Что понимают под термином
Что понимают под терминами «основной обмен» и «общий обмен»? Основной и общий обмен.
Основным обменом называется количество энергии, которое тратит организм при полном мышечном покое, через 12—14 часов после приема пищи и при окружающей температуре 20—22 °С. Основной обмен поддерживает жизнь организма на самом низком уровне деятельности нервной системы, сердца, дыхательного аппарата, пищеварения, желез внутренней секреции, выделительных процессов, покоя скелетных мышц. Даже в условиях полного покоя в клетках и тканях не прекращается обмен веществ — основа жизни организма. Показателем основного обмена является теплопроизводство в ккал в 1 ч на 1 кг веса тела и равен 1 ккал.
Основной обмен представляет собой наименьший уровень затрат энергии на поддержание основных процессов жизни в клетках, тканях и органах, на сокращения дыхательной мускулатуры, сердца, деятельность желез. При определении основного обмена следует учесть, что больше всего тепловой энергии освобождается при окислительных процессах в мускулатуре.
Общий обмен веществ — происходит в обычных условиях жизни. Он значительно выше основного обмена и зависит главным образом от деятельности скелетных мышц, а также увеличения деятельности внутренних органов. Килокалории, расходуемые при этом сверх основного обмена, называются моторными калориями. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем больше моторных калорий и тем выше общий обмен веществ. При умственном труде общий обмен веществ увеличивается незначительно — на 2—3 %, а если умственный труд сопровождается мышечной деятельностью — на 10—20 %.
12 психологических терминов, значение которых ты должен знать
«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
1. Эмпатия
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
2. Прокрастинация
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
3. Фрустрация
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
4. Амбивалентность
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
5. Инсайт
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
6. Конформизм/нонконформизм
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
7. Катарсис
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
8. Ригидность
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
9. Ассертивность
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
10. Обсессия
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
11. Локус контроля
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
12. Интроспекция
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Понятие
Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин понятие сближался с идеей.
Содержание
Классификация понятий
В быту, да и в науке, значение слова «понятие» может отличаться от его значения в философии или формальной логике.
Понятие считается составным, если оно опирается на другие понятия, и элементарным в противном случае (например: «Элементарные понятия статистики» [3] )
Понятия можно разделить на абстрактные и конкретные, и, в каждом из них, на эмпирические и теоретические.
Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим, если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.
Понятие называется конкретным, если оно относится к определённому объекту окружающего мира, и абстрактным, если оно относится к свойствам широкого класса объектов.
Название любого материального предмета одновременно является конкретным эмпирическим понятием. К конкретным теоретическим понятиям следует отнести, в частности, государственные законы.
Абстрактные эмпирические понятия отражают принятый стиль мышления или суждений, например: «В контексте логотерапии понятие духовного не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования». [4]
К абстрактным эмпирическим понятиям можно отнести, в частности, неписаный и порой довольно расплывчатый кодекс поведения какой-либо социальной группы (зачастую приблатнённой или даже уголовной), который в общих чертах определяет, какие действия считаются «правильными» или «неправильными»). Чтобы увидеть разницу между теоретическими и эмпирическими понятиями, сравните 2 фразы:
«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена законами»
«Приговоры… выносились в соответствии с действовавшими в те времена понятиями» [5]
(пример взят из [6] — по замыслу автора в последнем случае речь может идти, по существу, о беззакониях).
Абстрактные теоретические понятия приняты в физике, например: «Перейдем к изложению основных понятий классической механики. Для простоты, мы будем рассматривать только материальную точку, то есть тело, размером которого можно пренебречь…» (Википедия, Классическая механика).
В более специфических случаях понятие считается конкретным (хотя может оставаться вполне теоретическим), например: «Электрон — стабильная элементарная частица с зарядом −1.6021892(46)×10 −19 Кл, массой 9.109554(906)×10 −31 кг и спином 1/2. «.
Понятия в широком смысле и научные понятия
Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. В понятии выделяют его содержание и объём. Совокупность предметов, обобщённых в понятии, называется объёмом понятия, а совокупность существенных признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в понятии, — его содержанием. Так, например, содержанием понятия «параллелограмм» является геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны, а объёмом — множество всех возможных параллелограммов. Развитие понятия предполагает изменение его объёма и содержания.
Происхождение понятий
Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью таких методов, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, эксперимент и др. Понятие — это необразное, выраженное в слове отражение действительности. Оно обретает своё реальное мыслительно-речевое бытие лишь в развёртывании определений, в суждениях, в составе определённой теории.
В понятии выделяется и фиксируется прежде всего общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, то есть конкретно-всеобщим (см. Всеобщее). При этом общее в понятии относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.
См. также
Понятие в истории философии
В подходе к понятию в истории философии выявились две противоположные линии — материалистическая, считающая, что понятия объективны по своему содержанию, и идеалистическая, согласно которой понятие есть спонтанно возникающая мысленная сущность, абсолютно независимая от объективной реальности. Например, для объективного идеалиста Г. Гегеля понятия первичны, а предметы, природа суть лишь бледные копии их. Феноменализм рассматривает понятие как последнюю реальность, не относящуюся к объективной действительности. Некоторые идеалисты рассматривают понятия как фикции, созидаемые «свободной игрой сил духа» (см. Фикционализм). Неопозитивисты, сводя понятия к вспомогательным логико-языковым средствам, отрицают объективность их содержания.
Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются. Они «… должны быть также обтёсаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (там же, с. 131). Научные понятия не есть нечто законченное и завершённое; напротив, оно заключает в себе возможность дальнейшего развития. Основное содержание понятия изменяется лишь на определённых этапах развития науки. Такие изменения понятия являются качественными и связаны с переходом от одного уровня знания к другому, к знанию более глубокой сущности мыслимых в понятии предметов и явлений. Движение действительности можно отразить только в диалектически развивающихся понятиях.
Определение понятия у Канта
Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно — представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»
Определение понятия у Гегеля
Понятие в формальной логике
Понятие в формальной логике — элементарная единица мыслительной деятельности, обладающая известной целостностью и устойчивостью и взятая в отвлечении от словесного выражения этой деятельности. Понятие — это то, что выражается (или обозначается) любой значащей (самостоятельной) частью речи (кроме местоимений), а если перейти от масштабов языка в целом к «микроуровню», то — членом предложения. Для трактовки проблемы понятия (в её формальнологическом аспекте) можно воспользоваться готовым арсеналом трёх областей современного знания: 1) общей алгебры, 2) логической семантики, 3) математической логики.
Понятие в теории решения задач
Теория решения задач — теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту — предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи [10]
Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:
В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.
Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации» [11] Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.
Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.
Понятие в психологии
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.
Методы исследования понятий
В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.
В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.
Возрастное развитие понятий
Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.
Предпонятия
Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.
Исследование Выготского — Сахарова
Житейские и научные понятия
Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.
При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.
Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.
Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
1. В понятие “фармакокинетика” входит:
+ биотрансформация лекарственного препарата
– эффекты, вызываемые лекарственным препаратом
+ распределение лекарства в организме
+ выведение лекарства из организма
+ всасывание лекарственного препарата
2. К понятию “фармакокинетика” не относится:
– биотрансформация
– депонирование
+ локализация действия
+ механизмы действия
+ виды действия
3. Абсорбция лекарственных средств входит в понятие:
– Фармакодинамика
+ Фармакокинетика
4. Укажите энтеральные пути введения лекарственных средств:
+ per os
– под коку
+ сублингвально
– в мышцу
– в вену
+ ректально
+ трансбуккально
5. Введение лекарственных веществ через пищеварительный тракт обозначает термином:
+ энтеральное введение
– парентеральное введение
6. К парентеральным путям введения лекарственных средств относятся:
+ подкожный
+ внутримышечный
– сублингвальный, ректальный
+ внутривенный
+ внутриартериальный
7. Верно ли, что внутриартериальное введение веществ относят к парентеральным путям введения?
+ да
– нет
8. Можно ли отнести ректальное введение лекарственных средств к парентеральным путям введения?
– да
+ нет
9. Что характерно для введения лекарственных средств внутрь:
+ зависимость всасывания веществ в кровь от pH среды
+ зависимость всасывания веществ в кровь от характера содержимого ЖКТ
+ зависимость всасывания веществ в кровь от интенсивности моторики ЖКТ
– попадание лекарственных веществ в кровь, минуя печень
10. Суспензии нельзя вводить:
+ внутривенно
– под кожу
– внутримышечно
+ внутриартериально
+ под оболочки мозга
11. Какие из энтеральных путей введения обеспечивают попадание лекарственных веществ в общий кровоток, минуя печень?
– внутрь
+ сублингвальный
+ ректальный
– в двенадцатиперстную кишку
12. Какие лекарственные формы нельзя вводить в вену?
– гипертонические растворы
+ суспензии
+ масляные растворы
13. Что характерно для сублингвального введения лекарственных веществ:
– действие развивается медленнее, чем при назначении внутрь
+ их действие развивается быстрее, чем при назначении внутрь
+ лекарственные вещества попадают в кровоток, минуя печеночный барьер
– лекарственные вещества попадают в кровоток, проходя печеночный барьер
14. Фильтрация лекарственных веществ через клеточную мембрану зависит от осмотического градиента?
+ да
– нет
15. Что характерно для активного транспорта лекарственных веществ через мембраны:
+ требует затраты энергии
+ может осуществляться против градиента концентрации
– характеризуется отсутствием избирательности к определенным веществам
+ является насыщаемым процессом
16. Всасывание в желудочно-кишечном тракте слабых электролитов при повышении степени их ионизации:
– усиливается
+ ослабляется
– не изменяется
17. Всасывание лекарственных веществ из кишечника против градиента концентрации макет обеспечиваться:
– фильтрацией
– пассивной диффузией
+ активным транспортом
18. В какой среде пищеварительного тракта лучше всасываются слабокислые лекарственные вещества?
+ в кислой
– в щелочной
19. Интенсивность пассивной диффузии лекарственного вещества через клеточные мембраны определяется:
– диаметром пор мембраны
+ степенью липофильности вещества
+ трансмембранным градиентом концентраций вещества
20. В какой среде пищеварительного тракта лучше всасываются основания?
– в кислой
+ в щелочной
21. Степень всасывания лекарственных веществ при введении внутрь можно оценить с помощью показателя:
– клиренс
+ биодоступность
– константа ионизации
– период полуэлиминации (период «полужизни»)
– объем распределения
– ничего из перечисленного
22. Что такое биодоступность?
– способность веществ накапливаться в тканях
+процент дозы, достигшей системного кровотока
– процент дозы, прошедший через печень
23. Верно ли, что биодоступность лекарственного вещества определяется как отношение количества неизмененного вещества, достигшего системной циркуляции, к введенной дозе?
+ да
– нет
24. При введении вещества внутрь его биодоступность в целом определяется:
– только степенью всасывания вещества в ЖКТ
– только метаболизмом вещества при первом прохождении через печень
+ степенью всасывания и метаболизмом при первом прохождении через печень
25. Отметьте типы транспорта лекарств через мембрану:
+ пассивная диффузия
+ активный транспорт
+ фильтрация через поры
– ингибиция ферментов
+ пиноцитоз
26. Какие соединения легче проникают через гистогематические барьеры из крови в ткани:
+ неполярные липофильные
– полярные гидрофильные
27. Через гематоэнцефалический барьер затруднено прохождение:
– неполярных липофильных веществ
+ полярных гидрофильных веществ
28. Через клеточные мембраны легче проникают:
– полярные соединения
+ неполярные соединения
29. Какие вещества легче проникают в ткани мозга?
+ липофильные
– гидрофильные
30. Что характерно для лекарственных веществ, связанных с белками плазмы крови:
+ не проявляют фармакологической активности
– быстрее метаболизируются
– быстрее выводятся из организма
31. Правильно ли утверждение, что длительность действия лекарственного вещества может зависеть от степени его связывания с белками плазмы крови?
+ да
– нет
32. Распределение и выведение лекарственных веществ относятся к:
– фармакодинамике
+ фармакокинетике
33. Депонирование лекарственных веществ входит в понятие:
– фармакодинамике
+ фармакокинетике
34. Объем распределения показывает:
– в каком объеме жидкости организма равномерно распределяется вещество
– в каком объеме организма равномерно распределяется вещество
+ в каком объеме жидкости должно равномерно распределиться попавшее в кровоток количество вещества, чтобы его концентрация равнялась концентрации вещества в плазме крови
– в каком объеме жидкости должно равномерно распределиться попавшее в кровоток количество вещества, чтобы его концентрация равнялась концентрации в тканях
35. Отметьте реакции метаболической трансформации:
– образование соединений с глюкуроновой кислотой
– метилирование
+ восстановление
+ окисление
+ гидролиз
36. Какие реакции относятся к процессам конъюгации:
– гидролиз
+ ацетилирование
+ глюкуронирование
+ метилирование
– окисление
37. Окисление относится к процессам:
– конъюгации
+ метаболической трансформации
38. Отметьте преимущественную направленность изменений лекарственных веществ под влиянием микросомальных ферментов печени:
– повышение липофильности
+ повышение гидрофильности
– увеличение фармакологической активности
+ снижение фармакологической активности
+ повышение полярности
– снижение полярности
39. Микросомальные ферменты печени воздействуют преимущественно на:
+ липофильные соединения
– гидрофильные соединения
40. Могут ли при биотрансформации лекарственных веществ образоваться фармакологически более активные вещества?
+ да
– нет
41. Могут ли продукты биотрансформации лекарственных веществ превосходить по токсичности исходные соединения?
+ да
– нет
42. Под влиянием индукторов микросомальных ферментов печени (например, фенобарбитала) синтез этих ферментов:
+ увеличивается
– уменьшается
– не изменяется
43. Скорость биотрансформации большинства лекарственных веществ увеличивается:
+ при индукции микросомальных ферментов печени
– при ингибировании микросомальных ферментов печени
– при связывании веществе белками плазмы крови
– при заболеваниях печени
44. Каким показателем определяется скорость элиминации лекарственного вещества путем биотрансформации:
+ метаболический клиренс
– константа ионизации
– экскреторный клиренс
– период полуэлиминации
45. Метаболиты, образующиеся в результате биотрансформации лекарственных веществ:
+ более полярны
– легче реабсорбируются в почечных канальцах
– более липофильны, чем исходное вещество
46. Скорость метаболизма лекарственных средств снижена:
+ у детей в первые месяцы жизни
+ у пожилых лиц три заболеваниях печени
– при регулярном применении индукторов микросомальных ферментов печени
47. Что такое печеночный клиренс?
– выведение веществе желчью
+ скорость очищения плазмы крови от лекарственного вещества
48. Экскреторный клиренс показывает:
+ какой объем плазмы крови освобождается от лекарственного вещества в единицу времени за счет выделения вещества из организма
– какое количество лекарственного вещества выделяется из организма за единицу времени
– какой объем плазмы крови освобождается от лекарственного вещества в единицу времени за счет биотрансформации вещества
49. Метаболический клиренс показывает:
+ какой объем плазмы крови освобождается от лекарственного вещества в единицу времени за счет биотрансформации вещества
– какое количество лекарственного вещества подвергается биотрансформации в единицу времени
– какой объем плазмы крови освобождается от лекарственного вещества в единицу времени за счет экскреции вещества из организма
50. Площадь под кривой (AUC), отражающей зависимость изменения во времени концентрации вещества в плазме крови после введения вещества внутрь:
– прямо пропорциональна вводимой дозе вещества
+ используется при расчете биодоступности вещества
– не дает информации о биодоступности вещества
51. Укажите пути выведения лекарственных веществ из организма:
+ почки
+ легкие
+ кишечник
+ потовые железы
+ кожа
+ молочные железы
52. Газообразные лекарственные вещества выделяется преимущественно:
– через почки
+ через легкие
– через кожу
53. Путем почечной экскреции легче выделяются:
– неполярные липофильные вещества
+ полярные гидрофильные вещества
54. Как изменяется почечная экскреция слабых электролитов при повышении их ионизации?
+ увеличивается
– уменьшается
55. Для ускорения выведения почкам и слабокислых соединений необходимо изменить реакцию первичной мочи:
– в кислую сторону
+ в щелочную сторону
56. Для ускорения выведения почками оснований реакцию первичной мочи изменяют:
– в щелочную сторону
+ в кислую сторону
57. В почках ограничена фильтрация:
– липофильных веществ
– гидрофильных веществ
– слабых кислот
– слабых оснований
– полярных соединений
– неполярных соединений
+ веществ, связанных с белками плазмы крови
58. Что такое период полуэлиминации (период “полужизни”)?
+ время, за которое концентрация вещества в плазме снижается вдвое
– время, равное половине периода полной элиминации вещества
59. Период полуэлиминации веществ зависит от их дозы
– верно
+ не верно
60. Общий клиренс – это сумма:
– почечного и печеночного клиренсов
– почечного и экскреторного клиренсов
– печеночного и метаболического клиренсов
– почечного и метаболического клиренсов
+ экскреторного и метаболического клиренсов
61. Общий клиренс – показатель, характеризующий:
– всасывание лекарственного вещества с места введения
– распределение лекарственного вещества
+ элиминацию лекарственного вещества из организма
– депонирование лекарственного вещества
– ничего из перечисленного
62. Укажите факторы, влияющие на общий клиренс лекарственного вещества:
– величина вводимой дозы
– биодоступность
+ скорость биотрансформации
+ скорость экскреции
– ничего из перечисленного
63. Что такое объем распределения:
– объем жидкости организма, в котором равномерно распределяется достигшее системного кровотока количество лекарственного вещества
+ объем жидкости, в котором при равномерном распределении попавшего в кровоток количества лекарственного вещества создается концентрация, равная концентрации вещества в плазме крови
– правильных утверждений нет
64. Интенсивное связывание лекарственного вещества с белками плазмы крови:
+ уменьшает его объем распределения
– увеличивает его объем распределения
– не влияет на его объем распределения
65. Что такое равновесная сывороточная концентрация?
– концентрация вещества в плазме крови через 2-3 периода полуэлиминации
+ скорость поступления вещества в организм равна скорости выведения
– концентрация двух препаратов в крови при их совместном введении
– концентрация вещества в крови после первого прохождения через печень
66. Что такое пресистемный метаболизм?
+ изменение концентрации вещества после первого прохождение лекарственного вещества через печень
– изменение концентрации вещества вследствие распределения его в организме
– взаимодействие лекарственных веществ в процессе метаболизма
– правильных ответов нет
67. Что изучает фармакокинетика:
– механизм действия лекарственных средств
+ закономерности поглощения, распределения, превращения и выведения лекарственных средств
– особенности взаимодействия лекарственных средств с рецепторами
– взаимосвязь между химической структурой и биологической активностью биологически активных веществ
68. Какие пути введения лекарственных средств относятся к энтеральным:
– все, минующие ЖКТ
+ все пути введения через ЖКТ
– только через рот (per os)
69. Какие пути введения ЛС относятся к парентеральным:
– только в/в
– все, проходящие через ЖКТ
+ все, минующие ЖКТ
70. Какие факторы влияют на всасывание ЛС в ЖКТ:
+ взаимодействие ЛС с желудочным соком и / или пищеварительными ферментами
– взаимодействие ЛС с пищей
– физиологическое состояние слизистой оболочки тонкого и толстого кишечника
– особенности кровоснабжения печени
71. Что понимают под термином пресистемная элиминация:
– скорость выведения ЛС
+ потерю части ЛС при первом прохождении через печень
– скорость всасывания ЛС
72. При каких способах введения ЛС не подвергаются пресистемной элиминации:
+ ректальном
+ сублингвальном
+ внутривенном
– внутрь (per os)
73. При каких способах введения ЛС подвергаются пресистемной элиминации:
+ через рот
– трансдермальном
– инъекционных
74. В каком органе происходит микросомальная биотрансформация ЛС:
– в легких
– в почках
+ в печени
75. Биологическое значение биотрансформации ЛС заключается:
– в повышении концентрации ЛС в плазме крови
+ в превращении ЛС в более полярное (водорастворимое) состояние
– в инактивации ЛС
76. Какие из механизмов экскреции ЛС почками предусматривает выведение препарата против градиента концентрации:
– клубочковая фильтрация
+ канальциевая экскреция
– канальциевая реабсорбция
77. В понятие фармакодинамика входит
– биотрансформация лекарств
+ эффекты, вызываемые лекарствами
– распределение лекарств
– выведение лекарств из организма
– способы введения лекарства в организм
78. Фармакодинамика не изучает:
– локализацию действия
+ распре деление
+ метаболическую трансформацию
– механизмы действия
+ выведение
79. Способность веществ связываться со специфическими рецепторами обозначается как:
– конъюгация
+ аффинитет
– внутренняя активность
– эффективность
80. Аффинитет – это:
+ способность вещества связываться со специфическими рецепторами
– способность вещества стимулировать рецепторы
– способность вещества вызывать эффект при взаимодействии с рецептором
81. Что такое внутренняя активность?
– способность веществ связываться со специфическими рецепторами
+ способность вызывать стимуляцию рецепторов
– способность вещества блокировать рецепторы
+ свойство, присущее агонистам
– свойство, присущее антагонистам
82. Отметьте принципиальное отличие антагониста от полного агониста:
+ не обладает внутренней активностью
– не обладает аффинитетом к рецепторам
– обладает низкой внутренней активностью
– обладает низким аффинитетом к рецепторам
83. Чем частичные агонисты отличаются от полных агонистов:
– большей внутренней активностью
+ меньшей внутренней активностью
– большей эффективностью
+ меньшей эффективностью
84.Отметьте принципиальное отличие антагониста от частичного агониста:
– не обладает аффинитетом к рецепторам
– обладает аффинитетом к рецепторам
– обладает низкой внутренней активностью
+ не обладает внутренней активностью
85. Этиотропная фармакотерапия предполагает воздействие на:
– отдельные симптомы
+ причину заболевания
– механизмы развития заболевания
86. Резорбтивное действие лекарств проявляется:
– на месте введения или нанесения лекарств
+ при проникновении препаратов в кровь и через гематогематические барьеры
– после выведения лекарств из организма
– как ответ на раздражение чувствительных рецепторов
– при комбинации двух и более лекарств
87. Рефлекторное действие лекарств проявляется:
– на месте введения или нанесения лекарства
– при проникновении препаратов в кровь и через гематогематические барьеры
– после выведения лекарств из организма
– как ответ на раздражение чувствительных рецепторов
– при комбинации двух и более лекарств
88. Что такое продолжительность действия лекарственного вещества?
– время действия препарата до его полного выведения
+ время, в течение которого препарат оказывает фармакологический эффект
– время, за которое препарат метаболизируется в печени
– время достижения максимальной концентрации в крови
89. Отметьте типовые механизмы действия лекарственных веществ:
+ взаимодействие с рецептором
+ изменение активности ферментов
– потенцирование эффекта
+ физико-химическое действие на мембраны клеток
+ вытеснение субстрата из связи с белком
– блокада ферментов метаболизма
90. Что такое первичная фармакологическая реакция?
+ специфическое взаимодействие молекул лекарственного вещества с биомолекулами субстрата
– реакция, проявляющаяся при взаимодействии лекарственных веществ
– специфическое взаимодействие молекул лекарственного вещества с ферментами печени
– направленность и конечный результат действия лекарственного вещества
91. Что такое фармакологический эффект?
– специфическое взаимодействие молекул лекарственного вещества с биомолекулами субстрата
– реакция, проявляющаяся при взаимодействии лекарственных веществ
– специфическое взаимодействие молекул лекарственного вещества с ферментами печени
+ направленность и конечный результат действия лекарственного вещества
92. Все вещества действуют посредством специфических рецепторов
– верно
+ не верно
93. Отметьте основные типы рецепторов:
+ ионные каналы
– микросомальные ферменты печени
+ факторы транскрипции
– полирибосомы
94. В чем состоит функция вторичного мессенджера?
+ усиление внеклеточного сигнала
– блокада внеклеточного сигнала
– ускорение метаболизма лекарственного вещества
– правильных ответов нет
95. Отметьте виды действия лекарственных веществ:
+ местное
+ рефлекторное
– экскреторное
+ необратимое
– верно все вышеперечисленное
96. Назовите реакцию организма на ЛС, реализующуюся на уровне отдельного органа:
– специфическая
– системная
+ органоспецифическая
– местная
97. Что понимают под термином резорбтивное действие ЛС:
+ фармакологический эффект, реализующийся после попадания ЛС в циркуляторное русло (в кровь)
– фармакологический эффект, реализующийся на месте введения ЛС
98. Какие основные механизмы действия лекарственных средств бывают:
+ прямое химическое взаимодействие
+ физико-химическое взаимодействие лекарственных средств на мембранах клеток
+ действие на специфические ферменты
+ действие на специфические рецепты
– действие на внеклеточные и внутриклеточные образования
99. Что про исходит с клеточной мембраной в результате физико-химического взаимодействия с ЛС:
– изменяется структура мембраны
– изменяется трансмембранный потенциал
+ изменяется проницаемость мембраны для ионов натрия и кальция и других ионов
100. Как называется лекарственные средства, угнетающие активность ферментов:
– индукторы ферментов
+ ингибиторы ферментов
– биокорректоры ферментов
101. Что понимают под термином медиатор:
– лекарственное средство, взаимодействующее с рецептором
– эндогенное биологически активное вещество, взаимодействующее с рецептором
+ эндогенное биологически активное вещество, в результате взаимодействия которого с рецептором изменяется функциональная активность клетки
102. Какие рецепторы с точки зрения клеточной топографии бывают:
+ мембранные рецепторы
+ цитозольные рецепторы
– органные рецепторы
103. Какие лекарственные средства называются агонистами рецепторов:
+ препятствующие взаимодействию с рецептором медиатора и / или других ЛС
– действующие на рецептор подобно медиатору
– вызывающие структурную перестройку рецептора
104. Какие лекарственные средства относятся к неселективным антагонистам рецепторов:
– стимулирующие все типы рецепторов
– стимулирующие только мембранные рецепторы
+ блокирующие все рецепторы
– стимулирующие только рецепторы определенного типа (включая все их подтипы)
105. Какие лекарственные средства относят к селективным антагонистам рецепторов:
– блокирующие все типы рецепторов
– блокирующие только цитозольные рецепторы
+ блокирующие только определенный подтип какого-либо типа рецепторов
106. Отметьте явления, возникающие при повторном введении препаратов:
+ кумуляция
+ лекарственная зависимость
– потенцирование
+ привыкание
+ тахифилаксия
107. Отметьте виды антагонизма:
+ прямой
– суммированный
+ химический
+ непрямой
+ физический
108. Отметьте виды синергизма:
– прямой
+ суммированный
– химический
– непрямой
+ потенцированный
109. Где могут протекать химические взаимодействия лекарственных средств?
+ в составе лекарственного препарата
+ в плазме крови
– в процессе метаболизма
– правильных ответов нет
110. Какие основные цели преследует назначение комбинированной фармакотерапии:
+ повышение эффективности лечения
+ уменьшение токсичности ЛС за свет назначение его в меньших дозах
+ предупреждение и коррекция побочных эффектов ЛС
111. Что Вы понимаете под термином синергизм:
– уменьшение фармакологического действия комбинируемых ЛС
+ усиление фармакологического действия комбинируемых ЛС
– изменение фармакологического действия комбинируемых ЛC
112. Что Вы понимаете под термином аддитивное действие ЛС:
– вид синергизма, при котором происходит суммация фармакологического эффекта ЛС
+ вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект выше, чем эффект каждого отдельно взятого ЛС который, однако, не достигает по интенсивности арифметической суммы их эффектов
– вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект комбинируемых ЛС выше арифметической суммы их фармакологических эффектов
113. Что вы понимаете под термином суммация эффектов комбинируемых ЛС:
+ вид синергизма, при котором происходит суммация фармакологического эффекта ЛС
– вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект выше, чем эффект каждого отдельно взятого ЛС который, однако, не достигает по интенсивности арифметической суммы их эффектов
– вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект комбинируемых ЛС выше арифметической суммы их фармакологических эффектов
114. Что вы понимаете под термином потенцирование эффектов ЛС:
– вид синергизма, при котором происходит суммация фармакологического эффекта ЛС
– вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект выше, чем эффект каждого отдельно взятого ЛС который, однако, не достигает по интенсивности арифметической суммы их эффектов
+ вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект комбинируемых ЛС выше арифметической суммы их фармакологических эффектов
115. Что такое фармацевтическое взаимодействие:
– взаимодействие ЛС на уровне юс метаболизма
+ взаимодействие ЛС, в основе которого лежит их физико-химическое взаимодействие
– взаимодействие ЛС на мембране клеток – мишеней
116. Как называется вид взаимодействия ЛС, происходящий на уровне рецептора:
– фармацевтическое
+ фармакодинамическое
– физиологическое
– фармакокинетическое
117. От каких свойств ЛС зависит их конкурентоспособность за связывание с рецептором
+ от гидрофильности
– от липофильности
– от аффинитета к рецептору
– от лекарственной формы
118. Как влияют индукторы метаболизма ЛС на метаболизм в печени одновременно принимаемых ЛС:
+ ускоряют их метаболизм
– замедляют их метаболизм
– не влияют
119. Как влияют ингибиторы метаболизма на метаболизм в печени одновременно принимаемых ЛС:
+ замедляют их метаболизм
– ускоряют их метаболизм
– не влияют
120. Как следует измерить дозу ЛС, назначаемого одновременно с ЛС – индуктором метаболизма:
+ увеличить
– уменьшить
– не следует измерять
121. Как следует измерить дозу ЛС, назначаемого одновременно с ЛС – ингибитором метаболизма:
+ уменьшить
– увеличить
– не следует измерять
122. Что характерно для фармакологического антагонизма?
– проявляется в процессе изготовления лекарственного препарата
– проявляется при действии препаратов на специфические рецепторы
– приводит к потенцированию фармакологического эффекта
– правильных ответов нет
123. Аддитивное действие двух лекарственных средств – это:
– значительное усиление их фармакологического действия
+ суммирование их эффектов
– ослабление их фармакологического действия
124. Как называется накопление в организме лекарственного вещества при его повторных введениях?
– функциональная кумуляция
+ материальная кумуляция
– аддитивный эффект
125. Чем проявляется потенцирование эффекта:
+ превышением суммы эффектов обоих веществ
– возникновением привыкания
– уменьшение длительности действия одного из лекарств
– снижением эффективности обоих препаратов
– развитием лекарственной зависимости
126. Увеличение специфического эффекта лекарства при его повторном введении наблюдается при:
+ кумуляции
– привыкании
– лекарственной зависимости
– сенсибилизации
– феномене отмены
127. Снижение эффекта при повторном введении лекарственных препаратов наблюдается при:
+ привыкании
– кумуляции
– сенсибилизации
– психической лекарственной зависимости
– физической лекарственной зависимости
128. Привыкание характеризуется:
– усилением эффекта при повторном введении
+ снижением эффективности при повторном применении
– непреодолимым желанием повторно принять лекарство
– развитием сенсибилизации
– синдромом отмены
129. Чем характеризуется кумуляция:
– Возникает только при приеме внутрь
+ Развивается при повторном введении лекарственного препарата
+ Усиление эффекта лекарственного препарата
+ Необходимость коррекции дозы
+ Повышение риска развития побочных эффектов
130. Кумуляция – это:
– повышение чувствительности организма к лекарственному веществу
+ накопление в организме лекарственного вещества
– необычная реакция организма на лекарственное вещество
131. Как изменяется эффект лекарственного вещества в случае его кумуляции:
– ослабляется
+ усиливается
– извращается
– не изменяется
– укорачивается
132. “Накопление” фармакологического эффекта лекарственного вещества при его повторных введениях обозначается как:
+ функциональная кумуляция
– материальная кумуляция
– потенцирование
– тахифилаксия
133. Быстрое привыкание к лекарственному средству обозначается как:
– идиосинкразия
– сенсибилизация
– кумуляция
+ тахифилаксия
– абстиненция
134. Накопление в организме лекарственного вещества при повторных его введениях обозначается как:
– функциональная кумуляция
+ материальная кумуляций
– аддитивный эффект
– потенцирование
135. Отметьте виды взаимодействия лекарств в организме:
+ синергизм
+ антагонизм
+ потенцирование
– кумуляция
+ суммация
136. Что характерно для лекарственной зависимости
– развитие тахифилаксии
– увеличение эффекта при повторном введении
+ непреодолимое стремление к повторному приему лекарства с целью улучшения самочувствия и повышения настроения
– возникновение сенсибилизации
– кумуляция
137. Каким термином обозначают необычные реакции на лекарственные средства, связанные с генетически обусловленными энзимопатиями?
– сенсибилизация
– тахифилаксия
+ идиосинкразия
– абстиненция
– привыкание
138. Идиосинкразия – это:
– накопление в организме лекарственного вещества
– повышение чувствительности организма к лекарственным препаратам
+ необычная реакция организма на лекарственное вещество
– аллергическая реакция
139. Лекарственная зависимость проявляется:
– только при внутривенном введении
– ослаблением эффекта при повторном введении
+ не преодолимым желанием повторно принять лекарство
– усилением эффекта при повторном введении
– развитием кумуляции
140. Что такое тахифилаксия:
– проявление взаимодействия лекарств
– лекарственная зависимость
+ разновидность привыкания
– вид кумуляции
– синоним десенсибилизации
141. Синдром абстиненции характерен для:
– привыкания к лекарственному средству
+ физической зависимости
– кумуляции лекарственного средства
142. Стремление к повторным приемам какого-либо средства характерно для:
– привыкания к лекарственному средству
+ психической лекарственной зависимости
143. В процессе фармакокинетического взаимодействия лекарственные вещества могут:
+ вытеснять друг друга из связи с белком плазмы крови
– инактивироваться при смешивании в одном шприце
+ менять активность метаболизма
– конкурировать за специфические рецепторы
144. Лекарственная аллергия:
+ нежелательна
+ относится к побочным эффектам
+ возникает даже в терапевтических дозах
– возникает только в токсических дозах
145. Нежелательные эффекты лекарственного вещества, возникающие при его применении в дозах, превышающих терапевтические, называют:
– побочным действием
+ токсическим действием
– идиосинкразией
– тератогенным действием
– мутагенным действием
146. Токсическое действие возникает:
+ при передозировке
+ при кумуляции
+ при патологии печени и почек
+ из-за недоучета индивидуальных особенностей больного
147. Как называется врожденная гиперчувствительность организма к ЛС:
– аллергия
+ идиосинкразия
– тератогенность
– эмбриотоксичность
148. Как называется приобретенная гиперчувствительность организма к ЛС:
– идиосинкразия
+ аллергия
– индивидуальная непереносимость
– сенсибилизация
149. Что лежит в основе идиосинкразии:
– рожденная патология внутренних органов
– тяжелая черепно-мозговая травма
+ врожденное отсутствие или нарушение активности определенных ферментов
150. На какой по счету прием ЛС развивается идиосинкразия:
+ на первый прием ЛС
– на повторный прием ЛС
– по завершении курса приема ЛС
151. Относительная передозировка возникает:
– при введении большей дозы препарата
+ при кумуляции
+ при патологии печени и почек
+ из-за недоучета индивидуальных особенностей больного
152. Определить вид нежелательных эффектов лекарственных веществ: мало зависят от дозы, возникают, как правило, при повторных введениях лекарственных веществ:
– побочные эффекты неаллергической природы
+ побочные эффекты аллергической природы
– токсические эффекты
– идиосинкразия
153. Определить вид нежелательных эффектов лекарственного вещества: усиливаются с увеличением дозы, возникают при введении вещества в терапевтических дозах:
+ побочные эффекты неаллергической природы
– побочные эффекты аллергической природы
– токсические эффекты
154. Что характерно для побочных эффектов неаллергической природы?
+ возникают при применении вещества в терапевтических дозах
+ относятся к спектру фармакологического действия лекарственного вещества
– их выраженность не зависит от дозы
+ их выраженность возрастаете увеличением дозы
155. Что характерно для побочных эффектов аллергической природы?
+ возникают при использовании вещества в любой дозе
– относятся к спектру фармакологического действия лекарственного вещества
+ обычно возникают при повторном введении лекарственного вещества
– обычно возникают при первом введении лекарственного вещества
156. Каким термином обозначают нежелательное действие лекарственных средств при их применении в терапевтических дозах?
+ побочное действие
– токсическое действие
157. Выраженность каких побочных эффектов мало зависит от дозы вещества?
+ аллергической природы
– неаллергической природы
158. Побочные эффекты не аллергической природы при увеличении дозы лекарственного средства:
+ усиливаются
– не изменяются
– уменьшаются
159. Лекарственные вещества могут не оказывать побочного действия
– верно
+ не верно
160. Тератогенное действие – это:
+ возникновение врожденных уродств у детей при приеме лекарственных средств в период беременности
– врожденная повышенная чувствительность к какому-либо лекарственному веществу
– способность вызывать развитие злокачественных опухолей
– раздражающие эффекты
– способность индуцировать мутации
161. Мутагенное действие лекарственных веществ – это:
– врожденная повышенная чувствительность к какому-либо лекарственному веществу
– способность вызывать развитие злокачественных опухолей
+ способность вызывать изменения в генетическом аппарате
– врожденная повышенная чувствительность к какому-либо лекарственному веществу
162. Что такое эмбриотоксическое действие лекарственных средств:
+ неблагоприятное действие на плод, возникающее до периода имплантации
– нежелательное влияние на плод в 3 триместре беременности
163. Что такое фетотоксическое действие:
+ нежелательное действие на плод, приводящее к наследственным ферментопатиям
– действие на эмбрион, приводящее к врожденным уродствам
164. Что такое средняя терапевтическая доза:
– максимальное количество препарата, не вызывающее токсическое действие
+ доза, которая вызывает оптимальное терапевтическое или профилактическое действие у большинства больных
– доза, которая вызывает тяжелую интоксикацию
– доза, которая вызывает летальный исход в 10% наблюдений
– доза, которая вызывает интоксикацию или отравление в 50% наблюдений
165. Что такое минимальная токсическая доза?
– максимальное количество препарата, не вызывающее токсическое действие
– доза, которая вызывает оптимальное терапевтическое или профилактическое действие у большинства больных
+ доза, которая вызывает минимальные патофизиологические изменения
– доза, которая вызывает летальный исход в 10% наблюдений
– доза, которая вызывает интоксикацию или отравление в 50% наблюдений
166. Величина эффекта лекарственного вещества может изменяться в зависимости от времени суток
+ верно
– неверно
167. Широта терапевтического действия лекарственного вещества определяется:
– соотношением пороговой и максимальной токсической доз
– соотношением минимальной эффективной и средней терапевтической доз
+ соотношением минимальной эффективной и минимальной токсической доз
– соотношением средней терапевтической и минимальной токсической доз
168. Что такое ЕД50:
– доза, в которой вещество вызывает эффект, равный половине максимального эффекта
– доза, равная половине высшей терапевтической дозы вещества
+ является мерой активности вещества
– является мерой эффективности вещества
169. Что такое терапевтический индекс?
– отношение максимальной эффективной дозы к ЛД50
+ отношение ЛД50 к ЕД50
– отношение широты терапевтического действия к ЕД50
170. Чем больше терапевтический индекс, тем:
+ препарат безопаснее
– препарат токсичнее
171. Что такое хронотерапия?
– хронология схем терапии
+ терапия с учетом биологических ритмов
– терапия хронических заболеваний
172. Укажите динамику зависимости «доза-эффект»:
– средняя терапевтическая – токсическая – высшая терапевтическая
+ средняя терапевтическая – высшая терапевтическая – токсическая
– высшая терапевтическая – средняя терапевтическая – токсическая
– высшая терапевтическая – токсическая – средняя терапевтическая
– токсическая – средняя терапевтическая – высшая терапевтическая