Что понимают под термином маркировка товара
Какие требования предъявляются к маркировке товара
Маркировка представляет собой обозначение, расположенное на продукте или на его упаковке. Это может быть текст или рисунок. Маркировка требуется для того, чтобы отобразить главную информацию о товаре. Используется также для идентификации продуктов. Предназначена в основном для потребителей.
Базовые функции маркировки
Базовая функция маркировки – информационная. То есть условное обозначение позволяет донести до потребителя информацию о продукте. Производитель на основании ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предоставить потребителю сведения об изделии. Для этого и используется маркировка. Она позволяет отобразить эту информацию:
Вторая по важности функция – идентифицирующая. То есть по маркировке можно идентифицировать товар, определить его соответствие нормативным актам, ГОСТам, соглашениям о безопасности. Еще одна значимая функция – мотивационная. Обозначение позволяет привлечь внимание к товару, сделать его более привлекательным для потребителей.
Какую продукцию требуется маркировать
Некоторые товары в обязательном порядке сертифицируются. На них получают декларацию о соответствии. Перечень такой продукции содержится в Постановлении Правительства №982 от 1 января 2009 года. Этот товар нужно промаркировать. Сертификация также может быть добровольной. Однако маркировка не всегда связана с сертификацией. Ее дополнительная функция – передача информации потребителю. По этой причине обозначения наносятся на большую часть товаров. Указания на необходимость нанесения маркировки содержатся в Постановлении Правительства №55.
Вопрос: В какой графе электронного УПД нужно указать код маркировки товара (табачной продукции), подлежащего маркировке?
Посмотреть ответ
Требования к маркировке
Маркировка – это первый блок информации, которую видит покупатель. По этой причине она должна отображать те сведения, которые будут полезны потребителю. К маркировке предъявляются требования:
Рассмотрим общие требования к обозначениям:
Текст маркировки должен быть однозначным. Потребитель не может интерпретировать текст двояко. Если имеет место двоякое толкование, это может привести к угрозе безопасности.
Вопрос: Является ли организация — подрядчик по договору с другой организацией об изготовлении одежды из натурального меха производителем, отвечающим за маркировку товара?
Посмотреть ответ
Структура маркировки
Маркировка включает в себя три главных элемента: текст, рисунок и информационное обозначение:
Возможно сочетание всех трех элементов. Однако упаковка не должна быть перегружена обозначениями. Маркировка – это краткая и лаконичная передача сведений.
Разновидности маркировок
Маркировка подразделяется на типы в зависимости от того, кто и с какой целью ее наносит.
Производственная
Производственная маркировка – это обозначение, которое наносится самим производителем. Нанесение выполняется в соответствии с ФЗ «О защите прав», а также различными техническими регламентами. Рассмотрим базовые разновидности производственных маркировок:
Выбор типа маркировки зависит от типа продукции и способов ее подачи.
Торговая
Торговая маркировка представляет собой обозначение, которое наносится поставщиком или продавцом. Рассмотрим разновидности торговых обозначений:
Производственная маркировка несет в себе данные о продукции, а торговая – о продавце. Вторая обычно наносится не на товар, а на бумагу. Должна соответствовать Постановлению Правительства №55.
Особенности маркировки некоторых категорий товаров
Требования к маркировке пищевой продукции изложены в ТР ТС 022/2011. В частности, в обозначении должна содержаться эта информация:
По желанию изготовитель может указать дополнительные сведения: отсутствие ГМО, консервантов. Однако эту информацию нужно подтвердить документами на продукцию. В отношении ряда товаров действуют особые правила. К примеру, если это кофе, нужно указать, что продукцию не рекомендуется употреблять при беременностях и ряде болезней.
Требования к маркировке парфюмерии и косметики изложены в пункте 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011. Обозначение должно содержать эту информацию:
В отношении ряда парфюмерно-косметических изделий действуют особые правила. К примеру, если это окрашивающие средства, нужно указать процент содержания тона. Если это зубная паста, требуется обозначить процент фторида.
В маркировке к одежде нужно указать эти сведения:
Если это меховые изделия, нужно обозначить тип меха, способ его обработки, размер.
Ответственность за неправильную маркировку
Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это:
Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. Также предусмотрен штраф за отсутствие маркировки. Регулируется он статьей 171.1 УК РФ. Размер штрафа колеблется от 2 до 300 000 рублей. Точный размер штрафа зависит от статуса виновного лица: ЮЛ или ИП, а также от объема продукции без условных обозначений. Товар, на котором нет маркировки, конфискуется. Отсутствие обозначений на продукте – это уголовное преступление. Тяжесть проступка связана с угрозой безопасности потребителя.
Рассмотрим противоправные действия, связанные с операциями с товарами без маркировки:
Тяжесть наказания зависит также от масштабов противоправных операций: крупный и особо крупный. Еще один нормативный акт, устанавливающий наказание за отсутствие маркировки, – пункт 53 Положения о поставках. Согласно ему при отсутствии маркировки или при ее ненадлежащем нанесении поставщик должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости товара. Штраф уплачивается в пользу покупателя. Допустимо отсутствие обозначений на товарах, которые не подлежат маркировке. Если продавец получил от поставщика немаркированные товары, он имеет право нанести обозначения. Допустимо также изменение маркировки. Покупатель имеет право настоять на том, чтобы продавец нанес обозначения. Если он не сделает этого, лицо может отказаться от покупки.
ВАЖНО! Продавцу следует настоять на том, чтобы в договоре поставки содержались требования к маркировке. В обратном случае поставщика будет сложно привлечь к ответственности.
Нормативные акты
Ответственность за отсутствие маркировки устанавливается статьей 171.1 УК РФ. Рассмотрим масштабы правонарушений:
Ответственность при некрупных размерах может быть административной. Она предполагает штраф, а также конфискацию товара. Если противоправное действие квалифицируется по статье 171 УК РФ, ответственность может быть такой:
Квалификация противоправного действий – основа назначения наказания.
Судебная практика
В суде редко положительно рассматриваются дела по статье 171.1 УК РФ. Как правило, эта статья добавляется к другим правонарушениям. К примеру, лицо реализует алкогольные напитки без сопутствующих документов. Это основная статья, по которой назначается ответственность. К ней присоединяется статья об отсутствии маркировки.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Все, что нужно знать об обязательной маркировке товаров
С 2019 года в России действует обязательная маркировка товаров. Расскажем, зачем она нужна, как именно работает, кто в ней участвует и какое оборудование нужно бизнесу для маркировки.
Что такое маркировка
Маркировка — это система прослеживания товаров от производителя до конечного потребителя. Благодаря ей в любой момент можно узнать, кто сделал товар и кто сейчас им владеет.
Для прослеживания на производстве на товар наносят QR или DataMatrix, в котором «зашит» код товара. После считывания кода в приложении «Честный ЗНАК» можно получить полную информацию об этом товаре и его уникальный номер. Этот код называют кодом маркировки. Если товар произведен нелегально или с нарушениями, в обход законов, кода маркировки у него не будет — и можно будет сразу понять, что это подделка. Либо код будет, но поддельный, и это тоже легко проверить, если его просканировать.
Например, в России маркируют меховые изделия. Покупая шубу, вы можете просканировать код и убедиться, что она сделана заявленным производителем из конкретного меха. Если кода нет, это подозрительно — возможно, шуба сделана из другого меха, например овчины вместо каракуля.
Как работает система маркировки
Когда товар меняет владельца, например, переходит от производителя к дистрибьютору, информацию об этом передают в единую систему маркировки — «Честный ЗНАК». В этой системе хранится информация обо всех кодах маркировки и их статусе: нанесен ли код на товар, кому этот товар сейчас принадлежит, продан ли товар конечному клиенту. Благодаря этому можно в любой момент проверить подлинность товара и узнать, кому он принадлежит и был ли уже продан.
Зачем нужна маркировка товаров
Государству. Помогает отслеживать полный цикл движения товара и знать, кто именно произвел продукцию. Быстрее находить виновных, если продукция некачественная.
Помогает бороться с контрафактом. Например, если кто-то производит товары без лицензии или регистрации бизнеса, он не сможет получить для них коды маркировки — а значит, дистрибьюторы и розничные продавцы их не примут. Если действует система маркировки продукции, продавать «подпольные» товары труднее.
Предпринимателям. Подпольному бизнесу, который занижает цены на товар, теперь труднее удержаться на рынке. Поэтому предприниматели, которые платят налоги и получают лицензии, могут не бояться нечестной конкуренции из-за заниженных цен. А бренды меньше несут репутационные риски из-за некачественных подделок своих товаров.
Покупателям. У любого товара можно проверить код маркировки и убедиться, что это не подделка. Можно смело покупать брендовые товары и не бояться наткнуться на контрафакт.
Законодательство о маркировке продукции
Обязательная маркировка товаров в России регулируется несколькими законами, постановлениями и распоряжениями правительства:
Как происходит движение маркированного товара
В любой момент код маркировки можно найти в системе «Честный ЗНАК» и узнать, кому товар принадлежит сейчас и находится ли еще в обороте.
Какие товары подлежат маркировке в 2021 году
В 2021 году маркируют 10 товарных групп:
Полный и точный список товаров с кодами ТН ВЭД и ОКВЭД можно посмотреть на сайте «Честного ЗНАКа».
Какие товары будут подлежать маркировке в будущем
В 2022 стартует маркировка двух групп товаров:
Также в 2022 проводится три эксперимента: по маркировке БАДов, пива и слабоалкогольных напитков и антисептиков. После экспериментов эти товары, скорее всего, тоже будут подлежать маркировке.
Система развивается, и постепенно в нее добавляются новые группы товаров. Следите за изменения в законодательстве об обязательной маркировке, чтобы не пропустить нововведения в маркировке. Это можно делать в нашем нашем телеграм-канале.
Как выглядит код маркировки продукции и из чего он состоит
Коды маркировки могут быть нанесены на товар в двух видах:
QR-код и RFID-метка. Используются для маркировки шуб и меховых изделий. В коде зашифрована ссылка, перейдя по которой можно узнать информацию о производителе, в том числе индивидуальный код маркировки изделия. А встроенная RFID защищает код от подделки.
DataMatrix-код. Используется для маркировки остальных товаров. Немного похож на QR-код, но отличается от него внешне. В нем зашифрована комбинация из цифр, символов и букв, которая и является кодом маркировки товара. Его решили использовать вместо QR-кодов, так как он более емкий и вмещает в себя больше информации. А еще может быть очень маленьким, чтобы помещаться где угодно, например, на упаковке с лекарством.
Получается, что в QR-коде зашифрована ссылка, которая ведет на страницу с кодом маркировки. А в DataMatrix — сам код маркировки.
Чтобы проверить подлинность шубы, потребитель может считать QR-код обычной камерой смартфона. С DataMatrix сложнее — для его считывания нужно установить приложение «Честный ЗНАК». Это инструмент «народного контроля» — он позволяет потребителям проверять коды маркировки и сообщать о нарушениях.
Сам код маркировки состоит из четырех частей:
Индивидуальный код товара и уникальный серийный номер вместе содержат полную информацию о товаре: страна производства, фирма-производитель, наименование товара, бренд, данные продавца, состав и прочее.
Проверочный ключ и проверочный код — защитные данные. Их формирует «Честный ЗНАК».
Штрафы и ответственность за неправильную работу с маркировкой
Штрафы для производителей и импортеров за отсутствие маркировки или неправильное нанесение кода маркировки:
Для должностных лиц и ИП | 5–10 тыс. ₽ + конфискация товара |
---|---|
Для юрлиц | 50–100 тыс. ₽ + конфискация товара |
Штрафы для оптовых и розничных продавцов за неправильную приемку, хранение и продажу маркированных товаров:
Для физлиц | 2–4 тыс. ₽ + конфискация товара |
---|---|
Для должностных лиц и ИП | 5–10 тыс. ₽ + конфискация товара |
Для юрлиц | 50–300 тыс. ₽ + конфискация товара |
Новые штрафы с 1 декабря 2021 года. Теперь участник оборота будет оштрафован, если он не передает в «Честный ЗНАК» сведения о товарах и их движении, нарушает сроки подачи сведений, вносит в систему неверную или неполную информацию.
Дополнительные штрафы с 1 декабря 2021 года:
Для должностных лиц и ИП | от 1 тыс. ₽ до 10 тыс. ₽ |
---|---|
Для юрлиц | от 50 тыс. ₽ до 100 тыс. ₽ |
За неправильную работу с маркировкой есть и уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Она наступает, если преступление совершено в крупном и особо крупном размере — произведено или продано товара на сумму от 400 тыс. ₽. Либо если в нарушении работы с маркировкой виновата группа лиц. Наказания разные: начиная от штрафа в 100 тыс. ₽ и заканчивая лишением свободы на срок до 6 лет.
Что нужно магазину для продажи маркированных товаров
УКЭП и ЭДО. Чтобы передавать данные о движении кодов маркировки, нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО) — там дистрибьюторы и их клиенты обмениваются документами с кодами маркировки. Эти документы нужно подписывать с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Получить ее можно в специальных удостоверяющих центрах. Подпись нужна еще и для регистрации в системе «Честный ЗНАК».
Приложение к договору с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Если вы уже пользуетесь онлайн-кассой, то скорее всего имеете договор с ОФД о передаче в налоговую ваших фискальных данных. Теперь вам может понадобиться заключить еще один договор с ОФД или внести дополнение в старый о предоставлении вам услуги по передаче кодов маркировки в «Честный ЗНАК».
Софт для работы с маркированными товарами. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой. Может понадобиться обновить ваш старый софт либо купить новый. У АТОЛ выбытие маркированных товаров поддерживает кассовый софт Frontol и Artix.
Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум это означает, что касса должна фиксировать выбытие продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Иногда для бизнеса удобнее, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар, например, если негде обустроить отдельное рабочее место для приемки. Это может смарт-терминал SIGMA, если подключить к нему дополнительный модуль «Маркировка».
2D-сканер штрихкодов на кассе. Нужен для фиксации выбытия. Некоторые сканеры умеют считывать только одномерные штрихкоды, например EAN 13 — такие не подойдут. Нужно, чтобы сканер был именно 2D, то есть умел считывать коды DataMatrix.
Терминал сбора данных. Это карманные компьютеры со встроенным сканером. Они позволяют создать мобильное рабочее место сотрудника склада и принимать маркированные товары в любом месте, без привязки к стационарному компьютеру и 2D-сканеру. А еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС при необходимости.
Обязательная маркировка товаров в 2020 году: как работает, виды, сроки, требования и последние новости о маркировке
Каждый предприниматель сталкивается с проблемой подделок. От продажи некачественных товаров страдают и магазины, потому что покупатели делают именно их ответственными за реализацию контрафакта. А отследить производителя подделок на практике оказывается невероятно сложно. Чтобы решить эту проблему, и вводится обязательная маркировка некоторых категорий товаров.
При этом появляются закономерные вопросы: как правильно вести учет маркированных товаров и продавать их? С целью ответить на эти вопросы и написана сегодняшняя статья. Прочитав её, предприниматели узнают:
Начнем мы разбираться с определения перечня товаров для обязательной маркировки.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке
Минэкономразвития планирует внедрить маркировку каждой единицы выпускаемой продукции к 2024 году. Фактически этот процесс идет давно, им охвачены алкоголь, меховые изделия, ряд медицинских препаратов и другие изделия. В последующем индивидуальную идентификацию получат большинство промышленных и продуктовых групп товаров.
Практика показывает, что новые технологии неспешно внедряются через пилотные проекты с участием заинтересованных предприятий. Эта программа долгосрочная, поэтому крупным ритейлерам выгодно тестировать программы и оборудование заранее. Это обеспечивает им возможность избежать негативных последствий при эксплуатации системы в будущем.
Целью обязательной маркировки товаров является контроль движения каждого изделия от производственного конвейера к потребителю. В результате проверяющие органы смогут легко выявлять контрфактную продукцию, так как её кодов не будет в общегосударственной базе.
Техническая сторона вопроса
Обеспечивать общее функционирование системы идентификации товаров будет единый федеральный Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). К его базам будут подключаться все заинтересованные стороны:
Оборудование для нанесения индивидуальных кодов на каждую единицу товара разрабатывают пока что только структуры ЦРПТ. По отдельной схеме в данный момент происходит учет алкогольной продукции. Для этого используется система ЕГАИС.
Способы кодирования информации с помощью штрихкодов
Шифр будет наноситься преимущественно в виде меток DataMatrix, способных кодировать довольно длинный текст. В нем может указываться производитель, дата изготовления, номер партии, другие данные и обязательно – индивидуальный номер каждого товара.
Считывание информации с упаковки будет осуществляться с помощью обычных сканеров штрихкодов. Но тестирование технологий продолжается, поэтому в будущем возможны изменения в требованиях к техническим процессам.
Виды маркировки товаров
Предусмотрены различные знаки маркировки товара для производителей и продавцов. Их можно разделить на две категории:
Нанесение знаков маркировки товаров регламентируется ГОСТами и другими нормативно-правовыми актами.
Как происходит отслеживание товаров, подлежащих маркировке
Ниже приведена полная схема учета товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Так, для продажи маркированных товаров все участники торговой цепочки должны быть зарегистрированы в системе «Честный Знак». За получение кодов и их нанесение отвечает производитель.
Путь маркированных товаров от производителя до потребителя
Впоследствии, при продаже маркированной продукции, поставщики, оптовые покупатели и розничные магазины обязаны вносить в систему «Честный Знак» каждую накладную с указанием контрагента, перечня проданных/приобретенных товаров и их индивидуальных кодов. Эта работа довольно трудоемкая, поэтому у предпринимателей появляется дополнительный мотив автоматизировать торговлю, установив программу складского учета.
Что касается конечных продаж потребителю, то их отслеживание происходит автоматически через ОФД. Уникальный код изделия фиксируется в чеке, передается ОФД, который затем регистрирует продажу конкретного изделия в системе «Честный Знак». На этом путь маркированного товара заканчивается.
Проблемы для производителей и конечных продавцов
Вопрос тотальной маркировки товаров индивидуальными кодами давно обсуждается в профессиональной среде. Основные затраты от внедрения этой технологии понесут производители, потому что минимальная стоимость оборудования для конвейерного нанесения знаков на упаковку начинается от 3-5 млн рублей. В результате мелкие импортеры и изготовители могут попросту не потянуть эту сумму и уйти с рынка.
Для супермаркетов новая система не принесет практически никаких изменений, магазинам придется лишь обновить программное обеспечение для расшифровки штрихкодов.
Сканеры штрихкодов легко присоединяются к онлайн-кассам через модуль EKAM.BOX
У мелких предпринимателей возникнет больше проблем от новых требований. Многим из них придется купить сканеры штрихкодов, чтобы соблюсти нормы законодательства.
Плюсом для предпринимателей является обязательное использование при продаже маркированных товаров программы складского учета. Ведь помимо учетных, она обладает множеством других полезных функций, например, анализ бизнес показателей, создание дисконтных программ и тому подобное. Этот функционал предоставит дополнительные возможности для роста бизнеса.
Проще будет тем, кто успел купить онлайн-кассу и начал ей пользоваться, как требует закон 54-ФЗ. Ведь сканер штрихкодов можно быстро подключить к управляющему компьютеру или коммуникационному модулю кассовой техники. А с помощью программы складского учета всё оборудование легко интегрируется в единую систему.
Выгоды от обязательной маркировки товаров
От внедрения обязательной маркировки товаров все рыночные участники получают собственные выгоды.
Потребители получают:
Бизнес получает:
Государство получает:
В результате внедрения маркировки розничный рынок товаров становится более прозрачным и контролируемым.
Как соблюсти законодательство о маркировке розничным магазинам?
Главные вопросы, интересующие предпринимателей в рамках требований обязательной маркировки товаров, следующие:
Схема учета маркированной продукции не предполагает для большинства предпринимателей дополнительных расходов.
Контроль происхождения лекарств снизит количество фальсификата в аптеках
Для соблюдения законодательства будет достаточно лишь выполнения следующих действий:
Таким образом, приобретать дополнительную технику большинству предпринимателей не потребуется. Единственной заботой будет внесение товарных накладных поставщиков в базу данных. Но при наличии программы складского учета, можно обменивать с контрагентами товаросопроводительными документами в электронном виде. Это позволит вносить идентификаторы товаров в систему «Честный знак» не вручную, а автоматически, что значительно облегчит работу.
При выборе сканера штрихкода следует учитывать особенности маркировки продаваемой продукции
Впоследствии правительство планирует ещё более упростить продажи предпринимателям. Идентификатор маркировки будет отправляться в ОФД в качестве фискального признака и автоматически учитываться в системе. Однако пока что подробной процедуры этого процесса нет.
Существующие пилотные и реализованные проекты
К 2024 году все проекты должны будут полностью реализованы.
Маркировке сигарет дан зеленый свет
Пилотный проект по маркировке пачек сигарет кодами DataMatrix проходил с 15 января по 31 декабря 2018 года. К нему подключились более 90% всех российских производителей табачной продукции и большинство импортеров, причем по собственной инициативе.
Однако эксперты говорят о сомнительной эффективности внедрения маркировки продукции в этой сфере, потому что количество контрфактных сигарет и так не превышает 4-4,5%. А подделки продаются преимущественно с рук нелегальных торговцев и в малонаселенных пунктах, причем завозят этот товар контрабандой из соседних стран.
Дополнительная маркировка пачек сигарет была инициирована самими производителями
Как бы ни было, согласно вышеуказанному распоряжению Правительства, уже с марта 2019 года все продавцы табака были вынуждены купить сканеры штрихкодов и использовать их при продажах каждой пачки сигарет.
По окончании пилотного проекта, 6 марта 2019 года было опубликовано Постановление Правительства РФ № 224 от 28.02.2019 г., в котором регламентирует дальнейшая работа розницы с маркированными табачными изделиями.
Алгоритм действий следующий:
Таким образом, цепочка поставок табачной продукции станет полностью контролируемой.
Особенности маркировки драгоценностей
Пилотный проект по маркировке драгоценностей стартовал с июня 2018 года. На первом этапе производители должны будут наносить QR-код на бирки, но через несколько лет им придется освоить технологию нанометок. Эти знаки размещаются исключительно на камнях с помощью дорогостоящего оборудования, поэтому требовать их от компаний в ближайшее время никто не будет.
Нанометки на сказываются на внешней красоте драгоценных камней
Нанометки не видны невооруженным глазом, но специальные сканеры их легко считывают. Проблемы при маркировке драгоценностей заключаются в сложности учета отходов производства в виде металлических крошек и пыли. В правительстве ожидают, что эксперимент поможет решить и эту задачу.
Индивидуальные метки значительно усложнят реализацию ворованной, поддельной и контрабандной продукции, что обеспечит бюджет дополнительными доходами, а потребителей – настоящими ювелирными украшениями.
Маркировка меховых изделий
Все меховые изделия маркируются в России с 2016 года. Для этого используют контрольно-идентификационные знаки (КиЗ), содержащие двумерный штрихкод и RFID чип. Эта технология не самая дешевая, но стоимость меток на единицу продукции в сотни раз превосходит цену самого товара. Поэтому производители и продавцы с пониманием восприняли нововведение, которое практически не повлияло на них финансово.
Бирка на меховой шубе с двумерным штрихкодом и RFID чипом
Результат от ввода системы обязательной маркировки товаров был весьма неожиданным: официальные обороты розничной торговли меховыми изделиями выросли в два раза. Этот эксперимент показал эффективность борьбы с теневыми продажами путем использования индивидуальных меток на продукции.
Каждой паре обуви по метке
Бизнес на изготовлении и продаже обуви является довольно разнообразным, поэтому государство решило внедрять систему индивидуальных меток в этой сфере на принципах добровольного присоединения. С июня 2018 года производители и реализаторы продукции смогли бесплатно получить доступ к общей базе товаров и протестировать онлайн-кассы на способность работы с ней.
Наклейки с идентификационным кодом DataMatrix можно наносить на подошву
Маркировать изделия планируют кодом DataMatrix, хотя премуим сегмент может себе позволить и использование RFID-чипов. Пока что выбор остается на усмотрение производителя.
При наличии ККТ и двухмерного сканера, у предпринимателей нет причин не присоединиться к эксперименту. Ведь через несколько лет они смогут продавать только промаркированную продукцию. Протестировать оборудование и обучить основным процессам продавцов лучше уже сейчас, чтобы потом ошибки не привели к штрафным санкциям за нарушения обязательной маркировки товаров.
Законы и ответственность за нарушения требований о маркировке товаров
Предприниматели несут административную и уголовную ответственность за продажу немаркированных товаров, подлежащих маркировке.
Обычный магазин за полгода может продать немаркированной продукции на уголовную статью
Уголовная ответственность за приобретение и сбыт немаркированных товаров регламентирована ст. 171.1 УК РФ. Она наступает при превышении нелегального оборота табака и алкоголя в сумме 1,5 млн рублей, всех остальных товаров – 400 тысяч рублей. Кодексом предусмотрены различные наказания: штрафы до 1 млн рублей и лишение свободы до 6 лет.
Новости о маркеровке 2020
Правила игры по российской традиции меняются прямо на ходу, поэтому важно знать об изменениях из первых уст. Собрали самые интересные и полезные новости о маркеровке, которые произошли в 2020 году.
ЕНВД, ПСН и маркировка с 2020 года несовместимы
Патентщикам и вмененщикам запретили продавать маркированные товары с 1 января 2020 года. Но не все: речь пока идет только о трех наименованиях, которые в правительстве считают социально значимыми: это лекарственные препараты, изделия из натурального меха и обувь.
Законодательные подводки следующие:
Остальные товары можно продавать, даже находясь на ПСН и ЕНВД, и такая картина продлится до конца года. Справедливости ради добавим: 2020-й будет последним годом существования единого налога на вмененный доход. С 1 января 2021 его планируется отменить. Режим вводился как временный, с ограниченным сроком действия, который истекает 31 декабря 2020. Продлевать сроки в правительстве не намерены, об этом прямо заявляют официальные источники.
А теперь о нюансах, о которых часто спрашивают продавцы обуви, шуб и лекарственных препаратов, применяющих ЕНВД и ПСН. Дело в том, что сроки перехода на обязательную маркировку не совпадают с началом года. Например, продавать маркированную обувь нужно с 1 марта текущего года. Запрет на продажу немаркированных лекарств вступает в силу 1 июля, а одежду из натурального меха нельзя реализовывать без средств идентификации уже сейчас.
Ответ дает разъяснительное письмо Министерства финансов РФ от 28 ноября 2019 № 03-11-09/92662. Здесь четко указано, что пока торговать такими товарами можно, даже находясь на ЕНВД. Как только применение маркировки вступит в законную силу, вмененщики потеряют право продавать такую продукцию навсегда. Так что торгуйте смело, пока применение маркировки станет обязательным.
Правительство предложило продлить сроки эксперимента по обязательной маркировке молочной продукции
Об этом стало известно буквально на днях, 21 января 2020 года. Соответствующий проект постановления внесен Минпромторгом и размещен на портале проектов нормативный правовых актов. Сомневаться в том, что он будет утвержден, не приходится. Не все участники рынка успевают подготовиться к обязательной маркировке к дате завершения пилота и просят еще немного времени.
Текст постановления выглядит так, цитата:
Разработаны методические указания по срокам и порядку обязательной маркировки духов, автомобильных шин, фотоаппаратов и одежды
И вот наконец свершилось: Постановления Правительства РФ № 1953, № 1956, № 1957, № 1958 наконец-то были подписаны. Сроки определены, технические подробности маркировки парфюмерии, одежды, фотоаппаратов и автомобильных шин разработаны.
Разбор новости начнем с технической стороны вопроса. Никаких сюрпризов здесь не случилось. Как и предполагалось изначально, средством идентификации выбрали двухмерный код формата Data Matrix. Именно с его помощью будут маркироваться изделия указанных товарных групп. Данные о продажах будут передаваться в государственную систему мониторинга через онлайн-кассы посредством операторов фискальных данных.
Структура кода Data Matrix
Теперь о сроках маркировки. Здесь неожиданностей тоже нет, все будет происходить в рамках, обозначенных ранее. Вот как выглядят сроки по конкретным отраслям.
Продавцы фотоаппаратов и вспышек обязаны пройти регистрацию в системе обязательной маркировки до 29 февраля текущего года. С 1 октября будут запрещены производство и ввоз на территорию РФ немаркированной фототехники, но распродать остатки разрешат до 1 декабря. Если не успеваете, их нужно будет промаркировать и только после этого допускать к реализации.
С 1 ноября текущего года нельзя производить и импортировать в Россию шины, не помеченные средствами идентификации. С этой же даты запрещена их продажа оптовыми компаниями, работающими напрямую с производителями и импортерами.
Участники рынка духов и туалетной воды обязаны пройти регистрацию в системе “Честный знак” до 31 марта 2020 года. Обязательная маркировка продукции, импортируемой в страну, начнется 1 октября. Это касается и товаров, произведенных на территории РФ.
Оборот немаркированной одежды разрешен до 1 января 2021, то есть почти целый год. И месяц сверху дается на то, чтобы промаркировать непроданные товарные остатки. Разумеется, в течение 2020 года все участники оборота должны пройти процедуру регистрации в “Честном знаке”.
Процедура регистрации в системе “Честный знак”
Производители табачных изделий заявляют о скором росте розничных цен
Разработчики проекта по прежнему заявляют, что введение обязательной маркировки не приведет к удорожанию товаров и услуг. Дескать, оборудование предоставляется на бесплатной основе, а стоимость кодов Data Matrix не превысит 50 копеек за штуку. В некоторых случаях вообще прогнозируется снижение розничных цен из-за ухода недобросовестных “серых” продавцов и оздоровления бизнеса.
Но последние новости не так радужны. 23 января стало известно, что сигареты в России могут подорожать до 25 процентов за пачку. Об этом рассказала эксперт Аналитического центра при правительстве Виктория Павлюшина.
Среди главных причин называются повышение акцизов и затраты производителей на внедрение системы обязательной маркировки табака. Заводы изготовители, импортеры и крупные оптовики обязаны установить оборудование и провести комплекс работ по его установке, настройкам и подключению. Это приведет к дополнительным тратам, которые нужно компенсировать.
Как участникам оборота перейти на обязательную маркировку товаров
С новостями на сегодня все, главные события последних дней мы перечислили. Понятно одно: готовиться к маркировке нужно, и чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. Вот единый алгоритм действий по переходу на обязательную маркировку:
Как видите работа объемная, и за один день ее не сделать. К тому же в скором времени может начаться ажиотаж на оборудование: онлайн-кассы, сканеры и так далее. Позаботьтесь о покупке сейчас, чтобы не платить штрафы. По всем вопросам касательно приобретения техники для работы с маркированными товарами вы можете обратиться к специалистам компании “ЕКАМ”.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222