Что посетить в кронштадте
Кронштадт. Маршрут по достопримечательностям города
Остров-город Кронштадт – один из символов морской славы нашей страны. Пожалуй, нет у человека, который не слышал о нем, а увидеть воочию вероятно, хотели бы многие. В советские времена посетить его стороннему человеку было практически не возможно – секретный военный объект. Нынче же каждый желающий может сделать это в любое время, как в составе экскурсии, так и самостоятельно.
В рамках данного рассказа мы хотим предложить вариант маршрута для самостоятельного осмотра достопримечательностей Кронштадта, рассчитанный на 1 день. Но сначала, на всякий случай, пару слов о том, где находится Кронштадт, и как до него добраться из Санкт-Петербурга.
Где находится
Расположен он в Финском заливе, примерно на равном удалении от южного и северного берега. До Петербурга, если по воде напрямую – примерно 22 километра. По дороге в полтора-два раза больше.
Кронштадт на карте
Как добраться
Из Санкт-Петербурга до Кронштадта добраться самостоятельно можно лишь наземным транспортом. К великому сожалению, времена, когда между Питером и островом курсировали рейсовые суда, давно канули в лету. В настоящее время если по морю, то лишь приобретя экскурсионный тур.
Общественным транспортом удобнее всего добираться с северных районов Питера. Относительно недорого можно доехать от следующих станций метро:
Говорят можно еще из Девяткино (маршрутный автобус №816), но не рекомендуем т.к. дорого (порядка 200-250 руб.) и этот автобус не заезжает непосредственно в Кронштадт, сойти придется на кольцевой, а это весьма далеко и не удобно. Кроме того, насколько нам известно, автобусной остановки там нет (во всяком случае в прошлом году не было) и вам могут запросто отказать в высадке.
Ориентировочная стоимость проезда (цены постоянно растут) в один конец:
Весь указанный транспорт идет мимо «Гостиного двора», сойти нужно у него.
Если вы едите на своей машине, то паркуйтесь в этом же районе, но внимательно смотрите на знаки «остановка запрещена», они действуют на разных улицах в разное время.
Маршрут по Кронштадту
Итак, до места добрались – можно начинать осмотр города и его достопримечательностей. Общий план маршрута и карта достопримечательностей представлены ниже. Кстати, она интерактивная, кликайте, не стесняйтесь.
» alt=»» data-pagespeed-url-hash=»1859759222″ data-pagespeed-onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);» onload=»var elem=this;if (this==window) elem=document.body;elem.setAttribute(‘data-pagespeed-loaded’, 1)»>
Маршрут рекомендуем начать с осмотра и посещения собора Владимирской Иконы Божией Матери. Главная святыня – икона написанная по указу Петра I от имени которой собор и получил свое название.
Собор Владимирской Иконы Божией Матери
Он может и не поражает внешней красотой, но внутреннее убранство, несмотря на скромность и простоту, не оставляет равнодушным.
Нижний зал собора Владимирской Иконы Божией Матери
Считается, что его внутренняя архитектура выполнена в стиле базилик эпохи ранних христианских церквей.
Верхний зал собора Владимирской Иконы Божией Матери
Верхний зал собора Владимирской Иконы Божией Матери
Далее идем мимо Гостиного двора в сторону Андреевского сада.
Здесь расположен фонтан и тройка скромных, но интересных достопримечательностей – чугунный котел, Дерево желаний, отлитое из металла и часовня Тихвинской иконы Божьей Матери.
Часовня Тихвинской иконы Божьей Матери
Если повезет, то у фонтана можно услышать живую музыку и потанцевать.
» alt=»» data-pagespeed-url-hash=»1859759222″ data-pagespeed-onload=»pagespeed.CriticalImages.checkImageForCriticality(this);» onload=»var elem=this;if (this==window) elem=document.body;elem.setAttribute(‘data-pagespeed-loaded’, 1)»>
После двигаемся вдоль Обводного канала в сторону моста на пл. Рошаля.
Попутно смотрим памятник Ф. Ф. Беллингсгаузену.
Памятник Ф. Ф. Беллингсгаузену
Переходим мост и оказываемся на Якорной площади с памятником адмиралу Макарову, Вечным огнем и Морским собором святителя Николая Чудотворца.
Ставропигиальный Никольский Морской собор
Памятник адмиралу Макарову
Площадь красива, а собор, особенно внутри, великолепен. Описывать его нет смысла – это надо увидеть!
Ставропигиальный Никольский Морской собор
Дальше наш маршрут по Кронштадту идет в сторону Финского залива, по замечательному Макаровскому мосту через Овражный парк.
На мосту некоторые влюбленные вешают вот такие замочки. Следуем следуем прямо по улице и через пару минут мы в Петровском парке у памятника Петру I.
Петровский парк памятник Петру I
Выходим к Петровской пристани.
Здесь можно отдохнуть у воды, полюбоваться суровой красотой военных кораблей, подышать морским воздухом, послушать чаек. Потом движемся в западном направлении вдоль набережной и выходим к каналу.
Канал Петровского дока
Смотрим на Петровский док и Итальянский пруд.
Завершаем маршрут нашей самостоятельной экскурсии у одного из символов Кронштадта – Белого маяка.
Перейдя Синий мост, по улице Карла Маркса или по проспекту Ленина, мимо памятника морякам-подводникам Балтийского флота, возвращаемся в район Гостиного двора.
Памятник морякам-подводникам Балтийского флота
На все про все уйдет не более полудня, город небольшой, маршрут не слишком протяженный. Если кому интересно, то в оставшееся время в Кронштадте можно посетить несколько музеев:
Или совершить морскую прогулку по фортам финского залива, билеты продаются на причале слева (если стоять лицом к заливу) от Петровского парка. А то и просто посидеть — отдохнуть в одном из кафе. Кстати, недалеко от часовни Тихвинской иконы Божьей Матери, на углу пр. Ленина и Андреевской улицы есть продуктовый магазин, в котором делают довольно вкусный молочный коктейль — 0.5 литра 75 рублей.
Ну, а если вам мало этих достопримечательностей, предлагаем вашему вниманию маршрут по Питеру на 1-3 дня и план однодневной самостоятельной экскурсии в Выборг.
Путеводитель по Кронштадту: что посмотреть в городе
Кронштадт – город-крепость, построенный по указу Петра I. Он стал надежным защитником Санкт- Петербурга от нападений врагов. Работы по возведению фортификационных сооружений велись очень быстро. От закладки форта Кроншлот, на отмели вблизи острова Котлин в 1703 году, до появления первых морских батарей, прошел всего год. Весной 1704 г. в новых защитных сооружениях разместили артиллерийские орудия. Очень скоро моряки отбили первый набег шведской эскадры. Это послужило началом славной истории города, неразрывно связанного со становлением Балтийского флота и событиями, происходившими во второй столице России. Достопримечательности Кронштадта очень многочисленны и интересны. Ниже описаны самые значимые места Кронштадта и окрестностей, на фото показано, что посмотреть и куда тут сходить.
Гавани Кронштадта и другие гидротехнические сооружения
По замыслу Петра I, «Новый Амстердам» — так называл Кронштадт император – должен был стать парадными воротами столицы России, Санкт-Петербурга. Сюда должны были заходить не только военные, но и торговые суда. С 1709 года началось строительство гаваней, флотских складов, пристаней. Первая гавань начала действовать с 1714 года. К 1723 г. в Котлинской крепости было уже 4 подобных сооружения.
Купеческая гавань
Ее построили в 1720 г. Это место перегрузки с морских судов на малые катера товаров, предназначенных для доставки в столицу. В пятидесятые годы XIX столетия Кронштадт стал центром торговли на Балтике. Он обеспечивал почти всю доставку товаров в Санкт-Петербург морским путем.
Кроме этого, здесь зимовал флот, бороздивший моря и океаны. С кораблей убирали мачты, сохраняя их от зимних ветров. Весной их возвращали на суда. Набережная была занята продавцами рыбы. Ряды обычных лавок в 1828 году сменило новое каменное здание с колоннами. Его относят к классическому стилю.
Средняя гавань
Знаковое место для горожан и туристов, посещающих Кронштадт. Гавань находится практически в центре города. Здесь стоят военные суда Балтийского флота. Боевые корабли, защищающие рубежи Отчизны – это грандиозное зрелище. В День Балтийского флота или в День военно-морского флота России можно не только полюбоваться мощью современных судов, но и посетить корабли.
Кроме этих сооружений, в крепости имеются и другие гавани:
Позже появились Каботажная, Базы Литке, Заводская и Угольная.
Помимо защитных сооружений для стоянки судов, город имеет и несколько гидротехнических сооружений, представляющих интерес для приезжих.
Петровский док
В городе сложно найти сооружение более ранней постройки. Его заложили еще во времена Петра I. Док проектировался для ремонта сразу 10 морских кораблей.
Строительство началось в 1719 году, но работы затянулись. Царь не увидел своего детища. Открытие сооружения произошло только в 1752 году. Размеры дока поражали – его длина была более 2 км.
Этот памятник истории до сих пор имеет внушительный вид, но у многих строений запущенное состояние. Несмотря на это, некоторые объекты использовались вплоть до 2008 года. Петровский док – одно из наиболее интересных мест для путешественников, попавших в Кронштадт.
Обводный канал
В 1783 году Адмиралтейство, находящееся в Петербурге, едва не сгорело при пожаре. Екатерина II издала указ о его переносе в Кронштадт. В центре города соорудили Обводный канал, призванный защищать будущее Адмиралтейство от пожара и проникновения извне. Его начали прокладывать с 1797 года и закончили работы в 1844 году.
Орган управления флотом России в Кронштадт так и не перенесли, а в городе осталась прекрасная гранитная набережная, чугунная решетка, окружающая сооружение и украшающая городской центр.
Уже 200 лет это живописное место на острове Котлин радует горожан и приезжих своими видами. Вблизи канала расположены многие другие знаковые интересные места города. Обмелевшее, загрязненное водное русло основательно почистили в 2015 г. Ныне – это одно из самых любимых мест отдыха кронштадтцев и гостей города.
Петровская пристань
Зимняя пристань (второе название Петровской) – встречает путешественников, прибывающих из Петербурга. Это городские парадные ворота. У других причалов пристани стоят суда Балтийского флота.
Название «Зимняя» пристань получила из-за того, что корабли здесь находятся круглогодично. В холодное время года, водную гладь ото льда освобождают ледоколы.
История пристани началась в царствование Петра I, с постройки мола-пристани. Он идет, практически, перпендикулярно берегу.
Первый, дощатый причал, построен в 1836 г. Ближе к концу столетия его «переодели» в каменные «одежды». Работы завершили в 1882 г. Пристань приняла свой нынешний облик.
Туристы найдут здесь орудие, служившее временным ориентиром. Его выстрел говорил о наступлении полудня. С 1872 и до революции по залпу из пушки сверяли часы, узнавали о начале наводнения. На пристани находятся вазы из чугуна, появившиеся при перестройке 1875 года.
На набережной установлены и якоря легких судов, бравших участие в высадке моряков-десантников в Петергофе в 1941 году.
От причалов Петровской пристани уходили покорять морские дали многие прославленные военные моряки и исследователи.
Главные форты Кронштадта
Уникальность Котлинских крепостных укреплений в том, что они имели дополнительные оборонительные сооружения – форты. Они расположены на юге и севере от основных защитных редутов. Форты были необходимы для усиления обороны, они преграждали шведам путь к Санкт-Петербургу. Возведение оборонительных сооружений началось в 1704 году и длилось до начала XX столетия. За это время построили 21 форт. 17 островов-крепостей окружены водами Финского залива. Экскурсионные туры сюда особенно популярны.
Южные форты №1 и №2
Эти небольшие крепости построены в середине XIX в., как защита от нападения союзной эскадры французов и англичан. В Южном форте №1 пушки были расположены в 2 казематах, а во 2-м форте – орудия стояли на открытой площадке. Вооружение укреплений менялось и совершенствовалось. В Великую Отечественную войну форты служили защитой Кронштадта от налетов фашистской авиации.
Форт Южная батарея №3
Укрепления недолго носили свое первое название – Башенная батарея. Через 10 лет после постройки, в 1882 году, ее переименовали в честь графа Милютина. Они, с Константиновским фортом, расположенным напротив, закрывали от врага судоходный фарватер. При блокаде Ленинграда, артиллерия фортов обстреливала Петергоф и Стрельню, отражала нападения авиации захватчиков.
Форт Император Александр I
Крепость открыли в 1845 году. На церемонии присутствовал царь Николай I. Позже (с 1897 года), в помещениях форта работала лаборатория, производившая лекарства для борьбы с различными эпидемиями. Препараты отправлялись не только по территории России, но и в Европу. За военным объектом закрепилось название – Чумной форт.
Строгие ограничения в общении, с населением округи, не спасли от эпидемии чумы в 1904 и 1907 годах. После 1917 г. крепость передали военному ведомству. Здесь находились оружейные склады. Позже ее забросили, и она не использовалась.
Береговые форты
К защитным сооружениям, расположенным на побережье можно отнести:
Форт Константин – возведен на южной стороне о. Котлин. Его отстроили в первое десятилетие XIX в. Он носил название – «Двойная южная батарея». Укрепления построили в 2 яруса. Здесь располагались 45 артиллерийских орудий. С 1833 года они именуются в честь сына Николая I – Константина.
Форт Цитадель – введен в строй в 1724 г. Его строительством занимались солдаты Преображенского и Семеновского полков. В 1734 году укрепления получили новое имя – Император Петр I.
Форт Риф – находится на Котлинской косе, на ее западном побережье. В 1915 г. завершили постройку укреплений. История сооружения тесно переплетается с революционными событиями 1917 года. Позже крепость служила убежищем для восставших, во время Кронштадтского бунта в 1921 году.
Форт Шанец – его история начинается с 1706 года. На северо-западе города построили Александр- шанец – редут, защищавший Кронштадт. Первые укрепления были земляными. В конце XIX столетия на их месте возвели долговременные батареи.
В военные годы здесь была база железнодорожной батареи. Орудия, установленные на платформах, курсировали между городом и крепостью Риф, нанося удары по врагу.
Северные форты
К оборонительным сооружениям, находящимся с северной стороны острова, относят 7 номерных фортов и 2 крепости – Тотлебен и Обручев.
Первые защитные редуты были построены из бревен. С 1863 года они начали перестраиваться. Укрепления возвели из камня и бетона. В начале XX века построены более современные фортификационные сооружения.
Во время финской компании, наши артиллеристы держали под обстрелом позиции финнов в районе реки Сестра. В Отечественную войну северные бастионы уничтожали фашистов, занимавших северную часть Финского залива.
Что посмотреть в Кронштадте – церкви и храмы
Во всех городах России того времени, строившихся для защиты рубежей Отчизны, имелась, как минимум, одна церковь. Здесь воины могли получить благословение на ратные подвиги. Здесь же отпевали павших в сражениях, предавая их земле. В Кронштадте несколько святынь, открытых для верующих.
Морской собор
Первый, Богоявленский, храм для моряков, просуществовал около 100 лет. Его построили из дерева, по приказу императора Петра I. Работы велись в 1728-1731 г. г. Через век ветхое строение заменила новая деревянная церковь.
В 1896 году к Николаю II обратились с просьбой о строительстве храма, посвященного всем морякам, прославлявшим Россию, ее флот, и павшим во время сражений.
Получив разрешение царя на возведение собора, начали подготовительные работы. Само строительство храма продолжалось 10 лет (с 1903 по 1913 годы).
Храм напоминает внешним видом Константинопольскую Свято-Софиевскую церковь. Но, у Морского собора в Кронштадте другие пропорции, он носит имя Николая Угодника, покровительствующего путешественникам и морякам.
Связь церкви и мореплавателей видна издалека. Купольный крест вписан в корабельный штурвал, а на краях куполов виднеются переплетенные с канатами якоря. Морской собор – самое высокое здание города. Его «рост» – 70,5 м. Во время служения здесь может разместиться 3000 верующих.
В храме находятся доски из черного мрамора, на которых высечены имена, моряков, погибших в сражениях и на службе. Кроме 12 тыс. фамилий людей, преданных морскому делу и ушедших в 1796-1917 гг., на беломраморных досках находится список из 14 священнослужителей, погибших, исполняя свои обязанности.
Здание Морской церкви – одно из немногих, где имеются витражные окна. Убранство собора – это сочетание православной символики с элементами морской жизни. Царские врата храма украшены Андреевским флагом. А одна из дверей – якорем и буквами «альфа» и «омега», символизирующими первые и последние шаги земной жизни.
Восстановление святыни началось в 2002 году. Через 11 лет, к вековому юбилею Николаевского храма, Морской собор снова распахнул свои врата для верующих.
Владимирский собор
Первая деревянная церковь, на месте собора, была построена в начальные годы XVIII столетия. Здание храма несколько раз перестраивали. Но, с ростом числа верующих, и оно не могло вместить всех прихожан.
В связи с этим, под руководством С. Грейфана, в 1875 начали возводить новый храм, из камня. Проект церковного здания принадлежит архитектору Д. Гримму. Строительство завершили в 1882 г. После окончания работ новый храм стал вмещать около 3 тыс. верующих. Его колокольня расположилась на высоте 50-ти метров. Церковь расписана по эскизам Е. Годуна.
Главной святыней собора была Владимирская икона Богоматери, созданная в 1703 году. Во время церковных гонений (в 1931 году), образ изъяли органы власти. Ее до сих пор не удалось найти.
Сейчас эта белостенная жемчужина – украшение Кронштадта. Но история храма тяжела и трагична. После закрытия в 1931 г., заброшенное здание собора разрушалось. Война также оставила свои следы на стенах святыни.
В 50 г. г. прошлого века церковь трижды взрывали, но храм выстоял. Полуразрушенный, он простоял около 40 лет. Вернулся Владимирский собор в лоно церкви лишь в 1990 году. Его восстановили, и он снова открыт для прихожан и гостей Кронштадта.
Богоявленская часовня
«Спас-на-водах» — второе название часовни. Ее возвели к 200-летию Кронштадта. Сначала на месте святыни находилось деревянное здание, но его в 1903 г. перенесли в другое место. Для новой часовни выбрали возвышенность, которую выложили булыжником и украсили ограждением морской тематики. Оно состоит из изображений скрещенных якорей и корабельных цепей.
Многие сооружения в городе возводились на пожертвования. Не стало исключением и строительство часовни. Осенью 1904 г. создали внешний облик церкви. Интересно архитектурное воплощение часовни. Это первое здание, имевшее восьмиугольную пирамидальную крышу. Она была покрыта черепицей двух цветов – зеленого и синего. Стены церкви – необработанный гранит. Стекла дверей были зеркальными, иконы из мозаики украшали стены храма.
В советские годы часовню разрушили, она долго пустовала. Только в начале нашего столетия начались восстановительные работы. Открытие церкви приурочили к 300-летию основания города.
Музеи Кронштадта – куда сходить самостоятельно
Близость Кронштадта к Санкт-Петербургу предопределила его историческую судьбу. Память об уже прошедших временах и о событиях дней сегодняшних хранится в музеях и мемориальных комплексах города.
Музей истории Кронштадта
Морские ворота Петербурга, по сути, большой музей под открытым небом. Каждая улица города связана с каким-либо историческим событием или со знаменитой личностью, некогда проживавшей или бывавшей в Кронштадте.
Городской исторический музей начал свою работу относительно недавно – в 1991 году. Его создателями стала группа инициативных горожан. Подобное учреждение имелось в городе-крепости и ранее, в послевоенные годы. Но его экспозиции носили другую направленность.
Первые выставки будущего музея состоялись в 70-х годах прошлого столетия. Культурный центр не имел постоянного места прописки, его экспозицию разместили в Центральной библиотеке Кронштадта.
Место для размещения экспонатов, предоставленных местными жителями, и собранных краеведами-добровольцами нашли в 2006 году. Сейчас музей истории расположен в здании водонапорной башни.
Краеведческий комплекс предлагает экскурсии, тематические программы, ведет просветительскую деятельность.
Морской водолазный музей
Первый в стране комплекс, посвященный водолазному делу, открыли в 2012 году. Начало работы музея приурочили к 130-й годовщине основания водолазной школы Кронштадта.
Экспонаты для центра культуры собирали всем миром – помощь в этом оказывали неравнодушные горожане, моряки, подводники. Сейчас в музее имеется 2 зала – один из них посвящен Великой Отечественной войне, второй – истории водолазного дела.
Здесь можно узнать о развитии в России подводного дела, о работах по подъему затонувших кораблей, узнать о технологиях работ под водой в прошедшие и нынешние времена.
В другом зале экскурсоводы в ходе экскурсии расскажут посетителям о подвиге подводников во время Отечественной войны, ознакомят с экспонатами, раскрывающими тяжелую судьбу блокадного Ленинграда.
В планы музея входит создание новой экспозиции. Ее планируют сделать из техники, затонувшей во время боев на Балтике во время Великой Отечественной войны.
Музей-кабинет Попова
Развитие радио, создание беспроволочного телеграфа неразрывно связаны с именем выдающегося изобретателя – А. Попова. При его активном участии велась подготовка специалистов для нужд флота Российской Империи, для многих гражданских учреждений страны.
Музей находится в здании, где в офицерском классе минного дела вел уроки и проводил эксперименты знаменитый физик-новатор. Здесь же был проведен и первый радиосеанс, позволивший связаться по беспроводной связи на расстоянии 30 сажень.
Это первый музей, созданный в Кронштадте. Его основали в 1906 году. Здесь можно найти много экспонатов, связанных с работами великого физика, приборы, разработанные лично изобретателем, внесшим большой вклад в развитие физики.
В 1945 году, рядом с мемориалом, установлен бюст Александру Попову – великому физику-первооткрывателю.
Арсенал
Морской Артиллерийский Арсенал, музейная площадка боевых орудий, появился в 1809 году. Начавшаяся с нескольких пушек экспозиция постепенно обрастала экспонатами. В 1855 г. построили модель-камеру, где стали хранить музейные реликвии. Спустя 12 лет ее переименовали в Отделение Морского музея.
Здесь можно было найти модели кораблей, сошедших со стапелей верфей Кронштадта, орудие, изготовленное еще во времена Петра I, знамена поверженных противников, много других исторических раритетов. В начале XX столетия многие экспонаты были отправлены в другие военные музеи России.
Сейчас Арсенал представляет интерес для туристов, как архитектурный памятник. Но энтузиасты пытаются сохранить традиции этого музейного комплекса. В 2004 г. была частично восстановлена экспозиция старинных орудий с треугольниками ядер. Внутри здания работает постоянная экспозиция об истории части.
Музей маяков
Создание маячной службы в России датируется 1807 годом. Сейчас путь судам указывают с помощью радиосигналов и спутников. Но, выстроенные когда-то башни маяков, подававшие световые сигналы морякам, до сих пор вызывают восхищение у туристов.
Об устройстве маяков, о работе их смотрителей и рассказывает этот музейный комплекс. Он расположен в здании форта «Великий князь Константин». Первый Музей маяков открыли в 2017 году. Сейчас его экспозиция насчитывает более 100 экспонатов.
Памятники и знаковые места Кронштадта
В городе, связанном с развитием морского флота России, найдется немало памятников и памятных мест. С берегов Балтики моряки отправлялись на ратные подвиги и на покорение новых земель в честь Государства Российского.
Памятник адмиралу Макарову
Памятник флотоводцу, океанографу и кораблестроителю решили поставить, практически сразу, после его гибели в 1904 году. Вся его жизнь связана с морем, с созданием и развитием флота Российской Империи.
Памятник адмиралу установили на Якорной площади, рядом с Морским собором. Его постаментом служит каменная глыба. У ног Макарова бьется волна, выполненная в виде дракона, увлекающего флотоводца в морскую пучину.
На подножии памятника изображены знаковые события их жизни адмирала:
На лицевой стороне постамента виден девиз великого флотоводца – «Помни войну». Как говорили его современники, Макаров следовал ему всю жизнь.
Памятник котлу и герб Кронштадта
Предание гласит – при атаке крепости, шведы, увидев русских солдат, поспешили покинуть остров на лодках. Во время бегства враги забыли котелок с рыбной похлебкой. С тех пор, за этой частью суши закрепилось новое название – остров Котлин.
С 1730 года, городской герб, утвержденный Анной Иоанновной, имеет несколько символов – котелок, Балтийское море и остров Котлин (справа). Слева на гербе изображены крепость и маяк.
Памятник котлу установили в 1999 году. Вскоре Безымянный переулок – место установки оригинального сооружения, стал пешеходной зоной.
Памятник Иоанну Кронштадтскому
Первый в стране мемориал в честь священнослужителя. Его установили в 2008 г., около дома, где Иоанн жил более полувека. Праведника почитали наравне с Патриархом. Его слова часто становились пророческими.
Святой Иоанн прославился своими делами. Его молитвы помогали людям избавиться от болезней и недугов. Слава о нем разнеслась по всей России. За исцелением съезжались со всех уголков большой страны. Все полученные в качестве вознаграждения средства, Иоанн тратил на благотворительность.
В городе создали с его помощью Дом трудолюбия. В нем был храм. Здесь учили детей, оказывали помощь больным. При Доме открылись первые ясли в России.
Праведник много проповедовал. Его мысли изложены в дневниках, он написал книгу «Жизнь во Христе». Святой Иоанн ушел из жизни в 1908 году. В 1990 г. его канонизировали. Ежегодно, 2 января, в его честь проходит памятная служба.
Памятник подводникам Балтики
В городе, породнившемся с морем, немало памятников морякам. Празднование 55-й годовщины Победы отметили установкой монумента, посвященного воинам-подводникам, громившим врага на Балтийском море.
Памятник сделан в виде ограждения рубки. Построенная в 1953 году лодка, имела номер С-156. Позже (с 1972 года) она стала носить новое имя. «Комсомолец Казахстана» отдал флоту почти 40 лет, и был списан со службы.
Орудие старшины 1-й статьи Ивана Тамбасова
Старшина Тамбасов выбрасывал раскаленные снаряды в воду. Последний из них взорвался в руках героя. Ценой собственной жизни боевое судно было спасено.
После списания судна, боевую установку, с которой Иван Тамбасов наносил удары по врагу, сняли с корабля и разместили вблизи Якорной площади. Это еще один мемориал морякам-балтийцам, не щадивших собственной жизни, защищая Ленинград.
Памятник колюшке
В 2005 г. на стене Обводного канала, напротив футштока, установили памятник небольшой рыбке – колюшке. Эта колючая морская обитательница спасла жизнь многим ленинградцам.
Ее ловили сачками – из-за малых размеров, рыбу невозможно было выловить сетью. В голодное блокадное время из улова делали котлеты (они считались деликатесным блюдом), на костной рыбной муке готовили похлебку.
Ежегодно, 27 января, благодарные горожане приносят цветы к памятнику маленькой рыбешке, помогавшей выжить ленинградцам, выстоять и победить врага.
Кронштадтский футшток и здание мареографа
Футштоком называют специальную планку с разметкой. С ее помощью измеряют уровень поверхности воды. Сооружение в Кронштадте – одно из первых в мире. По его показаниям определяют уровень воды на Балтике. Результаты измерений помогают правильно рассчитать глубину любых водоемов.
На устой Синего моста в 1840 г. нанесли нулевой уровень. Позже, в 1889 году, установили линейку из металла. Риска на ней показывает эту отметку.
В 1898 году поставили мареограф – футшток с самописцем. Он автоматически фиксирует уровень воды в море. Сейчас прибор находится в небольшой постройке советских времен. Она оформлена в стиле Петровского времени.
Хотя мареограф – это самописец, его показания, четырежды за сутки, снимают и фиксируют работники метеослужбы Кронштадта. С показаниями футштока сверяются, определяя глубины на Балтике. А по всей территории России, с его помощью, вычисляют все абсолютные высоты.
Многие туристы считают маяком это стремящееся ввысь сооружение. Задний створный знак Кронштадтского рейда – правильное название строения. Такие знаки устанавливались в помощь капитанам судов.
Створные знаки – парные. Первый из них ниже, второй – выше. Они устроены очень просто. Это белые щиты с вертикальной линией. Когда стоящий у штурвала капитан видит дальний знак, как продолжение ближнего, а линии 2-х сооружений составляют одну сплошную вертикаль – это значит, что он идеально попал в фарватер.
В ночное время входной знак горит постоянным светом, а выходной (задний) знак мигает.
Высота Кронштадтского «маяка» – 41 м, и его видно с расстояния в 30 км. Его построили в 1898 г. Эту башню перестроили в 1913 г. Навигационное сооружение находится в рабочем состоянии. Оно используется в качестве резервного указателя фарватера.
Макаровский мост
Мост построен в 1913 году. Хотя в советские времена власти дали ему название «Красный», для народа он всегда был Макаровским. Строение носит имя знаменитого флотоводца и находится напротив Николаевского Морского храма.
Ощущение легкости и воздушности мосту придает ажурное плетение боковых частей. Применение корабельного способа строительства позволило установить мост всего за 3 месяца. Первое сооружение имело деревянное покрытие на клеточном каркасе из металла. Все крепилось на основании из гранита.
В 70 г. г. прошлого века мост подвергся реконструкции – заасфальтировали металлические пластины, сменившие дерево в покрытии перехода. Переправа перекинута через Петровский овраг. По нему вода самотеком из дока попадала в специальный бассейн. Далее ее выкачивали в Финский залив.
Архитектура города и места отдыха горожан
Туристам, желающим ознакомиться с архитектурой города-крепости, будет интересен осмотр таких зданий и сооружений, имеющих историческое значение:
Горожане и гости Кронштадта с удовольствием отдыхают в старинных парках. Их уютные, тихие аллеи помогают отвлечься от повседневных забот, снимают усталость и дают заряд бодрости.
Петровский парк
Он самый ухоженный и благоустроенный. Зона отдыха находится у одноименной пристани. Сначала здесь была заболоченная местность, но при строительстве дока сюда ссыпали землю. Ее было столько, что болото превратилось в хорошо утрамбованную площадь.
Место начали благоустраивать в 1839 году. В это время губернатором стал Беллинсгаузен. По его решению здесь был разбит сад. Проект парка появился в пятидесятых годах XIX столетия. Он совмещал в себе голландский и французский стили. К работам приступили в 1861 г. через 20 лет парк обнесли красивой чугунной оградой.
В 1841 г. в парке установили первый ростовой памятник Петру I. До этого были конные монументы или бюсты. Произведение садово-паркового искусства получило имя императора.
Летний сад
Самый старый сквер города. В 1824 году наводнение сильно его разрушило. Разбивку новых парковых аллей сделали в 1828 г. Чугунную ограду парка отлили на пароходном заводе Кронштадта.
В саду сохранилось лишь несколько памятников, установленных в разные годы. Главная аллея парка заканчивается на берегу, у небольшого Грота. От него гранитные ступени ведут к доковому бассейну – части сухопутного Петровского дока.
Андреевский сквер
Парковая зона хранит свое историческое название, связанное с Андреевским собором, находившимся здесь до советских времен. Здесь служил Иоанн Кронштадтский. Храм разобрали, хотя он являлся ярким архитектурным сооружением эпохи классицизма.
В 1955 г. в сквере установили памятник Ленину, который, спустя время, был перенесен.
Ранее сквер гордился красивым комплексом, состоявшим из каскада фонтанов. Сейчас рассматривается вопрос о восстановлении Андреевского сквера. Решается и проблема строительства архитектурных сооружений, схожих с оригинальными.
В Андреевском сквере с удовольствием проводят свое свободное время горожане и гости города-крепости.
Читайте также обзоры других городов Ленинградской области и их окрестностей:
О Кронштадте, о его истории и героическом прошлом можно рассказывать очень долго. Проще будет посетить нынешний пригород Санкт-Петербурга, чтобы самостоятельно воочию увидеть красоты морских ворот Северной столицы России.