Что послужило основной причиной возникновения аудита как вида деятельности
Аудит. Шпаргалка
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Возникновение аудита
Примерно в 200 г. до н. э. квесторы, т. е. должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин «аудитор» — «слушать».
В 1631 г. из Голландии в Плимут, штат Массачусетс, США, был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии. Это считается первой аудиторской проверкой в Америке.
Однако законодательной родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компании.
В соответствии с этими законами компании были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального профессионала для проверки бухгалтерских счетов и отчета о прибылях для последующего доклада на собрании акционеров.
Закон об обязательном аудите в Великобритании принят в 1862 г., во Франции принят в 1867 г., а в США — после Великой депрессии в 1937 г.
В России звание аудитора введено Петром I. Должность аудитора совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря.
Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в 1889, 1912 и 1928 гг. по разным причинам оказывались безуспешными.
В условиях централизованного управления экономикой не возникало потребности в независимом финансовом контроле. Его вполне заменяла система ведомственного контроля, которая была направлена на выявление упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, установление ошибок и наказание виновных.
В период перестройки в России стали образовываться совместные предприятия, страховые организации, инвестиционные фонды, созданные за счет взносов юридических и физических лиц. Учредителям стало рискованно полагаться на информацию о деятельности таких предприятий только с подачи их руководителей. Возникла потребность в независимом аудите.
Другими причинами, обусловившими возникновение аудита, можно назвать необходимость специальных знаний для проверки информации о работе предприятий, оценку качества финансовой отчетности и отсутствие доступа к информации.
Сегодня аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению независимых проверок бухгалтерской отчетности, финансовых обязательств и требований на договорной основе.
В настоящее время действует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
До этого применялись Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 (утратил силу).
1.1. Объективные предпосылки возникновения и история развития аудита
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай. Древние китайские записи указывают, что уже в 700 г. до н. э. в Китае существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.
Примерно в 200 г. до н. э., римские управляющие назначали квесторов, т.е. должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществлять контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами. Такая практика и дала термин «аудит», от латинского «аийііе» – слушать.
Англии в 1299 г. король Эдуард Первый дал право баронам назначать аудиторов для контроля за уплатой дани фермерами с получаемого от их поместий дохода.
С XV века, когда учетные записи стали использоваться в качестве доказательств в суде, необходимость контроля за их достоверностью стала общепризнанной. Запись об этом содержится в одной из первых книг по бухгалтерскому учету – «Трактате о счетах и записях», изданной Лукой Пачоли в 1494 г.
В XVI веке в Англии уже широко использовалось слово «аудитор» для обозначения людей, контролирующих учетные записи.
Несмотря на использование термина «аудит», речь идет скорее о возникновении различных форм финансового контроля, который развивался одновременно и как независимый контроль (аудит), и как контроль государственный.
Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово промышленной истории отдельных стран и определялось, прежде всего, характером развития рынка капитала.
В странах, где основными источниками капитала были рынки акций, акционерам в целях обеспечения безопасности инвестиций требовалась регулярная информация о деятельности компаний и эффективности финансовых вложений. Критерий независимости экспертной оценки отчетности компаний, естественно ставился во главу угла. Именно поэтому, родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1844 г. приняла ряд законов о компаниях, предписывающих акционерным компаниям не реже одного раза в год привлекать независимых бухгалтеров для проверки бухгалтерских книг и счетов компании с последующим отчетом перед акционерами1.
Таким образом, аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании).
Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.
Собственники организации, их кредиторы, поставщики и другие пользователи информации бухгалтерской отчетности лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что финансовая отчетность, представленная им администрацией предприятия достоверна, так как обычно они не имеют ни доступа к первичным документам и учетным записям, ни соответствующих профессиональных знаний в области бухгалтерского учета.
Потребность в услугах аудиторов возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) хозяйственные и финансовые операции, совершаемые предприятиями, бывают многочисленными и сложными, при этом возникают трудности в правильном их документальном оформлении и отражении в бухгалтерском учете. Следовательно, финансовая отчетность может содержать в себе искажения в силу целого ряда объективных и субъективных факторов. Выявить искажения и ошибки в отчетности под силу только независимому от руководства компании специалисту в области бухгалтерского учета, налогообложения, права и анализа, т.е. аудитору;
2) пользователи финансовой отчетности обычно не имеют доступа к данным бухгалтерского учета и, как правило, у них нет достаточных знаний в области учета. Поэтому для подтверждения правильности составления отчетности они приглашают независимых экспертов-аудиторов;
3) принятие решений по финансовым вопросам (предоставление займа, купля-продажа ценных бумаг и др.) пользователями отчетности требует подтверждения достоверности и полноты информации представленной в отчетности. Степень достоверности финансовой отчетности может быть определена только высококвалифицированным специалистом-аудитором.
Таким образом, появление аудита является исторически обусловленным фактом. Именно потребности заинтересованных пользователей отчетной информации в подтверждении ее достоверности и обусловили возникновение и развитие аудита.
Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г.
В 1853 г. в Шотландии был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов, в 1880 г. – Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в 1887 г. – Ассоциация аудиторов Америки, в 1932 г. Институт аудиторов Германии, в 1969 г. – Национальная компания независимых ревизоров Франции и т.д.
В России слово «аудит» появилось во времена Петра 1 и означало «слушающий». В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторов.2
Развития аудита в нашей стране начинается с открытия в 1987 г. акционерного общества «Инаудит», образованного согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. 1989-1993 гг. была попытка принятия законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В 1989 г. при контрольно-ревизионном управлении Министерство финансов Каз ССР от 15 февраля 1990 г. № 60, был создан хозрасчетный аудиторский центр «Казахстанаудит» с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Затем на ее базе в 1990 г. решением правительства организована первая аудиторская фирма «Хозрасчетный аудиторский центр». Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в независимую акционерную аудиторскую компанию «Казахстан аудит». Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских услуг /2., 7/.
Палата аудиторов Республики Казахстан первой среди стран СНГ была принята полноправным, действительным членом этой авторитетной в мире организации. Официальная процедура принятия Палаты аудиторов в І?АС состоялась в мае 2000 г. на очередной ежегодной конференции в Эдинбурге (Шотландия). Полноправное членство в І?АС означает членство в Комитете по Международным стандартам финансовой отчетности.
Деятельность аудиторов в Казахстане как и в других странах рыночной экономики, регулируется на основании законов:
– 18 октября 1993 года был принят первый закон РК «Об аудиторской деятельности» для регулирования отношений, связанных осуществлением аудиторской деятельности в республике;
– 20 ноября 1998 года вступил в силу новый закон РК «Об аудиторской деятельности», который существенно отличается от прежнего и подчеркивает независимость аудиторской деятельности;
– В марте 2000 года на Республиканской конференции аудиторов принято решение о переходе аудиторской деятельности в Казахстане на международные стандарты и принятии их в качестве национальной;
– С 2000 по 2003 годы внесены изменения в закон РК «Об аудиторской деятельности», которые направлены в целом на:
– уточнение и ограничение сопутствующих аудиторских услуг;
– расширения перечня субъектов подлежащих обязательному аудиту;
– развития обязательного страхования гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организации и др.
– Закон РК «Об аудиторской деятельности» № 139-ІІІ с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 мая 2006 г.и с изменениями и дополнениями по состоянию 19.02.2007 г, регулируют отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан.
Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» в редакции от 5 мая 2006 года установил, что аудит в Казахстане осуществляется в соответствии с МСА, не противоречащие законодательству страны, опубликованными на государственном и русском языках организацией имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в РК от Комитета по Международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров. (МФБ). Этим правом в полной мере обладает профессиональная аудиторская организация – Палата Аудиторов РК, являющая действительным членом МФБ. Важно подчеркнуть, что Палата аудиторов Республики Казахстан, которая в течение более 20 лет принимает непосредственное участие в становлении аудиторской деятельности в стране сыграла немалую роль в повышении престижа Казахстана во всем мире в контексте внедрения результатов международной отчетности и апробации зарубежного опыта. Впервые издание МСА в Казахстане было осуществлено Палатой аудиторов РК в 2001.
Согласно требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности» были проведены мероприятия по созданию территориальных палат и Республиканской палаты аудиторов, избранию ревизионной комиссии и образованию квалификационной комиссии по аттестации аудиторов.
С переходом Казахстана к рыночным отношениям, возникли следующие предпосылки для развития аудита, как формы негосударственного, независимого контроля;
– разгосударствление экономики привело к возникновению наряду с государственной, коллективной и частной собственности;
– формирование рынка капитала и развитие акционирования;
– появление коммерческих банков и инвестиционных институтов, выступающих в роли кредиторов;
– ликвидация системы ведомственного контроля при реорганизации отраслевых министерств и ведомств;
– расширение групп пользователей отчетной информации о деятельности предприятия;
– возможность представления администрацией предприятия необъективной информации ее пользователям;
– выполнение функций контроля законности хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности налоговыми инспекциями, целью создания которых являлась лишь проверка правильности исчисления налогов и своевременности их перечисления;
– усложнение финансово-хозяйственных операций, появление новых объектов, ориентация на международные стандарты бухгалтерского учета увеличивает возможность ошибок при составлении отчетности и др.
Все это обусловило возникновение общественной потребности независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию и опыт работы – аудиторах.
В настоящее время практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой, в том числе и в Казахстане, функционируют общественные институты дипломированных аудиторов.
В Республике на сегодняшний момент действуют свыше 100 аудиторских фирм и независимых индивидуальных предприятий, где работают более 3000 специалистов. По расчетам Республиканской Палаты аудиторов численность работников, занимающихся аудиторской деятельностью в стране, должна составлять около 30 тыс. человек.
На сегодняшний день на рынке аудиторской деятельности работают следующие компании:
1. Четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги называемые: «Большой четвёркой»
ниже приведена численность персонала «большой четвёрки» и выручка согласно последним доступным данным:
4 PricewaterhouseCoopers. Global Annual Review 2014: Facts and figures: PwC.PwC
5 EY reports 2013 global revenues of US$25.8 billion – EY – Global
6 Insights | KPMG | GLOBAL
Депутат Мажилиса Парламента РК Владислав Косарев считает, что эти крупнейшие аудиторские компании, они захватили 80 процентов казахстанского рынка аудита3.
BDO Globa lCoordination B.V. является пятой в мире аудиторской организацией после «большой четверки».
Являясь членом этой известной во всем мире организации, ВДО Казахстанаудит сохранила все преимущества отечественной фирмы и одновременно получила международный статус и возможность повысить качество своих услуг.
ВДО «Казахстанаудит» имеет лицензию на занятие аудиторской деятельностью, на проведение аудита банков, страховых (перестраховочных) организаций и на занятие деятельностью по оценка имущества.
Согласно обзору деятельности аудиторско-консалтинговых компаний Казахстана, подготовленному рейтинговым агентством «Эксперт РА» за 2014 год, BDO Kazakhstan занимает второе место в списке ведущих аудиторских компаний и третье место в списке крупнейших казахстанских компаний, работающих на рынке консалтинговых услуг.
2. Независимая аудиторская компания «Центраудит-Казахстан» была основана в 1992 г. заслуженным деятелем науки и техники Казахстана, доктором экономических наук, профессором Радостовцем Владимиром Константиновичем.
Компания имеет лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. Независимая аудиторская компания «Центраудит-Казахстан» является членом международной ассоциации «Мурис Роуэл энд Интернэшнл СНГ» и может проводить аудит финансовой отчетности хозяйствующих субъектов стран СНГ.
ТОО «Независимая аудиторская компания «Центраудит-Казахстан» входит в первый уровень перечня аудиторских организаций, признаваемых АО «Казахстанская фондовая биржа» (КАSE) и включено в единый реестр потенциальных поставщиков товаров работ и услуг организаций группы АО ФНБ «Самрук-Казына.
3. Аудиторская фирма «Финаудит» образована в 1993 г. и имеет лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.
4. Фирма «Сапа-аудит», образована 1998 году имеет лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. В июне 2009 году прошла перерегистрацию и была переименована в ТОО «РКF Сапа-Аудит». В настоящее время имеет регионального партнера ООО «ФБК» в Российской Федерации.
5. Аудиторская организация «Ержанова и К» в 1995 г. В 2011 г. ТОО «Ержанов и К» была присоединена к известной международной аудиторской компании «GrantThornton». Компания GrantThorntonInter – одна из 6 глобальных компаний, функционирует в 110 странах. В Казахстане «GrantThornton» имеет гослицензию Минфина РК, является членом Палаты аудиторов РК, Ассоциации налогоплательщиков РК, Ассоциации финансистов РК, Американской Торговой Палаты, Европейской бизнес ассоциации Казахстана. Компания специализируется на оказании аудиторских, налоговых, бухгалтерских, консалтинговых, образовательных услуг.
6. Компания «AlmirСonsulting», основана 1998 г. имеет право на занятие аудиторской деятельностью. ТОО «AlmirСonsulting» с 24.06.2011 г. является действительным полным членом в международной бухгалтерской сети IECnet, которая является действительным полным членом Ассоциации международных бухгалтерских сетей «Форум Фирм» Международной федерации бухгалтеров.
7. ТОО «МинТакс Аудит» ТОО «МинТакс Аудит» (аудит, аутсорсинг по бухгалтерскому сопровождению), учрежденное в г. Алматы в июле 2001 года. Компания имеет государственную лицензию на занятие аудиторской деятельностью, выданную Министерством финансов РК, является членом Профессиональной аудиторской организации «Коллегия аудиторов РК». Решением Комитета Биржевого совета по финансовой отчетности и аудиту эмитентов, ТОО «МинТакс Аудит», с 20 октября 2010 года, включено в перечень аудиторских организаций, признаваемых АО «Казахстанская фондовая биржа».
8. Аудиторская организация «Сапа-Консалтинг» была создана в феврале 2000 г. Имеет лицензию на осуществление аудиторской деятельности. В апреле 2008 г. аудиторская организация «Сапа-Консалтинг» становится членом ассоциации «UHYInternational», и ныне носит новое название – «UHYCAPAConsulting». В августе 2011 г. организация была включена в единый реестр потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг группы АО «Фонд национального благосостояния «Самрук – Казына».
Аудиторская организация «Бейкер Тилли Елтал Казахстан», была создана в 1996 г. В 1998 г. она вошла в международную сеть BakerTillyInternational.
9. Аудиторская организация «Айаудит» создана в 1996 г. ТОО «Айаудит» – первая организация в Казахстане, в которой каждый сотрудник прошел обучение по программе СМС и получил сертификат консультанта «Ключевые навыки консультанта» в объеме подготовки сертификационной программы СМС (EBPOBASProgrammeCVC, Elevationleaming). Это новая программа в Казахстане – Сертификация консультантов по менеджменту на соответствие международным стандартам профессиональной программы и этики.
По данным «Эксперт РА Казахстан» Рэнкинг аудиторских компаний Казахстана по итогам 2011 года представлены ниже в таблице4.
* Совокупная выручка от аудиторско-консалтинговой деятельности по всей группе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Причины появления аудита
Содержание
1. Причины появления аудита
2. Процесс возникновение и трансформация аудита
2.1 Развитие аудита в странах западной Европы
2.2 Отечественная история развития аудита
3. Основные аспекты проведение аудиторской деятельности
Список используемой литературы
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ аудита.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Причины появления аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», слушающий») имеет достаточно большую историю. Изучение историографических источников дает возможность утверждать, что аудит как независимый финансовый контроль имеет многовековой период развития. Развитие контроля хозяйственной деятельности связанное с возникновением учета в государствах, расположенных в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, где учет вели на папирусе, а в дальнейшем — на бумаге. Так, при І и II династиях в Старинном Египте (3400—2980 гг. до н.э.) через каждые два года велись инвентаризации движимого и недвижимого имущества. При IV династии периодическая инвентаризация была заменена текущей (перманентной). Целью ее была проверка достоверности распределения хлеба и других продуктов питания. Контроль хозяйственной операции осуществлялся тремя лицами — один отмечал на папирусе количество ценностей, которые предполагались к отпуску; второй — проставлял рядом фактический отпуск и, в конце концов, третий — сравнивал количество выданных продуктов с нормами, выявлял отклонения. Уже на заре зарождения контроль за хозяйственными процессами формировался как независимое от непосредственных исполнителей и на документировании хозяйственных процессов.
При VI династии в Египте в учете начали составлять сметы затрат и контролировать их соблюдение хозяйствующими субъектами, которые подтверждается документами (2500— 2400 гг. до н.э.). В частности, внутренний аудит осуществляется на строительных, сельскохозяйственных и других роботах. Руководитель работ в конце дня подавал письменный отчет. Прием работ и контроль за их количеством и качеством осуществлялись специальной комиссией.
В Вавилонии руководители работ также составляли отчеты каждый день, которые проверялись в соответствии с нарядами на выполненные работы. Характерно, что контроль охватывал расходование сырья и материалов на изготовление продукции. Сохранились отчеты о работе прядильных мастерских. Работница получала из амбара шерстяную пряжу по массе, в зависимости от качества и массы ей определяли угары, которые контролировали по нормами.
Вавилония была первым государством, где возникло специальное законодательство. Законы Хаммурапи (2200—2150 гг. до н.э.) предусматривали: купцам — ведение самостоятельного учета; храмам — государственное счетоводство; передача денег без расписки считалась недействительной. Итак, законодательное регулирование учета было подчинено осуществлению контроля за деятельностью субъектов хозяйствования для полноты и своевременности уплаты налогов.
В Иудее учет объединялся с независимым контролем. Об этом в Библии сохранилось выражение царя Соломона относительно тех, кто постоянно находился в торговых отношениях: подсчитывай и оценивай, что даешь, и что получаешь — запиши. На Пасху жрецы Иерусалимского храма не начинали службу до тех пор, пока «главный бухгалтер» Иудеи не закроет все контокоррентные счета и не составит отчет и этот отчет не получит санкции контрольных органов. Специальной инструкцией предполагался порядок учета пожертвований в храм. Перед алтарем устанавливался сундук, царский контролер вместе с главным жрецом отпирали замок и подсчитывали пожертвования.
В большой многонациональной империи Персии, разделенной на сатрапии, большая постоянно действующая армия обусловила потребность жесткого контрольного аппарата. Бухгалтеры и контролеры в этой империи вели не только открытый учет явлений хозяйствования, но и тайный. Контролеров называли «глазами и ушами царя».
В Старинной Греции особое внимание отводилось контролю сохранности собственности, в частности имущества (инвентаря). Кражу греки рассматривали как материальный ущерб. Поэтому создавали такие условия, при которых государству был выгоден недостаток ценностей у материально ответственных лиц. Тем не менее, важно, чтобы у расхитителя было чем погасить недостачу, поэтому на должности с материальной ответственностью назначали лишь лиц богатых, способных внести большой залог или представить влиятельных поручителей. Недостаток ценностей покрывался из залога или имущества материально ответственного лица или его поручителей, причем если недостаток квалифицировался как разворовывание, то возмещение производилось в десятикратном размере. Отсюда другое понимание контрольного приема инвентаризации как средства проверки ценностей в натуре. Инициатива инвентаризации должна была исходить от материально ответственного лица, которое после сдачи отчета должна побеспокоиться о доказательствах его достоверности. Этот подход отвечает современному договорному аудиту, когда собственник, руководитель предприятия по соглашению с аудитором заказывает контрольную проверку по вопросам, которые требуют независимого вывода аудитора.
В Афинах существовали специальные чиновники и контролеры, в обязанности которых входило составление отчетов о доходах и расходах государства и их контроль. Финансовый учет и контроль были в руках десяти избранных населением лиц, в функции которых входили учет и контроль всех государственных доходов и расходов, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества.
Характерным был контроль за уплатой налогов. Документы по уплаты налогов распределялись и хранились по срокам. Чиновники, которые собирали налоги, получая деньги, вычеркивали плательщиков из списков, в результате оставались лишь неуплаченные платежи. Так, в Греции зародился прием линейной (позиционной) записи, которая применялась в учете и контроле.
Отчетность подавалась в установленные сроки периодически, отчеты контролировались, причем сначала государственные чиновники составляли по первичным документам параллельный отчет и сопоставляли его с представленным. В этом сходство с аудиторским контролем, введенным в налоговых органах Украины. В Афинах отчетность имела публичный характер. (Это также предусмотрено законодательством Украины.) Отчеты храмов, государственных учреждений записывали на мраморные или бронзовые доски и выставляли в народном собрании, в изгородях храмов, вдоль дорог.
Существенно то, что великие философы Греции уделяли надлежащее внимание учету и контролю. Так, Аристотель в «Политесе” четко разграничил учетные и контрольные функции, причем рассматривал ревизию как часть контроля. Это был новый подход: ревизор равноправен с главным бухгалтером и независим от него. Как видим, независимость аудиту исходит из глубокой древности.
В Китае в VII ст. до н.э. была введена должность главного аудитора, основной обязанностью которого было определять честность правительственных чиновников, которые распоряжались государственными средствами, имуществом. С течением времени формы государственных аудиторских органов изменялись от одной династии к другой, но содержание работы аудиторов заключалось в объективном (независимом) финансовом контроле деятельности чиновников, субъектов хозяйствования, распределении государственных и общественных средств и т.п.
В период средневековья вместе с развитием общественно-экономических отношений совершенствуются учет и контроль хозяйственной деятельности, появляются специальные трактаты о контроле учета и отчетности, которые сегодня осуществляет аудит. Так, в одном из трактатов доминиканского монаха Вальтера Хенли определено:
подвергать тщательной проверке отчеты;
каждый год проводить инвентаризацию для проверки отчетных и фактических остатков ценностей;
обязательно осуществлять инвентаризацию дебиторской задолженности;
подтверждать правильность цен, указанных в отчете, поскольку бывают случаи намеренного уменьшения в отчетах выручки от продажи товаров и услуг.
Развитие хозяйственной деятельности требовало и новых форм контроля за качеством учета и достоверностью отчетности. В Англии появился институт контролеров (аудиторов). Появление такой должности связано с необходимостью гарантировать достоверность отчетности.
Первое упоминание об аудиторах относится к 1299 г. 24 марта 1324 г. Эдуард II назначил трех государственных аудиторов. В указе о назначение отмечалось, что аудиторы обязаны спрашивать, слушать и проверять все счета, которые ведутся и которые будут заведены в провинциях Оксфорде, Беркенхеде, Уэльсе и др., отмечать все замечания относительно ведения счетов. Есть немало исторических свидетельств активной деятельности аудиторов на протяжении всего средневековья во всех странах Европы.
Аудит, как и весь финансово-хозяйственный контроль, тесно связанный с бухгалтерским учетом. Благодаря учету определяются разные виды материальной ответственности за сохранностью и расходованием средств собственника. Контроль становится главным орудием сохранности частной собственности. К XX ст. основная функция учета была сугубо контрольной. Позднее на первое место выходит функция управления хозяйственными процессами, а отсюда объектами контроля становятся сырье и его расходование на производство продукции, труд и заработная плата рабочих, использование механизмов и т.п.. Таким образом, бухгалтерский учет выступает как средство экономического контроля, который изучает движение ценностей. Контроль становится функцией бухгалтерского учета и подразделяется на предыдущий, текущий и завершающий. С развитием экономических отношений в обществе, совершенствованием управления производством конкурентоспособной продукции на внутреннем и зарубежном рынках контроль выделяется в самостоятельную функцию управления производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью собственников капитала. Сформировался финансово-хозяйственный контроль со структуризацией на ревизии, тематические проверки, бухгалтерскую экспертизу, аудит.
2. История возникновения аудита и этапы развития
2.1 История возникновения и этапы развития аудита в мире
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.
До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.
Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.
Аудиторская деятельность как таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития (тем более такой ее вид как банковский аудит). Самая первая аудиторская фирма в нашей стране – «ИНАУДИТ» была создана в 1997г. в соответствии с постановлением СовМина СССР. Создание указанной фирмы, равно как и многих других аудиторских фирм связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах с выше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран. Не смотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развития аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.
2.2 Отечественная история развития аудита
Первый этап развития аудита
Важным шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий. 13 января 1987 г. в целях дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с капиталистическими и развивающимися странами Совет Министров СССР принял постановление «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» (№ 49). Раздел V «Контроль деятельности совместных предприятий» данного документа содержит:
«46. Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий осуществляется за плату советской хозрасчетной организацией».
Для проведения таких проверок необходимы были квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, знаниями западных стандартов бухгалтерского учета и налогообложения. 8 сентября 1987 г. было принято специальное постановление СМ СССР «О создании советской аудиторской организации», которым было образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР. Состав акционеров был следующий:
по 5% крупнейшим внешнеторговым Всесоюзным объединениям, таким как «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт», «Соврыбфлот» и др.
Уставный капитал составлял 800000 рублей.
АО «Инаудит» имел в своей структуре 10 отделов, которые оказывали услуги действующим в СССР и за границей СП. Нельзя не отметить тот факт, что в 1991 г. «Инаудит» также, как и многие предприятия был приватизирован, совладельцами стали физические лица, многие специалисты ушли из «Инаудита» и создали собственные фирмы, которые существуют сейчас. Более подробно вопрос создания и функционирования первых аудиторских фирм рассмотрен в [7, 38] и других источниках.
Уже на самом раннем этапе развития аудита в России были предприняты попытки разработки методического обеспечения (в 1989 г. Минфин СССР, Торгово-промышленная палата СССР, Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар по проблемам бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на совместных предприятиях). С 1989 г. на базе нескольких вузов началась подготовка аудиторов.
Второй этап в развитии аудита
Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ.
Постепенно шел процесс формирования рынка аудиторских услуг, тон задавали, к сожалению, представители «большой шестерки». Это процесс происходил в основном за счет сложившегося имиджа (ведь в начале 90-х годов клиентами аудиторских фирм были в основном СП и другие предприятия, особенно банки, которым было необходимо предоставить аудиторское заключение западным партнерам, кредиторам, инвесторам), а также за счет отсутствия нормативной базы и методологической основы у «чисто российских» аудиторских фирм. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.
В своей книге «Аудит» А. Терехов [34. C. 55] пишет: «В 1991 г. совместно с Конгрессом деловых кругов проводился Всероссийский съезд аудитов, на котором присутствовало 180 представителей российских аудиторских фирм».
Третий этап в развитии аудита
Третий этап развития аудита в России, на мой взгляд, начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец, поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.
Таким образом, мы видим, что Центробанк раньше Минфина начал заниматься методологией и организацией аудита. До сих пор (по всей вероятности, в силу именно такого начала) вопросами регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита ведает Центробанк и даже начал работу по стандартизации банковского аудита. Экспертный комитет при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября (протокол № 4) одобрил правило (стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».
Свой вклад в дело развития аудита внес и Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.
Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
«Временные правила» определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
Согласно Указу № 2263 должна быть создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Для создания этой комиссии было издано специальное распоряжение (№ 54-рп от 04.02.94) «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ», которым утверждено Положение о Комиссии. Целями создания комиссии являлись:
разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
содействие реализации Временных правил, обобщение практики их применения, подготовки для Президента РФ предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности;
представление по запросам экономических субъектов, различных органов власти разъяснений по вопросам применения «Временных правил»;
выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче и аннулировании лицензий, зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм;
осуществление деловых контактов с международными аудиторскими организациями, участие в подготовке проектов международных договоров, представление интересов РФ по вопросам аудита за рубежом.
При комиссии (на основании Положения) существует и Консультационный совет.
Одной из особенностей третьего этапа развития аудита в России является сильный государственный контроль. В Министерстве финансов существует Департамент государственного финансового контроля и аудита (Положение о нем утверждено приказом министерства финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента существовал Департамент организации аудиторской деятельности, созданный в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95).
Таким образом, мы видим яркий пример государственного регулирования аудита, как через Департамент, так и через Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия в основном сосредотачивает свои усилия на разработке стандартов, причем, по мнению ответственного секретаря Комиссии В. Мстиславского, «Организация их подготовки и применения соответствует положениям Закона РФ «О стандартизации» в части разработки стандартов отраслей» (ФЗ № 19(38), май 1999, с. 7). При этом полномочия Комиссии столь своеобразно определены, что стандарты «одобряются», хотя при этом В. Мстиславский пишет: «Комиссия не относится к числу федеральных органов исполнительной власти и не должна издавать нормативно-правовые акты, нуждающиеся в государственной регистрации».
Еще одной особенностью третьего этапа развития аудита в России можно назвать отсутствие Закона, регламентирующего аудит. В отсутствие единого закона, аудиторская деятельность регламентируется существующим законодательством, подзаконными актами.
Четвертый этап в развитии аудита.
Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступлением в силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 07.08.2001 N 119-ФЗ» ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 03.11.2006г. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором их права и обязанности. Также рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение Законодательства РФ об аудите.
Если провести краткий анализ данного закона, то можно найти следующие отличия:
Аудиторская деятельность и сопутствующие услуги
К сопутствующим услугам, в частности, отнесены:
— постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
— составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей,
— экономическое и финансовое консультирование;
— управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
— оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
— обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
— оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
В этот перечень сопутствующих услуг включен также ряд услуг, ранее не упоминавшихся, но имеющих в современных условиях актуальность, например:
— правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
— автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
— разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
— проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; и др.
Представительство в судебных и налоговых органах ограничено кругом налоговых и таможенных вопросов.
В перечне нет консультирования по вопросам соблюдения валютного, финансового, банковского и иного хозяйственного законодательства. Но, думается, консультирование по данным вопросам все-таки можно осуществлять в рамках управленческого или правового консультирования.
3. Основные аспекты проведение аудиторской деятельности
Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.
Данное определение отражает:
— Единую цель проведения аудита – подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
— Единые требования ведения аудита – наличие аттестатов и лицензий;
Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно: а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации остепени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
— подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
— контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
— проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
— выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации
2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм?
3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании?
4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны?
5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана?
6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены?
7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге?
8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним?
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.
Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
— общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
— обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;
— законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
— оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
— классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
— разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
— аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
— раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлено потребностью внешних пользователей информацией качественных данных о деятельности предприятия.
Первая и вторая глава раскрывают нам достаточно давнюю историю возникновения аудита, ее историческую родину, первые аудиторские фирмы и введения первого звания аудитора, а так же этапы его развития и становления в мире.
В третей главе дан подробный анализ сущности аудита и аудиторской деятельности. Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволить обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности.
Литература