Что понимают под управлением
управление
Управление государством. | Осуществлять управление заводом. | Совершенствовать методы управления предприятием. | Информационные технологии в управлении. | Менеджмент — управление в условиях рыночной экономики. | Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации.
Центральное статистическое управление. | Начальник, сотрудник, инспектор управления. | Направить письмо в управление юстиции.
Войти в управление. | Расположиться у дверей управления.
Самостоятельное управление автомобилем. | Причиной катастрофы был технический сбой в управлении самолётом.
Автоматизированное управление. | Пульт управления станцией. | Перейти на ручное управление.
Международная космическая станция потеряла управление и начала дрейфовать в пространстве.
Дистанционное управление используется для обучения персонала и организации технического обслуживания заказчиков.
Станок с программным управлением.
Глагольное, предложное управление.
Полезное
Смотреть что такое «управление» в других словарях:
УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими… … Философская энциклопедия
УПРАВЛЕНИЕ — управления, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая… … Толковый словарь Ушакова
управление — См … Словарь синонимов
УПРАВЛЕНИЕ — (management) 1. Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства (factor of production) наряду с землей, трудом и капиталом. Управление состоит из двух основных компонентов: умения организовать,… … Словарь бизнес-терминов
управление — Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] управление Совокупность… … Справочник технического переводчика
Управление «К» — Управление «К» подразделение Министерства внутренних дел России[1], осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В… … Википедия
Управление — [control, management] 1. В самом широком смысле, действительном, наверное, для всех эпох истории человечества и для всех народов, У. — совокупность целенаправленных действий одних людей (управляющих), которые тем или иным способом… … Экономико-математический словарь
УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей … Современная энциклопедия
УПРАВЛЕНИЕ — вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого … Большой Энциклопедический словарь
УПРАВЛЕНИЕ — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ … Большой Энциклопедический словарь
УПРАВЛЕНИЕ — УПРАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления. Местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к рых управляется ход машины, механизма. Рычаги управления. 4.… … Толковый словарь Ожегова
Основы теории управления
Основные понятия теории управления
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы.
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды).
К охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт России осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических требований. Госкомитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п.
Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры. Внутри организации взаимоотношения менеджеров их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.
Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.
Под словами «механизм управления» понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. Ясно, что сама возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.
Пример 2. Пусть установлено, что производство в агропромышленном комплексе (АПК), несмотря на резкое снижение его объема за последние пятнадцать лет, излишне велико для данной области, а дефицит продовольствия объясняется не недостаточным объемом производства, а отсталостью в сфере хранения и перерабатывающей промышленности. Тогда целью управления природопользованием в данной области должно стать сокращение природного базиса сельского хозяйства, т.е. сокращение объема используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов. При этом меры экономического воздействия будут включать, например, установление высокой арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения. Это позволит затормозить вовлечения новых земель в хозяйственный оборот. Следует повысить налоги на дополнительное освоение земель, увеличить штрафы за нерациональное использование земель, стимулировать различными способами консервацию деградированных участков, и др. Все эти меры направлены на сокращение сельскохозяйственного производства и снятие сельскохозяйственной нагрузки с окружающей природной среды. Одновременно, очевидно, следует бороться с отсталостью в сфере хранения произведенного продовольствия и в сфере перерабатывающей промышленности. Необходимо создание благоприятных экономических условий для совершенствования технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, развития соответствующей отрасли народного хозяйства.
Если же целью развития АПК на определенный период считать всемерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, то меры экономического воздействия, наоборот, не только не должны препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, а всемерно стимулировать их. Подавляющее число специалистов считает, что проводимые в 1990-х годах в России аграрная и земельная реформы направлены на природоемкий вариант функционирования агропромышленного комплекса. За эти годы производство сельхозпродукции упало в среднем на 30-40%.
Поскольку невозможно абсолютно точно предсказать поведение системы под влиянием тех или иных воздействий, приходится изучать устойчивость социально-экономических моделей, используемых при управлении. Чаще всего вводят случайные воздействия (возмущения), что приводит к замене единственной траектории движения на пучок (трубку) и снижает эффективность управления. Соответствующая математическая теория хорошо разработана, но достаточно трудна для понимания и применения.
Двойственным к нему является вариант «?Продвинуться дальше». Например, за заданное время изготовить как можно больше деталей. При заданном рекламном бюджете организовать наиболее эффективную рекламную кампанию.
Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.
Значение слова «управление»
2. Деятельность органов государственной власти. Методы государственного управления.
3. Административное учреждение или административный орган внутри какого-л. учреждения. Центральное статистическое управление. Управление железной дороги. □ Городское управление столиц тратит сотни тысяч рублей на оздоровление городов. Гл. Успенский, Кормилица. В район приезжали представители из областного управления сельского хозяйства и заготовок. Тендряков, Ненастье. || Здание, помещение, в котором находится такой орган или учреждение. — Пошли мы с ним к окружному атаману, и не домой, куда часто в гости ходила, а в управление. Лебеденко, Тяжелый дивизион.
4. Совокупность приборов, посредством которых управляют действием машины, механизма и других устройств. Автоматическое управление. □ [«Александр»], имея повреждение рулевого управления, скоро привел курс на ост и прикрыл нашей колонной вышедший из строя флагманский корабль. Костенко, На «Орле» в Цусиме.
5. Грамм. Синтаксическое подчинение одного слова другому, состоящее в том, что одно слово требует после себя дополнения в определенном падеже. Глагольное управление. Предложное управление.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Управление (философия) — деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели.
Управление — структурное подразделение в организации (например, «Управление сельского хозяйства Минобороны России»).
Управление (в организации) — синоним понятия менеджмент.
Управление — это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
УПРАВЛЕ’НИЕ, я, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. У. государством. У. делами. У. судном, самолетом. У. войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР. Конституция СССР. Органы управления. Разрешить вопрос в порядке управления (т. е. не в законодательном порядке). Организация местного управления. Вопросы управления. 3. только ед. Совокупность, система приборов и механизмов, посредством к-рых управляют ходом машины, механического экипажа (тех.). Рычаги управления. 4. Крупное подразделение в системе какого-н. учреждения, управляющее особой отраслью его работы (офиц.). Главное у. государственной безопасности Народного Комиссариата внутренних дел. Плановое у. Наркомата. || Название нек-рых административных учреждений (офиц.). Главное управление гражданского воздушного флота. Центральное у. народнохозяйственного учета. 5. только ед. Вид синтаксической зависимости, состоящей в том, что какое-н. слово (преимущ. глагол, предлог, существительное) требует после себя дополнения в какой-н. определенной форме (в том или ином падеже, в инфинитиве; грам.). 6. только ед. Дирижирование (оркестром или хором; муз.). Симфония исполнена под управлением автора.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
управле́ние
1. действие по значению гл. управлять; деятельность субъекта по изменению объекта для некоторой цели ◆ Будучи законопослушными инвесторами, уделяя огромное внимание управлению рисками, внешние инвесторы шли на траты, связанные с заключением форвардных сделок, и страховали свои вклады. Юрий Данилов, Алексей Ведев, «За и против» // «Эксперт», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
2. лингв. вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение или субстантивированное слово) ставится в определённой падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания
3. организационная структурная единица ◆ Транспортное управление.
4. деятельность по направлению движения ◆ Управление автомобилем в нетрезвом виде не допускается.
Что такое «управление»?
Логика изложения какого-либо предмета требует, чтобы первоначально были определены все основные понятия. Поэтому вначале мы должны определиться с тем, что мы будем понимать под «управлением».
Оказывается, что в отечественной науке никогда не было, да и сейчас нет единого понимания этого термина. В различных монографиях, учебниках, учебных пособиях по управлению, менеджменту, теории организации вы можете без труда обнаружить совершенно различные определения того, что авторы понимают под «управлением».
Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» приводится следующее определение понятия «управление». «Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществления текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.»
Управление – функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Можно привести еще десятки определений понятия «управление», но пока достаточно остановиться на приведенных выше.
Третье и четвертое из приведенных выше определений являются функциональными, то есть в них управление сводят к некоторым функциям. Но, как Вы легко могли заметить, авторы выделяют совершенно различные функции управления.
Отметим, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин как «управление». В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как политическом управлении (government), о государственном управлении как администрировании (administration), об управлении в сфере бизнеса (management) и об управлении техническими объектами (control). В этом смысле, управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.
Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, то управление это менеджмент, то они заведомо совершают логическую ошибку подмены общего частным. То есть, такое «узкое» понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поля зрения исследователей.
К сожалению, такие факты отнюдь не новы и не единичны в истории отечественной науки. Здесь можно вспомнить, хотя бы, ситуацию с первым отечественным переводом книги Ч. Дарвина о «естественном отборе» (natural selection). Поскольку до этого времени термин «selection» соответствовал в русском языке понятию «селекция», означающему искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, то дарвиновское понятие «natural selection» перевели на русский язык как «естественный подбор». Подобное искажение привело к специфическому и оригинальному пониманию многими русскими учеными и философами сущности эволюционной дарвиновской теории естественного отбора. Подобные недоразумения были исправлены только после повторного перевода трудов Ч. Дарвина К.А. Тимирязевым.
Мы привели здесь этот эпизод не случайно. Во многом аналогичная ситуация сложилась после выхода в русском переводе книги Н. Винера «Кибернетика (или управление и связь животном и машине)», которая в оригинале имела название «Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine». Использование в оригинальном названии слова «control» подчеркивало, что один из «отцов» кибернетики Н. Винер отнюдь не искал и не отстаивал некоторое подобие человека и машины (такую аналогию проводили в прошлом, к примеру, Декарт и Ламетри), а рассматривал живые организмы и машины только с позиций общих черт функционирования (поведения), выделяемых на абстрактном уровне исследования.
Только в этом смысле можно говорить о кибернетике как об общей теории управления. Феномен «control» во многом одинаково проявляется в живом организме и машине. «Когда я сравниваю живой организм с машиной, я ни на минуту не допускаю, что специфические физические, химические и духовные процессы жизни в нашем обычном представлении о ней одинаковы с процессами в имитирующих жизнь машинах. Я просто считаю, что как те, так и другие могут служить примером местных антиэнтропических процессов, способных, по-видимому, также выражаться и многими другими способами. «.
Таким образом, уже в этих первых работах, хотя и косвенно, затрагивалась проблема сущности управления путем соотнесения понятий «управление» и «регулирование». К сожалению, автор не анализирует это соотношение, а просто констатирует наличие его в работе Винера. Подчеркнем, что Н. Винер различал регулирование и управление на основании наличия или отсутствия обратной связи. Наличие последней неизбежно приводило систему в состояние равновесия. Отсутствие обратной связи не гарантировало такой результат. В этом смысле управление у Н. Винера отнюдь не отрицает развития, как это пытаются показать некоторые его критики.
Одним из центральных вопросов при решении проблемы сущности управления является вопрос о его природе. Здесь усматриваются две устойчивые тенденции. Сторонники одной из них утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, свойственно только общественным процессам и нигде больше не встречается. «Управление как объективно существующий процесс возникает лишь в стадии социального самодвижения материи, т.е. с появлением человека и общества. В биологических системах явления регулирования деятельности отдельного организма или их групп имеют в своей основе инстинктивное стремление к приспособлению к окружающей среде, выживание в данной ситуации, продолжение рода.
Действительно, процессы регуляции и саморегуляции индивидуального и группового поведения (а отнюдь не деятельности) живых организмов в основе своей имеют совершенно иные «цели» и механизмы, нежели процессы управления в человеческом обществе. Процессы регуляции и саморегуляции в живой природе имеют естественный характер и используют механизм естественного отбора, который отвечает за то, чтобы выживали наиболее приспособленные.
Приверженцы точки зрения, отрицающей исключительно социальную природу управления, обычно апеллируют к работам Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби. Вообще говоря, подобная апелляция не совсем правомерна, поскольку указанные авторы исследовали не управление (как считают отдельные отечественные исследователи управления, не знакомые, по всей видимости, с работами Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби на языке оригинала), а только такой феномен как «control». Видимо, неадекватность перевода и новизна проблемы послужили причиной ряда искажений и недоразумений в понимании объекта и предмета кибернетики, ее целей и задач отечественными исследователями.
Декларируя первичность коммуникативных процессов по отношению к процессам управления и рассматривая, поэтому, техническую составляющую теории управления как часть теории информации, Н. Винер подчеркивает, что в рамках кибернетики понятия «управление» и «коммуникация» тождественны. Таким образом, Н. Винер и другие утверждали, что только феномен «control» присущ и живому организму и машине, и с этой точки зрения правомерно говорить о «человеческой или животной технике«.
Сведение понятия «управление» к понятию «control» означает расширение объема этого понятия и обеднение его содержания.
Судя по публикациям в отечественной научной литературе, картина представлений о сущности управления является весьма пестрой. Тем не менее, все разнообразие существующих представлений о сущности управления можно разбить на следующие группы: «целесообразная сознательная деятельность», «целенаправленное воздействие», «организация целенаправленных воздействий», «упорядочение», «регулирование», «оптимизация».
Определив в качестве сущности управления «целесообразную, сознательную деятельность», мы настолько расширим понятие управления, отождествив его, по сути дела, с понятием деятельности, сделаем его в плане содержания столь разнородным, что выделение качественной специфики управления будет не возможно.
Рассматривая в качестве сущности управления «целенаправленное воздействие», мы практически сводим управление до уровня отдельных действий, оставляя вне сферы управления то, что предшествует действию или является следствием его результата.
Попытки определения сущности управления путем введения термина «организация» требуют уточнения самого термина «организация», поскольку очень часто последнее отождествляется с понятием «управление».
Подобные проблемы возникают и при определении сущности управления через «упорядочение». Если понимать последнее как установление отношения порядка, то в этом плане «упорядочение» становится тождественным термину «организация», что характерно для работ И. Пригожина и И. Стенгерс. Но для них организация и управление суть различные феномены. Порядок (организация) может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации в неравновесных необратимых процессах, которые относятся к «естественным процессам внутри системы». Управление же у них связано с контролем и с противодействием естественному порядку. «Необратимость «отрицательна»: она проявляется в форме неуправляемых изменений, происходящих в тех случаях, когда система выходит из-под контроля. Наоборот, необратимые процессы можно рассматривать как последние остатки самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой, когда человек. пытается обуздать ее».
Рассмотрение в качестве сущности управления регулирования критикуется, например, в работах. Основное содержание их критики сводится к тому, что при таком подходе «размывается» качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования.
Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие объективные условия. Искусственные регулятивы далеко не всегда имеют достаточную степень объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. «Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе».
Рассмотренные представления о сущности управления либо нецелесообразно расширяют содержание понятия управление, в результате чего оно теряет свою качественную определенность и становится аморфным, либо сужают содержание, что приводит к применимости этого понятия в весьма малой области, меняя статус понятия «управление», переводя его из категории общего в категорию особенного.
Не отрицая регулятивной сущности управления, считаем необходимым провести принципиальное различие между естественными и искусственными, целерациональными регулятивами, поскольку и причины, и цели, и функции, и механизмы их принципиально различны.
С позиций этого подхода будут устанавливаться границы управляемости, определяться место управления в системе деятельности, выясняться функции управления, пониматься специфика и взаимосвязь субъекта и объекта управления, исследоваться их различные модели.