Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений

Микроклимат в помещениях образовательных учреждений

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются: температура воздуха во внутренних помещениях детских садов и школ; влажность воздуха; свежесть воздуха.

Для детских садов определены нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже +21°C, рекомендуемая температура +24°C. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до +18°C, рекомендуется довести температуру до +22°C. В школьных помещениях температура воздуха по требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» должна составлять от +18°C до +24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских от +17°C до +20°C; в спальне пришкольного интерната от+20 до +24°C, в раздевальных комнатах спортивного зала +20+22°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять +19+21°C.

Может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях учреждений, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых и учебных комнат максимально допустимая температура составляет +24°C, а для спален – 22°C.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Тем не менее, следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей. Для поддержания влажности проветривание помещений пребывания детей должны проводиться регулярно. Именно проветривание является основным и единственным фактически доступным способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой проветривание заканчивается за полчаса до прихода детей. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно.

Высокая температура и нерегулярность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в помещениях детских садов и школ, что увеличивает заболеваемость среди детей. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. По научным сведениям, именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний: гайморит, тонзиллит, бронхит, отит, воспаление легких, аллергические заболевания дыхательных путей. Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере.

Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал учреждений должен контролировать их показания. Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Для повышения влажности желательно ограничивать доступ воздуха к отопительным приборам, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Источник

Микроклимат дошкольных учреждений

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8–1,0 м. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40–60%, в кухне и постирочной – 60–70%.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Радиаторы обязательно огораживаются съемными деревянными решетками. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов. Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80°С. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22°С.

4. Гигиенические требования к осве­щенности различных помещений ДДУ

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на весь организм в целом. Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение. Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Инсоляция помещений ДУ должна предусматриваться в соответствии с нормами. Освещать естественным верхним (верхне-наклонным) светом допускается (раздевальные и туалетные групповых ячеек, комнаты психологической разгрузки детей («домашние уголки») и взрослых, комнаты персонала, залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, фрагменты коммуникационно-рекреационного пространства. Детские помещения должны быть светлыми: отношение площади окон к площади пола (в групповых и игральных) 1:4–1:5 (к. е. о. = 1,5%), со сквозными или угловым проветриванием. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее – перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).

Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.

Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1:2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.

Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25–30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их на кольцах по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света. Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол. Загрязненные стекла задерживают 40–70% световых лучей. Очистку оконных стекол снаружи производят не реже 3–4 раз в год, а изнутри – не менее одного раза в месяц.

Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра – прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода – удовлетворительной, и если только 1/3 – неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Искусственное освещение. Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источниками света. Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить нормы освещенности детских помещений. Спектр этих ламп близок в видимой своей части к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 150 люкс при использовании ламп накаливания и 300 люкс – при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста – 6 светильников по 200 ватт. Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности. Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая – до 40%, синяя и голубая – 25%, коричневая – 13%, черная всего лишь 1–2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

5. Гигиенические требо­вания к водоснабжению детских учреждений

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей – 100 л. Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными. Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.

Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов-смесителей.

К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенце-сушители в туалетных комнатах.

Умывальные для детей ясельного и дошкольного возраста оборудуются умывальниками, расположенными от пола на высоте 40–50 см.

В яслях, детских садах питьевую воду хранят в графинах в каждой группе. Кипятят воду в кухне или подсобных помещениях, или буфетах в кипятильниках типа «Титан» или «Вулкан». В бачки наливают остуженную воду непосредственно из кипятильника.

Источник

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Требования к микроклимату дошкольных образовательных учреждений

Требования к микроклимату дошкольных образовательных учреждений

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», здания дошкольных организаций оборудуют системами центрального отопления и вентиляции. Теплоснабжение зданий предусматривается от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.

Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.

Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать + 80 градусов по С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не используются.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых здания, должна быть не менее + 22 градусов по С.

Нормативная температура воздуха в различных помещениях ДДУ должна составлять:

— приемные, игровые младшей, средней и старшей групп +22-24 градусов по С, а в подготовительной группе + 21-23 градусов по С;

— групповые, раздевальные всех видов групп + 21-23 градусов по С;

— спальни всех видов групп + 19-20 градусов по С;

— туалетные комнаты ясельных групп + 22-24 градусов по С;

— туалетные комнаты дошкольных групп + 21-23 градусов по С;

— залы для музыкальных и гимнастических занятий + 19-20 градусов по С;

— прогулочные веранды не менее + 12 градусов по С;

— зал с ванной бассейна не менее + 29 градусов по С;

— раздевалка с душевой в бассейне + 25-26 градусов по С;

— медицинские помещения + 22-24 градусов по С;

— отапливаемые переходы не менее + 15 градусов по С.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной- не более 70 %.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях проводится естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 градуса по С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах, избегая сквозняка.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 метра в секунду.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте 0,8-1,0 метра от пола.

Источник

О требованиях к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращает внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю будут приняты меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Источник

Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей

Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть картинку Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Картинка про Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений Татьяна Бойко
Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении. Особенности сопровождения детей

Сообщение на августовскую секцию школьных и дошкольных педагогов–психологов «Поддержание микроклимата в дошкольном образовательном учреждении.

Особенности сопровождения детей. «

Каждый, кто задумывается о работе или уже работает, понимает, что для эффективной работы в организации, достижения личных и общих для коллектива целей, важным будет не только то, какой вы профессионал, но и то, насколько комфортной будет рабочая атмосфера, то есть психологический климат коллектива.

В одном климате растение может расцвести, в другом – зачахнуть.То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других – коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Далее, мы поговорим о психологическом климате, его влиянии на работу в коллективе и выясним, какие существуют способы поддержания благоприятной психологической обстановки на рабочем месте.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.

Выделяются составляющие элементы, помогающие целенаправленно создавать и проводить профилактические меры для поддержаниярабочей атмосферы в организации:

Социальный климат – понимание общих целей и задач организации.

Моральный климат – принятие моральных ценностей организации.

Психологический климат – неофициальные отношения, складывающиеся между коллегами.

Эти составляющие оказывают непосредственное влияние на достижение поставленных результатов всего трудового коллектива.

Огромную роль в формировании психологического климата играет руководитель, его умение управлять людьми,а именно:

способность оказывать доверие своим подчиненным;

выслушивать и учитывать их мнение при обсуждении коллективных вопросов.

Признаками ухудшения психологического климата коллектива являются:

постоянная усталость и раздражимость сотрудников,

частые споры и конфликты.

Как правило, это сопровождается увеличением количества претензий со стороны клиентов.

Важно проводить профилактические мероприятия, позволяющие предотвращать ухудшение психологического климата. Хорошо, если на работе есть возможность слушать позитивную и спокойную музыку, регулярно проветривать помещения, проводить ритуал «Свободная беседа в пятницу», где все желающие могут рассказать о достижениях и поделиться своими эмоциями, чаще улыбаться, искренне делать комплименты и оказывать поддержку коллегам.

Поддержанию благоприятной атмосферы в рабочей обстановке также способствуют:

наличие мест отдыха, где можно отдохнуть от суеты и шума;

наличие дневного света, который оказывает положительное влияние на настроение людей и снижает уровень утомляемости;

наличие комнатных растений и картинок с изображениями природы и видимой линией горизонта (рассмотрение перспективы дает возможность глазам отдыхать).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в любой организации важно создавать атмосферу успеха и ценности каждого сотрудника. Необходимо выявлять, какие ценности востребованы в коллективе, а затем подкреплять и поддерживать их. Это благоприятно отразится на физиологическом и эмоциональном фоне коллектива, и, в конечном итоге, будет способствовать созданию положительного социально-психологического климата в организации и эффективной работе!

Особенности сопровождения детей.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг):

отслеживаем норму развития ребенка;

выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше);

сопровождение кризиса 3-х лет;

отслеживание возрастных новообразований;

сопровождение готовность к обучению в школе.

Консультирование (индивидуальная, групповая, осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.Целью консультирования является: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Развивающая работа (индивидуальная, групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Целью просвещения является:

создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей;

актуализация и систематизация имеющихся знаний;

повышение уровня психологических знаний;

включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно: проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и соорганизацию в этих целях участников (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) образовательного процесса.

Методы диагностики психологического климата.

Вместе с тем наука социология уже давно предложила нам вполне точный диагностический метод, позволяющий собрать достоверную информацию и ответить на все вышеперечисленные вопросы. Этот метод – социометрия. Метод изобрел Морено и описал в своей одноименной книге «Социометрия».

В чем он заключается?Очень просто:

2 вопроса относятся к сфере передаче рациональной информации, и 2 – к сфере передачи эмоциональной информации, как положительной, так и отрицательной.

Например,вопросы могут быть такими:

• С кем из сотрудников вы бы в первую очередь поделились радостной новостью из вашей жизни? (напишите не более 3-х фамилий);

• С кем никогда не стали бы делиться этой радостной новостью из вашей личной жизни? (напишите не более 3-х фамилий);

• Если у вас что-то не получается, то к кому из сотрудников вы бы обратились за помощью? (напишите не более 3-х фамилий);

• К кому из сотрудников вы бы никогда не стали обращаться за помощью? (напишите не более 3-х фамилий).

Получая ответы (важно, чтобы все сотрудники ответили, вы рисуете затем сотрудников кружочками с подписанными фамилиям. Информационные связи между ними прорисовываете синими линиями. Эмоционально позитивные связи – красными линиями, а напряжения (к кому не стал бы обращаться) – черными линиями.

В итоге получается сетка из кружочков и связей,на которой видно:

к кому из сотрудников больше всего проложено синих линий – тот и авторитетное лицо для остальных;

к кому из сотрудников больше всего проложено красных линий – тот и неформальный лидер;

к кому из сотрудников больше всего проложено черных линий – тот конфликтоген коллектива;

к кому из сотрудников меньше всего линий любых – тот не инкарпарирован в коллектив.

Также видны группировки, если они есть.

Метод не сложен в использовании и удивительно точен в диагностике.

по изучению психологического микроклимата в детском саду.

1. «Рисунок воспитателя».

2. Рисунок «Моя группа».

4. «Определение ребенком эмоциональных состояний человека».

5. «Проективные рассказы».

6. «Отношение ребенка к сверстникам».

7. «Отношение ребенка к чужому взрослому».

8. «С каким настроением ты идешь в детский сад».

10. Тест «Для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада».

11. Тест «Рисунок детского сада».

1. Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми.

2. Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду.

4. Тест «Определение групповой сплоченности Сишора».

5. Тест «Психологический микроклимат в трудовом коллективе» Шатыло.

6. Тест «Психологический климат в коллективе».

7. «Социометрия» Морено.

Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть картинку Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Картинка про Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учрежденийПроектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать.

Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Смотреть картинку Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Картинка про Что понимают под микроклиматом дошкольных учреждений. Фото Что понимают под микроклиматом дошкольных учрежденийФотоотчёт «Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении» Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОВЗ Все большее распространение получает создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными.

Статья на тему «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов,.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Здоровьесберегающая педагогическая система в дошкольном образовательном учреждении ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИНа современном этапе развития образования существует несколько.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *