обо-гащение [7; 19].
Платон (428–347 гг. до н. э.). Отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло от-ражение в характеристике двух проектов идеального государства соот-ветственно в его произведениях «Государство» и «Законы». Возникно-вение самого государства Платон связывал с удовлетворением повсе-дневных интересов людей и с обменом.
В сочинении «Государство» речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристо-кратическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), обеспечи-вая общественные интересы. Эти сословия, олицетворяя аппарат управ-ления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать обществен-ным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, при-равненным к собственности свободных граждан.
В сочинении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйст-ве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внима-ние при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т. е. «гра-жданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены пра-вом владения и пользования (неполное право собственности), предос-тавляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей переда-чи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требова-ние, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) также предложил свой проект идеального государства. В своих трудах «Никомахова этика», «Политика», подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется им исклю-чительно «законами природы».
В концепции об экономике и хрематистике классифицируются все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли. Естественная сфера (экономика) представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна под-держиваться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради дости-жения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство нажи-вать состояние, т. е. все большее «обладание деньгами» [2; 393].
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А по-следние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т. е. с целью обес-печения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно при-знается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».
Гениальные догадки высказал Аристотель при анализе торговли, а также законов обмена («Никомахова этика»). Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая — нет. Ясного ответа у него мы не найдем, однако поиски в этой области оказа-ли влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассу-ждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:
• обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру;
• общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги (монета), причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;
• обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ;
• совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной) жизни, которая без справедливых обменов невозможна.
Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – и стали связывать идеи Аристотеля с такими кон-цепциями цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс).
Другие толковали идеи, высказывания Аристотеля, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене, пытались установить связь его идей с различными теориями и авторами, выводящими цену из полезности благ (христианский богослов Августин Блаженный (V в.), философы XVIII в. Э. Кондильяк (Франция) и И. Бентам (Англия), мар-жиналисты).
Следует обратить внимание, что «обе эти традиции в восприятии идей великого греческого мыслителя сложились позднее и несут на себе печать анахронизма, т. е. оторванности от эпохи и обстоятельств, в кото-рых работал сам Аристотель. В его время не было ни конкурентных рынков, которые явно или неявно предполагаются теориями полезности, ни нормирования трудозатрат, без которого трудно говорить о прямом приравнивании различных видов труда (работ). Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни – о чем говорит пример, который он использовал: обмен между строителем дома и башмачником. Это во-все не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если по-зволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточности обмена – это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине» [3; 20–21].
Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положи-ли начало «позитивной» науке, сделали первые шаги в области теорети-ческого осмысления экономического устройства греческого общества.
История экономической мысли. Курс лекций.
1. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима.
Почему мы начинаем изучение курса «История экономических учений» с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно. При желании можно доказать, что первым экономическим произведением является Библия. Это вопрос пристрастий автора и спор здесь был бы бессмысленным.
Итак, почему же все-таки с экономической мысли Древней Греции начинается наш курс? Во-первых, мы отдаем дань уважения людям, которые дали науке имя. «Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Кстати, такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков. Но не только этим определяется наше внимание к экономическим взглядам данной эпохи.
Экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т. е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384–322 г. до н. э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.
На взглядах Аристотеля мы остановимся подробнее, поскольку:
во-первых, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля.
а во-вторых, что более для нас важно, Аристотель первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.
Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа на этот вопрос у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. А четко сформулировать проблему — наполовину ее решить.
Интересен Аристотель и в своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной форме. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика». Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики — как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.
Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к «экономике» — то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» — то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». Поэтому и богатство, к которому стремиться хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.
Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т. е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен «по достоинству». Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.
Но этическая направленность экономической жизни скорее характерна для древнегреческих мыслителей, в то время как для древнеримских мыслителей, исследующих экономические проблемы, на первый план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.
Представителем этого направления экономической мысли был Марк Катон (234–149 г. до н. э.). Этот автор не только разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, поблизости — богатый город и удобные средства сообщения), но и давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства.
Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств, огромную роль отводя при этом хозяину поместья. По его мнению именно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.
Представляет интерес и взгляды Ю.Колумеллы (1 век до н. э.), который первый в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства, при этом считая необходимым условием интенсификации хозяйства — реорганизацию рабского труда. Колумелла рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников: от тюрьмы в подвале до обмена шутками с рабами и совместного обсуждения новых работ. Можно рассматривать последние предложения как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое распространение во второй половине двадцатого века.
Как видим, в древнем Риме круг рассматриваемых экономических вопросов сводился к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. К слову сказать, в последней трети девятнадцатого века именно эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют собой существенную часть современного курса «Микроэкономика».
Возвращение к философским, этическим аспектам экономических вопросов связано с экономическими воззрениями представителей средневековья.