Что понимают под финансовым результатом отдельного планового периода
Организация финансового планирования и бюджетирования
В чем заключается сущность финансового планирования и прогнозирования?
Финансовое планирование — деятельность экономически активного субъекта (предприятия, государственной структуры, банка, НКО), связанная с распределением денежных средств в соответствии с его актуальными потребностями. Финансовое планирование предполагает выстраивание алгоритма расходования текущих финансовых средств, а также тех, которые переходят в распоряжение экономически активного субъекта в соответствии с аналитическими расчетами (либо исходя из текущих контрактов, ассигнований, инвестиций и иных надежных источников).
Финансовое планирование имеет следующие основные признаки:
В свою очередь, финансовое прогнозирование — деятельность экономически активного субъекта, которая также связана с распределением денежных средств в корреляции с его потребностями, однако соответствующий алгоритм расходования капитала при прогнозировании выстраивается исходя из предполагаемого дохода, не подкрепленного надежными источниками. Таковым может быть, к примеру, рост выручки вследствие ожидаемых валютных колебаний либо роста биржевых цен на тот или иной товар, экспортируемый организацией.
Основные признаки финансового прогнозирования будут существенно отличаться от отмеченных нами выше и характеризующих планирование в силу того, что неопределенность в источниках доходов не позволяет определить целевые статьи расходов. Выстроить график доходов и расходов также в этом случае проблематично. Однако, как и в случае с финансовым планированием,прогнозирование обычно применяется в отношении конкретного периода осуществления предполагаемых операций с капиталом, а также допускает задействование расчетных показателей.
Что представляет собой бюджетирование как инструмент финансового планирования?
В ряде случаев наряду с термином «финансовое планирование» в экономической теории, а также в практике менеджмента используется понятие финансового бюджетирования. Это вполне объяснимо. Дело в том, что бюджетирование, в соответствии с одной из трактовок данного термина, правомерно рассматривать как один из компонентов финансового планирования. Главный его критерий — определение и утверждение экономически активным субъектом различных статей доходов и расходов предприятия, определение последовательности, структуры либо графика их исполнения. Соответствующий график может формироваться в виде бюджета или, например, сметы.
Под бюджетированием может также пониматься технология или инструмент финансового планирования, с помощью которых осуществляется анализ расчетных и фактических финансовых показателей. Данная технология предполагает проведение работы сразу в нескольких направлениях. А именно:
Данная трактовка понятия бюджетирования применяется экономистами при разработке сценариев сбора, анализа и интерпретации финансовой информации, позволяющей отразить динамику движения капитала на предприятии, расходования и пополнения ресурсов, статистику наиболее расходных и доходных статей. Данная информация может запрашиваться собственниками, инвесторами, банками.
Как соотносятся финансовое планирование и бюджетирование на предприятии?
Попробуем резюмировать, как соотносятся между собой финансовое планирование и бюджетирование.
Главное, что следует отметить, — термин «бюджетирование» имеет 2 основные трактовки:
В зависимости от текущих задач финансового менеджмента может применяться либо первый, либо второй подход к пониманию сущности бюджетирования.
Является ли бюджетирование неотъемлемым компонентом финансового планирования?
Как правило, финансовое планирование обязательно включает бюджетирование, поскольку определение целевых статей доходов и расходов в процессе соответствующего направления деятельности менеджмента является одним из главных признаков финансового планирования. Более того, в большинстве случаев допустимо рассматривать в едином контексте финансово-бюджетное планирование и прогнозирование.
Вместе с тем для того, чтобы алгоритм управления капиталом был полноценным, финансовое планирование требует дополнения иными компонентами. Их удобнее всего рассмотреть в корреляции с основными принципами финансового планирования.
Каковы основные принципы финансового планирования в организации?
Современные российские эксперты выделяют следующий перечень ключевых принципов:
Рассмотрим их специфику, а также особенности соответствующих им компонентов финансового планирования подробнее.
Принцип обоснованности предполагает утверждение тех статей расходов, что отражают объективные потребности бизнеса, а также тех статей доходов, которые подтверждаются юридическими гарантиями либо данными объективного расчета. Те издержки, что не нужны бизнесу или необязательны в рамках периода, соответствующего финансовому плану, должны исключаться либо получать статус второстепенных. В свою очередь, доходы, извлечение которых не гарантировано, также не должны рассматриваться как обязательный элемент финансового плана.
Следование принципу системности в финансовом планировании предполагает определение статей расходов, которые формируют общность издержек, так или иначе связанных между собой и призванных становиться логическим элементом инвестиционной политики фирмы. В эффективной организации крайне редко бывает так, что какая-либо статья расходов не связана с другими, хотя бы с точки зрения направленности на решение общих задач бизнеса.
Финансовые планы должны выстраиваться сбалансировано с точки зрения нахождения оптимального соотношения реальных потребностей фирмы и тех ресурсов, которыми она располагает. Еще один аспект сбалансированности — проработанность сценариев появления различных дисбалансов в бизнес-модели фирмы, продиктованных, к примеру, внешними факторами.
Финансовое планирование должно быть прозрачным для всех участвующих в его формировании субъектов и иных заинтересованных лиц. Прозрачность может выражаться в аспекте наличия полного доступа к цифрам, указываемым в статьях доходов и расходов, к методам их определения, интерпретациям данных методов — чтобы все, кто участвует в финансовом управлении компанией, понимали, чем обусловлена структура того или иного финансового плана.
Таким образом, бюджетирование как процесс составления статей доходов и расходов, а также как один из неотъемлемых в большинстве случаев элементов финансового планирования дополняется перечнем методов, которые:
Рассмотрим подробнее специфику соответствующих методов, одновременно сопоставляя их со спецификой финансового прогнозирования.
Основные методы финансового планирования и прогнозирования
Итак, выше мы определили 4 основные группы методов, которые следует рассматривать как неотъемлемые элементы финансового планирования.
Первой группе методов — тех, что направлены на выявление обоснованности статей доходов и расходов фирмы, — могут соответствовать:
С помощью расчетно-аналитических и статистических инструментов экономически активный субъект определяет ключевые и второстепенные статьи доходов и расходов, а посредством нормирования — фиксирует предельные значения издержек по каждой из статей.
Ко второй группе методов — тех, что предназначены для обеспечения следования принципу системности, — можно отнести:
Задействуя экономический анализ и финансовую математику, экономический субъект исследует на предмет сбалансированности текущие финансовые планы. Используя экстраполяцию, финансист может улучшить критерии оценки системности планов за счет использования данных, отражающих эффективность планирования в предыдущие периоды.
Третья группа методов финансового планирования — тех, что направлены на выстраивание сбалансированных финансовых планов, — может включать:
Используя метод балансового расчета, экономический субъект определяет идеальные сценарии соотношения доходов и расходов в рамках тех или иных отчетных периодов — на теоретическом уровне. Моделирование и многовариантность расчетов призваны приблизить данную теорию к практике.
К четвертой группе методов финансового планирования — тех, что направлены на обеспечение прозрачности выстраивания планов, — можно отнести:
Посредством правовой экспертизы источников, используемых при финансовом планировании, экономический субъект определяет уровни доступа к ним со стороны тех или иных сотрудников фирмы. Задействуя экспертную оценку инфраструктуры документооборота, финансист определяет, насколько оперативно и эффективно с точки зрения трудозатрат и расходования иных значимых ресурсов такой доступ может быть реализован. Внутрикорпоративные коммуникации — общение с подчиненными, анкетирование, планерки — позволят выяснить, как идет освоение работы с документами при имеющейся инфраструктуре и уровнях доступа на практике.
Как правило, в прогнозировании данные методы не задействуются, так как перед сотрудниками фирмы не ставится каких-либо практических задач. Прогнозы используют сами финансисты.
Основные этапы финансового планирования
Давайте рассмотрим, в рамках каких этапов осуществляется организация финансового планирования на предприятии. Есть большое количество подходов к их определению. Многие современные российские специалисты предпочитают придерживаться концепции, по которой правомерно выделять 3 этапа:
В рамках стратегического этапа планирования формируются финансовые планы на долгосрочную перспективу, как правило, на несколько лет. Прорабатываются концептуальные основы работы предприятия, ключевые цели, задачи бизнеса. Бюджетирование на данном этапе планирования выполняет не слишком важную функцию: в источниках, в которых фиксируются бюджеты и сметы, информация по статьям доходов и расходов отражается, как правило, довольно поверхностно. Главная роль в составлении стратегических финансовых планов обычно принадлежит собственникам и топ-менеджерам компании.
Тактическое планирование, в свою очередь, предполагает формирование финансовых планов на среднесрочную перспективу, чаще всего в пределах года. Прорабатывается содержание отдельных корпоративных проектов, конкретных направлений развития предприятия. Главную роль в формировании тактических финансовых планов, как правило, играют менеджеры среднего звена — руководители отделов, подразделений. Однако может потребоваться согласование соответствующих планов на уровне топ-менеджеров и собственников фирмы.
Оперативное финансовое планирование предполагает проработку краткосрочных алгоритмов управления капиталами компании, обычно в пределах квартала. Бюджетирование на данном этапе выполняет важнейшую функцию — статьи доходов и расходов в рамках оперативного планирования определяются как можно более детально и локализовано. Главную роль в оперативном планировании играют рядовые сотрудники, которые в ряде случаев намного лучше своих руководителей разбираются в тонкостях локальных бизнес-процессов. Роль менеджеров опять же может сводиться к утверждению соответствующих планов.
Внутрифирменное финансовое планирование (на предприятии на примере завода)
Рассмотрим, каким может быть сценарий практической реализации планирования, на примере завода.
Первый этап финансового планирования, если придерживаться концепции, которая рассмотрена нами выше, — стратегический. В его рамках руководство завода:
Поскольку экономическим субъектом в нашем примере выступает завод, то перечисленным выше пунктам могут соответствовать следующие показатели:
Узнать больше об особенностях расчета дивидендов в бизнесе вы можете в статьях:
На тактическом этапе компетентные сотрудники предприятия:
В свою очередь в рамках оперативного планирования компетентные сотрудники завода, как мы отметили выше, особенно активно задействуют методы бюджетирования, поскольку в данном случае важна детализация хозяйственных процессов. Работа в данном направлении главным образом связана с разработкой различных типов документации. В основном это источники, используемые с целью:
Данные документы, таким образом, призваны транслировать на уровень локальных хозяйственных процессов те показатели, что определены на тактическом этапе планирования.
Тема 9. Финансовое планирование на предприятии
Цель:
раскрытие значения и необходимости внутрифирменного финансового планирования и контроля.
Задачи:
Оглавление
9.1. Роль и место финансового планирования в деятельности организации
В отечественной экономической литературе нет четкой позиции в определении понятия финансового планирования. Для четкого определения финансового планирования, его цели и задач следует прежде всего детально раскрыть объекты финансового планирования.
В большинстве работ, посвященных проблемам финансового планирования, в качестве его основного объекта рассматривается лишь движение финансовых ресурсов, и только в некоторых указывается на необходимость определения финансовых отношений и стоимостных пропорций. По-видимому, при определении содержания и объектов финансового планирования целесообразно исходить из сущности материально-вещественного воплощения и назначения финансов.
Это дает основание отнести к объектам финансового планирования:
Стоимостные пропорции формируются при распределении финансовых ресурсов. Задачей финансового менеджера является определение рациональных соотношений между собственным и заемным капиталом, оборотными и внеоборотными активами, объемом финансирования расширенного производства, текущих затрат и других расходов. Данные пропорции должны быть экономически обоснованными, поскольку влияют на эффективность деятельности коммерческой организации.
Таким образом, в процессе финансового планирования одновременно обосновываются рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов и на этой основе определяются финансовые показатели на плановый период. Их особенностью является синтетический характер и обязательно стоимостное выражение. Этими основополагающими факторами определяются роль финансового планирования и его задачи.
Таким образом, финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.
Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:
Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план — это в конечном итоге набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, план доходов и расходов, план движения денежных средств.
Целью процесса финансового планирования как такового (оперативное, текущее и перспективное финансовое планирование) является достижение оперативных и стратегических целей организации.
Бюджеты и финансовые планы разрабатываются для организации в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается организация, или инвестиционных проектов.
Бюджеты позволяют провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности организации (развитие других видов бизнеса). Они являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов за счет внутренних и внешних источников. Бюджеты и финансовые планы призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием организации и обеспечивают руководство и менеджеров всей необходимой информацией для оценки правильности принимаемых решений и разработки мероприятий по оперативной и стратегической корректировке деятельности фирмы.
Финансовое планирование можно обозначить как стратегию перевода компании из текущего состояния в запланированное.
9.2. Принципы и информационная база финансового планирования
Как уже отмечалось, в современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась по сравнению с той, что она играла в централизованно управляемой экономике. В настоящее время организации заинтересованы в разработке финансовых планов, т. к. это позволяет держать под контролем движение финансовых ресурсов, обеспечивать финансовую устойчивость, своевременно выполнять обязательства перед государством, партнерами, банковской системой и др.
Принципы финансового планирования определяются принципами организации и финансов и заключаются в следующем:
Представленные выше общие принципы планирования дополняются специфическими, именно принципами финансового планирования:
В процессе финансового планирования используются следующие информационные источники:
9.3. Методы финансового планирования
В практике финансового планирования применяются следующие методы:
Расчетно-аналитический метод позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении финансовых показателей, внутренние резервы организации. На основе анализа достигнутого уровня финансовых показателей прогнозируется их уровень на будущий период. Этот метод используется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно — на основе их динамики за ряд периодов. Данный метод может быть использован при определении потребности в оборотных средствах, амортизационные отчисления и другие показатели.
Нормативный метод предполагает использование заранее установленных норм и технико-экономических нормативов при расчетах потребности в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании используется система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия. Федеральные нормативы являются обязательными на всей территории России. К ним относят ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений, учетную ставку рефинансирования ЦБ России, минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ и др. Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах федерации. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов. Кроме того, используются нормативы, разрабатываемые самим предприятием и используемые им для регулирования финансово-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, эффективности вложения капитала и т. д. К таким нормативам относятся:
Нормативный метод в финансовом планировании является самым доступным и самым простым. Поэтому одной из актуальных проблем финансового менеджмента представляется разработка обоснованных норм и нормативов для формирования и использования финансовых ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов подразделениями организации.
Метод балансовых расчетов применяется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе прогноза поступлений и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Балансовый метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджета по балансовому листу и т. д.
Метод многовариантности расчетов заключается в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. Критерии оптимальности определяются предприятием. В качестве критериев могут быть использованы:
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов: таблиц, графиков, уравнений, неравенств и др. В модель включают только основные определяющие факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи. Построение экономико-математической модели финансового показателя осуществляется по следующим этапам:
9.4. Основные финансовые бюджеты
Финансовое бюджетирование, по сути дела, является процессом консолидации всех операционных (производственных) планов, в ходе которого происходит окончательная оценка и согласование всех планов организации, а также отчетов по исполнению планов с учетом план-фактного анализа. Основные финансовые бюджеты предназначены для управления финансами организации, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех управленческих задач. В организациях должны разрабатываться и использоваться в процессе управления три основных финансовых плана: план (бюджет) доходов и расходов, план (бюджет) движения денежных средств, план (бюджет) по балансовому листу. Три финансовых бюджета дают как бы три среза планируемых результатов работы предприятия. Бюджет доходов и расходов определяет планируемые значения финансовых результатов деятельности предприятия. Однако из него не видно, за счет чего будут получены ожидаемые результаты. На помощь приходит бюджет по балансовому листу, который позволяет понять роль разных факторов, участвующих в формировании прибыли (убытка). Существует большое количество различных методик, позволяющих анализировать баланс предприятия. Выполнение такого анализа на этапе разработки бюджета по балансовому листу позволяет своевременно внести коррективы в хозяйственную деятельность организации.
Роль бюджета движения денежных средств иная. В его рамках планируется денежный поток, который не совпадает ни с выручкой, ни с прибылью предприятия. Именно поэтому вопросы движения денежных средств приходится рассматривать отдельно. Действительно, выручка (или прибыль) отражает как денежные, так и неденежные доходы в течение определенного периода времени, причем выручка возникает в момент отгрузки товара, а деньги от реализации могут поступать с опозданием (или с опережением, в порядке предоплаты). Кроме того, разница объясняется тем, что в состав выручки не входят такие денежные поступления, как получение кредитов, займов, взносов в уставной капитал и др., или тем, что при расчете прибыли в составе расходов не учитываются такие «оттоки» денежных средств, как капитальные затраты, выплата налогов, возврат кредитов и др. Наконец, при расчете прибыли амортизация признается затратами, хотя на осуществление этих затрат в данный момент времени денег не требуется.
Бюджет доходов и расходов позволяет управлять эффективностью организации, которая измеряется такими показателями, как прибыль и рентабельность. На практике выделяют несколько уровней прибыли и рентабельности. Это может быть и валовая, и маржинальная прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Каждый из этих показателей бюджета доходов и расходов служит для определенных целей, которые достаточно понятны, исходя из формул расчета этих прибылей.
Назначение данного бюджета – показать соотношение всех доходов в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период организация.
Для управления предприятием необходимо рассматривать бюджет доходов и расходов в разрезе выпускаемой продукции, что позволяет проводить анализ экономической эффективности выпускаемой продукции, уточнять ценовую, ассортиментную и кредитную политику. Кроме того, необходимо рассмотреть бюджет доходов и расходов в разрезе каналов продвижения. У предприятия каналов сбыта может быть несколько, у них могут быть различными условия сбыта. В каких-то каналах сбыта выше цена продукции, но и выше затраты. В одном канале продукция может реализовываться по предоплате, а в другом — с отсрочкой платежей. При продаже через какие-то каналы необходимо держать большие запасы готовой продукции, чем при продаже через другие каналы. Также рекомендуется рассматривать бюджет доходов и расходов в разрезе клиентов и регионов. Должны быть определены минимальные экономические параметры, при которых предприятию выгодно работать с клиентом.
При использовании бюджета доходов и расходов важным вопросом является учетная политика, т. к. информация в финансовых бюджетах зависит от принятой учетной политики. Отсутствие знаний хотя бы основных положений учетной политики не позволит менеджерам правильно интерпретировать отчетность (в частности, отчет о прибылях и убытках как документ, содержащий информацию об эффективности работы организации), что в свою очередь может привести к неэффективным управленческим решениям или отсутствию таковых, т. к. вовремя может быть не обнаружена складывающаяся критическая ситуация в организации.
Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это календарный год), принятый в организации. Внутри бюджетного периода бюджет доходов и расходов должен иметь достаточно подробную (в соответствии с бюджетным регламентом) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности предприятия к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка бюджета доходов и расходов должна осуществляться поквартально и даже помесячно. В случаях когда руководству организации требуется более оперативная информация о состоянии финансов в разрезе бизнесов, бюджет доходов и расходов может иметь подекадную или понедельную разбивку.
Бюджет движения денежных средств — это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе организации. Он отражает все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные поступления авансов и предоплат за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также поступления за продукцию, отгруженную ранее.
Составление бюджета движения денежных средств призвано обеспечить сбалансированность поступлений и использование денежных средств организации на предстоящий период.
При планировании денежных потоков принято выделять три вида деятельности предприятия: операционную, инвестиционную, финансовую. Поскольку операционная деятельность (коммерческая или производственная) предприятия — главный источник прибыли, результатирующего показателя работы, она должна формировать наибольший денежный поток. Коммерческое предприятие создается не для работы на финансовых рынках и не для осуществления инвестиционной деятельности, поэтому инвестиционная и финансовая деятельность имеют для предприятия вспомогательное значение. Денежные поступления от операционной деятельности включают в себя:
Денежные расходы (оттоки) в рамках основной деятельности включают в себя:
В расширенном варианте бюджет движения денежных средств должен содержать три раздела, в которых отражаются денежные потоки от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Формат бюджета движения денежных средств зависит от специфики организации и от развитости системы бюджетирования.
В сокращенном варианте бюджет движения денежных средств может содержать притоки и оттоки денежных средств только от основной, операционной деятельности. На начальном этапе построения системы бюджетирования такой бюджет применяется в «автономном» режиме, т. е. без составления всей совокупности бюджетов.
Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете их необходимого объема и определения моментов времени, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств. Это позволяет избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства организации. Бюджет движения денежных средств является составной частью системы бюджетирования предприятия. Для его составления используются данные бюджета продаж, бюджета закупок, бюджета затрат на оплату труда и др. Достоверность закладываемых в бюджет движения денежных средств зависит от субъективных оценок и прогнозов. В частности, от прогноза продаж и оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо учитывать при составлении и исполнении данного бюджета.
В общем случае бюджет движения денежных средств позволяет:
После составления первого варианта бюджета движения денежных средств можно обнаружить, что в какие-то моменты предприятие будет испытывать дефицит денежных средств, а в какие-то моменты – их избыток. Бюджетирование денежных средств предназначено в первую очередь для управления ликвидностью и платежеспособностью предприятия. Ни в коем случае нельзя допускать дефицита финансовых ресурсов и, наоборот, нужно следить за тем, чтобы не было «непристроенного» избытка денежной массы. Дефицит денежных средств имеет массу неприятных последствий для предприятия, к числу которых можно отнести:
Меры по увеличению потока денежных средств можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. К числу краткосрочных мер можно отнести продажу или сдачу в аренду внеоборотных активов, реструктуризацию дебиторской задолженности в финансовые инструменты, использование частичной предоплаты, разработку системы скидок для покупателей, сокращение затрат, пересмотр программы инвестиций, налоговое планирование и другие меры.
К числу долгосрочных мер по увеличению потока денежных средств относят дополнительную эмиссию акций и облигаций, поиск стратегических партнеров, долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей, реструктуризацию предприятия (ликвидацию или выделение в бизнес-единицы непрофильных активов организации) и др.
В тех случаях, когда предприятие имеет временный избыток денежных средств, их следует эффективно использовать. В противном случае предприятие будет нести убытки, связанные с инфляционным обесценением денег, а также с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Как и вся система бюджетов, бюджет движения денежных средств может составляться на длительные периоды времени с последующей детализацией до уровня декады, рабочей недели, суток. Для предприятий, имеющих резкие колебания доходов и расходов, особенно важны «короткие» бюджеты. При этом расходы предприятия можно предсказать с большей степенью достоверности, чем доходы, т. к. «притоки» денежных средств зависят от внешних условий и здесь весьма значима точность прогнозирования продаж.
Бюджет по балансовому листу как итоговый документ несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяет структурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены в активах баланса), а также упорядочивать планируемые результаты финансовой деятельности организации (отражены в пассивах баланса). На этой основе можно выполнить важный содержательный анализ планируемых финансовых показателей, а также выявить возможные ошибки, допущенные на этапе составления других финансовых бюджетов. В этом смысле бюджет по балансовому листу является проверочным документом. Он действительно «балансирует», т. е. сопоставляет и сверяет все результаты финансовых расчетов.
С помощью бюджета по балансовому листу можно вычислить многие финансовые коэффициенты и оценить не только эффективность текущего баланса, но и, например, альтернативные возможности вложения денег. С помощью анализа финансовых коэффициентов можно выяснить сильные и слабые стороны бизнеса, диспропорции в структуре капитала, уровень риска при инвестировании средств в бизнес, получить базу для сравнения с отраслевыми стандартами и компаниям- конкурентами.
Исходя из этих критериев можно определить набор нужных в данный период финансовых коэффициентов. В теории финансового менеджмента принято оперировать 300 – 350 финансовыми коэффициентами. На практике в подавляющем большинстве случаев для эффективного принятия решений можно ограничиться общим числом финансовых коэффициентов, не превышающим 5 – 7. Именно такое число (выбрав наиболее важные из теоретически возможных ) финансовых коэффициентов целесообразно использовать в качестве целевых показателей финансового плана как отдельного бизнеса, так и по предприятию в целом. Применительно к современным условиям ведения бизнеса в России наиболее целесообразно рассчитывать следующие группы коэффициентов:
Чтобы иметь полное представление о последствиях принимаемых решений бюджет по балансовому листу (бюджет активов и пассивов) следует подвергнуть анализу, т. е. оценить будущую ликвидность, платежеспособность предприятия и его рыночную активность, рентабельность.
Анализ планового бюджета по балансовому листу может дать двоякий результат:
По мнению специалистов, бюджет по балансовому листу самый сложный с методической точки зрения документ. При этом надо отметить, что в рамках минимального бюджетирования финансовые бюджеты, включая бюджет по балансовому листу, можно составлять и без операционных бюджетов, например, методом «от достигнутого». Даже в этом случае прогноз бухгалтерского баланса приносит руководству неоценимую помощь, нацеливая его на действительно эффективные действия.
Форма бюджета по балансовому листу может совпадать с бухгалтерским балансом, а может быть выполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа.
Главная проблема, возникающая при составлении бюджета по балансовому листу, заключается в том, чтобы сформировать оптимальный финансовый бюджет, т. е. найти оптимальную комбинацию всех статей бюджета. При этом нужно исходить из процедуры бюджетирования: построение операционных бюджетов – привязка их к финансовой структуре предприятия – формирование финансовых бюджетов. Иначе говоря, следует разделить хозяйственную деятельность на составные части и каждую часть описать через денежные потоки, составив бюджет движения денежных средств. Далее надо определить, сколько затрачивается на каждый вид деятельности и сколько денег он приносит. Плановый бюджет по балансовому листу покажет, к чему приведут все управленческие действия.
9.5. Оперативные финансовые планы
В целях контроля за поступлением денежных средств и расходованием финансовых ресурсов организации необходимо оперативное финансовое планирование, которое дополняет текущее. Система оперативного финансового планирования заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, необходимо следить за ходом производства и реализации продукции, работ и услуг, состоянием запасов и дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
Информационной базой платежного календаря служат:
Процесс создания платежного календаря можно разделить на следующие этапы:
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми доходами означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях, как правило, используются следующие меры:
Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги. Примерная форма платежного календаря представлена в табл. 9.1.
Примерная форма платежного календаря