Что понимают под рынком информационных ресурсов
Тема 2. Мировые информационные ресурсы
Цель: ознакомиться с классификацией мировых информационных ресурсов, структурой информационного рынка мировых ресурсов и источниками различного вида информации.
Оглавление
Классификация мировых информационных ресурсов
Основные источники информационных ресурсов представлены в сети Интернет. Подавляющее количество ресурсов доступно по диалоговому доступу.
Мировые информационные ресурсы классифицируются по различным признакам.
Наиболее ценный тип информации, непосредственно относящейся к конкретной предметной области: техническая, технологическая, маркетинговая и тому подобное.
Редко присутствует в Сети в «чистом виде».
Как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов.
Источники вторичной информации – ресурсы, содержащие:
См. подробнее в презентации
Структура информационного рынка
Рынок информационных ресурсов можно представить следующей структурой (см. рис.1):
Рис. 1. Компоненты рынка информационных ресурсов
Рынок электронной информации представляется следующими секторами:
См. подробнее в презентации
К деловой информации относится биржевая и финансовая информация, например о курсах валют, котировках ценных бумаг, учетных ставках, рынках и пр; экономическая и статистическая информация; коммерческая информация (о предприятиях, фирмах и их продукции, руководителях).
Деловая информация должна оперативно изменяться. Доступ к такой информации влияет на принятие решений и на доходы предприятий. Изменение такой информации происходит ежечасно.
Юридическая информация – это тексты законов, постановлений, нормативы, имеющие международное значение, государственное и местное.
К сектору научно-технической информации относится справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.), а также профессиональная информация и т. д.;
Рынок электронных сделок, представляет собой секторы электронных операций:
Рынок систем сетевых коммуникаций включает:
Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции:
Программы с открытым кодом (с вободное ПО) – это программы, лицензия на использование которых требует, чтобы они (вплоть до исходного текста) находились в открытом доступе, а их исходный текст мог подвергаться изменениям и свободно распространяться. Разрабатываются международным сообществом программистов.
Программы с открытым исходным кодом распространяются по лицензиям. Как правило, это лицензии GNU GPL (General Public License) и GNU LGPL (Lesser General Public License), MPL (Mozilla Public License).
Коммерческие программные продукты – программы с закрытым кодом.
См. подробнее в хрестоматии
См. подробнее в хрестоматии
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Они выполняют соответствующие функции на рынке электронной информации:
Особенности спроса информации
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:
В зависимости от вида информации к ней предъявляются различные требования. Деловая информация влияет на принятие решений и должна быть оперативной. Биржевая и финансовая информация, например, курсы валют, котировки ценных бумаг, учетные ставки и пр. меняется очень быстро, поэтому ее нужно своевременно обновлять, иначе в ней не будет смысла. Такое обновление должно происходить ежечасно, а, возможно и чаще.
Статистическая информация должна меняться в течение некоторого периода времени.
Юридическая информация – это тексты законов, постановлений, нормативы, имеющие международное значение, государственное и местное. Она должна поступать из надежных источников, быть достоверной и полной. Обновляться она должна по мере поступления вновь изданных законов, постановлений, добавлений, положений, распоряжений, приказов и пр.
К сектору научно-технической информации относится справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.), а также профессиональная информация и т. д. Как правило такая информация меняется медленно, по мере накопления теории и практики в научных направлениях.
Основные источники информационных ресурсов
Информацию по разным секторам информационного рынка можно получить из разных источников. Важными источниками информации являются универсальные источники, которые содержат данные по разным секторам рынка, а также информацию об информации. Это:
Информрегистр
Информация представляется в формализованном виде или в текстовом. Она организуется в базы данных. Базы данных регистрируются специальными органами в соответствии с законодательством.
В Российской федерации таким органом является «ИнформРегистр». Центр оказывает методическую помощь в подготовке сведений о создаваемых и эксплуатируемых базах и банках данных для их государственного учета и регистрации, публикует сведения о зарегистрированных базах и учтенных банках данных, оказывает информационные услуги на основе базы метаданных и Государственного регистра баз данных.
Библиотечная сеть РФ
Важнейшими источниками информации являются мировые и российские библиотеки.
Библиотечная сеть включает следующие системы:
Крупнейшие публичные библиотеки национального значения:
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.
Архивный фонд
Архивный фонд (АФ РФ) находится в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения.
Архивы предназначены для хранения государственных и муниципальных архивов, государственных музеев и библиотек, учреждений системы РАН.
Архивные документы временно могут храниться министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и предприятиями, отнесенными к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
Государственная система статистики
Государственная система статистики (Госкомстат России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, управляющий системой государственной статистики РФ, а также органы в республиках и пр. Его задачи:
Основными задачами Госкомстата России являются:
Госкомстат ежегодно выпускает периодические издания:
Источники деловой информации
Биржевая и финансовая информация, предоставляется пользователям биржами, банками, специальными службами биржевой и финансовой информации. Они поставляют информацию о:
См. подробнее в хрестоматии
Специальные агентства занимаются поставкой экономической и статистической информации такой как:
Коммерческая информация – информация по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях, также информация коммерческих предложений (о купле/продаже по определенным товарным группам) собирается в базы данных.
Деловые новости в области экономики и бизнеса поступают от бирж, предприятий, специальных служб. Они предоставляют свежую, но «сырую», первичную и оперативную информацию. Источником информации являются государственные органы управления, такие как Центральный банк РФ и Министерство финансов.
Существуют комплексные базы данных, охватывающие одновременно биржевую и финансовую, и также экономическую и коммерческую информацию. Они ориентированы на инвесторов, руководителей предприятий.
Источниками деловой информации являются информационные и консультационные агентства, федерации. Например, Агенство экономических новостей, Международное агенство финансовой информации (МАФИ), «РосБизнесКонсалтинг», Экономическое информационное агенство «Рейтинг», Федерация фондовых бирж России(ФФБР), Агенство коммерческих новостей «Коминфо».
Деловые новости поступают из таких источников как издательские дома, информационные службы. Например, газеты «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», издательский дом «КоммерсантЪ».
Источники юридической информации
Источниками системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти являются Справочно- правовые системы. К ним относятся (государственная система «Система», коммерческие системы: КонсультантПлюс, Кодекс, Гарант и др.).
Информация для специалистов
Информационными источниками для всех перечисленных видов информации являются всемирно-известные информационные агентства, которые агрегируют базы данных различной тематики. Ниже приводится справка о некоторых из них.
Dun and Bradstreet, появившееся 150 лет назад. Оно предоставляет пользователям информацию о финансовом состоянии и кредитоспособности компаний; справочники-рейтинги долговых обязательств; международные программы подготовки специалистов в области финансов, маркетинга, информационного обеспечения и др. Агенство предоставляет бизнес-справки, кредитно-аналитические справки, платежно-аналитические справки.
LEXIS — NEXIS – крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система. Создана для удовлетворения спроса на юридическую информацию. В настоящее время агрегирует базы данных различных направлений.
Questel — Orbit – система содержит 267 баз данных на различную тематику. Тематика баз представляет интерес для экономистов. Это бизнес, новости, торговые марки, патенты. Группа Патенты содержит международную информацию по патентам (по отраслям, по отдельным странам).
Массовая, потребительская информация
Этот вид информационных ресурсов представляет интерес для широкого круга людей. Это
Всю эту информацию пользователь получает из тематических каталогов, энциклопедий, с сайтов авиакомпаний, Интернет-магазинов и пр.
Рынки информационных ресурсов
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг:
· в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках;
· в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
· в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Могут быть разные аспекты классификации пользователей. Так пользователи могут быть разделены на следующие группы:
· специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
· специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных Агентств;
· работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
· работники государственных учреждений;
· работники общественных организаций;
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
· центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
· информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
Годом рождения информационного рынка в России считают 1991г. Появление рынка в РФ обусловлено тем, что были созданы мировые телекоммуникационные вычислительные сети (ТВС)
На характере развития отечественных сетей и сетевых ресурсов отражались общие мировые тенденции развития ТВС. Основной из них было объединение в той или иной сфере коммуникационных структур.
Возможности и конкурентоспособность любой ТВС определяются и информационными ресурсами (знаниями, программами, БД). Кроме того, они должны непрерывно дополняться и обновляться.
Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:
1. электронная информация,
2. электронные сделки,
3. системы сетевых коммуникаций,
4. программное обеспечение.
В свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
1. деловая информация,
2. юридическая информация,
3. информация для специалистов,
4. массовая или потребительская информация.
Основными поставщиками информации на этом рынке выступают центры-генераторы баз данных и центры-распределители информации на основе баз данных, а также информационные брокеры.
Деловой сектор (в рамках электронной информации):
1. Биржевая и финансовая информация, генераторами которой являются банки, биржи и брокерские конторы. Эта информация о рынке ценных бумаг, котировки валют, рынке товаров, капиталов, услуг, а также инвестициях и ценах.
2. Экономическая и статистическая информация, числовая информация.
4. Информация о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.
5. Новости в области экономики и бизнеса.
Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.
Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей:
1. профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники,
2. доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация).
Массовая и потребительская информация:
1. информация служб новостей и агентств, пресса и др.
2. потребительская информация.
Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль службы безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к этой информации.
Рынок программного обеспечения – все виды программной продукции и их обслуживание.
Системы сетевых коммуникаций – электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.
К наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
· телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента),
· информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),
· консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами),
· технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ),
2. Технологии Internet в бизнесе
Предпринимательство всегда использовалo достижения информатики для получения быстрой и достоверной информации. Это связано с самой его сущностью. Постепенно, роль информатики в бизнесе все время возрастала. Появился информационный бизнес. И настало время, когда стало невозможным провести границу между бизнесом и информатикой. Более того, появились технологии бизнеса, в которых роль информатики стала принципиально важной. Информационный бизнес не знает границ. Поэтому в его развитии большое значение получили современные методы передачи данных и распределенной обработки данных. Возникли информационный менеджмент, электронная подпись, электронная почта, электронная торговля, электронные деньги, электронные документы, электронный маркетинг, электронные офисы, электронные рынки. Возникло сетевое сообщество. Развитие искусственного интеллекта, широкое использование глобальных сетей, локальных сетей и персональных компьютеров (ПК) привело к применению в предпринимательстве виртуальных методов. Благодаря этому созданы виртуальные интеллектуальные коммутируемые сети предприятий, виртуальные банки, виртуальные магазины, виртуальные офисы. Развитие электроники привело к созданию новых секторов рынка:
· предложение программного обеспечения (ПО);
· построение информационных сетей;
· предоставление широкого спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией оборудования;
· обучение новым специальностям и технологиям.
Все это определяет предлагаемые товары и услуги. Для формирования рынка осуществляется маркетинг, в целях рекламы выпускаются бюллетени, классификаторы, каталоги, справочники. Создаются базы данных (БД) о предлагаемых технике, программах и услугах.
Особым объектом предпринимательства является программное обеспечение. Конкурентная борьба здесь протекает значительно острее, так как снижение увеличивает объем продаж программ. При этом следует иметь в виду, что здесь численность персонала организации либо предприятия не играет существенной роли. Программы разрабатываются небольшими группами специалистов, а стоимость размножения программ ничтожно мала.
Информационный бизнес играет большую роль в экономике всех стран, ибо по объему производства информационная отрасль находится на одном из первых мест в мире. При этом происходит относительное уменьшение рыночной доли поставщиков аппаратного обеспечения за счет увеличения доли программного обеспечения.
В последние годы информационные технологии прошли путь от автоматизации процессов до создания систем, оказывающих непосредственное влияние на предпринимательство. Если вначале предприятия или организации использовали компьютеры и писали простые программы, то теперь они разрабатывают модели и алгоритмы сложных процессов предпринимательства.
Информационные технологии в предпринимательстве выполняют большое число функций, например:
· получение информации о рынке и его анализ;
· оптимизация планирования работы предприятий, организаций и управления их деятельностью;
· выполнение основных деловых операций;
· сбор и подготовка информации для принятия управленческих решений;
· контроль и координация работы подразделений и сотрудников;
· обеспечение связи с партнерами.
Электронная коммерция в Internet (e-commerce) — это коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг посредством использования сети Internet. В настоящее время электронная коммерция быстро развивается и, по статистике, уже более 100 миллионов человек во всем мире совершили хотя бы одну покупку в Internet-магазинах, а годовой оборот электронной коммерции в 2000 году превысил 100 миллиардов долларов.
Одной из самых быстроразвивающихся областей электронной коммерции является хостинг (от английского слова host — сервер), то есть услуги по размещению информации во всемирной паутине. Хостинг включает в себя предоставление дискового пространства для размещения Web-сайтов на Web-сервере, предоставления доступа к ним по каналу связи с определенной пропускной способностью, а также прав администрирования сайта.
Широкое распространение в Internet получила электронная торговля.
Простейшим ее вариантом является виртуальная «барахолка» (доска объявлений), где продавцы и покупатели просто обмениваются информацией о предлагаемом товаре (аналог газеты «Из рук в руки»).
Интересной формой электронной торговли являются Internet-аукционы. На такие аукционы выставляются самые разные товары: произведения искусства, компьютерная техника, автомобили и так далее. Например, на сервере www.greatdomains.ru на аукцион выставляются доменные имена Internet.
Самой удобной для покупателя формой электронной торговли являются Internet-магазины. В российском Internet существуют уже сотни магазинов, в которых можно купить все: компьютеры и программы, книги и CD, продукты питания и др.
Например, в виртуальном магазине «Библио-Глобус» (shop.biblio-globus.ru) можно найти более 90 000 библиографических описаний книг и более 25 000 наименований находится ежедневно в продаже.
Покупатель в Internet-магазине имеет возможность ознакомиться с товаром (техническими характеристиками, внешним видом товара и так далее), а также его ценой. Выбрав товар, потребитель может сделать непосредственно из Internetа заказ на его покупку, в котором указывается форма оплаты, время и место доставки и так далее. Оплата производится либо наличными деньгами после доставки товара, либо по кредитным карточкам.
В последнее время для расчетов через Internet стали использоваться цифровые деньги. Покупатель перечисляет определенную сумму обычных денег в банк, а взамен получает определенную сумму цифровых денег, которые существуют только в электронном виде и хранятся в «кошельке» (с использованием специальной программы) на компьютере покупателя. При расчетах через Internet цифровые деньги поступают к продавцу, который переводит их в банк, а взамен получает обычные деньги.
Виртуальное предприятие можно определить как сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются друг с другом исключительно электронными средствами (при минимальных или полностью отсутствующих личных контактах).
Пространственная и временная разобщенность производителей и потребителей ставит перед компаниями ряд важных проблем: кто, как и каким образом будет обеспечивать доставку товаров; кто и как будет обеспечивать их продвижение на тот или иной рынок; каковы будут финансовые, товарные и информационные потоки; как будет обеспечиваться обратная связь от потребителей к производителю продукции и т.д. Ответы на эти вопросы определяют способ построения системы распределения, эффективная организация которой в значительной степени определяет успех деятельности компании на современном рынке.
Серьезная тенденция сегодняшнего дня состоит в возрастании роли информационных потоков, имеющих важнейшее значение для совершенствования процессов взаимодействия между производителями и потребителями продукции.
Каналы распределения и их функции. Для характеристики договорных и коммуникативных связей субъектов распределительной сети используется понятие канала распределения.
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.
Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций:
Поскольку перечисленные функции могут быть выполнены как фирмой-производителем, так и посреднической организацией, выбор носителя сбытовых функций представляет собой решение вопроса об относительной эффективности канала распределения, которая определяется отношением вероятного эффекта от использования того или иного канала сбыта к затратам на создание и эксплуатацию этого канала.
В целом Internet, как новый канал распределения, оказывает основное влияние на две группы компаний. К первой относятся производители, которые могут воспользоваться им как средством доступа к конечным потребителям продукции. Во вторую входят посредники, участники существующих каналов, для которых Internet может представлять некоторую угрозу в связи с возможностью отказа от их услуг со стороны производителей, а также новые виды посредников, возникшие в результате появления Internet.
Основание для рассмотрения Internetа в качестве нового полноправного канала распространения товаров и услуг дает ряд обстоятельств.
Во-первых, он дает возможность компаниям взаимодействовать с потенциальными клиентами из любых географических точек, вне зависимости от часовых поясов или времени суток, то есть позволяет получить прямой доступ к конечным потребителям своей продукции. Также посредством него упрощается информационный обмен, что способствует предоставлению максимально подробной информации без каких-либо значительных материальных затрат.
Во-вторых, благодаря возможности осуществления через него ряда функций, таких как информационная, функция продвижения, ведения переговоров, заказа и оплаты, Internet часто позволяет отказаться от построения многоуровневой системы распределения и построить взаимодействие с потребителями на уровне прямого маркетинга.
Один из распространенных мифов утверждает, что Internet позволит устранить посредников. Это означает, что постепенный переход покупателей к приобретению товаров минуя промежуточные уровни канала распределения, со временем заставит их исчезнуть из него. О том, что институт посредников перестанет существовать, много говорили еще на заре создания Internet, однако время показало, что они как были, так и остались, а роль Internet сводится не к устранению цепочки распределения, а к ее модификации.
Таким образом, вопрос о существовании посредников является вопросом относительной эффективности канала распределения продукции. Причины, по которым производителям выгодно сотрудничать с посредниками, вполне понятны и не теряют актуальности для бизнеса даже в эпоху Internet. Те зачастую гораздо эффективнее доставляют товары на специфические целевые рынки. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и масштабам деятельности посредники обычно предлагают потребителям более широкий комплекс услуг, нежели это может сделать производитель.
В такой ситуации производителю просто не выгодно отказываться от существующей системы распределения и вместо того, чтобы обходить традиционных посредников и налаживать прямой контакт с конечными потребителями, ему выгоднее начать общаться с первой категорией. Например, компания-производитель может создать web-сайт не для конечных потребителей, а для посредников, на котором они могли бы заказывать необходимые товары.
Другой подход к определению роли и места посредников в эпоху Internet может состоять в пересмотре тех ценностей, которые предоставляет система распределения конечным потребителям. Так, потребительская ценность в эпоху Internet может создаваться благодаря добавлению информации. Следуя этой модели, посредник может создать сайт, на который потребители будут приходить в поисках максимального объема информации, возможности объективного сравнения характеристик товаров по широкому кругу параметров и возможности совершения покупки не выходя из дома.
Этот пример показывает, что в эпоху Internet сможет выжить категория посредников, нашедших новые пути увеличения потребительской стоимости распространяемой продукции.
Для компании, решившей организовать продажу товаров через Internet, существует ряд возможностей. Систему электронной торговли можно разделить на три основных элемента: Internet-магазин с электронной витриной и торговой системой, система оплаты-покупки, система доставки товара. Для начала компании необходимо определиться в главном — будет ли она реализовать каждый блок силами своей фирмы или найдет партнеров, которые окажут соответствующие услуги.
Будущее многих рынков, в том числе и местных, российских, неминуемо связано с электронными формами представительств фирм. Отечественная экономика берет курс на прозрачность, и компании, смотрящие в будущее, так или иначе начнут пользоваться средствами Internet.
Литература: 5, 8, 12, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 27, 30, 33.