Что послужило началом троянской войны
Троянская война – каким было легендарное сражение?
Цикл мифов о Троянской войне является одним из самых масштабных и впечатляющий среди древнегреческих преданий. Это легендарное противостояние вошло в мировую культуру как символ непримиримости, могущества богов, храбрости, самоотверженности и даже любви. Ведь не секрет, что началась Троянская война именно из-за любви.
Как говорят французы, “Шерше ля фам” (“Ищите женщину”). Хотя война и считается мужским делом, эта история начинается именно с женщины. Что же стало причиной войны между греками и троянцами? Каких героев открыла война?
Роковое яблоко
Наиболее подробно о Троянской войне, её событиях и героях нам рассказывает Гомер в своих бессмертных поэмах «Илиада» и «Одиссея». Что примечательно, в этих легендах встречаются и уже давно знакомые персонажи древнегреческих мифов – Одиссей, Эней, Главк, Диомед. Как предполагают историки, это противостояние развернулось приблизительно в XIII-XII веках до нашей эры, хотя её датировка уже много веков остаётся весьма спорной.
Но что же положило начало Троянской войне? Как ни странно, но первым событием в цепочке происшествий, приведших к вражде греков и троянцев, стала свадьба Пелея и Фетиды.
Сандро Боттичелли «Суд Париса», 1485 год
Местонахождение: Фонд Джорджо Чини, Венеция, Италия
На неё были приглашены все боги, за исключением богини раздора Эриды (и вправду – к чему раздор на свадьбе). Вот только мстительная небожительница всерьёз обиделась на людей, после чего подбросила яблоко с надписью “Прекраснейшей”.
Увидев его, три богини – Афина, Гера и Афродита – вступили в жаркий спор. Каждая из них считала, что яблоко предназначается ей.
Не в силах разрешить конфликт, они отправились к верховному богу Зевсу, который сумел бы рассудить их. Вот только хитрый Громовержец не пожелал участвовать в женских склоках, после чего передал суд в руки самого красивого мужчины мира – троянского царевича Париса.
Каждая из богинь пообещала свой дар царевичу, если тот отдаст ей заветный плод. Сам же Парис предпочёл вручить яблоко Афродите, подарком которой стала любовь самой прекрасной женщины. Казалось бы, спор был решён, однако это были лишь первые шаги к началу грандиозного противостояния.
Богиня любви и красоты Афродита получила яблочко / © Артур Брагинский / newsland.com
Запретная любовь Париса и Елены
С дипломатической миссией Парис по указанию своего отца прибыл в Спарту. Именно там он увидел Елену, супругу местного царя Менелая. Взаимное чувство поглотило двух молодых людей.
Елена Прекрасная охотно согласилась последовать за Парисом в Трою. Похищение жены спартанского царя уже было веским поводом для начала войны. Менелай пытался избежать конфликта, потребовав возвращения Елены, однако троянский правитель и его сын были непреклонны.
Бюст Менелая / © Рierre Вenjamin / pierrebenjamin.artstation.com
Тогда спартанский царь собирает могучее войско. Его надёжной поддержкой стал брат Агамемнон, ставший во главе греческой армии, знаменитые герои Ахилл, двое Аяксов, Одиссей, Диомед.
Правда, некоторые из них изначально пытались уклониться от участия в сражении с Троей. К примеру, Одиссей прикинулся безумным, но был раскрыт, а Ахилл и вовсе переодевался по требованию матери в женские наряды, однако и этот замысел потерпел крах.
Кадр из фильма «Троя», 2004 год
Елена Троянская в исполнении Дианы Крюгер
Путь к Трое
Огромное войско Агамемнона и Менелая собралось в Авлидской гавани, откуда начинался их путь по морю к Трое. Как пишет Гомер, там воины увидели странную картину. Выползшая из-поддерева змея подобралась к птичьему гнезду. Она проглотила восемь птенцов и самку воробья, после чего внезапно окаменела. Это было расценено как знамение: война с троянцами будет длиться девять лет, а на десятый год завершится падением Трои.
Путь к Трое оказался крайне сложным для греков. Из-за штормов и течений их вынесло к берегам Мизии, где произошло ошибочное столкновение, из-за чего часть отрядов оказалась разбита.
Продолжив путь, ахейцы вновь попали в шторм, после чего оказались в начальной точке пути – Авлиде. Долгое время они не могли выйти из гавани, и Агамемнону пришлось спросить оракула, как следует поступить.
Шарль де Лафосс «Жертвоприношение Ифигении», 1672 год
Местонахождение: Версальский дворец, Франция
Начало Троянской войны
Многочисленные отряды греческого войска разместились на Троянской равнине. Пока воины отдыхали, Одиссей с Менелаем отправились к стенам Трои, чтобы в последний раз потребовать выдачи Елены Прекрасной.
Конечно, троянцы снова отказали ахейцам, что становится решающим этапом войны. Теперь уже греческие войска решили наступать на город, однако Трою можно было без преувеличения назвать неприступной крепостью.
Стены Трои были неприступны / © Karl Schulschenk / karlschulschenk.artstation.com
Несмотря на то, что войско троянцев было несколько меньше, чем армия Агамемнона, укрепления городских стен оказались по-настоящему нерушимыми. Не в силах захватить город, ахейцы принялись грабить и разрушать окрестные селения.
Все девять лет Троянской войны греческие отряды пытались взять трою, однако им не удавалось это. Как и в любом сражении, результаты были переменными. От стрел ахейцев погибло немало троянских героев, однако сам город не сдавался.
Как и было предсказано, судьбу каждой из противоборствующих сторон определил последний, десятый год войны. Именно он стал трагическим для участников противостояния. Даже долгожданный триумф окажется совсем не таким, каким его видел победитель.
Оказавшись под стенами города, греческие воины поняли, что Троя не падёт после первого же их натиска. Целых девять лет длилось жестокое противостояние, однако победитель сражения так и не был определён. Решающим считается десятый год, что стал последним в противостоянии. Чем же он стал для каждой из сторон? Почему даже триумф не принёс счастья победителям?
Симон де Влигер «Осада Трои», 1631 год
Местонахождение: Частная коллекция
Ссора Агамемнона и Ахилла
Греческие войска, пробывшие под стенами Трои девять лет, постепенно превращались в разрозненные группы, а некоторые их представители и вовсе начали вражду друг с другом.
Наиболее ярко это выразилось в конфликте Агамемнона, предводителя армии, и одного из главных греческих героев, Ахилла. Тогда в греческое войско пришёл старый жрец Аполлона Хрис. Он заявил, что его дочь Хрисеида была схвачена Агамемноном, после чего потребовал вернуть девушку.
Шарль Антуан Куапель «Ссора Ахиллеса и Агамемнона», ок. 1711 года
Местонахождение: Музей изящных искусств, Тур, Франция
Ахейский царь отказался, за что был наказан Аполлоном, наславшим на греков моровую язву. Испугавшись гнев бога, Агамемнон вернул Хрисеиду, однако взамен неё забрал пленницу Ахилла, красавицу Брисеиду.
Легендарный герой был разъярён этим поступком. Ахилл заявил, что не станет принимать участия в войне на стороне Агамемнона. Свою мать он попросил молить Зевса, чтобы неудачи греков продолжались, пока Агамемнон не принесёт свои извинения.
Сражение Менелая и Париса
На следующий день троянцы, узнав о расколе в греческом лагере, вышли на равнину, где им предстояло сражение с греками. Вот только каждая из сторон хотела избежать больших потерь, а потому решили, что исход битвы определит поединок Париса и Менелая. Победителю достанутся и Елена Прекрасная, и слава триумфатора.
Здесь хочу отметить, что Парис, в отличие от Менелая, никогда не демонстрировал блестящих навыков воина. Царевич был достаточно изнеженным и слабым, а потому неудивительно, что едва не погиб в бою со столь могучим противником. Спасением Париса стало появление Афродиты, что унесла его за стены Трои.
Жак Луи Давид «Елена Прекрасная и Парис», 1788 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Поражение потерпел Парис, а потому Менелай требовал вернуть ему супругу, Елену Прекрасную, однако троянский царевич наотрез оказывался выполнять условия этого договора.
Между греками и троянцами установилось хрупкое перемирие, однако оно было нарушено лучником Пандаром, что выпустил стрелу в Менелая. Это и можно считать началом решающей фазы военного конфликта.
Возвращение Ахилла
Во время битвы знаменитый троянский герой Гектор убивает Патрокла, друга Ахилла. Эта потеря, ставшая личным горем для грека, даёт ему силы примириться с Агамемноном. Теперь он возвращается в войско, становясь грозой всех троянцев. Одно только появление Ахилла приводило в ужас прославленных троянских воинов.
В поединке с греками гибнут многие знаменитые троянцы. Однако Ахилл стремится отомстить своему главному противнику – Гектору. Он вызывает того на бой, и троянский воин, покинув стены Трои, оказывается один-на-один с “жутким” Ахиллесом.
Осознавая силу и превосходство своего противника, Гектор помчался прочь, однако Ахилл не отступал. Он одерживает победу над троянцем. По случаю погребения тел Патрокла и Гектора было установлено недолгое перемирие, во время которого воины каждой из сторон простились со своими соратниками.
Николай Ге «Ахиллес, оплакивающий Патрокла», 1855 год
Местонахождение: Национальный Художественный музей, Минск, Беларусь
Потери греков и троянцев
Однако в греческом лагере продолжались раздоры. Серьёзный спор происходит между Одиссеем и Ахиллом. Последний утверждал, что Трою можно взять лишь с помощью огромной силы армии, а вот Одиссей заметил, что город неприступен, значит, покорить его можно лишь хитростью.
Вскоре после этого разговора Ахилл пытается доказать свою правоту. Он пытался пробраться в Трою через Скейские ворота, однако стрела, выпущенная Парисом, нанесла смертельную рану греку. Теперь уже и армия Агамемнона потеряла величайшего из своих героев.
Ахилл убивает Гектора
Кадр из фильма «Троя», 2004 год
Впрочем, вскоре потери происходят и в стане троянцев Филоктет во время боя смертельно ранит Париса. Царевич из последних сил добирается в священную рощу, где живёт его первая жена, нимфа Энона.
Он просит её излечить рану, однако та отказывается – в ней жива обида за то, что Парис предпочёл Елену Прекрасную. Царевич умирает на её руках, а Энона, не выдержав потери, накладывает на себя руки.
Томас Деджордж «Энона отказывается лечить Париса», 1816 год
Местонахождение: Музей Роже-Кийо, Клермон-Ферран, Франция
Хитрость Одиссея
Греки пытались всячески умилостивить богиню войны Афину. Они даже похитили из её храма Палладий, который, тем не менее, успеха в битвах не принёс. Тогда у Одиссея рождается гениальная идея, внушённая богиней.
Греками был построен гигантский деревянный конь, способный вместить часть войска. Когда строительство было завершено, греки спрятались внутри конструкции. Наутро троянцы увидели пустую равнину и высокую фигуру коня.
Оставленный рядом с ним родственник Одиссея, хитрый Синон, сказал, что с помощью изваяния греки хотели умилостивить Афину, искупив вину за похищение Палладия. Решив, что войска Агамемнона ушли, троянцы ликуют, завозя коня в свой город и устанавливая его рядом со святилищем богини.
Керстиан де Кейнинк «Пожар Трои», последняя треть XVI века
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Исход Троянской войны известен всем. Вышедшие из коня греки подали сигнал своим соратникам, оставшимся на кораблях. Они открыли ворота, после чего в ночную спящую Трою вломилась вся армия Агамемнона. Троя была разрушена и сожжена, а греки не представляли, что триумф окажется недолгим. Менелай и Одиссей со своими командами несколько лет скитались по морям, а Агамемнон по возвращении на родину был убит собственной женой.
Троянская война
Троянская война | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иоанн Георг Траутманн. «Падение Трои» | |||||||||
| |||||||||
Противники | |||||||||
Греки Микены Итака Спарта | Троянцы и их союзники | ||||||||
Командующие | |||||||||
Агамемнон Менелай Нестор Ахилл† Одиссей Аякс Великий† | Приам Гектор† Парис† |
Троя́нская война́ — война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады» предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им.
Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание возбудить интерес в слушателе новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады» и «Одиссеи» Эней, Сарпедон, Главк, Диомед, Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей таких, как амазонка Пентесилея, Мемнон, Телеф, Неоптолем и другие.
Наиболее подробное сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2-х поэмах — «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер считает квази-исторический факт похищения Елены.
Содержание
Датировка
Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря» — стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны. Американские астрономы, исследуя события «Одиссеи», пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э. [1]
Перед войной
По версии народного сказания, на свадьбе Пелея и Фетиды, чествовать которых были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; эта последняя богиня, оскорбленная оказанным ей пренебрежением, бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Последовал спор между Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение кому-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина — дочерью. Тогда он отдал суд Парису.
Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Парис обольстил Елену, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.
Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которою ранее связал их отец Елены, Тиндарей. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.
Не все охотно приняли участие в войне. Одиссей пытался уклониться, притворившись безумным, но Паламед разоблачил его. Кинир не стал союзником греков. Пемандр и Тевтис не участвовали в походе. Фетида пытается укрыть своего сына у Ликомеда на Скиросе, но Одиссей находит его, и Ахилл охотно присоединяется к войску. Дочь Ликомеда Деидамия рождает Ахиллу сына Неоптолема.
Состоявшая из 100 000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии, при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции).
Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант, вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои.
Начало войны
Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Азии. Греки высадились по ошибке в Мисии — стране Телефа. Началась битва, в которой Ферсандр был убит Телефом, но Телеф — тяжело ранен Ахиллом, его войско разбито.
Затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, ахейцы вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомером не упоминается). Телеф, прибывший в Грецию, указал морской путь ахейцам и был исцелен Ахиллом.
Причалив на Тенедосе, греки захватывают остров. Ахилл убивает Тенеса. Когда греки приносят жертвы богам, Филоктета укусила змея. Его оставляют на пустынном острове.
Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней, Главк и др.), но, боясь Ахилла, они не решаются дать решительное сражение.
Ахилл убивает Троила и Полидора и пленит Ликаона.
С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленный и защищаемый город и ограничиваются тем, что опустошают окрестную страну и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахилла, более или менее отдаленные походы на соседние города.
Ахилл захватил Лесбос (см. Трамбел); Фивы Плакийские — родину Ээтиона. Среди девушек, попавших в плен, наиболее известны Текмесса, Хрисеида и Брисеида.
Паламед с помощью Энотроф решает проблему снабжения войска продовольствием, но Одиссею с помощью обмана удаётся погубить героя.
События «Илиады»
Наконец наступает определенный богами 10-й год, события которого, на протяжении 41 дня, рассказываются в «Илиаде». Хрис, жрец Аполлона, приходит в греческий стан выкупить взятую в плен и доставшуюся в рабыни Агамемнону дочь Хрисеиду.
Получив грубый отказ, он обращается с мольбой об отмщении к Аполлону, который насылает на войско моровую язву. В собрании греков, созванном Ахиллом, Калхант объявляет, что единственное средство умилостивить бога состоит в выдаче Хрисеиды её отцу без выкупа. Агамемнон уступает всеобщему требованию, но, чтобы вознаградить себя за эту потерю, отнимает у Ахилла, которого считает инициатором всей интриги, его любимую рабыню Брисеиду. В гневе Ахилл удаляется в палатку и просит свою мать Фетиду умолить Зевса, чтобы греки до тех пор терпели поражения от троянцев, пока Агамемнон не даст ему, Ахиллу, полного удовлетворения (1 рапсодия).
Троянцы немедленно выходят на равнину; Агамемнон назначает следующий день для битвы (2 рапс.).
Войска выстраиваются друг против друга, но вместо битвы устраивается соглашение: распрю должен решить поединок между Парисом и Менелаем, с тем, чтобы победителю досталась Елена и похищенные у Менелая сокровища. Парис терпит поражение и, только благодаря вмешательству Афродиты, избавляется от смерти (3 рапс.).
Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (4 рапс.), Элефенор убит Агенором.
В битве Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Арея (5 расп.). Менелай убивает Пилемена, но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема.
День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аяксом Теламонидом. Во время заключенного обеими сторонами перемирия, предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.).
Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.).
На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве, но Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этою целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.).
Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают троянского шпиона Долона и убивают фракийского царя Реса, прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.).
На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.).
Ещё раз греческие герои, особенно оба Аякса и Идоменей, с помощью Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причем Идоменей убивает Асия, Аякс Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако, Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые, по приказанию Зевса, вселил в него Аполлон (13 рапс.). Троянец Деифоб убивает Аскалафа, а Гектор сражает Амфимаха, Полидамант же (14 рапс.) убивает Профоенора.
Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям, которые Аякс тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония, а Медонт сражен Энеем.
Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами, многие из них гибнут, и в том числе Астеропей и главная надежда троянцев — Гектор (19—22 рапсодия).
Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением Гектора и установлением для этой последней цели 11-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады.
Заключительный этап войны
Тотчас по смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка, но погибает от руки Ахилла.
Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха. Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.
Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет, и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса — Неоптолема.
Мисиец Еврипил прибывает на помощь троянцам, убивает в бою Махаона и Пенелея, но погибает от руки Неоптолема.
Филоктет смертельно ранит Париса. Его первая жена Энона отказывается излечить его, и Парис умирает. Деифоб, брат Париса, берёт Елену в жены.
Когда похищение Палладия из храма Афины, удачно выполненное Диомедом и Одиссеем, не помогло взять город, греки прибегают к хитрости.
По совету Афины, Эпей, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса, в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Судьба Лаокоонта, советовавшего разрушить коня, убедила троянцев в правде слов Синона: так как городские ворота оказались узкими, троянцы делают в стене пролом и, поместив коня в акрополь, посвящают его Афине. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знак греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.
Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей; жители отчасти избиваются, отчасти уводятся в рабство, а город предается огню и разгрому. Менелай убивает Деифоба и освобождает Елену. Неоптолем убивает Агенора, Полита и самого Приама у алтаря Зевса. Диомед убивает Кореба, жениха Кассандры. Ребёнка Астианакта, сына Гектора, победители сбрасывают с башни.
После войны
Из представителей царского дома остаются в живых лишь Гелен, Кассандра, Навпрестиды, Гекторова супруга Андромаха и Эней с Анхизом и Асканием (Гекуба вскоре умирает). Акамант и Демофонт освобождают из плена свою бабушку Эфру. Лаодику поглощает земля. Поликсену приносят в жертву на могиле Ахилла.
Таково основное содержание сказаний о Троянской войне, почерпнутое из хранилищ древнегреческих мифов и преданий.
Историческая трактовка эпоса
Аллегорическое библейское и философское толкование
С появлением «Prolegomena» Фр.-Авг. Вольфа в 1795 г. возникают новые приемы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Хейне, Кройзера, Макса Мюллера, К. О. Мюллера и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание — древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений).
Отнесение событий к истории других регионов
Из исследователей XVIII в., пытавшихся исторически обосновать сказания о Троянской войне, Бриянт относил эту войну к египетской истории; ван дер Хардт доказывал, что в Илиаде описывается война с флегийцами, происходившая в Беотийском Орхомене.
Историческое толкование
Историческая критика XIXв. вообще приняла воззрение древности на Троянскую войну, как на исторический факт, но начиная с Мюлленгоффа [6] выставляла разнообразные объяснения этого факта. По Мюлленгоффу, в Гомеровском эпосе отражаются события, сопровождавшие финикийскую колонизацию северо-западного побережья Малой Азии. Семитические сказания перешли к грекам и, после победы последних над финикиянами, были эллинизированы и выражены в той форме, в какой дошли до нашего времени.
По Рюккерту (1829 год), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания — мифические фигуры, однако, Троя — исторический город, и Троянская война — исторический факт. Истинными героями Троянской войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопоннесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие.
По E. Куртиусу, Троянская война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков — Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы.
Теория Дункера, Вилламовица-Меллендорффа, Эд. Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось мнение, согласно которому историческое ядро Троянских сказаний составляет эолийская колонизация. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание северо-западного берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трёх столетий.
Большинство филологов начала и средины XIX в. в вопросе об исторической основе Троянских сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Троянской войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопоннесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Мюллер, Нибур, Велькер, Ницш, Герхард, Лауэр, Бергк, Гайцер, Дюнтцер, Рауль-Рошетт, Маннерт, Херен, Пласс, Форбигер, Ваксмут, Дуру, Ленорман, Пэйн Найт, Глэдстоун и другие.
Из новейших теорий особого внимания заслуживают теории Мейера («Geschichte des Altertums», II т., 1893, Штутгарт, §§ 32,131, 152, 153; 259, 263, 265) и Пауля Кауэра («Grundfragen der Homerkritik», Лпц., 1895). По Мейеру, разорение Трои — исторический факт, который следует отнести к эпохе до 1184 года до н. э. (даты, к которой александрийские учёные приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Троянской войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Троянской войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт, Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопоннесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Троянской войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Троянском походе. Таким образом, сказание собственно о Троянской войне, по Мейеру — не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причем в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали северо-западный берег Малой Азии.
По Кауэру, Троянская война — не что иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями северо-западной части Малой Азии, причем предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора — все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауэру, эти элементы — также эолийского происхождении: ахейцы — не что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне — жители Фессалийского, а не Пелопоннесского Аргоса, Агамемнон — не пелопоннесский, а фессалийский царь, позднее перенесенный в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор — также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора — Νηλήϊος — принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация северо-западного берега Малой Азии эолийцами, по Кауэру, закончилась в течение последних трёх столетий второго тысячелетия до н. э.
Примечания
Литература
Греки | Автомедонт • Агамемнон • Акамант • Антилох • Ахилл • Аякс Великий • Аякс Малый • Геракл • Демофонт • Диомед Тидид • Идоменей • Калхас • Махаон • Медонт • Менелай • Неоптолем • Нестор • Одиссей • Паламед • Патрокл • Подалирий • Протесилай • Синон • Стентор • Тевкр • Теламон • Терсит • Эврипил • Эпей • Феникс • Ферсандр • Филоктет | |
---|---|---|
Боги на стороне греков | Афина • Гера • Посейдон • Гефест • Гермес • Фетида | |
Союзники греков | Ахейцы • Абанты • Аркадийцы • Афиняне • Аргивяне • Тиринфцы • Итакийцы • Коринфяне • Критяне • Лапифы • Микенцы • Мирмидоняне • Пилосцы • Родосцы • Саламинцы • Спартанцы • Эгинеты | |
Троянцы | Андромаха • Антенор • Анхис • Астианакт • Гелен • Гектор • Гекуба • Кассандра • Кикн • Лаокоонт • Мемнон • Парис • Полидор • Приам • Троил • Пандар • Эней | |
Боги на стороне троянцев | Афродита • Аполлон • Арес • Артемида • Скамандр | |
Союзники троянцев | Амазонки • Армяне • Дарданцы • Лидийцы • Ликийцы • Милетцы • Пеласги • Тевкры • Халибы • Фракийцы • Фригийцы • Эфиопы | |
Дополнительно | Троя • Генрих Шлиман • «Миф Трои» • Троянское письмо • Троянский конь |
Гомеровская Греция | Троянская война |
---|---|
Архаическая Греция | |
Военная история |
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм | |||||||||||||
Первоначальные божества |
| ||||||||||||
Титаны |
| ||||||||||||
Олимпийские боги |
| ||||||||||||
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида | |||||||||||||
Океаниды | Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя | ||||||||||||
Нереиды | Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао |
божества
Основные | Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос |
Эринии | Тисифона · Алекто · Мегера |
Рожденные на земле | Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант |
Группы | Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены |
Нимфы | Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды |
Герои | Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем |
Портал
Полезное
Смотреть что такое «Троянская война» в других словарях:
Троянская война — См. Троя. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) Троянская война согласно “Илиаде” и “Одиссее”, десятилетняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном царем Микен… … Энциклопедия мифологии
Троянская война — согласно древнегреческой традиции, война коалиции ахейских царей под главенством царя Микен Агамемнона против Трои, окончившаяся поражением и взятием Трои. Сведения греческой традиции о Троянской войне получили подтверждение при раскопках Трои: в … Исторический словарь
Троянская война — ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, согласно “Илиаде” и “Одиссее”, 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном царем Микен против Трои. Завершилась взятием Трои ахейцами. Раскопки Трои подтвердили, что около 1260 до нашей эры город испытал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Троянская война — согласно «Илиаде» и «Одиссее», 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном царём Микен против Трои. Завершилась взятием Трои ахейцами. Раскопки Трои показали, что около 1260 до н. э. город испытал длительную осаду и был… … Энциклопедический словарь
Троянская война — (греч. миф.) одно из центр, событий гр. мифологии, участниками к рого явл. младшее поколение героев. Причина Т. в. была заложена в событии, происшедшем на свадьбе морской богини Фетиды и фессалийского царя Пелея, куда были приглашены все боги … Античный мир. Словарь-справочник.
Троянская война — Сказания о Т. войне были распространены в греческом народе еще до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии Илиады предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атриды,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Троянская война — согласно греческой традиции, война коалиции ахейских царей под главенством царя Микен Агамемнона против Трои (См. Троя), окончившаяся поражением Трои и взятием её ахейцами. Сведения греческие традиции получили подтверждение при раскопках… … Большая советская энциклопедия
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА — согласно греч. традиции, война коалиции ахейских царей под главенством владыки Микен Агамемнона против Трои, окончившаяся поражением Трои и ее взятием. Сведения греч. традиции о Т. в. получили подтверждение при раскопках Трои, показавших, что ок … Советская историческая энциклопедия