Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов
Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов
ВК РФ Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56 Водного кодекса РФ
1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.
8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 87-ФЗ)
Что понимать с юридической точки зрения под загрязнением водоемов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 28.12.2017), от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Прокурор разъясняет
В соответствии со статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Кроме того, следует помнить, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими впредь.
Информация подготовлена Томской межрайонной природоохранной прокуратурой
Прокуратура
Томской области
Прокуратура Томской области
23 сентября 2020, 09:16
Уголовная и административная ответственность за загрязнение водных объектов
В соответствии со статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.
Кроме того, следует помнить, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими впредь.
Информация подготовлена Томской межрайонной природоохранной прокуратурой
Прокурор разъясняет
В настоящее время загрязнение вод превратилось в глобальную проблему. И в этой связи уголовное право призвано играть важную роль в противодействии преступному загрязнению поверхностных и подземных вод.
Объективная сторона анализируемой нормы сформулирована таким образом, что загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств вод можно рассматривать и как процесс (к примеру, сброс вредных веществ воды), и как результат этого процесса (когда воды уже загрязнены).
Под загрязнением окружающей среды в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающее среды» понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это определение относится и к отдельным ее компонентам.
В Приказе Госкомэкологии РФ от 11 февраля 1998 г. N 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» используется определение загрязнения водных объектов, под которым понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Под загрязнением водного объекта как результата негативного воздействия на него следует понимать сброс или поступление иным способом в водный объект вредных веществ свыше предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ), в результате чего изменяется качество поверхностных и подземных вод и вод источников питьевого водоснабжения в сторону ухудшения, ограничивается их использование либо проявляется негативное влияние на состояние дна и берегов водных объектов.
Иное изменение природных свойств поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения может выразиться, например, в действиях по заилению, повлекших изменение физических свойств воды, ее биологического разнообразия и др.
Загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств поверхностных или подземных вод и источников питьевого водоснабжения в диспозиции ст. 250 УК необходимо рассматривать в качестве результата противоправного воздействия на водные объекты.
Для применения ст. 250 УК необходимым является установление двух причинных связей:
1) между деянием (противоправным воздействием на водный объект) и последствиями первого порядка: загрязнением, засорением, истощением или иным изменением природных свойств поверхностных, подземных вод, источников питьевого водоснабжения;
2) между названными последствиями первого порядка и последствиями второго порядка в виде существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству.
Прокуратура
Мурманской области
Прокуратура Мурманской области
10 марта 2015, 09:07
Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет уголовную ответственность за загрязнение вод.
В настоящее время загрязнение вод превратилось в глобальную проблему. И в этой связи уголовное право призвано играть важную роль в противодействии преступному загрязнению поверхностных и подземных вод.
Объективная сторона анализируемой нормы сформулирована таким образом, что загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств вод можно рассматривать и как процесс (к примеру, сброс вредных веществ воды), и как результат этого процесса (когда воды уже загрязнены).
Под загрязнением окружающей среды в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающее среды» понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это определение относится и к отдельным ее компонентам.
В Приказе Госкомэкологии РФ от 11 февраля 1998 г. N 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» используется определение загрязнения водных объектов, под которым понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Под загрязнением водного объекта как результата негативного воздействия на него следует понимать сброс или поступление иным способом в водный объект вредных веществ свыше предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ), в результате чего изменяется качество поверхностных и подземных вод и вод источников питьевого водоснабжения в сторону ухудшения, ограничивается их использование либо проявляется негативное влияние на состояние дна и берегов водных объектов.
Иное изменение природных свойств поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения может выразиться, например, в действиях по заилению, повлекших изменение физических свойств воды, ее биологического разнообразия и др.
Загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств поверхностных или подземных вод и источников питьевого водоснабжения в диспозиции ст. 250 УК необходимо рассматривать в качестве результата противоправного воздействия на водные объекты.
Для применения ст. 250 УК необходимым является установление двух причинных связей:
1) между деянием (противоправным воздействием на водный объект) и последствиями первого порядка: загрязнением, засорением, истощением или иным изменением природных свойств поверхностных, подземных вод, источников питьевого водоснабжения;
2) между названными последствиями первого порядка и последствиями второго порядка в виде существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству.
Загрязнение вод (статья 250 УК РФ): проблемы правоприменения и пути правового решения
Качина Наталья Вениаминовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Сибирского федерального университета.
В статье рассматриваются проблемы применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за загрязнение вод. Обосновывается несовершенство конструкции данной нормы. Предлагаются пути правового решения обозначенных в статье проблем.
Ключевые слова: экологическое преступление; загрязнение вод; загрязнение окружающей среды; поверхностные и подземные воды; источники питьевого водоснабжения; уголовная ответственность.
Water pollution (article 250 of the Russian Criminal code): implementation difficulties and options of legal solution
Kachina Natalya Veniaminovna, candidate of laws, assistant professor of chair of criminal law Sibirian state university (Krasnoyarsk).
The article concerns the implementation of the criminal law norm which stipulates liability for water pollution. It also contains the justification of the imperfection of the mentioned norm’s construction. There are options of legal solution of the issues considered in the article.
Key words: ecological crime; water pollution; environmental pollution; surface and ground waters; sources of drinking water supply; criminal liability.
Одной из причин редкого применения ст. 250 УК РФ является конструктивное несовершенство ее диспозиции. Для иллюстрации этого утверждения рассмотрим одну из проблем.
Объективная сторона анализируемой нормы изложена таким образом, что загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств можно понимать и как деяние (процесс негативного воздействия на воды), и как результат такого воздействия.
Следствием этого явилось отсутствие в теории уголовного права единого подхода к пониманию данных элементов объективной стороны.
См.: Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления: Науч.-практич. пособие / Под ред. А.Г. Князева. М.: Проспект, 2009. С. 51; Современное уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. А.В. Наумова. М.: Илекса, 2007. С. 822 и др.
См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Спарк, 1998. С. 186.
Конечно, загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств вод можно рассматривать и как процесс (к примеру, сброс вредных веществ воды), и как результат этого процесса (когда воды уже загрязнены).
В экологическом законодательстве определение некоторых из этих понятий дается, в сущности, как формальное описание деяний, направленных на загрязнение вод как процесса. Так, под загрязнением окружающей среды в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающее среды» понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это определение относится и к отдельным ее компонентам.
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
В Приказе Госкомэкологии РФ от 11 февраля 1998 г. N 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» используется определение загрязнения водных объектов, под которым понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
См.: Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Указ. соч.; Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2002. С. 111.
Учебник М.М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.
См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Городец, 2009. С. 165.
Учебник М.М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.
См.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 299.
В связи с изложенным в диспозиции анализируемой статьи загрязнение, засорение, истощение вод и источников питьевого водоснабжения необходимо рассматривать как результат негативного воздействия на водный объект. Об этом свидетельствует и такой признак, как иное изменение природных свойств вод и источников питьевого водоснабжения. Действия по загрязнению, засорению, истощению и любое другое негативное воздействие должны привести к изменению природных свойств воды (когда обнаруживаются динамические тенденции изменения состава и свойств воды ) или к ухудшению состояния водного объекта (при засорении).
См.: Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июля 2001 г. // Российская газета. 2001. 5 сент.
Более того, признание загрязнения, засорения, истощения в качестве деяний приводит к парадоксальному выводу о том, что любое такое деяние, совершенное на территории заповедника или заказника, будет квалифицировано по ч. 2 ст. 250 УК РФ. То есть сброс какого-либо незначительного, например пластикового, предмета в воду на территории заповедника или заказника будет влечь уголовную ответственность за квалифицированное загрязнение вод.
Поэтому под загрязнением водного объекта как результата негативного воздействия на него следует понимать сброс или поступление иным способом в водный объект вредных веществ свыше предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ), в результате чего изменяется качество поверхностных и подземных вод и вод источников питьевого водоснабжения в сторону ухудшения, ограничивается их использование либо проявляется негативное влияние на состояние дна и берегов водных объектов.
Иное изменение природных свойств поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения может выразиться, например, в действиях по заилению, повлекших изменение физических свойств воды, ее биологического разнообразия и др.
Таким образом, загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств поверхностных или подземных вод и источников питьевого водоснабжения в диспозиции ст. 250 УК необходимо рассматривать в качестве результата противоправного воздействия на водные объекты.
Соответственно для применения ст. 250 УК необходимым является установление двух причинных связей:
Тем более, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические преступления» существенный вред окружающей среде характеризуется в том числе массовой гибелью животных, экологической ценностью уничтоженной древесно-кустарниковой растительности, что и представляет собой, по сути, соответственно существенный вред животному и растительному миру. Поэтому непонятно, по каким причинам законодатель выделил в квалифицированный состав лишь такую разновидность причинения существенного вреда животному миру, как массовая гибель животных. С учетом равной общественной опасности все разновидности причинения существенного вреда окружающей среде, перечисленные в основном составе, следует, по нашему мнению, предусмотреть в квалифицированном.
См.: Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: Проспект, 2009. С. 346; Экологическое право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2009. С. 66.
См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. С. 167.
Так как последствия первого порядка, перечисленные в диспозиции статьи, уже представляют собой вред окружающей среде, то их наступление является, по нашему мнению, достаточным для признания оконченным преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 250 УК РФ. Поэтому предлагаем в ч. 1 ст. 250 УК РФ в качестве последствия указать лишь загрязнение, засорение, истощение и иное изменение природных свойств поверхностных, подземных вод и источников питьевого водоснабжения. Подтверждает правильность такого предложения и то обстоятельство, что и в общей по отношению к ст. 250 УК РФ норме (ч. 2 ст. 247 УК РФ), и в специальной норме (ст. 252 УК РФ) указаны лишь последствия в виде загрязнения.
Более того, соотношение ч. 1 ст. 250 УК РФ с административными правонарушениями, предусматривающими ответственность за посягательство на водные объекты, не препятствует такой трансформации анализируемой статьи, за небольшим исключением.
Административно-правовые нормы, кроме ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ, сконструированы либо по типу поставления в опасность, либо по типу формальных. Поэтому разграничение при предложенном изменении не будет представлять сложностей.
Предложенные в настоящей статье правовые решения помогут способствовать более эффективному применению нормы об ответственности за загрязнение вод и, соответственно, усилению профилактического потенциала уголовного закона.
Библиографический список
Учебник М.М. Бринчука «Экологическое право» включен в информационный банк.