Что порисовать во время урока

Сборник идей «Нетрадиционные техники рисования» для уроков изобразительного искусства в начальной школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сборник идей «Нетрадиционные техники рисования»

для уроков изобразительного искусства в начальной школе

Использование нетрадиционных техник на уроках ИЗО вызывает у учащихся неподдельный интерес к творчеству. Изображение в реалистической манере достаточно сложно, а потому не всем доступно. Постепенно, особенно если ребенок чувствует, что работы не получаются, у него пропадает интерес к урокам изобразительного искусства. Применение же нетрадиционных техник, позволяет не только заинтересовать ребят, но и дать им возможность получить удовлетворение от своей работы. Как показывает практика, такие уроки очень нравятся детям. Остается положиться только лишь на фантазию учителя. В своей работе я попыталась применить советы авторов пособий по изобразительному искусству и собственные наработки к традиционно используемой программе в школе «Изобразительное искусство»

Данный сборник представляет собой подбор творческих идей, направленных на развитие креативных способностей.

Что порисовать во время урока

10 самых необходимых инструментов для начинающего художника

1. Акварельные краски. Для начала можно купить дешевые медовые краски, продающие в любом супермаркете или магазине канцтоваров стоимостью от 70 до 140 рублей. Обычно «медовые» акварельные краски производиться на основе меда, декстрина и кукурузного клея, т.е. в основном с добавлением натуральных добавок. Тем самым краски абсолютно безвредны для вашего ребенка, даже если он решить их попробовать на вкус. Количество цветов в красках, как утверждают психологи, чем больше, тем лучше. Лучше с самого начала использовать богатую палитру. Чтоб ребенок знал, что существует много оттенков и цветов.

2. Гуашевые краски. Художественная и плакатная — именно такие разновидности гуаши можно приобрести на сегодняшний день. Первая предназначается для профессиональной живописи, вторая для оформительских работ. Обычно для обучения начинающих юных художников используется плакатная гуашь, потому, что она дешевле, ярче и насыщенная по цвету.

3. Кисти. Основным инструментом художника является, конечно же, кисть. Поэтому с самого начала лучше купить качественные жёсткие кисти. Самое главное, чтоб в вашем арсенале были кисть тонкая (пригодится нам для прорисовки деталей) и широкая для заливки фона и больших площадей. Средняя кисточка понадобится для выполнения основного рисунка.

4. Палитра. Не обойтись нам также нам без палитры, чтоб смешивать цвета. Лучше научить пользоваться ребенка с ней с самого начала творческого пути. Так он будет знать, из каких цветов получаться красивые оттенки, а из каких просто грязь. На сегодняшний момент продаются в основном пластмассовые палитры. Самое главное, чтобы она была белого цвета и с углублениями для каждого цвета отдельно. А если вы не успели ее купить, можно воспользоваться обыкновенной тарелкой или пластиковыми крышками коробки акварельных красок.

5. Бумага. Для начала творческого пути для живописи пойдет обычная белая картонная бумага. Для рисунка или для гуаши подойдет обыкновенный ватман, который тоже можно приобрести в отделе канцелярских отделах.

6. Баночка для воды. Для самых маленьких художников, подойдет «непроливайка», которую тоже можно найти в любом магазине канцелярских товаров. Ну, если сказать честно лучше всего, когда банка больше. В «непроливайке» обычно помешается мало воды и кисти в ней мыть неудобно. И поэтому ее надо будет постоянно менять.

7. Тряпочка или влажные салфетки.

Конечно, очень пригодится в живописи и обыкновенная тряпочка, чтобы отжимать ею кисть и убирать с нее излишек воды. Без нее никак. Этот элемент помогает держать рабочее место в полной чистоте и приучать маленького художника к порядку.

8. Фартук для рисования и нарукавники. Когда малыши творят, а особенно красками, они не задумываются о том, что можно испачкаться. После их творчества обычно остается уйма запачканной одежды, которую потом очень трудно отстирать, а иногда и совсем невозможно. Чтоб как-то застраховаться от этой лишней работы, лучше сразу покрыть все поверхности стола клеенкой, длинные рукава закатать или надеть на них нарукавники, и надеть на ребенка фартук для рисования. И тогда никакие порывы вдохновения вашего ребенка не страшны.

9. Простой карандаш. Незаменимый помощник в любом творчестве простой графитный карандаш. Он используется как для создания набросков к будущим шедеврам, так и для самостоятельного карандашного рисунка.

10. Ластик. Немаловажным инструментом художника является ластик. Именно от выбора качественного ластика и зависит качество ваших будущих рисунков. Не нужно использовать в творчестве цветные декоративные стирательные резинки, разновидности которых превеликое множество на сегодняшний день. Они красиво выглядят, но, увы, не выполняют свою главную функцию. Самое главное ластик должен быть белым, легко сгибаться, но не крошится при этом.

10 правил юного художника

Следи за тем, чтобы твои художественные материалы (карандаши, кисти, мелки, краски) были аккуратно убраны в отведенное для них место. Не поручай уход за своими материалами никому: ни папе, ни маме, ни даже бабушке. Будь хозяином.

После работы помойте кисти теплой водой с мылом, чтобы они всегда были готовы к работе. Кто знает, когда тебя посетит вдохновение.

Проверяй, плотно ли закрыты колпачки на фломастерах, тюбиках. Помни: от этого зависит продолжительность их жизни.

После работы с тушью завинти поплотнее бутылочку. Это гораздо легче, чем оттирать пролитую тушь с паласа и отстирывать одежду. Также промой и насухо вытри перья и чернильницу.

Точи карандаши (неважно – цветные или простые) в специальную коробочку или в мусорное ведро. Это позволит тебе хлопот по уборке помещения от карандашной стружки и цветного порошка.

Плотно закрывай гуашь после работы. Помни, что высохшая гуашь теряет свои свойства. Ее очень трудно вернуть к жизни. Акварель наоборот, не закрывай, дай краскам проветриться. Если краски после работы слишком сырые, просуши их на батарее. Вымой палитру, если она у тебя есть. Вылей из банки грязную воду, а банку вымой.

Не оставляй даже во время работы кисти в банке с водой. Щетинные кисти от этого теряют форму и становятся похожими на помело, а из мягких кистей начинает вылезать щетина. Помни, лысые кисти не признак их мудрости, а скорее признак нерадивости и лени их хозяина.

Художник отдается работе целиком, а потому после работы вымой не только ладоши, но и руки по локоть, а также лицо.

Заведи для своих рисунков папку по размеру самого большого из них. Помни: художники никогда не сгибают свои рисунки. Работы, выполненные мелками или пастелью, перекладывай чистыми листами бумаги.

Если искусство потребует от тебя жертв, согласуй их сначала с родителями.

Как сделать уроки рисования интересными: оригинальные идеи

Процесс рисования очень полезен для детей, ведь развивает внимание, мелкую моторику, воображение и память. Подобные оригинальные техники рисования можно использовать не только на школьных уроках рисования, но и во внеурочной деятельности, либо для развлечения ребенка и его друзей на природе или во время детской вечеринки дома.

Обводим контур по тени

Рисование можно превратить в игру с солнцем, если переместить весь процесс на свежий воздух. Понадобится лишь бумага, предметы, которые будут отбрасывать тень, и фломастеры. А еще это способ объяснить детям о роли света и тени, о движении солнца и смене дня и ночи.

Что порисовать во время урока

Позвольте детям нарисовать свой автопортрет, но не рисуя его с чистого листа, а дорисовав лишь правую/левую часть. Принцип симметрии никто не отменял.

Что порисовать во время урока

Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. Таким образом интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.

Что порисовать во время урока

Пальчиковое рисование или раскрашивание с помощью пальчиков, это очень интересное и полезное занятие. Это отличное занятие, чтобы разнообразить урок изо. Пальчиковой краской для детей может служить гуашь. Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом, нарядить голое дерево в листву и т.д.

Что порисовать во время урокаЧто порисовать во время урока

Нарисованный силуэт или вырезанный на бумаге, а затем приклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, темное или светлое пятно на контрастном фоне. В силуэтном рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть выразительны. Излюбленными жанрами силуэтного рисования стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты, пейзажи.

С помощью красок и кисти нанести на бумагу фон. Дать краске подсохнуть. Приложить трафарет к полученному фону. Затушевать изображение трафарета с помощью черной краски или черного маркера. Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. При необходимости выровнять изображение.

Что порисовать во время урока

Рисование с ватными палочками

Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. Занятие это очень увлекательное, интересное. И очень красиво получается на бумаге. Должна сказать, что почти всем детям, такой необычный способ рисования, пришелся по душе. Если детям это нравится, тогда мы это берем себе в копилку идей. Включите приятную музыку для фона, это придаст еще большей «сказочности вашему волшебству».

Источник

Что делать, если скучно на уроках?

1. Пишите все примеры прописными буквами, заменяя цифры на слова. Выводите аккуратно каждую буковку, переодически интересуясь у учителя, как пишется то или иное число («адин» или «один».
2. У доски возьмите мел и скребите им по доске так, чтобы все ученики морщились и закрывали уши руками.
3.Попросите учителя выйти. Когда он согласится, сидите на месте. Через три минуты снова попросите выйти. Сидите на месте. И т.д.
4. Возьмите учебник и начните лизать его. Когда ошарашенный учитель попросит у вас дневник, полижите и его (не учителя, а дневник).
5. Самым наглым образом лапайте соседа. На зверский взгляд учителя покажите ему свой язычок, томно закатите глаза и выдавите из себя: «не ревнуйте. »
6. Заявите, что у Вас аллергия на говно и потому, Вам надо находиться подальше от класса математики.

1. Пишите слова карандашом, а подчеркивайте все ручкой. Сойдут варианты письма салатовой или малиновой ручкой.
2. Засуньте в свои ноздри карандаши и ударьтесь ими о парту.
3. Закажите наконец пиццу с анчоусами и угостите ей весь класс, забыв об учителе.
4. Поиграйте на мобильном телефоне. Звук погромче.
5. Ковыряйтесь в носу, а потом суйте пальцы с козюльками в рот. Предложите козюльки учителю.
6. У доски пишите все английскимифранцузскимикитайскими буквами. Когда учитель начнет ругаться и скажет все стереть, возьмите ведро с водой и опрокиньте его на доску

1. Разрыдайтесь. Будь то «Муму», «Отцы и Дети» или «А зори здесь тихие». Рыдайте пронзительно, орите на всю школу, что они не должны были умереть.
2. Если у вас классное соченение — пукните. Тихонечко пукните. Через несколько секунд пукните два раза. Еще через несколько — три.
3. Вместо руки тяните ногу.
4. Излагая свою мысль, употребляйте жаргон. Чем больше, тем лучше.
5. Принесите с собой бюст Пушкина и целуйте его время от времени. Причем не коротким «чмок» в щечку, а основательно в шею, в губы, в лоб.
6. Достаньте расческу, причешите голову. Снимите штаны и причесывайте дальше.

1. Говорите английские слова, но с французским или японским акцентом.
2. Почаще употребляйте выражения на тип «peace dance» (танец мира) и chop is dish (котлета — это еда).
3. Испачкайте рот в красной пасте (втяните в себя конец стержня) и плюйтесь на журнал.
4. Подложите в контрольную работу изпользованный презерватив.
5. Расклейте по всему классу листовки с надписями «Буш — козел! Голосуйте за Жириновского».
6. Выйдите к доске, когда вам скажут рассказать пересказ и прокуренным голосом спойте «ой,мороз,мороз!»

1. Классика: поинтересуйтесь откуда берутся дети.
2. Покажите, наконец, всем, вашу мать, чем мальчики отличаются от девочек!
3. Листайте учебник и смушенно хихикайте, иногда прикрывая рот рукой и исторгая что-то типа «какой у него большой. » (учителю станет интересно)
4. Возьмите степлер и громким голосом протяните несколько раз: «оплачиваем за проезд», при этом «простепливая» все растения в классе.
5. Громко чихните, не прикрывая рот.
6. Сидите тихо, выпучив глаза и сжав губы. Покраснейте, надуйте щеки. Тужтесь.

1. Пописайте на Америку (если карта на доске).
2. Съешьте мел и заявите, что все равно в России еще много известняка.
3. Вытрите рот атласом.
4. Сядьте учителю на колени и попросите покатать вас по Европе, при этом яростно ерзая и подрыгивая.
5. (только для девушек) Громко заявите однокласснику, что вы беременны от него. Говорите громко, много, не останавливаясь. Если вас перебивают, рыдайте и бейте учителя портфелем по голове.
6. Заявите учителю, что пришло время молитвы, встаньте на колени и начинайте молиться (для большего эффекта подговорите весь класс).

1. При беге каждые сто метров снимайте с себя одну вещь.
2. Претворитесь мертвым. no comments
3. Оденьте мини-юбку

Источник

Что порисовать во время урокаТебе надоело сидеть на уроке где тянется время? Хочешь узнать весёлые идеи, которые развлекут тебя и убьют время на паре? Сборник интересных идей избавиться от скуки во время лекции

Развлечения на паре

Поиграй в крестики-нолики. Заодно научишься быть непобедимым. Такая стратегия действительно существует!

Создай мелодию в мобильном телефоне. Возьми наушники, телефон и займись делом, стань Моцартом! В телефоне можно создать хорошую мелодию, проверено!

Придумай новый метод соблазнения. Существует много способов соблазнения, но может ты знаешь больше других и можешь добавить что-то от себя? Подумай на эту тему. Может в классе есть человек, который тебе нравится, но ты не знаешь, как к нему подойти, познакомиться или пригласить на свидание. Создай стратегию завоевания!

Отвечай на вопросы, одним словом. Открой учебник на странице с вопросами по теме и попробуй ответить на все, используя всего лишь одно слово! Заодно повторишь материал.

Проверь свои способности. Узнай, как долго ты можешь продержаться без воздуха. Так же ты сможешь улучшать свои результаты в будущем, потому что чем чаще ты будешь упражняться, тем дольше ты сможешь продержать без воздуха.

Погрызи ногти. А что делать еще, если нечем заняться?

Пересаживайся с одного места на другое. Смысл в том, чтобы учитель этого не заметил. Хороший всплеск адреналина и весёлое времяпровождение.

Придумай, как можно сбежать с пары. Очень актуальное занятие. Если придумаешь идеальный план, обязательно поделись им.

Развлеки остальных. Во время скучного урока надуй шарик и пусти его по классу. Уверен, всем эта идея понравится. Ради разнообразия вместо шарика надуй презерватив. Так даже веселее! Особенно когда учитель поймёт что это не шарик!:)

Придумай 100 способов как использовать свои ботинки. Запиши свои мысли на бумажке и поделись с остальными. Может, кто-то еще добавит пунктик.

Придумай ответы на вопросы. Я уверен, что у тебя были ситуации когда, отвечая на вопрос, ты понимаешь что говоришь чушь. Или после какого-то времени ты понимал, что мог бы ответить и лучше. Я советую тебе написать все жизненные вопросы, которые тебе задавали или могут задать, а рядышком напиши продуманные ответы на них.

Создай мультик в тетрадке. В углу каждой страницы нарисуй что-то и последовательно на следующей странице в том же углу нарисуй продолжение предыдущего рисунка. Так продолжай до завершения всего мультика, а потом просматривай его.

Попроси соседа выйти за тебя. Повернись к своему соседу по парте, желательно чтобы он был противоположного пола и предложи пожениться. Всё делай на полном серьёзе. Тебе понравится реакция!

Создай солнечные часы. Во время солнечного дня, возьми кусочек бумажки, стёрку и карандаш. Положи бумажку на солнечно место, отломи от резинки маленький кусок, чтобы, всунув в него карандаш, тот не упал в устойчивом состоянии. В результате ставишь стёрку с карандашом на середину бумажки, рисуешь циферблат по солнцу и УАЛЯ, солнечные часы!

Создай себе новый nickname. Очень актуально в наши дни иметь свой собственный nickname. Записывай все свои идеи на бумажку, а потом выбери самый лучший из списка.

Нарисуй туннель. Помнишь раньше были такие головоломки в виде туннеля, из которого надо было выбраться, прорисовывая весь путь. Попробуй нарисовать подобный туннель с тупиками, обманами и остальными хитрыми маневрами, а потом передай его своему соседу и дай ему шанс выйти из этого туннеля.

Пообщайтесь с соседом. Темы для общения могут быть разными. Вы можете разговаривать о том что думают мужчины о женщинах, или наоборот. Поговорить о ком-то из класса, о том что вы делали на выходных и так далее.

Спрячь ручку учителя. Развлечения на несколько минут, особенно когда преподавателю надо заполнить журнал. Посмотри на его реакцию!

Научись делать оригами. Во время скучной пары этот метод, чем заняться, подходит как никак кстати! Отпечатай с Интернета несколько листков с инструкциям к изделиям и займись делом на паре!

Пукни и обвини в этом соседа! А что? Надо же чем-то развлечься! Так же ты можешь почитать как весело пукать на публике.

Источник

ПРИМЕРЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

Рисование на тему «Как я провел лето»

Тему будущей сюжетной композиции учитель сообщает за один-два урока изобразительного искусства (т. е. за две недели) до ее выполнения. Это необходимо сделать для того, чтобы, во-первых, дети могли «настроиться» на эту тему. Во-вторых, на предыдущих одном-двух уроках (рисования с натуры и беседе об искусстве) учитель дает возможность школьникам порисовать с натуры листья и ветки деревьев, цветы красками, что служит хорошим упражнением в живописи, в изображении элементов природы, пейзажа. Здесь же учитель организует рисование с натуры фигуры человека. Рисование фигуры человека весьма полезно, так как изображение его мы почти всегда встречаем в сюжетных рисунках детей на самые разные темы. В-третьих, до выполнения сюжетного рисунка на тему «Как я провел лето» учитель дает задание ученикам понаблюдать те элементы окружающей жизни, которые будут изображены в сюжетном рисунке, проследить форму этих предметов, размеры, цвет и т. д. В-четвертых, зная заранее тему предстоящего рисунка, учащиеся мысленно продумывают сюжеты, композицию работы, а иногда делают первоначальные эскизы темы и наброски отдельных фигур, деревьев и т. д. В-пятых, сообщая за два занятия детям тему предстоящего сюжетного рисунка, педагог подчиняет (в какой-то степени) этому не только урок или два урока рисования с натуры, но и беседу об искусстве, во время которой показывает и анализирует вместе с учащимися произведения художников, близкие к теме «Лето».

Проведя подготовительную работу перед выполнением учениками рисунка на тему «Как я провел лето», педагог на следующем уроке объясняет сущность этой темы, указывает на возможные сюжеты. Например, дети с интересом изображают свой отдых в пионерском лагере или на даче, в деревне у бабушки. Другие ученики рисуют то, что видели во время различных поездок на пароходах, поездах, автобусах, в туристических походах. Многие школьники отображают в рисунках соревнования по различным видам спорта, в которых они участвовали. В их рисунках мы можем увидеть такие сюжеты, как «Ловим рыбу», «Купание», «Труд в поле», «Работа на огороде», «На стройке», «В колхозе», «Военная игра «Зарница» и т. д. Содержание этих и других сюжетов одной темы дети знают хорошо по своим личным впечатлениям. Даже этого достаточно, чтобы ученики сделали разные рисунки, не заимствуя сюжет и композицию друг у друга. Но если и окажется несколько рисунков с одним сюжетом, то и тогда композиция этих работ будет разной.

Для того чтобы рисунки на темы были выполнены на высоком уровне, педагог должен в объяснении рассказать о художественных средствах, материалах, которые учащиеся должны использовать в своей работе, напомнить им об использовании знаний и умений в рисовании. Здесь учителю необходимо рассказать детям о композиции рисунков, т. е. о вертикальном или горизонтальном расположении листа бумаги. Говоря о композиции, нужно указать на необходимость такого расположения изображаемых объектов на листе бумаги, чтобы при этом не оказалось много пустого места в рисунке. При работе цветом надо красками заполнять весь лист, чистыми оставлять лишь те места, где предполагается показать какой-либо предмет белого цвета или снег.

Работа над композицией начинается с общего наброска, без прорисовки деталей. Ученикам следует разъяснить, что прежде всего следует определить главное в сюжете. Этим главным может быть одна фигура или группа людей, какой-либо объект или событие, явление. Главное можно выделить, разместив его в центре формата или увеличив размер основных фигур и предметов. Можно их выделить и более ярким цветом или гармоническим сочетанием группы цветов путем применения приема контрастности (например, фигура может быть выделена темным силуэтом на светлом фоне, или наоборот). Основные фигуры людей или животных выделяют и при помощи показа активного движения в композиции. В процессе объяснения учитель может сделать на классной доске несколько быстрых набросков разных сюжетов и композиций.

В процессе объяснения темы педагог может показать репродукции картин художников на темы, близкие к теме рисунка учеников. Кратко объясняются особенности компоновки в этих произведениях тех или иных сюжетов.

После того как общая схема композиции найдена, ученики по указанию учителя детально прорисовывают все изображаемое.

Учитель напоминает детям о том, что фигуры людей, дома, деревья, машины и т. д. должны быть нарисованы грамотно с точки зрения их конструкции, соразмерности частей объектов по отношению друг к другу. Учащиеся должны понять и показать пространственное положение разных предметов и фигур, определить, что ближе, что дальше находится по отношению к центру композиции, учитывая при этом размеры объектов в натуре. Дети не должны сильно нажимать на карандаш, чтобы не рисовать толстых линий, не должны выполнять рисунок тоном, штриховать, затушевывать. Поэтому карандашный рисунок выполняется по возможности в легких линиях. Когда общая схема композиции рисунка намечена, начинается детальная прорисовка объектов изображения, окончательно уточняется композиция. На этом этапе работы учащиеся могут что-то убрать совсем, что-то нарисовать заново, а в некоторых местах композиции лишь исправить частично намеченные фигуры или предметы, элементы природы.

Учитель, следя за работой каждого ученика и класса в целом, должен в нужный момент дать разрешение начать работу красками. В это время педагог напоминает о правилах и приемах работы акварелью. Например, о том, что акварель требует прозрачности слоев краски, постепенного усиления силы тонов (темноты или светлоты цвета) путем наложения на необходимые места двух или трех слоев, после того как высохнет предыдущий.

В начальных классах детям рекомендуется работать гуашевыми или акварельными красками с применением белой гуашевой краски. Гуашевые краски позволяют добиваться очень выразительного решения композиций.

Как в период выполнения учащимися карандашных эскизов, так и при работе цветом, учитель в нужный момент показывает классу два-три рисунка учащихся, в которых удачно сочетаются содержание, композиционное и цветовое решения. Это помогает детям правильно оценить свой рисунок и активно вести работу. В результате такого руководства улучшается качество рисунков (рис. 27,28).

Что порисовать во время урока
27, 28. В зоопарке. Рисунок ученика I класса. Первый эскиз и окончательный вариант композиции

Показ лучших рисунков учитель может организовать в конце урока или в начале следующего, после завершения работы. Можно показать и другие работы, отметив в основном положительные их стороны. Возможна демонстрация неудавшихся рисунков с анализом ошибок в них, но с обязательным указанием положительного.

Выполнение иллюстраций к литературным произведениям в основе такое же, как и на уроках рисования сюжетных композиций на темы окружающей жизни и по воображению.

Отличительными особенностями в подготовке и проведении уроков по выполнению иллюстраций являются следующие: во-первых, работа над ними связана с литературным текстом, во-вторых, перед выполнением иллюстраций дети имеют возможность порисовать с натуры чучела тех животных и птиц, которые являются персонажами иллюстрируемых сказок. Поскольку в сказках часто фигурируют животные, птицы, растения, то программой в разделе рисования с натуры предусмотрено рисование различных игрушек: животных, птиц, рыб, машин и т.д. Так, в I классе программой рекомендуется выполнение иллюстраций к сказкам «Гуси-лебеди» и «Три медведя». В разделе рисования с натуры предусмотрено изображение таких игрушек, как медведь, лиса, козлик, гусь и др. В тех сказках, где требуется изображение человека, учитель на уроках рисования с натуры может организовать выполнение учениками набросков с учащихся.

В I классе рисунки-иллюстрации рекомендуется выполнять акварельными красками, а также гуашью с предварительным выполнением эскиза композиции в карандаше.

При подготовке к иллюстрированию сказок учитель может провести небольшую беседу по произведениям таких художников, как В. М. Васнецов, И. И. Билибин, Ю. А. Васнецов, в картинах и иллюстрациях которых много изображений животных, птиц, пейзажей, а также сказочных героев. Подобную же беседу педагог может провести и непосредственно в начале урока при объяснении темы.

Поскольку выполнение иллюстраций к литературным произведениям связано с текстом и предполагает изображение конкретных персонажей, перед учениками стоит задача раскрыть эти образы средствами изобразительного искусства. Такое задание сложно, но у детей младшего школьного возраста имеется большой запас знаний, представлений о сказочных героях, их облике, действиях и т. д. Учитель предельно старается облегчить задачу учащихся. Как и при работе над рисунками по какой-то теме из окружающей жизни, при иллюстрировании сказок учитель объясняет детям тему задания, читает сказку или отрывки из нее, вместе с учениками дает подробную характеристику тех или иных персонажей, отмечает их существенные стороны, детали и т. д. В случаях затруднения в изображении персонажей педагог использует специальные таблицы или рисунки, репродукции с произведений художников или делает наброски на классной доске.

Организация и порядок проведения уроков рисования во II классе в своей основе остаются те же, что и в I классе. Учителю здесь следует учитывать тот запас знаний, умений и навыков, которые ученики уже получили при обучении изобразительному искусству.

Что порисовать во время урока
29. Отдых. Рисунок ученика II класса. Последовательность работы над композицией

В III классе еще больше внимания и времени уделяется рисованию на темы из окружающей жизни. Здесь требуется определять тему и сюжет рисунка, выразительно его компоновать, передавать характер изображаемых персонажей, предметов, элементов природы, использовать полученные знания и умения в изображении предметов и явлений окружающей жизни. Нельзя забывать, что особую ценность представляет эмоциональная выразительность рисунков.

Кроме того, школьники должны развивать умение изображать фигуру человека в действии, передавать пространство, учитывая многоплановость расположения предметов, а также зрительное уменьшение объектов по мере их удаления. При работе школьников над иллюстрациями в III классе педагог должен учить их передавать в рисунках существенное и изображать предметы по наблюдению.

Иллюстрирование отрывка «У лукоморья дуб зеленый. » из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в IV классе

Содержание и план первого урока. Объявление темы учителем. Чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый. ». Беседа, уточняющая моменты, объекты, образы в содержании отрывка. Объяснение учителем вопросов компоновки эпизода. Выполнение эскиза иллюстрации на 1/4 листа альбома. Определение цветового решения эскиза.

Наглядные пособия. Репродукции картин художников, цветные рисунки с изображением пейзажей, разных пород деревьев, озер, моря, животных, деревянных домиков.

В начале первого урока педагог объявляет тему и кратко объясняет последовательность работы в течение двух уроков рисования. Затем он читает отрывок «У лукоморья дуб зеленый. ». После чтения проводится небольшая беседа, в процессе которой учитель задает вопросы ученикам и выясняет понимание ими текста, направляя их усилия на более подробное изучение содержания эпизода из поэмы. Педагог задает вопросы ученикам о том, как они себе представляют персонажей поэмы, обстановку, пейзаж; затем рассказывает, как можно изобразить этот отрывок из поэмы. Учащиеся могут сделать эскиз в 1/4 листа альбома, на котором расположить все то, что они себе представили после чтения отрывка и беседы с учителем. Учитель в своем рассказе о композиции рекомендует ученикам начинать с наброска общей схемы композиции в легких линиях, наметив место расположения главных и второстепенных фигур и объектов. Он рекомендует также обратить внимание на то, что здесь главное и как его выделить (путем показа объекта более крупного размера или выделить его тоном, а возможно, и сочетанием цветов). Для выразительности композиции, как всегда, важное значение имеет формат. Поэтому, набросав общую «схему» композиции, учитель говорит учащимся, чтобы они посмотрели, какой же формат лучше подойдет для данного сюжета. С этой целью нужно взять несколько листов бумаги размером в 1/4 альбома, но разных форматов (квадрат, горизонтальный, вертикальный) и в них вкомпоновать первый вариант композиции. Определив наиболее удачный формат, следует продолжить уточнение композиции, рисунок фигур, предметов и других элементов, определить перспективные изменения. Учитель обращает внимание детей на те рисунки, репродукции, которые вывешиваются на классной доске. Они помогают ученикам более верно нарисовать отдельные фигуры, деревья и т. д. Педагог может показать учащимся ряд иллюстраций, выполненных художниками к сказкам, басням в разной технике, например иллюстрации И. И. Билибина, Ю. А. Васнецова. Учитель напоминает о необходимости учета тех или иных правил композиции, которые могут способствовать выразительности работы. В конце урока рекомендуется наметить эскиз в цвете.

Рисование на тему «На спортивных соревнованиях» в V классе

Принцип организации и проведения данного урока такой же, как и в IV классе при рисовании на темы из окружающей жизни и иллюстрировании литературных произведений.

Наряду с этими задачами важным является и сочинение интересной выразительной композиции.

В качестве наглядных пособий учитель использует репродукции картин, отражающих спортивные события («Вратарь» С.А.Григорьева, «Лыжники», «Эстафета. Садовое кольцо» А. А. Дейнеки и др.).

Говоря о композиции, учитель должен напомнить о правилах и приемах композиции, о выделении главного в ней. Для этого ученики сначала должны продумать свой замысел, сюжет, те образы, которые будут входить в композицию. Ученики делают эскиз в виде общего композиционного наброска. При этом совершенно необязателен, например, показ всей спортивной площадки, а достаточно нарисовать лишь часть ее, две-три фигуры, крупным планом. Можно изобразить средний и дальний планы с фигурами, трибунами, пейзажем, зданиями и т. д. Необходимо продумать и положение линии горизонта, уровень зрения. Если показывается гора, с которой спускается лыжник, то линию горизонта нужно взять высоко, у верхнего края листа. Прыжок в высоту лучше изобразить при низком горизонте, на фоне неба.

Учитель рекомендует ученикам, сделав первоначальный эскиз композиции, посмотреть его в разных форматах, размер которых будет в 1/4 листа альбома. После выбора формата, в котором композиция выглядит наиболее выразительно, ученики решают эскиз в цвете.

В конце урока учитель дает задание ученикам понаблюдать изображаемый ими эпизод в жизни, а по возможности и сделать наброски карандашом с натуры отдельных фигур, предметов, деревьев и др. Это можно сделать на уроках физкультуры, на спортивных площадках во дворах, посмотреть на стадионе, в бассейне и т. д.

На втором уроке сначала педагог делает замечания по выполненным эскизам, проверяет наброски учащихся и дает задание сделать линейный рисунок композиции на полном листе альбома. При этом можно сделать уточнения композиции. Затем ведется работа в цвете. Здесь также выразительность композиции усиливается за счет тонального и цветового решений. Во время самостоятельной работы учащихся педагог вновь, как и в начале урока, ведет активную индивидуальную, а в нужных случаях и фронтальную работу.

Рисование на тему «Перед стартом. На космодроме» в VI классе

Данное задание целесообразно выполнять в течение двух уроков. Цель уроков: дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в изображении различных объектов, фигур, элементов природы по воображению, развитие художественного вкуса; развитие творческой фантазии, воображения; совершенствование знаний и умений в области композиции сюжетных рисунков. Композиционные задачи ученики начинают решать в данной теме сразу при выполнении первоначальных эскизов, как только учитель раскрыл тему и сюжеты.

К данной теме зарисовки с натуры сделать почти невозможно, разве только позы фигур людей, находящихся на космодроме перед стартом и выполняющих различные работы. Композицию на данную тему учащиеся сочиняют с помощью фантазии. Для достоверности хорошо бы воспользоваться некоторыми материалами. Можно использовать фотографии из газет и журналов, где изображены предстартовые моменты приготовления на космодроме, вспомнить кадры репортажей, увиденные на экране телевизора, подобрать текстовой материал, относящийся к этой теме. Здесь надо представить себе различную технику, машины, механизмы, необходимые для обеспечения старта ракеты. Следует продумать те моменты работы, которые выполняют различные специалисты на космодроме перед стартом. Если в данном случае полетят в корабле космонавты, то можно представить и изобразить также интересные эпизоды, моменты, например: рапорты космонавтов о готовности, посадку космонавтов в ракету, подготовку ракеты к пуску и др.

Ученики могут сделать сначала от одного до трех эскизов малого размера (в 1/4, в 1/8 листа) и формата, а затем из них выбрать наиболее удачный и заняться его проработкой, уточнением местоположения разных объектов, прорисовкой конструкции.

После завершения компоновки и прорисовки карандашом эскиз можно пробовать цветом, определить основные цветовые и тональные отношения. Обычно эта работа выполняется в течение первого урока. На втором учащиеся перерисовывают и уточняют композицию на полный лист, а затем работают цветом. Иногда перевод рисунка композиции на большой формат и размер с эскиза ученики успевают сделать в конце первого урока.

Во время самостоятельной работы над выполнением первоначальных эскизов учитель ведет индивидуальную и фронтальную работу и напоминает учащимся о возможности сделать сложный рисунок наиболее выразительным, вспомнить о закономерностях, приемах и средствах композиции и использовать их в своих разработках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *