Что понимают под медиатекой

Медиатека

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Медиате́ка (англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.

В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях является структурным подразделением и базируется на базе компьютерного класса.

Фонд медиатеки зависит от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и пользователем. Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое. Самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ — библиотекарь — читатель; в случае медиатеки это документ — медиатекарь — пользователь — машина.

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Медиатека» в других словарях:

медиатека — и, ж. médiathèque f. Во Франции. Библиотека нового типа, рассчитанная не на хранение книг, а на предоставление широкому кругу читателей открытого доступа к информации (книгам, микрофильмам, магнитным записям). Веденина 1997 608 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Альянс Франсез в Молдавии — Альянс Франсез в Молдавии ассоциация, созданная в соответствии с молдавским законодательством, с 2008 года признанная молдавскими властями как общественно полезная, официально одобрена Альянс Франсез. Французским Альянсом в Молдове… … Википедия

Ито, Тоё — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Мурманская областная детско-юношеская библиотека — Мурманская областная детско юношеская библиотека … Википедия

Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина — Координаты: 58°00′56″ с. ш. 56°14′40″ в. д. / 58.015556° с … Википедия

Конвой PQ-17 (фильм) — «Конвой PQ 17» российский фильм, снятый по мотивам романа «Реквием каравану PQ 17» советского писателя мариниста В. Пикуля, который, в свою очередь, основан на реальных событиях. Конвой PQ 17 Жанр военный фильм драма Режиссёр Александр Котт … Википедия

Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон (телесериал) — Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон Жанр детектив Автор идеи Владимир Бортко … Википедия

Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат (телесериал) — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат Жанр детектив Автор идеи Владимир Бортко … Википедия

Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика (телесериал) — Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика Жанр детектив Режиссёр Виктор … Википедия

Источник

Что такое медиатека? Ресурсы медиатеки

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Библиотечная медиатека

Теперь можно несколько углубиться в этот термин. Что такое медиатека в библиотечной энциклопедии? Это понятие определяется как современное наименование различных библиотек публичного типа, фонды, содержащие разные типы документации и книг: издания могут быть печатные, мультимедийные, электронные, а также есть все необходимое оборудование для воспроизведения, хранения всех изданий. Доступ к ним имеется и через компьютерные сети, в том числе и через интернет.

Когда появился термин?

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Мы разобрались уже, что такое медиатека, но, когда появился этот термин, еще не знаем. Понятие стало широко использоваться в конце двадцатого века во Франции, и относился он напрямую к деятельности публичных библиотек. В те времена начали говорить о медиатеке как об интегрированном культурном информационном пространстве, где применяются самые разные средства для коммуникации. Что понимается под медиатекой библиотекарями? Это, прежде всего, пространство, что хорошо организовано для массовой и персональной работы пользователей с различной информацией на носителях.

Различия между медиатекой и библиотекой

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Медиатека входит в комплекс вместе с библиотекой. Многие образовательные учреждения имеют свои структурные подразделения, основанные на базе компьютерных классов. Фонд самой медиатеки напрямую зависит от уровня компетентности сотрудников, материально-технической базы. Большую роль играют именно сотрудники, ведь они выступают в качестве посредников между пользователем и фондом.

Медиатека и библиотека – это целостный комплекс и дополнение друг друга одновременно. Главное различие между этими системами состоит в том, что посредничество отличается: если рассматривать библиотеку, то это документ – библиотекарь – читатель; если брать медиатеку, то это документ – медиатекарь – пользователь – машина.

Понятие медитеки в разных источниках

Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» говорит, что медиатека – это электронный носитель данных, состоящий их нескольких типов информации (текст, анимация, изображения, музыка и так далее). Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» определяет медиатеку как взаимодействие с визуальным рядом и аудиоэффектами под контролем программного и сетевого обеспечения.

Современный лад

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Современные библиотеки публичного типа не могут учесть абсолютно все интересы пользователей, ведь они постоянно меняются. Сегодня их больше всего связывают с инновационными информационными технологиями коммуникации. В России все общественные залы, созданные в 90-ых годах, именуют «медиатеками». Сама идея открытия подобных мест была позаимствована в Германии: на семинаре для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена публике медиатека города Штутгарта. На территории Франции медиатеками считаются все современные библиотеки, оснащенные новыми техническими средствами.

Ресурсы медиатеки

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

До начала двадцатого столетия базой образовательной деятельности были разные печатные издания. Они определили формы, методы и итоговый результат типа образования. В конце двадцатого века система образования начала меняться и вступила на новый уровень развития, что проходил под влиянием информационных ресурсов нового типа. Такими ресурсами считаются электронные источники данных удаленного типа, получаемые через интернет, а также разные документы, сформированные благодаря техническому прогрессу: видео/аудио-носители, голограммы, кинодокументация, микрографические данные и так далее.

Компьютерные ресурсы обучения предлагают пользователям обучение в аудиторной и самостоятельной форме с помощью нетрадиционных источников данных: кассет, дискет, дисков, онлайн-баз, веб-сайтов и так далее. Информационные ресурсы быстро приобрели в образовательной системе значимый статус.

Популярная медиатека iCloud

Что поменяется в жизни пользователей, если они пожелают все же включить медиатеку iCloud? Разберемся с этим вопросом поэтапно, чтобы картина собралась воедино.

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Разбираемся с включением медиатеки

Как включить медиатеку iCloud? Вначале потребуется убедиться, что тарифный план iCloud позволяет вам без каких-либо проблем переключиться на медиатеку. Необходимо трезво оценить ситуацию и место, где будут храниться фотографии и видео на «облаке». Если у вас, к примеру, десять тысяч фотографий, а на iCloud свободно только три гигабайта, то, понятное дело, все фото не поместятся в «облаке». Чтобы посмотреть объемы, доступные вам, перейдите в «Настройки», найдите «iCloud», а там выбирайте «Хранилище». Если не хватает места, что делать? Выходов несколько: попробуйте удалить часть фотографий или же увеличивайте тарифный план.

Обратите внимание! Внимательными должны быть пользователи OS X. Именно в версии Yosemite10.10.3 появилась программа «Фото». Если вы активизируете медиатеку iCloud там, вам может не хватить места в «облаке». У многих пользователей медиатека на компьютере занимает гигабайты памяти, потому возможно есть смысл подумать о другом месте хранения.

Теперь активизируйте переключатель «Медиатека iCloud» (сделайте это так: «Настройки», после ищите «iCloud», выбирайте «Фото»), и подключайте ваше устройство к источнику питания. Если у вас включен Wi-Fi, то все фотографии и видео будут залиты в «облако». Скорость этого процесса напрямую зависит от скорости вашего интернет-подключения и размеров медиатеки на устройстве.

Советы по работе с хранилищем

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Добавить в медиатеку файл просто, а вот перенести ее в облачное хранилище бывает затруднительно, особенно, если подключать все девайсы одновременно. Во избежание проблем рекомендуется выполнять подключение устройств по одному. Включаете на одном аппарате, ждете, пока все данные перейдут в «облако», проверяете, все ли в порядке, а после беритесь за следующее устройство.

Сознательно также стоит выбрать один из следующих параметров:

При этом функцию «Выгрузить в Мой Фотопоток» лучше оставить включенной, потому что вам придется тогда вручную выгружать сделанные новые фотографии, а это не удобно. Также стоит оставить активной функцию «Общий доступ к фото iCloud», ведь общие фотопотоки – это удобно.

Медиатека музыки работает по такому же принципу. А как удалить фотографии или видео из медиатеки? Это делается в два этапа:

Отключение медиатеки

Можно ли отключить медиатеку, и как это сделать? Это делается очень просто – достаточно просто выключить эту функцию в настройках всех аппаратов, что подключены к медиатеке, однако на протяжении тридцати дней фотографии, видео, музыка будут храниться на облачном сервере, и вы сможете выкачать данные оттуда.

Польза в современном мире

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Медиатека позволяет пользователям экономить существенно место на своих устройствах. Облачная медиатека есть не только на аппаратах от Apple. Облачные хранилища есть от Google и других компаний. При желании, вы можете подыскать для себя самый лучший вариант и пользоваться им. Сейчас для многих активных пользователей медиатека является местом, где можно хранить свои данные и иметь к ним доступ в любой точке мира. Не стоит забывать, что это еще и образовательный фонд, позволяющий получать ценные сведения для расширения своего мировоззрения.

Безопасна ли медиатека?

Да, если вы не даете свои персональные данные для входа кому-либо. Если сторонний человек получит нужные сведения, то он сможет воспользоваться вашей информацией по собственному усмотрению, потому бдительность необходимо проявлять всегда.

Источник

Лекция Понятие медиатеки Хранение, передача и публикация цифровой информации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

История создания медиатеки

Понятие «медиатека», её определение

В Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется, как электронный носитель информации, включающий несколько её видов (текст, изображение, анимация и пр.) В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интернетного программного обеспечения.

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.

Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое.

Современная публичная библиотека не может не учитывать меняющиеся интересы пользователей. Сегодня эти интересы все больше связываются с новейшими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В России залы общественного доступа к ИКТ, создаваемые в 1990-х годах, стали называть «медиатеками». Идея создания таких залов была импортирована из Германии: на одном из семинаров для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена медиатека г. Штуттгарта. Во Франции медиатеками называются новые, оснащенные техническими средствами, современные библиотеки в отличие от традиционных библиотек.

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла свою «медиатеку» в ноябре 1998 г., когда вступила в строй первая очередь реконструкции библиотечного комплекса из двух зданий. Медиатека предоставляла пользователя автоматизированные рабочие места, аппаратуру для просмотра и прослушивания аудио-видео-документов, обучающие программы, электронные издания, журналы и книги по информатике.

Медиатека начинает активно формировать электронную библиотеку «говорящая книга». В 2008 году мы начали сотрудничать с клубом любителей аудиокниги. Они активно пополняют наш фонд, что особенно актуально именно сейчас в момент кризиса. Сегодня наш фонд насчитывает 1500 дисков, где мировую художественную классику и произведения современной литературы исполняют знаменитые артисты. В этом же фонде находятся диски с записью радиоспектаклей и инсценировок из Гостелерадиофонда.

До начала XX в. фундаментом образовательной деятельности были печатные издания (учебные, справочные, научные книги и периодика и т.д.). Именно они определили формы, методы и конечный результат, т.е. качество образования. В конце XX в. система образования вступила в следующих, капитальный по своему значению этап, проходящий под знаком влияния информационных ресурсов нового типа. Под такими ресурсами понимаются в первую очередь электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, а также такие нетрадиционные документы, созданные в результате технического прогресса, как видео/аудио- носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и др. Компьютерные мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе учащихся нетрадиционных источников информации, от кассет, CD и дискет до он-лайновых баз данных веб-сайтов. Более того, информационные ресурсы приобретают в системе образования качественно иной по значимости статус. Образовательная технология- это теория и практика организации, развития, использования, управления и оценки процессов и ресурсов обучения. Таким образом, можно сказать, что оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступают объектом и для образовательных технологий, и для информатизации гимназических библиотек.

Основными задачами медиатеки являются работа с традиционными и нетрадиционными носителями информации с широким использованием информационно-коммуникативных технологий, и создание распределенной медиасреды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами, участие в формировании медиаграмотности и информационного мировоззрения обучащихся. Обеспечение доступа ко всем видам современных источников информации, создание электронных каталогов, систематизация и хранение получаемой информации, создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ, организация и регламентирование доступа к информации. Медиатека также:

— содействует культурно-просветительной и информационной деятельности библиотеки;

— содействует взаимодействию с информационными центрами (ИНИОН, ВИНИТИ и т.д.) с целью обмена информацией и накопления собственного банка данных по электронным ресурсам;

— участвует в проведении научных исследований в области использования мультимедийных технологий в обучении;

— содействует организации на корпоративной основе межвузовской медиатеки и ее использованию в целях.

Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса, через изменение способов и организацию педагогического процесса выйти на новое содержание образования, освоение новых образовательных ресурсов.

Что понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекойЧто понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекойЧто понимают под медиатекой. Смотреть фото Что понимают под медиатекой. Смотреть картинку Что понимают под медиатекой. Картинка про Что понимают под медиатекой. Фото Что понимают под медиатекой

Необходимостью здесь становится наличие компьютера и электронного каталога, а также копировально-множительной техники.

Прежде всего, эта рабочая зона предназначена для формирования фонда учебных видеозаписей. Здесь требуются видеомагнитофоны, видеокамера, телевизор, кабельное соединение с предметными кабинетами, оборудованные места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией.

В фонотеке формируется фонд аудиозаписей на CD-ROM и DVD- ROM. Для этой работы требуется аппаратура для прослушивания записей, места для индивидуальной и групповой работы, оборудованные наушниками. Это особенно важно для учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.

Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Требуется аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов, а также оборудованные места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.

Медиатека в рамках учебного заведения

● кабинета технических средств обучения

В медиатеке обучающийся сможет:

удовлетворить свои информационные потребности, используя книжные фонды, аудио-, видео- и мультимедийные материалы

● получить доступ к сети Интернет

● копировать информацию из сети на диски и флеш-карты

● распечатывать текстовые и графические материалы

● заказать электронную копию печатных документов из фондов библиотеки

Возможности учебной медиатеки

В медиатеке имеется все необходимое оборудование для создания:

● творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, со сканированием текста или фотографий

● созданием мультимедийных продуктов

В современном мире получение достоверной информации является необходимым условием активной жизни человека. Медийное информационное пространство даёт возможность получение этой информации. Важно ещё в образовательной организации научиться приёмам работы с медиаресурсами.

Источник

Медиатека

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.

В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека — это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. В образовательных учреждениях является структурным подразделением и базируется на базе компьютерного класса.

Фонд медиатеки зависит от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и пользователем. Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое. Самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ — библиотекарь — читатель; в случае медиатеки это документ — медиатекарь — пользователь — машина.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Управляемые услуги (англ. managed services) — практика передачи постоянных видов деятельности менеджмента за пределы организации. Термин является близким по значению к слову «аутсорсинг».

Геосоциальная сеть — это вид социальных сетей, в которых используются геокодирование и гео-метки, расширяющие возможности социализации. Пользователи оставляют данные о своём местонахождении, что позволяет объединять и координировать действия пользователей на основании того, какие люди присутствуют в тех или иных местах, или какие события происходят в этих местах. Геолокация с помощью компьютеров может использовать либо IP, либо трилатерацию. В мобильных устройствах геолокация реализуется с помощью.

Источник

Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

Сущность понятия «медиатека», история создания, цели и задачи медиатеки как информационного центра. Документные ресурсы российских библиотек, организация фондов мультимедиа. Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов.

Глава I. История создания медиатеки

1.1 Понятие «медиатека», её определение

1.2 Цели и задачи медиатеки

Глава II. Медиатека в библиотеках России

2.1 Библиотека- медиатека

2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке

2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов

Для нашей медиатеки интерес представляют электронные энциклопедии. Уже есть многоотраслевые «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия для студентов младших курсов», «Мир вокруг нас», энциклопедия «Кругосвет», «Большая русская биографическая энциклопедия», «Энциклопедия великих людей», «Краткая российская энциклопедия», «Достопримечательности России», «Географическая энциклопедия» и другие. Успешно обучаться в вузе или другом учебном заведении помогут электронные учебники. А школьникам и абитуриентам пригодятся программы-репетиторы по многим предметам. Диски разработаны таким образом, что полностью имитируют решение реальных экзаменационных заданий, а условиях ограниченного времени. Кроме того данные программы могут использоваться для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Широк выбор дисков, посвященных отечественной и зарубежной истории, правоведению, обществознанию, философии. Особый интерес представляют оптические компакт-диски, посвященные искусству, ведению домашнего хозяйства. А некоторые диски помогут вам красиво и душевно организовать любое торжество, собрать букет улыбок, подарить себе и окружающим больше тепла и радости. Оптическими дисками можно бесплатно воспользоваться только в медиатеке. Необходимую информацию из электронного документа пользователь может распечатать на принтере. Очевидно, что современная библиотека, идущая в ногу со временем, не может уже обходиться без внедрения в обслуживание читателей новых технологий: использования электронных документов и ресурсов Интернет. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации. Медиатека позволила работникам библиотечной сферы избавится от многих рутинных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время с каждым часом) увеличивается. Характерной особенностью современного общества является необходимость обеспечения оперативного доступа к растущим объемам информации, соблюдение прав граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность процессов медиатеки в российских библиотеках.

Задачи курсовой работы:

1. Всесторонне изучить понятие «медиатека» и различные подходы к его определению, существующие в литературе;

2. Раскрыть историю развития медиатеки;

3. Изучить современное состояние медиатеки;

4. Рассмотреть опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов.

Объектом исследования являются документные ресурсы российских библиотек.

В ходе исследования темы, мы выяснили, что термин « медиатека »- это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях.

Глава 1. История создания медиатеки

1.1 Понятие «медиатека», её определение

медиатека библиотека аудиовизуальный

В Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется, как электронный носитель информации, включающий несколько её видов (текст, изображение, анимация и пр.) В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интернетного программного обеспечения.

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет [30].

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.

Современная публичная библиотека не может не учитывать меняющиеся интересы пользователей. Сегодня эти интересы все больше связываются с новейшими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В России залы общественного доступа к ИКТ, создаваемые в 1990-х годах, стали называть «медиатеками». Идея создания таких залов была импортирована из Германии: на одном из семинаров для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена медиатека г. Штуттгарта. Во Франции медиатеками называются новые, оснащенные техническими средствами, современные библиотеки в отличие от традиционных библиотек.

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла свою «медиатеку» в ноябре 1998 г., когда вступила в строй первая очередь реконструкции библиотечного комплекса из двух зданий. Медиатека предоставляла пользователя автоматизированные рабочие места, аппаратуру для просмотра и прослушивания аудио-видео-документов, обучающие программы, электронные издания, журналы и книги по информатике.

С 2006 года медиатека начинает активно формировать электронную библиотеку «говорящая книга». В 2008 году мы начали сотрудничать с клубом любителей аудиокниги. Они активно пополняют наш фонд, что особенно актуально именно сейчас в момент кризиса. Сегодня наш фонд насчитывает 1500 дисков, где мировую художественную классику и произведения современной литературы исполняют знаменитые артисты. В этом же фонде находятся диски с записью радиоспектаклей и инсценировок из Гостелерадиофонда [3, с. 39-41].

До начала XX в. фундаментом образовательной деятельности были печатные издания (учебные, справочные, научные книги и периодика и т.д.). Именно они определили формы, методы и конечный результат, т.е. качество образования. В конце XX в. система образования вступила в следующих, капитальный по своему значению этап, проходящий под знаком влияния информационных ресурсов нового типа. Под такими ресурсами понимаются в первую очередь электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, а также такие нетрадиционные документы, созданные в результате технического прогресса, как видео/аудио- носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и др. Компьютерные мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе учащихся нетрадиционных источников информации, от кассет, CD и дискет до он-лайновых баз данных веб-сайтов. Более того, информационные ресурсы приобретают в системе образования качественно иной по значимости статус. Образовательная технология- это теория и практика организации, развития, использования, управления и оценки процессов и ресурсов обучения. Таким образом, можно сказать, что оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступают объектом и для образовательных технологий, и для информатизации гимназических библиотек [5. с 28-31].

1.2 Цели и задачи медиатеки

На новый этап вышло информационное обслуживание читателей на базе компьютеризации библиотечных процессов. Использование баз данных, электронного каталога, оптических дисков вывело библиотеки на новый уровень информационного обеспечения. Появление в библиотеках новых услуг, таких, как обслуживание мультимедийными документами (CD, CD-Rom, DVD), а также онлайновое мультимедийное обслуживание (Internet), было обусловлено развитием метериалов на различных типах аудиовизуальных носителей, подготовленных электронным способом [7, с. 49-50].

Источниками аудиовизуальной информации являются: устное слово, печатный текст, рисунок, картина, музыкальное произведение, видеоизображение. Под аудиовизуальными метериалами подразумеваются документы, содержащие текстовую, звуковую, изобразительную или изобразительно- звуковую информацию, хранящуюся на видео, магнитных лентах и дисках и других носителях [6, с.160-162].

Можно выделить три основные принципа мультимедиа:

1.Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред.

2. Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта.

3. Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.

С помощью мультимедиа становится возможным решение следующих задач:

Основными задачами медиатеки является работа с традиционными и нетрадиционными носителями информации с широким использованием информационно-коммуникативных технологий, и создание распределенной медиасреды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами, участие в формировании медиаграмотности и информационного мировоззрения учащихся. Обеспечение доступа ко всем видам современных источников информации, создание электронных каталогов, систематизация и хранение получаемой информации, создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ, организация и регламентирование доступа к информации [12, с.33-35]. Медиатека также:

· содействует культурно-просветительной и информационной деятельности библиотеки;

· содействует взаимодействию с информационными центрами (ИНИОН, ВИНИТИ и т.д.) с целью обмена информацией и накопления собственного банка данных по электронным ресурсам;

· участвует в проведении научных исследований в области использования мультимедийных технологий в обучении;

· содействует организации на корпоративной основе межвузовской медиатеки и ее использованию в целях [26, с. 171].

Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса, через изменение способов и организацию педагогического процесса выйти на новое содержание образования, освоение новых образовательных ресурсов.

Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела [29].

Таким образом, можно констатировать, что медиатека позволяет своим пользователям комфортно и эффективно овладевать научными информационными технологиями, современными техническими средствами информатизации, навыками работы с различными информационно-поисковыми системами, локально и удалённо использовать электронные каталоги, базы и банки данных, отечественных и зарубежных библиотек и информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования в области изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивную среду подготовки высококвалифицированных специалистов [16, с.10-14].

Глава 2. Медиатека в библиотеках России

Модель существует почти два десятилетия и, как правило, базируется на разработках, связанных с формированием медиатек. Первоначально библиотеки общеобразовательного учреждения были обозначены среди базовых структур для создания медиатек наряду с кабинетами технических средств обучения и школьными телевизионными студиями. Однако в ходе теоретической разработки и экспериментального создания медиатек библиотеку стали считать обязательной составной частью общеобразовательных учреждений с функциями организации компьютерной справочно-библиографической службы [8, с. 18-21].

В России ведется наработка машиночитаемых ресурсов. Существуют гигантские библиографические базы данных ВИНИТИ и ИНИОН, которые вместе с созданными ресурсами в библиотеках Российской академии наук (БЕН, БАН, ГПНТБ СО РАН) сейчас насчитывают более 30 миллионов документов. С середины 90-х гг. проводится оцифровка художественных коллекций центральных и региональных музеев, музыкальных произведений. Тогда же началась деятельность библиотек, университетов, научных учреждений и организаций России по открытию собственных страниц в сети Интернет при поддержке Миннауки, Минобразования и Института «Открытое Общество» [17, с.32-34].

В формировании обобщающего подхода к идее Российской электронной библиотеки ведущую роль играют Министерства науки и культуры, Российский фонд фундаментальных исследований (программа «Виртуальные библиотеки»), Институт «Открытое Общество». В частности:

— принято решение о развертывании межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в которой Российская государственная библиотека (РГБ) как один из крупнейших держателей первичных информационных ресурсов, в том числе уникальных информационных коллекций, должна занять достойное место. Общая концепция этого проекта уже разработана;

— подготовлен проект «Электронные библиотеки России» на 2000-2004 гг., где, в частности, предложено сформировать и предоставить в свободном доступе полнотекстовые и графические материалы на базе РГБ и музеев Кремля.

Преимущества электронной библиотеки:

· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения—своего или библиотеки.

· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.

· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.

· Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.

· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.

· Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.

· Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.

· Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой [9, с. 87-90].

Типовая модель медиатеки предусматривает выделение самостоятельных зон для работы с конкретным видом носителей информации: аудио-, видео-, электронными, печатными. Подобная мозаичная структура, не способствует формированию навыков целостного восприятия информации вне зависимости от ее носителей. В этих условиях у библиотеки есть два пути: оставаться традиционной и, существуя в качестве самодостаточной зоны, постепенно превратиться в музей печатного слова или взять на себя выполнение вышеназванных типовых функций и стать библиотекой-медиацентром. В ходе создания и последующего функционирования медиатеки требуют значительных финансовых вложений, современного уровня материально- технического обеспечения и уникальных кадров-медиаспециалистов [8, с.18-21].

В целом, идеи, связанные с взаимодействием библиотек и медиатек, как правило, сводятся к поглащению первых. «Вектор эволюционного скачка это слияние ресурсов двух систем- библиотеки и медиатеки- в мощный культурно- образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе», считает Т. Пантюхова.

В некоторых современных исследованиях уже обосновывается «неправомерность рассмотрения медиатеки как модели организации школьной библиотеки ввиду того, что техническая оснащенность библиотеки не может выступать ведущим направлением в формировании политики ее развития». Однако на практике данная модель существует и продолжает развиваться и совершенствоваться [2, с. 126].

2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке

В зарубежной теории и практике последних десятилетий стал популярен термин «медиатека». Анализ публикаций создателей медиатек, специалистов, изучавших их деятельность, а также исследования особенностей функционирования некоторых медиатек свидетельствует, что для них характерно наличие в фонде наряду с произведениями печати большого количества некнижных документов: аудио- и видеокасссет, музыкальных и мультимедийных дисков и т.п. При обслуживании пользователям не только выдаются документы, но и предоставляются необходимые сведения, извлеченные персоналом по их запросам из разных источников, включая удаленные базы и банки данных. Пользователи получают возможность непосредственно работать с техническими средствами, самостоятельно получать и преобразовывать информацию в необходимую им форму [19, с.31-33].

Медиатеки не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек, и не имеют принципиальных отличий от них. Состав их фондов и направления деятельности позволяют с полной уверенностью утверждать, что медиатеками из рекламных либо иных маркетинговых соображений называют лучшие современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы и предоставляют их пользователям на более высоком сервисном уровне. Подтверждением тому служит тот факт, что там, где это целесообразно, медиатеки входят в состав библиотечных систем. Создавая медиатеку, библиотека ставит перед собой такие задачи:

— организация обучения персонала методике нахождения и получения информации из различных носителей;

— сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;

— компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;

— выявление информационных потребностей;

— оказание помощи в деятельности пользователей.

В крупных библиотеках необходимо иметь в штате библиотекарей, специально обученных обслуживанию пользователей, обращающихся в отдел аудиовизуальных документов или мультимедиа. Необходимо также обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции. Особое значение имеет сетевое взаимодействие с другими библиотеками. Необходимо предусматривать и финансовое обеспечение для формирования фондов медиатеки, закупки оборудования, текущего обслуживания, хранения, ремонта и замены аппаратуры. Все эти расходы должны определятся в процентах от бюджета в целом и расходов на комплектование фондов и оборудование [21, с.64].

При формировании самого фонда медиатеки необходимо выработать отдельные приоритеты и критерии отбора медиаресурсов такие, как:

— сбалансировать коллекции: при создании национального фонда нужно учитывать, что издания рассредоточиваются и собираются отрывочно;

— чистота коллекции: при ее формировании нужно избегать непрофильных документов;

— внутренняя ценность: следует собирать документы, не теряющие ценности в течение предсказуемого времени;

— авторские права: если документ имеет какие-либо ограничения по предоставлению пользователям или копированию, то следует определить, стоит ли его вообще приобретать для библиотеки;

— продолжительность хранения: некоторые материалы нужно время от времени переоценивать, сопоставлять с новыми поступлениями и стратегией развития коллекции в целом.

Типичные источники комплектования книжного фонда не всегда могут совпадать с источниками комплектования медиафондов [13].

Многие библиотеки в своей практике прибегают к услугам Интернет магазинов, что приносит свои положительные результаты. Опыт работы свидетельствует, что онлайновые издания составляют ныне значительную часть расходов в их бюджетах на комплектование.

Управление планированием медиафондов должно спираться и на обратные связи библиотек с пользователями, издателями электронных документов, владельцами веб-сайтов, подписными агентствами, предоставляющими доступ к базам данных научных журналов и других Интернет-изданий. Производители и распространители онлайновых документов внедряют автоматизированные системы, которые обеспечивают тщательный контроль и финансовую отчетность относительно показателей спроса на такие издания, объема и продаж, обращаемости, темпов старения. Анализ этих данных будет способствовать оптимизации управления формированием электронных фондов медиатек, которые расширяют за счет этого виды и номенклатуру библиотечных услуг и технологий, не изменяя своих сущностных функций, приобретая все большую значимость как важнейший элемент системы документальных коммуникаций [14, с. 9-11].

Структура фонда школьной библиотеки базовой модели включает:

— книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно- популярные издания, методические и справочные издания;

— материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;

— фонд учебников, который, хотя и существует в каждой школе и составляет большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является ее дополнительной, а не основной частью фонда и работа с ним юридически считается дополнительной [15, с.33].

2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов

В 2001г. в Смоленской областной универсальной библиотеке создан и успешно функционирует Мультимедийный культурный центр. Он располагает 16 тыс. грампластинок, около 400 видеокассетами, 300 аудиокассетами, более 200 музыкальными и медийными дисками. С их помощью пользователям становятся доступны экспозиции ведущих музеев и галерей мира, записи выступлений лучших музыкантов, театральная и кинематографическая классика. Создание страховых копий оцифрованных архивных материалов дает возможность их долгосрочного хранения и многократного использования. В процессе организации работы центра возникали и сложности:

Необходимость технического оснащения не только воспроизводящей аналоговой аудиоаппаратурой, но и оцифровывающей техникой.

Проблема качества оцифровки информации может быть решена только после определения главенствующей цели: либо высококачественная обработка для сохранения записей, либо оцифровка для обеспечения свободного и удобного доступа пользователей к фонду [23, с.36].

Российская государственная юношеская библиотека уделяет большое внимание развитию новых информационных технологий. В сентябре 2003г. в библиотеке открылась медиатека как особое подразделение РГЮБ. В концепции медиатеки была реализована идея комплексной структуры, включающей в себя функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях информации. Такой подход позволяет:

— обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам пользователям;

— осуществлять процесс комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем библиотеки, обеспечивая полноту и целесообразность комплектования;

— максимально полно удовлетворять тематические запросы. Все компьютеры медиатеки объединены в сеть и подключены к общебиблиотечной сети, два компьютера имеют выход в интернет. В перспективе предполагается возможно более полное комплектование фонда медиатеки РГЮБ электронными изданиями по часто спрашиваемым темам студентами и школьниками, а также укрепление контактов с различными информационными центрами и производителями электронной продукции.

В Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького с 2000 года идет интенсивное внедрение информационно- коммуникационных технологий, используются специализированные автоматизированные библиотечные системы, формируются собственные электронные ресурсы, развивается проектное корпоративное взаимодействие по этому направлению, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы.

Проанализировав литературу по теме курсовой работы, представляется возможным сделать следующие выводы:

Работа школьной медиатеки способствует более качественной подготовке ученика, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.

Медиацентр является учебно-информационным центром. В учебном процессе медиацентр выступает как информационная, методическая и профессионально-ориентированная база для разнообразной урочной и внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей.

Размещено на stud.wiki

Подобные документы

Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 28.09.2011

Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернет. Коммерческие полнотекстовые базы данных и библиографические ресурсы Интернет. Обзор зарубежных и российских коммерческих полнотекстовых баз данных. Электронные каталоги российских библиотек.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 21.09.2011

Определение ПР. Зарубежный опыт: учимся маркетингу. Опыт российских специалистов. Опыт казахских специалистов на примере Южно-Казахстанской научно-технической библиотеки. ПР-деятельность Российской государственной библиотеки: перспективы развития.

курсовая работа [41,5 K], добавлен 06.10.2008

Организационно-атрибутивная составляющая скаутского движения в России. История движения российских юных разведчиков, структура организации по Уставу. Форма, содержание учебных процессов, атрибутика (гимны, флаги, значки). Торжественное обещание и законы.

курсовая работа [45,4 K], добавлен 28.03.2013

Комплектование библиотек путем приобретения изданий в книжных магазинах. Понятие «книжный бизнес», источники и способы документоснабжения фондов библиотек. Электронные книги, книжные интернет-магазины как одно из средств текущего пополнения фондов.

курсовая работа [192,0 K], добавлен 17.03.2015

Расположение зданий медиатек в узлах пересечения транспортных потоков, в бывших промышленных и складских помещениях. Функционально-планировочные особенности медиатек, их интерьер, техническое оборудование, фондохранилище. Композиция выставочных залов.

реферат [3,6 M], добавлен 07.12.2014

Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

курсовая работа [61,2 K], добавлен 15.12.2015

Задачи и миссия библиотек, занимающихся обслуживанием детей. Подготовка специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для них. Статус детских библиотек на рынке услуг по организации досуга. Проблема их конкуренции с другими учреждениями КДД.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 25.05.2014

Понятие и внутренняя структура библиотечной системы, направления и закономерности ее функционирования, сферы деятельности и ее нормативно-правовое регулирование. Общая характеристика самых крупных российских библиотек, оценка их значения в обществе.

разработка урока [3,1 M], добавлен 23.08.2013

Сущность библиотеки как современного информационного пространства. Необходимость знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. Задачи библиотечной статистики и оценка эффективности работы библиотек.

реферат [13,4 K], добавлен 29.04.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *