Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Организация торгового зала для повышения продаж

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Мерчандайзинг — одно из направлений маркетинга, специализирующееся на том, как спланировать торговый зал и расположить товары для увеличения количества покупок. Самый распространенный прием — расположение стенда с шоколадками около кассы, на уровне глаз ребенка. Но есть и множество других.

Обычно приемы мерчандайзинга используют в магазинах, где покупатель двигается по торговому залу и сам берет товары с полок. Но приемы и лайфхаки из статьи можно практиковать и в других розничных точках, например, в небольших магазинчиках возле дома. Ведь главное в этой науке — управлять вниманием покупателя и стимулировать его желание купить.

Выявите «холодные» зоны в магазине

Существуют общие принципы планирования торгового зала.

Определив такие зоны, начинайте планирование торгового зала: выкладывайте в «холодную» зону максимально привлекательные товары, за которыми как раз приходят покупатели. Обычно в центре небольшого зала расположены холодильники с полуфабрикатами, полки с овощами и сладкой продукцией. В глубине зала размещают товары первой необходимости, то есть хлеб, яйца, молоко. Такие товары люди ищут целенаправленно, «холодная» зона превращается в «горячую».

Разделяйте торговый зал на зоны

Постарайтесь выделить три зоны: зону адаптации, зону покупки и зону возвращения.

Зона адаптации

В нее покупатель попадает сразу после входа в магазин. Двигается не спеша, внимание слабое, есть небольшое чувство смятения. Взгляд покупателя ищет знакомые предметы, которые помогут адаптироваться.
В зоне адаптации размещают корзины и тележки, стенды с фруктами или овощами, стойки с чаем и кофе.

Зона покупки

Основная территория зала, где покупатель уже адаптировался к среде.

Зона возвращения

Покупатель набрал в тележку все, что ему нужно, расслабился. Здесь его можно мотивировать на импульсивные покупки. Хорошо, если он взял что-то по акции — тогда ближе к кассе он начинает думать, на что бы ему еще потратить сэкономленные деньги.

Не размещайте в зоне адаптации товары, которые покупают у вас чаще всего — высока вероятность, что покупатель возьмет что ему нужно и затем покинет зал. Лучше в эту зону поставить несколько товаров по промоцене, которые порадуют гостя магазина и замотивируют двигаться дальше.

Располагайте товары на разной высоте

Мерчандайзеры рекомендуют раскладывать товары с учетом уровня высоты полок. Всего есть пять категорий.

Мерчандайзеры рекомендуют располагать товарные группы на стеллажах вертикально, друг под другом. Товары одной группы должны стоять рядом, горизонтально.

Смотрите выручку, прибыль, остатки — данные за любой период по магазину, группе товаров или конкретной позиции

Еще есть понятие «золотой полки» — той, которая располагается точно на уровне глаз. Она считается самой прибыльной, товары с нее покупают чаще остальных. Организуя «золотые полки», берите в расчет разницу в росте — в среднем такая полка для мужских товаров будет выше, чем для женщин. Детская полка будет ниже.

Выкладывайте дорогие товары на отдельные стеллажи

Обратите внимание: сейчас дорогой алкоголь обычно продается с отдельного стеллажа или закрытого шкафа. Это не только страховка от воровства. Расположив дорогой товар отдельно от других, вы создаете у клиента ощущение премиальной покупки.
Обычно на VIP-полках размещают алкоголь, дорогой шоколад, банки с икрой и деликатесы.

Используйте освещение

С помощью освещения можно заставить покупателя двигаться активнее, как это делают в гипермаркетах, или, наоборот, приглушить уровень освещения и создать уютный магазин, в котором покупателю захочется проводить больше времени.
Дополнительно управляйте вниманием клиента — сделайте световой акцент на ключевых товарных группах.

Человек подсознательно движется к свету. Если ваш магазин находится в торговом центре, уровень освещенности входной группы должен быть выше уровня освещенности общественной зоны. Чтобы усилить желание пройти вглубь магазина, дополнительно осветите периметральную товарную выкладку.

Максим Меженков, директор по развитию в «Мой Автопрокат»

Используйте акценты

Чтобы продать конкретный товар, выделяйте его на фоне остальных.

Делать акценты можно, встраивая товар в дизайн и декорации интерьера. Например, ярко-украшенный островок в середине зала сразу привлекает внимание.

Продумывайте дизайн и декорации. Особенно это важно для магазинов одежды и непродовольственных товаров. Красиво сервированный обеденный стол будет эффективнее влиять на покупателя, чем обычная декоративная выкладка посуды.

Максим Меженков, директор по развитию в «Мой Автопрокат»

Добавьте в зал музыку и запахи

Организация торгового зала не заканчивается расстановкой полок и холодильников. Для эффективных продаж нужно продумать все возможные каналы воздействия на покупателя.

Эффективно работает аромамаркетинг. Его часто используют в общепите — например, добавляют запах свежей выпечки и ванили в пекарнях. Вы можете использовать те же запахи около стендов с хлебом.

Магазин вина и элитного алкоголя может увеличить продажи за счет приятных запахов. Я заметила, что спонтанные продажи вырастают примерно на четверть, если в винном магазине пахнет влажным, дождливым лесом, деревом.

Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

Супермаркеты и гипермаркеты сейчас активно воздействуют на покупателей с помощью звуков. Например, вечером, в час пик, включается быстрая и ритмичная мелодия. Она стимулирует людей двигаться и покупать активнее. Утром, когда клиентов мало, включают спокойную музыку, чтобы люди не торопясь походили между стендами и выбрали больше товаров.

Максим Меженков рекомендует использовать музыку, чтобы стимулировать продажи конкретных товаров. Например, включить новогоднюю мелодию для реализации праздничных категорий.

Как мотивировать покупателя проводить в магазине больше времени

Старайтесь спланировать торговый зал так, чтобы покупатель провел в нем больше времени. Для этого товары первой необходимости в гипермаркетах располагают в разных концах помещения. Таким образом, клиенты обходят все ряды.

Чем дольше покупатель находится в магазине, тем выше вероятность, что он купит что-то еще. Но тут важно соблюдать баланс: хорошо, когда клиент задержится в магазине на пару минут около полок. И плохо, если у покупателя искусственно отнимают время, например, создавая большие очереди на кассе.

Мы продаем сантехнику и хозяйственную продукцию в большом торговом центре «Сантрек». Раньше процесс покупки выглядел так: клиент выбирал нужные вещи в торговом зале, после менеджер оформлял накладную и отправлял покупателя на кассу. Потом клиент спускался ждать товар в зону выдачи. Таким образом, человек проводил в торговом зале не больше 20 минут.
Чтобы увеличить это время, мы разместили в зале большое табло, на котором видна готовность конкретного заказа. Теперь покупателям не нужно стоять в очереди и ждать товар в зоне выдачи — можно спокойно погулять в торговом зале мимо витрин. Даже такая мелочь повлияла на рост продаж.

Максим Пономарев, гендиректор группы компаний «Сантрек»

Кратко о том, как повышать продажи с помощью мерчандайзинга

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Основные правила мерчандайзинга

11 июня 2021 / ABM Shelf

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Мерчандайзинг продуктовых магазинов – то, что делает продажи прибыльными без существенных вложений в рекламу. Современный покупатель более требователен, избалован ассортиментом продукции, количеством магазинов и конкуренцией между ними. Поэтому недостаточно предлагать более привлекательные цены или интересный ассортимент. Нужно управлять желанием покупать, и для этого используют основные принципы мерчандайзинга.

Что такое мерчандайзинг и зачем он нужен

Мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, направленных на эффективное представление товаров, благодаря которому увеличивается спрос на них. Его эффективность обусловлена психологией человека, соответственно, правила мерчандайзинга в продуктовом магазине или бутике основываются на методах психологического воздействия.

Используя специальный комплекс мер, можно без вложений и затрат на дополнительную рекламу повысить продажи на 10-30%. И это – данные статистики, усредненные. В каждом конкретном случае цифры будут разными – многое зависит от исходных условий.

Ключевым фактором эффективности является то, что до 80% покупок совершается импульсивно, уже в магазине. И на принятие решения о непланируемой покупке влияет атмосфера в магазине, его оформление, привлекательность товаров на прилавке, расположение товаров и многое другое. Используя общие основы мерчандайзинга в магазине продуктов, строительных материалов, одежды или автозапчастей, можно влиять на покупателей и получить увеличение товарооборота.

Правило свободы действий

В последние годы определился один из ключевых принципов: чем выше значимость роли продавца, тем меньше значение, эффективность мерчандайзинга. То есть, самообслуживание повышает действенность всех приемов, и уже само по себе способствует повышению продаж. Поэтому главные правила мерчандайзинга основаны на самообслуживании.

Объяснение простое: человек, который свободно может взять товар, рассмотреть его, примерить или оценить другим способом, бессознательно считает этот товар своим. Необходимость оплаты возникает только на кассе, но до нее покупатель еще не дошел. Поэтому более свободно относится к ценам на товары, складывая в корзину то, что понравилось. Отсутствие ограничений – важный момент. Да, потом у покупателя возникает мысль об экономии и более рациональных расходах, но только потом, после изучения чека. И она не играет существенной роли при последующих посещениях магазина.

Правило максимально эффективного маршрута

Основы мерчандайзинга в магазине одежды, продуктов или других товаров подразумевают и удобную планировку торгового зала. Подразумевается эффективная расстановка оборудования – благодаря ей должны формироваться правильное движение потока посетителей, и у покупателей должно формироваться желание посетить каждый отдел магазина.

Планировка торгового помещения должна исключать следующие проблемы:

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Чтобы избежать этих проблем, следует применять такие принципы мерчандайзинга:

Правила мерчандайзинга для выкладки товаров

Планировка торговых помещений играет важную роль. Но не менее важна и грамотная выкладка продукции – благодаря ей товарам можно придать более привлекательный вид, обратить внимание покупателей на определенные продукты и так далее. То есть, это непосредственно представление товаров, от эффективности которого зависит и объем продаж.

Как работают правила мерчандайзинга в данном случае? Человек, который приходит в магазин, хочет делать покупки максимально комфортно. То есть, без длительных поисков нужного товара, с удобным сравнением цен и характеристик однотипных продуктов. И грамотная выкладка обеспечивает это. В результате покупатель выходит из магазина довольным, а значит, он вернется. Но это только один аспект.

Второй – стимуляция спонтанных, импульсивных покупок. Человек не планировал покупать это вещь или продукт, но купил. Почему? Он сам не знает, но специалисты отлично понимают – это эффект продуманной выкладки товаров.

В зависимости от того, организуется мерчандайзинг продуктовых магазинов, магазинов одежды, запчастей или хозтоваров, используют определенные принципы выкладки продукции.

В мерчандайзинге традиционно используют такие типы представления товара:

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Сгрупированая выкладка в ZARA

Данные правила мерчандайзинга в магазине продуктов или любом другом магазине легко реализовать с помощью планограмм. Их составление – простая задача, так как есть облачная система ABM Shelf – с ее помощью правильную, эффективную планограмму сможет составить каждый.

И основываясь на вышеперечисленном, были сформированы общие правила мерчандайзинга в магазине.

Лицом к покупателю

Любой товар выставляют лицевой стороной или этикеткой к покупателю. Принцип простой, но это основа. Согласитесь, неприятно смотреть на полки, где товары выставлены красиво, но этикетками к задней части стеллажа. Бессознательно это воспринимается, как неуважение к потребителю, естественно, такой товар покупать не хочется. Кроме того, стройный ряд упаковок, расположенных лицевой стороной, просто радует взгляд, ведь все гармонично и правильно. А людям нравится гармоничность.

Не менее трех

Если изучать основные принципы и правила мерчандайзинга, это – одно из них. Не меньше трех на полке – это касается каждой единицы товара. Здесь тоже срабатывает психология. Если продукт представлен в единственном экземпляре, он воспринимается как остаток. А остаток – это что-то залежавшееся, невостребованное. Соответственно, покупать это не стоит.

Но можно же выставить две единицы или четыре? Да, это больше одного. Но вспоминаем о любви человека к гармоничности, а тройка в нашей культуре воспринимается, как самое гармоничное число. Если есть необходимость в выкладке большего количества товара, старайтесь, чтобы число было кратно трем.

Учитывайте зону видимости

Выкладка товара согласно правилам мерчандайзинга основана не только на психологии, учитывается и физиология. А она утверждает, что зона видимости среднестатистического человека составляет 50 см. Соответственно, каждый товар, который вы хотите продать в большем количестве, должен занимать от 50 см длины стеллажа. Его будет сложно не заметить.

Одолженная популярность

Этот метод используют, когда хотят продать малоизвестную или не самую популярную группу продукции. В основном это касается новых брендов, неизвестных широкому кругу потребителей. Такую продукцию стоит размещать между аналогичной, но популярной. Срабатывает склонность человека к обобщению – свойства популярного известного товара «переходят» и на новый.

Чтобы этот принцип работал, товары должны обладать приблизительно одинаковым качеством и характеристиками. Иначе эффект будет обратным – утратится доверие к популярной продукции.

Особое внимание – ценникам

Это одно из базовых правил визуального мерчандайзинга. Покупателей раздражает, когда нужно прикладывать дополнительные усилия для покупки. Еще больше раздражает, когда на ценнике указана одна стоимость, а на кассе выбивают другую, как правило, большую. Поэтому небрежность с ценниками вредит репутации магазина. Исключите путаницу, неверное расположение ценников, следите за их актуальностью – это повысит доверие покупателей.

Недорогие товары впереди

Большую часть потребителей не привлекают высокие цены. И чтобы человек не вышел из магазина сразу, как только увидел ценники, в начале торгового зала расположите недорогие товары. Так люди будут воспринимать магазин, как недорогой. То, что дальше по залу находятся товары из средней ценовой категории или выше, уже не играет роли. Сознание зафиксировало низкие цены сразу, и теперь весь ассортимент рассматривается, как недорогой.

Обеспечьте смену картинки

Человеку надоедает однообразие, это касается всех сфер жизни, включая покупки. Какой бы эффективной и красивой ни была выкладка, ее нужно периодически менять. Но делать это нужно грамотно, чтобы изменения не вызывали дискомфорта у постоянных покупателей.

Все перечисленное – золотые правила мерчандайзинга. Но не стоит воспринимать их, как четкое, жесткое руководство к действию. Во всем, что касается продаж, есть большая доля творчества. Без творческого подхода любое правило становится формальностью. Как стандартная фраза кассира «Здравствуйте пакет нужен?».

Но чтобы оставалось место для творчества, правила мерчандайзинга лучше реализовывать с помощью специального ПО. Сбор данных, схемы выкладки, планировка помещения, контроль ассортимента, аналитика – все это упрощается, переводится в автоматический режим. Благодаря автоматизированому решению легче наладить учет товаров, их закупку, контролировать товарооборот, без привлечения новых сотрудников или чрезмерной нагрузки штата.

Правила общего оформления магазина

Для создания нужной атмосферы важно не только удобство планировки магазина, правильная выкладка товаров. Определенную роль играет и оформление торгового зала, в которое входит:

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

При продаже выпечки чаще всего используют все 4 правила оформления

Используя описанные основы мерчандайзинга в любом магазине, вы сможете добиться увеличения продаж без существенных затрат на рекламу. А облачные технологии ABM Shelf помогут организовать грамотную выкладку товаров, разработать схемы расстановки оборудования в полном соответствии со всеми принципами и правилами.

Совет напоследок

Конечно же, мы привели только базовые рекомендации. Но даже если вы используете только их, эффект будет заметен – по увеличению продаж в целом или росту продаж продвигаемых продуктов. Но помните: в оценке эффективности мерчандайзинга нужно ориентироваться только на статистику и менять подходы, решения в соответствии с ней.

Мерчандайзинг – сложное сочетание психологии, творчества и чистой математики. Психология представлена рекомендациями по расстановке оборудования, оформлению магазина и раскладке товаров, творчество – ваш личный полет фантазии. А математику оставьте ABM Shelf. Это ПО освободит от необходимости ручного сбора данных, ведения статистики, аналитической работы. Вам остается только оценить результат вычислений и сделать выводы по эффективности применения правил и приемов, описанных в этой статье.

Источник

Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

На уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияют размещение и выкладка товаров в торговом зале. При этом понятия «размещение товаров» и «выкладка товаров следует различать. Под размещением товаров понимают их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения, а под выкладкой — процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается еще при составлении его технологической планировки. При этом исходят из ассортимента реализуемых в магазине товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы. Учитывают также конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д. Кроме того, на размещение товаров в магазине оказывают влияние определенные правила установки различных видов торгово-технологического оборудования, необходимость соблюдения правил пожарной безопасности.

При продаже товаров через прилавок обслуживания покупателям предлагаются только образцы товаров, находящиеся за прилавком. Поэтому для покупателей не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранные ими товары.

С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приобретают самостоятельное значение и оказывают прямое влияние на товарооборот.

В магазинах, ассортимент которых состоит из продовольствен­ных и непродовольственных товаров, для размещения этих товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если не удается обосо­бить эти зоны, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары, например, мелкие галантерейные изделия.

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещении товаров в торговом зале. Сначала определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале с учетом площади, необходимой для их выкладки.

При самообслуживании всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром, поэтому особенно большое значение приобретает обозреваем ость всех находящихся в зале товаров.

Размещая товары, руководствуются принципами группиров­ки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного со­седства.

Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки. Следовательно, размещать товары необходимо так, чтобы обеспечить равномерное распределение потока поку­пателей по всему торговому залу.

При размещении товаров в торговом зале их стремятся под­бирать по принципу комплексного потребления, взаимозаме­няемости или по назначению. Это дает возможность покупате­лям совершать комплексные покупки, сокращает время их пре­бывания в магазине.

Взаимозаменяемыми считаются товары, которые могут за­менить друг друга по своим потребительским свойствам.

Группировка по назначению — это расположение рядом то­варов, которые могут удовлетворить какую-либо определенную потребность покупателя.

Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание же благоприятных условий для приобретения товаров, втом числе и за счет сокращения времени на их выбор при правильном размещении, позволяет увеличить число таких покупателей.

Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования:

— зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, должна примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;

Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Смотреть картинку Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Картинка про Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале. Фото Что понимают под размещением и выкладкой товаров в торговом зале

— для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков;

— крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около контрольно-кассового узла или близко к выходу из торгового зала;

— товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых помещений;

— выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателей.

Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах.

Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживает покупательский поток, то можно расположить их в нескольких местах торгового зала.

Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), размещают за прилавком обслуживания.

Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблю­дением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специальных изолированных от основной массы товаров корзинах надо размещать стиральные по­рошки, товары бытовой химии и другие, в силу своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары.

При распределении товаров на площади торгового зала важ­но также создать условия для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за свое­временным пополнением товаров.

При размещении товаров в торговом зале необходимо мак­симально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров.

Эффективное использование площади выкладки и емкости обо­рудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и сокращению запасов товаров в кладовых магазина.

Как уже отмечалось, наиболее продуманным размещение то­варов должно быть в торговых залах магазинов самообслужива­ния. Здесь следует выкладывать максимально возможное коли­чество товаров, обеспечивая полную загруженность полок обо­рудования. При этом должен быть облегчен доступ покупателей ко всем товарам, обеспечено быстрое их ориентирование в мно­гообразии ассортимента.

Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется поместить один образец без нее или в прозрачной упаковке, чтобы покупа­тель имел представление о ее содержимом.

Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упа­ковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается вы­кладывать товары в загрязненной и деформированной упаковке.

Существует два основных способа выкладки товаров: вер­тикальный и горизонтальный.

Вертикальный способ выкладки това­ров предусматривает расположение однородных товаров в не­сколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивается хороший показ товаров, свобод­ный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определен­ные однородные товары размещают вдоль по всей длине обору­дования, занимая каждым товаром одну две полки. Горизон­тальный способ широко применяется для выкладки крупногаба­ритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего комбинируют оба эти способа, приме­няя элементы как горизонтальной, так и вертикальной выкладки.

Используют различные приемы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями. Некоторые товары подвешивают на специальных приспособле­ниях (штангах, консолях и т. п.).

В магазинах самообслуживания широко применяется вы­кладка товаров навалом в кассетах и контейнерах, а скоропор­тящихся продуктов — в охлаждаемых прилавках. Этот прием удобен и покупателям, и продавцам (требуется меньше времени на выкладку товаров и можно более рационально использовать экспозиционную площадь оборудования).

Товарную выкладку используют в магазинах са­мообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид, позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее можно применять для оформления витрин, в магазинах или отделах, где продажа товаров произво­дится через прилавок обслуживания. Но использование декора­тивной выкладки в магазинах самообслуживания нецелесообраз­но, так как покупатели неохотно разрушают сооружения из това­ра в виде пирамид, красиво выложенных стопок, спиралей и т. д.

Выкладывая товар, необходимо учитывать степень спроса на него, цену и другие характеристики.

В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю в товарообороте занимают товары повседневного и часто­го спроса. Поэтому их выкладка должна быть особенно удобной для покупателей и тем самым способствовать увеличению про­дажи. Эти товары выкладывают в большом количестве таким образом, чтобы покупатель мог легко взять их. Если позволяет упаковка, такие товары удобнее выкладывать навалом, напри­мер, в корзинах.

Товары, пользующиеся редким спросом, а также более доро­гие по сравнению с аналогичными, расположенными рядом, вы­кладывают на верхних полках.

Дешевые товары целесообразно размещать внизу оборудо­вания, в том числе навалом.

Повысить эффективность выкладки товаров позволяет и зна­ние особенностей психологии покупателей.

Например, известно, что наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные в поле их зрения, на высоте 80-160 см.

Кроме того, более удобными для них зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Поэтому здесь следует выкладывать товары устойчи­вого спроса, а рядом с ними товары, продажу которых хотят увеличить (например, новые или малознакомые товары), и това­ры импульсивного спроса, желание купить которые возникает у покупателя только после того, как он обратит на них внимание. С этой же целью товары импульсивного спроса выкладывают на торцовых полках горок.

Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже заме­чают товары, находящиеся в начале и в конце каждого ряда. Значит, на таких полках должно быть отведено место для това­ров в яркой, обращающей на себя внимание, упаковке. Рядам с ними целесообразно поместить рекламную информацию на пла­катах, выложить красочные буклеты, листовки и т. п.

Замечено, что в магазинах, имеющих насыщенную выклад­ку, товары реализуются лучше. Поэтому пополнение ими обо­рудования продавцы должны производить не только до откры­тия и перед закрытием магазина, но при необходимости и в те­чение рабочего дня.

Организация и технология розничной продажи товаров

Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняе­мые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и мето­дов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно раз­личается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. Под методами про­дажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы про­дажи товаров:

— индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);

— с открытой выкладкой;

— по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров.

Этот метод применяется при продаже большинства продо­вольственных и непродовольственных товаров. Исключение со­ставляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мо­тоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппа­ратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и не­которые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов.

Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магази­нах самообслуживания через прилавок индивидуального обслу­живания. В магазинах самообслуживания функции работников торго­вого зала сводятся в основном к консультированию покупате­лей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выпол­нению расчетных операций.

Процесс продажи в них состоит из следующих основных операций:

— встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

— получение покупателем инвентарной корзины или тележ­ки для отбора товаров;

— самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;

— подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

— оплата купленных товаров;

— упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

— возврат инвентарной корзины или тележки для отбора то­варов на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продав­ца-консультанта (его консультация, проверка исправности това­ров и т. д.).

Индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок включает выполнение следующих операций:

— встреча покупателя и выявление его намерения;

— предложение и показ товаров;

— помощь в выборе товаров и консультация;

— предложение сопутствующих и новых товаров;

— проведение технологических операций, связанных с на­резкой, взвешиванием, отмериванием;

— упаковка и выдача покупок.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью про­давца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабарит­ных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их от­пуском покупателю отмеривания и нарезки.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели име­ют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выло­женные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольст­венные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме.

Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродоволь­ственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зави­симости от вида товаров и возможностей его исполнения.

Услуги розничной торговли

Услуга розничной торговли — это резуль­тат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей поку­пателя при купле-продаже товаров. Таким образом, основная услуга, которую оказывает розничная торговля, — это реализа­ция товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.

Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением ассортимента дополнительных услуг, оказываемых им. Наилучшие условия для этого могут быть соз­даны в магазинах.

Перечень таких услуг зависит от специализации магазина, места его расположения, торговой площади и др. Наибольшее число элементов дополнительного обслуживания предоставляют покупателям крупные специализированные магазины, универ­самы, универмаги и т. п.

Все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазинах, можно разделить на три группы:

1) оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

2) информационно-консультационные услуги;

3) создание удобств покупателям.

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

— прием и исполнение заказов на товары (прием и оформле­ние заказов непосредственно в магазине, по телефону или вне магазина, комплектование заказов, упаковка заказов, отпуск товаров непосредственно в магазине или доставка на дом);

— организацию доставки товаров;

— упаковку купленных в магазине товаров;

— комплектование и улучшенную упаковку подарочных на боров из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;

— оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента;

— оценку ювелирных изделий на дому;

— оценку антиквариата на дому;

— реализацию товаров в кредит;

— организацию работ по послепродажному обслуживанию (ус­тановка технически сложных товаров на дому у покупателя сборка мебели и др.);

— организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строи­тельных и монтажных работ с использованием товаров, при­обретенных в магазине;

— предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов;

— предоставление кабины или салона для прослушивания фо­нограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в про­даже.

К этой же группе услуг можно отнести:

— раскрой тканей и подшивку штор, приобретенных в мага­зине;

— мелкую переделку купленных в магазине швейных изде­лий;

— растяжку обуви и головных уборов;

— выполнение граверных работ;

— ремонт технически сложных товаров и др.

Информационно-консультационные услуги включают:

— предоставление информации о товарах и их изготовителях об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео­средствами;

— консультации специалистов по товарам;

— проведение рекламных презентаций товаров (показ това­ров, дегустация пищевых продуктов).

В состав услуг по созданию удобств покупателям входят:

— организация и создание мест отдыха;

— предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при на­личии в магазине комплекса товаров для детей);

— гарантированное хранение купленных товаров;

— прием и хранение вещей покупателей;

— организация питания покупателей;

— реализация пищевых продуктов с потреблением на месте;

— парковка личных автомашин покупателей на организован­ную у магазина стоянку,

Кроме перечисленных выше покупателям в магазинах могут предоставляться и другие услуги, не связанные напрямую с со­вершаемыми ими покупками.

К числу таких услуг относятся:

— телефонные и почтовые услуги;

— прием заказов на изготовление аудио- и видеозаписей;

— прокат аудио- и видеокассет;

— проявка фотопленок и печать фотографий;

— продажа газет и журналов;

— продажа цветов и прием предварительных заказов на изго­товление букетов;

— создание аптечных киосков и др.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными и бесплатными.

К бесплатным относят те из них, которые непосредственно связаны с продажей товаров (консультации продавцов, предос­тавление рекламной информации, упаковка развесных продо­вольственных и некоторых видов непродовольственных това­ров, погрузка крупногабаритного товара на транспортное сред­ство покупателя и т. п.).

Услуги, выполнение которых требует дополнительных за­трат, предоставляются магазинами за отдельную плату по ут­вержденным прейскурантам.

Классификация услуг розничной торговли и требованиями предъявляемые к ним, приведены в ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» (Приложение 37).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *