Что понимают под конституционными отношениями допустимо ли их сводить к властеотношениям
Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды
Понятие конституционно-правовых отношений
В сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны.
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.
В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Специфика конституционно-правовых отношений:
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Содержание конституционно-правового отношения
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Виды конституционно-правовых отношений
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.
2. С точки зрения времени функционирования:
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
Конституционно-правовые отношения, субъекты конституционно-правовых отношений
Со спецификой конституционно-правовых норм неразрывно связана и специфика конституционно-правовых отношений. Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения. Как часть правовой системы конституционное право закрепляет, т. е. учреждает систему конституционных ценностей и обеспечивает их охрану и реализацию. В системе конституционных ценностей основными являются: 1) суверенитет народа; 2) свобода личности; 3) власть — именно эти ценности и выступают основным объектом конституционного регулирования. В условиях демократии высший гуманистический смысл и социальное назначение конституционного права заключаются в том, чтобы закрепленная в Конституции РФ формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2) получила реальное воплощение, поскольку, опять же согласно Конституции, права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Исходя из этих постулатов, конституционное право регулирует две основные группы отношений: 1) отношения, связанные с охраной и реализацией основных прав и свобод человека и гражданина; 2) отношения, связанные с организацией и функционированием системы власти. Причем вторая группа, так называемые властеотношения, является зависимой и производной от первой. Соответственно этим двум группам отношений используются два типа правового регулирования. Отношения первой группы регулируются на основе общедозволительного типа регулирования по принципу «разрешено все, что не запрещено законом»; вторая группа — властеотношения регулируются в соответствии с разрешительным принципом «разрешено то, что прямо предусмотрено законом». Таким образом, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы. Поведение, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируются, ограничивается свобода усмотрения, а значит, и произвольных, не предусмотренных законом, действий.
Конституционные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений заключаются в том, что они возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального), т. е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов(в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, они характеризуются высоким политическим потенциалом, т. е. выступают юридической формой политических отношений в обществе и, в этой связи, выражают интересы разных социальных групп, а также коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения довольно многообразны. В зависимости от временного фактора конституционные правоотношения могут носить длящийся, устойчивый характер (отношения, вытекающие из гражданства, нахождения выборного должностного лица на государственной службе; принадлежности территории к Российской Федерации и др.) или быть временными (отношения между участниками избирательного спора и судом, между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным судом и др.). Конституционные правоотношения различаются по содержанию (избирательные, федеративные, муниципальные и т. д.), субъектному составу, основаниям возникновения. В зависимости от характера регулирующих норм конституционные правоотношения могут быть конкретными в случаях: а) если стороны такого отношения персонифицированы, например: кандидат на выборную должность, избирательная комиссия; Государственная Дума; б) если субъекты правоотношения наделены конкретными правами и обязанностями; в) если их поведение имеет конкретные юридические последствия и др., а также общерегулятивными, что специфично именно для конституционного права. Общерегулятивные отношения носят статутный характер, выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества, т. е., отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др., возникают непосредственно на основе конституции и действуют в течение длительного времени.
Субъектами конституционно-правовых отношений выступают физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).
Все субъекты наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их своими действиями). При этом абсолютной правосубъектностью(т. е. не ограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формировании органов власти, выражении своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью.
Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к свободе личности, условия и гарантии ее участия в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др.
Важно видеть и понимать конституционную проблему, а не правоприменительную
Адвокатам рассказали об отдельных аспектах аргументации жалоб на нарушение конституционных прав и свобод
29 октября в рамках вебинара ФПА РФ кандидат юридических наук, доцент, руководитель Департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Тимур Соколов прочитал вторую часть лекции на тему «Адвокат в российском конституционном судопроизводстве». Лекция, состоявшаяся в преддверии 30-летия со дня начала работы Конституционного Суда РФ, была посвящена мотивировке конституционных жалоб.
По мнению Тимура Соколова, мотивировочная часть является наиболее сложной в составлении жалобы, что «открывает для практикующего юриста возможность показать высоты теоретической подготовки как в области соответствующей отрасли права, так и в области конституционного или международного права, а равно теории или даже философии права».
Кроме того, аргументация – это важнейшая содержательная часть жалобы, от силы и убедительности которой, при условии успешного соблюдения всех процессуальных требований, зависит судьба самой жалобы, уточнил лектор. Мотивировка отражается в трех элементах жалобы – позиция заявителя по поставленному им вопросу, ее правовое обоснование и требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ.
По словам Тимура Соколова, существует многообразие складывающихся в судебной практике ситуаций, что подтверждается количеством решений Суда (721 постановление и более 40 тысяч определений), поэтому нельзя дать универсальный совет, который был бы «ключом к успеху». Вместе с тем анализ 30-летней практики конституционного правосудия показывает ряд наиболее типичных вариантов аргументации правовых позиций КС РФ, которые могут быть использованы в мотивировке жалоб на нарушение конституционных прав и свобод.
Лектор представил три основных модели аргументации и привел случаи, когда они могут быть использованы. Эти модели производны от статей Конституции РФ, противоречие которым многократно устанавливал Конституционный Суд РФ. Первая модель основана на ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей принцип равенства всех перед законом и судом. В данном случае возможны конструкции жалобы, связанные с применением принципа равенства в его буквальном прочтении, с неопределенностью правовых норм как достаточным основанием для дисквалификации правовых норм, а также с обоснованием допущения нормой своего произвольного применения.
Когда исчерпаны все средства внутригосударственной защиты
Вторая модель мотивировки основана на ст. 55 Конституции РФ, касающейся возможностей и допустимых условий ограничения прав и свобод человека и гражданина. Тимур Соколов подробно остановился на практике оценки КС РФ возможности или невозможности ограничения конституционных прав и свобод и указал этапы российского варианта теста на пропорциональность ограничений. Особое внимание это положение имеет для прав и свобод, не указанных в Конституции РФ, по подчиняющихся тем же принципам правового регулирования прав и свобод человека (например, недопустимость бессрочного ограничения каких-либо прав или свобод).
Третья модель аргументации основана на ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту. Как отметил лектор, это конституционное положение может работать в ряде случаев: когда отсутствует доступ к суду (что является неконституционным), когда отсутствуют необходимые процессуальные гарантии, в случае неполноты процессуальных гарантий для эффективной защиты прав и свобод.
Тимур Соколов рекомендовал адвокатам в целях поддержания успешности своей практики следить за решениями и развитием правовых позиций Конституционного Суда РФ, писать текст жалобы в стилистике, в меру приближенной к решениям и правовым позициям КС РФ. Также важно четко видеть и понимать именно конституционную проблему, вытекающую из конституционных принципов, а не из правоприменительной ситуации заявителя.
Лектор отметил большой вклад издания «Адвокатская газета» в «дело распространения» позиций Конституционного Суда.
Тимур Соколов убежден, что общими усилиями возможно сформировать не только новую юридическую методологию, но и новый тип юридического мышления – конституционно-правовой.
В завершение эксперт ответил на вопросы слушателей.
Ознакомиться с презентацией Тимура Соколова можно здесь.
Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна 29 октября до 24.00 (по московскому времени). Повторы трансляции состоятся в субботу и воскресенье, 30 и 31 октября.
Понятие конституционных правоотношений, их состав и предпосылки
Конституционно-правовые отношения –это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме прав и обязанностей.
Будучи разновидностью правоотношений конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности.
Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своим объектом, субъектным составом и сложным характером юридических связей между субъектами.
Субъектами конституционного права являются участники правоотношений. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классификация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются:
1. социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.);
2. государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае);
3. основные органы государства (глава государства — император в Японии, президент в США, парламент в Великобритании, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и т.д.);
4. общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы, — см. ниже);
5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;
6) органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции);
7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).[4]
Объектами конституционно-правовых отношений выступают те блага, ради которых субъекты вступают в эти отношения: это социально-экономические и социально-политические ценности, основы личных прав и свобод, отношения собственности, национальные и расовые отношения и т.д.
Содержание конституционно-правовых отношений включают два аспекта: юридический и фактический. Фактическое содержание конституционно-правовых отношений составляет реальное поведение субъектов, а юридическое – их субъективные права и юридические обязанности.
Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт — событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъектов(рождение порождает возникновению правоотношений по гражданству), а действие напрямую связанно с его волеизъявлением. Действия в свою очередь классифицируются на юридические акты и юридические поступки.
§ 2. Конституционно-правовые отношения и их субъекты 1. Конституционно-правовые отношения
Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958; Коток В. Ф. Конституционные правовые отношения в социалистических странах // Правоведение. 1964. № 1; Кравчук С.
Те политические общественные отношения, которые охватываются предметом конституционного права и закрепляются его нормами, можно уже называть конституционно-правовыми отношениями. Допустимо и использование понятия конституционные правоотноше-
Какие ключевые слова можно положить в основу предмета конституционного права как отрасли права и объединить регулируемые им политические общественные отношения? Пожалуй, это могут быть несколько исходных понятий: строй общества и государства, личность, власть. Роль конституционного права, как мы уже видели, заключается в закреплении основ всего строя общества и государства, статуса личности, организации власти в стране; эти основы развиваются и детализируются далее в нормах различных отраслей права, в первую очередь самого конституционного права. Кроме того, задачей конституционного права является регулирование механизмов осуществления государственной власти и власти местного самоуправления.
Если же попытаться найти одно ключевое понятие, являющееся символом конституционного права, на такую роль скорее всего может претендовать термин власть, в условиях Российской Федерации — народовластие. Для этого есть основания: весь строй общественных отношений в Российской Федерации служит интересам народа, поскольку народ либо сам осуществляет власть, либо формирует для этого соответствующие органы.
Нередко коллеги-государствоведы полагают, что предметом данной отрасли права являются отношения народовластия. Такой подход имеет право на существование. Ведь в конце концов вопрос о принадлежности и сути власти является кардинальным в любой социальной системе.
В то же время сводить предмет конституционного права лишь к государственной власти и властеотношениям не совсем верно. Следует принять во внимание следующие факторы.
Во-первых, создавая условия для развития ряда общественных отношений, конституционное право может иметь в качестве как бы их фона властный аспект, однако сам он при этом не регулируется.
Во-вторых, даже имея какое-то касательство к власти, многие отношения не выражают прямо властного начала, хотя и характеризуют возможности граждан. Например, выборы названы в Конституции РФ вместе с референдумом высшим выражением власти народа, но ориентироваться надо на конечный результат, промежуточные действия осуществлением власти не всегда назовешь — например, если человек расписывается в подписном листе для поддержки кандидата в депутаты, становится наблюдателем на избирательном участке или, наконец, попросту пришел на встречу с кандидатом.
В-третьих, даже когда обоснованно утверждается, что предмет конституционного права — отношения властвования, следует непременно подчеркнуть: в современных политических отношениях элемент властвования выглядит совсем иначе, чем это было раньше, когда властеотношения зачастую связывали с субординацией (т. е. подчинением одного субъекта другому). Субординация зачастую исключается, но от этого отношения не утрачивают характера власте- отношений. Например, отношения Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации — типичные властеотношения, но ни одна сторона не находится в подчинении у других.
В-четвертых, «общественно-политическая жизнь», «управление государственными и общественными делами» — категории широкие. Они не всегда связаны с государством, государственной властью. Многие возникающие при этом политические отношения весьма важны для формирования политического климата в обществе, взаимоотношений между различными социальными слоями и силами, обеспечения гласности и публичности различных как государственных, так и общественных мероприятий. Как отмечалось выше, возможность и условия возникновения и существования всех подобных политических отношений должны быть заложены в праве, чему и служит конституционное право.
О сущности и содержании конституционно-правовых отношений многое сказано ранее. Здесь обратим внимание на то, что палитра этих отношений многообразна. Отсюда возможна их характеристика по разным основаниям.
1. По природе конституционно-правовые отношения являются, как уже говорилось выше, политическими.
2. По видам деление конституционно-правовых отношений соответствует предмету конституционного права как отрасли права. Следует выделять группы общественных отношений, составляющих предмет российского конституционного права:
а) связанные с основами конституционного строя Российского государства, сущностью и формами власти народа в нашей стране;
б) связанные с основами правового положения личности в Российской Федерации;
в) по поводу государственного устройства Российской Федерации;
г) связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. По степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения можно разделить на общие и конкретные.
Общие конституционно-правовые отношения — это так называемые правовые состояния. Такие отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Более того, им и не требуется совершать какие-либо действия в подтверждение правового состояния. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства. Оно возникает в большинстве случаев с рождением человека и длится всю жизнь. Человеку обычно не надо подкреплять свое нахождение в гражданстве данного государства. Государству также не требуется предпринимать специальные шаги для демонстрации того, что оно есть участник состояния гражданства.
Конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий потенциально возможными субъектами подобных отношений. Если действие не совершается, то и конкретное конституционно-правовое отношение не возникает. Например, в дополнение к названному выше общему правовому состоянию гражданства может возникнуть конкретное конституционно-правовое отношение в сфере гражданства, если гражданин РФ захочет выйти из гражданства России. Для этого он должен обратиться с ходатайством на имя Президента РФ, его документы пойдут по инстанциям, и в конституционно-правовое отношение по мере подготовки вопроса будут включаться органы внутренних дел, департамент по вопросам гражданства Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ и другие органы, а завершится все изданием соответствующего указа Президента.
Кстати, с выходом из гражданства прекращается не только данное конкретное конституционно-правовое отношение, но и общее отношение (состояние) гражданства данного лица и Российского государства, т. е. конкретные конституционно-правовые отношения исчерпываются соответствующими действиями, для возобновления отношений понадобятся новые действия.
4. По фактору существования во времени конституционно-право- вые отношения могут быть поделены на статические и динамические.
Статические отношения — это постоянные отношения, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием государств, объявлением формы их устройства, образованием органов управления и т. д. Например, Российская Федерация — федеративное государство, поэтому в целом федеративные отношения статические. Наличие двух палат в парламенте — Совета Федерации и Государственной Думы — порождает постоянное существование парламентаризма на федеральном уровне. Примеры можно продолжить, но главное в том, что именно наличие постоянных конституционно-пра- вовых отношений обусловливает закономерности и стабильность конституционно-политического развития и соответствующее консти- туционно-правовое сознание.
Динамические отношения уже в силу определяющего слова возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений. Иначе они возникнуть не могут. Но по совершении конкретных действий конституционно-правовое отношение достигло своих целей и поэтому прекратилось. Динамичность предполагает, что в дальнейшем данное конституционно-правовое отношение может возникать неоднократно, но в каждом случае понадобятся действия соответствующих субъектов.
Например, участие избирателей в голосовании на выборах — это динамичный процесс, он выражается в том, что человек приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень, заполняет его и опускает в избирательный ящик. На этом все закончилось, и следующий цикл может возникнуть не просто с проведением очередных выборов, а именно с явкой гражданина на избирательный участок для совершения перечисленных действий.
В какой-то мере соотношение статических и динамических отношений можно сопоставить с математическими категориями аксиомы и теоремы. Статика должна отразить те черты конституционно-пра- вовых отношений, которые сродни аксиомам. А возникающие динамические отношения — это те жизненные теоремы, которые надо решать с учетом конституционно-правовых аксиом. Между прочим здесь и коренится различие в общественных системах и природных законах. Сформировавшиеся законы материи вечны, отсюда и постоянны аксиомы. Что касается статики бытия людей, каждая новая группа, пришедшая к власти, пытается создать свои общественные аксиомы и придать им конституционно-правовую «плоть». Как подтверждает история, их постоянство можно выразить лишь в длительности новых общественных отношений, но отнюдь не в их вечности.
Причем, поскольку жизнь подвижна, именно динамические отношения со временем могут привести к разрушению существующих постоянных (статических) конституционно-правовых отношений и появлению новых закономерностей. Это лишь означает зарождение новых статических состояний, которые опять найдут конституционно-пра- вовое отражение. И так далее. Вечное общественное мироздание пока не просматривается.
В науке конституционного права используются и другие характеристики (классификационные группы) конституционно-правовых отношений.
По юридическому значению их делят на материальные и процессуальные (см., например, указанные в списке литературы работы Ж. И. Овсепян, М. С. Саликова). Такое деление возможно, но как условно-научное. В дальнейшем мы покажем, что материальное и процессуальное начала существуют в конституционном праве, отражаются в наличии соответствующих групп норм этой отрасли права. Однако процесс правореализации строится на соединении материальных и процессуальных отношений, поскольку любое материальное полномочие (право, свободу, обязанность) возможно осуществить только в определенном процессуальном порядке. Например, право Государственной Думы принимать федеральные законы — это материальное полномочие, а его осуществление — процессуально- процедурный порядок. И одно без другого не существует (см. по этому поводу указанные в списке литературы работы В. О. Лучина, В. С. Основина).
По целевому назначению выделяют правореализационные и охранительные конституционные правоотношения. Такое деление допустимо как условно-научное по той причине, что в жизни любое осуществление конституционно-правовых норм есть и их реализация, и обеспечение (охрана) интересов субъектов правоотношений.