Что понимают под информационной безопасностью
Основы информационной безопасности. Часть 1: Виды угроз
Безопасность виртуального сервера может быть рассмотрена только непосредственно как «информационная безопасность». Многие слышали это словосочетание, но не все понимают, что же это такое?
«Информационная безопасность» — это процесс обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информации.
Под «доступностью» понимается соответственно обеспечение доступа к информации. «Целостность» — это обеспечение достоверности и полноты информации. «Конфиденциальность» подразумевает под собой обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Исходя из Ваших целей и выполняемых задач на виртуальном сервере, необходимы будут и различные меры и степени защиты, применимые по каждому из этих трех пунктов.
Для примера, если Вы используете виртуальный сервер, только как средство для серфинга в интернете, то из необходимых средств для обеспечения безопасности, в первую очередь будет использование средств антивирусной защиты, а так же соблюдение элементарных правил безопасности при работе в сети интернет.
В другом случае если у Вас размещен на сервере продающий сайт или игровой сервер, то и необходимые меры защиты будут совершенно различными.
Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее оптимальные средства обеспечения безопасности, для этого рассмотрим основные моменты.
Под «Угрозой» понимается потенциальная возможность тем или иным способом нарушить информационную безопасность. Попытка реализации угрозы называется «атакой», а тот, кто реализует данную попытку, называется «злоумышленником». Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.
Рассмотрим наиболее распространенные угрозы, которым подвержены современные информационные системы.
Угрозы информационной безопасности, которые наносят наибольший ущерб
Рассмотрим ниже классификацию видов угроз по различным критериям:
Применимо к виртуальным серверам, угрозы, которые Вам как администратору сервера, необходимо принимать во внимание это — угроза доступности, конфиденциальности и целостность данных. За возможность осуществления угроз направленных на конфиденциальность и целостность данных, не связанные с аппаратной или инфраструктурной составляющей, Вы несете прямую и самостоятельную ответственность. В том числе как и применение необходимых мер защиты, это Ваша непосредственная задача.
На угрозы направленные на уязвимости используемых Вами программ, зачастую Вы как пользователь не сможете повлиять, кроме как не использовать данные программы. Допускается использование данных программ только в случае если реализация угроз используя уязвимости этих программ, либо не целесообразна с точки зрения злоумышленника, либо не имеет для Вас как для пользователя существенных потерь.
Обеспечением необходимых мер безопасности от угроз направленных на аппаратуру, инфраструктуру или угрозы техногенного и природного характера, занимается напрямую та хостинг компания, которую Вы выбрали и в которой арендуете свои сервера. В данном случае необходимо наиболее тщательно подходить к выбору, правильно выбранная хостинг компания на должном уровне обеспечит Вам надежность аппаратной и инфраструктурной составляющей.
Вам как администратору виртуального сервера, данные виды угроз нужно принимать во внимание только в случаях при которых даже кратковременная потеря доступа или частичная или полная остановка в работоспособности сервера по вине хостинг компании могут привести к не соизмеримым проблемам или убыткам. Это случается достаточно редко, но по объективным причинам ни одна хостинг компания не может обеспечить Uptime 100%.
Угрозы непосредственно информационной безопасности
К основным угрозам доступности можно отнести
Основные угрозы целостности
Можно разделить на угрозы статической целостности и угрозы динамической целостности.
Так же стоит разделять на угрозы целостности служебной информации и содержательных данных. Под служебной информацией понимаются пароли для доступа, маршруты передачи данных в локальной сети и подобная информация. Чаще всего и практически во всех случаях злоумышленником осозхнанно или нет, оказывается сотрудник организации, который знаком с режимом работы и мерами защиты.
С целью нарушения статической целостности злоумышленник может:
Основные угрозы конфиденциальности
Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.
Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.
К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример — нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.
Для наглядности данные виды угроз так же схематично представлены ниже на рис 1.
Рис. 1. Классификация видов угроз информационной безопасности
Для применения наиболее оптимальных мер по защите, необходимо провести оценку не только угроз информационной безопасности но и возможного ущерба, для этого используют характеристику приемлемости, таким образом, возможный ущерб определяется как приемлемый или неприемлемым. Для этого полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной или иной форме.
Каждый кто приступает к организации информационной безопасности, должен ответить на три основных вопроса:
Основные методы и средства защиты, а так же минимальные и необходимые меры безопасности применяемые на виртуальных серверах в зависимости от основных целей их использования и видов угроз, нами будут рассмотрены в следующих статьях под заголовком «Основы информационной безопасности».
Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы
Понятие информационной безопасности
Словосочетание «информационная безопасность» в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин «информационная безопасность» используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» (закон утратил силу, в настоящее время действует «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») информационная безопасность определяется аналогичным образом – как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В данном курсе наше внимание будет сосредоточено на хранении, обработке и передаче информации вне зависимости от того, на каком языке (русском или каком-либо ином) она закодирована, кто или что является ее источником и какое психологическое воздействие она оказывает на людей. Поэтому термин «информационная безопасность» будет использоваться в узком смысле, так, как это принято, например, в англоязычной литературе.
Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.
Из этого положения можно вывести два важных следствия:
Что такое информационная безопасность и какие данные она охраняет
Если компания хранит бухгалтерскую информацию, клиентскую базу, анкеты сотрудников или корпоративные тайны, то важно, чтобы эти данные не попали не в те руки, то есть были защищены. Защитой данных занимается информационная безопасность. Разобрались, что это и какие именно данные она защищает.
Что такое информационная безопасность
Информационная безопасность — это различные меры по защите информации от посторонних лиц. В доцифровую эпоху для защиты информации люди запирали важные документы в сейфы, нанимали охранников и шифровали свои сообщения на бумаге.
Сейчас чаще защищают не бумажную, а цифровую информацию, но меры, по сути, остались теми же: специалисты по информационной безопасности создают защищенные пространства (виртуальные «сейфы»), устанавливают защитное ПО вроде антивирусов («нанимают охранников») и используют криптографические методы для шифрования цифровой информации.
За что отвечает информационная безопасность
Она отвечает за три вещи: конфиденциальность, целостность и доступность информации. В концепции информационной безопасности их называют принципами информационной безопасности.
Конфиденциальность означает, что доступ к информации есть только у того, кто имеет на это право. Например, ваш пароль от электронной почты знаете только вы, и только вы можете читать свои письма. Если кто-то узнает пароль или другим способом получит доступ в почтовый ящик, конфиденциальность будет нарушена.
Целостность означает, что информация сохраняется в полном объеме и не изменяется без ведома владельца. Например, на вашей электронной почте хранятся письма. Если злоумышленник удалит некоторые или изменит текст отдельных писем, то это нарушит целостность.
Доступность означает, что тот, кто имеет право на доступ к информации, может ее получить. Например, вы в любой момент можете войти в свою электронную почту. Если хакеры атакуют серверы, почта будет недоступна, это нарушит доступность.
Какая бывает информация и как ее защищают
Информация бывает общедоступная и конфиденциальная. К общедоступной имеет доступ любой человек, к конфиденциальной — только отдельные лица.
Может показаться, что защищать общедоступную информацию не надо. Но на общедоступную информацию не распространяется только принцип конфиденциальности — она должна оставаться целостностной и доступной. Поэтому информационная безопасность занимается и общедоступной информацией.
Главная задача информационной безопасности в IT и не только — защита конфиденциальной информации. Если доступ к ней получит посторонний, это приведет к неприятным последствиям: краже денег, потере прибыли компании, нарушению конституционных прав человека и другим неприятностям.
Защита конфиденциальных данных — главная задача специалистов по информационной безопасности. Сама конфиденциальная информация бывает разной. Например, у оборонной компании это стратегическое расположение средств ПВО. А у ресторана — рецепт секретного соуса.
Баранников Андрей, руководитель отдела ИБ ИТ-компании «Рексофт»
Если с общедоступной информацией все понятно, то о конфиденциальной информации стоит поговорить отдельно, так как у нее есть несколько разновидностей.
Основные виды конфиденциальной информации
Персональные данные. Информация о конкретном человеке: ФИО, паспортные данные, номер телефона, физиологические особенности, семейное положение и другие данные. В России действует 152-ФЗ — закон, который обязывает охранять эту информацию. Мы подробно рассказывали об этом в статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать».
Тот, кто работает с персональными данными, обязан защищать их и не передавать третьим лицам. Информация о клиентах и сотрудниках относится как раз к персональным данным.
Коммерческая тайна. Внутренняя информация о работе компании: технологиях, методах управления, клиентской базе. Если эти данные станут известны посторонним, компания может потерять прибыль.
Компания сама решает, что считать коммерческой тайной, а что выставлять на всеобщее обозрение. При этом не вся информация может быть коммерческой тайной — например, нельзя скрывать имена учредителей юрлица, условия труда или факты нарушения законов. Подробнее о коммерческой тайне рассказывает закон 98-ФЗ.
Профессиональная тайна. Сюда относятся врачебная, нотариальная, адвокатская и другие виды тайны, относящиеся к профессиональной деятельности. С ней связано сразу несколько законов.
Служебная тайна. Информация, которая известна отдельным службам, например, налоговой или ЗАГСу. Эти данные обычно хранят государственные органы, они отвечают за их защиту и предоставляют только по запросу.
Государственная тайна. Сюда относят военные сведения, данные разведки, информацию о состоянии экономики, науки и техники государства, его внешней политики. Эти данные самые конфиденциальные — к безопасности информационных систем, в которых хранится такая информация, предъявляют самые строгие требования.
Информационная безопасность автоматизированных систем: понятие, методы обеспечения
В любой частной компании или государственной структуре, на любом предприятии должна быть обеспечена информационная безопасность автоматизированных систем. Тем более что без их наличия сегодня, в век высоких технологий, трудно представить эффективную работу какой-либо организации.
Однако подобные автоматизированные сети часто являются объектами атак со стороны злоумышленников. И обеспечить информационную безопасность часто бывает не так уж и просто: ведь известно, что чем многофункциональнее система, тем больше уязвимостей в ней присутствует. И решать эту проблему как-то надо. Для этого используются специальные методы, о которых мы сегодня и поговорим.
Основы информационной безопасности автоматизированных систем
Вышеупомянутая система представляет собой организационно-техническую структуру, которая состоит из определенных элементов и обеспечивает автоматическую обработку данных. Она удовлетворяет потребности участников информационных отношений в получении определенных сведений.
Принято выделять 4 ключевых компонента автоматизированной системы:
Перейдем к понятию безопасности автоматизированной системы. Под ней понимают защиту системы и всех ее составляющих от преднамеренного или непреднамеренного нежелательного воздействия.
Основы информационной безопасности автоматизированных систем
Информационная безопасность автоматизированных систем – область науки и техники, которая активно развивается в последние десятилетия. Ее обеспечивают математические, программно-аппаратные, криптографические, правовые и организационные способы защиты. Важно сделать это на всех этапах работы с информацией: при ее приеме, обработке, хранении, отображении и передаче в системах.
Процесс обеспечения безопасности АС неотделим от понятия информации. Она является одним из важнейших компонентов автоматизированной системы. Рассмотрим, что такое информация и информационные ресурсы, и дадим определение этим понятиям.
Под информацией понимают сведения об окружающем мире, а также происходящих в нем процессах и явлениях. Информация лежит в основе решений, которые принимаются с целью оптимизации управления автоматизированной системой. Она может иметь различные формы и обладать теми или иными свойствами. Управление свойствами информации позволяет получить оптимальное решение.
Взаимодействие субъектов с информационными ресурсами ведет к возникновению отношений, которые и называются информационными. В свою очередь участвующие в этих отношениях субъекты определяются как субъекты информационных отношений.
Выделяют 3 категории субъектов информационных отношений: государство (в целом, а также различные органы государственной власти, ведомства и государственные организации), юридические лица и объединения, граждане (физические лица).
Ваш Путь в IT начинается здесь
Любой субъект в зависимости от того, в какие отношения он вступает и по отношению к различной информации, может являться источником информации или ее потребителем. Возможны случаи, когда он является одновременно и тем, и другим.
3 главных требования к информационной безопасности
Специалисты по защите данных в своей работе опираются на три важнейших свойства информации, которые являются основой безопасности. В английском языке для них введено отдельное определение CIA Triad. Обеспечение этих свойств входит в число требований информационной безопасности к автоматизированным системам. Рассмотрим каждое свойство отдельно:
Этапы организации систем информационной защиты
Организация информационной безопасности автоматизированных систем – важнейшее условие существования последних. Для решения этой задачи необходим структурный подход с выделением следующих этапов разработки, внедрения и ежедневной работы систем информационной защиты:
На данном этапе составляется перечень требований, которые должны быть соблюдены при создании системы безопасности. Они зависят от таких факторов, как потребности субъектов, протекающие в системе бизнес-процессы, угрозы (внутренние и внешние) и степень их опасности. Планирование основывается на действующих системах стандартов, регулирующих информационную безопасность
Важно устранить все ошибки и исключить вероятность срыва сроков из-за погрешностей, допущенных на первом этапе.
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем требует оперативного управления безопасностью. Оно представляет собой систему реагирования на все внутренние и внешние угрозы, а также на любые нештатные ситуации. Работа ведется как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Большие компании для осуществления этой функции создают оперативно-диспетчерские службы и нанимают целый ряд специалистов. В небольших предприятиях вопросами информационной безопасности занимается, как правило, один сотрудник – системный администратор.
Периодический аудит системы безопасности и полный анализ полученных результатов позволяет подготовить доклад для руководства, содержащий всю информацию о работе системы, а также предложения по оптимизации и усовершенствованию системы и внедрению дополнительных мер защиты.
Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.
Карьерная мастерская это:
Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!
Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:
Зарегистрироваться и получить подарки
Ежедневное функционирование системы информационной безопасности подразумевает осуществление всех процессов планирования, внедрения, организации, управления, анализа, выявления инцидентов, а также внесения поправок в работу технических и программных средств обеспечения безопасности.
Повседневная работа по поддержанию информационной безопасности
Применение всех доступных ресурсов и оценка эффективности проводимых мероприятий – важное условие каждого из вышеперечисленных этапов.
4 стадии взлома автоматизированной системы
Любая уязвимость АС может быть использована злоумышленниками, пытающимися получить контроль над информационными ресурсами, например, конкретного предприятия, что несет угрозу самой организации, ее сотрудникам и третьим лицам. С этой целью осуществляются 4 стадии взлома:
Технические способы обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем
Эффективная защита АС подразумевает использование как можно большего числа объектов информационной безопасности автоматизированных систем. Они должны защищать систему от атак и противостоять всем известным угрозам. Выделяют следующие модули технической защиты:
Другие методы защиты также повышают информационную безопасность:
Административные методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем
Разработка и внедрение административных методов защиты АС, применяемых на предприятии – прямая ответственность руководства компании, вышестоящих ведомств, службы безопасности и управления персоналом. Основными административными методами обеспечения информационной безопасности АС являются:
Следует учитывать, что высокий темп научно-технического прогресса сопровождается таким же быстрым развитием средств и методов, угрожающих безопасности автоматизированных систем. Повышается уязвимость АС, растет количество хакерских атак. Поэтому сегодня вопросы защиты автоматизированных систем выходят на первый план.
Для руководителей – что такое информационная безопасность
Информационная безопасность – это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Информационная безопасность не сводится исключительно к защите информации. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в обслуживании клиентов.
Под безопасностью информации понимается такое ее состояние, при котором исключается возможность просмотра, изменения или уничтожения информации лицами, не имеющими на это права, а также утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, специальных устройств перехвата (уничтожения) при передаче между объектами вычислительной техники. Также к информационной безопасности относится защита информации от непреднамеренного уничтожения (технические сбои).
Защита информации – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности и целостности обрабатываемой информации, а также доступности информации для пользователей.
Конфиденциальность – сохранение в секрете критичной информации, доступ к которой ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц или организаций).
Целостность – свойство, при наличии которого информация сохраняет заранее определенные вид и качество.
Доступность – такое состояние информации, когда она находится в том виде, месте и времени, которые необходимы пользователю, и в то время, когда она ему необходима.
Цель защиты информации является сведение к минимуму потерь в управлении, вызванных нарушением целостности данных, их конфиденциальности или недоступности информации для потребителей.
Официальная часть (процедура копировать-вставить с Интернетов) закончена. Теперь неофициальная. Из практики.
Статья эта написана для руководителей компаний, для которых правила НБ РК (регулятора) неприменимы.
Как большая часть руководителей (и не очень) понимают «информационную безопасность»?
Что имеют ввиду работодатели (компании), когда размещают вакансии с упоминанием словосочетания «Информационная безопасность»?
Из практики большая часть ассоциируют информационную безопасность с какими-то техническими средствами, например устройство защиты сети (firewall) или программным обеспечением по слежке за сотрудниками (так называемые DLP — data loss prevention) или антивирусом.
Вышеупомянутые средства относятся к информационной безопасности, но никак не гарантируют сохранность объекта защиты (информации), ее целостность и доступность. Почему?
По очень простой причине — обеспечение информационной безопасности — это процесс, а не какое-либо устройство, программное обеспечение, которые, как большая часть руководителей (и не только) думают, что являются панацеей и защитой.
Возьмем для примера небольшую торговую компанию, с количеством пользователей 50 штук. Под пользователями подразумеваются все сотрудники, имеющие доступ в информационную систему (ИС) компании посредством какого-либо устройства (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон). Под доступом в ИС подразумевается любой доступ — к электронной почте, в сеть Интернет, к базам данных, файлам и т.д.
Менталитет руководителей в наших компаниях (в том числе и нашем примере) в корне отличаются от западных — я босс, мне все можно. В том числе и неограниченный ничем доступ в сеть Интернет или возможность устанавливать любое ПО на компьютере. С точки зрения информационной безопасности — такой руководитель и есть основная угроза той самой информационной безопасности. Почему? Потому что он некомпетентен в вопросе информационной безопасности, и думает, как было сказано выше — что если есть системный администратор, либо какое-то дорогое устройство, которое он недавно купил по рекомендации того же системного администратора — все это ДОЛЖНO обеспечить ту самую информационную безопасность. Могу сказать, что ни один специалист и ни одно дорогое устройство вас не спасет от того, если преднамеренно на вашу почту (например mail.ru — так любимую всеми) злоумышленник отправит какое-либо вредоносное ПО, которое не будет вирусом, а например будет каким-то скриптом, который через ваш компьютер позволит получить доступ в вашу ИС. Вы скачиваете файл со своего почтового ящика mail.ru (например он называется «Требования к поставщику.doc» — скрипт запускается (без вашего ведома естественно).
Злоумышленник таким образом получает доступ в вашу сеть, впоследствии тихо разворачивает свою деятельность и вуаля! В один «прекрасный» день вы вдруг обнаруживаете (нужное подчеркнуть):
Многие возмутятся — все это страшилки. Аргументы обычно следующие:
Резервные копии
Резервное копирование — это один из самых основных способов защиты информации — ее целостности, доступности и сохранности.
Устройство безопасности (firewall)
Антивирус
Сколько людей — столько и антивирусов. Антивирус, как было сказано выше, не панацея. Это лишь одно из средств обеспечения безопасности информации, которое не исключает и не отменяет соответствующую настройку операционных систем, групповых политик, прав доступа, регламентированные процедуры резервного копирования, обучение и информирование пользователей основам информационной безопасности и прочие меры, которые могут укрепить бастион информационной безопасности.
Нужно ли вам нанимать сотрудника, специально занимающего информационной безопасностью, либо срочно бежать и закупать маски устройства безопасности (firewall) и антивирусы, чтобы обеспечить информационную безопасность?
Нет. На первом этапе ничего покупать, никого нанимать и делать прочие необдуманные действия — не надо.
Далее приведем упрощенный алгоритм действий, которые необходимо предпринять для построения системы информационной безопасности.
Если ответ на вопрос 0 — «как обычно», можете дальше не терять свое драгоценное время и не читать.
1. Определитесь, что и зачем защищать. Документ, который это описывает обычно называется «Политика информационной безопасности». Документ не описывает каких-то конкретных мер, технических устройств, настроек и прочих действий, требуемых для обеспечения защиты информации.
2. Составьте список ресурсов (технических средств и программного обеспечения) которые имеются в компании. Часто в требованиях к соискателям упоминается перечень ПО и оборудования «Kerio FW, Cisco, Mikrotik, Ubuntu, pfsense» и т.д. Вы что, серьезно думаете, что все это имеющееся у вас в наличии, вас защитит? Скорее наоборот.
3. Создайте и обсудите матрицы доступа пользователей (клиентов, партнеров и т.п.) к информационной системе. Что такое матрица доступа: это когда есть четкий документ кто, куда и какого уровня имеет доступ к ИС системе.
4. Создайте документ, регламентирующий процедуру резервного копирования.
5. Создайте документ, где описываются все средства обеспечения ИБ — физические, технические, программные, административные.
6. Подготовьте и проведите обучающие занятия по информационной безопасности для сотрудников предприятия. Проводите их ежеквартально.
7. Поинтересуйтесь у ответственного сотрудника, сможет ли он обеспечить весь процесс самостоятельно или это требует привлечения третьей стороны (либо найма дополнительного сотрудника)
8. Протестируйте свою ИС на проникновение (так называемый penetration test).
9. Создайте, либо внесите корректировки в следующие документы:
11. Улыбнитесь. Не так страшен черт, как его малюют, если у вас есть хорошо структурированная, прозрачная, понятная и управляемая информационная система. Понятная как для вас (руководителя), для ваших пользователей (сотрудников) ну и надеемся для вашего системного администратора.