Что послужило толчком к написанию произведения

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновение»

История создания

По сути, стихотворение, «Я помню чудное мгновенье» является историей одной любви. Поэт в красивой форме передал свои чувства о нескольких встречах, в данном случае о двух самых значимых, сумел трогательно и возвышенно передать образ героини.

Стихотворение было написано в 1825 году, а в 1827 году опубликовано в альманахе «Северные цветы». Публикацией занимался друг поэта — А. А. Дельвиг.

Кроме того, после выхода в печать произведения А.С. Пушкина стали появляться различные музыкальные интерпретации стихотворения. Так, в 1839 году М.И. Глинка создал романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи А.С. Пушкина. Поводом к написанию романса послужила встреча Глинки с дочерью Анны Керн — Екатериной.

Краткий анализ лирического текста

Сокращенный вариант разбора поэтического произведения предполагает выделение основной темы и идеи стихотворения, а также основные сведения о его композиции, жанре и средствах выразительности.

Анализ стихотворения:

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Кому посвящено?

Посвящено стихотворение А.С. Пушкина племяннице президента Академии художеств Оленина — Анне Керн. Впервые поэт увидел Анну в доме Оленина в Петербурге. Это было в 1819 году. На тот момент Анна Керн была замужем за генералом и не обратила внимания на юного выпускника Царскосельского лицея. Но тот самый выпускник был очарован красотой молодой женщины.

Вторая встреча поэта с Керн случилась в 1825 году, именно эта встреча послужила толчком к написанию произведения «Я помню чудное мгновенье». Тогда поэт находился в ссылке в селе Михайловское, а Анна приехала в соседнее имение Тригорское. Они весело и беззаботно проводили время. Позже Анну Керн и Пушкина связывали больше дружеские отношения. Но те мгновенья счастья и восторга навсегда запечатлелись в строках пушкинского произведения.

«Я помню чудное мгновенье..» — В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви.

Романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи Александра Сергеевича Пушкина является одним из самых знаменитых романсов. История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Оленина, президента Академии художеств, Пушкин увидел его девятнадцатилетнюю племянницу Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал в её адрес. Он был покорён её красотой.

И скоро он напишет: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье Как гений чистой красоты.»

Быть может, впечатление, которое произвела на поэта юная красавица, оказалось столь необычным ещё и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве Керн. Главным виновником этого замужества был её отец. Ей шел семнадцатый год, когда она приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Керну. Генерал был на тридцать с лишним лет старше неё.

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения
Анна Петровна Керн

Анна была романтичная девушка, выросшая на французских романах. Она была не только красива, но отличалась самостоятельностью и оригинальностью суждений. Разумеется генерал никак ей не мог понравиться. К ней уже сватались многие, но родители предпочли бравого генерала. Анну убеждали в том, что она полюбит, когда станет женою генерала и она согласилась по молодости лет. Через год у неё родилась дочь Катя.

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Анна Керн впоследствии так описала это событие: «Мы сидели за обедом, как вдруг вошёл Пушкин. Тетушка мне его представила, он низко поклонился, но не сказал ни слова,робость была видна в его движениях.Он был очень не ровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок,- и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту.Когда же он решился быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.

Однажды он явился в Тригорское с большой книгой. Все уселись вокруг него и он стал читать поэму «Цыгане». Впервые мы слышали эту поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу.Я была в упоении как о текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности — он имел голос певучий, мелодический…Через несколько дней тётушка предложила всем после ужина прогулку в Михайловское.

В современном варианте романс Глинки появился девять лет спустя в 1839 году и был посвящён дочери Анны Керн — Екатерине. В музыке романса — нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках вся история любви. Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачным, полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать — Анну Керн.

В начале 1839 года он впервые увидел дочь Анны Петровны Екатерину в Смольном Институте, где она в то время училась. Глинка вспоминал: «Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особого рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали».

Екатерина превосходно знала музыку, обнаруживала тонкую, глубокую натуру и вскоре его чувства были разделены ею. Анна Керн к тому времени вышла замуж за мелкого чиновника,который на двадцать лет был младше неё и была вполне счастлива. Её любимым изречением было: «Течение жизни нашей есть только скучный и унылый период, если не дышишь в нём сладким воздухом любви».

Но два великих человека Пушкин и Глинка воздвигли «памятник нерукотворный» двум прекрасным женщинам: Анне Керн и её дочери — Екатерине Керн, памятник на все времена во славу «чудного мгновенья любви» — послание всем любящим в вечность.

Жанр, размер, направление

Произведение относится к любовной лирике. Автор раскрывает чувства и эмоции лирического героя, который вспоминает лучшие мгновенья своей жизни. И связаны они с образом любимой.

По жанру это любовное послание. «…Передо мной явилась ты…» — герой обращается к своему «гению чистой красоты», она стала для него утешением и счастьем.

Для данного произведения А.С. Пушкин выбирает пятистопный ямб и перекрёстный тип рифмовки. С помощью этих средств передаётся ощущение рассказа. Мы как будто вживую видим и слышим лирического героя, который неторопливо излагает свою историю.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

Композиция

В основе кольцевой композиции произведения лежит антитеза. Стихотворение разделено на шесть катренов.

Таким образом, произведение обрамляется двумя чудесными встречами героев, мигом очарования и озарения.

Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» представляет собой человека, жизнь которого меняется, как только в его душе появляется незримое чувство влечения к женщине. Без этого чувства герой не живёт, он существует. Только прекрасный образ чистой красоты может наполнить его существо смыслом.

В произведении нам встречаются всевозможные символы. Например, образ-символ бури, как олицетворение житейских невзгод, всего того, что пришлось пережить лирическому герою. Образ-символ «мрак заточенья» отсылает нас к реальной основе данного стихотворения. Мы понимаем, что здесь говорится о ссылке самого поэта.

И главным образом-символом выступает «гений чистой красоты». Это нечто бестелесное, прекрасное. Так, герой возвышает и одухотворяет образ возлюбленной. Перед нами не простая земная женщина, а существо божественное.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни.

Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».

Темы и проблемы

Главная мысль стихотворения состоит в том, что человек не может жить полноценно, если его сердце глухо, а душа спит. Только открывшись любви, её страстям, можно по-настоящему прочувствовать эту жизнь.

Смысл произведения в том, что всего одно маленькое, даже незначительное для окружающих событие способно полностью поменять тебя, твой психологический портрет. А если меняешься ты сам, то меняется и твоё отношение к окружающему миру. Значит одно мгновенье способно изменить твой мир, как внешний, так и внутренний. Нужно лишь не пропустить его, не потерять в сутолоке дней.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении А.С. Пушкин использует разнообразные тропы. Например, для более яркой передачи состояния героя автор использует следующие эпитеты: «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты».

Встречаем в тексте произведения и сравнения, так уже в первом катрене видим, что появление героини сравнивается с мимолётным видением, а она сама — с гением чистой красоты. Метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», подчёркивает, как время несчадно забирает у героя его единственное утешение — образ любимой.

Так, красиво и поэтично, А.С. Пушкин смог рассказать свою историю любви, многими незамеченную, но дорогую для него.

Автор: Екатерина Евсеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Развернутый анализ литературного произведения

Для того чтобы дать стихотворению Пушкина адекватную оценку и разобраться в истинных посылах автора, коротких тезисных выводов о теме и жанре будет недостаточно.

Лишь комплексное исследование любовного послания, соответствующее четкому плану анализа литературного произведения, позволяет оценить степень чувств Александра Сергеевича по отношению к его избраннице. Важную роль здесь играет биографический аспект.

История создания стихотворения

Чтобы выполнить качественный разбор текста, надо обратиться к его происхождению и фактам из жизни автора. Главным пунктом при анализе стихотворения Пушкина является выяснение, кто вдохновил всемирно известного классика на такие трепетные и теплые слова.

Кому посвящено «Я помню чудное мгновенье…», автор никогда не скрывал. Двадцатилетний поэт на одном из светских мероприятий встретил Анну Керн и с первых же минут был очарован ее красотой. Юный Пушкин увлекся молодой женщиной, однако взаимности не получил — Анна уже состояла в браке.

Стихотворение Александр Сергеевич написал лишь спустя шесть лет после знакомства. Вдохновила его на это повторная встреча с возлюбленной спустя многие годы.

Чувства поэта вновь заполонили его сердце, и ему даже удалось добиться взаимности от избранницы. Именно из-за нахлынувших взаимных чувств и появился на свет такой поэтический шедевр.

Тема и композиция

Основной темой этого стихотворного текста является вопрос неразделенной, безответной любви главного героя. События, происходящие вокруг личности автора, находят свое отражение в композиции произведения. Стих начинается с бури эмоций, пережитых Пушкиным при первой встрече с Анной Керн. Позднее лирический герой погружается в рутину и чахнет день ото дня из-за отсутствия взаимности со стороны своей возлюбленной. Однако новая встреча с дамой сердца будто оживляет его, а чувства с двойной силой набирают обороты.

Главная мысль этого текста состоит в том, что никто не способен жить полноценно и счастливо без трепетного любовного чувства в душе. После редких встреч с Керн лирический герой испытывает неимоверный эмоциональный подъем, чувства словно оживают. А вот период разлуки подобен увядающему цветку, где ничто не в силах доставить радость.

Таким образом, сам того не подозревая, Александр Сергеевич закладывает идейное понимание любви на многие годы вперед, о том, как минутная встреча способна поселить в сердце теплое чувство и хранить его там на протяжении долгого времени.

Жанр и стихотворный размер

Любовная лирика, частью которой и является анализируемое произведение, нередко отличается лексическими повторами, придающими определенную легкость и изящество стихотворению. Текст посвящен возлюбленной поэта, поэтому по жанру является любовным посланием. Обращаясь к Анне Керн таким способом, Пушкин исповедует свои чувства за минувшие шесть лет.

Важную роль в таком неторопливом восприятии повествования играет перекрестный вид рифмы и пятистопный ямб, который был выбран автором в качестве стихотворного размера.

Средства художественной выразительности

А. С. Пушкину свойственно нагромождение выразительных средств в своих текстах. Однако данный стих отличается умеренностью эпитетов и метафор, но подобраны они с особым трепетом:

Спустя 15 лет после написания Пушкиным этого любовного послания произведение обрело вторую жизнь. Знаменитый композитор Михаил Глинка, вдохновившись нежностью и теплотой стихотворения, написал музыкальную композицию, которую посвятил даме своего сердца — Екатерине Керн, дочери Анны.

Право называться романсом произведение получило благодаря тому, что было составлено на стихи лирического содержания.

Источник

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

В основе повести «Пиковая дама» лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына.
Прототипом старухи-графини стала бабушка С. Г. Голицына, княгиня Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора. Она действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Однажды С. Г. Голицын, приятель Пушкина, проигрался в карты и пришел к бабушке за деньгами. Старуха не дала ему денег, но зато назвала три карты, назначенные ей Сен-Жерменом. Голицын поставил деньги на эти три карты и отыгрался. Остальные события в «Пиковой даме» являются вымыслом самого Пушкина.
Он хочет войти в милость графини, стать ее любовником, он готов на все, лишь бы овладеть тайной трех карт, которая принесет ему богатство. «Расчет, умеренность и трудолюбие», на которых он строил свою прежнюю жизнь, теряют для Г. свою былую привлекательность. Встреча с Лизаветой Ивановной — бедной воспитанницей старой графини — решает его участь. Используя любовь девушки как ключ к дому графини, Г. проникает в ее спальню и заклинает старуху «чувствами супруги, любовницы, матери» открыть ему тайну трех карт. Испуганная графиня умирает, так ничего и не сказав. Правда, три дня спустя, в день похорон, призрак графини является Г. во сне и называет карты: тройка, семерка, туз. Отныне три карты полностью занимают воображение Г. Три дня подряд он приходит в дом гусара Чекалинского и ставит по одной карте, как велела графиня. Два первых дня приносят ему выигрыш, на третий день вместо туза на стол ложится пиковая дама, в воображении Г. наделенная роковым сходством с графиней. Проигравшийся Г. сходит с ума и заканчивает свои дни в Обуховской больнице.

Источник

1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Его племянницей была Софья

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Средства художественной выразительности.

Эпитеты: небесная лазурь, тяжкий труд, звонкий смех, беззаботных птичек.

Олицетворения: лес оденется листвою.

Сравнения: сердце сильно так в груди \Стучит, как будто ждет чего-то, \Как будто счастье впереди \И унесла зима заботы!

Риторическое восклицание: «Весна!»

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

К главным героям произведения относится Олечка Розова. Эта скромна я и хрупкая девушка ведет небогатый, судя по тому, как быстро иссякли накопления, быт маленькой семьи. Мы не встречаем упоминания о детях, интересах и увлечениях героини. Их просто нет! Жизнь Оленьки проста и скучна одновременно. Она грезит о роскошной жизни, проходя мимо витрин Гостиного ряда, где ее поджидает второй герой рассказа – коварный крахмальный белый воротник с продетой желтой ленточкой.

Не в силах устоять перед соблазном Оленька покупает воротник. Эта роскошь моментально ставит ее на путь новых материальных приобретений. Если в начале произведения героиня выступает главным действующим лицом, отдает себе отчет в происходящем, стыдит себя за необдуманные траты, то уже к середине рассказа власть берет воротник. Став во главе армии «необходимых» вещей, он ввергает Оленьку в пучину трат, долгов и разврата. Это он требует обнов, крутит головой, делает двусмысленные намеки и подталкивает героиню к измене. Это он, коварный, рушит семейное счастье, заставляя «несчастную» хамить мужу.

Использовав олицетворение, как главный сюжетный ход рассказа, Тэффи обличает всю суть мещанства – власти вещей над людьми. В силу низких духовности и нравственности, инфантильности и узости взглядов, ее героиня попадает в ловушку. Не только попадает, но и опускает руки не в силах бороться, обвиняя вещь в своих грехах. Юмористическое повествование, когда Оленька бьется за соответствующий воротнику гардероб, перетекает в сатиру, чьей задачей является бичевание порока, завладевшего героиней.

Источник

Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

Билет № 1

Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн

Лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих

Лицейских друзьях.

А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил».

С добрыми чувст­вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор­чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото­рый под старость вместе с поэтом и дипло­матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста­туса России после провала Крымской кам­пании. Но это в будущем, а пока «форту­ны блеск холодной не изменил души тво­ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат­ски обнялись».

Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет.

Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина.

Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ­ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на­вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель­ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной».

Билет № 2

Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Билет № 3

1 Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть фото Что послужило толчком к написанию произведения. Смотреть картинку Что послужило толчком к написанию произведения. Картинка про Что послужило толчком к написанию произведения. Фото Что послужило толчком к написанию произведения

Билет № 4

Билет № 5

Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к трагическому исходу.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме.

Трагедия вскрывает глубочайшие конфликты. В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир изображает борьбу двух любящих за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. Конфликт между уходящим и новым миром приводит к гибели героев.

Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности. Но вражда не умерла: всегда находятся горячие головы из молодежи (Тибальт), готовые снова ее разжечь.

Ромео и Джульетта погибают жертвами ее, но их молодое чувство празднует в пьесе свою победу. Это единственная трагедия Шекспира, в которой комический элемент занимает значительное место, и цель его— укрепить жизнерадостный характер пьесы.

Своей жертвенной смертью Ромео и Джульетта достигают торжества любви и мира: «вражда отцов с их смертью умерла». Эти слова Пролога больше, чем предварение зрителей о сюжете; здесь перед нами редкий случай, когда Шекспир сообщает идею произведения. Трагедия заканчивается полным миром, но куплен он дорогой ценой.

2 Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).

Антите́за ( противопоставление) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Контраст двух частей рассказа основан на литературном приеме антитезы.
Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника).

Присутствуют в рассказе и другие антитезы, призванные подчеркнуть основную антитезу:

музыканты знаменитые, нежная красивая музыка—бой барабана и визгливая мелодия флейты на экзекуции.

Билет № 6

Билет № 7

1 Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»),олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»),сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).

Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворениеобращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

1. 2 Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Взятки – обычное дело для чиновников.

Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

— Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

Давйте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

· низкопоклонство и подличанье перед властями знатностью и богатством

· скотская грубость перед низшими

Билет № 8

1 Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи).

Черты исторического романа по В. Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.

2. Частная жизнь людей связана историческим процессом.

3. В романе действуют представители разных сословий.

4. Показана роль народных масс.

В романе воссоздано историческое время феодальных усобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточённые распри феодалов.

И всё это даётся на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры.

В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников.

Вокруг кого развиваются события романа? Вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены.

2 Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Гоголь не скрывает не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя. Но на первый план выходит его кротость, безропотное терпение. Даже имя его несет это значение: Акакий − смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

Образ Акакия Акакиевича имеет две стороны. Первая − духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая − произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Башмачкин, имеет право на существование и справедливое отношение к себе.

Билет № 9

1. 1 О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины. Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал. Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

A.A. Блок сравнивает Русь с женой, потому что для него восприятие России естественнее всего в образе молодой красивой женщины. Куликовская битва для поэта − исторический факт, дающая повод для размышлений о настоящем и будущем России. Цикл пронизан горячей любовью к родине, в нем история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении.

Цикл «На поле Куликовом» − предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны − от поля Куликова до современных ему событий. Герой цикла − это и древний русич-воин, и современник поэта.

В цикле A.A. Блока «На поле Куликовом» для воспроизведения картин далёкого исторического прошлого большое значение имеют образы древнерусской и фольклорной поэтики (образ реки, именование Руси женой, противопоставление сета и тьмы). Эти образы помогают нам окунуться в прошлое, почувствовать стихию, проникнуться мировосприятием человека русской древности.

1 строфа: Река – Дон. В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами. Желтый цвет связан с застойностью, косностью. Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

2 строфа: Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа: В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа: Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа: Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа: Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

7 строфа: Сердце, плач – очищение в слезах.

Отрывистость ритма создаёт настроение: напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»

Образ степной кобылицы, которая «несется вскачь», противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни. Сущность времени и человеческой жизни в целом отражает строфа «И вечный бой! Покой нам только снится».

Поэт использует эпитеты (степная кобылица,» скудной, желтого, долгий путь, ночные птицы, тихие зарницы, поганая орда, древней), метафоры (река грустит лениво; в степи грустят стога; закат в крови; идут испуганные тучи; святое дело; тихие зарницы Князя стерегли; Доном темным и зловещим; одежде свет струящей; лик нерукотворный), лексические повторы (нам путь, закат в крови), сравнения— полуночи тучей возносилась княжеская рать; Непрядва убралась туманом, что княжна фатой, есть аллитерация (буквы р, с).. Все эти художественно-выразительные средства языка несут эмоциональную нагрузку, делают стихотворение более выразительным, помогают понять внутренний мир писателя.

Билет № 10

Билет № 11

3 Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Билет № 15

1. Как пришло к И. Шмелеву умение писать? Почему главный герой рассказа «Как я стал писателем» почувствовал, что он «другой»?

Рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства. Первый период своей жизни автор называет «дописьменным»: он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати». Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки». В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление», как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.

Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство», и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце».

Третий период творчества был «печатный». Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем». Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца», потом еще «два месяца»… Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва». Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.

Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.

3 Прочтите наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Докажите, что Шекспир поднимает в своём произведении общечеловеческие темы и чувства.

Билет № 16

В юмористических комедиях разоблачаются недостатки в характеры отдельных людей, вследствие чего герои попадают в равные смешные ситуации. В сатирических комедиях разоблачаются и осуждаются коренные пороки общественной жизни. Критика здесь несравненно глубже, чем при юмористическом изображении, острее, направлена не на искоренение пороков (искоренить их и нельзя!), а на уничтожение самого порядка, который порождает такие безобразные явления.

Билет № 19

3 Прочитайте наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта » (по

выбору). Ромео называет Джульетту «светлым ангелом». Какая характеристика героини соответствует этому сравнению?

Билет № 20

2 Можно ли предположить, как будут развиваться события в рассказе А.П. Чехова «О любви»? Аргументируйте свой ответ.

В рассказе “О любви”, наиболее психологичном в маленькой трилогии, ситуация несостоявшегося объяснения и погибшего чувства рассматривается как результат следования ложным представлениям. Так сам герой-рассказчик Алехин оценивает в конце все то, что помешало ему добиться соединения с любимой женщиной.

В любви не существует никаких общих правил, и весь опыт человечества оказывается бессилен и непригоден в каждом отдельном случае. “Тайна сия велика есть” (слова апостола из “Послания к Ефесянам”). История Алехина и Анны Алексеевны Луганович совершенно иная, чем, скажем, история любви красивой Пелагеи к “мурлу” Никанору. При всей обыденности происходящего с чеховскими героями за всякой рядовой любовной историей можно почувствовать своего рода тайну, загадку. Цель Чехова не указать на рецепты, образцы влюбленности или решить загадки любви; он исследует, как эти, конкретные, влюбленные осознают создавшуюся в их жизни ситуацию и избирают в соответствии с этим линию поведения. Алехин высказывает утверждение: “То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай”.

И его история подтверждает, с одной стороны, предельную индивидуализированность, неповторимость его любовной коллизии, а с другой — невозможность руководствоваться в любви какими бы то ни было предписанными правилами. Герои истории осложняли свою любовь разнообразными, как говорит Алехин, “роковыми вопросами”. Для героя является “тайной”, почему его возлюбленная замужем именно за неинтересным, бесцветным Лугановичем и ее муж уверенно владеет своим счастьем; “почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка”. Кроме этих “почему” и “для чего” Алехин задает еще шесть подобных вопросов. “И ее мучил вопрос. ”

В конце истории герой понял, хотя и слишком поздно, чем должно руководствоваться в любви. “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе”.

Здесь Алехин все-таки пытается “обобщать”, но очевидна неопределенность вывода, сделанного им: что такое это “высшее, более важное, чем счастье или несчастье”, — герой так и не знает, и случись ему полюбить еще раз, нет никакой гарантии, что на этот раз будет выбрано идеальное решение всех вопросов. Любовь чеховских героев редко оказывается прочной и счастливой, и причины их любовных неудач чаще всего непонятны им самим. Может быть, о неприложимости к любви всех существующих мерок говорится в записной книжке Чехова: “Любовь. Или это остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же она не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь”.

Произведения Чехова понятны и интересны людям любой страны и эпохи именно благодаря своей обращенности к общим проблемам человеческого бытия.

Чехов — и в этом отличие и сила его художественного языка — никогда не проповедует, не поучает, не вкладывает свои выводы “в уста” героев. Он использует иные, более действенные, но и более тонкие и сложные средства выражения своей авторской позиции.

Прежде всего, это, конечно, сама логика сюжетов, рассказываемых человеческих историй и судеб. О том, что представления героев ложны, говорят прежде всего развязки рассказываемых историй. “Действительная жизнь” торжествует, и довольно жестоко, над любым из футляров, в который ее пытаются заключить. Только в гробу вполне “достиг своего идеала” Беликов. Ценой утраты молодости, здоровья и — более того — человеческого облика достиг поставленной цели герой “Крыжовника”. Алехину нужно было утратить любимую женщину навсегда, чтобы понять, “как ненужно, мелко и как обманчиво было все то”, что сам он ставил на пути своей любви.

3 Прочитайте наизусть русскую народную песню (на выбор). Назовите

распространенный прием построения русской народной песни, используемый в ней. В чем он состоит?

По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.

Так же, как и в былинах, в народных песнях часто применяются отрицательные сравнения. Ими начинается, например, песня «Не кукушечка во сыром бору куковала»:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

Как и для других видов народной поэзии, для песни характерны постоянные эпитеты: «красная дезица», «добрый молодец», «белы рученьки», «резвы ноженьки», «горючая слеза», «чисто поле», «звёзды чистые», «зелёная дубравушка» и т. п.

Большую задушевность придают песням обращения героев или к природе: к полю чистому, к дубраве зелёной, к цветам и пр., или к людям. Такие обращения обычно даются в начале песни: «Не шуми, мати зелёная дубравушка»; «Ах ты, девица-красавица моя».

В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.

Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.

Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:

Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.

Ах ты, птушка, птушка вольная!

Ты лети, лети в мою сторонушку.

АХ, КАБЫ НА ЦВЕТЫ НЕ МОРОЗЫ

Много сложено народом песен, которые обычно рисуют тяжёлые и печальные картины жизни замужней женщины в чужой семье. Девушка-крестьянка не могла выйти по своей воле замуж. Она должна была подчиняться воле родителей, а те (особенно малоимущие или совсем бедные) стремились выдать дочь за богатого, хотя бы немилого. Часто такие женщины, грустные, одинокие в чужой семье, слагали песни, в которых с большой искренностью и задушевностью раскрывали свои мысли, чувства, переживания, оплакивали свою печальную долю.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ой, кабы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.:

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила:

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы:

Билет № 21

1. Жизнеутверждающий финал трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и его значение.

2. В чем проявились самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»?

3. М.А. Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показывает необычную жизнь вещей : «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо п одмигивает и рисуется раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, …копируя… дядю, книги дышат…». Объясните, почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой названной вещью?

Билет № 24

1. Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских народных песен, их место в жизни народа. Прочитайте наизусть песню (по своему выбору).

3. Какое из портретных описаний героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» вам запомнилось? Попробуйте создать сло весный портрет.

1. Дайте определение понятию «композиция». Укажите основные композиционные элементы трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Жанр — трагедия Тема — страстная любовь Ромео и Джульетты. Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев. Идея — человеческие чувства выше возрастных ограничений и предрассудков Главные герои «Ромео и Джульетта» Монтекки — Ромео, его родители, друзья (Меркуцио, Бенволио), слуги; Капулетти: Джульетта, ее родители, Тибальт, слуги Место действия — Италия, Верона Время действия — ХY век Композиция — 5 действий, действия разделены на сцены «Ромео и Джульетта» элементы сюжета Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти; завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и зарождение любви; кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни; развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей. Основная мысль трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»- в том, что для настоящей любви нет ничего невозможного, не существует никаких преград. Влюбленным нельзя было встречаться, их семьи враждовали, но они встречались, они любили друг друга. Трагедия закончилась печально-Ромео и Джульетта погибли из-за того, что их враждующие семьи мешали им любить, они не понимали, что существует искренняя, чистая любовь, не смотря ни на что.

Характерная для раннего творчества Шекспира симметричность композиции получила выражение в построении действия «Ромео и Джульетты».

Здесь мы имеем дело с симметричностью в единой линии фабулы. В первом акте трагедии действующие лица появляются в таком порядке:

1. Слуги Капулетти.
2. Слуги Монтекки.
3. Столкновение между ними.
4. Племянник Монтекки.
5. Племянник Капулетти.
6. Столкновение между ними.
7. Супруги Капулетти.
8. Супруги Монтекки.
9. Герцог.
10. Бенволио (подготовка появления Ромео).
11. Ромео.

Такую же симметричность находим и в третьем акте:

Билет № 26

1. Охарактеризуйте образ возлюбленной в сонете В. Шекспира («Её глаза на звёзды не похожи»). Прочтите наизусть данный сонет.

2. Охарактеризуйте образ государства в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Как критики определяют жанр произведения?

3. Раскройте смысл названия рассказа А.И.Куприна «Сирень».

1. Возлюбленная, описанная в сонетах Шекспира, совсем не похожа на идеальных красавиц художников и поэтов Возрождения. Модным был белокурый цвет волос или золотистый. Королева Елизавета была рыжей, и это повлияло на английский идеал красоты в ее царствование. «Прекрасным не считался черный цвет», — замечает Шекспир в сонете 127-м. А между тем и волосы и взор

Возлюбленной моей чернее ночи,

Как будто носят траурный убор

По тем, кто краской красоту порочит.[48]

В последней строке намекается на тех, кто красит волосы, чтобы выглядеть так, как полагается по моде. Шекспир вообще не терпел ложных ухищрений для придания облику видимости красоты. В приступе гнева Гамлет обличает не только жестокость и несправедливость, но даже косметику и изощренные светские манеры. «Слышал я про ваше малевание вполне достаточно! — кричит он Офелии. — Бог дал вам одно лицо, а вы себе делаете другое…»[49]

Возлюбленная, описанная в сонетах, получила прозвище «смуглая дама» (the Dark Lady). Шекспир описал ее нам, подчеркивая, что она живая женщина, а не идеальная красавица и не расписная кукла.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенства линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.[50]

Заключительный выпад направлен против сонетистов, как, впрочем, и все стихотворение, в котором осмеивается искусственный идеал. Выдуманным женщинам сонетистов Шекспир противопоставляет реальную женщину.

Но дело вовсе не в несходстве с идеальными красавицами:

Беда не в том, что ты лицом смугла,

Не ты черна, черны твои дела![51]

Она не идеальна и в нравственном отношении. Поэт отлично знает неверность своей возлюбленной, но готов ей все простить:

Мои глаза в тебя не влюблены,

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.[52]

…сердечных уз не пощадил,

Где должен был нарушить долг двойной.

Неверную своей красой пленя,

Ты дважды правду отнял у меня.[53]

Утрату друга поэт переживает больнее, чем утрату возлюбленной. Он всегда был не уверен в ней и знал ее изменчивость. Но в друга он верил беспредельно, и потерять его для него более страшно:

Полгоря в том, что ты владеешь ею,

Но сознавать и видеть, что она

Тобой владеет, — вдвое мне больнее.

Твоей любви утрата мне страшна.[54]

Эта роковая женщина мучает не только поэта, но и его друга. И тут самозабвенный, преданный друг начинает страдать вдвойне: за себя и за него.

Поэт не перестал любить обоих. Сердце его разрывается от страшной муки:

На радость и печаль, по воле Рока,

Два друга, две любви владеют мной:

Мужчина светлокудрый, светлоокий

И женщина, в чьих взорах мрак ночной.[55]

По-видимому, друзья примирились. Прошло какое-то время, и поэт, в свою очередь, чем-то глубоко оскорбил друга. Теперь виноват уже он, и он пишет сонет:

То, что мой друг бывал жесток со мною,

Полезно мне. Сам испытав печаль,

Я должен гнуться пред своей виною,

Коль это сердце — сердце, а не сталь.

И если я потряс обидой друга,

Как он меня, — его терзает ад,

И у меня не может быть досуга

Пускай та ночь печали и томленья

Напомнит мне, что чувствовал я сам,

Чтоб другу я принес для исцеленья,

Как он тогда, раскаянья бальзам.

Я все простил, что испытал когда-то,

И ты прости, — взаимная расплата![56]

Насколько это возможно, мы попытались представить, что в сонетах отражена какая-то подлинная история взаимоотношений трех лиц. Но не будем скрывать: это лишь домысел, который ничем нельзя подтвердить. Более того, может быть, сонеты написаны не одному другу, а разным лицам. У нас нет никаких доказательств того, что молодой человек, которого поэт в первых семнадцати сонетах уговаривает жениться, и друг, которого он так горячо любил, одно и то же лицо.

Единый лик лишь у смуглой красавицы. Этот образ с удивительной рельефностью запечатлен Шекспиром. Уж очень она реальна, и не похоже, чтобы этот образ был полностью вымышлен поэтом. В двадцати пяти сонетах, рассказывающих мучительную историю «любви втроем», столько жизненности, что трудно поверить, будто это всего лишь вымысел поэта, давший ему возможность поупражняться в стихотворстве на острую психологическую тему. Скорее всего, история, рассказанная в этих сонетах, была пережита поэтом. Может быть, это как раз и была «болезнь», которой хворал «старый актер» W. S., упомянутый Генри Уиллоуби. Ведь и Шекспир писал:

Любовь — недуг. Моя душа полна

Томительной, неутолимой жаждой,

Того же яда требует она,

Образ смуглой красавицы надолго запечатлелся в сознании Шекспира. Он еще раз ожил под его пером много лет спустя — в египетской царице из трагедии «Антоний и Клеопатра», такой же неверной, как смуглая дама сонетов, и такой же властно притягательной своей колдовской красотой.

У нас нет фактических данных, чтобы распутать загадки сонетов. Но одно в них несомненно: во многих из них узнается великий сердцевед Шекспир. Пережил ли он сам описанное в сонетах, мы не уверены. Но он глубоко понял и прекрасно выразил, что в данных положениях может чувствовать человек большой души. А дальше каждому предоставляется гадать, какова в этом была доля лично пережитого и какова доля гениального поэтического прозрения.

2 Замысел книги сформировался у Салтыкова-Щедрина постепенно, в течение нескольких лет. В 1867 году писатель сочинил и выставил на суд публики новый сказочно-фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» (он ложится в основу известной нам главы под названием «Органчик»). В 1868 году автор начал работу над полномасштабным романом. Этот процесс занял чуть больше года (1869-1870 гг). Первоначально произведение было озаглавлено «Глуповский Летописец». Название «История одного города», ставшее окончательным вариантом, появилось позже. Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки».

Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.

Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.

Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.

Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.

Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.

§ Власть. Это основная тема произведения «История одного города», которая по-новому раскрывается в каждой главе. Главным образом, она видится через призму сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. Сатира здесь направлена на две стороны жизни – показать, насколько губительно самодержавие и выявить пассивность народных масс. По отношению к самодержавию она носит полное и беспощадное отрицание, то по отношению к простым людям ее цель заключалась в исправлении нравов и просветлении умов.

§ Война. Автор заострил внимание на губительности кровопролития, которое лишь разоряет город и убивает людей.

§ Религия и фанатизм. Писатель иронизирует насчет готовности народа поверить любому самозванцу и в любых идолов, лишь бы переложить на них ответственность за свою жизнь.

§ Невежество. Народ не образован и не развит, поэтому правители манипулируют им, как хотят. Жизнь Глупова не становится лучше не только по вине политических деятелей, но и из-за нежелания людей развиваться и учиться осваивать новые навыки. Например, ни одна из реформ Двоекурова не прижилась, хоть и многие из них несли положительный результат для обогащения города.

§ Раболепство. Глуповцы готовы терпеть любой произвол, лишь бы не было голода.

§ Разумеется, автор затрагивает вопросы, касающиеся управления государством. Основная проблема в романе — это несовершенство власти и ее политических приемов. В Глупове правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей уезда градоначальников не волнуют.

§ Кадровый вопрос. На должность управленца некого назначить: все кандидаты порочны и не приспособлены к бескорыстной службе во имя идеи, а не ради наживы. Ответственность и стремление устранить насущные проблемы им и вовсе чужды. Это происходит оттого, что общество изначально несправедливо разделено на касты, и никто из простых людей не может занять важный пост. Правящая элита, ощущая отсутствие конкуренции, живет в праздности ума и тела и не работает на совесть, а просто выжимает из чина все, что тот может дать.

§ Незнание. Политики не понимают проблем простых смертных, и даже если хотят помочь, не могут сделать это правильно. Во власти нет людей из народа, между сословиями глухая стена, поэтому даже самые гуманные чиновники бессильны. «История одного города» — лишь отражение реальных проблем Российской Империи, где были талантливые правители, но им не удалось в силу оторванности от подданных благоустроить их жизнь.

§ Неравенство. Народ беззащитен перед произволом управленцев. Например, мужа Алены городоначальник без вины отправляет в ссылку, злоупотребляя своим положением. А женщина сдается, так как даже не рассчитывает на правосудие.

§ Ответственность. За свои разрушительные деяния чиновники не наказываются, и их приемники чувствуют себя в безопасности: что бы ты ни сделал, ничего серьезного за это не будет. Всего лишь снимут с должности, и то в крайнем случае.

§ Чинопочитание. Народ является великой силой, не в ней нет толку, если он согласен во всем слепо подчиняться начальству. Свои права он не отстаивает, своих людей не защищает, по сути, превращается в инертную массу и по своей же воле лишает себя и своих детей счастливого и справедливого будущего.

§ Фанатизм. В романе автор заостряет внимание на теме чрезмерного религиозного рвения, которое не просвещает, а ослепляет людей, обрекая их на празднословие.

§ Казнокрадство. Все наместники князя оказались ворами, то есть система прогнила настолько, что позволяет своим элементам безнаказанно проворачивать любые махинации.

Главная мысль

Авторский замысел состоит в изображении государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей. В лице общества в повести выступает народ (глуповцы), «угнетателем» же являются градоначальники, которые сменяют друг друга с завидной скоростью, при этом успевая разорить, разрушить свои владения. Салтыков—Щедрин иронично замечает, что жителями движет сила «начальстволюбия», и без правителя они незамедлительно впадают в анархию. Таким образом, идея произведения «История одного города» — это стремление показать историю русского общества со стороны, как люди на протяжении многих лет переносили всю ответственность за устройство своего благополучия на плечи почитаемого монарха и неизменно обманывались, ведь один человек не может изменить целую страну. Перемены не могут прийти извне, пока народом правит сознание того, что самодержавие — есть высший порядок. Люди должны осознать свою личную ответственность перед родиной и ковать свое счастье сами, но тирания не позволяет им проявить себя, а они горячо ее поддерживают, ведь пока она есть, ничего делать не надо.

Несмотря на сатирическую и ироничную основу повествования, в нем заложена очень важная суть. В произведении «История одного города» смысл — показать, что только при наличии свободного и критического видения власти и ее не несовершенств возможны перемены к лучшему. Если общество живет по правилам слепой покорности, то притеснения неизбежны. Автор не призывает к восстаниям и к революции, в тексте нет ярых бунтовских стенаний, но суть одна — без народного осознания своей роли и ответственности нет пути к переменам.

Писатель не просто критикует монархический строй, он предлагает альтернативу, выступая против цензуры и рискуя своей государственной должностью, ведь издание «Истории…» могло повлечь для него не только отставку, но и тюремное заключение. Он не просто говорит, а своими действиями призывает общество не бояться власти и открыто говорить ей о наболевшем. Основная мысль Салтыкова-Щедрина – привить людям свободу мысли и слова, чтобы они могли улучшать свою жизнь сами, не дожидаясь милости градоначальников. Он воспитывает в читателе активную гражданскую позицию.

Билет № 1

Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью

Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Герману, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.

2 Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *