Что понимают под зоной экологического бедствия
ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
Смотреть что такое «ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ» в других словарях:
ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Официально объявленные государством соответствующие части территории ( город, область, край, регион), где обозначились признаки: полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв,… … Словарь бизнес-терминов
Зоны экологического бедствия — Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, де в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное… … Словарь юридических понятий
ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… … Энциклопедия юриста
зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных… … Большой юридический словарь
зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах — 3.1.24 зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах: Водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций на водных объектах — водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды; З.э.б.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Юридическая энциклопедия
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Энциклопедический словарь экономики и права
зоны — 3.15 зоны (zones): Области, систематизированные как взрывоопасные пылевые среды и подразделяемые на зоны в зависимости от частоты и длительности присутствия взрывчатой пыли/ газовой смеси. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы
В учебно-методическом пособии представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по экологическому праву России. В предлагаемом издании ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса, а также в соответствии с действующим законодательством. Данное пособие поможет подготовиться и успешно сдать экзамен по экологическому праву.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
11. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
Российским законодательством предусматривается выделение на территории России особых кризисных зон — чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, устанавливается порядок и последствия их объявления, источники финансирования мероприятий по их оздоровлению, основные признаки зон.
Чрезвычайная ситуация — обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или их здоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными последствиями.
Под зонами чрезвычайной экологической ситуации понимаются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Они устанавливаются постановлениями Верховного Совета Российской Федерации либо указами Президента Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Необходимо заметить, что под чрезвычайными иногда понимают не столько экологические, сколько иные ситуации, связанные со взрывами газопроводов, поездов, пожарами, наводнениями, межнациональными конфликтами, землетрясениями, засухами, для борьбы с которыми создано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, функции которого отражают совершенно разные сферы общественных отношений.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Проводятся мероприятия по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации. При этом финансирование осуществляется в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций — непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.
Такой документ, как Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической обстановки и зон экологического бедствия, является важнейшим документом, используемым в настоящее время для подготовки материалов о кризисных экологических зонах. Для граждан различных министерств и ведомств Критерии носят методико-рекомендательный характер. Они являются добротным и развернутым документом, конкретизирующим положения комментируемого Закона о кризисных экологических зонах.
Существует также проект Программы социально-экономического развития территории в условиях кризисной экологической ситуации, который определяет стратегию и тактику оздоровления обстановки в зоне, реабилитации нарушенных природных компонентов, снижения уровня воздействия на природу. Функции заказчика (а возможно, и исполнителя, разработчика) Программы выполняет, как правило, инициатор постановки вопроса об объявлении территории зоной, привлекая местные природоохранные и санитарно-эпидемиологические органы, научно-исследовательские учреждения, общественные организации. Проект Программы разрабатывается на основе определения приоритетных экологических и связанных с ними социально-экономических проблем и может включать два этапа:
первый — неотложные меры и мероприятия по улучшению окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения;
второй — создание условий для хозяйствования в целях организации экологически устойчивого развития территории.
Как ранее уже говорилось, решение об объявлении территорий зонами бедствия принимается по представлению специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Такими органами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 943 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», являются Минприроды, Комитет по геологии и использованию недр, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по рыболовству, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет по водному хозяйству при Правительстве и другие министерства и ведомства и их территориальные органы.
При этом на Минприроды возложена координация деятельности других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, ответственность за оздоровление и улучшение качества природы.
В настоящее время есть предложения установить ответственность за доведение территорий до экологического кризиса. Но в административном и уголовном законодательстве предусмотрены конкретные составы правонарушений. Не надо изобретать новый, труднодоказуемый состав, учитывая, что деградация среды происходит постепенно в условиях соответствующей социально-экономической обстановки.
Предпочтительнее более полно применять нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.
За рубежом наблюдается такая практика, что на предпринимателей возлагается обязанность в любое время представлять компетентным национальным органам по их требованию доказательства, что они выявили все существующие экологические опасности, приняли все необходимые меры экологической безопасности, предоставили работающему персоналу и проживающему вокруг населению всю информацию о состоянии производства и окружающей среды.
В масштабе Европы накапливается банк данных о предприятиях-загрязнителях и происшествиях, вызвавших загрязнение, о состоянии территорий, причинах аварий, опыте их предотвращения и ликвидации. Утверждены цели, стандарты и процедуры регулирования экологической обстановки, порядок контроля, конкретные ограничения. Поощряется сотрудничество государств в принятии мер по предупреждению и ликвидации кризисов, извещение друг друга о залповых выбросах, обмен передовой технологией наблюдения и экологического контроля.
В настоящее время наблюдается тенденция оказания федеральной помощи неблагополучным территориям, отраслям и предприятиям в различных странах. В ФРГ, например, принимались решительные меры по оздоровлению долины реки Рейн, переоснащению химических предприятий; снизить загрязнение удалось через перепрофилирование и приостановку предприятий-загрязнителей, переобучение и трудоустройство высвобождаемых рабочих, переселение жителей, адаптацию их на новом месте или в новой создаваемой среде обитания.
А во Франции выплачиваются дополнительные суммы за проживание в условиях промышленного риска, экологического неблагополучия, в частности вблизи атомных электростанций.
Элементами чрезвычайной ситуации являются:
— последствия, которые характеризуются необратимостью, устойчивостью;
— необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
Смотреть что такое «ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ» в других словарях:
Зона экологического бедствия — 1) территория или акватория, в пределах которой определенный вид хозяйственной деятельности человека, а также природных явлений вызвали возникновение чрезвычайной ситуации экологической, где имеются последствия катастрофы или равновесное… … Словарь черезвычайных ситуаций
Зона экологического бедствия — участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… … Официальная терминология
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Участок территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Словарь бизнес-терминов
зона экологического бедствия — Часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… … Справочник технического переводчика
зона экологического бедствия — Официально объявляемая территория, на которой произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение жизни населения … Словарь по географии
Зона экологического бедствия — – часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Юридическая энциклопедия
зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Энциклопедический словарь экономики и права
зона экологического бедствия — часть территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… … Строительный словарь
Наши дни показали достаточное количество легкомысленного отношения человечества к окружающей среде. К великому сожалению, только за один прошлый век люди смогли уничтожить семьдесят процентов биологических систем нашей Земли, способных производить переработку отходов жизнедеятельности. К слову, такое уничтожение не остановилось и по сей день.
Тем самым, число территорий, обладающих отрицательными изменениями в окружающей среде, по Российской Федерации все увеличивается. Происходит не только деградация местности, но и насильственное изменение экологической среды. Помимо всего, в таких зонах идет сильное ухудшение здоровья местного населения.
Что собой представляют зоны экологического бедствия?
Если государство объявляет на одной из своих территорий режим зоны экологического бедствия, то всяческая деятельность в этой местности прекращается, работа хозяйственных объектов замораживается, за исключением обеспечивающих минимальные жизненные запросы проживающего там населения. Любое строительство, реконструкция ставится под категорический запрет.
Различие двух зон
Помимо зон экологического бедствия, существуют еще и зоны чрезвычайной ситуации. Последние объявляются, когда отрицательное влияние на окружающую среду становится постоянным и довольно устойчивым. Такие ситуации начинают угрожать здоровью проживающего населения, животным и растениям. В таком случае требуются немедленные работы по восстановлению природного баланса и воспроизводству природной среды.
На самом деле, различие между двумя названными зонами несущественное, основным пунктом является то, что экологическое бедствие обладает необратимыми последствиями. Однако четкая грань все же отсутствует.
Проблемы с водными поверхностями
Большинство катастроф происходят из-за халатного отношения человека к своим обязанностям или к ответственности перед определенной ситуацией. Всего одна небольшая ошибка может унести тысячи людских жизней. Так, разлив нефти, утечка опасного газа или лесные пожары часто случаются по вине определенного индивида.
Ученые работают над восстановлением этой природной зоны, однако успехов пока не видно. Данный район страдает от нехватки питьевой воды, как будто находится не на территории Российской Федерации, а в самом эпицентре африканских проблем. Местность Арала стоит на пороге гибели огромной экосистемы, и это будет бедствие планетарного диапазона.
А в 1999 году были полностью уничтожены флора и фауна Эльбурганского заповедника в связи с изменением русел сибирских рек. Подобная проблема возникла после их переброски на китайские территории. Под критерий зоны экологического бедствия попало и Черное море. В 2016 году произошла утечка нефти, в связи с чем в акватории погибли десятки дельфинов, многие популяции морских жителей и рыб. Экосистема моря оказалась в глубоком кризисе, а из-за огромного мазутного пятна разразился настоящий скандал.
Нефтяные проблемы
Многие считают достижения науки и ученых большим рывком в развитии нашей цивилизации, однако бытует мнение, что не так уж мы и развиты, раз позволяем себе же убивать нашу планету.
Сколько уже было нефтяных катастроф и сколько еще будет. На российской территории зоной с чрезвычайной экологической ситуацией и экологического бедствия в свое время был объявлен Усинск. В результате поломки и прорыва нефтепровода в нескольких местах, из труб вылилось более 100 тысяч тонн нефтяного продукта. Из-за происшествия флора и фауна были практически истреблены, а земля получила звание зоны экологического бедствия.
Но ведь подобные примеры не останавливают людей, и ошибки продолжают множиться. В 2003 г. произошел очередной прорыв нефтяных труб, в результате чего река Мулымья получила смертельную дозу черной жидкости в 10 тысяч тонн. Естественно, вся экосистема была разрушена. А о данной местности можно сказать, что это зона экологического бедствия.
Следующая серьезная катастрофа случилась в 2006 г. около Брянска. Десять тысяч квадратных километров покрылись нефтяным покровом в 5 тонн. Из-за несоблюдения норм эксплуатации очередная труба нефтепровода «Дружба» прохудилась и дала течь.
Химические выбросы
Загрязнение атмосферы
Под понятие зоны экологического бедствия подходят и города, страдающие от смога. Например, всемирно известная столица Индии, Дели. Однако Россия здесь тоже не отстает. Смог, дым исходит не только от перегрузки городов машинами, но и из-за не следящих за санитарными нормами промышленных предприятий (владивостокский мусоросжигающий завод тому ярчайший пример).
Кстати, помимо приобретения заболеваний органов дыхания, у человека появляются мутации и на генном уровне.
Так, в начале 2017 г. Челябинск скрылся в коричневом тумане из-за заводских выбросов. А причиной всему экономия. Большинство предприятий, чтобы сберечь копейку, отказывается использовать специальные очистительные фильтры, тем самым богатея на превращении городской окружающей среды в зону бедствия. Весной того же года жители Красноярска могли наблюдать «черное небо», означающее, что в атмосфере преобладает огромное количество вредных примесей. Это не много не мало, а первая степень опасности.
Аналогичные выбросы происходили в 2017 году в Омске и в Москве, правда привлечь кого-либо к уголовной ответственности, как это принято у нас в России, не смогли. Везде все решали деньги. Жаль, что на них нельзя купить здоровье и новый чистый организм.
Год экологии
Мало кто знает, но прошедший год был объявлен «Годом экологии», это значит, что в стране собирались различные конференции, шли более интенсивные поиски решения проблем с правовым режимом зон экологического бедствия. Принять участие в проектах могли и обычные жители. Главной бедой стало загрязнение окружающих территорий нефтяными продуктами из-за систематических нарушений их добычи, а также использования для транспортировки танкеров.
Но год начался не совсем успешно, уже в январе экологическая катастрофа настигла уже упомянутый Владивосток. В бухте Золотой Рог произошел разлив нефти на 200 м². Затем, в очередной раз, в Усинске произошел прорыв нефтепровода, то есть к уже признанной зоне экологического бедствия добавилось еще проблем, в виде двух тонн нефтяного продукта, истребившего оставшуюся часть природной среды со всеми живыми организмами. Следующая трагедия пришла к берегам Хабаровска, из канализационных труб вытекло в Амур огромное нефтяное пятно, покрывшее более 500 м² берега и водной поверхности.
Аварии на предприятиях: истории и последствия
Помимо опасности, которую несет перевозка нефти, большую угрозу представляют и предприятия по нефтяной переработке. В январе прошлого года город Волжск всколыхнулся от взрыва на местном заводе. В связи с нарушением элементарных правил безопасности произошло возгорание нефтепродукта.
Аналогичная ситуация свершилась месяцем позже в Уфе и Санкт-Петербурге. Самым главным последствием стало загрязнение окружающей среды и впитывание живыми организмами опасного воздуха, начиненного убийственными химикатами.
Территории отчуждения
Помимо перечисленных проблемных зон в России, существуют еще так называемые зоны отчуждения, перенесшие радиоактивное облучение. В первую очередь, такое определение относится к территориям находившимся в непосредственной близости с Чернобыльской АЭС во время аварии. По определенным критериям и оценкам, зонами экологического бедствия названы (по постановлению Правительства от 18.12.97, под номером 1582):
Помимо украинской Чернобыльской зоны, на Российской территории имеются не менее опасные места с радиоактивным загрязнением, такие как Семипалатинск, Чапаевск и другие.
На самом деле, правовой режим для таких мест разработан очень слабо. Например, на федеральном уровне в стране не приняли еще ни одного решения о настоящем объявлении экологически неблагополучной территории. Разработки велись, были серьезные проекты по Братску, включая разного рода экспертизы, однако решений до сих пор нет.
Правовой вопрос
Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, а также территорий, находящихся в экологически опасной ситуации
Понятие особо охраняемых природных территорий. Правовой режим государственных природных заповедников. Правовой режим государственных заказников. Правовой режим национальных парков. Правовой режим памятников природы. Правовой режим природных парков. Правовая охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Понятие и правовой режим использования лечебных природных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Соотношение понятий «чрезвычайная ситуация» и «чрезвычайная экологическая ситуация».
Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Основными законодательными и иными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования природных ресурсов на указанных территориях являются гл. IX Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в действ. ред.) «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в действ. ред.) “Об особо охраняемых природных территориях”; ст. 95, 96 Земельного кодекса РФ; Лесной кодекс РФ; Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ (в действ. ред.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах»; Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1155 “Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации”; Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 “О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий”; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 (с изм. от 21 августа 1992 г., 27 декабря 1994 г., 23 апреля 1996 г.); Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769; Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 (в действ. ред.) и др., а также ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях и многочисленные нормы субъектов РФ, устанавливающие юридическую ответственность за правонарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и закреплено Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”, принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной экологической политики.
С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.
К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют федеральное значение и находятся только в федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.
Территориями местного значения, находящимися в муниципальной собственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и курорты.
В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
По данным государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, на 31 декабря 2007 г. общее количество особо охраняемых природных территорий федерального значения равнялось 272, их общая площадь с морской акваторией составляла 55,5 млн. га. Площадь суши с внутренними пресноводными водоемами – 46,1 млн. га, что составляет 2,72% территории Российской Федерации, площадь особо охраняемой морской акватории – 9,4 млн. га.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Применительно к каждому из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны.
Так, на территории государственного природного заповедника устанавливается абсолютно-заповедный режим, исключающий хозяйственную и рекреационную деятельность и любое вмешательство, несовместимое с целями и задачами данного природного комплекса. В государственных природных заказниках действует относительно-заповедный режим, который допускает ограниченную хозяйственно-рекреационную деятельность. Для национальных и природных парков характерен смешанный (дифференцированный) режим, особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На территориях национальных парков могут быть выделены рекреационные зоны, предназначенные для отдыха и организации массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа также с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Порядок организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особенности их правового режима регулируются специальным законодательством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Режим правовой охраны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения определен соответствующим
Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425.
Для правильного определения причиненного ущерба в случае выявленного правонарушения необходимо привлекать специалистов контролирующих органов, в обязанность которых входит составление акта о нарушении природоохранного законодательства и оценка причиненного ущерба.
По данным Государственного доклада “О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации” на 31 декабря 2007 г. в Российской Федерации насчитывался 101 государственный природный заповедник общей площадью 33,8 млн. га, из них площадь суши (с внутренними водоемами) – 27,2 млн. га, что составляет 1,6% территории России, морская акватория – 6,1 млн. га; 40 национальных парков общей площадью 7,732 млн. га (0,45% территории России); 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,7 млн. га, площадь суши – 9,6 млн. га, морская акватория – 2,9 млн. га); 27 памятников природы федерального значения занимали площадь 34,3 тыс. га; 56 природных парков общей площадью 17 590,4 тыс. га (0,9% территории России) и около 100 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности (Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства образования и науки Российской Федерации и др.) общей площадью более 7,5 тыс. га.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение деяний, которые запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, регламентирующими статус этих территорий. В частности, это может выражаться в строительстве зданий, сооружений, дорог, трубопроводов и т.п., в ведении хозяйственной деятельности на территории заповедника или национального парка; разведка и разработка полезных ископаемых, строительство на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка и т. п., выпас скота, сенокошение, сбор цветов, сжигание травостоя и т.п. в ботанических садах и т.д.
Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных экологических ситуаций
Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
Экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом:
Признаками зоны чрезвычайной экологической ситуации являются:
Признаками зоны экологического бедствия являются:
В оценку среды обитания и здоровья населения включены: