Что послужило точкой отсчета истории информационной культуры
Информационная культура человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
2.Понятие «Информационная культура»
3.История информационной культуры
4. Информационная культура человека 21 века
5.Критерии информационной культуры человека
6.Уровни реализации информационной культуры
7. Список источников
Введение
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Понятие «информационная культура ”
Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
История информационной культуры
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Информационная культура человека в 21 века
Критерии информационной культуры человека
1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2.эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
3.вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
4. способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Уровни реализации информационной культуры
Историческая концепция
Основным подходом в периодизации истории человечества служит формационный, критерием которого служат качественные изменения производственных отношений, экономической и классовой структуры общества. Существует концепция, связывающая перемены в развитии общества с понятием «информационной революции», суть которой в переходе к качественно новому уровню работы с информацией и процессов общественного коммуникативного взаимодействия. История человечества насчитывает 6 революций:
Термин «информационное общество» появился во второй половине XX века в работах американских, японских и западноевропейских учёных. Исследователи теории акцентировали внимание не на прогрессе собственно цифровых и коммутационных технологий, становлении новой модели современного гражданского общества. В конце века эти понятия прочно заняли место в лексиконе социологов, политиков, экономистов и учёных.
Признанием процесса стало провозглашение в 2006 году Генеральной ассамблеей ООН Международного дня информационного общества, отмечаемого ежегодно 17 мая.
Факторы современного развития
Для обозначения новой общественной формы применяется множество терминов и определений, большинство из которых базируется на единой системе признаков, характеристик и критериев процесса информатизации. Учёные выделяют несколько признаков внедрения новой формации:
В качестве инструмента для развития такого общества исследователи выделяют комплекс взаимосвязанных и практически реализуемых факторов:
Последний из факторов вводит в действие понятие информационной культуры, которое включает в себя комплекс необходимых теоретических знаний и практических навыков по работе с информацией.
Культура информационного общества
Целью процесса информатизации общества являются формирование, организация и обеспечение информационной среды человеческой деятельности. Содержание и структура информационной культуры рассматривается исследователями как интегральное сочетание обеих составляющих термина — «информация» и «культура».
Информологический подход к рассмотрению понятия был характерен для 80−90-х годов прошлого века и связывал его с умениями и навыками оперирования информацией. Упор делался на теоретические, технические и организационные аспекты информационных процессов. Без него и сегодня невозможно дальнейшее движение в сторону новой инфраструктуры общества. Всё большее количество профессий требует не только навыков работы с текстовыми и графическими редакторами, табличными базами данных, офисными программами и приложениями, но и глубокого знания основ информатики и программирования, устройства и принципа работы чипа, процессора, элементов коммутационной сети.
В начале XX века с помощью социологических и психологических тестов и опросов было подтверждено, что процесс потребления и переработки информации напрямую влияет на процесс личностного развития. На первое место вышел культурологический подход, в котором понятие информационной культуры трактуется как одно из проявлений общей культуры человека.
При этом подходе информационная культура связана с понятиями культуры поведения и общения, характеристиками которых служат качества грамотности, воспитанности, дисциплины, уважения, терпимости, вежливости, тактичности и другие. Все способы коммуникативного общения должны определяться правилами и нормами этики и социального поведения. Это касается личного вербального общения, написания, отправки или опубликования школьного сочинения, литературного эссе, научной лекции или реферата, делового письма или электронного сообщения, рекламной или учебной презентации.
Правовое регулирование
Необходимость правового закрепления норм и принципов работы с информацией давно признана мировым сообществом. В 1948 году принятая ООН «Всемирная декларация прав человека» провозгласила право человека на свободу информационного обеспечения во всех его видах. Одновременно была сделана оговорка об ограничении этой свободы с целью защиты прав, свобод и репутации других граждан и общества в целом.
В США приоритетным направлением программы информатизации признано информационное обслуживание граждан. В новой редакции закона «О свободе информации» эта функция была возложена на государственные институты и учреждения. Одновременно были приняты новые законы «О снижении бумажного документооборота» и «О реформе использования информационных технологий», направленные на реформирование государственной системы информирования.
В Европе в 2000 году принят проект «Электронная Европа», направленный на формирование общеевропейского информационного общества. Кроме развития быстрого, доступного и безопасного интернета и поощрения его использования, к числу приоритетных отнесено направление проекта «Инвестиции в людей и знания».
На основе общеевропейской инициативы национальные программы разработаны в Германии, Великобритании, Франции, Италии и в других стран Европы.
В Российской Федерации с целью создания эффективной системы информатизации реализуются федеральная целевая программа «Электронная Россия» и государственная программа «Информацио́нное о́бщество». В числе нормативных актов, направленных на регулирование отношений в сфере информационной деятельности, можно перечислить федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных».
Что послужило точкой отсчета истории информационной культуры
Меню
На следующую
Информационная культура
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Понятие «информационная культура»
Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.
Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
адекватно отбирать и оценивать информацию;
способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1).
(разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара)
Информационная культура личности
Когнитивный уровень
(знания, умения)
Эмоционально-ценностный уровень
(установки, оценки, отношения)
Поведенческий уровень
(реальное и потенциальное поведение)
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества
Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях. Рассмотрим современную трактовку термина «информационная культура», проследим историю информационной культуры, назовем основные факторы ее развития, обозначим ее основные элементы, рассмотрим информационную культуру личности, определим место информационной культуры в системе общей культуры, а также роль информационных технологий в формировании культуры современного общества.
Понятия «культура» и «информация» терминологически представляют собой одни из наиболее абстрактных. В связи с тем, что практически каждая гуманитарная наука пытается дать свое определение термину «культура», таковых насчитывается уже достаточно большое количество (на сегодняшний день в философии культуры число толкований данного термина измеряется четырехзначной цифрой). Такое множество определений культуры подтверждает сложность этого феномена. На наш взгляд, объяснением может, служить тот факт, что данное понятие невозможно выразить через какую-либо одну универсальную дефиницию, поэтому определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.
Начиная со 2-ой половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. В настоящее время термин «культура» символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой- либо группы и служат для упорядочения опыта и регулирования членов этой группы. Еще одно современное определение трактует «культуру» как систему исторически развивающихся над биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Также до настоящего времени нет точного, однозначного определения термина «информация». Информация как некая субстанция обладает своими специфическими особенностями, прежде всего, не уничтожимостью и неистощимостью. То есть, она не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием.
Сочетание слов «информация» и «культура» порождает множество новых понятий. С одной стороны, мы можем применить словосочетание «информационная культура», подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д. С другой стороны, если мы рассмотрим другое взаимосочетание обозначенных слов, то получим такое понятие как «культура информации». Данный термин еще не устоялся и может трактоваться различным образом. Например, мы можем полагать, что данное словосочетание означает способы представления; информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержание. Также можно утверждать, что это полиграфический уровень исполнения документов или делопроизводство, или метод хранения, обработки и передачи данных, или методы, способы и средства защиты информации и т.д.
В ее состав вошла культура общения с документами, то есть извлечение фиксированного знания, кодирование и фиксация информации, документографический поиск. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
В период становления информационного общества появляется новая культура, основанная на символах, кодах, моделях, виртуальных презентациях, на превалировании чувственного над интеллектуальным, на переходе от вербальности к зрительному образу и пр. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что тенденцией современной культуры является «визуализация культуры». Другими словами, благодаря новым технологиям, в частности, телевидению происходит «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, ранее полностью отраженные в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение. Специфика такой культуры, по мнению Л.Б. Шамшина, определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации, а именно: высокой информационной емкостью, легкостью и убедительностью чувств, образностью восприятия, доминированием репродуктивных возможностей над продуктивными, скоростью и широтой трансляции и тиражирования.
Таким образом, мы заключаем, что современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы, соединила их в единое средство и в информационном обществе выступает как социокультурный конструкт. По мнению С.М. Оленева, с которым мы соглашаемся, «информационная культура, представляя особый аспект социальной жизни, выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей».
Проанализировав мнения современных исследователей (Ю.С. Брановского, Н.В. Макаровой, В.П. Беспалько и др.), мы можем выделить следующие элементы информационной культуры:
— добытые знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;
— способы деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности;
— опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
— нормы отношения людей к миру, друг к другу и т.д.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
С появлением культуры, подразумевающей наличие «информационной грамотности» и нового мышления, возникает необходимость формировать информационную культуру личности, то есть готовить каждую конкретную личность, которая является субъектом культуры вообще и информационной культуры в частности, к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Действительно, в современном мире для того, чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная культура личности является развивающейся во времени системой, в которой, как справедливо отмечает A.M. Атаян, можно выделить три уровня: общий (базовый), профессиональный и высший (логический). Выделение уровней связано с критериями и показателями сформированности информационной культуры конкретной личности. Говоря о критериях, следует иметь в виду способность личности использовать в разнообразных видах своей деятельности современные информационные компьютерные технологии, а в качестве показателей в данном случае будет выступать определенный набор знаний, умений и навыков, необходимых для оперирования информацией.
Общий (базовый) уровень информационной культуры личности характеризуется тем, что главной особенностью набора знаний, умений и навыков этого уровня является их обобщенный характер, меж предметность, то есть возможность применения, практически без изменений, в различных видах деятельности.
Профессиональный уровень информационной культуры личности, как отмечает A.M. Атаян, характеризуется специфичностью, большей сложностью знаний, умений и навыков, но вместе с тем ограниченной областью применения. То есть, показатели сформированности информационной культуры конкретной личности обозначенного уровня будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели профессионального уровня включают в себя как элемент показатели базового уровня, что дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры личности более высоким по сравнению с общим (базовым).
Знания, умения и навыки, характерные для высшего (логического) уровня информационной культуры, носят межпредметный характер, также как показатели общего (базового) уровня, но в отличие от последних, выделяются степенью сложности, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решениям в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя показатели профессионального уровня информационной культуры.
Такой подход к информационной культуре личности позволяет говорить о неизменности уровней и критериев информационной культуры, об их универсальности для любой области деятельности человека, и, напротив, об изменяемости показателей уровней (то есть знаний, умений, навыков) с развитием информационных технологий, об их зависимости от конкретного рода деятельности, в том числе профессии. Кроме того, мы можем говорить о том, что новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Данный факт говорит о том, что человек как субъект отношений и сознательной деятельности должен иметь определенный уровень культуры в обращении с информацией.
При подготовке будущих специалистов сегодня необходимо обеспечивать им не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры; необходимо вырабатывать у них такие навыки и умения, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев оценки информации, производство и использование информации. Члены современного общества должны иметь способности самостоятельно анализировать ситуацию, опираясь на понимание общих закономерностей и тенденций развития природных, экономических и социальных процессов, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.
На основании вышесказанного мы можем заключить, что для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Проявляется она в следующих аспектах:
— в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
— в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
— в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
— во владении основами аналитической переработки информации;
— в умении работать с различной информацией;
— в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
В сложившихся условиях необходимо разрабатывать и использовать формы разумного контроля над содержанием распространяемой информации, чтобы она не противоречила принципам демократизма, нравственного здоровья и культурных ценностей общества; не занималась пропагандой антигуманных идей и действий, не культивировала свободу насилия и порнографиии не дискредитировала общественное предназначение масс-медиа, как традиционных, так и новых. Контроль может исходить от родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети не становились жертвами вредной для них информации и не превращались в «электронных зомби», от различных общественных советов и организаций, от самих информационных структур, ответственно относящихся к «самоцензуре» относительно своей деятельности».
В современном обществе перед каждым человеком, семьей, предприятием, городом, регионом, страной стоит задача» приспособиться, выжить и развиваться в потоке происходящих изменений. Для развития в этих условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества. Для решения выше обозначенных задач, по мнению ряда современных исследователей, среди которых Т.Е. Айгнина, Ю.С. Брановский, Ю.С. Зубов, Н.В. Макарова, И.М. Андреева и др., надо формировать и развивать информационную культуру, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе.
Итак, сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой становятся знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Следовательно, информационная культура, то есть умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности, становится неотъемлемой частью информационного общества. Что касается нашей страны, то самым доступным и распространенным видом информационно-телекоммуникационных технологий является телевидение.
- Что послужило толчком развития теоретических исследований и практики управления
- Что послужило формальным поводом для начала крымской войны