Что посетить в комсомольске на амуре
Город юности — Комсомольск-на-Амуре (окончание)
Продолжим прогулку по Комсомольску-на-Амуре, городу, история которого началась в 1932 году. В этот раз начнем с главной площади города — площади Ленина.
Первым зданием на площади был Дом Красной Армии, первое капитальное здание клуба в городе, построенное военными строителями и открытое 7 ноября 1938 года. Раньше все значительные вводы объектов в эксплуатацию старались приурочить к государственным праздникам.
После этого перед зданием начал складываться ансамбль площади, позже получившей имя В. И. Ленина. Памятник В. И. Ленину на площади открыли в 1957 году.
В здании Дома Красной Армии в 1942–1944 годах размещался драматический театр, а в 1949 году его передали стройтресту № 6 и оно стало клубом, а потом Дворцом культуры «Строитель». Уже больше двух десятков лет, после того как трест прекратил свое существование, здесь торгуют, проводят ярмарки и выставки кошек. Хочется верить, что культура сюда когда-нибудь вернется. Читала, что здание хотят преобразовать в Дом ветеранов, а прилегающий к нему парк — в Парк ветеранов.
Здание стройтреста № 6, когда-то ведущей строительной организации города, находится неподалеку, на улице Красногвардейской, которая также выходит на площадь Ленина. Это было третье по численности предприятие города после судостроительного и авиационного заводов. В его структуре работали мои родители. История треста началась в 1932 году с треста «Дальпромстрой», образованного для строительства Амурского судостроительного завода.
Красивое здание в стиле советского неоклассицизма для треста было построено в 1957–1958 годах. Его цвет всегда был традиционно зеленым, а не потому, что с 1993 года после реорганизации треста здание занимает таможня.
Напротив находится Парк строителей, который был заложен одновременно с Домом Красной Армии в 1938 году. Сейчас вид у парка запущенный, разрушен фонтан, но листья с главной аллеи сметают, и на лавочках сидят мамаши с колясками.
А как там замечательно пахнет прелой листвой! Я заходила сюда днём, а вечером мы с подругой-одноклассницей с удовольствием там пошуршали листьями. Надеюсь, что планы создания Дома ветеранов и восстановления парка при нём будут реализованы.
Вернемся на площадь Ленина и пройдем от неё по проспекту Ленина.
Главное здание на проспекте, конечно, «Дом со шпилем» — визитная карточка города. Этот дом в стиле советского неоклассицизма построен в 1954–1956 годах для работников завода «Амурсталь» силами заключенных лагерей МВД СССР.
Фасад здания венчает надпись: «Труд в СССР — дело чести, доблести и геройства».
Застройка проспекта Ленина начиналась в 1950–1952 годах с 50 квартала.
На противоположной стороне улицы здания строились уже позже. Например, дом на углу улицы Котовского построили в 1961 году. Эта улица стала своеобразной границей между застройкой в стиле сталинской неоклассики и домами «хрущевского» периода: перейдешь улицу Котовского и начинаются пятиэтажки 1960-х.
А вот этот четырехэтажный дом рядом со знаменитым «домом со шпилем» построен в 1958 году и выдержан с ним в едином стиле. Как обычно, все портят балконы. У нас хоть и включают здание в список культурного наследия, а уродовать его фасады не запрещают.
Здания влево от площади Ленина построены в 1955 году: каждое индивидуально, со своими архитектурными деталями и изюминками. Вот в этом, например, пока кино не перешло на огромные экраны, на первом этаже был кинотеатр «Юность». В городе было построено несколько таких зданий, с кинотеатрами на первом этаже.
С проспектом Ленина много связано. Помню рассказы родителей про его строительство, про первые экскаваторы, которые работали на дровах.
Здесь находится строительный техникум, который заканчивали мои родители,
политехнический институт, который заканчила я, а потом почти восемь лет в нём работала. С 1994 года это технический университет. Главное здание построено в 1955 году, потом университетский городок оброс зданиями. Мы с подругой, с которой вместе здесь работали, смогли туда только заглянуть, дальше турникета не пустили.
В начале проспекта по адресу пр. Ленина, 1 находится Дом правосудия, построенный в 1976 году.
Огромное здание на противоположном конце проспекта построено в 1958 году для швейной фабрики. Теперь от неё осталось только ООО «Комсомолка» в небольшой части здания, большую часть занимают полторы сотни различных магазинчиков и мастерских.
Немного дальше по проспекту стоит построенное в 1957 году здание техникума легкой промышленности, выпускавшего кадры в том числе для швейной фабрики. Сейчас это обыкновенное офисное здание.
В сквере перед фабрикой есть памятник собаке Найде, которая на этом месте двенадцать лет ждала своего хозяина.
Зайдем в Парк железнодорожников в конце проспекта Ленина, его годом раньше привели в порядок, установили новые лавочки и урны. Неплохой парк, если не брать во внимание, что разбит он на месте кладбища первых строителей города.
В хорошем состоянии и Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1960–1963 годах. РЖД следит за своей собственностью, нужно отдать должное.
К дворцу выходит улица Парижской коммуны, где есть комплекс домов из списка памятников архитектуры. Это одноэтажные дома в одном архитектурном стиле, характерном для довоенного неоклассицизма. Интересно украшены фасады — роспись с украинскими национальными мотивами. Но увидеть это я смогла только кусочками через заборы, поскольку всё это частные дома, окруженные заборами.
Показать могу только один доступный дом, в котором, кажется, архив РЖД. Вот такие коттеджи были построены в 1947–1948 годах силами заключенных для семей высшего состава НКВД. Каждый дом на две семьи, полностью благоустроенный и даже с комнатой для прислуги.
А теперь хочу показать вам один интересный уголок города — переулок Щеглова. В 1945–1946 годах архитектором И. Д. Тимохиным был выполнен проект строительства квартала жилых домов для работников судостроительного завода.
В соответствии с проектом по периметру квартала по улицам Аллея труда, Севастопольская и Молодогвардейская построили двухэтажные многоквартирные дома, а на внутренней улице — шестнадцать малоэтажных домов с приусадебными участками. Внутренняя улица сейчас называется переулком Щеглова, на стене одного из зданий укреплена табличка. Проекты зданий на этой улице выполнили местные архитекторы, все они — памятники архитектуры.
Изначально в 1949 году улице присвоили название «Бригады каменщиков Щеглова». Эта бригада построила здания на этой улице, при этом применили новаторский метод производства работ. В 1958 году улицу переименовали в переулок Строителей, а в 1987 году вернули имя знатного каменщика, но уже без бригады.
Проект застройки этого квартала участвовал во Всероссийском конкурсе лучших жилых и гражданских зданий, выстроенных в городах и поселках РСФСР в 1948 г. Из 266 проектов, включая Москву и Ленинград, жюри конкурса под председательством академика АН АССР Щусева А.В. присудило проекту из Комсомольска-на-Амуре премию «За решение квартальной застройки с применением типовых и индивидуальных проектов, качество общестроительных и отделочных работ и благоустройство участков».
Сейчас дома, конечно, находятся в частной собственности, выглядят по разному в зависимости от достатка хозяина, но переулок очень зеленый и уютный. Приятно в центре города жить не в многоэтажных муравейниках, а вот в таких домах со своим небольшим садиком.
Пожарный автомобиль ПМЗ-27А установлен у здания пожарной части на улице Севастопольской в честь 100-летия советской пожарной охраны и 370-летия пожарной охраны России.
А теперь съездим в Ленинский округ города, тот самый, где в 1932 году на месте нанайского стойбища Дзёмги началось строительство авиационного завода. Впрочем, этот район местные жители и сейчас так называют — Дзёмги.
В течение первых пяти лет связь между строительством на месте села Пермского и Дзёмгами осуществлялась по двум тропкам. Только в 1937 году построили Комсомольское шоссе, соединившее «город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа города.
Центральная улица посёлка Дземги — улица Калинина, которая сначала называлась Первомайской. Начнем с самого красивого здания на этой улице.
Строительство Дворца культуры им. 50-летия Октября было начато в 1954 году. Это одно из самых крупных сооружений социально-культурного назначения города, зал вмещает 915 зрителей. Я здесь была только один раз на концерте Валерия Ободзинского в середине 1970-х.
Дворец планировали завершить в ноябре 1957 года, но из-за отсутствия финансирования строительство затянулось до 1963 года. По той же причине упростили декоративное оформление фасадов здания. В нишах по обе стороны от входа должны были стоять скульптуры Пушкина и Глинки. Дворец находится в собственности авиационного завода и называется теперь Дворцом культуры авиастроителей.
Улица Калинина очень зеленая. Кроме того, что с одной стороны её на большом участке находится парк, с другой стороны улицы еще есть сквер, где как раз завершались работы по реконструкции.
Застройка поселка Дзёмги велась более упорядоченно и в основном кирпичными домами. На улице Калинина интересен угловой жилой дом, построенный в 1950 году.
На большей части улица проходит вдоль парка авиастроителей, строить который в лесном массиве недалеко от авиационного завода начали в 1937 году. Обозначили участок тайги под будущий парк и прорубили аллеи. Тогда же построили в парке самый большой городской стадион.
Клуб спортивного отдыха «Смена» — это уже современная постройка, там есть отличный бассейн.
Парк авиастроителей носит имя Ю. А. Гагарина, я только заглянула туда.
У входа в парк в 2015 году в канун Дня авиации установлен бюст Ю. А. Гагарина, до этого он находился в оздоровительном лагере «Космос», пока тот существовал. Этот бюст был передан городу в 1982 году министерством культуры СССР. Работа 70-х годов прошлого века известного советского скульптора Льва Кербеля.
Еще одна крупная улица района Дзёмги — Советская, пересекающая улицу Калинина. Застраивалась она в 1950-е годы. Дома сейчас в грустном состоянии: фасады ждут ремонта, а больше всего их уродуют разномастные балконы.
Самое интересное здание на улице Советской — большой жилой дом № 9. Судя по солидным мемориальным табличкам в память о живших там в разное время руководителях авиационного завода, явно дом с неплохими квартирами.
Рядом — поликлиника, здание не так давно отремонтировали.
Догадаться о его возрасте можно разве что по скульптурам рядом. Кстати, за зданием Дворца культуры авиастроителей строится крупный детский лечебно-диагностический центр, я проходила мимо. Срок ввода — 2020 год.
Решение о строительстве на Дзёмгах кинотеатра было принято еще в начале 1940-х, но и здесь помешала война. Строить кинотеатр начали только в 1946 году, в работах принимали участие японские военнопленные.
Как пишут, автор проекта не установлен. Но, я думаю, что применен типовой проект, так как точно такой же кинотеатр «Родина» в Орле, только отсутствуют рельефы на главном фасаде. Поскольку ввели в эксплуатацию кинотеатр 6 ноября 1947 года, он получил название «30 лет Октября». В 2003 году здание переоборудовали под развлекательный центр «XXX».
Улица Советская начинается от площади Ю. А. Гагарина, через которую ежедневно идут к главной проходной работники авиационного завода. Памятник на площади открыли в 1982 году к 50-летию города, автор — московский скульптор Р. Х. Мурадян.
За площадью Юрия Гагарина находится комплекс административных зданий авиационного завода, построенных в 1930-е, включенных в список культурного наследия регионального значения. Я дошла до проходной завода, посмотрела на красивое здание новой проходной, но ничего не фотографировала. Сразу за памятником с двух сторон сквера висят таблички, запрещающие фотосъемку, неприятностей как-то не хотелось.
Сфотографировала только пожарное депо, построенное в 1938 году. Здание до сих пор используется по первоначальному назначению, фасады сохранились без существенных изменений.
На противоположной стороне улицы напротив памятника находится сквер, который обустроили при реконструкции площади Гагарина в начале уже нашего века. Сквер здесь был еще в середине 1940-х, но со временем превратился в лес.
Интерес вызвал необычный фонтан, из которого сделали в цветник. В 1937 году на этом месте заложили памятник комсомольцам, погибшим в первые годы строительства, но потом решили его не строить, решив, что лучшим памятником будет построенный город. Вместо памятника в сквере в 1949 году построили фонтан, который когда-то работал.
Кафедральный собор во имя пророка Божия Илии, купола которого видны за фонтаном, был освящен в октябре 2007 года, хотя богослужения начались годом раньше. Храм и приход именовали в честь пророка Илии, покровителя воздухоплавателей, потому что главное предприятие этого района города Авиационное Производственное Объединение им. Ю. А. Гагарина. Проект храмового комплекса разработан комсомольским архитектором С. С. Вялкиной.
На пересечении ул. Калинина с проспектом Копылова установлен бюст летчика-космонавта В. В. Рюмина, родившегося в Комсомольске-на-Амуре. Он установлен в 1982 году после второго полета В. В. Рюмина в космос. Тогда существовало Положение об установке бюста на родине тем, кто награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Я ездила на Дзёмги на встречу с подругой, поэтому поход по достопримечательностям закончила, тем более, что всё самое интересное в этом районе города вам уже показала. А типовую застройку последующих лет все и так видели, она во всех города одинаковая.
На обратном пути в Центральный округ вышла из автобуса, чтобы сфотографировать Соборную мечеть, построенную в городе совсем недавно.
Не хотелось заканчивать на грустной ноте, но всё-таки хочу показать еще один район города. Вернее то, что от него осталось.
Город застраивали разные ведомства районами вокруг строящихся предприятий. Так и возникали поселки ТЭЦ-1, Амурлитмаш и прочие. Мои родители в послевоенные годы жили в районе, который строился вокруг завода «Амурсталь», поэтому так и назывался. Отец всю войну строил этот завод, его весной 1941 года призвали в армию, но, когда началась война, их полк, состоящий в основном из детей врагов народа, отправили не на фронт, а поднимать промышленность в Комсомольск. Мама приехала туда в 1946 году.
Посёлок Амурсталь был довольно большим районом города, уютным, зеленым, в основном здесь жили работники завода. Улицы назывались соответствующе: Копровая, Литейная, Кузнечная, Прокатная, Мартеновская.
Мы жили на тихой улице Ремесленной, которая выходила на окраину к сопкам, на которых мы с отцам зимой катались на лыжах, а летом собирали землянику. На улице было ремесленное училище, как раньше называли ПТУ, и детский дом.
Дома, несмотря на не вызывающий доверия внешний вид, были комфортными по тем временам, родители переехали сюда в 1951 году. Единственное, квартиры были коммуналками на два хозяина. Но и это не мешало, с первыми соседями по этой коммуналке мы дружили всю жизнь.
Рядом был детский сад и школа. Родители уехали отсюда в Амурск на строительство ЦКК, когда я перешла в третий класс, но остались бабушка и дядя. Я жила у них на первом курсе института, потом бабушке, как вдове участника войны, на расширение дали квартиру в центре.
Район пришел в упадок вместе с заводом «Амурсталь». После четвертого курса я проходила практику в управлении, строившим там новый электросталеплавильный цех. Пробегала там с нивелиром все лето, заглядывала во все цеха. Жизнь кипела! Страшно представить, но огромный мартеновский цех давно ушел на металлолом.
Завод работает, но постоянно в кризисе. Правда на сайте завода пишут, что новый собственник его из кризиса вывел и возобновилось масштабное производство.
Поселок уже из кризиса не вывести, от всех непрофильных активов предприятия давно избавились, а самим собственникам имущество такого возраста уже не восстановить. Не смотрите на внешний вид, там внутри очень благоустроенные квартиры. Люди живут здесь всю жизнь, кто-то не хочет переезжать в многоквартирные муравейники, кому-то нет смысла, а большинству просто не на что.
Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре – один из крупнейших городов на Дальнем Востоке России. Он расположен в Хабаровском крае, на западном берегу реки Амур, впадающей в Тихий океан. Туристов привлекает наполненные романтикой улицы города, построенного в отдаленном регионе всего за несколько лет, изумительные ландшафты, панорамы просторов великой дальневосточной реки. Комсомольск-на-Амуре окружен сопками, поросшими девственной тайгой. Отсюда начинаются увлекательные экскурсии по живописным окрестностям.
Сэкономь на путешествии в Комсомольск-на-Амуре!
Видео: Комсомольск-на-Амуре
Основные моменты
Со дня основания Комсомольска-на-Амуре молодежными строительными бригадами, его градообразующими центрами выступали большие заводы оборонной промышленности. В 30-50-е годы минувшего века здесь были возведены стратегические объекты военного судостроения, налажено производство подводных крейсеров-ракетоносцев и боевых самолетов, выросли цеха машиностроительных, нефтехимических и металлургических предприятий. В советскую эпоху о туристических поездках в город на Амуре не было и речи: режимный регион был закрыт для посещений.
Сегодня к заслуженным регалиям Комсомольска-на-Амуре добавился титул регионального центра международного туризма. В архитектурном облике городских кварталов примечательных сооружений немного. Зато в промышленном городе создана достойная сервисная инфраструктура, позволившая превратить его в удобный отправной пункт для путешествий по природным заповедникам и туристическим тропам Нижнего Приамурья. Здесь действует региональный аэропорт, речной вокзал, проложена междугородная автотрасса. За пределами города находится железнодорожная станция Байкало-Амурской магистрали, связавшей Дальний Восток со всеми регионами страны.
Гостей Комсомольска-на-Амуре ожидают гостиницы, рестораны, театральные спектакли, интересные музейные экспозиции, экскурсии по природным заповедникам Приамурья. В летний период по Амуру курсируют пассажирские теплоходы. На борту корабля можно отправиться в круиз по великой дальневосточной реке.
История Комсомольска-на-Амуре
Молодой город Комсомольск-на-Амуре возник не на пустом месте. В середине XIX века Российская империя отторгла территорию Нижнего Приамурья у императорского Китая вместе с частью его многочисленных этносов. В 1860 г. на берегу судоходного Амура, рядом с поселком коренного народа, русские переселенцы из Пермской губернии выстроили деревню. В память о родных краях крестьяне назвали новое поселение Пермским. А о некогда расположенном здесь старинном нанайском стойбище Дземги напоминает сегодняшнее историческое наименование одного из районов на северо-востоке города (официально район называется Ленинским).
По описанию 1894 года, в селе было 26 дворов, где проживало 160 душ. Из значимых построек упомянута часовня Святого Илии. Местные жители служили ямщиками на почтовом тракте, занимались заготовкой дров для грузовых пароходов, рыбной ловлей. Земледелию, как сказано в документе, «препятствовал недостаток для сельского хозяйства земель». Однако тут бойко шла торговля с соседней Страной восходящего солнца: летом японские купцы привозили свои товары и продукты. Зимой же местным сельчанам только и оставалось, что охотиться и валить таежный лес в ожидании дровяных барж Амурского пароходства, приходивших после ледостава.
Такой же захудалой была деревня и в мае 1932 года, когда сюда прибыл первый отряд комсомольцев, направленных Советским правительством для закладки города и строительства оборонных промышленных предприятий. Десять сотен парней и девушек со всех уголков страны доставили к этим берегам, поросшим густой тайгой, пароходы «Коминтерн» и «Колумб». Авангардный отряд назывался по-военному – трудовой десант. К работам подключились строительные батальоны красноармейцев. Стратегической целью новостройки было укрепление дальневосточных рубежей страны.
В начале 30-х годов Советский Союз уже вступил в мрачный период сталинских репрессий. Вслед за оптимистичными комсомольцами-добровольцами на стройплощадку потянулись этапы заключенных под конвоем сотрудников НКВД. Первоочередной задачей стало возведение двух оборонных объектов: судоверфи для пополнения Тихоокеанского флота и авиазавода, выпускающего боевые самолеты. Эти предприятия, разнесенные примерно на 12 км друг от друга, и стали центрами кварталов двух рабочих районов – Дземги (Ленинского) и Центрального. Долгое время строители ютились в бараках, землянках и брезентовых палатках. Все ресурсы были направлены на возведение промышленных объектов. Но уже в 1933 году поселок обрел городской статус и получил современное название – Комсомольск-на-Амуре.
Днем города принято считать 12 июня. В 1933 году, в этот день, в котловане первого цеха будущего Амурского судостроительного завода рабочие приступили к возведению фундамента. В мае 1935 г. со стапелей доков сошла первая дизельная подводная лодка. Впоследствии тут построили десятки эсминцев, крейсеров, сторожевых кораблей. В конце 1950-х на заводе создали первый атомный подводный ракетоносец.
Авиационный завод, в наши дни носящий имя Ю. А. Гагарина, пополняет воздушный флот страны с 1936 года. Первой машиной, поднявшейся в воздух с заводского аэродрома, стал многоцелевой двухмоторный винтовой самолет «АНТ-7», созданный в КБ конструктора А. Н. Туполева. В послевоенные годы тут производили реактивные истребители «МиГ», затем завод приступил к строительству боевых самолетов семейства «Су». В настоящее время заводской комплекс превратился в крупнейший авиастроительный центр страны. Тут производятся истребители пятого поколения «Су-57», а также пассажирские авиалайнеры «Сухой Суперджет 100» (SSJ100). В городе находится самая восточная станция спутниковой телеметрии глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.
С начала 2000-х годов была снята завеса секретности, десятилетиями окутывавшая Комсомольска-на-Амуре. Этот ранее закрытый оборонный научно-промышленный центр стал доступен для путешественников.
География
Комсомольск-на-Амуре, занимающий 325 км² и населенный 248 000 жителей, – второй по величине город в Хабаровском крае. Он выстроен на левом берегу Амура, в 348 км к северо-востоку от столицы региона – города Хабаровска. До побережья Тихого океана – 300 км. Ближайший город – Амурск, что в 40 км к югу. Железнодорожные пути от Москвы до Комсомольска-на-Амуре протянулись на 8825 км. Здесь завершается восточная ветка железнодорожной Байкало-Амурской магистрали.
Город выстроен в пойменной долине Амура, лежащей меж невысокими сопками – предгорьями Сихотэ-Алиня. Ширина русла реки в этих местах достигает 2,5 км. Комсомольск-на-Амуре, протянувшийся вдоль левого берега реки на 30 км, окружен смешанными таежными лесами. На западе виднеются далекие вершины хребта Мяо-Чан. К юго-западу расположено обширное озеро Мылки.
Городская среда состоит из двух больших районов (округов), разделенных рекой Силинкой, притоком Амура, и обширным лесопарком. Собственно, это не парк, а обширный участок девственной тайги площадью около 500 гектаров. В Центральном районе, где сосредоточены городские достопримечательности, находится судостроительный завод, в Ленинском округе – крупное авиастроительное предприятие. Силинку пересекает автомобильный мост, по нему проходит протяженный Комсомольский проспект.
В окрестностях Комсомольска-на-Амуре построены курорты, хорошо оборудованные лыжные базы. Примерно в 100 км к северо-востоку от города находится природный феномен – Амурские столбы.
Климат и погода
Комсомольск-на-Амуре находится в зоне влажного континентального климата. Зимы в городе холодные и снежные, лето прохладное. Снег укрывает регион в последних числах октября, покров не тает до конца апреля – начала мая. Наиболее холодный месяц – январь, когда средняя температура воздуха держится в пределах –27. –24 °С. Нередко столбик термометра опускается ниже –30 °С; рекордный мороз был зафиксирован с температурой –47 °С. С февраля по март длится период метелей.
В летнюю пору регион, близкий к Тихому океану, часто подвержен циклонам. В этот период преобладают влажные ветры восточного направления. В июле воздух прогревается до +22. +25 °С, но температура может достигать и аномальных показателей +36. +38 °С. Летом в Комсомольске-на-Амуре случаются внезапные кратковременные похолодания до +12. +15 °С.
Температура воды в Амуре у городской черты в июле и августе не превышает +20. +22 °С. На полноводной реке случаются сильные наводнения, Амур выходит из берегов, заливая низменности поймы. Так, в сентябре 2019 года вода поднялась на 8,25 м, затопив первые этажи домов на прибрежных улицах.
Достопримечательности Комсомольска-на-Амуре
В городе построена красивая набережная, протянувшаяся на 2,5 км. Вдоль полноводного Амура высажен благоустроенный парк, на аллеях установлены скамьи, светильники, работают кафе. Здесь находится речной вокзал и автовокзал, построен Театр юного зрителя, возведен Дом молодежи.
В прибрежном парке есть несколько памятников. 20-тонная каменная глыба отмечает то самое место, куда в мае 1932 года причалили пароходы с первым комсомольским строительным десантом. Неподалеку установлена скульптурная группа, изображающая бригаду молодых первостроителей города, только что ступивших на незнакомый берег. К западу, на улице Дзержинского, возведен мемориал, хранящий память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
Одно из самых примечательных зданий Комсомольска-на-Амуре находится на проспекте Ленина, 21. Этот угловой дом с нарядными фасадами и башенкой был построен в 1956 году для работников металлургического завода. Его изображение часто помещают на местные сувениры.
На ухоженной площади Юности недавно построили фонтаны. Здесь находится Дом культуры судостроителей, где проводятся городские праздники. На улице Калинина привлекает внимание Дом культуры авиазавода с классической колоннадой входного портала.
В начале 2000-х облик Комсомольска-на-Амуре украсили два православных храма, возведенных в псевдорусском стиле. В Центральном районе появилась Казанская церковь с голубым шатровым сводом. Собор во имя Святого Пророка Илии сияет золотыми куполами в сквере недалеко от авиазавода, там, где в поселке первых русских переселенцев некогда стояла Ильинская часовня.
Пляжи
Городской пляж располагается в Центральном районе на набережной Амура, в начале проспекта Мира, напротив городского Дома молодежи. В распоряжении отдыхающих – 500-метровая полоса песка на пологом речном берегу. Дно у пляжа песчаное, вход в воду удобный.
Зонтов и шезлонгов здесь не имеется, из прочей пляжной инфраструктуры построены кабинки для переодевания, установлены лавочки. Из года в год на всех городских пляжах действует официальный запрет на купание. Санитарные службы регулярно выявляют в реке Амур опасные химические вещества, поступающие из сбросов многочисленных промышленных предприятий. Тем не менее, понежиться на солнышке в дни короткого дальневосточного лета на берег приходит немало людей. Горожане направляются сюда со своими подстилками и полотенцами, приносят закуски, бутерброды, играют в волейбол, бадминтон. На пляже чисто, мусор регулярно убирают. Прибрежные воды патрулируют катера спасателей. Прохладная вода, с температурой не более +22 °С, к продолжительным купаниям располагает не всех.
Еще несколько пляжей можно найти в районе Дземги. Удобные для отдыха у воды места есть на берегу реки Силинки.
Активный отдых в Комсомольске-на-Амуре
Амур порадует любителей рыбалки. В полноводной реке водится великое множество рыбы: карась, щука, сом, сазан, хариус, белый амур, осетровые и лососевые, всего – до 140 видов. На крючок попадается крупный китайский окунь с необычным узорчатым окрасом и весом до 6-8 кг, тут его называют «рыба-мандарин». Желательно договориться о рыбалке с местными владельцами моторных лодок, хорошо знающими места лучшей поклевки.
Стоит прогуляться в Силинский лес, разделяющий Комсомольск-на-Амуре на две части. Летом в этом таежном уголке можно наполнить корзинку ягодами и грибами, устроить пикник на поляне.
На северной окраине города расположена турбаза «Снежинка», окруженная заповедной кедровой рощей (ул. Водонасосная, 3). Зимой здесь прокладывают лыжные беговые трассы протяженностью от 3 до 10 км, для сноубордистов устраивают горки. Инвентарь выдается напрокат, работает кафе.
В 40 км от Комсомольска-на-Амуре, в районе поселка Солнечный, на склоне сопки Холдоми (853 м) выстроен одноименный горнолыжный курорт. Остановиться здесь можно в одном из номеров двухэтажного гостиничного корпуса. Стоимость проживания – от 2900 рублей в сутки. На территории комплекса также возведены деревянные коттеджи, русские бани, работают бары, кафе, ночной клуб с рестораном. В окрестностях устроены трассы для снегоходов и квадроциклов. Машины сдаются в аренду здесь же.
На зимнем курорте заливается каток, действуют три подъемника, доставляющие лыжников и сноубордистов к началу спусков разной степени сложности. Новичков обучают инструкторы. Лыжный сезон открывается в ноябре, завершается в начале мая.
Летом в «Холдоми» открываются теннисные корты, работает веревочный парк развлечений, оборудован скалодром. На курорте организуются пешеходные туры по живописным окрестностям. Туристы отмечают, что пригородные автобусы ходят сюда с перебоями, нередко добираться приходится на попутных автомобилях или такси.
База отдыха «Шарголь» располагается неподалеку от поселка Галичный, на пологом лесистом берегу излучины Амура, в 30 км к северо-востоку от города. С автовокзала на набережной в поселок трижды в день отправляются автобусы № 115. Курортникам предлагаются 2-3-местные номера со всеми удобствами (от 2870 рублей в сутки). Построено несколько коттеджей со спальнями для шести персон, ванными комнатами, гостиными, оборудованными кухнями. Аренда такого дома обойдется в 10 000 – 12 000 рублей.
В 60 км к северо-западу от Комсомольска-на-Амуре, в живописной холмистой тайге на берегу озера Амут, туристов ожидают гостиничные корпуса и уютные коттеджи базы всесезонного отдыха «Амут Сноу Лейк». Стоимость суточного проживания в 2-местном номере – от 2400 рублей, коттеджи на 6-12 персон сдаются за 12 000 – 25 500 рублей. К услугам гостей – банный комплекс, ресторан, караоке-бар, бильярдный зал. Сдаются в аренду беседки с мангалами. Летом организуются туры на горных велосипедах, внедорожниках, зимой – поездки на снегоходах. Здесь обустроены спортивные и прогулочные лыжные трассы с перепадами высот 60-80 м, работает подъемник. Из Комсомольска-на-Амуре на курорт устраиваются трансферы на 6-местных микроавтобусах (2000 рублей/рейс).
Одна из изюминок активного отдыха в Комсомольске-на-Амуре – путешествие к Амурским столбам. Загадочные каменные изваяния, созданные природой, находятся в труднодоступных предгорьях в 100 км от города. Примерно половину пути участники тура преодолевают на внедорожниках, дальше даже для вездеходов дорога непреодолима. Туристы продолжают путь пешком, ночуют в палаточных городках, где их ожидают горячие обеды.
Осмотр Амурских столбов занимает целый день. Причудливые скалы напоминают фигуры людей и животных, крепости с идеально ровными стенами. Некоторые участки поразительно похожи на каменную кладку, созданную руками неведомых зодчих. Это мистическое место священно для коренных народов.
Стоимость трехдневного тура – 5500 рублей. Если у вас нет необходимой экипировки, снаряжение можно взять у организаторов похода в аренду. Предлагаются добротная прочная обувь, одежда, палатки, рюкзаки.
Развлечения
Местные турбюро предлагают обзорные экскурсии по Комсомольску-на-Амуре с посещением экспоцентра авиазавода имени Ю. А. Гагарина. Здесь находится интересный Музей авиационной техники. По предварительной записи посетителей принимает Музей Амурского судостроительного завода (б-р Труда, 1).
Городской краеведческий музей размещается в необычном здании с вогнутым фасадом, карниз украшен балюстрадой (ул. Кирова, 27). Ко входу ведет нарядная гранитная лестница. Экспозиция музея рассказывает об истории города. Здесь собраны этнографические коллекции, отражающие культуру коренных народов Приамурья.
С народным творчеством эвенков, нанайцев, нивхов знакомит и Художественный музей (пр. Мира, 16). Несколько залов занимает галерея работ советских художников. Представлена интересная коллекция китайской живописи на шелке. Произведения современного искусства демонстрируются в галерее «Метаморфоза» на улице Дзержинского, 24/2.
Вечером запланируйте визит в городской драмтеатр на проспекте Первостроителей, 11. Билеты продаются недорого, за 150-300 рублей. С детьми можно сходить на спектакль театра «Зеркало теней» (пр. Мира, 7). В репертуаре труппы – представления по мотивам сказок, пьесы для юных зрителей. Отсюда стоит прогуляться до зоологического центра «Питон» (ул. Орджоникидзе, 9/2). В зоопарке обитает около 250 животных, птиц, рептилий. Стоимость посещения – 300 рублей, детский билет обойдется в 150 рублей.
За приключениями отправляйтесь в пейнтбольный клуб Pit Bull (Комсомольское шоссе, 1-А). Все необходимое снаряжение выдается напрокат.
Покупки
В Комсомольске-на-Амуре вы найдете несколько магазинов с подарками. Большой выбор сувениров, декоративных украшений, картин предлагает галерея «Мир декора» (пр. Первостроителей, 33). Красивые сервизы, расписные китайские вазы продаются в магазине «Посуда-Центр», что на улице Кирова, 12-Б. Оригинальные товары для оформления праздников стоит поискать в салоне «Самая веселая затея» на проспекте Ленина, 21. Недалеко, на проспекте Ленина, 39, находится магазин этноподарков «Амурский сувенир», здесь продаются изделия ремесленников коренных народов края.
Кафе и рестораны
В Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано три десятка ресторанов, около сотни кафе, столовых, закусочных. Тонкостями украинской кухни замечательно владеют повара ресторана «Шинок Первач» (ул. Дзержинского, 34/5). Зал оформлен в этно-стиле, официанты наряжены в яркие национальные костюмы. Можно заказать столик в отдельном кабинете. Предлагается сытный борщ со сметаной, чесноком и пампушками, домашняя колбаса, вареники, мясные крученики, жаркое в горшочках, гречневые зразы, соленья и множество других блюд. Есть вегетарианское меню. Посетителям, ожидающим выполнение заказа, подают копченое сало, свежий ржаной хлеб, узвар (напиток из сушеных груш и яблок) – «заморить червячка». На прощанье официант принесет вам рюмку перцовой горилки «на коня» от шефа, а также солидный чек – примерно 1300 рублей с персоны.
Туристы хвалят атмосферный «Трактир Сабантуй», расположенный на окраине большого парка (Комсомольское шоссе, 2). Тут можно выбрать столик в обеденном зале или на веранде под парусиновым навесом. На территории ресторана устроены уютные беседки. В меню – блюда татарской кухни, мясо-гриль. Обслуживание доброжелательное. Средний чек – до 1000 рублей с персоны.
Совсем недорого, за 400-500 рублей, можно пообедать в столовой «Городок», что на Комсомольском шоссе, 5, а также в «Трапезе», расположенной на Аллее Труда, 50. В обоих заведениях хороший выбор горячих блюд и десертов, оборудованы детские уголки. Рекомендуем попробовать пельмени, фаршированные щукой, и травяной чай с вареньем из сосновых шишек.
Где остановиться
По данным местного туристического портала, в Комсомольске-на-Амуре насчитывается 9 отелей средней ценовой категории. В числе лучших – недавно обновленная гостиница «Амур» 3* (пр. Мира, 15). Рядом находится Музей изобразительных искусств, в двух шагах – кинотеатр «Факел». На внутреннем дворе имеется охраняемый паркинг. В отеле оборудован бизнес-центр, работает ресторан и бильярд. Гостям предоставляется сеть Wi-Fi, открыты бассейн и фитнес-клуб. Кроме стандартных номеров, тут предлагается несколько люксов, апартаменты для новобрачных. Стоимость суточного проживания – от 3198 до 4016 рублей, завтрак включен.
На улице Кирова, 51, вы найдете отель «Центр Сити» 3*. Здесь чисто, обслуживание удовлетворительное. Ресторана в гостинице нет, но напротив работает кафе. Из окон номеров открывается вид на Амур. Диапазон цен на проживание – 2386-2834 руб.
Довольно далеко от центра города, на улице Орехова, 65, выстроена современная гостиница «Дземги» 3*. К услугам постояльцев – ресторан и бар, фитнес-центр, крытый бассейн, джакузи, сауна. В номерах установлены сейфы, холодильники, мини-бары. Гости отмечают высокий уровень обслуживания. Стоимость проживания – 4730-5690 рублей в сутки, завтрак включен.
Транспорт
Пассажирские перевозки в Комсомольске-на-Амуре обеспечивают автобусы и маршрутки. Доступны такси частных компаний. На городских улицах проложены рельсы трамвайных линий, но, в связи с износом подвижного состава, в 2018 году электротранспорт здесь был упразднен.
Как добраться
Добираться в Комсомольск-на-Амуре на самолете или по железной дороге нужно через Хабаровск. Из московского аэропорта Шереметьево в краевую столицу летают лайнеры авиакомпании «Аэрофлот». Перелет длится 7 ч. 45 мин. Из Хабаровска к цели путешествия можно доехать на поезде или автобусе.
С Ярославского вокзала отправляются поезда «Москва – Хабаровск», на ж/д вокзале столицы края нужно пересесть на фирменный поезд «Юность», следующий по маршруту «Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре». Здесь же можно купить билет на проходящий состав, направляющийся из Владивостока в Советскую Гавань, он останавливается в Комсомольске-на-Амуре. В общей сложности поездка через всю страну продлится более недели – 154 часа.
Из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре ежедневно с 08:00 до 23:00 курсируют междугородные автобусы. Время в пути – 6 ч. 30 мин.