Что понималось в ссср под воспитанием нового человека какими средствами оно осуществлялось
Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека»,какими средствами оно осуществлялось?
Сходства: Крайне жёсткие меры по пресечению любого неподчинения. Создание концентрационных лагерей. Использование труда каторжников, тоталитаризм в его самых явных формах, работа тайной полиции, суд по политическим статьям.
Различия заключаются скорее не в методах и средствах, а в мотивации:
В Германии идеологией было рассовое превосходство германской расы над остальными рассами земли, видение её как доминирующей на планете. Именно этим объяснялись жестокие порядки Германии.
Золото, Aurum, Аu (79)
Золото как наиболее драгоценный металл служило издавна меновым эквивалентом в торговле, в связи с чем возникли способы изготовления золотоподобных сплавов на основе меди. Эти способы получили широкое развитие и распространение и послужили основой возникновения алхимии. Главной целью алхимиков было найти способы превращения (трансмутации) неблагородных металлов в золото и серебро. Европейские алхимики, идя по следам арабских, разработали теорию «совершенного» или даже «сверхсовершенного» золота, добавка которого к неблагородному металлу превращает последний в золото. В алхимической литературе встречается множество названий золота, обычно зашифрованных: зарас (zaras), трикор (tricor), соль (Sol), солнце (Sonir), секур (secur), сениор (senior) и т. д. Часть из них имеет арабское происхождение, например al-bahag (радость), hiti (кошачий помет), ras (голова, принцип), su’a (луч), diya (свет), alam (мир).
Такое разнообразие названий золота свидетельствует о повсеместном знакомстве с ним различных древних на родов и племен и о перекрещивании разноплеменных названий. Производные названия соединений золота, применяемые в настоящее время, происходят от латинского aurum, русского «золото» и греческого.
Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека», какими средствами оно осуществлялось?
Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека», какими средствами оно осуществлялось?
Предлагалось достигать этого разными путями.
Например, Макаренко предлагал ввести систему коллективного труда.
Он считал, что если поставить перед коллективом большую задачу, то это приведёт к перевоспитанию человека.
Большое значение придавалось морали и искусству.
Предложено было безрелигиозное воспитание.
Формирование нового человека предполагает воспитание в духе коммунистической нравственности.
Очень много всего по этому вопросу.
Почему в СССР не хватало средств на обеспечение достойной жизни людей?
Почему в СССР не хватало средств на обеспечение достойной жизни людей?
Средства передвижения современного человека?
Средства передвижения современного человека.
От СССР к россии : проблемы обретения новой родины и нового гражданства в девяностые годы?
От СССР к россии : проблемы обретения новой родины и нового гражданства в девяностые годы.
Цели и средства Древнегречевского воспитания?
Цели и средства Древнегречевского воспитания.
Когда и почему началось новое сближение СССР и Германии?
Когда и почему началось новое сближение СССР и Германии.
1. Какие новые технические средства использовали Ассирийцы?
1. Какие новые технические средства использовали Ассирийцы?
2. Какие территории они завоевали?
3. Какая цель военных походов?
Перечисли цели и средства древнегреческого воспитания?
Перечисли цели и средства древнегреческого воспитания.
Что образовали новые независимые государства после распада СССР?
Что образовали новые независимые государства после распада СССР.
Как осуществлялась культурная революция в ссср?
Как осуществлялась культурная революция в ссср.
Помогаю, но с чем? Ты не выложил вопрос.
Сегодня утром я проснулся и подумал что нужно заниматься земледелием. Я взял мотыгу и принялся вскапывать землю. Осенью мы будем собирать зерно. Надеюсь в этом году будет хороший урожай для племени.
Согласно Рижскому договору от 18 марта 1921 г. Западнобелорусские земли общей площадью 113 тыс. Км2 с населением около 4 млн человек вошли в состав Польши. На территории Западной Беларуси были созданы Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокс..
Пирамида это захоронение для фараонов где их закрывают после смерти со всеми сокровищами. Дальше двигаться нельзя так как там много ловушек и лабиринтов.
Может быть это родовая община.
1) рассвет производства каминных изделий 2) переход от камня к меди и бронзе (медные и бронзовые орудия труда стали вытеснять каменные) 3) распространите металлургии железа (изготовление железных орудий).
Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека»,какими средствами оно осуществлялось?
Решение по заданию во влажении:
Согласно»Уставу о воинской повинности»,который был утвержден в 1874 году,от действительной военной службы освобождались в первую очередь по семейному положению:Мужчины у которых был маленький ребенок(до 3х лет),если у мужчины есть болеющий родственник и юношам которые были младше 21 года.
Кроме того,от воинской повинности освобождались:Мужчины которым было больше 45 лет,ну и естественно женжины.
В высшем научно-техническом образовании видное место занимала математика. Резко возросла необходимость применения ее к решению практических задач, выдвигавшихся физикой, химией, астрономией, геодезией, термодинамикой, строительным делом, баллистикой и т. д. Однако новые математические исследования возникали не только в результате непосредственных практических запросов времени, но и в силу внутренней логики развития математики как науки.
В качестве основного математического аппарата новых отраслей механики и физики усиленно разрабатывалась теория дифференциальных уравнений с частными производными. Важным достижением математической науки явилось открытие и введение в употребление геометрической интерпретации комплексных чисел. Английский математик У. Р. Гамильтон (1805-1865 гг.), давший одно из первых точных изложений теории комплексных чисел, явился вместе с тем и одним из создателей векторного анализа (1840-е гг.).
Расширение предмета математики выдвинуло задачу пересмотра ее основных исходных положений, создания строгой системы определений и доказательств, а также критического рассмотрения логических приемов, применяемых при этих доказательствах.
В начале 19 века был разработан ряд теорем теории вероятностей (раздел математики, позволяющий по вероятностям одних случайных событий устанавливать вероятности других случайных событий, связанных каким-либо образом с первыми). Сюда относятся теоремы П. С. Лапласа (1749-1827 гг.), С. Пуассона (1781-1840 гг.). В работе Пуассона (1837 г.) впервые получил применение термин «закон больших чисел».
Подлинной революцией в математической науке явилась выдвинутая в 1820-х гг. Н. И. Лобачевским (1793-1856 гг.) теория неэвклидовой геометрии. Несколько позже, в 1832 г. венгерский геометр Янош Больяй (1802-1860 гг.) независимо от Лобачевского пришел к сходным выводам. Мысль о том, что наряду с евклидовой геометрией возможны и другие геометрические системы, возникала также у К. Ф. Гаусса (1777-1855 гг.). Полагая, что истинность геометрической теории проверяется только опытом, Лобачевский высказал мысль, что дальнейшие опытные исследования обнаружат неточность соответствия общепринятой эвклидовой геометрии реальным свойствам пространства при изучении некоторых явлений, например при астрономических наблюдениях. Развитие науки блестяще подтвердило это предположение. Б. Риман в 1854-1866 гг. выдвинул новую неэвклидову геометрическую систему, также получившую реальное истолкование в ходе последующего научного развития.
что понималось в СССР под «воспитанием нового человека»,какими средствами оно осуществлялось?
Другие вопросы из категории
К периоду «холодная война» относится.
1) Ялтинская конференция
«большой тройки» в 1945г.
2) Карибский кризис 1962г.
3) приход А.
Гитлера к власти в 1933г.
4) переход России к «шоковой терапии»
Нужно рассказать о Распаде Древнерусского Государства
монотеистической религии. Владимир Святославович встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге русь была крещена по Византийскому обряду. Что послужило причиной такого выбора? Когда и как произошло это событие? Какие последствия это имело для дальнейшего развития Русского государства.
Читайте также
стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств
В)улучшение системы планирования
2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8
3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?
4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?
А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию
Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан
В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности
5)В период руководства страной Л.И Брежневым
А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена «руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка
Г) началась приватизация
6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)
А)отказ от плановой системы
Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства
Г)использование материальных стимулов к труду.
7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина
А)передача функций министерства совнархозам
Б) рост объема промышленного производства
В) приватизация мелких предстриятий торговли
8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется
9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)
А)увеличение финансирования сельского хозяйства
В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы
Д)приятие программы химизации и мелиорации
Е) установление пенсий колхозникам
10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?
А) советы народных депутатов всех уровней
В) союз коммунистов и беспартийных.
1980 году? Какими методами власти собирались построит коммунизм в СССР?
«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».
Что понималось в ссср под воспитанием нового человека какими средствами оно осуществлялось
Социализм вносит коренные изменения в социальное положение личности. При социализме отношения личности, характер и направление ее деятельности претерпевают существенные изменения по сравнению с капитализмом. Начинается процесс формирования нового человека, включающий определенные этапы. Первый из них — это вовлечение широких народных масс в русло революционной борьбы, свержение власти эксплуататоров и ликвидация эксплуатации вообще. Этот этап был осуществлен в нашей стране в ходе Великой Октябрьской социалистической революции и построения социализма. Важнейшим итогом этого периода наряду с созданием нового общества и развитием социалистического образа жизни явился советский человек — «человек, который сумел, завоевав свободу, отстоять ее в самых тяжких боях. Человек, который строил будущее, не жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру, знания и умение их применять. Это — человек, который, будучи горячим патриотом, был и всегда будет последовательным интернационалистом»28.
Второй этап знаменует освобождение человека от рабской прикованности, которая является следствием узкого разделения труда, к одной профессии. Этот процесс происходит на основе дальнейшего развертывания индустриализации промышленного и сельскохозяйственного производства и соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма.
Всестороннее развитие личности при социализме в плане как умножения ее психико-физических возможностей, так и обогащения ее духовного мира неразрывно связано с процессами и закономерностями научно-технической революции, которая преобразует формы и методы труда, изменяет масштабы и характер производства, сокращает пространство, уплотняет время, ускоряет темп жизни. Изменяются условия жизнедеятельности людей, их образ жизни, изменяется и сама личность.
Научный и технический прогресс являются одним из результатов творчества людей. Каждый последующий шаг на пути научно-технического прогресса требует сознательного овладения накопленным ранее научно-техническим потенциалом, что возможно лишь при максимальном напряжении всех человеческих сил — физических, интеллектуальных, моральных. Расширение научно-технического прогресса задает масштабы развития личности, предъявляет к ней все новые и новые требования, которые она не может не выполнять.
Коренным образом изменяется положение человека в системе производства. В условиях автоматизации человек перестает быть непосредственным агентом производства, а становится его решающим фактором как организатор и распорядитель. Уже не затраты физической энергии, а духовные способности человека, умение мыслить, активно действовать в масштабе крупного предприятия играют решающую роль. Встает сложнейшая задача формирования всесторонне развитой личности, развития ее духовного мира, воспитания новых качеств и черт. Всестороннее развитие личности становится важнейшим законов социалистического общества и одновременно его высшей целью. «Великое дело — строительство коммунизма, — говорил Л. И. Брежнев, — невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человек ка. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы»29.
В процессе развертывания научно-технической революции в условиях социализма создаются реальные предпосылки для превращения труда в первую жизненную потребность. Однако это не готовый результат социалистической революции, а длительный исторический процесс ликвидации последствий антагонистического разделения труда и происходящего вслед за ним стирание различий между умственным и физическим трудом. Этот процесс развертывается на основе научно-технических преобразований производства.
По мере расширения и углубления исторического творчества советских людей возрастает и масса населения, которая становится «сознательным историческим деятелем» (В. И. Ленин). Общество развито
Общество развитого социализма создает неограниченные возможности для творчества каждого человека и само предстает как результат длительных, упорных, целенаправленно прилагаемых усилий всех советских людей. Социальная роль и социальная ответственность каждой отдельной личности в этих условиях неизмеримо возрастают.
Проблема свободы личности и связанной с этим ответственности в условиях развитого социализма встает по-новому. Свобода, которая приобретается и реализуется в процессе познания и конкретной деятельности людей и находит выражение в господстве человека над силами природы и общества, в условиях совершенствования социальных отношений и научно-технической революции предполагает особую ответственность человека как перед природой, так и перед обществом. Та роль, которую человек выполняет в мире техники, повышает значение субъективного фактора. Если расширение творческой самостоятельности и инициативы личности— закономерный результат научно-технической революции в условиях социализма, то столь же естественно и необходимо повышение меры ее ответственности за свои поступки. В условиях невиданного роста технической мощи общества это особенно важно. В производственной и общественно-политической жизни все чаще возникают такие ситуации, когда безответственные действия отдельных личностей могут обернуться катастрофой для многих, а то и для всего общества.
В условиях развитого социализма значительно расширяется сфера социальной деятельности советского человека. Вся система организации экономической, социальной, политической, духовной и нравственной жизни общества предусматривает и обеспечивает многогранную деятельность каждого человека в развитии экономики, научном, техническом и художественном творчестве, а также в управлении государством.
Разделение деятельности, превращающее рабочего в носителя узкой производственной функции, в частичного рабочего, расчленение самого процесса труда, отделение духовных аспектов труда от физических — таковы главные характеристики капиталистического разделения труда, выступающие препятствием для всестороннего развития личности. В социалистическом обществе ликвидация разделения физических и духовных функций, уродующего человеческую личность, совершается различными путями. Образ жизни советского труженика, вся его жизнедеятельность ведут к формированию гармонически развитой личности, проявляющей свои способности в разных сферах труда, управления, общественно-культурной деятельности. Гармоническое развитие личности идет путем вовлечения трудящихся в управление производством, в общественно-политическую работу, в научное и техническое творчество, в созидание советской социалистической культуры и быта. Сущностная характеристика труда при социализме требует, чтобы субъект труда — человек был широко образован, мог свободно, без напряжения, с удовольствием сочетать труд на производстве с участием в управлении обществом, научное творчество с практическими организационными делами, занятиями искусством, физической культурой и т. п.
В условиях развитого социализма значительно расширяется сфера социальной деятельности советского человека. Вся система организации экономической, социальной, политической, духовной и нравственной жизни общества предусматривает и обеспечивает многогранную деятельность каждого человека в развитии экономики, научном, техническом и художественном творчестве, а также в управлении государством.
Разделение деятельности, превращающее рабочего в носителя узкой производственной функции, в частичного рабочего, расчленение самого процесса труда, отделение духовных аспектов труда от физических — таковы главные характеристики капиталистического разделения труда, выступающие препятствием для всестороннего развития личности. В социалистическом обществе ликвидация разделения физических и духовных функций, уродующего человеческую личность, совершается различными путями. Образ жизни советского труженика, вся его жизнедеятельность ведут к формированию гармонически развитой личности, проявляющей свои способности в разных сферах труда, управления, общественно-культурной
Обладая некоторой относительной самостоятельностью, производственный коллектив связан с более общими социальными экономическими структурами (экономическими, политическими, юридическими и т. д.). Психологические отношения, определяющие содержание коллективной деятельности и внутри коллективных связей, находятся в прямой зависимости от экономических, политических, национальных и других отношений, существующих в обществе. Сравнение различных коллективов, однотипных по организации труда, показывает, что одной из важных причин, вызывающих повышение интереса к труду и удовлетворенности им, являются социально-психологические отношения в коллективе33.
Известно, что человек не автоматически включается в систему общественных отношений, а относится к ним избирательно. Исследование механизмов действия социальных закономерностей предполагает не только соотнесение индивидуального с социальным и социально-психологическим (функциями межличностных отношений и др.), но и изучение реальных личностей, их представлений о себе самих и ситуациях, в которых они осуществляют свою жизнедеятельность. Характер социальной деятельности личности находится в прямой зависимости от определенной системы ее потребностей, установок и ценностных ориентаций, от ее собственно личностных особенностей и индивидуальных свойств. Личность, таким образом, выступает не только как объект, но и как субъект социальных отношений.
Чтобы сознательно управлять формированием интересов и отношений личности, необходимо знать ее особенности, индивидуальные свойства, конкретные факторы, определяющие ее непосредственное поведение в труде и быту и функциональную связь этих факторов с данной социальной системой в целом.
Исследование конкретных механизмов взаимодействия личности и общества и создание на основе научного знания этих механизмов материальных, организационных и идейных условий для развития социальных коллективов и формирования в них коммунистических отношений и нравственного сознания, оказывающих определяющее воздействие на формирование нового человека, означает реальное регулирование процессов социализации личности, о чем говорилось на XXV съезде КПСС. Управление данными процессами осуществляется, в частности, через ту повседневную воспитательную работу, которая ведется партийными и общественными организациями в каждом коллективе. Сюда входят и формирование товарищеских отношений в трудовом коллективе, и система нравственного поощрения и наказания. Главное состоит в том, «чтобы создать такую моральную атмосферу в нашем обществе, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью, духа настоящего товарищества»34.
Воспитание коммунистического сознания в огромной степени зависит от влияющих на него факторов материального, духовного и организационного порядка35. Сочетание достижений научно-технической революции с преимуществами социалистического общества открывает перспективы для дальнейшего развертывания социальной активности личности, для плодотворной деятельности на благо общества и человека. Но колоссальные возможности, создаваемые социализмом для всестороннего развития личности, нередко создают для нее напряженные ситуации. Недаром в социально-психологической литературе обсуждается проблема готовности или неготовности человека к выбору альтернатив в стрессовых ситуациях, порождаемых научно-техническим прогрессом36.
Другой проблемой, порождаемой научно-техническим прогрессом, является стереотипизация деятельности, развитие и реализация навыков, связанных с автоматизмом, использованием шаблонов. В активной человеческой деятельности стереотипность является негативным моментом. Однако без нее невозможна и творческая активность личности. Требование стандартизации как в сфере производства, так и в сфере обслуживания связано с необходимостью отбора и закрепления наиболее оптимальных и эффективных эталонов деятельности. Стандартизация имеет и другую сторону — личностно-психологическую. Она оказывается своеобразным способом психологической защиты индивида от избыточной информации и избытка впечатлений.
Научно-технический прогресс порождает массу сложных проблем в области как индивидуальной психологии, так и межличностного общения. Но при этом возрастает роль непосредственного межличностного контакта. В любом коллективе необходимы такие межличностные отношения, которые создавали бы благоприятную психологическую атмосферу. Это возможно лишь в условиях, способствующих развертыванию глубоких и содержательных социальных контактов, а также воспитанию всесторонне развитой личности.
Наличие технических, экономических, организационных, социальных, социально-психологических и идеологических предпосылок формирования нового человека, складывающихся в условиях развитого социализма, а также всевозрастающая зависимость успешного функционирования производства и решения социально-экономических проблем строительства коммунизма от действий личностей, уровня их сознания и направленности их конкретной деятельности позволили перевести вопрос о формировании личности нового человека, т. е. личности человека коммунистического типа, в практическую плоскость. Именно поэтому анализу основных направлений развития личности советского человека и совершенствованию методов коммунистического воспитания было уделено столь большое внимание в работе XXIV и XXV съездов КПСС, в докладах на этих съездах Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.
На XXIV съезде КПСС была поставлена задача формирования личности нового человека, разработана теоретическая программа ее решения и определены основные направления этого процесса. XXV съезд КПСС уделил главное внимание методам реализации этой теоретической программы, наметил комплексную программу коммунистического воспитания.
Исходя из практической необходимости и руководствуясь высшими гуманистическими идеалами, XXIV съезд КПСС поставил в качестве очередных задачи формирования всесторонне развитой личности, создания реальных условий для проявления и использования творческих способностей каждого, повышения творческой активности всех трудящихся, дальнейшего развития социалистического образа жизни советского человека. Съезд отметил, что «специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников»37. Подводя итоги выполнения решений XXIV съезда КПСС, Л. И. Брежнев на XXV съезде партии говорил: «В отчетный период вопросы идейного воспитания людей, проблемы формирования нового человека— достойного строителя коммунизма занимали большое место во всей нашей работе»38.
Развитие экономики строящегося коммунистического общества не является самоцелью. «Самоцель коммунизма», по выражению К. Маркса, — всестороннее развитие личности. Показателем такого развития является всесторонне образованная личность, осуществляющая свою деятельность в соответствии со способностями, имеющая возможность вследствие универсальной подготовки применять свои силы в различных сферах материального и духовного производства.
Но такой тип личности не рождается автоматически по мере развития экономики и создания необходимых материальных предпосылок. «Мы, — говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС, — добились немалого в улучшении материального благосостояния советского народа. Мы будем и дальше последовательно решать эту задачу. Необходимо, однако, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии. Этого нельзя упускать из виду»39.
Формирование личности нового человека—это сознательно и целенаправленно управляемый процесс, «это работа над воспитанием нового человека, человека, который воспринимал бы нашу социалистическую идеологию, был бы примером в политическом и нравственном отношениях, был бы предан идеалам социализма и коммунизма»40.
Осуществление такой работы означает более эффективное использование всех форм и методов воспитания, сочетание накопленного опыта с постоянными поисками новых форм и методов работы с трудящимися. Комплексная программа коммунистического воспитания, выработанная XXV съездом КПСС, включает:
— единство целей и направлений воспитательного воздействия (идейно-политического, трудового и нравственного);
— учет технико-экономических, организационных, идеологических и иных факторов общественной жизни;
— улучшение планирования и координирования работы всех средств воспитания;
— охват воспитательным воздействием всего населения с учетом особенностей различных групп;
— последовательное сочетание просвещения и обучения с включением всех людей в социальную практику, с участием их в созидательном труде и в управлении общественными делами;
— постоянную практическую проверку результативности воспитательных усилий, корректирование на этой основе самого процесса воспитания с использованием научных методов.
В результате такого целенаправленного воспитательного процесса формируется советский человек — носитель социалистического образа жизни, вырастающего из способа производства, экономических, политических и идеологических отношений социализма, ориентированного не на «потребительское общество», а на общество, состоящее из созидателей и творцов, из всесторонне развитых и социально-активных людей.
Социалистический образ жизни означает прежде всего свободу и равенство людей труда, содружество классов и социальных групп, равноправие наций и этнических групп. Он исключает паразитизм и тунеядство и предполагает для всех социальных групп свободный труд на благо общества, культурный быт, разумный досуг, высокое развитие духовных и социальных потребностей.
Само качество жизни изменяется в соответствии с этапами, которые проходит социализм в своем развитии. На раннем этапе социализм еще не располагает достаточной материальной я культурной базой для того, чтобы обеспечить высокое качество жизни всем общественным группам. Для развитого социалистического общества характерно все более полное удовлетворение возрастающих материальных и культурных потребностей человека, все более равномерное распределение общественных благ среди всех социальных групп, сближающихся по основным социальным характеристикам. Это происходит на основе непрерывно возрастающей индустриальной мощи социалистического общества, роста его интеллектуального и культурного потенциала.
Коммунистический образ жизни советского человека связан с дальнейшим совершенствованием общественных отношений, с переходом от принципа «от каждого — по способностям, каждому — по труду» к принципу «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», с достижением полного социального равенства и социальной однородности общества. Будет достигнуто удовлетворение высокоразвитых материальных и духовных потребностей всех членов общества на основе материально-технической базы коммунизма, обеспечивающей изобилие материальных благ и всестороннее развитие личности. Это качество жизни предполагает единые условия труда и быта для работников материального и нематериального, индустриального и сельскохозяйственного производства, урбанизированных и аграрных зон, центра и периферии страны.
В условиях развитого социалистического общества в СССР сложилась новая социально-историческая общность— советский народ. Система социальных отношений, свойственных этой общности, выражается в социалистическом образе жизни. Новая историческая общность сформировалась на базе общественной собственности на средства производства, единства экономической, социально-политической и культурной жизни, марксистско-ленинской идеологии, интересов и коммунистических идеалов рабочего класса.
Нормами социалистического образа жизни советских людей являются в первую очередь отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации работников, возрастающая социально-политическая и производственная активность, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, социалистические формы потребления материальных и духовных благ, дальнейшее совершенствование социалистической демократии, представляющей собой подлинное народовластие41.
Потребности советского человека определяются его общественным положением, т. е. принадлежностью к определенной социально-классовой, профессиональной, демографической и этнической группе. Но советский человек воплощает новый социальный тип личности, поэтому помимо потребностей, связанных с социальной дифференциацией, существует ряд интегральных потребностей, свойственных советскому человеку как носителю социалистического образа жизни: всевозрастающая потребность в творческом труде, все большая ориентация на высокоинтеллектуальное содержание труда постепенное превращение труда в первую жизненную потребность; коллективизм во всей производственной и непроизводственной деятельности, потребность в постоянном товарищеском общении; вытекающий из самих основ советского общественного строя реальный и действенный гуманизм, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, самоотверженность, внимание и забота о советских людях; здоровый и разумный характер потребностей, направленных не на накопление материальных благ, а предполагающий духовное обогащение личности и активную отдачу своих способностей и талантов на общее благо. Потребности советского человека определяются характером социалистического общества42.
В социалистическое государстве человек — высшая ценность, а наиболее полное удовлетворение его растущих материальных и духовных потребностей — главная цель общественного производства. Эта цель, теоретически обоснованная В. И. Лениным, ныне возведена в ключевой принцип Конституции СССР, деятельности государства и партии.
Пока я вижу три общих принципа:
2) После того как старый общественный строй разрушен (при том что он не совсем уйдет в небытие, а сохранится в «снятом» виде, в пережитках и в сознании различных реакционеров), необходимо создать условия для нового строя. А это не столько лозунги, декреты и реформы (это надстроечный и потому «отрицательный» момент революции, реально нового он не создает), сколько материально-техническая база (новая техника, новые ресурсы и новый способ применения их), примером чему могут быть ОГАС с Киберсин. При этом надо учитывать что процесс строительства МТБ невозможен без а) соответствующего уровня производительных сил и соответствующей ситуации в стране и в мире; б) разрушения пережитков старого строя; в) участия всего народа (как в производсве, так и в управлении).
3) Итак, материальные условия для гармоничного развития общества и личности созданы, но наивно было бы думать что новый человек в этих условиях появится сам по себе (ведь в одних и тех же условиях можно действовать по-разному, как при капитализме появляются творцы и борцы, так и при социализме могут появится паразиты, причем вооруженные достижениями эпохи и способные паразитировать с высшей степенью эффективности). По этому нужно научить новое поколение уметь не только обращаться с МТБ, но и использовать ее на благо всему обществу. А для этого понадобятся все достижения мировой культуры и принципиально новое воспитание (ориентированное на создание творцов и борцов, а не дисциплинированных и законопослушных обывателей.