Что понимают под квалификацией специалиста
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).
Статья 195.1 ТК РФ. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (действующая редакция)
Комментарий к ст. 195.1 ТК РФ
1. В ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.
3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.
Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.
4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.
5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.
Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.
6. Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Данные по квалификационным уровням
Что требуется для достижения уровня квалификации
Должностные полномочия и ответственность
Выполнение заданий под руководством.
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд)
Элементарные или базовые специальные
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса.
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач.
Выполнение стандартных поручений.
Выбор подхода к выполнению задания из инструкций.
Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев.
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий.
Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения.
Решение стандартных практических задач.
Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте.
Корректировка действий с учетом условий их осуществления
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации.
Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников.
Ответственность за себя и своих подчиненных
Умение решать различные практические задачи.
Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний.
Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий.
Способность к самостоятельной обработке информации
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.
Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации.
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений.
Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений.
Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования.
Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации.
Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации
Использование технологических или методических профзнаний.
Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели.
Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями.
Ответственность за подразделение или предприятие в целом
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера.
Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации
Получение высшего образования.
Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена.
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности.
Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера.
Разработка новых подходов, методик, технологий
Понимание методологических основ профдеятельности.
Разработка новых практических решений в определенной сфере.
Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности
Получение высшего образования (специалитет или магистратура).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений.
Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера.
Подбор и анализ информации для развития деятельности
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Программы высшего образования (магистратура или специалитет).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера.
Особый вклад в определенную сферу деятельности.
Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.