Что понимают под объемом выпуска изделий
Объём выпуска продукции
Конечный результат деятельности любой компании выражается в объеме выпускаемой продукции. Этот показатель имеет большое значение не только для статистической отчетности, но и для проведения внутреннего анализа, и для выработки дальнейшей стратегии развития бизнеса.
Объем выпуска продукции: что это
Объем выпущенной продукции представляет собой показатель, характеризующий количество продукции, произведенной за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год).
При расчете объема выпуска используют две методики.
Во-первых, можно учитывать валовые показатели производства. В этом случае в объем выпущенной продукции войдет не только готовая продукция, но и производственные остатки, товары на разных стадиях обработки, полуфабрикаты, незавершенная продукция и т. д.
Во-вторых, объем выпуска считается только по продукции, готовой к реализации. В этом случае учитываются только переданная на склад и отгруженная потребителям продукция.
Для получения данных используют внутреннюю, статистическую и бухгалтерскую отчетность.
Для этого используют отдельную подстроку, либо дополнительно отражают готовую продукцию в пояснениях к этому отчету. А отгруженную покупателям продукцию учитывают в составе строки 1230 «Дебиторская задолженность». Сюда входят товары, за которые компания еще не получила деньги. Кроме того, уже оплаченную продукцию учитывают в выручке от реализации. Этот показатель отражается в отчете о прибылях и убытках.
Анализ объема выпуска продукции
В зависимости от целей анализа объема выпущенной продукции, этот показатель может рассчитываться в нескольких измерениях.
Проще всего анализировать валовые показатели выпуска в стоимостном выражении. Для этого либо берут показатели из обобщенной отчетности, либо рассчитывают по следующей формуле:
Объем выпуска продукции = количество единиц каждого вида продукции * на цену единицы этого вида продукции.
Это важно при анализе динамики выпуска продукции. Ведь цены в разные временные периоды могут колебаться. Поэтому сопоставление объемов выпуска в текущих ценах дает искаженный результат.
Обычно в качестве сопоставимого коэффициента учитывают размер инфляции.
Например, объем производства в текущих ценах не изменился и равен результату за прошлый год — 50 000 рублей. В целом за год сложилась инфляция на уровне 4,5 %.
При приведении показателей в сопоставимый вид мы получаем падение объемов выпуска. За анализируемый год выпуск продукции в сопоставимых ценах составил 47 750 рублей против 50 000 рублей за прошлый период.
Следующим популярным способом анализа объемов производства является их физическое выражение. То есть продукция считается как есть — в штуках, единицах, метрах, килограммах и т. д. Такой метод подходит для тех производств, где ассортимент продукции постоянен и редко подвержен изменениям.
И, наконец, последний способ выражения объема выпуска продукции — приведение их в соответствие затратам труда. Для этого используют два показателя — нормы времени и оплата труда на единицу продукции.
Норматив времени берут из плановых показателей. Затем количество времени на обработку одной единицы продукции умножают на весь объем произведенного товара.
Для определения объема производства в виде затрат на оплату труда используют показатель фонда оплаты труда. Затем рассчитывают затраты на зарплаты персонала в расчете на единицу определенной продукции. Полученный результат умножают на весь объем производства по каждому виду продукции. Суммарная величина по всему ассортименту и будет являться объемом выпуска продукции.
Способы анализа объема выпуска продукции
Показатель объема производства используется для разных целей.
Во-первых, он показывает текущее состояние предприятия. Такие данные обычно требуют вышестоящие организации или контролирующие органы.
Во-вторых, любая компания нуждается в планировании своей деятельности. Поэтому планируют и объем производства в зависимости от возможностей предприятия и складывающейся внешней конъюнктуры.
В-третьих, текущий объем производства важен для принятия управленческих решений. Корректировка затрат, наращивание выпуска продукции при благоприятных рыночных условиях, резервы для завоевания новых рынков сбыта — все эти решения основываются на анализе объема выпущенной продукции.
Непосредственный анализ объемов выпуска проводят в нескольких направлениях:
Заключение
Объем выпуска продукции является одним из важнейших показателей эффективной деятельности компании. Его анализ позволяет вовремя выявить проблемы и принять верные управленческие решения. Кроме того, данные о динамике объемов производства часто используются не только для внутреннего анализа, но и предоставляются вышестоящим организациям и контролирующим органам.
Помимо анализа текущих значений объема выпуска необходимо рассчитывать плановые, предельные и оптимальные объемы производства продукции. Эти показатели необходимы для своевременного выявления проблем, оперативного принятия управленческих решений и достижения устойчивого финансового положения компании.
Объем производства продукции и его анализ. Увеличение объема производства продукции
Определение
Бухгалтерская целесообразность
Стратегическая целесообразность
Анализ объема производства
Особенно строго следует подходить в таком вопросе к документам, касающимся именно взаимодействия с налоговиками. Так, цифры, относящиеся к объему производства, необходимо предоставлять согласно унифицированным формам. Таким как, например, №1-П («Квартальная отчетность о выпуске отдельных видов продукции»), №16 «(Движение готовых изделий») и т. д.
Единицы измерения объема производства
Выше мы отметили, что объем производства предприятия может выражаться в натуральных показателях (штуки, тонны и т. д.), трудовых или стоимостных измерителях. Если с первым параметром все понятно, то что представляют собой другие два? Рассмотрим их особенности.
Стоимостная оценка
Трудовая оценка
Что касается трудовой оценки, то здесь объемы производства продукции выражаются, как правило, в количестве часов, затраченных на выпуск товаров теми или иными специалистами, а также в зарплате сотрудников. Как правило, в соответствующую область статистики включаются, так же как и в случае со стоимостным критерием, готовые и незавершенные образцы изделий.
Каким образом определить объем производства в часах? Одна из распространенных формул такова. Общее число каждого типа товаров умножается на нормированную временную величину, отведенную на изготовление одного изделия.
При необходимости показатели, выявленные для текущего года, сопоставляют с цифрами предыдущих периодов.
Отметим, что измерение объем выпуска товаров в часах имеет один существенный недостаток: используя такой метод, достаточно сложно учитывать непосредственное содержание трудовых функций и сложность выполнения работ соотносительно с квалификацией специалистов.
Производство и зарплата
В свою очередь, возможно достаточно эффективное измерение объема производства в зарплате. Используя данный показатель, можно, в свою очередь, дифференцировать труд в зависимости от уровня квалификации персонала и рабочих функций специалистов. Рассчитать объем выпуска товаров в зарплате также достаточно просто. Общее количество произведенной продукции (в натуральном выражении) умножается на установленный норматив зарплаты в расчете на единицу товара.
Методы исследования объема производства
Форма №1-П, которая, как мы уже отметили выше, часто задействуется в бухучете, содержит достаточно большое количество переменных для проведения всестороннего анализа эффективности бизнеса. Посредством сопоставления цифр можно, в частности, выявить динамику выпуска товаров, вычислить темпы роста предприятия.
Методы расчета оптимального объема
Фактор объема продаж
Практика расчета оптимального объема: учет реализации
Выше мы отметили, что практическая полезность цифр, отражающих объем выпуска товаров, может выражаться в применении соответствующих показателей одновременно с теми, что касаются результатов реализации. Вычисляя оптимальный объем производства, мы также можем обратить внимание на данный критерий. Например, может быть выявлен показатель реализации, достижение которого обеспечит нулевую прибыль либо ту, что устраивает руководство фирмы в плане рентабельности. В ряде случаев возможно определить также и максимальную величину прибыли соотносительно с реализацией товаров и объемом производства. Который в большинстве случаев и будет являться оптимальным.
Рассмотрим простой пример. Предприятие выпускает теннисные мячи.
Если предприятие реализовало 1 мяч, то рентабельность отрицательная, минус 100 руб.
Если 5, то положительная, плюс 50 руб.
Если 9, то также рентабельность есть, плюс 150 руб.
Но если фирма реализовала 10 единиц, то прибыль составит только 120 руб.
Предельные показатели
Основное правило, которого рекомендуется придерживаться бизнесу, звучит так: если предельная величина дохода (в расчете на одну штуку выпускаемого изделия) выше, чем размер максимальных издержек, то можно продолжать увеличение объема производства. Но на практике в бизнесе обычно играет важную роль фактор рентабельности. То есть соответствующее превышение доходов над издержками должно обеспечивать, как вариант, платежеспособность фирмы по кредитам. Нулевая прибыль в этом случае не устроит предприятие, поскольку какие-то проценты оно банку все же платит.
Рост производства и новые сотрудники
Возможно ли обеспечить рентабельный рост объема производства, привлекая все большее количество сотрудников? Не всегда. Дело в том, что подключение к работе нового специалиста не обязательно означает, что результатом его труда станет какая-то определенная прибавка к объему выпуска товаров. В случае если, например, предприятие станет нанимать больше людей, но не уделит должного внимания модернизации основных фондов, средняя производительность труда, скорее всего, снизится. И потому увеличение объема производства продукции не будет соразмерным с ростом количества сотрудников.
Вместе с тем дисбаланс между динамикой привлечения новых работников и общим количеством выпускаемых фирмой товаров не всегда сопровождается падением рентабельности бизнеса. Вполне возможен вариант, при котором прибыль предприятия по факту увеличения штата сотрудников все же вырастет, а издержки останутся неизменными (или увеличатся незначительно). Это реально, если, например, возрастет спрос на рынке, а вслед за ним, вероятно, и цена товара. Фирма сможет его оптимальным образом обеспечивать, увеличив штат на несколько человек.
Себестоимость выпуска товара, которая предшествует переходу (с момента увеличения или уменьшения количества выпускаемых единиц изделия) динамики в рост или, наоборот, в снижение, называется предельной. Изменение объема производства в большую или меньшую сторону, таким образом, может быть нецелесообразным, исходя из достижения самых низких показателей себестоимости при текущей динамике выпуска продукции.
Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации
Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.
Объем производства
Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.
Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.
В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.
В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).
Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.
Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.
Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.
Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:
Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.
Объем реализации
Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.
Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.
Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:
Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.
Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.
Оптимальный объем
Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.
Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:
Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.
Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.
Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.
Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.
Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.
Объем выпуска продукции: формула
obem_vypuska_gotovoy_produkcii.jpg
Похожие публикации
С неизбежностью планирования объемов производства и реализации продукции сталкивается каждое предприятие. Расчет выпуска продукции – обязательный элемент не только в планировании производства, но и в работе сбытовых и снабженческих подразделений. К тому же, руководству компании необходимо представлять производственные мощности, рассчитанные в натуральных и денежных эквивалентах. Поговорим о значении объема выпуска продукции и его исчислении.
Определение
В сущности, объем выпуска продукции – это суммированное количество товара, произведенного за определенный период и выраженного в различных показателях. Значимость этого показателя обусловлена с двух точек зрения:
Единицами измерения объема производства и реализации продукции являются показатели:
Объем выпуска продукции: формула
Главными показателями, характеризующими объем продукции, являются валовая и товарная стоимость продукции. Валовая стоимость – это денежное выражение всей продукции компании и услуг, предоставленных за отчетный период. В ней учитывают общую стоимость произведенной продукции, полуфабрикатов, предоставленных услуг, изменения остатков незавершенного производства и внутрисистемный оборот.
Под товарной стоимостью понимается стоимость продукции, выпущенной предприятием и предназначенной для продажи. Колебания значений «незавершенки» и внутрихозяйственный оборот в товарную стоимость не входят. Во многих предприятиях значение валовой и товарной продукции тождественны, если отсутствуют показатели внутренних оборотов и незавершенных работ.
Валовой объем производства вычисляют по формуле:
ВП и ТП – валовая и товарная продукция,
НПк/г и НПн/г –незавершенное производство на конец и начало года.
Не менее важным является выражение объема продукции с использованием натуральных значений. Этот метод применяют при анализе объемов выпуска и реализации продукции по видам и категориям однородной продукции. Объем производства рассчитывают по формуле:
Опр = К х Ц, где К – число произведенных единиц товара, Ц – цена изделия.
Например, если за рассматриваемый период выпущено 100 деталей по цене 200 руб. и 500 деталей по цене 300 руб., то общий объем выпуска продукции составит 170 000 руб. (100 х 200 + 500 х 300).
Как найти объем реализации продукции: формула
Объем реализации продукции рассчитывают по размеру отгруженной продукции или полученной выручке. Для аналитика важно знать, как продается продукт, не падает ли спрос на него и увеличивать ли объем производства. Показатель объема реализованной продукции (в динамике) отвечает на эти вопросы. Рассчитывают его по формуле:
ВП – валовой продукт,
Огпнг и Огпкг – остатки ГП на начало и конец года.
Например, объем выпуска продукции за год составил 300 000 руб., остатки ГП на складах составили: 20 000 руб. на начало года, 35 000 руб. – на конец. Объем проданной продукции составил:
Орп = 300 000 + 20 000 – 35 000 = 285 000 руб.
Оптимальный объем выпуска продукции
Оптимальным считается объем производства, обеспечивающий выполнение условий по заключенным соглашениям в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью. Определяют оптимальный объем сопоставлением валовых или предельных показателей.
Сравнивая валовые значения, производят расчет прибыли при различных объемах производства и реализации продукции в такой последовательности:
• определяют размер объема выпуска, при котором прибыль равна 0;
• высчитывают объем производства с максимальной прибылью.
Продемонстрируем вычисление оптимальных величин на примере:
объем продаж
цена
выручка
валовые издержки
прибыль (выручка – валовые издержки)
постоянные
переменные
Суть расчетов в выявлении показателя продаж с нулевой и предельной прибылью. Из таблицы видно, что выйти на нулевую прибыль у компании получится при изготовлении от 15 до 20 деталей. Максимальных же величин прибыль достигнет при выпуске 50 штук. В этом примере (при заданных параметрах издержек), объем продаж в 50 единиц и будет оптимальным показателем, и, заключая договоры на поставку, следует исходить из оптимальных размеров производства.
Сравнением предельных показателей определяют, до какого момента наращивание объема производства будет целесообразным. Здесь внимание экономиста обращено на издержки и доход. Существует правило – если предельный размер дохода на одну единицу изделия выше величины максимальных издержек, то можно и дальше увеличивать объемы производства.
Рассчитывая оптимальные величины, необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на объем реализации продукции. К ним относятся:
Анализ объема производства и реализации продукции
Аналитическая работа начинается с исследования производственных объемов и темпов прироста. Поэтому первостепенными задачами анализа объема производства и реализации продукции становятся:
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Объем выпуска продукции
Объем выпуска продукции – количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени.
Рубрика термина: Экономика
Полезное
Смотреть что такое «Объем выпуска продукции» в других словарях:
объем выпуска продукции — объем выпуска Ндп. масштаб производства Количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени [ГОСТ 14.004 83]… … Справочник технического переводчика
ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ — количество изделий определенного наименования, типоразмеров, изготавливаемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени … Большой бухгалтерский словарь
ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ — количество изделий определенного наименования, типоразмеров, изготавливаемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени … Большой экономический словарь
Объем Выпуска — количество изделий определенной продукции, изготовленных за единицу времени. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Потенциальный объем выпуска — реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании имеющихся ресурсов. По английски: Potential output Синонимы: Потенциальный валовой национальный продукт См. также: Валовой национальный продукт Модель… … Финансовый словарь
вероятность выполнения технологической системой задания по объему выпуска — вероятность выполнения задания по объему выпуска Вероятность того, что объем выпуска технологической системой годной продукции за рассматриваемый интервал времени будет не менее заданного. Задание по изготовлению продукции допускается… … Справочник технического переводчика
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА — (potential output) Объем продукции, который экономика в состоянии произвести при имеющихся в наличии рабочей силы, капитала и технологии. Для отдельной фирмы потенциальный объем продукции – это такой объем, который она может произвести с учетом… … Экономический словарь
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ — (certification) процедура принятия и реализации международных норм оценки и контроля качества поставляемой в другие страны продукции. Осуществляется специальными центрами, оснащенными принятым для С.п. оборудованием и измерительными приборами для … Внешнеэкономический толковый словарь
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ — (англ. sales proceeds) – основной вид денежного дохода предприятия; один из главных показателей его хозяйственно финансовой деятельности. От суммы выручки зависят финанс. положение пр тия, размер прибыли, состояние его оборотного капитала; она… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Вероятность выполнения технологической системой задания по объему выпуска — 22. Вероятность выполнения технологической системой задания по объему выпуска Вероятность выполнения задания по объему выпуска Е. Probability of achievement of goal by technological system as related to output F. Probabilité de réalisation par un … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации