Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Поговорим о том, что относится к информационным образовательным ресурсам. В последнее время наблюдается тенденция повышения качества образования посредством внедрения в образовательный и воспитательный процесс ИКТ. Среди обязательных требований к педагогу высшей квалификационной категории, владение информационными технологиями и применение в работе ЭОР являются одними из наиболее важным и значимых.

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Значимость

Что понимают под образовательным информационным ресурсам Вам будет интересно: Антропологические типы людей: особенности, условия формирования, научные объяснения

В рамках введения ФГОС нового поколения на всех ступенях обучения, существенно изменились требования к содержанию образовательных программ. Информационно-образовательные ресурсы — это обязательный элемент работы любого современного учителя. Они обеспечивают следующие моменты:

Что понимают под образовательным информационным ресурсам Вам будет интересно: Скорость коррозии металлов. Методы оценки коррозионных процессов

ИОС выступают в школах как основное условие образовательной деятельности, средство создания новой образовательной системы.

Информационно-образовательные ресурсы — это возможность формирования социально и интеллектуально развитой личности. Они является совокупностью нескольких компонентов:

В качестве одного из результатов внедрения в российское образование ФГОС, можно, как пример, привести создание развивающей информационно-методической среды: оптимальных условий для реализации образовательных программ.

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Современные особенности ИОС

Информационно-образовательные ресурсы — это сумма технических средств: коммуникационных каналов, баз данных, компьютеров, программных продуктов. Также к ним причисляют компетентность всех участников образовательного процесса в решении познавательных учебных и профессиональных задач посредством ИКТ.

ФГОС включают в себя следующие компоненты:

Новая цель образования формируется на основе запросов государства, семьи. Она заключается в формировании такой образовательной системы, которая бы стала отличным инструментом социокультурного обновления российского общества.

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Что дают ИОР?

Информационно-образовательные ресурсы — это возможность создания новых образовательных и социальных сетей и сообществ. Они позволяют формировать у школьника научные представления о человеке, обществе, природе, совершенствовать систему духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Теоретические аспекты

Что понимают под образовательными информационными ресурсами? Это сумма программных, технических, методических, телекоммуникационных средств, которые позволяют в полной мере применять информационные источники в образовательной сфере. Эта структура состоит из связанных между собой региональных, локальных сетей, совокупности программных и технических средств, которые обеспечивают свободный доступ к любому источнику удаленной информации, позволяют обмениваться учебными, научными, культурными сведениями и фактами.

ИОР, в виде первичного либо вторичного контента, находятся на порталах. Первичные располагаются на портале самого владельца, а вторичные в иных местах, доступных через всемирную паутину.

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Информационные порталы

Рассуждая о том, что относится к образовательным информационным ресурсам, остановимся подробнее на некоторых теоретических аспектах. Образовательный портал представляет собой телекоммуникационный узел, который обладает быстрым доступом, огромным диапазоном ссылок и услуг, отличным пользовательским интерфейсом. Портал позволяет педагогам и школьникам изучать разнообразные информационные ресурсы, которые ориентированы на образование и развитие. Он подразумевает систему навигации, контент, веб-сервисы, ссылки на иные ресурсы, единую систему навигации.

Пример образовательного пространства

В наше время разработана система образовательных порталов, которые удобны и для педагогов, и для школьников. К примеру, в РФ создан портал «ПроеКТОрия», направленный на информирование ребят о современных профессиях.

Такие федеральные информационно-образовательные ресурсы, помимо теоретической информации, предлагают ребятам и разнообразные задания (кейсы). Знакомство с такими упражнениями подразумевает получение дополнительных знаний по различным учебным дисциплинам.

Получается, что понимают под образовательными информационными ресурсами исследовательские и учебные ресурсы, находящиеся в общественном доступе. Они могут включать в себя модули, полные курсы, учебники, тесты, метода и материалы, позволяющие получать необходимые знания.

Центр информационно-образовательных ресурсов создан для того, чтобы в одном месте разместить все научные и практические материалы, которые способствуют повышению качества отечественного образования.

Библиотеки как варианты ИОР

На протяжении многих лет они предоставляли бумажные справочники, книги, журналы. В настоящее время ситуация изменилась, появились цифровые библиотеки, свободный доступ к которым есть у всех участников образовательного процесса. Они стали для людей, имеющих ограничения в физическом здоровье, одним из основных способов развития и самосовершенствования.

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Подведем итоги

Сложно переоценить значимость ИОР в современном образовании. От степени их применения напрямую зависит успешность развития каждого ребенка. В качестве основных критериев сформированности информационно-образовательной среды выступает гарантия равных возможностей для всех участников образовательного процесса.

Источник

Что понимают под образовательно-информационными ресурсами

Что понимают под образовательным информационным ресурсамОбразовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей. Развитие и продвижение ОИР часто мотивируется желанием предоставить альтернативную или расширенную образовательную парадигму. Итак, что относится к образовательным информационным ресурсам?

Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь. Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года. А еще что относят к образовательным ресурсам?

Это интересно: что такое код бодо в телефонии?

Общие сведения

Что понимают под образовательным информационным ресурсамИдея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии. Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.

Это интересно: экология это наука изучающая что? Основные понятия и цели.

То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:

Что понимают под образовательным информационным ресурсамХарактер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.

Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения

Уровень открытости: для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование.

Это интересно: систематика это наука, изучающая живые организмы.

Эти определения также имеют общие элементы, а именно:

Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам

Что понимают под образовательным информационным ресурсамОрганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также определяет электронные информационные ресурсы как оцифрованные материалы, предлагаемые свободно и открыто для преподавателей, студентов и остальных людей для использования в обучении и исследованиях.

Они включают в себя:

Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать — многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё. Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.

Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной, лекции более убедительными, информативными и разнообразными, чтение заданий более обширными, интересными и доступными, дискуссии более свободными и сложными. Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения.

Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы). Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.

Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.

Необходимые инструменты

Что понимают под образовательным информационным ресурсамНо владение технологией или доступ к ней обычно является лишь первым шагом. Ещё важнее научиться использовать его. Это одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается любой, кто хочет использовать электронные инструменты, потому что эти знания не всегда легко приобрести.

Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то, очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.

Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью. Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова. Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.

Библиотека как информационный образовательный ресурс

На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками. Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.

Возникновение библиотек

Что понимают под образовательным информационным ресурсамСтремление человека к знаниям привело к созданию и накоплению огромного количества информации. Этот поиск знаний, не зная границ и ограничений, продолжается с начала цивилизации до современной эпохи. Эти с трудом заработанные знания и информация ценны для всего человечества и поэтому подлежали сохранению. С изобретением бумаги человек смог передать это знание другим, написав книги.

Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов. Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований. Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.

Использование библиотечных электронных ресурсов

Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.

С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера, содержащие большое количество оцифрованных документов. Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.

Что понимают под образовательным информационным ресурсамБиблиотеки в новом тысячелетии являются лидерами в области управления знаниями. Библиотекари в университетах новаторы в использовании новых информационных технологий для обеспечения доступа к ряду мультимедийных источников. Сегодняшние библиотеки учат студентов навыкам обработки информации.

Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому, что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения. Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.

Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.

Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.

Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения. Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.

Библиотека — это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.

В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.

Источник

Мировая информационная сеть привела в нашу жизнь множество вещей, как хороших, так и не очень. В рамках статьи внимание будет уделено главным образом представителям первой когорты. Итак, что собой представляют информационно-образовательные ресурсы? Это что такое? Какие их виды существуют? Где они используются? Какими бывают? Появились ли они только в эпоху Интернета или же существовали и до этого?

Общая информация

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Чтобы не выпасть из жизни и обеспечить себе достойный ее уровень, приходится все время учиться. И это не преувеличение – взять хотя бы информационный сектор, где после нескольких лет перерыва бывает очень проблематично вернуться в русло. Поэтому, чтобы трудиться и жить в третьем тысячелетии, следует иметь такие качества:

О получении знаний

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Но не следует забывать и о процессе виртуализации, когда существующие в реальности вещи переносятся в сетевое пространство. Учитывая существующие тенденции, в рамках статьи упор будет сделан на электронные образовательные и информационные ресурсы.

Что же можно найти во Всемирной сети?

Организационная форма построения интернета существует таким образом, что стремительно растёт структурно и объемно именно образовательно-информационная составляющая. На данный момент существуют как минимум десятки тысяч разных единиц, которые могут быть классифицированы как информационно-образовательные ресурсы. Это и сайты библиотек, и волонтерские обучающие собрания, и бесплатные курсы, и многое другое. Следует отметить и наличие сетевых ресурсов, которые сложно классифицировать как что-то одно.

К примеру, на довольно известном хранилище видеоматериалов «Ютуб» можно найти, как песни современных исполнителей поп-музыки, которые, как правило, не несут смысловой нагрузки, так и разъяснения различных тем профессиональными физиками и математиками. Поэтому вопрос, что понимают под образовательными информационными ресурсами, частично всё ещё считается открытым.

Да, есть сайты, которые могут быть без проблем классифицированы подобным образом. Те же электронные кабинеты и классы, которые сейчас широко внедряются, могут быть рассмотрены именно в такой роли. Но это со строгой точки зрения. А что понимают под образовательными информационными ресурсами, если их нельзя точно классифицировать? Тот же «Ютуб» может нести пользу, хотя большинство рассматривают его исключительно как развлечение. Что ж, во многом положение дел зависит от того, как мы используем доступный нам инструментарий.

О классификации

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

В нём есть контент, различные сервисы, а также ссылки на другие важные ресурсы, существует единая система навигации по сайту и поиска нужной информации. При этом все части портала можно расширить для увеличения общего масштаба. Сейчас порталы – это удобные для преподавателей и учащихся информационно-образовательные среды, которые позволяют удовлетворять большинство запросов и получать знания для научной теоретической и практической деятельности. Они формируются из целого ряда инструментов, каждый из которых может быть представлен отдельно в рамках Мировой сети.

Из чего состоят порталы?

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Как видите, порталы предлагают нам значительное видовое разнообразие. Например, журналы, электронные библиотеки и прочее могут существовать в качестве отдельных ресурсов. В случае с порталами, их информационный успех лежит в области четкого понимания потребностей пользователей и соответствия им. Но это далеко не всё. Если говорить про информационные образовательные ресурсы интернета, то следует в отдельную категорию вынести ещё и сайты.

Они представляют собой определённую совокупность объединенных общим содержимым веб-страниц, которые размещены на определённом сервере под конкретным доменным именем и реализуют концепцию виртуального представительства. Информация, размещенная на порталах и сайтах, предоставляет возможность работать в гипертекстовой среде. Это позволяет каждому самостоятельно, с учетом своих способностей, склонностей, мышления, мотивации и уровня знаний формировать процессы усвоения информации. Так, с их помощью можно получать, передавать и обрабатывать графические и текстовые данные, участвовать в дискуссиях и конференциях.

Какими бывают ресурсы?

Электронные информационно-образовательные ресурсы могут быть официальными и неофициальными, вертикальными и горизонтальными. Они бывают предметные и отраслевые, очной и дистанционной форм обучения, федеральные, региональные, субъектные, учащихся, преподавателей, консультативные, исследовательские и прочие. Учитывая большое количество различных сфер использования, этот список можно продолжать очень долго.

Мы же рассмотрим только пару из них. Федеральный информационно-образовательный ресурс представляет собой сайт, где имеются официальные нормативные материалы, касающиеся сферы образования и науки, воспитания и социальной защиты, аттестации, лицензирования, аккредитации, обеспечения учебными материалами, техническими средствами. Также здесь можно найти материалы, которые регламентируют учебную и управленческую деятельность.

В отдельную категорию следует выделить официальные порталы, где размещаются самые важные нормативные документы, которые информируют о ведомственных и правительственных решениях, связанные с дальнейшим развитием и модернизацией системы образования, а также о правовом регулировании в учебной, научно-технической и инновационной деятельности. На них можно найти и оперативную информацию про осуществляемую в государстве политику в сфере науки и образования.

Проектирование

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Разработка

Что понимают под образовательным информационным ресурсам

Первый способ довольно сложный и трудоемкий, ведь он предполагает написание всего с нуля. Хотя если всю работу выполняют высокопрофессиональные специалисты, то в конечном итоге будет получен качественный продукт, полностью соответствующий требованиям. Но это также дорого.

Можно воспользоваться и простым конструктором. Преимущество данного подхода заключается в скорости выполнения задачи и низких требованиях к уровню профессионализма у человека, который создаёт ресурс. Но в таком случае часто код является неоптимизированным, что приводит к определённым негативным моментам, как-то медленная скорость работы и прочее. Но если нет возможности привлечь высококвалифицированных специалистов, то единственный вариант – это работа с конструкторами. Несмотря на их несовершенство, они всё же позволяют создавать ресурсы относительно неплохого качества. Конечно, если создаётся проект федерального значения, то подобный подход не является допустимым, тогда как для работы над сайтом для школы или районного представительства министерства образования это вполне целесообразно.

На службе у государства

Сейчас широко используются информационно-образовательные ресурсы в образовательном процессе, и планируется увеличение доли новых технологий в этом деле. Тестируются первые проекты, которые вводят новое обучение в школах и высших учебных заведениях. Возможно, что-то подобное когда-то мы увидим и для детских садиков. Но давайте поговорим о том, что уже есть.

Если принимать во внимание школы, то здесь следует отметить тенденцию к замене учебников на электронные книги. Кроме этого, обычные тетради постепенно замещаются электронными. Также привычные нам всем доски меняются на сенсорные экраны, где человек может писать и стирать сколько угодно раз. Создаются электронные журналы, где выставляются оценки учащимся.

В университетах ситуация развивается подобным образом, хотя есть и свои отличия. Так, в последние несколько лет наметилась виртуализация учебного процесса. Использование информационно-образовательных ресурсов в данном случае представлено появлением электронных библиотек, где имеется значительно количество книг, журналов и прочей литературы. Но, пожалуй, наиболее важное в этом процессе – это то, что людей, студентов учат действовать самостоятельно. Всё чаще наблюдается ситуация, когда им выдаются ссылки на определённые знания, как-то книги, которые они должны освоить самостоятельно, а с учителем разбирают только непонятные моменты. Кроме этого, следует упомянуть и о росте самоорганизации. Кроме привычных профессиональных союзов, студенческих деканатов, танцев и обычных кружков самодеятельности возникают ещё и организационные структуры, работающие над практической реализацией чаяний, как-то инкубаторы идей и прочее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *