Что понимают под устойчивостью ассортимента
Определение устойчивости ассортимента
Устойчивость ассортимента — это изменения показателей широты, полноты, глубины структуры ассортимента за какой-либо промежуток времени.
Устойчивость ассортимента характеризует способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости (Ку,%) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп:
где у — показатель устойчивости: количество видов и разновидностей товаров, пользующихся устойчивым спросом; Ш — общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.
В этом случае устойчивость ассортимента будет зависеть от устойчивости спроса на эти товары, а также соответствия товарных запасов возможностям их реализации.
Потому сроки реализации товаров не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента в качестве показателя его устойчивости.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Устойчивость ассортимента
Свойства и показатели ассортимента
Показатель ассортимента – количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
Ассортимент товаров характеризуется такими показателями:
1. широтой;
Полнотой,
Устойчивостью,
Степенью обновления (новизной),
Структурой,
Ассортиментным минимумом, рациональностью,
7. гармоничностью.
Широта ассортимента
Широтой ассортимента называется количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разновидных групп.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.
Действительная широта Шд – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта Ш б – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, каталогами и т.п.) или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:
Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая (по стандарту, прейскуранту, каталогу).
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.
Каково же отношение потребителей к широте? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, а с другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
Полнота ассортимента
Полнота ассортимента –способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных различными вкусами, привычками и иными факторами.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Действительный показательПд характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый Пб – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Устойчивость ассортимента
Коэффициент устойчивости (Ку) отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шу):
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Свойства ассортимента
Свойства ассортимента – это особенности товарной структуры предприятия.
Ассортимент характеризуется широтой, полнотой, глубиной, устойчивостью, новизной, структурой, гармоничностью и рациональностью. Подробно эти свойства и их показатели разбираются в дисциплине «Теоретические основы товароведения потребительских товаров»; рассматриваются цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, а также мероприятия, направленные на достижение оптимального ассортимента.
1. Широта ассортимента – общая численность товарных групп, входящих в рассматриваемый ассортимент.
3. Глубина представляет собой количество ассортиментных позиций в каждой конкретной группе.
Причины для обновления ассортимента:
1) Замена морально устаревших товаров или вышедших из моды.
2) Развитие научно-технического прогресса позволяет разрабатывать новые товары с улучшенными свойствами.
3) Разработка и производство товаров, которые не имеют аналогов.
4) Расширение ассортимента за счёт увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Например, устойчивым спросом пользуются четыре наименования продукции из пяти, следовательно, коэффициент устойчивости равен 80%.
С помощью маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров выявляются товары, пользующиеся устойчивым спросом.
Потребители товаров устойчивого ассортимента в основном консерваторы, имеющие постоянные предпочтения. Но со временем вкусы и привычки потребителей меняются, устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Чем больше различных товарных групп в магазине, тем шире ассортимент. Чем больше наименований в каждой товарной группе, тем ассортимент глубже.
Кроме того, ассортименту присуща такая характеристика, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы в соответствии с целенаправленностью общего розничного предложения магазина; сбалансированный ассортимент подбирается в зависимости от возможностей рынка.
При широком ассортименте у потребителей создается впечатление разнообразия товаров, что привлекает разные категории покупателей. Имея такой ассортимент, предприятие лучше приспосабливается к неожиданным изменениям рыночного спроса, но управлять широким ассортиментом сложно, могут остаться вне поля зрения изделия, пользующиеся малым спросом.
Основное преимущество узкого ассортимента в его простоте. Внимание менеджера сконцентрировано на небольшом количестве товаров, а административные, производственные и торговые структуры не отличаются сложностью.
Широта и глубина ассортимента должны выбираться с учетом целей изадач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и с учетом предпочтений покупателей.
Ассортиментная политика предприятий розничной торговли зависит от степени их специализации. Так, магазины, составляющие 90% всех предприятий розницы, делятся на универсальные, специализированные, неспециализированные, со смешанным ассортиментом товаров.
Ассортимент товаров. Свойства и показатели ассортимента
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.
Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований.
Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.
Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.
Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.
Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.
Показатели ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента.
Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.
Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
— способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления (К
Коэффициент новизны — это отношение количества новых товаров в общем перечне (Н) к общему количеству наименований товаров (Шд).
Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и поступлений. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости (Ку).
Коэффициент устойчивости (Ку) — это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товаров тех же однородных групп.
Под разновидностью товаров понимают совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. Разновидность товаров представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.
Ассортимент товаров представляет собой набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или по совокупности признаков. Основным показателем ассортимента товаров является количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.
Ассортиментный перечень товаров представляет собой часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.
Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Розничные торговцы привлекают внимание покупателей своим ассортиментом. Ассортимент может быть очень ограничен и специализирован; он может состоять только из высококачественных или популярных продуктов; или ассортимент может быть широким, разнообразным, предназначенным для разных групп покупателей. Ассортимент определяет, с каким именно розничным торговцем будет иметь дело покупатель и т.о. помогает разработать собственный план покупок.
Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя.
Основными характеристиками ассортимента являются: широкий выбор, глубина, розничные торговые марки, внимание к покупателям.
Выделяют следующие виды ассортимента товаров:
1) промышленный ассортимент товаров. Под промышленным ассортиментом понимают ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием;
2) торговый ассортимент товаров. Под торговым ассортиментом товаров понимают ассортимент товаров, представленный в торговой сети;
3) простой ассортимент товаров. Под простым ассортиментом понимают ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются не более чем по трем признакам;
4) сложный ассортимент товаров. Под сложным ассортиментом понимают ассортимент товаров, представленный такими видами товаров, которые классифицируются более чем по трем признакам;
5) укрупненный ассортимент товаров. Под укрупненным ассортиментом подразумевают ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. Совокупностями, по которым объединяются товары, являются: классы товаров, группа, вид товаров; 6) развернутый ассортимент товаров. Под развернутым ассортиментом подразумевают ассортимент товаров, представленный большим количеством разновидностей товаров. При учете ассортимента товаров необходимо учитывать структуру ассортимента товаров. Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.
Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой товаров, подразделяют на промышленный и торговый.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, находящихся в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Ассортимент количественно характеризуется следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью и степенью обновления.
Широта ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в рассматриваемый ассортимент. Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.
Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ас
сортиментным перечнем. Наибольшее значение коэффициент полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.
Устойчивость ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени.
Степень обновления ассортимента характеризует долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте.
В настоящее время это понятие заменено на понятие «ассортиментный перечень», представляющий собой документально оформленный перечень разновидностей или видов товаров, составляющий установленный ассортимент. Ассортиментный перечень для торговых предприятий утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается нарушением правил торговли.
Важное значение имеет проблема управления ассортиментом. Под понятием «управление ассортиментом товаров» понимаются действия, осуществляемые в торговле в целях установления, обеспечения и поддержания определенного ассортимента товаров путем регулирования прямых и обратных связей между торговлей, производством и потребителем. В первую очередь управление ассортиментом связано с его формированием, на которое оказывают влияние многие факторы. В первую очередь ассортимент зависит от уровня развития промышленного и сельскохозяйственного производства, а также уровня научно-технического прогресса, позволяющего осваивать современные научно-технические достижения для улучшения потребительских свойств товаров. Управление ассортиментом предусматривает проведение мероприятий по установлению объема и выявлению структуры потребностей покупателей, по учету спроса на продукцию и уровня материальной обеспеченности населения и т.д. с целью установления фактического ассортимента соответствующего расчетному.
Широта охвата товаров определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, типов и наименований. В зависимости от широты охвата различают групповой и видовой ассортимент швейной продукции.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Под ассортиментом предприятия понимается состав и соотношение отдельных видов изделий в объеме выпуска продукции предприятия, т. е. набор разновидности продукции определенного вида и наименования, различающихся между собой по количеству или размерам, внешней отделке или другим признакам.
Ассортимент швейных изделий охватывает все виды одежды для женщин, мужчин и детей, а также швейные изделия, не относящиеся к одежде (предметы домашнего обихода, технические изделия и снаряжения). Ассортимент швейных из
делий, выпускаемых промышленными предприятиями, зависит во многом от заказа торгующих организаций.
Основными путями расширения ассортимента швейных изделий является использование новых современных видов материалов улучшенного качества и внешнего оформления, новых модных решений конструкции изделий. Обеспечивается повышение эстетического и технического уровня выпускаемой продукции, разнообразие отделок.
Более полному удовлетворению потребностей населения способствует правильное формирование ассортимента. Обновление ассортимента должно обгонять спрос, формируя его, и ни в коем случае не отставать от него, тогда рынок через предложение новых товаров сможет активно влиять на вкусы покупателей. В основе обновления ассортимента изделий лежит их физический и моральный износ.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе), полнотой, новизной, устойчивостью, сопоставимостью и структурой.
Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций
в каждой группе товаров. Например, предприятие оптовой торговли продукцией легкой промышленности в настоящее время располагает 5 видами женской верхней одежды для реализации, а каждый вид этих изделий представлен 3 разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.
Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (А) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
7. Изучение возможности производства новых или усовершенствование продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей с целью выяснения их приемлемости по основным показателям.
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
По местонахождению товаров различают ассортимент:
промышленный (производственный) — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей;
торговый — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с уметом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:
простой — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;
сложный — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;
групповой — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;
видовой — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров;
марочный — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.;
развернутый — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
сопутствующий — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;
смешанный — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:
рациональный — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;
оптимальный — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:
реальный — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;
прогнозируемый — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;
учебный — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.
Итоги:
Ассортимент товаров — набор товаров различных групп, подгрупп, видов и разновидностей, объединяемых по определенному потребительскому, торговому или производственному признаку для характеристики состава товарной массы для различных целей.
Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) — подбор различных товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в конкретном торговом предприятии.
Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
Ассортиментный минимум — перечень групп, видов и разновидностей товаров с указанием их количества, составленный с учетом типа, профиля торгового предприятия и утвержденный в установленном порядке.
Глубина торгового ассортимента товаров — характеристика ассортимента товаров торгового предприятия по количеству видов и разновидностей, объединенных определенными группами и подгруппами.
Групповой ассортимент товаров — перечень товарных групп с указанием количества подлежащих поставке товаров согласно соответствующему договору.
Новизна товаров — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет использования (потребления) новых товаров.
Обновляемость ассортимента — количество новых товарных позиций в ее структуре, характеризует степень развития ассортимента.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей.
Показатели ассортимента — качественное выражение свойств ассортимента.
Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем, исходя из его производственных возможностей.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, предназначенный для удовлетворения повседневных потребностей.
Развернутый ассортимент товаров — детализированный групповой ассортимент, в котором каждая группа товаров представлена подгруппами, видами и разновидностями с указанием количества товаров по каждому признаку. Применяется при составлении спецификации к договорам.
Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают определенный уровень качества жизни.
Свойства ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований и предназначенный для удовлетворения разнообразных потребностей.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.
Структура ассортимента товаров — количественное соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в номенклатуре конкретного субъекта рынка, выраженная в долях или процентах.
Управление ассортимента товара — разработка и применение мер, направленных на формирование оптимального ассортимента товаров, который наиболее полно соответствует текущим потребностям населения.
Формирование торгового ассортимента товаров — целенаправленная деятельность по подбору товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям с учетом спроса потребителей и обеспечения рентабельности торговой деятельности.
Широта торгового ассортимента товаров—характеристика ассортимента товаров торгового предприятия, определенная по количеству включенных в него группировок низшего классификационного уровня.
— перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенный для экспорта-импорта. Номенклатура продукции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для обязательной сертификации.
Классификация ассортимента товаров. Ассортимент товаров подразделяется на группы — по местонахождению (промышленный и торговый);
подгруппы — по широте охвата товаров;
виды — по степени удовлетворения потребностей;
разновидности — по характеру потребностей (простой, сложный, групповой).
Промышленный ассортимент — набор товаров, выпускаемых предприятиями.
Лекарственные средства, используемые в ветеринарии, производит как медицинская фармацевтическая промышленность, так и отдельные специализированные организации аграрно-промышленного комплекса (АПК). Ассортимент препаратов, общих для медицины и ветеринарии, а также предъявляемые к ним требования определяются Фармакологическим комитетом или Государственным фармакопейным комитетом Минздравсоцразвития России, а только ветеринарных — Россельхознадзором.
Торговый ассортимент — набор товаров, поступающих на оптовые и розничные предприятия или в сферу обращения и реализации.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Примером простого ассортимента может служить ограниченный перечень медикаментов в аптечных киосках.
Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, что характерно для больших аптек и аптечных баз.
Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, секции товаров для животных в супермаркетах реализуют ветеринарные препараты только для комнатных животных (собак, кошек, попугаев).
Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных ветеринарных аптеках.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным лечебным средствам. Товары сопутствующего ассортимента в ветеринарной аптеке — это различные гигиенические средства (шампуни, мыла, дезодоранты и т. п.), другие товары по уходу за животными.
Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для сельских хозяйственных магазинов, где одновременно с ветеринарными препаратами реализуют, например, седла, упряжь для лошадей и др.
Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальный положительный эффект при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителя.
Реальный ассортимент — набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент —набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойство ассортимента — специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.
Показатели ассортимента — количественное выражение его свойств, при котором изменению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента в организациях осуществляется регулирование комплекса показателей и свойств ассортимента.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты:
действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
базовая широта — количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятых за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, наименований товаров, регламентируемое нормативными документами или взятое для сравнения в торговых организациях одного профиля;
коэффициент широты — отношение фактического количества видов, разновидностей и наименований товаров к базовому.
Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является устойчивый спрос на них.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не изменяется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и ассортиментная политика, т. е. установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и предполагаемые потребности, а также достичь цели, определенные руководством организации.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к реальному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Факторы формирования ассортимента подразделяют на общие и специфичные.
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, — определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь он зависит от сегмента потребителей (например, их доходов).
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают влияние государственные заказы и другие меры по поддержке отечественного производителя.
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности производителя, специализация торговой организации и др.
Показатели ассортимента
Для характеристики ассортимента применяются основные показатели, представленные на
Основные показатели для характеристики ассортимента
Основные показатели для характеристики ассортимента
1) Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже.
Показателем широты ассортимента является коэффициент широты — Кш (формула 3):
— количество групп, подгрупп товаров, имеющихся в наличии в организации или выпускаемых промышленностью; Ш6аз — количество групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в стране и представленных в Государственном реестре J1C и изделий медицинского назначения. Например, если среди ассортиментных групп товаров в аптечном учреждении имеется в наличии 3 (отсутствует медицинская техника), а возможно наличие 4 групп (см. классификацию), то: К =3/4 = 0,75.
2) Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или выпускаемых промышленностью. Подвидами такого товара, как ЛС, могут быть лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази, свечи и т.д.
Также структура ассортимента ЛС характеризуется долей продаж отдельных ФТГ в общем объеме потребления. Так, среди лидирующих групп в структуре ассортимента ЛС преобладают антибиотики, сердечно-сосудистые, психостимуляторы, анальгетики, средства для лечения заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Устойчивость ассортимента характеризуется изменением показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемые временные периоды.
Формирование ассортимента организации предполагает его постоянное пополнение и обновление в соответствии с потребностями населения.
Обновление ассортимента — это замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности потребителей.
Обновление ассортимента происходит в двух направлениях:
1) внедрение новых номенклатурных позиций;
2) исключение из Государственного реестра устаревших товаров.
Степень (индекс) обновления — это доля новых товаров, введенных в продажу в течение последнего года, пятилетия или другого исследуемого временного периода фармацевтической организации или разрешенных к применению в стране.
Для характеристики ассортимента фармацевтической организации может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛС.
Полнота использования ассортимента ЛС (Пи) характеризует степень использования имеющегося в фармацевтической организации
2) Определение коэффициента глубины ассортимента.
Согласно Государственному реестру в России разрешены к применению 9 препаратов димедрола, включая ангро. В аптеке было в наличии 6, в том числе ангро, таблетки 2-х дозировок, свечи 2-х дозировок и ампулы. Следовательно: Кг = 6 : 9 = 0,67.
Поскольку ряд препаратов димедрола в аптеке отсутствует, полученный Кг также меньше 1.
3) Определение индекса обновления.
Согласно условию новым лекарственным препаратом являются палочки димедрола по 50 мг. Поэтому индекс обновления ассортимента ЛС димедрола мал и составляет всего:
4) Определение полноты использования ассортимента.
В процессе изучения ассортимента димедролсодержащих ЛС установлено, что из 6 имеющихся в аптеке спросом пользовались 5 лекарственных препаратов: порошок ангро, раствор для инъекций, таблетки по 50 мг и 100 мг, свечи по 20 мг. Следовательно:
Таким образом, аптеке при разработке ассортиментной политики следует обратить внимание, во-первых, на увеличение полноты и глубины ассортимента димедролсодержащих ЛС за счет закупки отсутствующих препаратов; во-вторых, на внедрение в ассортимент аптеки новых ЛС и лучшее использование имеющихся.
Свойства и показатели ассортимента
Свойства ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.
Показатели ассортимента — это количественное выражение свойств ассортимента.
Свойства и показатели ассортимента учитываются при формировании ассортимента.
Полнота ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции для удовлетворения одинаковых потребностей. Показатель полноты может быть действительным и базовым Действительная полнота — фактическое количество товаров однородной группы. Базовая полнота — планируемое количество товара однородной группы.
Коэффициент полноты — отношение действительного показателя к базовому. Чем больше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя. Полнота ассортимента должна быть рациональной, чтобы не затруднить выбор покупателям.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров различных однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется действительной и базовой широтой, а также коэффициентом широты. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Широта — показатель насыщенности рынка товарами.
Новизна ассортимента — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления.
Коэффициент новизны — отношение количества новых товаров в общем перечне к общему количеству наименований товаров.
Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и поступлений. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости — это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом к общему количеству товаров тех же однородных групп.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей вида, наименования товара или группы в общем наборе.
Структура рассчитывается как отношение количества отдельных групп товаров к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Показатели структуры ассортимента могут быть рассчитаны в натуральном, денежном выражении, а также в процентах от общего товарооборота.
Рациональность ассортимента — способность перечня товаров более полно удовлетворять потребности покупателей.