Что после эпохи возрождения

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

Социально-политическая ситуация в Италии

Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

Культурные условия во Флоренции

Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

Общие особенности

Возрождение значимости человека в эпоху Ренессанса заключалось в отвергнутых идеалах средневекового аскетизма. Отрицая схоластику и иерархию «Тёмных веков», новая эра подчеркнула необычайное достоинство человека и ценность его земной жизни. Любопытство и желание познать мир вылились в великие географические и научные открытия.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

Философские течения

Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

Искусство и наука

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

Хотя вокальная музыка ещё была популярна в какой-то мере, инструменты начали играть всё более важную роль. Особенно популярным в качестве сопутствующего и сольного инструмента была лютня. Растёт число мастерских по изготовлению инструментов, где создаются целые «семьи», соответствующие хоровой аранжировке, например, альт, тенор и бас-флейты. Эталоном считался эвфонический звук, подчёркивающий согласованность голосов.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов характеризуется объёмной одеждой и изобилием слоёв (что являлось одной из реакций на малый ледниковый период, особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, скошенные черты, обилие вышивки, накладные планки и другие формы поверхностного орнамента стали править балом. Высокие узкие линии костюмов позднесредневекового периода сменились широким силуэтом, коническим для женщин и квадратным для мужчин. Рукава платьев были надуты, разрезаны и повёрнуты назад, чтобы показать контрастные накладки.

XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

Ренессанс в России

Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

Закат эпохи

Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрождения

Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

Источник

Что после эпохи возрождения. Смотреть фото Что после эпохи возрождения. Смотреть картинку Что после эпохи возрождения. Картинка про Что после эпохи возрождения. Фото Что после эпохи возрожденияmaxxbay

Обо всех и обо всем

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *