Что понимают под формой правления государства

Форма правления государства

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Форма государства

Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства

Форма государства зависит от его содержания и определяется им.

Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства.

Виды монархии: В зависимости от исторической эпохи все монархии делят на добуржуазные и буржуазные.

В зависимости от соотношения статуса главы государства и статуса парламента, степени интенсивности взаимодействия между ветвями государственной власти, порядка формирования и ответственности правительства выделяют президентские, парламентские, смешанные республики (для отечественной юридической науки типично понятие «смешанная республика»). Зарубежные научные источники преимущественно используют понятия «парламентско-президентская республика», «президентско-парламентская республика», «полупрезидентская республика», «полупарламентская республика» и нетрадиционные виды республик.

Президентские республики характеризуются обособлением ветвей власти друг от друга, минимальным по объему применением системы сдержек и противовесов, в такой республике применяется внепарламентский метод избрания президента (либо населением, либо коллегией выборщиков), президент является главой исполнительной власти, самостоятельно формирует правительство, несущее перед ним ответственность.

Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия, Колумбия, Камерун, Кот-д’Ивуар и др.).

Парламентские республики характеризуются особой ролью парламента в системе государственных органов, который формирует правительство (из представителей партии, победившей на выборах, или коалиционное правительство, когда ни одна из партий, получивших места в парламенте, не обладает большинством голосов, позволяющим сформировать однопартийное правительство), несущее перед ним ответственность (Италия, Германия, Греция, Израиль).

Но не главой правительства, что лишает его возможности оказывать значимое влияние на политический курс страны. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.). Правительство не несет ответственности перед президентом.

Смешанные республики сочетают в себе элементы парламентской и президентской республик, здесь взаимодействие ветвей власти и объем реализации элементов системы сдержек и противовесов максимален (Франция, Россия).

В смешанной республике правительство формируется совместно президентом и парламентом и несет ответственность перед ними обоими. Парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. Президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Президент в смешанной республике является главой государства, полномочия по осуществлению исполнительной власти разделены между ним и правительством. Имеет место бицефальность исполнительной власти, когда реальные властные полномочия в сфере исполнительной власти принадлежат и премьер-министру, и президенту.

Президент в смешанной республике наделен правом отлагательного вето на законы парламента.

Так, например, в России Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума как палата Федерального Собрания может выразить Пра ви тельству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.

С позиции политико-территориального устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

В унитарном государстве существует единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны, а также единая система законодательства, предполагающая, что по любым вопросам центральная власть вправе осуществлять правотворчество.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти и объема полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства, если таковые существуют.

Унитарное государство является централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы (Туркменистан, Монголия, Таиланд, Польша). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Великобритания, Швеция).

В составе унитарных государств могут быть образованы автономии, т.е. районы государства, отличающиеся географическими, национальными, языковыми особенностями, в силу которых они наделены широкими возможностями внутреннего самоуправления.

Автономии делятся на территориальные (в форме политических и административных автономий) и экстерриториальные (в форме национально-культурной автономии) виды.

В зависимости от объема полномочий автономии выделяют две ее территориальные формы. В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам (Аландские острова Финляндии). Административная автономия не имеет права на издание собственных законов, но ей предоставлены некоторые специфические права, которые отсутствуют у обычных административно-территориальных единиц (в Китае автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В условиях отсутствия компактного проживания нации может быть создана национально-культурная автономия, которая имеет экстерриториальный характер и выражается в предоставлении нации права иметь своих представителей в государственных органах и закреплении обязанности государства консультироваться с представителями нации при решении вопросов, касающихся языка, быта, культуры. В России правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется на основании Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

В современном мире существуют так называемые регионалистские государства (Испания, Италия) как разновидность унитарного государства и переходная форма от унитарного государственного устройства к федеративному.

Регионалистские государства характеризуются высокой степенью децентрализации власти. Автономии в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть назначает своего представителя в регионе, статус которого варьируется от номинального до предоставления ему права вето на решения местной власти (Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР).

Признаки федеративных государств:

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях. Исключения в этой сфере, как правило, касаются внешнеэкономических и культурных связей.

В федеративных государствах могут применяться следующие виды компетенции, позволяющие разграничить предметы ведения и полномочия между федеральной властью и субъектами федерации:

Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных федерациях число субъектов федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.

Кроме этого, иногда федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей федерации, их полномочиях. Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Абсолютно симметричных федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

Под асимметрией в федерации принято понимать либо нормативно признанное неравенство конституционных статусов субъектов федерации (вплоть до предоставления отдельным субъектам федерации статуса самостоятельного субъекта международного права), либо формальное равенство субъектов федерации в отношениях с федеральным центром, но, например, неравенство в части предоставления какимлибо субъектам федерации специфических полномочий.

Конфедерация формируется на основе договоров о ее создании.

В конфедерации отсутствует единая судебная и законодательная система, общее гражданство и др. Кроме того, в конфедерации отсутствует общая для всей конфедерации территория и государственная граница, а также общая для всех участников конституция, общее законодательство, общая финансовая система.

Примерами конфедераций могут служить Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Сербия и Черногория в 2003-2006 гг., Сенегамбия в 1982-1989 гг., де-факто в настоящее время конфедерацией являются Босния и Герцеговина, хотя ее составные части и лишены права сецессии.

Существует точка зрения, что Европейский Союз является конфедерацией. Однако следует учитывать, что ряд актов органов ЕС имеют прямое действие на территории государств-членов, круг вопросов, решаемых на уровне ЕС, не ограничивается вопросами обороны и экономики.

Короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно империи создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).

Понятие политического (государственного) режима, виды

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические и антидемократические (в форме авторитарных и тоталитарных) режимы.

Признаки демократического режима:

Методы осуществления государственной власти основаны на признании политического, экономического и идеологического плюрализма.

Выделяют следующие формы демократии (способы внешнего выражения демократического политического режима): прямую и представительную.

Демократический политический режим характерен для Российской Федерации, США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.

Признаки авторитарного режима:

Данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, ряда стран африканского континента, Латинской Америки.

Тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию; власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.

Тоталитаризм основывается на культе личности правящего вождя.

При тоталитарном политическом режиме имеет место идеологизация общества и общественной жизни на основе единой обще обязательной государственной идеологии, т.е. идеологический плюрализм отсутствует.

Экономический плюрализм отсутствует, в частности при существовании различных форм собственности имеет место доминирование государственной собственности и ее преимущественная защита.

Источник

Правоведение для чайников – 14. Формы правления

В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.

Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».

В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.

Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.

Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.

Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.

Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.

Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.

Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.

Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.

Монархия vs Республика

Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.

На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.

Почему же так происходит?

А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.

Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.

Формирование правительства и роспуск парламента

Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.

Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.

«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *