Что послужило причиной бездеятельности обломова
В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречивые отклики критики. Неоднозначен и ответ на поставленный вопрос.
Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обломова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он — барин. Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного раба».
Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить? к чему трудиться?» — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».
Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Обломов является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» — к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней».
Сочинение: Причина бездеятельности Обломова
Автор: Guru · 06.08.2017
В своём самом известном творении, романе «Обломов», русский писатель И.А. Гончаров изобразил жизнь российского дворянина Ильи Ильича Обломова. Добродушный, но наивный и ленивый толстяк целыми днями валяется на диване, в пыльной квартире, нигде не работая и ни к чему не стремясь. Его родовое имение находится в упадке, а сам он едва не стал жертвой мошенников, и только благодаря своему лучшему другу — Андрею Штольцу, смог выйти из этой опасной ситуации. В итоге он умер в возрасте тридцати трёх лет, оставив после себя только сына, воспитание которого целиком упало на плечи Штольца. В чём же причина такого финала? Почему Илья Ильич стал тем, чем он стал?
Во сне главный герой видит картины из своего детства. Родовое гнездо его семьи — Обломовка, представляет из себя поистине райское место с прекрасным климатом и чистым небом, островок тишины и покоя в океане бурной и тревожной жизни. Таковы и обитатели этого места, добрые и спокойные люди, которые любой ценой стремятся отгородиться от внешнего мира. Так, крестьяне без зазрения совести бросают умирать живого человека только потому, что он чужак, а мать Обломова даже боится читать почту, ведь там она может прочитать плохие новости. В таком инкубаторе Илья, окружённый всеобщей заботой и любовью, прожил всё своё детство, отрочество и юность. Само-собой, ничего хорошего из такого воспитания выйти не могло. Покинув отчий дом, мужчина оказался совершенно не приспособленным к испытаниям внешнего мира. Устроившись на простую работу государственного чиновника, он не смог справится даже со своими минимальными обязанностями. В конце концов, будучи не в силах выдержать темп повседневной суеты, он ушёл в отставку и предпочёл полноценной жизни постепенную деградацию. Спустя много лет все его родственники умерли, а поместье пришло в упадок. В итоге после смерти барина Обломовка вышла из своей изоляции, став частью остального мира. Идиллия Обломова исчезла, и уже никогда не возродится.
Гончаров, как и множество других писателей XIX, видел порочное разложение дворянского сословия, угасание некогда великих семей. Показав оторванность привилегированного класса от остального мира, он предсказывал его неминуемое падение и гибель.
Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Школьное сочинение
Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».
В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.
Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.
С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».
У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.
В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».
Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.
Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.
Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.
Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.
Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.
Помогите пожалуйста ответить на вопрос: в чем причина бездеятельности Обломова? Заранее спасибо!
Он жил в комфортной для себя зоне, его все устраивало в жизни
что лежание на диване не являлось для Обломова удовольствием, как у лентяя, или необходимостью, как у больного человека, — это было его «естественное состояние». Дело в том, что миросозерцание Обломова — прямое порождение, осмысление и оправдание его реальной жизни и российского помещика и россиянина вообще как продукта «окаменелого царства», «всероссийского застоя». Миросозерцание, мораль, психология Обломова созданы его родным поместьем — Обломовкой, где царствуют «тишина и невозмутимое спокойствие» и живут «счастливые люди», которые «никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами», «думая, что иначе и не должно быть».
Нравственные нормы и «идеал жизни» преподаны Обломову его родителями. Отец Ильи Ильича весь век жил в деревне, хозяйствовал в имении без разных новшеств («как принял имение от отца, так и передал его сыну»). Его методы ведения хозяйства были патриархально-бесхитростными. Увеличение дохода Илья Иваныч считал благословением Божиим, довольствовался тем, что имеет, считая, что стараться приобрести большее — грех. Такое ведение хозяйственной деятельности автор оценивает иронически: «завидит из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков». «И жена его сильно занята», — пишет Гончаров. Она распоряжается хозяйственными делами, скрупулезно, с дотошностью решая, «как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку» и т. п. Родители Обломова были люди набожные, суеверные, искренне любили сына, но главной их заботой было, «чтоб дитя всегда было весело и кушало много» и училось «слегка, не до изнурения души и тела».
Как видим, в детстве Обломов получил первые понятия и впечатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является «покой и бездействие». Конечно, такая жизнь похожа на сказку. Вот и мечтается, чтоб «каждый день как вчера, вчера, как завтра». Не удивительно, что Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду, в нем развилась лишь болезненная мечтательность.
Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Обломов является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» — к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней».
Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречивые отклики критики. Неоднозначен и ответ на поставленный вопрос.
Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Обломов является в роман законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» — к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней».
Ответы по литературe для 11 класса. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо.
Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.
Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг.
Но не только барство формирует характер Илюши. Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.
Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным.
Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.
Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя. Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье.
Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит.
Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной. Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней.
Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все. Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» – «Обломовщина!»
Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.
Сочинение: Причина бездеятельности Обломова
В своём самом известном творении, романе «Обломов», русский писатель И.А. Гончаров изобразил жизнь российского дворянина Ильи Ильича Обломова. Добродушный, но наивный и ленивый толстяк целыми днями валяется на диване, в пыльной квартире, нигде не работая и ни к чему не стремясь. Его родовое имение находится в упадке, а сам он едва не стал жертвой мошенников, и только благодаря своему лучшему другу — Андрею Штольцу, смог выйти из этой опасной ситуации. В итоге он умер в возрасте тридцати трёх лет, оставив после себя только сына, воспитание которого целиком упало на плечи Штольца. В чём же причина такого финала? Почему Илья Ильич стал тем, чем он стал?
Во сне главный герой видит картины из своего детства. Родовое гнездо его семьи — Обломовка, представляет из себя поистине райское место с прекрасным климатом и чистым небом, островок тишины и покоя в океане бурной и тревожной жизни. Таковы и обитатели этого места, добрые и спокойные люди, которые любой ценой стремятся отгородиться от внешнего мира. Так, крестьяне без зазрения совести бросают умирать живого человека только потому, что он чужак, а мать Обломова даже боится читать почту, ведь там она может прочитать плохие новости. В таком инкубаторе Илья, окружённый всеобщей заботой и любовью, прожил всё своё детство, отрочество и юность. Само-собой, ничего хорошего из такого воспитания выйти не могло. Покинув отчий дом, мужчина оказался совершенно не приспособленным к испытаниям внешнего мира. Устроившись на простую работу государственного чиновника, он не смог справится даже со своими минимальными обязанностями. В конце концов, будучи не в силах выдержать темп повседневной суеты, он ушёл в отставку и предпочёл полноценной жизни постепенную деградацию. Спустя много лет все его родственники умерли, а поместье пришло в упадок. В итоге после смерти барина Обломовка вышла из своей изоляции, став частью остального мира. Идиллия Обломова исчезла, и уже никогда не возродится.
Гончаров, как и множество других писателей XIX, видел порочное разложение дворянского сословия, угасание некогда великих семей. Показав оторванность привилегированного класса от остального мира, он предсказывал его неминуемое падение и гибель.
Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Иван Александрович Гончаров работал над романом “Обломов” в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права. Этот роман о том, как в условиях крепостнической действительности барский человек гибнет и теряет жизненную перспективу, превращаясь в лентяя, ни на что не годного. Илья Ильич Обломов — сложный и противоречивый образ. Он ленив, целыми днями лежит в постели, не имея никаких жизненных ориентиров и целей. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью это было его нормальным состоянием. Внутренний мир героя полон светлых фантазий о будущем, которые он уже много лет не претворяет в жизнь. С чем же связана его апатичность? Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова. Он родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Обломовке, которая оставила неизгладимое впечатление в душе героя. Именно тогда зародились в нем лень и апатия. В первую очередь, на характер Ильи Ильича повлияло воспитание. Жителей деревни не волновали “ни сильные страсти, ни отважные предприятия”. Помещики Обломовы весь день готовились к обеду, после чего вся деревня погружалась во “всепоглощающий, ничем непобедимый сон”. Все родственники окру
Пассивность: как избавиться от синдрома Обломова
Сегодня довольно много объективно здоровых молодых людей ведут образ жизни помещика Обломова. Они, как и Илья Ильич, проводят свои дни, не отрывая тела от дивана. Они не утруждают себя никакой деятельностью, не беспокоятся о благополучии своих домочадцев. Эти Обломовы целыми днями предаются мыслям о том, как надо правильно и счастливо жить. Они сутками напролет мечтают об уютной безмятежной и безбедной жизни на каких-то экзотических островах. И никакие проблемы: увольнение с работы, угроза выселения из квартиры из-за неуплаты, перспектива стать холостяком не могут сдвинуть их с насиженного места. Знакомая картина? Пассивность современников уже перестает быть проблемой, важной исключительно для трудолюбивой и работящей «слуги» Обломова, роль которой в настоящее время мужественно выполняет вторая половина. Можно утверждать, что пассивность нынешнего поколения стала причиной многих негативных социальных явлений. Пассивностью современников можно объяснить появление на политической арене клоунов, устраиваемые представления которыми способны рассмешить только психически нездоровую особу. Синдром Обломова – виновник того, что наши многострадальные граждане терпят над собой издевательства и бесчеловечные опыты со стороны чиновников. Пассивность – причина того, что из-за нежелания молодежи грызть гранит науки во многих сферах наблюдается явный застой в развитие на уровне совдепии. Что представляет собой синдром Обломова? Пассивность – это сформированный стиль поведения человека, являющийся следствием негативных качеств личности. Синдром Облома подразумевает сочетание семи «Б»:
У современного Обломова, как и у литературного прототипа, отсутствует всякая инициатива, и не наблюдаются побуждающих мотивов к деятельности. Граждане с синдромом Обломова – психологически слабые и незрелые личности. Они не способны активно, энергично и адекватно действовать. Они не могут доводить выполняемое задание до логического конца. Им чуждо принимать на себя ответственность за их реальное положение. Чем опасна пассивность: вред от синдрома Обломова
Субъект, страдающий синдромом Обломова – слабак с хрупким внутренним стержнем, испытывающий явный дефицит энергетики. Такой индивид часто попадает в плен разных пагубных зависимостей, ведь у него попросту не хватает энергетического потенциала противостоять соблазнам. Современный Обломов глубоко погружается в свой внутренний мир. Он может десятилетиями размышлять о причинах и предназначении собственной пассивности, анализировать свое прошлое и настоящее. Но он трусливо избегает выполнения каких-то действий, чтобы изменить свою действительность. Пассивность по своей сути является своеобразным показателем того, что субъекта одолевает навязчивый непреодолимый страх перед жизнью. Такая персона панически боится каких-то новшеств и изменений. Пассивного человека разъедает изнутри тревога из-за того, что он какими-то своими действиями повредит своему беспечному существованию. Пассивность – свидетельство, что человек по своей натуре трус. Этого показатель того, что индивид испытывает фобический страх перед обществом, боится конкуренции, не решается вслух заявить о собственной жизненной позиции. Таким образом, все свои негативные переживания: недовольство, разочарование, обиду он загоняет вглубь и годами аккумулирует в своем внутреннем пространстве негатив. Со временем запасы негативных ощущений награждают Обломова депрессией, патологическими страхами, бредовыми идеями и иными психотическими «прелестями». В итоге пассивность приводит к тому, что жизнь пролетает мимо современного Обломова. В старческие года он начинает болезненно осознавать бессмысленность прожитых лет. Ведь пассивность помешала ему добиться поставленных целей и осуществить желанные мечты. К тому же Обломовы на старости лет мучительно переживают свое одиночество, ведь терпеть пожизненную пассивность близкого человека хватает мужества у очень немногих людей. А завести и воспитать благодарное потомство пассивной особе не позволила лень.
Почему возникает синдром Обломова: истоки пассивности
Синдром Обломова нередко возникает после ситуаций, которые выбили человека из колеи. Такими обстоятельствами могут быть:
Возникшая пассивность – результат того, что в какое-то мгновение человек почувствовал, что весь мир ополчился против него. В такой момент он не находит сил преодолевать трудности и не может противостоять неприятностям. Воспоминания о прошлом причиняют субъекту душевную боль. Размышления о будущем его пугают. И на ум приходит решение – чтобы не стало еще хуже, чем есть сейчас, лучше попросту ничего не предпринимать и бездействовать. Со временем у субъекта формируется привычка – избегать ответственных решений и бездельничать. Такой особе становится все сложнее выполнять даже банальные действия. В итоге человек позволяет другим принимать за него решения и навязывать чужие интересы. Зато у Обломова присутствует «стабильность», ведь в жизни нет беспокойства, суеты, волнений и потрясений. Существует и иной взгляд на происхождение пассивности. Некоторые ученые считают, что лень – врожденное чувство. Пассивность – своеобразный «подарок» родителей в виде набора этаких «генов Обломова». А если быть точнее, то пассивность – врожденный дефицит у человека генов, отвечающих за производство белков, функции которых – регуляция энергобаланса организма. Проведенные эксперименты на животных показали, что генетически измененные мышки, являясь объективно здоровыми, ленились выполнять любые виды двигательной активности. Причем даже существующий у грызунов голод не становился стимулом, чтобы подойти к кормушке. Поэтому не стоит пассивного Обломова насильно сгонять с дивана: вполне возможно, что его бездеятельность – результат врожденной нехватки генов. Как избавиться от пассивности: устраняем синдром Обломова
Логически рассуждая, можно сделать вывод: от синдрома Обломова пользы нет, есть один только вред. Судьба любит энергичных, активных, целеустремленных людей. Поэтому от пассивности необходимо однозначно избавляться. Как преодолеть синдром Обломова? Попрощаться со своей прошлой ленью и начать действовать. Шаг 1. Берем на себя ответственность за собственную жизнь Это довольно трудное действие – взять на себя ответственность за происходящее. Такой шаг доставляет некий дискомфорт и требует мужества, но он необходим. Поэтому отказываемся от претензий и обвинений в адрес других людей. Признаем, что нынешняя ситуация существует только из-за наших особенностей и собственной пассивности. Шаг 2. Продумываем свой график на каждый день Чтобы преодолеть пассивность, необходимо четко знать, что конкретно будешь делать завтра. Поэтому заранее планируем график на следующий день. Не забываем мельчайшие детали. Отводим время для приятных занятий. Шаг 3. Определяем цель на будущее Пассивность – следствие того, что человек вообще не знает, что он хочет от жизни. Чтобы избавиться от синдрома Обломова следует избрать для себя одну глобальную цель и расписать ежедневные шаги для ее достижения. Например, мечта человека – объездить весь мир. Что он может сделать сегодня? Знакомиться со странами заочно, читая о них информацию и смотря видеосюжеты. Выучить английский язык для комфортного общения с иностранцами. Узнать предложения туристических компаний и выбрать агентство с наиболее подходящими вариантами. Просчитать, сколько средств необходимо для путешествия и продумать, каким образом можно заработать такую сумму. Шаг 4. Меняем свои привычки Бездеятельность – это вредная привычка, от которой нужно избавляться. Как преодолеть пассивность? Заиметь полезные привычки. Через силу каждый день выполнять зарядку и принимать прохладный душ. Приобретать полезные и свежие продукты и готовить для себя вкусный завтрак. Ухаживать за своим телом и одевать его в красивое убранство. Одним словом – делать для себя полезные и приятные вещи. Шаг 5. Покидаем зону комфорта Чтобы избавиться от синдрома Обломова, нужно в первую очередь лишить себя возможности лежать на удобном диване. Встать, выйти во двор и прогуляться. Встретить старых приятелей и мило побеседовать с новыми знакомыми. Съездить на дачный участок и перекапать огород. Открыть список вакансий и обзвонить подходящие варианты. То есть принудительно заставить себя предпринимать какие-то действия. Шаг 6. Избавляемся от навязчивых страхов Чтобы победить страх, необходимо посмотреть ему в глаза. Если человек боится контактов с противоположным полом из-за имевших место проблем на личном фронте, необходимо заводить как можно больше новых знакомств и организовывать встречи. Если субъект не решается начать новый бизнес из-за краха предыдущего, необходимо начинать с небольших коммерческих мероприятий и участвовать в некрупных проектах, гарантирующих выигрыш. Шаг 7. Раскрываем свои сильные стороны Не существует абсолютно бездарных и неспособных людей. У каждого человека есть свои таланты. Кто-то в совершенстве владеет английским. Другой человек готовит потрясающие кулинарные шедевры. Третий пишет стихи не хуже Есенина. Четвертый может потягаться в вождении автомобиля с самим Шумахером. Пятый – непревзойденный охотник. Необходимо отыскать свои способности и их развивать. Как это сделать? Не бояться пробовать себя в новых начинаниях. Даже если на каком-то поприще свершится неудача, нужно помнить: отрицательный результат – тоже результат, а точнее – полезный опыт.
Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
«Обломов» кажется предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. Вспоминается при этом, что А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение. Роман появился накануне отмены крепостного права в России, того самого уклада, который порождает Обломовых.
«Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. Автору удается раздвинуть узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Автор поднимает в своем романе целый ряд проблем. Прежде всего, это драма умственного и нравственного развития героя, изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки и через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
Чтобы понять характер Обломова и найти объяснение его пассивности, апатии, необходимо вслед за автором изучить историю жизни героя. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я … такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. Любовью и умиротворением веет из этих глубин человеческого бытия. Легенды и сказки, былины и притчи формируют сознание, рождают поэтическую мечтательность главного героя. Вынесенное из глубин детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей его действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отторгаются Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». Но такого Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, удается увидеть не сразу. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше.
Апатию и лень, малодушие и эгоизм в Обломове породили гиперболизированная опека старших, ограниченность стремлений, отрешенность, закрытость от реальной жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй («хрустальной») души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Трагична судьба главного героя романа Гончарова, но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», — скажет Илья Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа, ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос звучит на страницах романа и будоражит не одно поколение читателей. В этом высочайшая ценность произведения Ивана Александровича Гончарова.