Что послужило причиной ссоры троекурова и дубровского
причины ссоры дубровского и троекурова
Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гавриловича, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требование соседа выдать Парамошку для наказания. Однако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем понятиям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этикете было «весьманеприлично».
Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается лишить соседа крыши над головой, пусть даже и неправедным путем, унизить, раздавить его, заставить повиноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троекуров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совершающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.
а Александровна
сайт учителя начальных классов Харламовой Ирины Александровны
Учусь сама, чтобы научить других.
Чтобы расположить здесь слайд-шоу из ваших фотографий, перейдите по ссылке Редактировать слайд-шоу и добавьте свои фотографии.
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: изучение всего нового в области образования
Увлечения: путешествие
Регион: Сахалинская область
Населенный пункт: г. Южно-Сахалинск
Место работы: МБОУ СОШ № 16
Навигация
О себе
Родилась в маленьком поселке. Школу закончила в соседнем селе. После окончания школы поступала в медицинский колледж, но поняла, что медицына не моё. Поступила в педколледж, закончила с красным дипломом. Пошла работать в школу, заочно училась в институте.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
В основном это книги, которые у всех на слуху. Такие как «Война и мир», «Непокаренные».
Мои достижения
№
п/п
Название
документа
Содержание
Кем выдан
Когда
выдан
1
Почетная грамота Департамента образования
За высокий профессионализм и личный вклад в создание благоприятных условий для развития личности
Департамент образования
Август
2007 г
2
Благодарность
Сахалинское областное отделение «Всероссийское добровольное пожарное общество»
За активную работу по обучению детей и молодёжи мерам пожарной безопасности, применения разнообразных форм противопожарной пропаганды, оказание всемерной поддержки развитию детского художественного творчества.
Сахалинское областное отделение «Всероссийское добровольное пожарное общество»
2010 г.
3
Сертификат
Выставка арт-ёлок «подарок для тигра»
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
2009 г.
4
Благодарственное письмо
За предоставление снежинок для оформления территории зооботанического парка
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
2011 г.
5
Благодарность
За активное участие в культурной жизни зооботпарка и творческую подготовку своих воспитанников.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
2011г.
6
Благодарственное письмо
За целенаправленную работу по подготовке учащихся к муниципальному конкурсу по духовно- нравственному воспитанию «Живу в России – горжусь этим», посвященного году Космонавтики и духовно- нравственных качеств подрастающего поколения.
Департамент Образования администрации города Южно-Сахалинска
Апрель 2011 г.
7
Благодарность
За высокий профессионализм и добросовестный труд
профсоюз
Октябрь 2011 г.
8
Грамота
За добросовестный труд, качественное выполнение должностных обязанностей, творческий подход к воспитанию молодого поколения
МОУ СОШ № 16
Октябрь 2011 г.
9
Благодарственное письмо
За организацию учащихся в конкурсе «Арт-Снежинок» посвященного дню рождения Деда Мороза.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
2011 г.
10
Грамота
Номинация «Приз зрительских симпатий» в конкурсе «Морские пейзажи», в честь Всемирного Дня китообразных.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
18 февраля 2011 г.
11
Сертификат
За активное участие и творческий подход в конкурсе «Морские пейзажи», посвященного Всемирному дню китообразных
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
18 февраля 2011 г
12
Благодарственное письмо
За сотрудничество и создание условий для раскрытия творческих возможностей воспитанников проведении конкурса «Морские пейзажи», посвященного Всемирному Дню китообразных.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
18 февраля 2011 г.
13
Благодарность
За активное участие и творческий подход в конкурсе «Валентинки», для животных», в честь Дня Святого Валентина, 25 января – 14 февраля 2011 г.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
14 февраля 2011 г.
14
Благодарность
За активное участие в культурной жизни зооботпарка и творческую подготовку своих воспитанников.
Администрация ОГУК «Сахалинский зооботпарк»
2012 г.
15
Благодарственное письмо
За активное участие и творческий подход в конкурсе поделок «
Сочинение: Могла ли закончиться примирением вражда между Дубровским-старшим и Троекуровым?
Конфликт Троекурова и Дубровского — в чем причина?
1 ответ
Андрей Гаврилович Дубровский был единственным другом Кирилы Петровича Троекурова. Дубровский был избавлен от роли жертвы, которыми время от времени становились приятели Троекурова. Однако, случай разрушил их добрососедские, товарищеские отношения.
Троекуровский псарь Парамошка дерзко говорил с Дубровским, намекая на его бедность. Дубровский оскорбился и ни слова не говоря уехал домой. Троекуров послал за ним, угрожая рассориться, но Дубровский не вернулся. Вместо этого прислал записку с требованием выдать Парамошку для наказания. Тут рассердился Троекуров. Он купил судью и отсудил у Дубровского имение.
Оценка: 4.2 ( 17 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
Самые активные участники недели:
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Причины и последствия ссоры Дубровского и Троекурова, анализ, суть конфликта
Андрей Дубровский (слева) и Кирила Троекуров (актеры К. Лавров и В. Самойлов) |
Богатый барин Кирила Петрович Троекуров и его друг и сосед, небогатый дворянин Андрей Гаврилович Дубровский являются центральными персонажами романа «Дубровский» Пушкина.
Причины и последствия ссоры Дубровского и Троекурова, анализ, суть конфликта
«. он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина.» (о Дубровском)
«. и Дубровский один остался вне общего закона. » (только ему позволено критиковать)
«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».»
«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова.»
В этом эпизоде на псарне и заключается причина ссоры Дубровского и Троекурова
. Важно понимать, что во времена Пушкина крестьяне не могли безнаказанно хамить гостям своего барина. Такая дерзость считалась немыслимой и строго наказывалась. Троекуров же позволяет крепостному Парамошке дерзко отвечать своему гостю-дворянину. Конечно, гордый Дубровский не может стерпеть такого публичного оскорбления.
Таким образом причиной ссоры
становится
бездействие и попустительство Троекурова
по отношению к хамской выходке Парамошки.
Можно ли было избежать развития конфликта? Да, возможно. Если бы Троекуров тут же пристыдил Парамошку и потребовал извиниться, то конфликт был бы исчерпан. Но Троекуров сам смеется над язвительной фразой Парамошки, а значит, по сути одобряет ее.
Развитие конфликта: письмо Дубровского
После разговора на псарне Дубровский уезжает домой и отказывается навещать Троекурова. Он передает Троекурову письмо с требованием прислать Парамошку к нему, чтобы он мог лично наказать наглеца:
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам
««Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его. Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
«Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение.»
«Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес.»
«. решился, вопреки всем понятиям о праве войны, проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.»
Конечно, Дубровский поступает довольно жестко с чужими крестьянами. Этим поступком он не оставляет шансов на перемирие. С другой стороны, крестьяне Троекурова действительно пошли на преступление и заслуживают наказания, но наказание со стороны своего хозяина. Если бы Дубровский не наказывал чужих крестьян розгами, а передал бы их хозяину, то, возможно, конфликт бы не обострялся.
«Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковые подвиги были ему не в диковину. Но мысли его вскоре приняли другое направление.»
«— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, — как ты про то думаешь?»
В суде у старика Дубровского случается приступ сумасшествия. С этого дня у него развивается слабоумие. Его единственный сын Владимир Дубровский срочно приезжает из Петербурга домой и не отходит от больного отца. Из-за своей болезни старик Дубровский не подает апелляцию в суд, так что Кистеневка окончательно остается за Троекуровым.
Тем временем Троекурова мучает совесть за то, что он зашел слишком далеко. Наконец он едет мириться к другу:
«От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, — и победа не радовала его сердце.»
«Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа — и въехал прямо на двор.»
«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его. «
Урок литературы ССОРА ТРОЕКУРОВА И ДУБРОВСКОГО VI КЛАСС
Урок литературы ССОРА ТРОЕКУРОВА И ДУБРОВСКОГО
Аннотация. Урок ориентирован на развитие читательской культуры: пони- мание авторской позиции, овладение умением анализа художественного произведения.
Ключевые слова: анализ эпизода, сравнение героев, углубление и пере- осмысление первоначальных представлений, групповая работа.
Abstract. The lesson focuses on the development of reading culture: under- standing the author’s position, mastering the ability to analyze a work of art.
Keywords: episode analysis, comparison of characters, deepening and rethin- king the original ideas, group work.
На уроках изучения нового материала гла- венствует обогащение ученика новыми зна- ниями. При этом усвоение знаний и формиро- вание умений тесно связаны, и это помогает придать практическую направленность работе класса, без чего нет урока, который реализует основные его задачи.
Особенность уроков изучения нового ма- териала заключается в том, что в процессе ин- дивидуальной или групповой исследователь- ской работы происходит корректировка и углубление первоначальных представлений детей о произведении.
Урок изучения нового материала по теме
«Дубровский. Ссора Троекурова и Дубровского» предполагает выявление главных героев, анализ их взаимоотношений, установление причинно- следственных связей, интерпретации эпизода ссоры Троекурова и Дубровского, оценки их по- ведения и характеров.
В ходе урока происходит уточнение и рас- ширение исходных представлений учащихся. Вопросы, которые предлагаются на уроках изучения нового материала, направляют вни- мание учащихся на уяснение содержания про- изведения, помогая осознать наиболее слож- ное и важное, что при самостоятельном чте- нии не всегда улавливается, побуждают к внимательному и вдумчивому чтению (напри- мер: «Как возникла ссора между Троекуровым
Кадр из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Реж. В.Никифоров. Троекуров —
и Дубровским?», «Как она развивалась и к ка- ким последствиям привела?»). Подобные во- просы требуют пересказа произведения, про- стого или выборочного, но во всех случаях пе- ресказ служит основой для дальнейшей работы над текстом, для определённого вы- вода, для оценки той или иной сцены про- изведения. Так, например, поиск ответа на вопрос «Какие отношения сложились у Трое- курова с окрестными помещиками?» — спо- собствует тому, что учащиеся не только найдут и перескажут соответствующие фрагменты произведения, но и сделают вывод о том, что
чины и связи ценились выше, чем истинные достоинства человека.
обучающая: выявление первоначальных впечатлений о романе; анализ эпизода «Ссора Троекурова с Дубровским», осмысление школьниками причин ссоры Андрея Гаврило- вича Дубровского и Кирилы Петровича Трое- курова, мотивов их поведения; сопоставление характеров героев;
развивающая: совершенствование уме- ния выразительного чтения, составления устных пересказов, развитие логического мышления;
воспитательная: формирование нрав- ственно-эстетических представлений учащих- ся в ходе выявления значения таких качеств человека, как чувство собственного достоин- ства, высокомерие.
Проверка домашнего задания: выявле- ние первоначальных читательских впечатлений.
Прежде чем приступить к анализу эпизода о ссоре героев Пушкина, просим учащихся вы- полнить задания и ответить на вопросы:
— Назовите главных героев романа.
— Укажите их социальное положение.
— Какими качествами характера обладали
Критерии для сопоставления героев Троекуров Дубровский
Социальное положение Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях Отставной поручик гвардии, владеет семью- десятью душами, беден и независим
Качества характера Необразованный, пылкого нрава, ограничен- ного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостоивший ни- кого своим вниманием Нетерпеливый и решительный. Прямо выска- зывает своё мнение, не заботясь о том, про- тиворечит ли оно мнению хозяина дома
Занятия Праздность, дом полон гостями, буйные уве- селения, страдает от обжорства и каждый ве- чер бывает навеселе, время проводит в разъ- ездах по пространным его владениям, в про- должительных пирах и в проказах Горячий охотник
Отношение соседей Рады угождать, трепещут при его имени Все завидуют согласию с Троекуровым, удив- ляются смелости Дубровского, пытаются под- ражать
Отношение к крестьянам Обходился строго и своенравно; самодур Справедлив, добр
Общее в судьбах героев: женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку; прежде были они товарищами по службе, друзьями
40 Литература в школе. 2021. № 2.
Троекуров и Дубровский?
— Каковы их увлечения?
— Как складывались отношения с соседями?
— Как каждый из героев относился к кре- постным крестьянам?
— Отметьте общее в судьбах героев.
Выслушав ответы детей, открываем ин- терактивную доску, на которой в таблице отра- жены обобщённые результаты их работы.
Дубровский и Троекуров (Таблица 1)
— А кто такие друзья? Что значит дружба?
— По словарю, дружба — это близкие от- ношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (С.Оже- гов, Н.Шведова).
— Дружить — значит быть чутким и внима- тельным, помогать, прощать, понимать и при- нимать другого таким, какой он есть.
— Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому- то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное — вовремя оста- новиться, осознать свою ошибку и исправить её. Подберите антоним к слову «дружба».
Выносим на доску: ДРУЖБА — ССОРА, ВРАЖДА.
— А что значит «ссора»? Каково значение этого слова? Снова заглянем в словарь.
— Ссора — состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка (С.Ожегов, Н.Шведова).
— Почему именно об этих понятиях мы го- ворим сегодня на уроке?
— Потому что герои романа А.С.Пушкина
«Дубровский» сначала дружили, а потом по- ссорились.
— Сформулируйте тему урока.
— Ссора Дубровского и Троекурова.
— Как вы думаете, какие вопросы мы долж- ны рассмотреть сегодня на уроке?
— В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
— Кто виноват в ссоре?
— Как во время ссоры проявились харак- теры Троекурова и Дубровского?
— Почему не состоялось примирение и ка- ковы последствия этой ссоры?
Кадр из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Реж. В.Никифоров. Дубровский — К.Лавров. 1988
— Вы порадовали, ребята, своими отве- тами и верно определили задачи, которые нам надо решить. Действительно, нам очень важно понять, почему герои ссорятся, что влияет на их поступки и что стало следствием этой ссоры.
Первичное усвоение материала
— Перед вами кадр из художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Роли главных героев исполняют замечательные русские актёры Кирилл Лавров и Владимир Самойлов. Как вы думаете, кто из них исполняет роль Троекурова, кто Дубровско- го? Объясните, по каким признакам вы опреде- лили, кто какую роль играет.
Учитель. Молодцы! Вы рассмотрели фо- тографии актёров, как психологические порт- реты пушкинских героев, в которых автор (ре- жиссёр) через их внешность стремится рас- крыть их внутренний мир, характеры.
— Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение с окружающими его людьми? Не найдёте ли вы слова, которые Пушкин использует для характе- ристики этого персонажа? Обратившись к тексту, дети находят: «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания…»; «соседи рады были угождать малейшим его прихотям»; «избалован- ный всем, то только окружало его, он привык да- вать полную волю пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
— Он привык к тому, что все угождают ему,
выполняют его малейшие прихоти.
— Даже равные по положению боятся его взрывного характера, что тогда говорить о крепостных? Когда кто-то хотел подражать не- зависимости Дубровского, «Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям…».
— Когда выехали на охоту без Дубровско- го, Кирила Петрович был не в духе: «прибил повара, разбранил гостей»; он хотел «учинить нападение на Кистенёвку… разорить её до- тла», когда узнал, что Дубровский наказал его дворовых.
Какие же качества характера вы в нём от- метили?
На доске ТРОЕКУРОВ
Самолюбие Надменность Праздность Высокомерие Вспыльчивость
— Определите лексическое значение слов
— Высокомерие — гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь (С.Оже- гов, Н.Шведова).
— Надменность — самонадеянность, вы- сокомерие (С.Ожегов, Н.Шведова).
— Какие это качества — положительные или отрицательные. Можем мы использовать слова «надменность» и «высокомерие» как си- нонимы. Тогда запомним их, чтобы свободно употреблять в своей речи.
— Почему Дубровский остаётся «вне общего закона», выделяется среди гостей Троекурова?
— Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуро- вым, не лицемерит, ведёт себя с ним на равных.
— Дубровский хоть и бедный, но у него есть чувство собственного достоинства, он не потерпит неуважения.
— Он отказался от покровительства Трое- курова. Предпочёл остаться бедным, но неза- висимым.
— Думаю, что после такого пристального внимания к тексту вам нетрудно будет назвать качества характера Дубровского.
На доске ДУБРОВСКИЙ
Чувство собственного достоинства Независимость
Лексическая работа со словом «до- стоинство».
Достоинство — уважение к себе, созна- ние своих прав и своей значимости.
Чувство собственного достоинства — самоуважение; им обладает личность самодо- статочная и самостоятельная, не подвержен- ная влияниям извне.
— Вы определили, что сближает Дубров- ского и Троекурова. А что разделяет этих ге- роев?
— Троекуров — владелец огромного по- местья, а Дубровский — бедный дворянин.
— Троекуров высокомерен в отношении к окружающим, Дубровскому присуще чувство собственного достоинства.
— Как вы считаете, происшествие на псар- не — случайность или закономерность?
— Дубровский гордый человек, но бедный. А среди гостей Троекурова Андрей Гаврилович в особом положении: ему позволено то, чего другим нельзя. И кажется, что долго так оста- ваться не будет.
— «Нечаянный случай на псарне» всё-таки не случайный. О Троекурове Пушкин пишет:
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи были рады угождать ма- лейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени». Хотя Троекуров и дружит с Дубровским и они были раньше това- рищами по службе, но Троекуров чувствует своё превосходство: все гости показывали ему своё подобострастие, готовы «тешить его бар- скую праздность», восхищаться каждым сло- вом. Все, но не Дубровский.
Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в группах
— Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Возьмите лист с заданием, заполните таблицу в рабочей тетра- ди. Работу выполняем 5 минут.
Прочитайте эпизод от слов: «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов: «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).
Задания для учащихся. (Слайд 4.)
Для 1-й группы. Можно ли назвать Трое- курова виновником случившейся ссоры? До- кажите ваше мнение, опираясь на текст.
Для 2-й группы. Есть ли вина Дубровского в случившемся? Докажите ваше мнение, опи- раясь на текст.
Для 3-й группы. Если ли вина псаря в ссо- ре господ? Обоснуйте ваше мнение, опираясь на текст.
Таблица в тетради учащихся (Таблица 2)
Проверка выполнения заданий учащи- мися
— Как вы считаете, есть вина Троекурова в ссоре.
— Есть. Когда он ведёт гостей на псарню, он гордится ею, у него есть и лазарет для 500 собак, и лекарь для них, и специальное помещение для щенков, несколько псарей для присмотра за со- баками. Очередной раз он хвастает перед го- стями, которые бывали здесь 20 раз. В обязан- ности гостей входило хвалить хозяина, восхи- щаться им. И только «Дубровский молчал и хмурился». Он посмел сказать то, на что другие никогда бы не осмелились. Этого Троекуров пе- ренести не мог. Его мысли выразил псарь. И дерзкие его слова очень понравились Троеку- рову. Он громко засмеялся, и, как по команде, засмеялись все. Дубровский был унижен.
— А Дубровский? Что скажете о нём?
— Рассказчик о Дубровского: очень уж хорошая псарня у Троекурова. А у него только две гончих и одна стая борзых. Может, поэтому он не сдержался. А может, и потому, что с собаками и щенками Троекуров ласков, спрашивает об их здоровье, разговаривает с ними. Со своими крепостными он поступал строго. Дубровский сказал правду, хотя мог бы её не высказывать.
— Почему псарь осмелился унизить луч- шего друга хозяина? На что он рассчитывал?
— Он привык рассчитывать на покрови- тельство барина и уверен в своей безнаказан- ности. Дворовые Троекурова вели себя в отно- шении своих соседей так же высокомерно, как их барин.
— Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
— Замечание верного слуги льстило ему.
— Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?
— Кирила Петрович не понимает, что ос- корбил Дубровского. Троекуров обошёлся с ним так, как обычно обходился со всеми.
— Сожалеет ли он о случившемся?
— Сожалеет, но не сразу. Кирила Петрович удивлён и огорчён отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, рас- строен настолько, что «отпустил гостей и от- правился спать», «на другой день первый во- прос его был» о Дубровском).
— Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
— В письме Дубровский требует невоз- можного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может.
— Почему Троекуров воздержался от на- мерения разорить усадьбу Дубровского?
— Троекуров задет поведением прежнего друга, решает не просто отомстить ему, а уни- чтожить его.
— Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
— Всегда было так, как хотел он. Богатство, связи, беспрекословное выполнение любого его желания было для него нормой. Вот и Ша- башкин готов сделать всё, чтобы выполнить желание Троекурова и лишить Дубровского имения, которое Троекурову не было нужно.
— Так кто же виноват в ссоре? Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Трое- куров?
— Победил Троекуров. Он отнял у Дубров- ского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троеку- ров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь.
— Вы все так считаете? А отнятая жизнь у Дубровского-старшего, сломанная — жизнь Дубровского-сына и собственной дочери.
Подведение итогов урока
— Какие чувства испытывает человек от победы.
Испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?
— Нет. Троекуров приобрёл Кистенёвку, но не нуждался в имении Дубровского. Во- первых, он был богат, во-вторых, «от природы он не был корыстолюбив».
— Что-то терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?
— Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гор- дость и независимость Дубровского.
— Ответ на вопрос «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым, ведь Троекуров добился свое- го. Но сам он не чувствовал радости от этой по- беды. В чём же тогда состоит победа Троекуро- ва, если он потерял больше, чем приобрёл?
— Когда ссорятся друзья, близкие люди, разве может быть победитель? Кто-то теряет больше (например, Дубровский), кто-то меньше (Троекуров), но страдают все участники кон- фликта. Троекуров это понял слишком поздно.
Перечитайте главы 2—3. Подготовьте уст- ный рассказ (по выбору):
«Жизнь Владимира Дубровского в Петер- бурге до возвращения в родной дом»; «Дуб- ровский в родном имении».
1. Программа по литературе для 5—11 клас- сов общеобразовательной школы / Авт.- сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,
В.А.Чалмаев. — М.: Русское слово, 2010.
2. МЕРКИН Г.С. Литература. 6 класс: учеб- ник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. — М.: Русское слово, 2011.
3. Уроки литературы. К учебнику «Литера- тура. 6 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): мето- дическое пособие / Под ред. Г.С.Меркина.
— М.: ООО «ТИД “Русское слово”», 2012.
4. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос- сийская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — М.: ООО
5. https://som.fio.ru — сетевое объединение методистов.
Ссора Дубровского и Троекурова: краткое описание, этапы конфликта, пересказ
Андрей Дубровский (слева) и Кирила Троекуров (актеры К. Лавров и В. Самойлов) |
Помещики Андрей Дубровский и Кирила Троекуров — это центральные персонажи романа «Дубровский» А. С. Пушкина.
Дубровский и Троекуров являются друзьями и соседями по имению, но однажды между ними разгорается ссора, которая навсегда разрушает их дружбу. Этот конфликт влечет за собой ужасные последствия.
Ссора Дубровского и Троекурова является одним из ключевых событих в романе «Дубровский». Пушкин описывает этот конфликт в главах с I по IV романа.
Сочинение: Могла ли закончиться примирением вражда между Дубровским-старшим и Троекуровым?
В своем романе А.С. Пушкин повествует о двух товарищах, ставших недругами. Некоторые люди считают, что причина их раздора была несущественна и никчемна и что они могли бы без труда общаться нормально и дальше, после исчерпания конфликта. Однако миром эта ссора окончиться не могла. Для утверждения этой мысли приведу эпизоды из самого произведения.
По молодости Троекуров и Дубровский служили вместе и были товарищами, а после ухода в отставку они обосновались в своих имениях и стали более дружны, регулярно навещали друг друга, гостевали. Они были весьма близки по судьбам – оба военные, оба воспитаны одной эпохой, оба рано лишились своих жен. Они даже сдружили своих детей, и порой шутили, что те поженятся. А еще их обоих сближала тяга к охоте, особенно к псовой. Вот прецедент, связанный с охотой, и стал причиной разлада двух друзей.
Конкретно — разность их характеров, а также мировоззрений. Дубровский, осматривая псарню Троекурова, сказал, что и у холопов жилище должно быть не хуже, а на самом деле – хуже. На его слова один из крепостных псарей Троекурова дерзко с вызовом ответил, что его жизнь неплоха, а у некоторых помещиков имения можно запросто обменять на эту псарню.
Троекуров помешал Дубровскому наказать обидчика, из-за чего Дубровский обиделся на товарища и уехал, хотя Троекуров приказывал ему вернуться. После этого среди семей пошел раскол.
Троекуров гораздо позже понял всю свою неправоту, однако он не желал спускать дело на тормозах. В его душе боролись положительные и отрицательные стороны, и последние победили. Он подкупил судей, которые защитили его и осудили Дубровского, затем передав его имение Кириле Петровичу во владение.
Троекуров пожелал отдать в дар бывшему другу отобранное незаконным путем имение, однако он не знал о том, в каком расположении к нему был Дубровский, для которого этот ход был неясен, поскольку он был человеком чести. Его сильно потряс факт предательства со стороны близкого друга, а также он был психически подавлен, что впоследствии отразилось на состоянии его здоровья, которое очень скоро ухудшилось, в то же время у него начались проблемы с головой. Разумеется, по этой причине они уже не смогли бы помириться.
Тот факт, что Кирила Петрович приехал в Кистеневку, сильно взбудоражил Дубровского, который посчитал, что тот собирается его выгнать, и умер, так и не узнав истинной причины приезда Троекурова. А его сын выгнал нежеланного гостя со двора. На этом оканчивается история о том, как крепко дружили две семьи.
Стоит заострить внимание на Дубровском, который был человеком чести, и не простил бы товарищу наглость и его подлость с подкупом в суде – именно поэтому он бы не простил его и мириться с ним не стал бы.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!