Что попадает под персональные данные
Что такое персональные данные. Объясняем простыми словами
Персональные данные — информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному физическому лицу.
Проще говоря, это Ф. И. О., паспортные данные, банковские данные, номера телефона, адрес проживания, фотография и так далее. Важно, чтобы данные относились к конкретному человеку. Абстрактный номер телефона не является персональными данными, потому что невозможно понять, кому он принадлежит. Но если напротив этого телефона стоит Ф. И. О., то это уже персональные данные, так как понятно, к какой персоне они относятся.
Субъект персональных данных — лицо, чьи данные собираются, обрабатываются и хранятся. Оператор персональных данных — это юридическое лицо или государственная организация, которые эти данные собирают, обрабатывают, хранят, передают и уничтожают.
Пример употребления на «Секрете»
«»Яндекс» указал, что некоторые возможности сервисов станут недоступны после удаления персональных данных. Например, «Яндекс.Музыка» советует новые треки, опираясь на историю прослушиваний, лайки и дизлайки, и без этой информации рекомендации будут неточными».
(Из новости о том, что «Яндекс» разрешил пользователям навсегда удалять персональные данные.)
Нюансы
Выделяют несколько видов персональных данных:
Критика
Главная проблема персональных данных — в их частых утечках. Скандалы вокруг таких инцидентов происходят в России нередко. Так, в мае 2020 года в интернете появились паспортные данные москвичей, оштрафованных за нарушение самоизоляции. В ноябре 2019 года в открытом доступе оказалась личная информация 500 000 пользователей сайта по поиску работы Job in Moscow. Хакерам стали доступны не только персональные данные соискателей, но и логины и пароли их учётных записей.
«Аксиома: любая база данных утечёт. Завтра или через три года, целиком или по кусочкам, но это обязательно случится. Вот чем опасен сбор персональных и необезличенных данных», — констатирует сооснователь и генеральный директор HFLabs Дмитрий Журавлёв.
Цифры
Чтобы решить эту проблему, в 2021 году Госдума в 10 раз подняла штрафы за разглашение персональных данных. Для граждан — с 500–1000 рублей до 5000–10 000 рублей, для должностных лиц — с 4000–5000 рублей до 40 000–50 000 рублей. Помимо этого, систематически вносимые в законодательство поправки довели ответственность юрлиц за мелкие нарушения до 200 000 рублей.
Более серьёзные нарушения, включая сбор персональных данных посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», могут повлечь наложение административного штрафа на юрлицо от 1 млн до 6 млн рублей. Повторное совершение такого нарушения может повлечь штраф от 6 млн до 18 млн рублей.
Всё, что нужно знать о персональных данных
Формы обратной связи, соцсети, иностранные сервера и рога оленя
Статья про закон о персональных данных неожиданно для нас вызвала много вопросов у читателей. Неожиданно, потому что закону уже больше десяти лет. За нарушение этого закона и сейчас могут штрафовать: его нужно было соблюдать и год назад, и сегодня. Просто с 1 июля 2017 года всё станет серьезнее.
Вот что вы спрашивали о персональных данных.
Консультируйтесь с юристом
Статья в Тинькофф-журнале не заменяет помощь квалифицированного юриста. Если вы не знаете, что делать с персональными данными и как всё оформить, обратитесь за профессиональной помощью.
Объясните вкратце для тех, кто не в курсе
В России есть закон о персональных данных. Чтобы собирать, обрабатывать и хранить данные о сотрудниках, подписчиках на рассылку и посетителях сайта, нужно почти всегда получать их согласие, а сами данные хранить в России.
За нарушение закона штрафуют. С 1 июля штрафы увеличатся до 75 тысяч рублей, а у Роскомнадзора будет побольше полномочий.
Зачем придумали этот закон? Это очередной способ пополнить кормушку. Теперь и сайт нет смысла делать, будут еще штрафовать каждый месяц
Закон о персональных данных нужен тем, чьи данные собирают, обрабатывают и хранят. Цель закона — защитить интересы и права этих людей.
Нормы защиты персданных придумали не в России. Правила их обработки ООН описала еще в 1948 году во Всеобщей декларации прав человека. В 1981 году Совет Европы принял конвенцию по обработке персональных данных. А Россия ее ратифицировала и в 2006 году разработала свой закон.
В Европе паранойя по поводу персданных уже давно
Конституция гарантирует каждому человеку неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и телефонных переговоров. Даже без закона о персональных данных нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия.
Отдельная глава про персональные данные есть в трудовом кодексе: работодатели не могут свободно распоряжаться информацией о сотрудниках.
Однако персональные данные оставляют постоянно: чтобы оформить заказ в интернет-магазине, взять кредит в банке, устроить ребенка в детский сад, зарегистрироваться в соцсети или подписаться на рассылку. Когда человек оставляет свои данные, он должен быть уверен, что его адрес не разместят в открытом доступе, а телефон не передадут кому-то без разрешения. А тот, кто обрабатывает персональные данные, хочет гарантий, что на него не подадут в суд за рекламную рассылку.
Недавно мы рассказывали, как мошенники смогли получить чужой НДФЛ. Это произошло в том числе из-за того, что кто-то нарушил правила обработки персональных данных.
Закон о персональных данных прописывает для всех правила игры. Он заставляет всех принимать дополнительные предосторожности, но и защищает он тоже всех.
У меня есть сайт. Я не ИП и не юрлицо — просто человек. Нужно ли соблюдать закон о персональных данных в таком случае?
Например, девушка создала форум для беременных, чтобы потом размещать там рекламу. При регистрации участники указывают информацию о себе. Эта девушка — оператор персональных данных. Она получает сведения о других людях и что-то с этими данными делает: систематизирует по возрасту и интересам, проверяет активность пользователей, использует для рассылки, приглашений или просто хранит.
Любое из этих действий — это обработка персональных данных. Любой, кто это действие производит, — оператор.
У меня есть электронные почты друзей, список контактов в телефоне, аккаунты разных людей в соцсетях. Получается, я тоже оператор и должен получать согласие этих людей на то, чтобы хранить и удалять их данные?
Это исключение действует, только если не нарушаются права этих людей. Например, их данные не оставляют в банке как контакты для связи при оформлении кредита, не публикуют в общем доступе без разрешения или не передают рекламодателям.
Форма обратной связи тоже попадает под действие закона?
Если в ней человек может ввести свои персональные данные — то да, попадает.
Если посетитель сайта указывает в форме свое имя, фамилию, телефон и электронную почту — это персональные данные. Тот, кто эти данные получает, обрабатывает и хранит, считается оператором персональных данных и должен соблюдать закон.
А если получаешь только имя без фамилии и номер телефона, это тоже попадает под персональные данные? А если только номер телефона?
По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Это определение ничего не дает и не проясняет.
Если понимать буквально, то персональными данными можно считать что угодно. Юристы спорят по этому поводу уже много лет.
Сам по себе логин — это вроде бы не персональные данные. По набору символов нельзя понять, что это за человек и даже какого он пола.
Но если на аватарку человек поставит свою настоящую фотографию или при регистрации укажет почту, где в названии будет его фамилия с инициалами, а в доменном имени — название компании, то в совокупности это уже персональные данные.
Никто толком не знает, какие данные персональные
В законе нет никаких исключений по теме сайта, организационно-правовой форме и набору данных.
Чтобы не рисковать, лучше сделать так.
Я делаю сайт для клиента, обрабатываю и храню данные на своей стороне. При этом владелец сайта не обязан быть оператором персональных данных?
Владелец сайта обязан быть оператором персональных данных и соблюдать закон. По закону можно собирать персональные данные и передавать их кому-то на обработку. Владелец сайта может передать данные клиентов вебмастеру, интернет-магазин — сервису рассылки.
Чтобы так делать, владелец сайта должен получить у посетителей разрешение и объяснить им, кому и зачем он передаст их данные.
Тот, кому он передаст данные на обработку, отдельное разрешение получать не должен, а соблюдать закон — должен.
Отвечать за соблюдение закона перед посетителями сайта будет его владелец.
А как они поймут, что я храню и обрабатываю данные, чтобы выписать штраф? Это в российском дата-центре можно маски-шоу устроить и вынести сервер, а за границей такие номера не проходят
Роскомнадзор узнает о нарушениях двумя способами:
Например, вы получили рассылку, на которую не подписывались, или вам звонят менеджеры из интернет-магазина, хотя вы не соглашались на рекламный обзвон. Или автосалон без разрешения передал ваш телефон страховому агенту, и теперь вам пытаются впарить каско. Можно потребовать удалить данные из базы, пожаловаться в Роскомнадзор и возместить ущерб через суд. Для этого нужно быть уверенным, что согласия не было, а данные передали незаконно. Иногда согласие получают через договор присоединения или законно передают данные, чтобы выполнить условия договора.
Сначала читать, потом подписывать
Если Роскомнадзор обнаружит нарушения, сайт могут заблокировать, а компанию оштрафуют.
По закону операторы обязаны хранить персональные данные на российских серверах. Есть несколько исключений, но это частности. Любой интернет-магазин или сервис по подписке должен хранить базу с персональными данными граждан в России.
Потом можно передавать эти данные за границу. Это законно, но при определенных условиях. Иначе нельзя было бы бронировать гостиницы и покупать билеты на самолет за границей.
Роскомнадзор может потребовать предоставить подтверждение по поводу места хранения баз данных. Например, договор с дата-центром, хостингом или документы на собственный сервер. Если выяснится, что персональные данные хранятся с нарушениями и не в России, будут проблемы.
А если у нас сайт на английском?
Вот какие признаки используют, чтобы это понять:
Как определять гражданство посетителя, закон не объяснил. Операторам предложили решать эту проблему самостоятельно. А если четкой позиции и инструментов нет, стоит соблюдать закон в отношении всех персональных данных, которые собрали на территории России.
Дублировать те же документы на иностранных языках для россиян нет смысла. Но эти правила придумали не в России. Есть конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Так что, если собираете данные иностранцев, подумайте, как соблюдаете закон той страны, резидентами которой они являются.
В Европе за однократное нарушение правил обработки персональных данных штрафуют на сотни тысяч евро. В России максимальный штраф с 1 июля 2017 года — 75 тысяч рублей.
Могу ли я не регистрироваться в Роскомнадзоре, если поменяю поле в форме обратной связи с «Ваше имя» на «Ваша компания»?
Если это на самом деле название компании и телефон офиса, такая информация не попадает под действие закона. Но если сайт собирает почтовые адреса и телефоны сотрудников компаний, чтобы потом делать по ним рассылку или передавать их третьим лицам, могут быть проблемы как со стороны этих сотрудников, так и от Роскомнадзора.
В Роскомнадзоре должны зарегистрироваться все операторы персональных данных. Исключения только для случаев, перечисленных в п. 2 ст. 22 закона о персональных данных.
Вот публикую я пост в Фейсбуке и упоминаю своего друга — значит, я данные обрабатываю? Кэш поста хранится на телефоне, значит, я данные храню? А если сделаю репост в Твиттер, то я их еще и предоставляю третьей стороне. И как с этим жить?
Это не нарушение закона. В этом случае оператором персональных данных выступает социальная сеть. Каждый, кто там зарегистрировался, дал согласие на публикацию, обработку и использование его данных.
Все пользователи Фейсбука согласились на обработку данных о своем местоположении, используемых устройствах, друзьях, интересах, платежах, посещенных сайтах и связях с другими людьми. И даже на то, что Фейсбук может получить доступ к адресной книге на любом устройстве и потом использовать эти данные.
Вы уже разрешили Фейсбуку делать с вашими персданными что угодно
Все согласились на то, что эти данные Фейсбук передает своим партнерам и рекламодателям. И на то, что любой пользователь может ссылаться, упоминать и отмечать на фотографиях кого захочет в рамках их настроек безопасности. Это законно и за это отвечает Фейсбук, а не пользователи.
Так устроена любая соцсеть и общедоступные справочники.
Если на столбе объявление «Куплю рога оленя, 8 800…, Геннадий», то этот столб можно оштрафовать?
Нет, столб оштрафовать нельзя. Юридическим лицом он тоже не является. А люди, которые читают такие объявления и записывают номера телефонов, чтобы продать рога, не операторы персональных данных и не попадают под действие закона.
Если телефон Геннадия запишет микрофинансовая организация и начнет присылать ему рекламу быстрых займов, то ее можно привлечь к ответственности. Геннадий не давал ей согласия на обработку персональных данных для рассылки рекламы.
Человека, который случайно увидел телефон Геннадия, записал его в телефонную книгу или даже позвонил Геннадию с предложением купить рога, привлечь к ответственности нельзя.
То есть если человек специально опубликовался для каких-то рекламных целей, то это не считается персональными данными? На «Авито», например
Если человек передает свои персональные данные какому-то ресурсу, даже с рекламной целью, этот ресурс должен соблюдать закон. Он должен предупредить пользователя, зачем собирает персональные данные, что будет с ними делать, где публиковать, кому передавать.
Чтобы подать объявление на «Авито», нужно зарегистрироваться и подтвердить номер телефона. Без регистрации объявление подать нельзя.
«Авито» объясняет, что использует данные, чтобы размещать их на сайте, информационных ресурсах, передавать своим партнерам, проводить конкурсы и проверять личность пользователя. Еще «Авито» может передавать данные пользователей за границу и отдавать их на обработку каким-то третьим лицам и честно об этом пишет. Это законно.
Нет такого правила, что если человек сам разместил данные в общем доступе на каком-то ресурсе, то с ними можно делать что угодно: распространять, обрабатывать и хранить у себя без разрешения.
Единственное исключение для общедоступных данных: оператор таких данных может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Но получать согласие, обеспечивать безопасность и удалять данные по требованию их владельца он обязан.
Как правильно получить согласие на обработку персональных данных на сайте? Можно взять шаблон с сайта какой-то крупной компании?
Нельзя брать любое соглашение и использовать его на своем сайте, но можно посмотреть, как сделали другие, и использовать этот опыт.
Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Молчание или отсутствие возражений на обработку персональных данных — это не согласие.
Конкретной формы, в которой его нужно получать от посетителя и клиента, нет. Это может быть ссылка на пользовательское соглашение в ответном письме или галочка в форме регистрации.
Согласие должно быть осознанным и информированным
Главное, чтобы можно было доказать, что это согласие получено и посетитель понимал, на что он соглашается.
У каждого оператора должны быть цели. Интернет-магазин собирает данные об адресах, чтобы доставить товар; сервис по подписке просит указать электронную почту, чтобы отправлять письма; медицинский центр систематизирует данные о состоянии здоровья; школа — данные о семье.
Собирать, обрабатывать и хранить можно только те персональные данные, которые соответствуют цели. У «Ламоды», «Главреда», «Библио-глобуса» и детского сада цели не могут быть одинаковыми. А если собирать лишние данные, за это могут оштрафовать.
Получить согласие на обработку персональных данных недостаточно. Нужно соблюдать семь принципов обработки и правильно оформлять внутренние документы.
Лучше сделать это один раз и с помощью юриста, чем платить штрафы государству и возмещать моральный вред.
Ясно. Судя по всему, я оператор персданных. Что мне конкретно делать?
Изучите закон. Он сложный, там много непонятного, а какие-то вопросы вообще не объясняются. Если не можете разобраться сами, попросите юриста, которому доверяете.
На некоторые вопросы отвечает Минкомсвязи — эти разъяснения тоже лучше изучить лично. Можно там же задать вопрос по своей ситуации или написать в Роскомнадзор.
Разместите на сайте пользовательское соглашение, политику конфиденциальности, оферту или еще какой-то документ, откуда посетитель поймет, какие данные вы собираете, что с ними делаете, куда передаете, как храните и когда удаляете. Внимательно относитесь к формулировкам: они пригодятся в суде.
Формируйте базу с персональными данными на российских серверах. Потом можете передавать данные за границу, если это законно, обоснованно и безопасно.
Обеспечьте техническую безопасность данных и защитите их от утечки.
Оформите внутренние документы. Их много. Это приказы, распоряжения, инструкции и подписки. Это нужно сделать один раз, но правильно. При проверке Роскомнадзор имеет право их потребовать и проверить.
Подайте уведомление в Роскомнадзор, если не попадаете под исключения из ст. 22 закона о персональных данных. Если попадаете под исключения, оформите документы так, чтобы это было понятно при визуальной проверке и к вам не придрались.
Заверьте страницы сайта с документами по поводу персональных данных у нотариуса, чтобы вас не обвинили в их отсутствии или изменении формулировок.
Если у вас нет сайта, вы тоже можете быть оператором персональных данных. Необязательно собирать их автоматизированным способом и через интернет. Когда вы берете на работу сотрудника, вы тоже обрабатываете персональные данные. Правильно оформляйте документы.
Закон о персональных данных — это не страшно
Это нормальная мировая практика. Чтобы его соблюдать, не нужно тратить много денег. И бояться штрафов тоже не нужно. Если один раз всё правильно оформить и аккуратно относиться к информации о других людях, вам ничего не грозит.
Каждый из нас — субъект персональных данных. Этот закон защищает и наши данные тоже. И если кто-то его нарушит, можно подать в суд, заблокировать сайт-нарушитель, потребовать удалить информацию о себе и даже получить компенсацию.
Персональные данные: ответы на популярные вопросы
Кто и как может получить доступ к персональным данным, в каких случаях не нужно разрешение на их использование и передачу, могут ли не продать товар или не оказать услугу при отказе дать согласие на обработку данных, какие данные собирают владельцы сайтов и как отказаться от рекламной рассылки?
Что такое персональные данные?
Персональные данные (ПД) – это любая информация о человеке. ПД бывают трех видов: общие, специальные и биометрические.
Это Ф.И.О., паспортные данные, СНИЛС, ИНН, дата и место рождения, e-mail, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, место учебы и работы, образование, профессия, доходы и т.д.
С номером телефона сложнее. Сам по себе номер как набор цифр – это не ПД, поскольку он не может персонифицировать субъекта данных, он обезличен. Но ситуация меняется, когда помимо номера есть информация о человеке. В этом случае он может быть признан ПД. То есть записанный номер телефона без указания на человека, которому он принадлежит, не относится к персональным данным. Но если, например, на сайте вы нашли номер телефона и Ф.И.О. его владельца, он будет считаться ПД.
Не являются персональными данными: госномер транспортного средства, так как он относится не к человеку, а к автомобилю; лицевой счет ЖКХ, поскольку он относится к квартире.
Перечисленные выше ПД могут обрабатываться только с вашего согласия и лишь в некоторых случаях без него (об этом ниже).
Это данные о расовой и национальной принадлежности, политических, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни и т.д.
Обработка таких ПД не допускается, за исключением следующих случаев:
3. Биометрические ПД
Это данные о физиологических и биологических особенностях человека, которые позволяют установить его личность. К биометрическим ПД относятся: ДНК, голос, радужная оболочка глаза, отпечатки пальцев, изображение лица, рост, вес и т.д.
Такие ПД могут обрабатываться только с письменного согласия, за исключением случаев, когда обработка осуществляется госорганами в целях борьбы с коррупцией, терроризмом и для обеспечения транспортной безопасности; а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных.
Например, следуя в свой офис, вы проходите пункт охраны. Там вас просят приложить к сканеру палец, что позволяет службе охраны на компьютере видеть ваши ПД на основании взятого отпечатка. Так они могут установить вашу личность. Для использования отпечатка пальца охранная организация должна взять у вас письменное согласие на обработку биометрических ПД.
Что такое обработка персональных данных?
Обработка ПД – это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Из примеров видно, что ваши ПД могут храниться как на бумажных носителях, так и на электронных.
Кто такой оператор персональных данных?
Оператор ПД – любой человек, ИП, компания, органы и учреждения государственной и муниципальной власти, которые осуществляют действия с ПД.
Какие условия обязан соблюдать оператор при обработке персональных данных?
Главное условие – наличие вашего согласия. При этом в ст. 6 Закона о персональных данных предусмотрены случаи, когда оператор может обрабатывать ПД при отсутствии согласия:
Например, вы заключили с риелтором договор, согласно которому он ищет покупателя для вашей квартиры. Риелтору нужно знать ваши ПД: Ф.И.О., контактный телефон и e-mail. Так как он использует эти данные только для оказания услуг, ему не нужно ваше согласие на обработку ПД. Если же риелтор желает присылать вам рекламные материалы, которые, естественно, не связаны с оказанием услуг по заключенному договору, то он обязан будет получить ваше согласие на обработку ПД в рекламных целях;
Что такое согласие на обработку персональных данных?
Согласие на обработку ПД – это добровольно принятое вами решение о предоставлении своих данных оператору для обработки в тех целях, которые им определены.
Согласие на обработку ПД должно быть оформлено:
Пункты, которые обязательно должно содержать письменное согласие:
Можно ли не давать согласие на обработку ПД?
Можно. Предоставление согласия – дело добровольное. Исключением являются те случаи, когда оператор может обрабатывать ПД без вашего согласия (см. выше).
Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?
На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.
С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.
Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:
Однако оба довода являются спорными.
Почему организация может требовать оформления согласия на обработку ПД?
Причин может быть несколько:
Может ли оператор передать кому-нибудь персональные данные?
Оператор может передавать ПД третьим лицам только с вашего согласия, если иное не предусмотрено законом.
Примеры, когда согласие нужно: работодатель передает ваши ПД сторонней организации для бронирования отелей, покупки авиабилетов или оформления пропуска.
Примеры, когда согласие не нужно:
Предоставление такого согласия является добровольным. Оператор не может принуждать вас это сделать.
(Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? О том, как действовать в такой ситуации, читайте в статье «Битва за персональные данные».)
Какие персональные данные оператор собирает через сайт и зачем?
ПД, которые могут быть собраны оператором через сайт, условно можно разделить на две группы.
1. ПД, которые вы передаете сами, заполняя формы обратной связи на сайте: Ф.И.О., адрес, номер телефона, e-mail.
В этом случае объем переданных ПД вы можете определить сами. Согласие на обработку таких данных обычно можно предоставить путем:
2. ПД, которые оператор собирает без предоставления вами информации.
В основном это файлы куки (cookie) – небольшие текстовые файлы со служебной информацией с сайта (сведения о программном обеспечении, которым вы пользуетесь, IP вашего компьютера, информация о вашем браузере).
Ваше согласие на обработку этих ПД оператор получает, если вы остаетесь на сайте после того, как появилось всплывающее окно с информацией примерно следующего содержания: «Продолжая использовать настоящий сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie в целях функционирования сайта. Если вы против обработки ваших данных, незамедлительно покиньте сайт».
Владелец сайта вправе обрабатывать ваши ПД только в тех целях, которые были указаны при получении вашего согласия, чаще это направление вам рекламных материалов. Файлы куки обычно используются для сбора статистики и информации о ваших предпочтениях.
Законно ли направление мне рекламы без моего согласия?
Прежде чем направить вам рекламные материалы, оператор обязан взять у вас согласие:
Обычно мы не замечаем, как даем эти согласия. Например, в магазине вы заполняете анкету для получения бонусной карты, что влечет согласие на рекламную рассылку; на сайте при заполнении формы обратной связи или при оформлении заказа вы ставите галочку напротив текста, который выражает ваше согласие (☑).
Если вы не хотите сталкиваться со спамом, рекомендую внимательно следить за тем, что вы подписываете или оформляете на сайте.
Как отказаться от назойливой рекламной рассылки?
Обычно в конце рекламного сообщения есть активная ссылка, которая позволяет отказаться от рассылки. Если это не помогло, вы должны обратиться к оператору, от которого получаете рекламу, с требованием прекратить обработку ПД в целях продвижения товаров, работ или услуг. Вы можете обратиться к нему лично, придя в офис, направить по почте письменное требование или через e-mail отправить электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью.
При оформлении отказа рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отказ от получения рекламных материалов и от обработки ПД в целях продвижения товаров, работ, услуг). Тут же следует сослаться на ч. 2 ст. 15 Закона о персональных данных, в которой сказано, что по требования субъекта ПД оператор обязан немедленно прекратить обработку его данных.
Лучше направить письменное требование обычной почтой (ценным письмом с описью вложения). Почтовая квитанция и опись будут являться подтверждением факта обращения к оператору. Получив такое требование, он обязан будет прекратить обработку ПД.
Если вам направляют рекламу, несмотря на отказ от нее, вы можете обратиться:
Какие права у меня есть при обработке моих персональных данных?
1. Право на получение у оператора информации, касающейся обработки ваших ПД.
Вы можете обратиться к оператору с требованием о предоставлении следующей информации:
Право на получение такой информации не распространяется на случаи обработки ПД в целях обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка, в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и т.д.
Как получить от оператора необходимую информацию?
Вы вправе обратиться к оператору лично, придя в офис. Можно направить запрос по почте в виде письменного документа или на e-mail в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Самый надежный способ обращения – направление по обычной почте ценного письма с описью вложения. Оставьте у себя почтовые квитанции и опись – так вы сможете подтвердить факт направления запроса оператору.
В запросе обязательно нужно указать:
При личном обращении информация об обработке ПД должна быть предоставлена вам незамедлительно. Если запрос был направлен по почте, то ответ должен поступить в течение 30 дней с даты получения оператором запроса.
Повторно обратиться к оператору вы можете не ранее чем через 30 дней после первоначального обращения. Отправить второй запрос, не дожидаясь истечения 30-дневного срока, вы можете, только если оператор предоставил не всю информация, которую вы требовали. Но вы должны будете обосновать свое обращение. В случае несоблюдения этих условий оператор вправе отказать в выполнении повторного запроса.
2. Право на предъявление иных требований к оператору, обрабатывающему ваши ПД.
Вы можете требовать от оператора:
Такие требования можно предъявить, если ПД, которые обрабатывает оператор:
Как обратиться к оператору с одним из требований?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении обращения рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (об уточнении, блокировании или уничтожении ПД). Тут же нужно сослаться на ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 20 Закона о персональных данных.
Отказать в выполнении требования оператор не может. Он обязан сделать это в течение 7 дней и уведомить об этом вас и тех, кому были переданы ваши ПД. Если оператор не выполнил ваши требования, имеет смысл обратиться в контролирующий орган – Роскомнадзор.
3. Право на отзыв согласия на обработку ПД.
После отзыва согласия оператор не может обрабатывать ваши ПД, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена по закону. Например: вы заключили с оператором договор оказания услуг и подписали согласие. После его отзыва оператор вправе продолжить обработку ваших ПД только в том объеме, который необходим для оказания вам услуг по договору.
Как отозвать согласие на обработку персональных данных?
Порядок обращения может быть таким же, как и при запросе информации об обработке ПД (см. выше пункт 1). При оформлении отзыва рекомендую указать свои контактные данные и четко сформулировать свое требование (отзыв ранее выданного согласия на обработку ПД). Сослаться нужно будет на ч. 2 ст. 9 и ч. 5 ст. 21 Закона о персональных данных.
Оператор не может вам отказать и должен будет прекратить обработку ПД в течение 30 дней с даты поступления отзыва.
4. Право принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Если вы считаете, что оператор:
В таких случаях вы можете обратиться:
Вы можете обратиться за защитой своих прав в любой из этих органов. Однако наиболее быстрый и надежный способ – направление жалобы в территориальный орган Роскомнадзора. Это позволит сэкономить время и силы. При обращении в суд дело может рассматриваться очень долго, нужно будет посетить не одно судебное заседание, представить доказательства и т.д.
1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 5-КА19-56.