Что понимают под браком в социологическом смысле

Брак и семья: понятие, сущность, типология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Отношение понятий брака и семьи в социологическом аспекте изучения

Семья как многогранная ячейка общества является одним из древнейших социальных достижений человечества и играет исключительную роль в жизни общества и его стабилизации. Как первичная группа особого рода семья является единственным и незаменимым производителем членов общества, в том числе человека-работника, человека-собственника, человека-политика, носителя культурных, духовных, национальных ценностей. Обеспечивая передачу культурного наследия, она отражает, как в капле воды, все противоречия развития окружающего мира. Через свои многогранные внутренние и внешние связи и социальные функции семья чутко реагирует на все социальные, экономические, правовые изменения, происходящие в ее сфере и влияет таким образом на общество.

Вопрос выработки универсального понятия семьи до сих пор относится к числу дискуссионных.

Так, в социологическом смысле семья преимущественно понимается как основанная на браке, кровном родстве, усыновлении или ином принятии детей на воспитание социальная ячейка, создает отдельное звено хозяйства и характеризуется общностью жизни, быта, общей культурой, взаимным уважением и заботой, моральной и материальной ответственностью, а также взаимопомощью в воспитании подрастающего поколения, в которой находят свое полное удовлетворение наиболее глубокие чувства людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Брак как объект изучения «социологии семьи»

Понятие брак в филологическом аспекте берет свое начало от древнеславянского брачного завета «Слюбитесь». Брак в современной социологии понимается как добровольный союз между разнополыми или однополыми партенрами, направленный на создание семьи. Данный вид социальных отношений принят обществом и санкционирован. Через институт брака общество регулирует многие аспекты своего развития: димографию, инсткитут культуры, иниститут образования, институт религии и тд.

Отношения между вступившими в брак индивидами регулируется совокупностью норм и санкций установленных в обществе. Отношения в браке регулируются:

В отличии от юридических, тоесть четко установленных норм, социально-культурные нормы являются негласными законами, которые принимает общество. Однако под собой они не имеют четких юридических оснований. К числу социально-культурных норм относятся процессы воспитания, ухаживания, добрачного поведения, распределение власти в семейных отношениях.

Типы брачных отношений

Общепринятыми являются следующие типы брачных отношений:

По выбору брачного партнера браки различаются на эндогамные и экзогамные. Экзогамными называются браки в которые вступают представители разных социальных групп.

Эндогамными браками называют браки в пределах одной социальной группы. Примерами Эндогамных браков можно назвать династические браки. Мотивация вступления в брачные отношения также имеет место в структуре типологии брачных отношений. По уровню мотивации можно различить: брак по расчету,шаблону, любви.

Типология по социально-экономическому критерию включает в себя следующие типы: ровный и неровный, калымный. Более современным типом брачных отношений можно назвать гостевой тип брака. Его особенность заключается в раздельном проживании симейной пары, и посещении друг друга определенное количество раз в неделю.

Повторный брак также является нововедением в типологии браков. Повторным браком называется заключение брачного соглашения с новым партнером, после разрыва предыдущего.

Гражданский брак – полигамный вид брака, в котором проживают незарегистрированные юридически партнеры. Брак- это определенный тип контрактных отношений, который заключается между государством –мужчиной и женщиной. В современном обществе функцией государства в институте брака является юридическое подтверждение заключения или разрыва брачных отношений. Брак является не стабильным социальным институтом, так как государственные структуры не могут четко определить время существования данного института. Так как в любой момент один из партнеров может разорвать брачные отношения и выступить инициатором развода.

Источник

Понятия «семья» и «брак» в социологии

Семья — очень сложное многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы ни касались (социологии воспитания, образования, политики, права, труда или культуры), мы обязательно затрагиваем и интересы семьи.

Без анализа института семьи невозможно провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезинтеграции, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

Понятия «семья» и «брак» в социологии очень тесно связаны между собой и переплетены, но не тождественны.

Брак рассматривается в социологии как социальный институт, регулирующий отношения между полами (супругами).

Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, имуществу и обществу.

Характер брачных отношений в значительной мере влияет на количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи.

Семья — это первичная социальная группа, которая может быть основана как на браке, так и на кровном родстве, или на браке и родстве одновременно.

Брак всегда остается только социальным институтом, а семья сочетает в себе черты и социального института, и социальной группы. Будучи основана на браке, семья принимает на себя его социальную функцию (регулирование отношений между супругами). Если же семья не является супружеской, а основана только на родстве (кровнородственная семья), то она ограничивается выполнением своих собственных социальных функций, связанных с воспроизводством новых поколений людей.

Что понимают под браком в социологическом смысле. Смотреть фото Что понимают под браком в социологическом смысле. Смотреть картинку Что понимают под браком в социологическом смысле. Картинка про Что понимают под браком в социологическом смысле. Фото Что понимают под браком в социологическом смысле

На микроуровне семья выступает как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Родство — это совокупность людей, связанных общими предками. Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением.

В традиционном обществе родство — основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковым, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современников не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.). Структура родства обычно изображается в виде фамильного дерева.

Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более и ни ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.

Если у вашего отца есть троюродные родственники, то фамильное дерево насчитывает от 151 до 191 человека. Каждая «ветвь» такого дерева называется позицией родства, или родственным статусом. Если учесть, что в определенной позиции, или статусе, может быть несколько человек (например, троюродные братья и т.п.), то фамильное дерево, включающее близких, двоюродных и троюродных родственников, может состоять из многих сотен людей.

В отличие от семьи родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. Родственники могут жить в разных регионах, не вступать друг с другом в постоянное взаимодействие, а иногда и не знать о существовании друг друга.

Современные родственные отношения характеризуются высокой степенью отчуждения, тогда как в первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий, компактно проживающий коллектив людей.

Источник

БРАК КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Говоря о браке, необходимо прежде всего отметить неоднозначность трактовки этого понятия в праве и других общественных науках.

Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности.

При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком*.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, т. е. сожительство. Эту разницу в употреблении одного и того же термина в разных науках следует иметь в виду.

Вместе с тем демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления, является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последние десятилетия рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствуют (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющемся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых «материнских» семей. Сама возможность жить в сожительствах, без легимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни.

В том, что касается брака и брачных отношений, существует терминологическая путаница, которая возникла из-за некритического переноса юридической терминологии в демографию и разобраться в которой не всегда просто*. В частности, выражение фактический брак иногда употребляют как синоним сожительства, противопоставляя его зарегистрированному браку. В таком же контексте, с другой стороны, употребляют порой и выражение гражданский брак, понимая под ним брак незарегистрированный* *.

Удивительно, что не только разные энциклопедические справочники трактуют эти понятия по-разному, но даже в пределах одного и того же словаря в статьях разных авторов порой можно найти взаимоисключающие трактовки этих терминов. До 1917 г. под гражданским браком понимали брак, заключенный без совершения соответствующего религиозного обряда (венчания и т.п.).

Чтобы избежать этой путаницы, следует под гражданским браком понимать брак зарегистрированный, а о сожительстве говорить в тех случаях, когда брачные отношения существуют вне юридически признанной, легитимной формы. Что касается термина фактический брак, то независимо от его употребления в праве, за пределами чисто юридической терминологии он должен использоваться только для констатации наличия действительных и эффективных брачных отношений безотносительно, настойчиво повторю еще раз, к их юридической форме. Противопоставление фактического брака зарегистрированному основано на недоразумении: наличие юридической формы отнюдь не означает, что нет фактических брачных отношений и, наоборот, наличие фактических (т.е. реальных, действительных) брачных отношений отнюдь не означает, что последние никак юридически не оформлены.

Под видами или формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди видов брака прежде всего различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие.).

Что касается полиандрии, или многомужества, то распространенность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде т.н. фратернальной полиандрии, т.е. брака одной женщины с несколькими братьями.

В настоящее время все большее распространение получает т.н. серийная моногамия (некоторые авторы говорят о последовательной моногамии), т.е. повторные, главным образом послеразводные браки мужчин и женщин. Это явление достигло таких масштабов, что многие исследователи, а еще больше журналисты и политики, перестали считать брак пожизненным союзом мужчины и женщины (у них существует идиосинкразия на само слово пожизненный), рассматривая его как временный альянс, который может быть расторгнут в любое время по желанию любого из супругов. И серийная моногамия сама по себе, и примирительное отношение к ней как к нормативному явлению отражают нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Заключение брака является результатом, финальной стадией брачного отбора. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных, потенциальных брачных партнеров(которую иногда называют брачным кругом) так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 36.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных брачных партнеров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, т. е. в том, как определяется пространство возможных брачных партнеров, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки.

Если повторные браки не допускаются, как это имеет место в культурах традиционной, жесткой моногамии, если, иначе говоря, человек, состоящий или состоявший в браке и выбывший из него, не может в силу действия социокультурных, моральных и правовых запретов вновь вступить в брак или хотя бы рассчитывать на это, то пространство возможных брачных партнеров образуют только те индивиды, которые не состоят в браке или даже (в более сильном варианте, существующем в некоторых культурах) никогда в нем не состояли. Человек вступает в это пространство по достижении установленной обычаем или законом зрелости и покидает его, вступив в брак.

Если же повторные браки допускаются, если допускается, иными словами, серийная моногамия, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.

Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

В нашем обществе, т. е. в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

БРАЧНОСТЬ

Если понятие брак относится к социальному институту, а понятие вступление в брак характеризует индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной, то термин брачностъ означает массовый процесс формирования брачных пар в населении как совокупности поколений или в поколении как совокупности людей.

В демографии понятие брачность употребляется и в более широком смысле как массовый процесс формирования и распада брачных союзов, процесс формирования брачной струне туры населения. В этом чрезвычайно широком контексте брачность включает в себя и процессы разводимости и овдовения.,

Понятие брак относится к одной супружеской паре.

Массовый процесс заключения браков называется «брачностью». Однако в демографической литературе понятие «брачность» часто употребляется в более широком смысле: брачностью называется совокупность процессов вступления в брак и прекращения браков из-за развода или смерти одного из супругов (в этом случае термин «брачность» охватывает также и такие процессы, как разводшюстъ и овдовение).

Синельников А.Б, Брак// Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 46.

В этой главе мы будем говорить о брачности в узком смысле слова, т.е. как о массовом стохастическом процессе формирования брачных союзов.

Брачность находится в теснейшей связи с воспроизводством населения, выступая как один из важнейших факторов рождаемости и смертности. Это, а также ее собственная роль в социальных процессах и судьбах людей определяют значение демографического и социологического изучения брачности и брачного поведения.

Дата добавления: 2016-11-22 ; просмотров: 1524 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

В современной научной литературе имеющиеся определения брака, также как и определения семьи, можно подразделить на социологические и юридические.

Понятие, условия и порядок заключения брака.

В социологическом смысле под браком понимается«исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям»[1], или как «союз между двумя лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе»[2].

В юридическом смысле вдореволюционный период брак определялся как «союз мужчины и женщины, с целью сожительства, основанный на взаимном согласии и заключенный в установленной форме»[3].

Предложенное понятие брака, несмотря на то, что подвергалось критике в советском семейном праве, явилось определяющим и для последующего обоснования точек зрения именно как на добровольный союз мужчины и женщины.

В послереволюционный период появились понятия так называемого «социалистического брака», в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от «брака буржуазного». Одновременно констатировался тот факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка[4]. При этом подчеркивалось, что брак не может быть договором или сделкой, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи и порождающим взаимные права и обязанности и имеющим целью рождение и воспитание детей»[5]. А.И. Пергамент к этому определению добавил лишь слово «равноправный»[6], а Г.К.Матвеев – «в принципе пожизненный союз»[7].

В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака.

По мнению Л.М.Пчелинцевой, «брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи»[8].

А.М.Нечаева подчеркивает, что «брак – это:

— союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия;

— форма отношений между лицами разного пола;

— своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства»[9].

В литературе возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак. Так, М.В.Антокольская, последовательно исследуя правовые теории, объясняющих правовую природу брака[10], приходит к выводу, что «соглашение о заключении брака по своей природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка». Однако сама же Антокольская М.В. отмечает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака – не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т.п.[11]

Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном СП, но и в СП зарубежных государств. В частности, Е.А.Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак – договор (наиболее распространенная концепция), брак – статус, брак – партнерство[12].

На наш взгляд, брак не следует отождествлять с гражданско-правовым договором. Как верно отмечал О.С.Иоффе, цель вступления в брак – желание лиц получить государственное признание созданного союза, основа которого – взаимная любовь и уважение. Как только эта основа будет подорвана, брак может прекратиться в любое время, что невозможно в гражданско-правовых сделках[13].

На основании вышеизложенных доводов мы предлагаем рассматривать брак как «союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, с соблюдением требований закона об условиях и порядке заключения брака, и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности»[14].

В СК РФ предусмотрены условия заключения брака и препятствия к его заключению.

Условия вступления в брак– это обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в загсе и будет иметь правовую силу.

Препятствия к заключению брака– обстоятельства, при наличии которых заключение брака невозможно или неправомерно.

В ст. 12 СК закреплено два условия заключения брака:

— взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

— достижение ими брачного возраста.

Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должны быть выражена лично, поэтому не допускается заключение брака через представителя по доверенности либо заочно. В современной юридической литературе взаимное согласие на вступление в брак рассматривается как «согласованное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение брачного правоотношения»[15].

Волеизъявление сторон на вступление в брак должно быть осознанным и они должны отдавать отчет в своих действиях. Свободное вступление в брак свидетельствует не только о взаимной и осознанной готовности к созданию семьи лиц, вступающих в брак, но и означает отсутствие принуждения в форме физического или психического насилия на их волю со стороны кого бы то ни было (угрозы, избиения, принуждения со стороны родителей, родственников, знакомых и иные способы воздействия на психику). Взаимное согласие стать мужем и женой будущие супруги выражают дважды: при подаче письменного заявления в орган загса и устно, непосредственно во время государственной регистрации брака.

Как правило, лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. В случае если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (ред. 22.08.2004), волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена (п. 2 ст. 26 ФЗ от 15.11.1997 г.)[16].

Вторым обязательным условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак.

Вопрос о включении брачного возраста в юридический состав обстоятельств, необходимых для возникновения брачного правоотношения, в юридической литературе является спорным. Одни авторы в качестве оснований возникновения супружеских правоотношений называют следующие обстоятельства: взаимное согласие лиц, вступающих в брак; несостояние в другом зарегистрированном браке; отсутствие запрещенных степеней родства; регистрацию брака[17]. Другие полагают, что брачное правоотношение возникает на основании взаимного согласия, достижения брачного возраста, акта регистрации брака[18]. М.В. Антокольская сводит данный юридический состав до двух юридических фактов: взаимное согласие и акт регистрации брака.

Представляется, что брачный возраст можно рассматривать как юридический факт, с которым закон связывает возникновение брачной правоспособности[19].

В России установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин – 18 лет (ст. 13 СК). При этом данная статья содержит запись, что порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ[20].

Анализ регионального законодательства показывает, что законодатели субъектов РФ по-разному определяют:

минимальный возраст вступления в брак (в законах Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областей этот возраст определен в 14 лет, Тверской, Мурманской и Рязанской – в 15 лет, в законах Новгородской и Орловской областей, в СК Башкортостана возрастные ограничения отсутствуют, однако законом Новгородской области введено условие в виде достижения одним из лиц, желающих вступить в брак, возраста 16 лет)[21];

перечень особых обстоятельств, при наличии которых несовершеннолетним лицам может быть разрешено в виде исключения вступление в брак. Так, в Ростовской области перечень особых обстоятельств совпадает с перечнем, данным в ст.11 СК, где перечислены «особые обстоятельства», при наличии которых брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления; в законе Орловской области он дополнен таким обстоятельством, как отсутствие обоих родителей (лиц, их заменяющих) у вступающего в брак; законодатели Московской, Владимирской, Калужской и Самарской областей признали особыми лишь три обстоятельства: беременность, рождение ребенка и непосредственную угрозу жизни одной из сторон; в Рязанской области перечень обстоятельств не является исчерпывающим: разрешение может быть дано при вышеназванных и «других чрезвычайных обстоятельствах»)[22].

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что объем прав ребенка в субъектах РФ неодинаков и зависит от места жительства несовершеннолетних, желающих вступить в брак, что является, на наш взгляд, грубейшим нарушением прав человека. Отрицательная оценка положения ст. 13 СК РФ о предоставлении субъектам РФ права на принятие такого закона без установления «нижних» пределов, дана и в Ежегодном государственном докладе «О положении детей в РФ. 1995 год»[23].

Знакомство с законодательством других государств, устанавливающих минимальный возраст вступления в брак, позволяет обнаружить довольно большую пестроту в определении его границ[24]. В принципе они колеблются от 12 до 18 лет для женщин и от 14 до 21 года для мужчин. В европейских странах, например, существует либо одинаковый для женщины и мужчины брачный возраст – 18 лет (Болгария, Германия), либо брачный возраст мужчины несколько выше (в Венгрии 18 лет для молодого человека, 16 лет для девушки, в Польше соответственно 21 год для юноши, 18 лет для женщины). Что касается государственных предписаний относительно брачного возраста в так называемых «капиталистических странах», то они отличаются большим разнообразием. Так, в Англии могут вступать в брак лица, достигшие 16 лет, во Франции – женщины, которым исполнилось 15, мужчины – 18 лет. В Японии брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. В Канаде (провинция Квебек) минимальный брачный возраст для девушек – 12 лет, для молодого человека – 14 лет[25].

Во многих «капиталистических государствах» для вступления в брак молодых, не достигших брачного совершеннолетия, требуется согласие их родителей. Так, в Японии, где брачный возраст мужчины 18 лет, а женщины – 16 лет, для заключения брака лицами моложе 20 лет необходимо согласие родителей[26].

Наряду с условиями заключения брака в СК РФ предусмотрены препятствия к заключению брака.В соответствии со ст. 14 СК к ним относятся:

— наличие другого зарегистрированного брака;

— наличие близкого родства у будущих супругов;

— наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак;

— недееспособность одного из вступающих в брак.

Препятствием к вступлению в брак является лишь другой брак, зарегистрированный в установленном законом порядке.

Запрет на заключение брака при наличии другого зарегистрированного брака основан на принципе единобрачия (моногамии).

Моногамия (единобрачие) относится к одному из элементарных для цивилизованного общества требований. Поэтому полигамия (многоженство) в большинстве государств запрещена[27]. Исключение составляют страны, где сильно влияние мусульманской религии, обычаев, традиций, допускающих многоженство. Но в мусульманских странах стараются следовать предписаниям Корана, разрешающим иметь четырех жен при условии одинакового обращения с ними. Поэтому, например, правительство Туниса в 1956 г. отменило полигамию, ибо по закону Ислама мужчина может иметь только одну жену, так как человек не в силах одинаково относиться к большому числу жен[28]. Полигамия существует также в некоторых районах Африки южнее Сахары, там, где мусульманские обычаи совпадают с более древними племенными обычаями. Но практикуется она не так широко, как это было раньше, а в более передовых мусульманских странах полигамия, видимо, начинает пользоваться дурной репутацией[29].

Следует подчеркнуть, что рассматриваемый запрет не распространяется на фактические брачные отношения, поскольку закон не придает им правового значения.

Запрещение браков между близкими родственниками обусловлено прежде всего медико-биологическими соображениями, так как кровное родство отрицательно сказывается на здоровье потомства. По данным генетики вероятность рождения больных детей резко возрастает, если родители находятся в кровном родстве, поскольку при этом повышается риск сочетания в клетке двух генов, обусловливающих патологический признак.

Как отмечает А.М. Нечаева, недопустимость браков между лицами, близкими по крови, относится к числу универсальных требований современного общества. Правда, границы подобного рода запрета не всегда одинаковы[30]. Например, в Болгарии не допускаются браки между родственниками по прямой нисходящей и восходящей линии вплоть до четвертой ступени родства, в Румынии не разрешается брак при наличии внебрачного родства между желающими сочетаться браком, даже, если оно не установлено в определенном законом порядке. В то же время в других государствах возможны браки между двоюродными братьями и сестрами (Англия), дядей (тетей) и племянниками (племянницами) (Франция). Зачастую запрещаются браки между свойственниками (Англия, Чехословакия и др.). Во Франции, например, отец разведенного сына не может, пока тот жив, жениться на его бывшей жене[31].

Запрещение регистрации брака между близкими родственниками, помимо биологических соображений, основано также и на морально-этических нормах, на которых основан и запрет браков между усыновителями и усыновленными. При отмене в судебном порядке усыновления при наличии для этого соответствующих оснований (ст. 141 СК) препятствия для заключения брака между бывшим усыновителем и усыновленным не распространяется на брак родственника усыновителя с родственником усыновленного. Что касается браков между усыновителями и потомством усыновленных, то в законе ничего прямо не говорится о недопустимости браков между ними. В литературе же высказано мнение, с которым следует согласиться, о невозможности подобных браков, так как на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии[32].

Заботой о здоровом потомстве, создании нормальной семьи объясняется невозможность заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Несколько иначе обстоит дело в некоторых других государствах[33]. Например, в Болгарии желающие сочетаться браком должны представить специальную Декларацию и медицинское свидетельство об отсутствии болезней, которые служат доказательством отсутствия препятствий к заключению брака. Перечень этих болезней в различных государствах также не совпадает. Например, в США, в штате Нью-Йорк, невозможно заключение брака и при установлении сифилиса[34].

В Венгрии вступающим в брак впервые (если им не исполнилось еще 35 лет, необходимо получить письменное подтверждение о посещении ими консультации по вопросам охраны семьи и материнства[35].

Во многих современных странах существуют так называемые «траурные сроки», в течение которых запрещается вступать в брак после смерти супруга. Продолжительность этих сроков в различных государствах неодинакова и довольно резко различается для мужа и жены. Например, в Дании она 12 месяцев для жены и 3 месяца для мужа, в Португалии и Бельгии – 12 месяцев для жены и 6 месяцев для мужа, в Голландии – 10 месяцев для жены, а для мужа «траурный срок» вообще необязателен[36]. В РФ подобного рода условий для вступления в повторный брак не существует[37].

Рассмотренный перечень препятствий к заключению брака является исчерпывающим. Несмотря на введение в российское законодательство института медицинского обследования лиц, вступающих в брак (ст. 15 СК РФ),такое обследование к условиям заключения брака не относится. Оно проводится добровольно с согласия лиц, вступающих в брак. Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и их консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводят учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства вступающих в брак. Результаты обследования каждого из будущих супругов составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия прошедшего обследование, даже если в процессе обследования выявлена ВИЧ-инфекция. В соответствии с ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 г. (ред. 22.08.2004 г.), лицо, у которого обнаружена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимости соблюдать меры предосторожности во избежании распространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности по ст. 122 УК РФ за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией[38]. Последствия сокрытия одним из супругов наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции предусмотрено и в СК (п. 3 ст. 15). Данные меры вряд ли можно признать эффективными, поскольку ни привлечение виновного супруга к уголовной ответственности, ни признание брака недействительным, не смогут компенсировать вред, причиненный здоровью одного из супругов. В этой связи в литературе по СП отмечается несовершенство редакции ст. 15 СК.

Например, М.В. Антокольская полагает целесообразным предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того, как узнал о наличии у себя неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, или опасного инфекционного заболевания, как ВИЧ-инфекция, что позволило бы обеим сторонам принять осознанное решение о заключении в связи со значительным риском передачи заболеваний по наследству[39].

Другие авторы предлагают ввести обязательное медицинское освидетельствование лиц, вступающих в брак на наличие вируса ВИЧ-инфекции с последующим представлением соответствующей справки органу загса и соответственно установить обязанность органов загса предупреждать гражданина о том, что его избранник является носителем ВИЧ-инфекции[40].

По мнению С.А.Муратовой, предметом медицинского освидетельствования должно быть не только наличие или отсутствие ВИЧ-инфекции, но также и неизлечимых наследственных заболеваний с обязательным сообщением результатов обследования лицу, с которым обследуемый хочет заключить брак[41].

Подобные нормы содержатся в законодательстве некоторых зарубежных государств[42]. В частности, данная процедура является обязательной во Франции, хотя результаты медицинского обследования фактически не могут служить препятствием для вступления в брак. Законодательство ряда штатов США также устанавливает обязательное медицинское освидетельствование будущих супругов с целью предупреждения заключения брака с лицом, страдающим хронической болезнью[43].

Порядок заключение брака.

Юридическое оформление брака состоит в его регистрации. Согласно п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 156 СК брак в РФ должен заключаться в органах загса. Поэтому брак, заключенный на территории РФ любым иным способом (например, религиозный обряд[45]) и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий.

Правило, установленное п. 1 ст. 10 СК, не относится к случаям, когда он был совершен по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до образования или восстановления советских органов ЗАГСа (п. 3 ст. 3 ФЗ «Об актах гражданского состояния).

Признание только зарегистрированного в государственных органах брака распространяется на подавляющее большинство государств[46].

Вместе с тем есть страны, где законным признается именно церковный брак (Египет, Иран, Ливия и др.). Там, где сильны обычаи, при оформлении брака официальную регистрацию заменяют различные религиозные церемонии. В Индии, например, у некоторых каст она заключается в заклинании у брачного огня и семи шагах около него жениха и невесты[47]. В ряде бывших капиталистических стран законным считается как гражданский, так и церковный брак. Его форма зависит от желания лиц, сочетающихся браком (Великобритания, Дания, Финляндия и др.)[48].

Действующее законодательство не связывает фактическое сожительство мужчины и женщины с правовыми последствиями (независимо от продолжительности этого сожительства). В процессе обсуждения СК предлагалось вернуть институт признания фактических брачных отношений, но это предложение не получило достаточной поддержки[49].

Фактические браки признавались наряду с зарегистрированными и на территории РСФСР в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»[50]. Этим указом устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, в связи с чем фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 8 июля 1944 года. Другим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» было определено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, возникшие до принятия Указа от 8 июля 1944 г., не могли быть зарегистрированы в силу ряда причин (смерть одного из фактических супругов или пропажа без вести на фронте в военное время), другой супруг имел право обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства в порядке особого производства. Установление судом фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., не допускается, поскольку закон не связывает с ними правовые последствия[51].

Российское законодательство не знает помолвки, обручения как обязательных стадий заключения брака. В большинстве европейских бывших социалистических государств, по сути дела, все действия, связанные с подготовкой к браку, либо имеют символический характер, либо служат своеобразным средством добрачного «испытания». Несколько иначе обстоит дело во многих капиталистических государствах, где заключению брака непременно предшествует обручение, суть которого в «предварительном соглашении» о вступлении в брак в виде обещания оформить его в будущем. При отказе сочетаться браком после обручения возникает обязанность возместить расходы, связанные с подготовкой к бракосочетанию. Иногда процедуре заключения брака предшествует соблюдение традиционных обычаев[52]. Так, в Японии молодожены сначала отправляются в свадебное путешествие, а потом обращаются в муниципалитет с заявлением о регистрации брака[53].

Заключение брака между гражданами РФ, проживающими за пределами РФ, производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях (ст. 157 СК). Законом допускается также возможность признания брака, заключенного гражданами РФ с соблюдением порядка регистрации брака, существующего в стране их пребывания, при условии соблюдения ими требований ст. 14 СК. СК также допущена возможность применения иностранного права при регулировании семейных отношений, осложненных иностранным элементом (раздел 7 СК).

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст. 11 СК и гл. 3 ФЗ об актах гражданского состояния, согласно которым заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в РФ не разрешается[54].

Правило об обязательности личного присутствия при регистрации брака относится к числу общепринятых[55]. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.

Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния (п.п. 6, 7 ст. 27 ФЗ от 15.11.1997).

По общему правилу, заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния (п. 1 ст. 11 СК, п. 2 ст. 27 ФЗ от 15.11.1997 г.). Течение данного срока начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последующего месяца срока (ст. 191 – 192 ГК).

Необходимо иметь в виду, что при наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц (п. 3 ст. 27 ФЗ от 15.11.1997 г.). Ранее этот срок в соответствии со ст. 14 КоБС мог быть увеличен до трех месяцев.

Ни СК, ни закон об АГС не дают ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики (как правило, речь идет о призыве жениха на военную службу, отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок в командировку, беременность невесты, рождение ребенка и т.п.).

Новым в порядке заключения брака в РФ является указание п. 1 ст. 11 СК на возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств). Особые обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Что же касается непосредственно самой государственной регистрации заключения брака, то согласно ст. 4, 27 Закона об актах гражданского состояния она производитсяорганами загса в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, статьями 13 и 156 СК РФ. По желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке.

Государственная регистрация заключения брака не может быть произведена при наличии препятствующих заключению брака обстоятельств, установленных статьей 14 СК РФ.

Руководитель органа записи актов гражданского состояния может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака (п. 1, 5, 8, 9 ст. 27 Закона от 15.11.1997 г.).

За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о браке, взимается государственная пошлина в однократном размере МРОТ.

Регистрация брака оформляется записью акта о заключении брака в книге актов гражданского состояния и свидетельством о заключении брака.

1. Прекращение брака.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *