Что посетить в дагестане летом на машине
Достопримечательности Дагестана
Подробный обзор самых популярных достопримечательностей Республики Дагестан с фото и описанием. В Дагестане можно посмотреть как природные, так и рукотворные красоты: горы, каньоны, водопады, национальные парки, исторические поселения и древние крепости. Из нашего обзора вы узнаете, что увидеть в Дагестане в первую очередь, в какое время интереснее путешествовать по республике, и много другой полезной информации.
Интересно, что Дагестан — направление всесезонное, сюда можно приехать зимой и летом. В республике много отличных пляжей с чистой водой и золотистым песком. Искупаться в море предлагают курорты Манас, Избербаш, Каспийск. Пляжи Дагестана понравятся как поклонникам «дикого» отдыха, так и тем путешественникам, которые ценят комфорт. В столице республики — колоритной Махачкале — легко совместить пляжный отдых с активным и культурным. Махачкала понравится фанатам музеев, театров, пешеходных маршрутов по примечательным местам. Ее интересно исследовать самостоятельно, в городе сохранилось много свидетелей истории разных эпох, а также использовать как стартовую площадку для поездки по красотам республики.
Еще больше истории хранит Дербент — один из древнейших городов нашей страны, часть Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с ним можно совместить с визитом на юг Дагестана. Он очень интересен природно: тут и национальные парки, и леса, водопады, озера, термальные источники. За последними удобно заехать в городок Ахты — признанную здравницу республики, не лишенную местного архитектурного колорита.
Впрочем, большая часть достопримечательностей из серии must visit сосредоточена за пределами городов. Красоты республики можно осматривать, поехав на экскурсии из Махачкалы и Дербента, а можно отправиться в длинное путешествие по горному краю. Всё необходимое для отличного путешествия: жилье, еду, развлечения — можно найти в пути. Почти все природные достопримечательности республики легко посетить самостоятельно.
Чтобы увидеть легендарные чудеса природы — бархан, каньоны, ущелья, водопады, леса — достаточно иметь в активе немного свободного времени и надежный автомобиль. Куда отправиться в первую очередь, если вы приехали исследовать богатства и природные достопримечательности Дагестана, читайте в нашем обзорном материале.
Марш-бросок по Дагестанским достопримечательностям. Или как мы за 4 дня посетили все топовые места соседней Республики. Июнь 2021
Последние пару лет Республика Дагестан стала популярным туристическим направлением, а с учетом текущей эпидемиологической ситуации только ленивый не был в этих краях.
Идея пришла довольно быстро, учитывая, что мы с супругой живем в Астрахани, в 500-ах километрах от Республики Дагестан и все еще не посетили её. В нашем городе у операторов популярны туры выходного дня на Сулакский каньон. Но зачем ограничивать себя одним местом, если можно посмотреть почти всё и сразу? Решено было ехать на личном автомобиле, тем более опыт недельного путешествия по Грузии и прочим горным серпантинам уже имелся. Ведь путешествие на автомобиле – особый вид удовольствия и полная свобода, в которой не регламентированы время и место пребывания.
Несмотря на отсутствие временных ограничений, я все же заранее забронировал жилье на букинге в соответствии с маршрутом, чтобы между ночевками последовательно посещать близлежащие локации.
Ранним субботним утром мы выехали из Астрахани. Выстроив маршрут по новой трассе федерального значения (P-215), на которой этой зимой был торжественно открыт последний участок, мы в боевом настроении выдвинулись в путь.
Как известно, в Дагестане нет сетевых заправок (Лукойл, Газпром, Роснефть и т.п.), поэтому я немного переживали и заранее с помощью интернет отзывов и рекомендаций друзей я выяснил наиболее безопасные заправки с удовлетворительным качеством бензина.
На всякий случай, я взял с собой две 20-ти литровые канистры бензина. Их я припас для отдаленных горных уголков, в которых нет даже дагестанских сетевых заправок. Как оказалось, можно было ограничится и одной канистрой. В пос. Лиман находится ближайшая к южной границе нашей области сетевая АЗС, где мы залили полный бак и взяв по стаканчику кофе отправились в путь.
День 1. Бархан Сарыкум
Первая локация, до которой мы доехали – бархан «Сарыкум». Это крупнейший песчаный бархан в Европе. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. В этом месте проходили съемки фильма “Белое солнце пустыни”.
К бархану мы подъехали к 16.00. Солнце уже не пекло беспощадно, поэтому можно было насладиться теплым песком. Мы знали, что не стоит обувать кроссовки, которые быстро наполнятся песком; мы были в сандалиях на липучках. На полпути к вершине бархана мы разулись и кайфовали, утопая в песке.
Наверху присутствует беседка с дощатым полом и лавками. Вокруг нее множество табличек, свидетельствующих о том, что за пределы площадки нельзя выходить и тем более взбираться на гребень бархана. Но, как вы догадались, это никого не останавливает.
Часа 2 мы наслаждались барханом и далее двинули в Махачкалу на ночлег. Мы заселились в отеле «Lord» (все хорошо, только с интернетом проблемы были). Изначально мы хотели поужинать в ресторане-музее “На Лермонтова”, но в связи с тем, что в этот вечер у них проходил банкет, мест не оказалось. Не долго думая, я открыл топ ресторанов Махачкалы и выбор пал на ресторан «Казан-Мангал» (очень колоритное место, вкусная еда, средний ценник). Кстати, во многих заведениях нет алкоголя. В ресторан и обратно мы поехали на такси и тут цены приятно удивили. Стоимость поездки была в районе 100 рублей, несмотря на то, что это был субботний вечер. О лихачестве местных водителей можно много писать, но ограничусь тем, что про поворотник там мало кто знает, сигналят по делу, но в основном просто так, от нетерпения, подрезают и т.д. Возле нашего отеля располагалось сетевое кафе «Сыроварня»( филиалы в Москве и Махачкале), в которое мы и забежали по возвращению домой из первого ресторана. У ребят открытая кухня – очень интересно наблюдать за работой поваров, но нам взгляд в такой европеезированный подход лишает место аутентичности. Мест не было, поэтому мы взяли с собой десерты (кусочек чизкейка – 360 руб., шоколадный брауни – 300 руб., вполне себе столичный ценник) и пошли в номер.
День 2. Сулакский каньон.
Завтрак был включен в стоимость, поэтому на утро нас ждал шведский стол. Весь день мы посвятили Сулакскому каньону. Так как различные смотровые площадки были заранее нанесены на карту, мы передвигались по ним, не теряя времени. Проезжая до поселка Дубки, где открывается отличный вид сверху по дороге мы заметили широко распространенные во многих местах Республики качели, расположенные близко к обрыву.
Кстати, в самом каньоне, в поселке Зубутли тоже есть качели и расположены они намного интереснее.
Покатавшись и сделав пару фотографий мы отправились дальше. По пути останавливались и интересовались ценами на сплав по каньону, так как ГЭС закрыта для лиц без прописки в данном регионе, соответственно самостоятельно через гидростанцию спуститься нельзя, но существует маршрут в объезд по горам и еще один якобы пеший. Цены на сплав, конечно, варьировались в зависимости от количества людей. Можно было снять машину на двоих, но это стоило бы нам 5500 рублей, был и другой вариант – найти попутчиков. Взяв номер у Магомеда, одного из предлагающих услуги, мы отправились дальше.
В поселке Дубки есть несколько мест с красивым видом на каньон, но официально открытая лишь одна. Остальные места огорожены забором и всевозможными табличками, которые уведомляют вас, что вход запрещен. Естественно с этих площадок и открывается лучший вид. Недолго думая мы пролезли в одну аккуратно проделанную до нас дыру в сетке забора и пошли любоваться каньоном.
Ярко бирюзово-голубая вода реки Сулак стелется по всему каньону завершая свой путь в Чиркейском водохранилище, берега которого мы не успели посетить. Еще над каньоном были замечены три вольно парящих орла.
Во время обхода площадок, мы познакомить с ребятами из Нижнего Новгорода и договорились сплавиться по каньону вместе. Связавшись с Магомедом мы поехали обратно, проезжаю мимо качелей, мы решили еще раз остановиться, поскольку разговорами о них заинтересовали ребят. К нашему удивлению, около качелей находилась группа людей, которые собирали по 100 рублей за этот аттракцион, хотя час назад здесь никого не было. Видимо местные бизнесмены к тому времени еще не проснулись. Ну как говорится, “кто рано встает, тому и тапки”.
Как оказалось, на 5-ых экскурсия стоила уже не 5 с половиной тысяч, а 8 тысяч рублей, хотя изначально, как мы поняли, речь шла о цене за машину. Сторговавшись до 7 тысяч мы оставили наши авто на площадке недалеко от КПП ГЭС, и пересели в УАЗ Патриот местного водителя, который продолжил нашу экскурсию по цепочке от Магомеда. Около 40 мин мы спускались к каньону по узкой грунтовой серпантинной дороге, на которой двум автомобилям очень сложно разъехаться. Спустившись вниз, мы подождали свой катер и погнали рассекать волны. По каньону мы катались минут 35-40 мин, притормаживали у самых красивых мест, делали фото, видео. Вид, конечно, неописуемый. На склонах встречаются небольшие водопады с красивой зеленой растительностью.
После такой водной прогулки нам предложили чай со сладостями и далее обратным путем мы поехали наверх. Наши новые знакомые остались на ужин в замечательном месте для отдыха “Главрыба”, где расположено много кафе и прочих развлекательных услуг. К сожалению, наш график был расписан поминутно и мы не смогли остаться с ними. Простившись с ребятами нас отвезли обратно к нашим автомобилям и мы продолжили свой путь. Уже по дороге купили слоеное чуду и перекусили на ходу.
Сопровождаемые проливным дождем, мы направлялись в село Хебда, где сняли гостевой дом. На удивление к селу было проложено хорошее асфальтированное шоссе, хотя были и короткие пути с официальными указателями, но от одного вида таких дорог становилось страшно. Встретил нас, сын хозяина дома, скромный мальчишка – Саид.
День 3. Старый Гоор, водопад Тобот, Карадахская теснина, аул-призрак Гамсутль.
Проснувшись в 8.00 утра окружении гор и позавтракав остатками лепешки мы расплатились за ночлег и погнали дальше. Первая локация этого дня – Старый Гоор – была совсем рядом.
Опять серпантин, грунтовка. Эти 9 км подъема мы ползли около 50 мин, дорога оставляла желать лучшего. Добравшись до «нового» Гоора и проехав по узким улочкам, по одной из которых из-за прошедшего дождя я смог взобраться лишь с 3-ей попытки, мы наконец добрались до подножия холма Старого Гоора. К самим башням мы побоялись подниматься на машине, т.к. уже не хотели каких-либо приключений. Поднимаясь пешком мы поняли, что без труда бы взобрались и на машине.
По свидетельствам некоторых информаторов в старину в Гооре насчитывалось семь башен, к ним примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова. Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом.
Мы поднялись пешком вверх минут за 10-15. Сверху открывался шикарный вид с плато на очередной каньон. Утром там никого не было, стояла идеальная тишина. Мы сделали несколько фото на отступах горы («языках троллей»).
Очень красиво. Стоило бы приобрести дрон только ради этого места.
Старый аул с 3-мя знаменитыми башнями не произвёл на нас особого впечатления, но окрестности и виды с обрыва заворожили.
По плану дальше был водопад Тобот. Достаточно часто в литературе и других источниках водопад носит другое и более сложное название — Хунзахский. Обогнув хребет от предыдущего места мы подъехали к водопаду вплотную. Был и короткий маршрут, но я не рискнул.
Вид на водопад только сверху. Спускается водопад и простилается одноименной горной речкой в Цолотлинский каньон.
Водопад не всегда имеет мощный поток воды и имеет пульсирующий характер, наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков. В холодное время года водопад замерзает и превращается в огромную ледяную глыбу, причем изнутри водопад остается полым. На просмотр и фотографии ушло около 40 минут.
Следующей локацией была «Карадахская теснина» или Темное ущелье. Ко входу можно подъехать на автомобиле по гравийной дороге, потом пешком. Обувь взяли закрытую, знали, что там мокро, сыро.
Во многих местах пришлось перепрыгивать по камням, чтобы не намочить ноги, поскольку через всю теснину проходит еле заметная горная речка. Чем больше мы продвигались внутрь теснины, тем уже становился проем. Нам понадобилось около 30 минут, чтобы дойти до конца. Ощущение, что ты в волшебном мире и теснина закроется, как только что-то пойдет не так (как в фильме «Бегущий в лабиринте»). После обильного дождя уровень воды может подниматься на 3-4 метра и ее сокрушительный поток подхватывает огромные камни и толкает их. Потом вода отступает и камни остаются там, где их бросила река. На одном из участков теснины сверху нависают огромные валуны, видимо когда-то они упали сверху при образовании разлома.
На территории теснины, расположена мини таверна с беседкой и кухней от местных жителей, где можно заказать что-то попить и перекусить.
Завершающим пунктом этого дня стал заброшенный аул-призрак Гамсутль (российский аналог Мачу-Пикчу). Подъехать можно к подножью горы, припарковаться, а там уже вас будут ждать местные на советских «буханках». В машину набирают по 5-6 чел и в среднем берут по 100 руб. с человека. На «буханке» мы проехали вверх около 2 км., дальше пешком. Метров 500 мы еще прошли по открытой местности, дальше вошли в лес и по тропинке 1,3 км поднимались в гору около часа. Туристы, которые спускались вниз набирали воду из ручья, расположенного недалеко от самой крепости.
Торопились мы вверх еще и потому, что уже было около 18.00-19.00 и солнце почти садилось, а в горной местности оно скрывается быстрее.
Вид сверху стоил того, чтобы бежать в гору. Аул полуразрушен, но признаки недавно присутствовавшей жизни в одном из строений мы обнаружили. В одном из уцелевших домов находилась различная утварь. Говорят, что в 2014 году там проживал последний житель.
Обратно мы тоже шли через лес, так как не знали о второй дороге, ведущей через кладбище. Спустившись к «буханкам» мы хотели на них доехать до стоянки, но так как было поздно, водители сказали, что будут ждать всех оставшихся туристов и только тогда поедут. Мы решили пройти эти 2,5 км. пешком. По итогу примерно в 22.00 мы сели в свой автомобиль. Предстояла длинная дорога в Дербент.
И тут с нами приключилась интересная ситуация. При спуске по гравийке я вдруг услышал громкий свист из под колес. Один в один, как при стертых колодках, только непрерывный.
Проехав еще несколько метров решено было остановиться и осмотреть авто. Колодки и диски я поменял за пару недель до поездки, поэтому оставалось не так много вариантов, скорее всего попал камень между тормозным диском и защитным жестяным кожухом (фартуком) — подумал я. Вооружив жену фонарем и сняв переднее левое колесо я не обнаружил ничего подозрительного и лишнего. Поставив колесо, я проехался назад и вперед. Звук по-прежнему присутствовал, но теперь уже не скрип, а звук, похожий на скрежет по металлу.
Пока мы стояли на аварийке несколько машин проехали мимо, но были те, кто и остановился. Останавливались двое местных и один приезжий турист, но ничего конкретного сказать они не смоги. Один местный посоветовал добраться до ближайшей СТО пока они еще не закрылись. Указав дорогу он поехал по делам, сказав, что на обратном пути проверит нас. Я слегка занервничал и решил еще раз все обдумать.
Вдали показался свет очередных фар, авто которых остановилось около нас, поинтересовавшись ситуацией, местный водитель выслушал мой рассказ и услышав звук слегка задумался. К единому мнению мы так и не пришли. Поскольку до следующего пункта предстояла дальняя дорога, то мы несколько переживали стоит ли продолжать путь в подобной ситуации. Тут к нашему удивлению Адильбек, тот самый остановившийся мужчина с женой и дочкой, предложил переночевать у них, а утром уже поехать на СТО. Немного подумав, мы согласились и в сопровождении его жигулей отправились в путь.
Загнав машину во двор, я предложил ему еще раз скинуть колесо и под ярким светом навесной лампы тщательнее осмотреть внутренности. Самое забавное, что я забыл набор инструментов дома, и в любом случае, в походных условиях не смог бы снять даже колодки. Перебрав колодки — проблема не решилась. И тут при очередном движении по маленькому двору Адильбек заметил, что звук исходит от правого колеса, а не от левого, к которому все это время было приковано наше внимание. Сняв правое колесо, я увидел тот самый камень, плотно сидевший между диском и защитной жестянкой, из-за которого мы потратили около часа. Хозяин дома еще за мной, как говорится — свежей рукой, провел контрольную проверку колесных болтов и мы еще несколько минут с улыбками обсуждали ситуацию.
Супруга Адильбека — Роза к этому времени уже накрыла стол и нас пригласили поужинать. Нас накормили вкуснейшим пловом и напоили чаем со сладостями. Действительно, мы были глубоко тронуты заботой людей, которые нас совсем не знают. И даже после этого они рекомендовали нам остаться с ночевой, потому что уже поздно, а ночью тяжело ехать. Но мы были настроены на Дербент и согласно нашему графику мы не могли остаться там на ночь, иначе не успели бы в Дербент. Вот так в очередной раз подтвердились рассказы о гостеприимстве Дагестанских жителей и прочих народов кавказа.
В Дербент мы прибыли в 2 часа ночи. Как оказалось, администратор, который обещал нам, что можно будет заселиться после полуночи, нас не дождался, соответственно мы остались без номера (соответствующие отзывы я уже оставил на всех площадках). Промониторив круглосуточные гостиницы, мы поехали в ближайшую и заселились. Этот день оказался самым насыщенным.
День 4. Цитадель Нарын-Кала, побережье и экраноплан “Лунь”.
Утром мы увидели, что перед нашей гостиницей простирается море, потому что ночью мы только слышали прибой воды. В море мы не купались, прохладно было, хотя вода была больше 20 градусов.
Завтракали мы в кафе (3ZM&M) комплексные завтраки + напиток очень нам зашли.
Далее была Цитадель Нарын-Кала. Обязательно берите экскурсовода, они рассказывают подробно кто тут жил, какой хан правил, чем занимались, одним словом не пожалейте 500 рублей (цена за двоих) и послушайте историю крепости.
Так как крепость основная достопримечательность города ее частично реконструировали и содержат ее в отличном состоянии. На территории 2 музея. После экскурсии обязательно прогуляйтесь по ним. Один расположен на месте старой канцелярии, второй – на территории крепости (в нем фарфоровая выставка) в него вход отдельно платный.
Мы не успели посетить музей ковров и мечеть, которые нам рекомендовал экскурсовод, но зато мы поехали посмотреть на ракетный корабль-экраноплан «Лунь» и еще раз постоять у моря. «Лунь» был отбуксирован к побережью Дербента в 2020 году и представляет собой некий музейный экспонат. Подробнее о его историческом пути вы можете ознакомиться на википедии.
Перед дорогой домой мы решили плотно пообедать. Выбора пал на ресторан «Родник» на выезде из города – это было 10 из 10, кухня, обслуживание, приятная веранда.
Пробежка по рынку, подарки и дорога домой.
Техническая часть
К поездкам я всегда подхожу основательно, тем более, если они самостоятельные. Этот раз не стал исключением. Предварительно мы изучали материалы, которые были размещены туристами на различных площадках. Тогда мы определили для себя обязательные места для посещения и, исходя из того, что у нас было свободных четыре дня, поставили цель посетить выбранные места за выделенное время.
Передвижение на легковом автомобиле с клиренсом 165 мм, оказалось достаточным для всех намеченных нами мест. Все лишь два раза пришлось прибегнуть к услугам перевозчиков и то по другим причинам.
Отметив все точки в Google картах на ПК я экспортировал их в Osmand для навигации на смартфоне, тем более что “плюс” версия у меня уже давно была куплена. Изначально я хотел впервые воспользоваться Яндекс навигатором, но он оказался максимально неудобным и бесполезным, поскольку в него нельзя экспортировать заранее созданную карту в формате kmz или kml, о чем и пишет техподдержка Яндекс на просторах интернета.
Главный редактор: моя супруга Евгения.
Использованы материалы: Википедия
Сколько стоит отпуск в Дагестане
И зачем вообще туда ехать
Я встретила 2019 год в Дагестане.
Год назад в Инстаграме мне попался на глаза профиль дагестанского блогера. По его фотографиям я влюбилась в горы, каньоны, мужчин в огромных меховых папахах и бабушек, которые до сих пор вручную ткут ковры.
В редких постах на туристических форумах писали, что одинокую девушку в Дагестане украдут и потребуют выкуп. Я нашла попутчика среди знакомых и отправилась вместе с ним встречать Новый год в край российского коньяка, шашлыка и низкой «Приоры».
Траты за 6 дней на одного 26 382 Р
Перелет | 10 697 Р |
Жилье | 5500 Р |
Аренда машины и бензин | 4750 Р |
Еда | 4400 Р |
Экскурсии и музеи | 475 Р |
Сувениры | 300 Р |
Такси | 260 Р |
Как добраться
стоили билеты Москва — Махачкала — Москва в новогодние праздники
С собой мы взяли только небольшие рюкзаки, чтобы не переплачивать за багаж. «Аэрофлот» разрешает пронести на борт до 10 кг на человека, а «Северный ветер» — только 5 кг. Дополнительный багаж обошелся бы в 2000 Р с человека.
На обратном рейсе у нас был небольшой перевес, примерно на один килограмм. По габаритам рюкзак с трудом влезал в контрольную рамку. Тем не менее нас пропустили без доплат.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как составить маршрут
Дагестан большой, его площадь — 50 300 км², это сравнимо с Грузией и больше Армении. Нереально увидеть все достопримечательности за один раз. Мы спланировали маршрут так, чтобы за 6 дней побывать и на море, и в горах, но при этом не уезжать далеко от цивилизации.
Информацию об интересных местах искали на форумах и у блогеров. Так выбрали места, которые точно хотим посмотреть: Махачкалу, Дербент, Кубачи, Гуниб, Сулакский каньон и бархан Сарыкум.
Блогер из Дагестана, чьи фото пейзажей и вдохновили меня на поездку
В горах безлюдно, можно наслаждаться тишиной и природой. За несколько часов езды по серпантину может не встретиться ни одной машины
Наш план поездки на 6 дней
Москва — Махачкала | Прилетаем, берем машину в аренду, селимся в отель. |
Махачкала — Дербент | Утром гуляем по городу, смотрим Джума-мечеть, Петровский маяк, набережную. Уезжаем в Дербент. Селимся в отель, отдыхаем в сауне с бассейном. Гуляем по старому городу, встречаем Новый год в ресторане. Едим шашлыки, смотрим лезгинку. |
Дербент — Кубачи | Завтракаем на берегу моря. Смотрим крепость Нарын-Кала. После обеда уезжаем в Кубачи. Гуляем по поселку, общаемся с жителями. Поднимаемся на Кубачинскую башню, изучаем старый город. Едим чуду. |
Кубачи — Гуниб | Идем в музей в Кубачах, смотрим крепость, гуляем по старому городу. Уезжаем дальше в горы — в Гуниб. Там селимся в отель и отдыхаем после долгой дороги по серпантину. |
Гуниб — Махачкала | Гуляем по Гунибу, поднимаемся в горы. Смотрим беседку Шамиля и остатки крепости. Уезжаем с гор в сторону Махачкалы. По пути смотрим водохранилища и Сулакский каньон. Заезжаем на форелевую ферму. Вечером селимся в отель. |
Сарыкум — Москва | Утром смотрим бархан Сарыкум. Едем в аэропорт, сдаем машину. Улетаем домой. |
Махачкала была первой точкой нашего маршрута, сюда мы прилетели. Она стала единственным разочарованием поездки. Город грязный, старинная архитектура почти не сохранилась или просто незаметна среди колонн с позолотой, гор мусора, рекламных вывесок и пластиковых торговых центров. Даже в главной мечети Махачкалы пластиковые окна и двери.
Погуляйте по набережной города, понаблюдайте за рыбаками, помашите машинистам проходящих мимо грузовых поездов и отправляйтесь дальше.
Дербент считается самым древним и самым южным городом России. Точную дату его основания никто не знает. В центре можно встретить вывески «Дербенту — 5000 лет», хотя официально в 2015 году город отмечал 2000-летие.
В городе находится самая старая мечеть в России. Джума-мечеть была построена в первой половине 8 века. Когда-то она была самой высокой постройкой в городе. Сейчас на фоне современной архитектуры и многовековых платанов мечеть кажется совсем небольшой и особенно уютной.
Религия — важная часть жизни Дербента. Через него на Северный Кавказ пришли иудаизм, христианство и ислам. Кроме мечети, в Дербенте до сих пор сохранилась православная церковь, синагога и армянская церковь. Последняя, правда, сейчас не действует — в ней расположен музей ковров.
В Дербенте благоустроенный старый город. Мы оставили машину и полдня гуляли пешком
Кубачи славится своими серебряным ювелирными производством. Мы рассчитывали попасть в музей при художественном комбинате, но оказалось, что он уже не работает, потому что в 2017 году музей ограбили.
стоит посмотреть на древности в семейном музее и сфотографироваться в национальном костюме
Гуниб — село на высоте 1500 метров. Сюда стоило ехать хотя бы ради дороги: 4 часа по серпантину с потрясающими видами на горы, крошечными аулами и пасущимися овцами.
Самый ценный экспонат — синяя тарелка с отбитыми краями. По словам хозяйки музея, тарелку изготовили в 16 веке в Иране
Аренда машины
Мы заранее забронировали машину по телефону в автосервисе «Люкс». Предоплаты от нас не требовали. По прилете начали путешествие прямо из аэропорта — это удобно.
Другой вариант — арендовать машину на месте. Две точки проката есть в 200 метрах от аэропорта в сторону «бутиков» — так нам объяснили по телефону. Про расстояние не соврали, а вот «бутиками» оказались пластиковые магазины с сувенирами и одеждой.
стоит день аренды Лады Гранты в Дагестане
Документы оформили за 20 минут. Во время осмотра у машины отвалилась ручка задней двери, а вторая дверь просто перестала открываться. Ремонтировать неисправности или отмечать их в документах в прокате не стали. Мы не настаивали, но недостатки на всякий случай сфотографировали. Для машины с пробегом 160 000 км она неплохо сохранилась.
Нам досталась машина на механике, и это оказалось большим плюсом: во время длительных спусков по серпантину приходилось много тормозить двигателем. Резина стояла зимняя, но нешипованная. К счастью, снега на дорогах почти не было и шипы не понадобились.
Разочаровала в машине только магнитола: блютуса в ней не было, а скинуть музыку на флешку заранее мы не догадались. Шесть дней прошли под радио «Прибой». Репертуар удивлял разнообразием: тут крутят и народные песни на лезгинском языке, и «Запах женщины моей» в исполнении Адлера Коцбы.
Где жить
Мы искали жилье на стандартных сайтах — «Букинге» и «Эйр-би-эн-би». Даже в небольших горных аулах всегда было несколько приличных вариантов. Еще я зарегистрировалась на «Каучсерфинге» и нашла там бывшего главу поселка Кубачи Расула Куртаева. Жить в его семье я не планировала — только расспросила о дорогах и музеях.
Отели и гостевые дома в Дагестане стоят недорого — от 1200 до 6500 Р за ночь. Мы не хотели слишком экономить и выбирали варианты с красивым видом, хорошим рейтингом и минимальным количеством ковров на полу и стенах.
Дороже всего обошлась ночь в Дербенте — 5000 Р за двоих. За эти деньги мы получили двухэтажный номер на побережье с мебелью из массива, бассейном и сауной в номере. Местные таксисты потом не раз говорили, что мы выбрали самый роскошный вариант.
Единственная неприятность с жильем случилась в Кубачах. За два дня до поездки менеджер отеля по телефону сообщил о проблеме с отоплением и сразу же посоветовал другой гостевой дом, где нас смогут принять. В реальности гостевой дом оказался летней туристической базой. Номер напоминал комнату в пионерлагере и отапливался двумя обогревателями.
Сначала такое гостеприимство мы восприняли как счастливую случайность. Но потом хозяин дома предложил подписаться на него в Инстаграме. В его аккаунте десятки фото с подобными застольями и счастливыми туристами из России, Израиля, Германии и других стран.
Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома» loading=»lazy» >
За 1000 Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома
Р в Кубачах мы спали при обогревателях, зато завтракали и ужинали со всей родней хозяина гостевого дома» loading=»lazy» >
В Гунибе за 1500 Р мы жили в отеле «Белые журавли» с видом на горы. Хозяйка отеля Земфира сама встречает гостей и готовит завтраки. Пока мы ели блины, кашу и пироги, она рассказывала о гостях из Франции, Германии и Саудовской Аравии и о том, что за два года работы отеля от него пока только убытки: туристов в Гунибе даже в сезон намного меньше, чем номеров.
У нас не было четкого плана и брони жилья на последние сутки. Мы решили не оставаться в горах и поехали в сторону Махачкалы. Но снова оказаться в столице нам не хотелось, так что нашли на «Букинге» загородный вариант и забронировали номер за несколько часов до заселения. Это размещение в итоге оказалось самым приятным сюрпризом.
Деньги
В Махачкале и Дербенте почти везде принимали карты либо просили перевести деньги через мобильный банк. Наличные понадобились только в горах. Банкоматов там не было, интернет ловил не везде, так что перекинуть деньги с карты на карту не получалось.
Хинкал в Дагестане не имеет ничего общего с грузинскими хинкали. Здесь это что-то вроде гарнира — просто квадратные кусочки вареного теста. Их могут есть просто так, но чаще подают с бараниной или говядиной и запивают мясным бульоном. В Дагестане хинкал подают всегда и везде. Нам предлагали его на завтрак, обед, ужин и даже за новогодним столом. Но мы это блюдо так и не поняли: тесто казалось безвкусным, а бульон очень жирным.
В горах на столе почти не встретишь продуктов из магазина. Всё домашнее — мясо сушат прямо во дворе, хлеб пекут в печи. Фото: Хасбулат Гасайниев
Порции в ресторанах огромные. В среднем один ужин с мясом и напитками обходился нам в 700—1000 Р на двоих. Чаевые — от 10 до 16% — во всех ресторанах уже были включены в счет.
В горах в некоторых кафе нет меню. Вам просто говорят, какие продукты есть на кухне и вы можете попросить из них что-то приготовить. Чаще всего предлагают курицу, картошку и чуду.
Больше всего мы потратили в ресторане «Хаял» в Дербенте — 2000 Р с человека за бронь столика в новогоднюю ночь. В эту стоимость была включена еда, напитки и праздничная программа с лезгинкой и живой музыкой. Еды было столько, что она не помещалась на наш стол. Половину забрали с собой, но и на следующий день съесть всё не смогли.
Р за двоих» loading=»lazy» >
«Русский завтрак» в Махачкале: оладьи из кабачков, колбаски, йогурт с ягодами, пончики, джем, сметана и кофе. Заплатили 687 Р за двоих
Р за двоих» loading=»lazy» >
стоит литр вина в Дагестане
Безопасность
Больше всего перед поездкой я переживала из-за безопасности. Почти по любому запросу в Яндексе со словом «Дагестан» можно наткнуться на фото людей с автоматами. Новостные сайты рассказывали, что даже Егор Крид отказался от гастролей в Дагестане из-за «неспокойной обстановки».
Все шесть дней нашего путешествия прошли без происшествий. Полицейских на улицах в городах было много, но, скорее всего, из-за празднования Нового года. Люди оказались отзывчивыми и гостеприимными. Угрожали только тем, что не выпустят из-за стола, пока всё не съедим.
Правила дорожного движения в Дагестане соблюдают лучше, чем мы ожидали. Водители иногда не включают поворотники и пересекают сплошную линию, но пешеходов на светофорах и даже просто на зебре пропускают.
Когда мы собрались ехать в сторону Гуниба, наш экскурсовод из Кубачи посоветовал не останавливаться, если кто-то будет голосовать у дороги и не брать попутчиков. В одном из поселков к нам действительно пытались подсесть. Мы решили не рисковать и сказали, что мест нет, — спасибо надежной тонировке стекол.
В горах по пути из Кубачи в Гуниб пункты полицейского контроля были примерно через каждые 5 км. Нас останавливали трижды. Это заставило понервничать, так как документов на машину у нас к тому моменту уже не было: мы забыли их в отеле в Махачкале. Мы сразу позвонили в прокат, где нас убедили, что проблем не будет, и выслали фотографии документов по Вотсапу. Проблем действительно не было: сотрудники полиции досматривали багажник, проверяли паспорта, пробивали машину на угон, спрашивали, что мы забыли в горах, и желали хорошей поездки.
Единственный вопрос, на который я так и не нашла ответа: безопасно ли ехать в Дагестан одной. Мы с попутчиком почти везде были вместе, и нас воспринимали как семейную пару. На меня никто не обращал особого внимания. Иногда меня вообще игнорировали: не здоровались и не спрашивали имя при знакомстве.
Я оставалась одна всего пару раз. Например, в Дубках пошла фотографировать старую бильярдную. Пока шла вдоль дороги, мне сигналили проезжающие мимо машины. Это единственная неприятность, с которой я столкнулась.